MAKS против кризиса

Российская публика впервые увидела в полете лайнер Super Jet 100, а также истребитель Rafale Р


В этом году открытию авиасалона в Жуковском предшествовала трагедия. 17 августа во время тренировочного полета столкнулись Су-27 и Су-27УБ знаменитой пилотажной группы «Русские витязи». В результате погиб ее командир Игорь Ткаченко, а два других летчика Игорь Куриленко и Виталий Мельник были госпитализированы. Самолеты упали на дачный поселок, где пострадали 5 человек, и позднее одна женщина скончалась в больнице. Это печальное событие не могло не отразиться на проведении салона. Выступления «Витязей», которые в прежние годы служили украшением МАКСа, пришлось отменить (лишь в завершающий день четверка этой группы прошла над Жуковским). Трагические ноты прозвучали и в речи премьер-министра России Владимира Путина, открывавшего работу авиационного форума. Но «шоу должно продолжаться»…

И оно состоялось с традиционным размахом, зрелищностью и многолюдьем. С 18 по 23 августа на летном поле аэродрома Раменское в павильонах и под открытым небом свою продукцию представили 735 компаний из 34 стран, в том числе 507 – из России (по сравнению с МАКС-2007 общее количество участников снизилось почти на 7%, что, вероятно, стало следствием мирового финансово-экономического кризиса). На стоянках и в воздухе было продемонстрировано 189 летательных аппаратов (150 российских и 39 зарубежных). Состоялся 241 демонстрационный и показательный полет, в которых приняли участие 84 самолета, вертолета и воздухоплавательных аппарата. Среди них российская публика впервые увидела в полете отечественный региональный лайнер Super Jet 100В и французский истребитель Rafale D. Очень эффектно выглядел пилотаж российских летчиков на МиГ-290ВТ, Су-30МКИ, Су-35, Ми-28Н, Ка-52 и др. Неизменно вызывали аплодисменты зрителей выступления итальянской пилотажной группы «Фречче Триколори» и французской «Патруль де Франс».

Деловая программа включала более 70 мероприятий, в т.ч. Второй Европейский конгресс по транспортной авиации и Десятую Международную конференцию по аэродинамике и управлению течениями и методам их исследования FLUCOME-2009. Как заявили организаторы салона, на нем побывали более 550000 человек, из них около 65000 представляли деловые круги 80 стран.

Безусловно, на МАКСе доминировали российские компании. Прежде всего, выделялись экспозиции, представленные крупными авиастроительными структурами, такими как Объединенная авиастроительная корпорация (OAK), «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация. При этом было заметно, что входящие в их состав знаменитые авиационные фирмы не утратили своей аутентичности. Наибольший деловой успехо сопутствовал холдингу «Сухой». На авиасалоне был подписан контракт на поставку ВВС России до 2011 г. 64 тяжелых истребителей (48 Су-35С, 12 Су-27СМ и 4 Су-30М2). Кроме того, предусмотрена закупка необходимого оборудования и вооружений. Оценочная стоимость этого арсенала составила около 6 млрд. USD – 60% цены всех контрактов, заключенных в этом году на МАКСе. В результате, по стоимости подписанных сделок нынешний салон превзошел два предыдущих вместе взятых.

Наиболее значительные договора в области гражданской авиации подписала лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). В том числе, она заключила твердые контракты с авиакомпанией «Атлант-Союз» на 1,2 млрд. USD, предусматривающие поставку 15 лайнеров Ту-204СМ ульяновской постройки и тридцати Ан-148 нескольких модификаций воронежской сборки. ИФК подписала на МАКСе еще несколько соглашений, включая опционы, что в общей сложности позволяет рассчитывать на постройку в России более девяноста гражданских самолетов. При производстве Ан-148 найдется много работы и для украинских предприятий.

На этом фоне весьма скромно выглядели достижения «Гражданских самолетов Сухого», подписавших лишь один твердый контракт на два SSJ-100 для авиакомпании «Якутия».

Заметного успеха добились «Вертолеты России», заключившие сделку с компанией Airfreight Aviation из ОАЭ (базируется в аэропорту Шарджа) на поставку двадцати Ми-171, которые построит Улан-Удэнский авиационный завод. Входящие в «Вертолеты России» фирмы развивают целый ряд своих направлений. Так, во время одной из презентаций специалисты МВЗ им. М.Л. Миля рассказали о проектах глубокой модернизации вертолетов семейства Ми-171/172, развитии программы Ми-38, которая после «кончины» компании «Евромиль» вернулась под крышу родной фирмы. Немало внимания было уделено и современному состоянию программы Ми-28Н. В частности, стало известно, что уже 10 серийных машин, построенных в Ростове-на-Дону, поставлены в строевой вертолетный полк, который базируется в Буденовске (Ставропольский край).

Среди перспективных проектов российского авиапрома выделялся пассажирский


Боевой вертолет Ми-28Н



Летающая лаборатория для отработки радиоэлектронного оборудования на базе Ил-114 и один из серийных истребителей МиГ-29СМТ


авиалайнер МС-21. первый экземпляр которого должен подняться в воздух в 2014 г. Предполагается создать несколько вариантов самолета, предназначенных для полетов как на ближних авиалиниях, так и на магистралях средней протяженности Различные модификации МС-21 будут вмещать от 168 до 230 пассажирских мест. Работы над этой машиной ведутся с 2003 г. и сегодня сосредоточены в рамках корпорации «Иркуг». Программа находится на стадии эскизного проектирования. Заняты им, прежде всего, конструкторы ОКБ им. А.С. Яковлева, а также ТАНТК им. Г.М. Бериева. Какими двигателями будет оснащен лайнер, до сих пор не определено. В списках претендентов на их поставку фигурируют самые известные мировые производители, включая Pratt amp; Whitney и Rolls-Royce. Ранее считалось, что специально для МС-21 в Перми создают двигатель ПД-14. Однако на своей пресс-конференции президент ОАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко заявил, что эта разработка ведется в рамках целевой федеральной двигателестроительной программы и конкретно к МС-21 не привязана.

Немало перспективных проектов представили небольшие компании. Среди них выделим реактивный УТС с крылом обратной стреловидности CP-10 московского КБ «Современные авиационные технологии» и легкий двухдвигательный вертолет продольной схемы с активной системой сгасения пассажиров RUMAS-245, натурный макет которого выставила на своем стенде совместная российско-украинская компания «КБ Маслова».

В общем «громадье» салона как-то затерялись разработчики СЛА. Однако если кому из посетителей МАКСа доставало желания заглянуть в их угол, то в глаза бросалось большое количество выставленных автожиров, среди которых выделялись аппараты различного назначения компании «Гирос» из Жуковского.

Мировые гиганты авиастроения, в том числе Boeing, EADS, Lockheed-Martin, ограничили свое участие «демонстрацией флага», представив лишь стендовые экспозиции. В отличие от них австрийская компания Dia mond Aircraft Industries, специализирующаяся на разработке и производстве легких самолетов из композиционных материалов, выставила 5 натурных образцов своей техники. Среди них были двухмоторные машины семейства DA42, включая беспилотный вариант.

Участие Украины в работе салона оставило двоякое впечатление. С одной стороны ведущие предприятия: АНТК им. О.К.Антонова. ОАО «Мотор Сич», ГП «Ивченко- Прогресс» были представлены достойно и достигли важных деловых успехов. С другой так называемый украинский национальный павильон, не вмещавший экспозиции лидеров отечественного авиапрома, выглядел весьма жалко. В основном там находились как-то странно оформленные крохотные стенды, на которых иногда можно было повстречать явно неадекватных личностей. Но не будем о грустном, в конце концов, в целом для Украины МАКС прошел весьма удачно. Были подписаны важные документы, позволяющие ряду предприятий, включая производителей двигателей, авиационных систем и агрегатов, рассчитывать на получение очень привлекательных заказов.

Прежде всего, нужно назвать Протокол о внесении изменений в «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27», который вечером 18 августа подписали и.о. министра обороны Украины В.В. Иеащенко и министр обороны России А.Э. Сердюков. Этот долгожданный документ призван вдохнуть новую жизнь в развитие многострадальной программы Ан-70. В частности, он открывает дорогу к ее финансирова

нию из бюджета РФ, и, возможно, это наконец-то позволит завершить испытания самолета и развернуть его полномасштабное производство на кооперационной основе предприятиями двух стран.

На следующий день в судьбе «семидесятки» произошло еще одно немаловажное событие. Генеральный конструктор АНТК им. O.K. Антонова Дмитрий Кива и президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин подписали соглашение о намерениях по выведению на рынок гражданского Ан-70Т. В соответствии с ним, «Волга-Днепр» выступит заказчиком первой партии таких самолетов.

В тот же день вице-президент OAK Виктор Ливанов, Дмитрий Кива и Алексей Исайкин подписали технические требования на разработку модернизированного варианта «Руслана». Такую работу запланировали провести в рамках возобновления серийного производства Ан-124. Как заявила фирма-разработчик самолета, его дальность полета при грузоподъемности 150 т будет доведена до 4000 км. Глубокой модернизации подвергнется бортовое оборудование машины, что позволит сократить ее экипаж до 3 человек и улучшить эксплуатационные характеристики.

У представителей нашего журнала работа на МАКСе была наполнена многочисленными встречами и переговорами. К стенду постоянно подходили наши старые друзья и читатели, недавно впервые открывшие страницы «АиВ». Главное впечатление, вынесенное из этих встреч, – журнал развивается в правильном направлении, что позволяет рассчитывать на дальнейшие внимание и поддержку читателей. Эти факторы – залог успеха любого издания во все времена, а в период экономического кризиса они становятся воистину бесценными!


Легкий самолет DA42


Макет вертолета RUMAS-245


Модель авиалайнера МС-21-200


Фото М. Брянского, А. Михеева и автора


Сергей Дроздов/ Борисполь, Киевская обл.

Фото П. Аджигильдяева









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх