|
||||
|
ВОЗДУШНЫЕ ДРАКОНЫ ПОДНЕБЕСНОЙ Анатолий Демин/Москва Фото предоставил А.Котлобовский Часть 3. Советские добровольцы вступают в бой Продолжение, Начало в «АиВ», №№ 4-6'2007; 3, 4'2008. Боевые действия бомбардировочной авиации Ко времени вступления первых групп советских летчиков в боевые действия на фронтах китайско-японской войны там сложилась исключительно тяжелая обстановка. С июня по октябрь 1937 г. японцы перебросили на побережье Китая огромную армию, предназначенную для оккупации всей страны. Захватив в ноябре Шанхай, они повели форсированное наступление на китайскую столицу Нанкин. Главные силы японской авиации располагались в районе Шанхая на трех аэродромах, удаленных от линии фронта на 300 км, и на о. Формоза (Тайвань), где находилась их основная база. Пользуясь превосходством в воздухе, японцы бомбили китайские аэродромы, в основном, с тихоходных одномоторных самолетов. Налеты производились даже без прикрытия истребителей небольшими группами по 5-9 машин. Как указано в одном из хранящихся в Российском государственном военном архиве (РГВА) отчетов, основной задачей «китайских»[3*] бомбардировщиков стало «уничтожение материальной части японской авиации на аэродромах и действия по военным кораблям на р. Янцзы, производящим подвозку войск и самолетов». Бомбовые удары по японским боевым кораблям и военным транспортам в море китайское командование при участии советских военных советников М.И. Дратвина и П.Ф. Жигарева стало планировать еще до падения Шанхая. Однако зам. командира группы М.Г. Мачин и штурман К.Ф. Олехнович доложили, что при вылетеизХанькоубензи-на на возвращение не хватит. Тогда на совещании у китайского командования решили в качестве аэродрома подскока использовать Нанкин, находившийся в 30-40 км от линии фронта. К вечеру 1 декабря первая группа СБ перелетела туда. Приземлившись на прифронтовом аэродроме, советские летчики сразу прочувствовали всю сложность обстановки. Не успели они рассредоточить самолеты, как завыли сирены, оповещая о вражеском налете. Через несколько минут на высоте 2500-3000 м разгорелся ожесточенный воздушный бой нескольких И-16 с японскими истребителями Ki-10, в котором были сбиты 5 неприятельских самолетов. Попавшие в плен японские летчики на допросе показали, что они не знали о появлении в Нанкине китайских истребителей. Далее они рассказали, что японские истребители базируются к юго-западу от Шанхая на полевом аэродроме, а на центральном аэродроме города находятся в основном бомбардировщики. 3* Любопытно, что даже в советских совсекретных отчетах конца 1930-х гг: наши летчики и самолеты обозначались как «китайские» 2 декабря китайские СБ с советскими экипажами впервые произвели налет, одновременно атаковав центральный аэродром Шанхая и корабли в районе Цзяниня. Взлетев на рассвете, бомбардировщики (ведущий – М. Мачин, штурман – К. Олехнович) полетели от Нанкина вдоль правого берега Янцзы, затем повернули на северо-восток и на 30-40 км углубились в море. Таким маневром они планировали выйти на сухопутную цель с неожиданного для противника направления. Но с первого захода аэродром не нашли, пришлось делать второй. В отчете 1938 г. «Война в Китае. Боевые действия авиации за год войны» приведен рассказ «китайского» летчика о том налете. «Когда мы подлетели к цели, она оказалась тщательно замаскированной. Все летное поле было застроено домиками и скирдами, и с воздуха цель представлялась в виде деревушки. Нам пришлось пройти над аэродромом и сделать еще один заход, чтобы окончательно убедиться в правильности нашего выхода на цель, так как хорошая маскировка породила неуверенность у ведущего. Зенитная артиллерия противника огня не открывала, и никаких признаков присутствия его авиации не было. Но, как только были сброшены бомбы, противник открыл сильный огонь со стороны аэродрома, а также и с военных кораблей. Разрывы происходили выше и сзади; высота бомбометания – 3000 м. В момент бомбардирования в воздух поднялось несколько истребителей противника, однако атаковать нас им не удалось, так как они нас не догнали». Повреждений от зенитного огня не было. По докладам экипажей, в результате бомбежки «вывели из строя много самолетов противника – три (или четыре) тяжелых бомбардировщика сгорели. .». Впоследствии отмечалось, что «полеты китайских бомбардировщиков 2.12.37 на аэродром Шанхай… дали хороший результат». В то же время две группы СБ по 6 самолетов в каждой (ведущие звеньев – к-н И.Н. Козлов, а также Несмелое, Скромников и Сысоев) с интервалом в 30 мин атаковали японские корабли в районе Цзяниня, где китайцы перегородили фарватер Янцзы несколькими затопленными баржами и торговыми судами. Возле этой преграды стояли на якорях 2 эскадры разнотипных кораблей противника, в первой насчитывалось до 10 единиц, во второй – до 20. Сброс фугасных 100-кг бомб произвели с одного захода с высоты 3000-4000 м. Корабельная артиллерия открыла огонь, однако японские зенитчики не успели пристреляться и не причинили вреда самолетам. В одном из архивных документов отмечается, что «налет стал настолько неожиданным для японского командования, что даже прикрывавшие флот истребители не успели взлететь с ближайшего аэродрома Шанхая. Группа китайских бомбардировщиков вернулась на свой аэродром без повреждений. В результате этого налета, как сообщали китайские газеты, два корабля потоплены и шесть серьезно повреждены». По другим данным, «при бомбардировке кораблей потопили четыре». В налетах 2 декабря были израсходованы все бомбы, доставленные к тому времени из Алма-Аты. Советские авиаторы не стали ждать, когда из СССР подвезут новые боеприпасы, и решили использовать хранившиеся на китайских складах иностранные бомбы. Выяснилось, что для их подвески на СБ необходимо переделать замки бомбодержателей, что успешно проделали китайские техники под руководством наших инженеров. Японцы оперативно усилили противовоздушную оборону, создав мощную систему ПВО в Шанхае, а впоследствии и в других важных городах. Кроме сухопутных зенитных батарей, для этого использовалась артиллерия кораблей, зашедших в Янцзы. Города и корабли, уходившие вверх по течению Янцзы, защищали большие группы истребителей (до 12 единиц). Кроме того, при подготовке наступления японцы прикрывали средствами ПВО передовые позиции. Ответом японского командования на «наглые» действия китайских бомбардировщиков стали и усиленные атаки нанкинского аэродрома, где в общей сложности находилось до 50 различных самолетов китайских ВВС. Уже 2 декабря, через 20 минут после посадки вернувшихся с задания СБ, они нанесли удар, а затем до 16 часов непрерывно забрасывали аэродром бомбами. Интенсивные налеты продолжались и в следующие 2 дня, однако, как отмечалось в одном из советских документов, они «больших потерь не причинили…». Разгрузка авиабомб разных калибров Вместе с тем сразу стали очевидны недостатки в работе системы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) нанкинского аэродрома, а также в действиях по выводу бомбардировщиков из-под удара. Тревога прозвучала, когда японцы были уже видны с аэродрома. Чтобы не попасть под бомбы, СБ начали взлетать, «..причем каждый старался взлететь скорее. Самолеты взлетали с разных направлений, прыгали один через другого…». Бомбы уже рвались на окраине аэродрома. В воздух успели подняться не все машины, а одна из начавших разбег не смогла оторваться от земли и скапотировала за границей аэродрома, угодив в озеро. После взлета СБ «поодиночке или парами ходили на высоте 1000-1500 м около аэродрома или по большому кругу. . Некоторые, отходили от аэродрома на 10-15 км, поворачивали в зону боя истребителей, подвергались атакам японцев» В тот день советские «бомберы» понесли первую потерю: японский истребитель с первой же атаки сбил СБ, ходивший в одиночку по кругу над аэродромом. По воспоминаниям Мачина, самолет был сбит на высоте около 100 м и взорвался при падении. Погиб командир звена л-т B.C. Алексеев. И в дальнейшем в отчетах отмечалось, что летный состав при внезапных налетах противника нервничал, торопился, не выдерживал очередности взлета, не находил ведущих, В результате нередко происходили поломки и даже столкновения. Одно из них случилось 15 января 1938 г. в Наньчане. Из-за поспешности и несоблюдения дистанции один СБ ударил впереди идущий бомбардировщик левым мотором в правую плоскость. Оба самолета упали с высоты 40-50 м и сгорели. Погибли летчики л-ты А.К. Литвинов и А.А. Иосифов, а также их штурманы л-ты A.M. Шуман и Л.Я. Лаврентьевич (о стрелках-радистах данных нет). Вскоре обстановка вынудила китайское командование отвести свою авиацию из Нанкина 4-5 декабря самолеты перебазировали на аэродромы Ханькоу и Наньчан, находившиеся в 400-600 км от фронта и в 240 км друг от друга. Тут китайцам наконец-то удалось наладить оповещение о приближении авиации противника, и СБ стали своевременно выходить из-под удара японских бомбардировщиков. Однако значительное удаление аэродромов от линии фронта резко снизило эффективность китайской авиации, главной задачей которой стала бомбежка боевых порядков наступавших на Нанкин японских войск Тем не менее группы СБ, ведомые Кидалинским, Мачиным и Козловым, с 2 по 12 декабря ежедневно атаковали части противника, внося расстройство в их боевые порядки. Чтобы повысить эффективность, старались использовать немногочисленные, пригодные для взлета-посадки СБ аэродромы подскока, но вскоре наступил период дождей, и они размокли, что сделало каждое приземление на такой площадке крайне рискованным. Так, в январе 1938 г. из пяти СБ, совершивших промежуточную посадку на аэродроме у Аньцина, взлететь сумел лишь один, остальных японцы вскоре уничтожили на земле. 12 декабря после ожесточенных боев японцы заняли Нанкин. Они очистили фарватер Янцзы, что позволило кораблям продвинуться вверх по течению по направлению к Уху. Вечером 2 января 1938 г. китайская разведка установила, что один японский корабль находится в 15 км южнее Уху, обстреливает с тыла китайские позиции На рассвете 3 января для удара по нему вылетело звено СБ. «Китайский летчик Ван»[4*] подробно описал этот налет: «Была сплошная облачность. Самолеты к кораблям подошли на высоте 900 м. Пройдя в стороне от него и сделав разворот, легли на боевой курс. Корабль открыл… огонь. Экипаж ведущего самолета, увидя разрывы снарядов на своем курсе, уклонился, сбросил бомбы на 300-400 м в стороне от корабля. Второй самолет, несмотря на разрывы снарядов, которые располагались впереди, пошел на корабль, сбросив серию залпов из шести 100-кг фугасных бомб. Попадание было хорошее, через час после прилета самолетов штаб авиационного командования получил телеграмму от командования Центральным фронтом: «От лица всех войск фронта приношу благодарность авиации за бомбардировку японского военного корабля, причинившего много нам бед, который через 20 мин утонул. Утонул также и недалеко стоявший от него японский военный катер. Желаю Вам новых успехов». 4* Подлинный автор не установлен. Неделю японские корабли не выходили за пределы Уху Но утром 11 января стало известно, что 2 неприятельских корабля снова ведут огонь по китайским позициям, находясь в 35 км южнее Уху. Через час на бомбежку отправились 2 звена СБ. На высоте 1800 м они вышли под облака и вплотную приблизились к кораблям. По сигналам ведущих звеньев были сброшены 36 100-кг фугасок, но ни одна цель не поразила. Патрулировавшие в районе японские истребители прозевали налет, но атаковали второе звено бомбардировщиков при отходе от цели. Отстреливаясь, два СБ успели скрыться в облаках, при этом стрелок одного экипажа получил ранение. Третий самолет попытался на скорости уйти под облаками, но неприятельские истребители подожгли его. Летчик и штурман спаслись на парашютах, а стрелок мл. командир В.П. Горячев погиб. Вернувшиеся на аэродром экипажи доложили, что задание не выполнили, и в 15.00 одно звено СБ произвело повторный вылет. Вражеские корабли удалось обнаружить не сразу, т к. они перешли на 15 км ближе к Уху. Японских истребителей в воз духе не было, что позволило СБ беспрепятственно сбросить 18 100-кг бомб. Разрывы перекрыли корабли, и черный дым окутал один из них. Позже с фронта сообщили, что через 40 мин после бомбардировки один корабль утонул, второй, сильно поврежденный, пристал к берегу. Несмотря на ощутимые потери, японские моряки, как сказано в отчете, следуя «своим самурайским традициям», еще дважды 19 и 28 февраля пытались пройти в китайский тыл. Оба раза их бомбили группы СБ, которым удалось потопить 19 числа канонерку, а 28 числа две канонерки и миноносец. Во второй половине декабря 1937 г. в бой вступила вторая группа из двенадцати СБ, которую «северным маршрутом» из Иркутска через Монголию привел в Китай комбриг ГИ Тхор. Первоначально планировалось, что забайкальские экипажи лишь перегонят СБ в Китай и вернутся домой на ТБ-3. Однако часть из них в силу ряда причин влилась во вторую группу СБ под командованием Полынина и тотчас же включилась в боевые действия. Основным аэродромом этой группы считался Ханькоу. Так как ранее, после бомбардировок японцами дамбы разрушались, и вода заливала его летное поле, то в 30-40 км к западу создали запасную площадку. Группа Полынина производила массированные удары по японским позициям, коммуникациям, ближним и дальним тылам на Восточном и Северном фронтах, а для группы Мачина после перебазирования в Наньчан их «родной» аэродром в Нанкине стал одной из основных целей. 15 декабря они пожаловали в «родные пенаты» почти в полном составе, «пригласив» с собой девятку СБ со смешанными или чисто китайскими экипажами, ведомую Ф.И. Добышем. 27 СБ подошли к цели клином девяток, с высоты 4300 м засыпав летное поле фугасными и осколочно-зажигательными бомбами. Позднее Мачин вспоминал, что «с аэродрома поднимались огромные языки пламени и клубы темного дыма, раздавались взрывы. Огненный шлейф метался по летному полю. Весь район вокруг аэродрома тоже был в дыму и пламени – это горели и взрывались японские бомбардировщики, заправленные бензином, склады горючего и боеприпасов». На обратном пути при перелете через Янцзы восточнее Уху группу перехватили около десятка японских истребителей. Во время первой их атаки стрелки СБ плотным огнем подбили два самолета, во время второй – еще два. Истребителям удалось сбить один СБ, китайский экипаж погиб. Впоследствии китайское командование сообщило, что японцы понесли на Нанкинском аэродроме большие потери, сгорело до 40 самолетов. Воздушные корабли ТБ-3 использовались в качестве транспортных самолетов Интенсивность боевой работы советских экипажей возросла в январе 1938 г., причем летать приходилось в плохих метеоусловиях (дымка, дождь, облачность). Из 13 налетов на японские объекты в январе всего 3 совершили в ясную погоду, остальные 10 – при облачности в 5-10 баллов. Так, 2 января пятерка СБ атаковала Нанкинский аэродром и уничтожила на земле 4 бомбардировщика. Группа вернулась без потерь и повреждений. 12 января пять СБ атаковали японские военные эшелоны на станции Шанчин. В район цели шли за облаками, через просветы снижаясь до высоты 600 м. Сбросив бомбы, опять ушли в облака. Уничтожили 2 эшелона с оружием и боеприпасами. Ежедневно в Москву уходили сводки о боевых действиях, потерях, состоянии материальной части. В архивных папках РГВА сохранились бережно подшитые листы из блокнотов с торопливыми карандашными записями. Уцелело достаточно подробное описание налета группы Полынина на Нанкинский аэродром, предпринятого 26 января. 13 СБ вылетели затемно из Ханькоу и, пользуясь облачностью, незамеченными вышли к цели. Барражировавшие в воздухе японские палубные истребители A4N1 прозевали появление бомбардировщиков. СБ в строю звеньев «на сбавленных оборотах, не встречая препятствий со стороны зенитной артиллерии противника, с высоты 2900 м сбросили свой груз по скученно расположенным японским самолетам, около которых находилось много людей. Удачными попаданиями бомб во время этого налета было сожжено около 30 японских самолетов и бензо-склад…». В рапорте самого Полынина указано: «На аэродроме Нанкина горело 40-50 самолетов», были уничтожены или повреждены аэродромные постройки, склады горючего и боеприпасов, большое количество летно-технического состава. Японцы, правда, признали гораздо меньшие потери – несколько сожженных бомбардировщиков G3M2 и еще несколько поврежденных. «Китайские» летчики рассказывали, что зенитная артиллерия с земли и с кораблей на Янцзы открыла по ним огонь лишь в тот момент, когда растянувшаяся на 1-1,5 км колонна звеньев сбросила бомбы. Черные разрывы зенитных снарядов повисли в воздухе позади последних бомбардировщиков, не причинив им вреда. Но все же без потерь не обошлось. «В момент ухода в удалении около 18 км от цели китайские бомбардировщики были атакованы японскими истребителями…» (восемь А5М, по другим данным – звено Ki-Ю, – А.Д.). Пользуясь преимуществом по высоте, «при атаке японцы сбили два бомбардировщика. Один из них упал в районе Нанкина, второй ушел на свою территорию», но разбился на вынужденной посадке. Подбитым оказался и самолет Полынина – была пробита система охлаждения одного мотора, и, едва перетянув линию фронта, пришлось совершить вынужденную посадку на болотистый луг. На комбинезонах советских летчиков были нашиты (некоторые носили в карманах) шелковые прямоугольники с черными иероглифами и красной прямоугольной печатью, требовавшие от местных жителей оказывать всевозможное содействие обладателям этих своеобразных мандатов. Внимательно изучив шелковые «документы», крестьяне извлекли самолет Полынина из болота, на руках донесли до берега Янцзы и, «тормознув» буксир с баржей, отправили в Ханькоу. Налет 26 января имел очень важное значение. После него «на аэродроме Нанкина не оставалось ни одного японского бомбардировщика. Все они были перебазированы на аэродром Шанхая, удаленный от линии фронта до 500 км». В начале февраля 1938 г. китайская разведка установила, что японцы создали на аэродроме Ханчжоу южнее Шанхая крупную авиабазу. Разработку и руководство операцией по нанесению массированного бомбового удара поручили старшему советнику по авиации в Китае П.В. Рычагову. Совместно с командирами авиагрупп он разработал план действий, согласно которому первая группа в составе девяти СБ нанесла удар по центральному аэродрому, вторая – 8 СБ – бомбила скопление эшелонов на железнодорожной станции. Налет на аэродром оказался внезапным, а потому успешным. На летном поле находилось до 25 самолетов. Тревогу японцы объявили, но взлететь не успели – бомбы настигли их на рулежке. Летчики в рапортах отметили, что огонь и дым закрыли весь аэродром. Позже установили, что уничтожили 12 самолетов и много повредили (по другим данным – вывели из строя более 30 машин), сгорели ангары и склады с военным имуществом. Следует отметить, что все налеты китайской бомбардировочной авиации на крупные аэродромы японцев производились на основе агентурных данных и «имели хороший результат». Практика показала, что агентура лучше воздушной разведки, которую надо выполнять группой с одновременной бомбежкой, иначе после пролета разведчика самолеты противника немедленно улетят на другие площадки. Удача не всегда сопутствовала авиаторам даже во время тривиальных перелетов. Так, 24 февраля при перелете с аэродрома Лышуй в Наньчан штурман одного СБ допустил ошибку и заблудился. Израсходовав горючее, самолет «приводнился» – попросту упал в озеро всего в 25 м от аэродрома. Машина была разбита, экипаж погиб. По данным РГВА, в тот день погибли летчик л-т М.М.Аносов, штурман л-т П.И. Чабан, а также батальонный комиссар и тоже штурман М.А. Тарыгин. Кто в том полете занимался навигацией – неизвестно. Существует и версия, согласно которой Тарыгин погиб днем раньше в экипаже китайского летчика. В отличие от японцев все первые месяцы СБ обходились без истребительного прикрытия, полностью оправдывая свое название «скоростные». Не только армейские истребители Ki-10, но и более современные палубные А5М не могли угнаться за СБ и не являлись для них серьезными противниками. В начальный период войны японские истребители обычно близко к строю СБ не подходили, атакуя с 500-700 м, но позже эту дистанцию резко сократили до 100-200 м. За первые 3 месяца войны (с декабря 1937 г.) стрелки и штурманы с СБ сбили 13 А5М и 4 Ki-10. Чуть позже произошел любопытный случай, когда звено СБ в плохих метеоусловиях снизилось до 500 м и неожиданно обнаружило опереди на попутном курсе два А5М. Почти «не отвлекаясь», наши летчики сбили их и продолжили выполнение своего задания. Тем временем стал подходить к концу ресурс двигателей М-100. В Центр докладывали, что на семи машинах осталось всего от 10 до 40 ч моторесурса. Новые двигатели поступали из СССР не ритмично и в недостаточном количестве. В итоге моторы стали ремонтировать сами и продолжали их эксплуатировать. Сверх установленного ресурса они нарабатывали до 150 ч. В одном из отчетов специальный раздел был посвящен описанию ошибок при эксплуатации матчасти в боевых условиях. Так, отмечалось, что далеко не всегда производится грамотный запуск моторов по боевой тревоге, техники забывали регулировать магнето, однажды в спешке забыли снять струбцины элеронов. Были «отчеты» и другого рода. Например, после возвращения в СССР штурман л-т Т.А. Лакомов написал фактически донос на своего командира, скромно названный «Недостатки в работе Ф.П. Полынина». Среди различных «преступлений», которые доносчик посчитал «необходимым проверить», стал «факт сдачи сразу двух моторов у самолета т. Полынина при налете группы на Нанкин. Самолет все время шел по маршруту хорошо, но, не доходя 40 км до цели, Полынин сделал вынужденную посадку: сразу из двух радиаторов пошла вода с маслом. Необходимо иметь в виду то, что Полынин всегда брал с собой своего техника вместо стрелка-радиста». Следует отметить, что в целом вынужденных посадок происходило немало. Много раз самолеты сажали «на живот», причем иногда летчики попросту забывали выпустить шасси. Как правило, эти машины после ремонта возвращались в строй. Летчик А.И. Пушкин (впоследствии Герой Советского Союза) вспоминал, что ему самому пришлось много потрудиться вместе с техниками, восстанавливая свою машину. Ввиду отсутствия пневматических молотков клепать приходилось обычными. Детали для ремонта, в том числе фрагменты обшивки, брали со списанных самолетов. Китайские летчики сражались бок о бок с советскими добровольцами Опыт привел к убеждению, что боевая загрузка СБ занижена. Тогда в бомбоотсеке одной машины смонтировали, кроме бомбодержателей для 100-кг бомб, два ящика, в каждый из которых укладывали по 12 осколочных бомб АО-10 или 18 АО-8. Эксперимент оказался удачным, и за неделю такие же ящики-кассеты установили на всех СБ группы Полынина. Впоследствии они успешно использовались в боевых вылетах. В результате удалось поднять бомбовую нагрузку с 600 кг почти до 800 кг. Лишь однажды ящики-кассеты стали причиной гибели экипажа. 15 февраля две 8-кг бомбы застряли в ящике и затем выпали на закрытые створки бомболюка. Этот СБ вернулся с задания с сильно поврежденным стабилизатором, и после посадки возле него собрались до 20 советских и китайских механиков. После выключения моторов штурман Песоцкий открыл створки, как это обычно делали все, бомбы упали на землю и взорвались. Самолет сгорел, 6 человек погибли (штурман умер от ожогов), двое получили тяжелые ранения и еще 6 – легкие. Из экипажа выжил лишь стрелок, которого взрывом выбросило из кабины, перекинуло через ров и проволочный забор. После этого случая прежде чем открывать створки, бомбоотсеки внимательно осматривали. Если там находили бомбы, то 5-6 человек придерживали створки снизу, а когда штурман открывал замки люка, то створки немного приоткрывали и вытаскивали бомбы. Этот случай и другие небоевые потери стали поводом для специального приказа по дисциплине наркома обороны К.Е. Ворошилова. В нем особое внимание уделялось «метеодисциплине»: потеря ориентировки при полетах в плохую погоду вне зоны боевых действий стала едва ли не основной причиной тяжелых летных происшествий. Такие случаи происходили с пугающей регулярностью. Так, 15 ноября 1937 г четыре СБ вылетели с аэродрома Ланьчжоу в Ханькоу. Через 250 км их встретила сплошная облачность. Ведущий решил подняться выше облаков. При пробивании облачности 3 самолета оторвались от ведущего, и потерявшим ориентировку экипажам пришлось идти на вынужденную. На аэродром Ханькоу благополучно прибыл лишь ведущий. 21 декабря ни один из пяти СБ, пытавшихся в плохих метеоусловиях перелететь из Хэнъяна в Наньчан, не смог добраться до места. 2 экипажа потеряли ведущего, заблудились и совершили вынужденные посадки вне аэродрома, причем самолеты получили повреждения. Остальные СБ вернулись в Хэнъян. С начала февраля 1938 г. на Северном фронте японцы стали собирать большие силы для наступления на Сюйчжоу по линии железной дороги Тяньцзинь-Пукоуской. Для этого им предстояло форсировать реку Хуанхэ, на которой закрепились китайские войска. Японцы рассчитывали использовать железнодорожный мост, а также ряд временных переправ. Именно эти объекты и железнодорожные станции стали основными целями китайской бомбардировочной авиации в те дни. Налеты, как правило, производились на основе агентурных сведений и данных от наземных частей, без их уточнения авиаразведкой. Еще один «китайский» летчик так рассказывал о своих налетах: «9.02.38… группе в 13 самолетов поставили задачу бомбить станцию Пампу с целью задержки сосредоточения и уничтожения живой силы на станции. Расстояние до цели – 450 км. Маршрут взяли прямой. Бомбометание произвели в строю колонны звеньев (в переднем – 4 бомбардировщика) фугасными и фугасно-осколочными бомбами с высоты 2000 м при подходе на 3000 м с резким снижением. Заход – под углом 45' к путям. Прицеливание штурманы звеньев и опытные штурманы экипажей произвели самостоятельно. В момент бомбометания на станции находилось три состава. 10.02.38 около 14.00 получены данные, что на аэродроме у станции Пампу производят посадку тяжелые самолеты противника и в 40 км восточнее Пампу вниз по течению японские части начинают переправляться через реку, у переправы – крупное скопление войск. Срочно на самолеты двух звеньев подвесили бомбы фугасные и фугасно-осколочные с мгновенными взрывателями, на захват самолетов на аэродроме мало надеялись. Аэродром действительно оказался пустым. Пошли на запасную цель, т.е. переправу на высоте 2400 м. При подходе к месту переправы, нанесенной на карте и опознанной по населенному пункту, ничего не было обнаружено, кроме отдельных лодок. Крупных скоплений войск тоже не было видно. Несмотря на сомнения и колебания штурмана сбросили все же бомбы в указанном месте – в районе лодок. Часть бомб упала в воду, вторая часть – на берегу. По наблюдению китайских частей с противоположного берега и по их донесению, противник потерял убитыми и ранеными более 1000 человек. Лодки, на которых переправлялись войска, очень легко опрокидывались. Переправа была приостановлена». Китайское командование считало, что наиболее уязвимым местом коммуникаций противника являлся мост через Хуанхэ у населенного пункта Цзинань, где находился крупный железнодорожный узел. Уничтожение этого моста должно было способствовать улучшению положения на фронте. Разбомбить важную цель поручили группе Полынина. Однако Цзинань от Ханькоу отделяли более 1000 км, и для дозаправки самолетов потребовалось использовать аэродром подскока. Чтобы не скапливать бомбардировщики на этой небольшой площадке, действовать решили двумя группами. В первую включили 5 СБ, во вторую – 4. На самолеты подвесили 100-кг бомбы. Налет осуществили 12 февраля. Согласно плану операции, высота полета по маршруту и подхода к цели составляла 2500 м, со снижением до 1200 м для бомбометания. И вновь предоставим слово «китайскому» летчику: «Первая группа заходила вдоль моста, вторая поперек. Мост одноколейной ж/д, длиной до 1 км. два пролета над водой. Первая группа бросила серию вдоль моста, вторая – серию залпов по две бомбы – поперек. Уход на максимальной скорости с разворотом или вправо, или влево. По наблюдениям второй группы и по полученным позже данным, два пролета моста над водой разрушены. Получил повреждения и наведенный рядом понтонный мост. Обе группы наблюдали большое количество разрывов снарядов ЗА. Они появились в момент сбрасывания бомб сзади и выше и после дачи полного газа начали отставать». Продолжение следует Примечания:ВОЗДУШНЫЕ ДРАКОНЫ ПОДНЕБЕСНОЙ Анатолий Демин/Москва Фото предоставил А.Котлобовский Часть 3. Советские добровольцы вступают в бой Продолжение, Начало в «АиВ», №№ 4-6'2007; 3, 4'2008. Боевые действия бомбардировочной авиации Ко времени вступления первых групп советских летчиков в боевые действия на фронтах китайско-японской войны там сложилась исключительно тяжелая обстановка. С июня по октябрь 1937 г. японцы перебросили на побережье Китая огромную армию, предназначенную для оккупации всей страны. Захватив в ноябре Шанхай, они повели форсированное наступление на китайскую столицу Нанкин. Главные силы японской авиации располагались в районе Шанхая на трех аэродромах, удаленных от линии фронта на 300 км, и на о. Формоза (Тайвань), где находилась их основная база. Пользуясь превосходством в воздухе, японцы бомбили китайские аэродромы, в основном, с тихоходных одномоторных самолетов. Налеты производились даже без прикрытия истребителей небольшими группами по 5-9 машин. Как указано в одном из хранящихся в Российском государственном военном архиве (РГВА) отчетов, основной задачей «китайских»[3*] бомбардировщиков стало «уничтожение материальной части японской авиации на аэродромах и действия по военным кораблям на р. Янцзы, производящим подвозку войск и самолетов». Бомбовые удары по японским боевым кораблям и военным транспортам в море китайское командование при участии советских военных советников М.И. Дратвина и П.Ф. Жигарева стало планировать еще до падения Шанхая. Однако зам. командира группы М.Г. Мачин и штурман К.Ф. Олехнович доложили, что при вылетеизХанькоубензи-на на возвращение не хватит. Тогда на совещании у китайского командования решили в качестве аэродрома подскока использовать Нанкин, находившийся в 30-40 км от линии фронта. К вечеру 1 декабря первая группа СБ перелетела туда. Приземлившись на прифронтовом аэродроме, советские летчики сразу прочувствовали всю сложность обстановки. Не успели они рассредоточить самолеты, как завыли сирены, оповещая о вражеском налете. Через несколько минут на высоте 2500-3000 м разгорелся ожесточенный воздушный бой нескольких И-16 с японскими истребителями Ki-10, в котором были сбиты 5 неприятельских самолетов. Попавшие в плен японские летчики на допросе показали, что они не знали о появлении в Нанкине китайских истребителей. Далее они рассказали, что японские истребители базируются к юго-западу от Шанхая на полевом аэродроме, а на центральном аэродроме города находятся в основном бомбардировщики. 3* Любопытно, что даже в советских совсекретных отчетах конца 1930-х гг: наши летчики и самолеты обозначались как «китайские» 2 декабря китайские СБ с советскими экипажами впервые произвели налет, одновременно атаковав центральный аэродром Шанхая и корабли в районе Цзяниня. Взлетев на рассвете, бомбардировщики (ведущий – М. Мачин, штурман – К. Олехнович) полетели от Нанкина вдоль правого берега Янцзы, затем повернули на северо-восток и на 30-40 км углубились в море. Таким маневром они планировали выйти на сухопутную цель с неожиданного для противника направления. Но с первого захода аэродром не нашли, пришлось делать второй. В отчете 1938 г. «Война в Китае. Боевые действия авиации за год войны» приведен рассказ «китайского» летчика о том налете. «Когда мы подлетели к цели, она оказалась тщательно замаскированной. Все летное поле было застроено домиками и скирдами, и с воздуха цель представлялась в виде деревушки. Нам пришлось пройти над аэродромом и сделать еще один заход, чтобы окончательно убедиться в правильности нашего выхода на цель, так как хорошая маскировка породила неуверенность у ведущего. Зенитная артиллерия противника огня не открывала, и никаких признаков присутствия его авиации не было. Но, как только были сброшены бомбы, противник открыл сильный огонь со стороны аэродрома, а также и с военных кораблей. Разрывы происходили выше и сзади; высота бомбометания – 3000 м. В момент бомбардирования в воздух поднялось несколько истребителей противника, однако атаковать нас им не удалось, так как они нас не догнали». Повреждений от зенитного огня не было. По докладам экипажей, в результате бомбежки «вывели из строя много самолетов противника – три (или четыре) тяжелых бомбардировщика сгорели. .». Впоследствии отмечалось, что «полеты китайских бомбардировщиков 2.12.37 на аэродром Шанхай… дали хороший результат». В то же время две группы СБ по 6 самолетов в каждой (ведущие звеньев – к-н И.Н. Козлов, а также Несмелое, Скромников и Сысоев) с интервалом в 30 мин атаковали японские корабли в районе Цзяниня, где китайцы перегородили фарватер Янцзы несколькими затопленными баржами и торговыми судами. Возле этой преграды стояли на якорях 2 эскадры разнотипных кораблей противника, в первой насчитывалось до 10 единиц, во второй – до 20. Сброс фугасных 100-кг бомб произвели с одного захода с высоты 3000-4000 м. Корабельная артиллерия открыла огонь, однако японские зенитчики не успели пристреляться и не причинили вреда самолетам. В одном из архивных документов отмечается, что «налет стал настолько неожиданным для японского командования, что даже прикрывавшие флот истребители не успели взлететь с ближайшего аэродрома Шанхая. Группа китайских бомбардировщиков вернулась на свой аэродром без повреждений. В результате этого налета, как сообщали китайские газеты, два корабля потоплены и шесть серьезно повреждены». По другим данным, «при бомбардировке кораблей потопили четыре». В налетах 2 декабря были израсходованы все бомбы, доставленные к тому времени из Алма-Аты. Советские авиаторы не стали ждать, когда из СССР подвезут новые боеприпасы, и решили использовать хранившиеся на китайских складах иностранные бомбы. Выяснилось, что для их подвески на СБ необходимо переделать замки бомбодержателей, что успешно проделали китайские техники под руководством наших инженеров. Японцы оперативно усилили противовоздушную оборону, создав мощную систему ПВО в Шанхае, а впоследствии и в других важных городах. Кроме сухопутных зенитных батарей, для этого использовалась артиллерия кораблей, зашедших в Янцзы. Города и корабли, уходившие вверх по течению Янцзы, защищали большие группы истребителей (до 12 единиц). Кроме того, при подготовке наступления японцы прикрывали средствами ПВО передовые позиции. Ответом японского командования на «наглые» действия китайских бомбардировщиков стали и усиленные атаки нанкинского аэродрома, где в общей сложности находилось до 50 различных самолетов китайских ВВС. Уже 2 декабря, через 20 минут после посадки вернувшихся с задания СБ, они нанесли удар, а затем до 16 часов непрерывно забрасывали аэродром бомбами. Интенсивные налеты продолжались и в следующие 2 дня, однако, как отмечалось в одном из советских документов, они «больших потерь не причинили…». Разгрузка авиабомб разных калибров Вместе с тем сразу стали очевидны недостатки в работе системы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) нанкинского аэродрома, а также в действиях по выводу бомбардировщиков из-под удара. Тревога прозвучала, когда японцы были уже видны с аэродрома. Чтобы не попасть под бомбы, СБ начали взлетать, «..причем каждый старался взлететь скорее. Самолеты взлетали с разных направлений, прыгали один через другого…». Бомбы уже рвались на окраине аэродрома. В воздух успели подняться не все машины, а одна из начавших разбег не смогла оторваться от земли и скапотировала за границей аэродрома, угодив в озеро. После взлета СБ «поодиночке или парами ходили на высоте 1000-1500 м около аэродрома или по большому кругу. . Некоторые, отходили от аэродрома на 10-15 км, поворачивали в зону боя истребителей, подвергались атакам японцев» В тот день советские «бомберы» понесли первую потерю: японский истребитель с первой же атаки сбил СБ, ходивший в одиночку по кругу над аэродромом. По воспоминаниям Мачина, самолет был сбит на высоте около 100 м и взорвался при падении. Погиб командир звена л-т B.C. Алексеев. И в дальнейшем в отчетах отмечалось, что летный состав при внезапных налетах противника нервничал, торопился, не выдерживал очередности взлета, не находил ведущих, В результате нередко происходили поломки и даже столкновения. Одно из них случилось 15 января 1938 г. в Наньчане. Из-за поспешности и несоблюдения дистанции один СБ ударил впереди идущий бомбардировщик левым мотором в правую плоскость. Оба самолета упали с высоты 40-50 м и сгорели. Погибли летчики л-ты А.К. Литвинов и А.А. Иосифов, а также их штурманы л-ты A.M. Шуман и Л.Я. Лаврентьевич (о стрелках-радистах данных нет). Вскоре обстановка вынудила китайское командование отвести свою авиацию из Нанкина 4-5 декабря самолеты перебазировали на аэродромы Ханькоу и Наньчан, находившиеся в 400-600 км от фронта и в 240 км друг от друга. Тут китайцам наконец-то удалось наладить оповещение о приближении авиации противника, и СБ стали своевременно выходить из-под удара японских бомбардировщиков. Однако значительное удаление аэродромов от линии фронта резко снизило эффективность китайской авиации, главной задачей которой стала бомбежка боевых порядков наступавших на Нанкин японских войск Тем не менее группы СБ, ведомые Кидалинским, Мачиным и Козловым, с 2 по 12 декабря ежедневно атаковали части противника, внося расстройство в их боевые порядки. Чтобы повысить эффективность, старались использовать немногочисленные, пригодные для взлета-посадки СБ аэродромы подскока, но вскоре наступил период дождей, и они размокли, что сделало каждое приземление на такой площадке крайне рискованным. Так, в январе 1938 г. из пяти СБ, совершивших промежуточную посадку на аэродроме у Аньцина, взлететь сумел лишь один, остальных японцы вскоре уничтожили на земле. 12 декабря после ожесточенных боев японцы заняли Нанкин. Они очистили фарватер Янцзы, что позволило кораблям продвинуться вверх по течению по направлению к Уху. Вечером 2 января 1938 г. китайская разведка установила, что один японский корабль находится в 15 км южнее Уху, обстреливает с тыла китайские позиции На рассвете 3 января для удара по нему вылетело звено СБ. «Китайский летчик Ван»[4*] подробно описал этот налет: «Была сплошная облачность. Самолеты к кораблям подошли на высоте 900 м. Пройдя в стороне от него и сделав разворот, легли на боевой курс. Корабль открыл… огонь. Экипаж ведущего самолета, увидя разрывы снарядов на своем курсе, уклонился, сбросил бомбы на 300-400 м в стороне от корабля. Второй самолет, несмотря на разрывы снарядов, которые располагались впереди, пошел на корабль, сбросив серию залпов из шести 100-кг фугасных бомб. Попадание было хорошее, через час после прилета самолетов штаб авиационного командования получил телеграмму от командования Центральным фронтом: «От лица всех войск фронта приношу благодарность авиации за бомбардировку японского военного корабля, причинившего много нам бед, который через 20 мин утонул. Утонул также и недалеко стоявший от него японский военный катер. Желаю Вам новых успехов». 4* Подлинный автор не установлен. Неделю японские корабли не выходили за пределы Уху Но утром 11 января стало известно, что 2 неприятельских корабля снова ведут огонь по китайским позициям, находясь в 35 км южнее Уху. Через час на бомбежку отправились 2 звена СБ. На высоте 1800 м они вышли под облака и вплотную приблизились к кораблям. По сигналам ведущих звеньев были сброшены 36 100-кг фугасок, но ни одна цель не поразила. Патрулировавшие в районе японские истребители прозевали налет, но атаковали второе звено бомбардировщиков при отходе от цели. Отстреливаясь, два СБ успели скрыться в облаках, при этом стрелок одного экипажа получил ранение. Третий самолет попытался на скорости уйти под облаками, но неприятельские истребители подожгли его. Летчик и штурман спаслись на парашютах, а стрелок мл. командир В.П. Горячев погиб. Вернувшиеся на аэродром экипажи доложили, что задание не выполнили, и в 15.00 одно звено СБ произвело повторный вылет. Вражеские корабли удалось обнаружить не сразу, т к. они перешли на 15 км ближе к Уху. Японских истребителей в воз духе не было, что позволило СБ беспрепятственно сбросить 18 100-кг бомб. Разрывы перекрыли корабли, и черный дым окутал один из них. Позже с фронта сообщили, что через 40 мин после бомбардировки один корабль утонул, второй, сильно поврежденный, пристал к берегу. Несмотря на ощутимые потери, японские моряки, как сказано в отчете, следуя «своим самурайским традициям», еще дважды 19 и 28 февраля пытались пройти в китайский тыл. Оба раза их бомбили группы СБ, которым удалось потопить 19 числа канонерку, а 28 числа две канонерки и миноносец. Во второй половине декабря 1937 г. в бой вступила вторая группа из двенадцати СБ, которую «северным маршрутом» из Иркутска через Монголию привел в Китай комбриг ГИ Тхор. Первоначально планировалось, что забайкальские экипажи лишь перегонят СБ в Китай и вернутся домой на ТБ-3. Однако часть из них в силу ряда причин влилась во вторую группу СБ под командованием Полынина и тотчас же включилась в боевые действия. Основным аэродромом этой группы считался Ханькоу. Так как ранее, после бомбардировок японцами дамбы разрушались, и вода заливала его летное поле, то в 30-40 км к западу создали запасную площадку. Группа Полынина производила массированные удары по японским позициям, коммуникациям, ближним и дальним тылам на Восточном и Северном фронтах, а для группы Мачина после перебазирования в Наньчан их «родной» аэродром в Нанкине стал одной из основных целей. 15 декабря они пожаловали в «родные пенаты» почти в полном составе, «пригласив» с собой девятку СБ со смешанными или чисто китайскими экипажами, ведомую Ф.И. Добышем. 27 СБ подошли к цели клином девяток, с высоты 4300 м засыпав летное поле фугасными и осколочно-зажигательными бомбами. Позднее Мачин вспоминал, что «с аэродрома поднимались огромные языки пламени и клубы темного дыма, раздавались взрывы. Огненный шлейф метался по летному полю. Весь район вокруг аэродрома тоже был в дыму и пламени – это горели и взрывались японские бомбардировщики, заправленные бензином, склады горючего и боеприпасов». На обратном пути при перелете через Янцзы восточнее Уху группу перехватили около десятка японских истребителей. Во время первой их атаки стрелки СБ плотным огнем подбили два самолета, во время второй – еще два. Истребителям удалось сбить один СБ, китайский экипаж погиб. Впоследствии китайское командование сообщило, что японцы понесли на Нанкинском аэродроме большие потери, сгорело до 40 самолетов. Воздушные корабли ТБ-3 использовались в качестве транспортных самолетов Интенсивность боевой работы советских экипажей возросла в январе 1938 г., причем летать приходилось в плохих метеоусловиях (дымка, дождь, облачность). Из 13 налетов на японские объекты в январе всего 3 совершили в ясную погоду, остальные 10 – при облачности в 5-10 баллов. Так, 2 января пятерка СБ атаковала Нанкинский аэродром и уничтожила на земле 4 бомбардировщика. Группа вернулась без потерь и повреждений. 12 января пять СБ атаковали японские военные эшелоны на станции Шанчин. В район цели шли за облаками, через просветы снижаясь до высоты 600 м. Сбросив бомбы, опять ушли в облака. Уничтожили 2 эшелона с оружием и боеприпасами. Ежедневно в Москву уходили сводки о боевых действиях, потерях, состоянии материальной части. В архивных папках РГВА сохранились бережно подшитые листы из блокнотов с торопливыми карандашными записями. Уцелело достаточно подробное описание налета группы Полынина на Нанкинский аэродром, предпринятого 26 января. 13 СБ вылетели затемно из Ханькоу и, пользуясь облачностью, незамеченными вышли к цели. Барражировавшие в воздухе японские палубные истребители A4N1 прозевали появление бомбардировщиков. СБ в строю звеньев «на сбавленных оборотах, не встречая препятствий со стороны зенитной артиллерии противника, с высоты 2900 м сбросили свой груз по скученно расположенным японским самолетам, около которых находилось много людей. Удачными попаданиями бомб во время этого налета было сожжено около 30 японских самолетов и бензо-склад…». В рапорте самого Полынина указано: «На аэродроме Нанкина горело 40-50 самолетов», были уничтожены или повреждены аэродромные постройки, склады горючего и боеприпасов, большое количество летно-технического состава. Японцы, правда, признали гораздо меньшие потери – несколько сожженных бомбардировщиков G3M2 и еще несколько поврежденных. «Китайские» летчики рассказывали, что зенитная артиллерия с земли и с кораблей на Янцзы открыла по ним огонь лишь в тот момент, когда растянувшаяся на 1-1,5 км колонна звеньев сбросила бомбы. Черные разрывы зенитных снарядов повисли в воздухе позади последних бомбардировщиков, не причинив им вреда. Но все же без потерь не обошлось. «В момент ухода в удалении около 18 км от цели китайские бомбардировщики были атакованы японскими истребителями…» (восемь А5М, по другим данным – звено Ki-Ю, – А.Д.). Пользуясь преимуществом по высоте, «при атаке японцы сбили два бомбардировщика. Один из них упал в районе Нанкина, второй ушел на свою территорию», но разбился на вынужденной посадке. Подбитым оказался и самолет Полынина – была пробита система охлаждения одного мотора, и, едва перетянув линию фронта, пришлось совершить вынужденную посадку на болотистый луг. На комбинезонах советских летчиков были нашиты (некоторые носили в карманах) шелковые прямоугольники с черными иероглифами и красной прямоугольной печатью, требовавшие от местных жителей оказывать всевозможное содействие обладателям этих своеобразных мандатов. Внимательно изучив шелковые «документы», крестьяне извлекли самолет Полынина из болота, на руках донесли до берега Янцзы и, «тормознув» буксир с баржей, отправили в Ханькоу. Налет 26 января имел очень важное значение. После него «на аэродроме Нанкина не оставалось ни одного японского бомбардировщика. Все они были перебазированы на аэродром Шанхая, удаленный от линии фронта до 500 км». В начале февраля 1938 г. китайская разведка установила, что японцы создали на аэродроме Ханчжоу южнее Шанхая крупную авиабазу. Разработку и руководство операцией по нанесению массированного бомбового удара поручили старшему советнику по авиации в Китае П.В. Рычагову. Совместно с командирами авиагрупп он разработал план действий, согласно которому первая группа в составе девяти СБ нанесла удар по центральному аэродрому, вторая – 8 СБ – бомбила скопление эшелонов на железнодорожной станции. Налет на аэродром оказался внезапным, а потому успешным. На летном поле находилось до 25 самолетов. Тревогу японцы объявили, но взлететь не успели – бомбы настигли их на рулежке. Летчики в рапортах отметили, что огонь и дым закрыли весь аэродром. Позже установили, что уничтожили 12 самолетов и много повредили (по другим данным – вывели из строя более 30 машин), сгорели ангары и склады с военным имуществом. Следует отметить, что все налеты китайской бомбардировочной авиации на крупные аэродромы японцев производились на основе агентурных данных и «имели хороший результат». Практика показала, что агентура лучше воздушной разведки, которую надо выполнять группой с одновременной бомбежкой, иначе после пролета разведчика самолеты противника немедленно улетят на другие площадки. Удача не всегда сопутствовала авиаторам даже во время тривиальных перелетов. Так, 24 февраля при перелете с аэродрома Лышуй в Наньчан штурман одного СБ допустил ошибку и заблудился. Израсходовав горючее, самолет «приводнился» – попросту упал в озеро всего в 25 м от аэродрома. Машина была разбита, экипаж погиб. По данным РГВА, в тот день погибли летчик л-т М.М.Аносов, штурман л-т П.И. Чабан, а также батальонный комиссар и тоже штурман М.А. Тарыгин. Кто в том полете занимался навигацией – неизвестно. Существует и версия, согласно которой Тарыгин погиб днем раньше в экипаже китайского летчика. В отличие от японцев все первые месяцы СБ обходились без истребительного прикрытия, полностью оправдывая свое название «скоростные». Не только армейские истребители Ki-10, но и более современные палубные А5М не могли угнаться за СБ и не являлись для них серьезными противниками. В начальный период войны японские истребители обычно близко к строю СБ не подходили, атакуя с 500-700 м, но позже эту дистанцию резко сократили до 100-200 м. За первые 3 месяца войны (с декабря 1937 г.) стрелки и штурманы с СБ сбили 13 А5М и 4 Ki-10. Чуть позже произошел любопытный случай, когда звено СБ в плохих метеоусловиях снизилось до 500 м и неожиданно обнаружило опереди на попутном курсе два А5М. Почти «не отвлекаясь», наши летчики сбили их и продолжили выполнение своего задания. Тем временем стал подходить к концу ресурс двигателей М-100. В Центр докладывали, что на семи машинах осталось всего от 10 до 40 ч моторесурса. Новые двигатели поступали из СССР не ритмично и в недостаточном количестве. В итоге моторы стали ремонтировать сами и продолжали их эксплуатировать. Сверх установленного ресурса они нарабатывали до 150 ч. В одном из отчетов специальный раздел был посвящен описанию ошибок при эксплуатации матчасти в боевых условиях. Так, отмечалось, что далеко не всегда производится грамотный запуск моторов по боевой тревоге, техники забывали регулировать магнето, однажды в спешке забыли снять струбцины элеронов. Были «отчеты» и другого рода. Например, после возвращения в СССР штурман л-т Т.А. Лакомов написал фактически донос на своего командира, скромно названный «Недостатки в работе Ф.П. Полынина». Среди различных «преступлений», которые доносчик посчитал «необходимым проверить», стал «факт сдачи сразу двух моторов у самолета т. Полынина при налете группы на Нанкин. Самолет все время шел по маршруту хорошо, но, не доходя 40 км до цели, Полынин сделал вынужденную посадку: сразу из двух радиаторов пошла вода с маслом. Необходимо иметь в виду то, что Полынин всегда брал с собой своего техника вместо стрелка-радиста». Следует отметить, что в целом вынужденных посадок происходило немало. Много раз самолеты сажали «на живот», причем иногда летчики попросту забывали выпустить шасси. Как правило, эти машины после ремонта возвращались в строй. Летчик А.И. Пушкин (впоследствии Герой Советского Союза) вспоминал, что ему самому пришлось много потрудиться вместе с техниками, восстанавливая свою машину. Ввиду отсутствия пневматических молотков клепать приходилось обычными. Детали для ремонта, в том числе фрагменты обшивки, брали со списанных самолетов. Китайские летчики сражались бок о бок с советскими добровольцами Опыт привел к убеждению, что боевая загрузка СБ занижена. Тогда в бомбоотсеке одной машины смонтировали, кроме бомбодержателей для 100-кг бомб, два ящика, в каждый из которых укладывали по 12 осколочных бомб АО-10 или 18 АО-8. Эксперимент оказался удачным, и за неделю такие же ящики-кассеты установили на всех СБ группы Полынина. Впоследствии они успешно использовались в боевых вылетах. В результате удалось поднять бомбовую нагрузку с 600 кг почти до 800 кг. Лишь однажды ящики-кассеты стали причиной гибели экипажа. 15 февраля две 8-кг бомбы застряли в ящике и затем выпали на закрытые створки бомболюка. Этот СБ вернулся с задания с сильно поврежденным стабилизатором, и после посадки возле него собрались до 20 советских и китайских механиков. После выключения моторов штурман Песоцкий открыл створки, как это обычно делали все, бомбы упали на землю и взорвались. Самолет сгорел, 6 человек погибли (штурман умер от ожогов), двое получили тяжелые ранения и еще 6 – легкие. Из экипажа выжил лишь стрелок, которого взрывом выбросило из кабины, перекинуло через ров и проволочный забор. После этого случая прежде чем открывать створки, бомбоотсеки внимательно осматривали. Если там находили бомбы, то 5-6 человек придерживали створки снизу, а когда штурман открывал замки люка, то створки немного приоткрывали и вытаскивали бомбы. Этот случай и другие небоевые потери стали поводом для специального приказа по дисциплине наркома обороны К.Е. Ворошилова. В нем особое внимание уделялось «метеодисциплине»: потеря ориентировки при полетах в плохую погоду вне зоны боевых действий стала едва ли не основной причиной тяжелых летных происшествий. Такие случаи происходили с пугающей регулярностью. Так, 15 ноября 1937 г четыре СБ вылетели с аэродрома Ланьчжоу в Ханькоу. Через 250 км их встретила сплошная облачность. Ведущий решил подняться выше облаков. При пробивании облачности 3 самолета оторвались от ведущего, и потерявшим ориентировку экипажам пришлось идти на вынужденную. На аэродром Ханькоу благополучно прибыл лишь ведущий. 21 декабря ни один из пяти СБ, пытавшихся в плохих метеоусловиях перелететь из Хэнъяна в Наньчан, не смог добраться до места. 2 экипажа потеряли ведущего, заблудились и совершили вынужденные посадки вне аэродрома, причем самолеты получили повреждения. Остальные СБ вернулись в Хэнъян. С начала февраля 1938 г. на Северном фронте японцы стали собирать большие силы для наступления на Сюйчжоу по линии железной дороги Тяньцзинь-Пукоуской. Для этого им предстояло форсировать реку Хуанхэ, на которой закрепились китайские войска. Японцы рассчитывали использовать железнодорожный мост, а также ряд временных переправ. Именно эти объекты и железнодорожные станции стали основными целями китайской бомбардировочной авиации в те дни. Налеты, как правило, производились на основе агентурных сведений и данных от наземных частей, без их уточнения авиаразведкой. Еще один «китайский» летчик так рассказывал о своих налетах: «9.02.38… группе в 13 самолетов поставили задачу бомбить станцию Пампу с целью задержки сосредоточения и уничтожения живой силы на станции. Расстояние до цели – 450 км. Маршрут взяли прямой. Бомбометание произвели в строю колонны звеньев (в переднем – 4 бомбардировщика) фугасными и фугасно-осколочными бомбами с высоты 2000 м при подходе на 3000 м с резким снижением. Заход – под углом 45' к путям. Прицеливание штурманы звеньев и опытные штурманы экипажей произвели самостоятельно. В момент бомбометания на станции находилось три состава. 10.02.38 около 14.00 получены данные, что на аэродроме у станции Пампу производят посадку тяжелые самолеты противника и в 40 км восточнее Пампу вниз по течению японские части начинают переправляться через реку, у переправы – крупное скопление войск. Срочно на самолеты двух звеньев подвесили бомбы фугасные и фугасно-осколочные с мгновенными взрывателями, на захват самолетов на аэродроме мало надеялись. Аэродром действительно оказался пустым. Пошли на запасную цель, т.е. переправу на высоте 2400 м. При подходе к месту переправы, нанесенной на карте и опознанной по населенному пункту, ничего не было обнаружено, кроме отдельных лодок. Крупных скоплений войск тоже не было видно. Несмотря на сомнения и колебания штурмана сбросили все же бомбы в указанном месте – в районе лодок. Часть бомб упала в воду, вторая часть – на берегу. По наблюдению китайских частей с противоположного берега и по их донесению, противник потерял убитыми и ранеными более 1000 человек. Лодки, на которых переправлялись войска, очень легко опрокидывались. Переправа была приостановлена». Китайское командование считало, что наиболее уязвимым местом коммуникаций противника являлся мост через Хуанхэ у населенного пункта Цзинань, где находился крупный железнодорожный узел. Уничтожение этого моста должно было способствовать улучшению положения на фронте. Разбомбить важную цель поручили группе Полынина. Однако Цзинань от Ханькоу отделяли более 1000 км, и для дозаправки самолетов потребовалось использовать аэродром подскока. Чтобы не скапливать бомбардировщики на этой небольшой площадке, действовать решили двумя группами. В первую включили 5 СБ, во вторую – 4. На самолеты подвесили 100-кг бомбы. Налет осуществили 12 февраля. Согласно плану операции, высота полета по маршруту и подхода к цели составляла 2500 м, со снижением до 1200 м для бомбометания. И вновь предоставим слово «китайскому» летчику: «Первая группа заходила вдоль моста, вторая поперек. Мост одноколейной ж/д, длиной до 1 км. два пролета над водой. Первая группа бросила серию вдоль моста, вторая – серию залпов по две бомбы – поперек. Уход на максимальной скорости с разворотом или вправо, или влево. По наблюдениям второй группы и по полученным позже данным, два пролета моста над водой разрушены. Получил повреждения и наведенный рядом понтонный мост. Обе группы наблюдали большое количество разрывов снарядов ЗА. Они появились в момент сбрасывания бомб сзади и выше и после дачи полного газа начали отставать». Продолжение следует |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|