|
||||
|
ВОЗДУШНЫЕ ПИРАТЫ СТРАНЫ СОВЕТОВ Сергей Дроздов/ Борисполь, Киевская обл. Продолжение. Начало в «АиВ», № 2'2009. Усиление мер безопасности возымело свое действие – за последующие 2,5 года попыток угона зафиксировано не было. Но наступило 23 апреля 1973 г., и в кабину экипажа Ту-104 (борт СССР-42505), следовавшего из Ленинграда в Москву, стюардесса принесла 4 тетрадных листочка, переданных одним из пассажиров. Там содержались различные требования, в том числе приказ изменить курс и лететь в Швецию. В случае невыполнения угонщик обещал взорвать самолет двухкилограммовой бомбой, которую пронес на себе. Ознакомившись с посланием, экипаж во главе с Вячеславом Янченко понял, что имеет дело с не совсем здоровым человеком, и это существенно увеличивает степень опасности. Позже выяснили, что записавшийся в террористы Иван Бидюк действительно состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Топлива до Стокгольма все равно не хватало, поэтому было принято решение постараться отвлечь угонщика и выполнить посадку в Пулково. На переговоры отправился бортмеханик Викентий Грязнов, который успешно справлялся со своей трудной миссией, пока его нервный собеседник не заметил, что самолет заходит на посадку в ленинградском аэропорту. Он незамедлительно привел в действие адскую машину, погиб сам и унес жизнь Грязнова. Взрывом вырвало кусок фюзеляжа вместе с передней дверью. Как вспоминает В. Янченко, экипаж работоспособности не утратил. «Я пошевелил штурвал, почувствовал, что самолет управляется, и продолжал снижение. Ценой неимоверных усилий нам все-таки удалось поднять нос машины, и посадка вышла относительно мягкой. Самолет помчался по полосе, мы выпустили тормозной парашют. Скорость падала, и носовая часть, как и положено, стала опускаться, чтобы встать на переднее колесо. Но не встала. Она опускалась все ниже. Передняя стойка, как говорят летчики, не встала на замок. У нас не было переднего колеса! На борту – 10 тонн топлива.. Если носовая часть с пилотской кабиной начнет скользить по бетону, по самолету ударит дополнительный сноп искр, а затем кабина начнет разрушаться. Поэтому, выждав до последнего момента, педалями я направил машину с бетонки на боковую полосу безопасности. Резкий толчок, и самолет замер, уткнувшись носом в землю. Соприкосновение с землей было ощу тимым. Ни криков, ни истерики, ни обмороков не было. Пассажиры двинулись к двери, поскольку понимали, что покидать горевший внутри самолет следует без малейшего промедления. Конечно, возникла некоторая толкотня в узком проходе между рядами кресел. Но никто друг друга не сбивал, никто ни по кому не шел, не рвался вперед за счет других». За проявленное мужество и героизм В. Янченко и В. Грязнов (посмертно) указом от 6 июня 1973 г. были удостоены звания Героя Советского Союза. Остальных членов экипажа наградили орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Самолет пришлось списать. Этот случай подтолкнул к введению в аэропортах обязательного досмотра всех пассажиров, массового внедрения специальных технических средств, например, металлоискателей. Однако проведение этих мероприятий заняло какое-то время, а захваты воздушных судов продолжали происходить один за другим. 19 мая 1973 г. экипаж Ту-104 (борт СССР-42379), следовавшего по маршруту Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита, подал сигнал о захвате своего корабля. В статье «Гром среди ясного неба», опубликованной в «Комсомольской правде» от 8 октября 1991 г., приведен фрагмент радиообмена «земли» с этим бортом. Командир корабля: «Из кабины поступило требование прекратить снижение и изменить курс. (Пауза). Словом, сейчас зайдут и скажут, куда лететь». Диспетчер: «Ваша высота? Ваша высота?» Командир: «Шесть тысяч шестьсот!..» На этом связь оборвалась, а через 2 минуты отметка самолета исчезла с экрана РЛС. Прибывшие на место происшествия поисковые бригады обнаружили обломки лайнера и человеческие тела, разбросанные на площади в несколько сотен квадратных километров! По свидетельству работавшего в тайге очевидца, он услышал в вышине громкий хлопок, а затем увидел падающий и разваливающийся на части самолет, из которого вываливались люди. При дальнейшем расследовании специалисты установили, что причиной катастрофы, унесшей жизни 81 человека, стал взрыв на борту. Среди погибших был обнаружен труп Чингиза Рзаева с пулевым отверстием в области сердца (со спины). Нашли и тело милиционера Ежикова. сопровождавшего тот рейс, а затем – и его пистолет, в обойме которого не хватало двух патронов. В результате родилась официальная версия, согласно которой милиционер выстрелил из табельного оружия в спину угонщика, требовавшего развернуть самолет в сторону КНР, после чего тот успел привести в действие самодельное взрывное устройство. Следствие выяснило, что Рзаев трудился на производстве, связанном со взрывными работами, где и соорудил бомбу. В Советском Союзе была предпринята лишь одна попытка угона Як-12 26 июля 1973 г. в вильнюсском аэропорту была пресечена попытка угона Ил-14 Действия милиционера признали соответствующими угрозе. Однако для родственников погибших пассажиров это стало слабым утешением, и они не раз пытались осквернить его могилу. А в семье Ежикова до сих пор считают, что Ту-104 был сбит советским истребителем. Это абсолютно не стыкуется с официальной версией, согласно которой между сообщением экипажа о захвате самолета и моментом исчезновения его отметки с экрана РЛС прошло всего две минуты. Сибирская трагедия стала самым кровавым инцидентом в истории угонов советских ЛА. После нее находившимся на борту самолетов милиционерам запретили применять в воздухе оружие. После этих событий прошло чуть более двух месяцев, и 25 июля рабочий одного авиаремонтного завода А. Петров, угрожая огнестрельным оружием, угнал в Турцию Ан-2, который выполнял рейс Ростов-на-Дону-Сальск. Самолет, пролетев около 900 км, пересек Краснодарский край, прошел вдоль всего советского Кавказского побережья и благополучно приземлился в Трабзоне. Причем, нет никаких сведений о попытках его перехватить. В конечном итоге, угонщик – очередная «жертва коммунистического режима» – получил политическое убежище в Канаде. Самолет и пассажиры были незамедлительно возвращены в СССР. А на следующий день после этого захвата в вильнюсском аэропорту была пресечена попытка угона Ил-14, следовавшего по маршруту Вильнюс-Паланга, при этом один человек получил ранение. Очередная детективная история, связанная с угоном самолета, разыгралась 3 ноября 1973 г. 4 молодых человека (18-22 лет) без проблем прошли предполетный контроль в московском аэропорту Быково и пронесли на борт Як-40, отправлявшегося в рейс на Брянск, обрезы охотничьих ружей. В воздухе они захватили самолет, при этом выстрелом в живот был тяжело ранен бортмеханик Никитин, который попытался вырвать оружие у одного из угонщиков. Не без труда пиратам удалось взломать дверь в кабину экипажа. По радио через командира воздушного судна И.А. Кашина начались переговоры с руководством Брянска. Угонщики потребовали 1,5 миллиона долларов и обеспечения беспрепятственного вылета в Швецию, но когда услышали, что в Брянске столько валюты не найти, приказали возвращаться в Москву. Як-40 совершил посадку в аэропорту Внуково, где спецгруппа МВД (прообраз будущих антитеррористических подразделений) осуществила штурм самолета. При этом один из преступников был убит, другой – застрелился, один пассажир получил ранение. Одного из оставшихся в живых угонщиков признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, а второго – осудили на 10 лет лишения свободы. Действия экипажа и милиционеров получили очень высокую оценку – И.А. Кашин и один из офицеров группы захвата А.И. Попрядухин были удостоены звания Героя Советского Союза. Затем в угонах наступила более чем двухлетняя пауза. Прервал ее случай, который на захват воздушного судна не тянет – скорее это хулиганство или просто злая шутка. 26 января 1976 г. в туалете Ил-62, выполнявшего рейс Фрунзе-Москва, была обнаружена анонимная записка с требованием лететь в Израиль, а в довесок – несколько пиропатронов. Более активных действий «шутник» не предпринимал, рейс завершился благополучно, а сразу вычислить его среди пассажиров не удалось. Однако компетентные органы отнеслись к инциденту со всей серьезностью. Сотрудники КГБ провели кропотливую и тонкую работу, в результате которой 1 марта горе-террорист был задержан. Не удалось достичь желаемого и участнику следующего события, хотя самолет он благополучно угнал. 23 сентября 1976 г. второй пилот Ан-2, бывший военный летчик В.И. Засимов при отсутствии на борту своего командира и пассажиров улетел в Иран. Но остаться за кордоном он не смог. Шахское правительство не искало повода лишний раз поссориться с СССР, и через 2 дня самолет вместе с летчиком возвратили на родину, где его поступок «оценили» в 12 лет тюрьмы. В том же году, 4 июля, был предотвращен угон в Иран еще одного Ан-2, который выполнял рейс Грозный-Элиста. В 1977 г. отечественные воздушные пираты все же «прорубили окно» в Скандинавию. 25 мая (по другим данным, 22 мая) ранее судимый В.В. Сосновский под угрозой взрыва угнал в Швецию (аэродром в Стокгольме) Ан-24 (СССР-46806), выполнявший рейс Рига-Даугавпилс. Там он получил политическое убежище, а в придачу – 4 года шведской тюрьмы. Самолет вместе с 18 пассажирами вскоре был возвращен в СССР. Ан-24 СССР-46806 перед самой посадкой в Стокгольме. Май 1977 г. Шведский истребитель Saab Draken сопровождает угнанный Ан-24 СССР-46806 на подходе к стокгольмскому аэропорту Не прошел и месяц, как 17 июня была предпринята попытка угона Як-40, следовавшего по маршруту Рига-Таллинн, на борту которого находились 26 пассажиров и 3 члена экипажа. Угрожая взорвать самолет, угонщик требовал лететь в Швецию. Тем не менее, самолет посадили в Латвии, на аэродроме Вентспилс. Воздушного пирата задержали, взрывного устройства при нем не обнаружили. 10 июля того же года двое угонщиков (19 лет и 22 года), сбежавших с «химии» в районе Петрозаводска, сами того не ожидая, «освоили» другую скандинавскую страну – Финляндию. По паспортам своих друзей они купили билеты на рейс № 8710 Петрозаводск-Ленинград, который выполнял Ту-134 (СССР-65639) Ленинградского управления гражданской авиации (УГА). В воздухе, напугав бортпроводниц гранатой Ф-1, они потребовали лететь в Швецию. В итоге вместо одного часа самолет находился в воздухе три, что вызвало беспокойство среди не ведавших о происходящем пассажиров. Они пытались вызвать в салон кого-нибудь из стюардесс, но вместо очаровательной девушки появился парень с гранатой в руке и сообщил, мол, терять ему нечего, летим в Швецию. Но из-за нехватки топлива самолет уже в сумерках приземлился в аэропорту финской столицы, о чем на борту сразу же узнали, разглядев через иллюминаторы светящуюся надпись «Helsinki». Около пяти часов 70 пассажиров томились в душном салоне. Вдруг кто-то увидел, что экипаж выбрался из самолета и уходит прочь от него! Несмотря на угрозы угонщиков, несколько пассажиров бросилось открывать заднюю дверь, но первый же выпрыгнувший беглец сломал ногу, и остальные предпочли не рисковать, рассевшись по своим местам. В салоне снова настало тревожное ожидание. Финские власти начали с угонщиками долгие переговоры, в результате которых удалось освободить почти всех пассажиров – в заложниках остались лишь трое мужчин. На вторые сутки «террористы» притомились и попросту уснули. Последние заложники беспрепятственно ушли из самолета, а вместо них на борт поднялись финские полицейские. Вот так неторопливые сыны страны Суоми взяли угонщиков измором, избежав штурма, пальбы и кровопролития. Через несколько дней незадачливых пиратов передали советским властям, а уж на родине их приговорили к 8 и 15 годам лишения свободы. 19 октября и 6 ноября того же года были предприняты еще две неудавшиеся попытки угона самолетов из советской Прибалтики. В первом случае удалось пресечь захват Ан-2 на аэродроме в Тарту. Во втором один из пассажиров Ан-24 (рейс Паланга-Вильнюс), угрожая муляжом гранаты, вознамерился лететь в Швейцарию, но самолет все же приземлился в Вильнюсе, где угонщик был обезврежен. Следующий известный случай относится к 21 февраля 1978 г., когда 17-летний пассажир Ту-134 (рейс Ленинград-Мурманск) потребовал лететь в норвежскую столицу Осло. Для убедительности он показал коробку из-под духов «Красная Москва», перемотанную изолентой, в которой якобы находилась бомба. Экипажу и наземным службам удалось убедить юношу, что самолет приземлился для дозаправки в финской Котке (помогла наступившая темнота), хотя на самом деле это был аэропорт Петрозаводска. Когда молодой человек увидел вместо финских пограничников советских солдат, то спрятался в туалете самолета, и чтобы извлечь его оттуда, пришлось использовать шашку с «Черемухой». Одурманенный угонщик уронил на пол свою коробку, в которой оказалось настоящее взрывное устройство. .Не сработало оно по счастливой случайности – отошел контакт батарейки. За чрезмерную любовь к пиротехнике несовершеннолетний террорист получил 6 лет лишения свободы. 9 апреля того же года угонщик, захвативший следовавший из Риги в Таллинн Як-40 с 14 пассажирами на борту, начал стрелять в бронированную дверь кабины экипажа из малокалиберного пистолета, когда понял, что его требование лететь в Швецию не выполняется. 11 пуль выпустил он, однако спортивное оружие оказалось слабоватым против брони, и в конечном итоге самолет приземлился на территории СССР в Пярну, где возмутителя спокойствия ждал «теплый прием». Никто на борту не пострадал. Не прошло и месяца, как 1 мая террорист снова пронес на борт самолета спортивный пистолет и гранату (по одной из версий – учебную). Угрожая ими, он попытался прорваться в кабину экипажа Ил-18, выполнявшего полет по маршруту Ашхабад-Минеральные Воды, чтобы «скорректировать» его курс в сторону Ирана, но был убит наповал вторым пилотом (по другой версии – бортмехаником). Командир Ту-104 (СССР-42505) Вячеслав Янченко (слева) и погибший бортмеханик этого самолета Викентий Грязнов. На фото справа погибший на борту Ту-104 (СССР-42379) милиционер Владимир Ежиков 15 октября через несколько минут после взлета Ан-24, отправившегося из Симферополя в Одессу, один пассажир выстрелом из пистолета Марголина заявил о своих намерениях угнать самолет. Однако экипаж произвел экстренную посадку в аэропорту вылета, где очередной воздушный пират попал в руки представителей советских силовых ведомств. Не добились желаемого и угонщики двух других Ан-24. Один из них 9 ноября пытался заставить экипаж взлетевшего из Грозного самолета следовать не в Баку, а в Турцию. Когда стало очевидно, что машина садится в аэропорту Махачкала, он предпочел застрелиться, но перед этим успел ранить бортмеханика. На борту самолета находились 42 пассажира. После посадки во внутренней обшивке лайнера обнаружили 3 пробоины, и еще одну – сквозную. На следующий день в Турцию «захотелось» пассажиру рейса Сухуми-Батуми. Самолет все же приземлился в столице Аджарии, где угонщик был задержан. 6 января 1979 г. удалось предотвратить попытку захвата Ту-134, которая была предпринята по чисто политическим мотивам. В аэропорту Пулково были задержаны трое мужчин и две женщины, пытавшиеся пронести на борт самолета огнестрельное оружие и взрывчатку, приобретенные у «черных археологов». Как показало следствие, они намеревались потребовать освобождения четырех диссидентов и беспрепятственный вылет в Норвегию. В конечном итоге почти все они выехали из СССР, но после отбытия длительных сроков тюремного заключения. В следующем месяце произошла первая попытка угона воздушного судна с советской регистрацией за пределами СССР. 27 февраля 3 человека захватили в стокгольмском аэропорту Ту-154, выполнявший рейс Осло-Стокгольм-Москва. Местные спецслужбы провели очень удачную операцию и обезвредили угонщиков без ущерба для пассажиров и самолета. 1 апреля «шуточку» отпустили два юноши 19-ти и 16-ти лет от роду. Угрожая самодельным взрывным устройством, они хотели за-хватить Як-40, который вылетел из Симферополя в Кутаиси. Инцидент завершился экстренной посадкой в Симферополе и задержанием террористов-допризывников. Их бомба была муляжом. Следующая попытка угона оказалась вовсе нешуточной и снова привела к кровопролитию. 14 сентября захватить Ил-18, следовавший по маршруту Анадырь-Магадан-Хабаровск, попытался военнослужащий внутренних войск. Он входил в состав конвоя, который возвращался из командировки. Угрожая табельным пистолетом Макарова, угонщик потребовал следовать в США. Остальной состав конвоя оказал сопротивление, и в завязавшейся перестрелке сначала погиб старший наряда, а затем и сам угонщик. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Отдельно стоит выделить первый случай, когда угонщикам предоставили летательный аппарат, выполняя часть их требований. Произошел он 14 мая 1979 г. в Новокузнецке, когда двое преступников захватили заложников в «Икарусе», при этом одного из них убили, и потребовали самолет для вылета в Японию. После переговоров сошлись на вертолете Ми-8, который должен был перебросить их в более крупный аэропорт. Во время посадки в винтокрылую машину один из угонщиков был убит сотрудниками милиции, а второй – задержан. Итак, в 1970-е гг. в Советском Союзе количество инцидентов, связанных с угоном воздушных судов, оказалось, как минимум, в 2,5 раза большим, чем за все предыдущие годы. В ряде случаев пираты добились желаемого и оказались за рубежами СССР. Они активно использовали не только огнестрельное оружие, но и различные взрывные устройства или их муляжи. Иногда при захвате самолетов звучали политические мотивы. Большинство стран-членов IKAO в то время весьма мягко относилось к людям, стремившимся таким способом вырваться из СССР, и советские государственные органы стали добиваться заключения двусторонних международных договоров, предусматривавших обязательную выдачу лиц, совершивших преступления такого рода. Поэтому воздушные пираты требовали лететь в страны, с которыми подобных соглашений не существовало либо вообще не поддерживались дипломатические отношения. Советские власти предприняли и целый ряд мер по усилению авиационной безопасности, а с 3 января 1973 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления. В уголовных кодексах союзных республик за такое преступление теперь предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет, а с применением насилия или угроз, а также при других отягчающих обстоятельствах – до 15 лет или смертной казни. Совместными усилиями МГА, МВД и КГБ был разработан план «Набат», четко регламентировавший порядок действий различных служб в случае захвата летательного аппарата. Большое внимание стало уделяться оперативно-розыскной деятельности, направленной на предотвращение угонов воздушных судов, что позволило сохранить жизни многим пассажирам и авиаторам. Для борьбы с терроризмом, в т.ч. с воздушным, 29 июля 1974 г. по распоряжению председателя КГБ Ю.В. Андропова была создана группа «А» – первое в СССР спецподразделение такого рода. Продолжение следует |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|