|
||||
|
БОМБЫ НА ПЕТСАМО Александр Заблотский/ Таганрог, Роман Ларинцев/ Северодвинск «Амбарчики» авиации СФ были нередкими «гостями» в небе над Петсамо и Лиинахамари Мы продолжаем рассказ о действиях авиации Северного флота (СФ) против портов и военно-морских баз кригсмарине в Заполярье, начатый статьей «Цель – Киркенес» в «АиВ», № 6'2007. В ней мы уже упоминали, что наряду с Киркенесом для снабжения немецкой группировки на Крайнем Севере активно использовался финский порт Петсамо. Вот о деятельности авиации СФ по срыву перевозок в Петсамо-фьорде, в том числе и о налетах на конвои, прорывавшиеся во фьорд, и пойдет речь в данной статье. Итак, Петсамо – это, собственно, бывшая и настоящая старинная русская Печенга, которая в результате драматических событий начала XX века оказалась под юрисдикцией Финляндии. В 1940 г., в ходе «зимней войны» город был занят частями Красной Армии, однако снова возвращен Суоми. В отличие от норвежского Киркенеса, вся портовая инфраструктура Петсамо и его аванпорта Лиинахамари практически ограничивалась одними причалами. К лету 1941 г в Лиинахамари насчитывалось 8 действующих причалов (один железобетонный) общей протяженностью 570 м, через которые можно было пропустить порядка 4000 т грузов в сутки. Вообще вся финская область Петсамо накануне войны насчитывала чуть более трех тысяч жителей, из которых 1200 человек жили в поселке при никелевых рудниках Колосьйки. Естественно, что порту, расположенному в удобном глубоководном фьорде, рядом с советской границей, а следовательно, близко к театру военных действий, придавалось большое значение германским Верховным командованием. Финны имели в области Петсамо весьма ограниченные силы и минимально участвовали в боевых действиях, переложив все на плечи своих немецких «камрадов по оружию». Очень скоро рядом с городом был введен в строй аэродром Луостари. впоследствии игравший важную роль как в советских, так и в германских планах[5*]. Советское командование также считало Петсамо важнейшим пунктом снабжения противника. Трудно сказать, действительно ли существовало мнение, что через этот порт вывозится стратегическое сырье – никелевый концентрат. На самом деле львиная доля руды вывозилась из Колосьйки по автомобильной дороге через Рованиеми, меньшая – через Киркенес, так или иначе минуя Петсамо. Но в любом случае значение порта в Петсамо-фьорде трудно переоценить. В перевозках немцы активно задействовали крупнотоннажные транспорты. Хотя периодически, после очередного нашего успеха, германское командование запрещало использовать на линии Киркенес-Петсамо суда большого водоизмещения, но вскоре вновь само и разрешало. Логично предположить, что ВВС СФ уделяли достойное внимание столь «лакомой» цели. Однако из анализа хранящегося в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА) послевоенного официального отчета вырисовывается весьма любопытная картина. По Киркенесу североморская авиация выполнила в общей сложности 1411 боевых вылетов днем и 262 ночью. По Петсамо – 473 днем и 70 ночью (в том числе с 15 декабря 1942 г. 120 вылетов на Лиинахамари). Здесь в чем-либо упрекнуть командование СФ трудно – безусловно, Киркенес был важнейшей целью в пределах Варангер-фьорда. Идем далее. Поселок Варде советские летчики «навестили» за годы войны 324 раза днем и 7 раз ночью. Этот пункт теоретически мог иметь какое-то существенное значение, хотя назвать его крупной военно-морской базой или портом было бы чересчур сильным преувеличением. Соседний Вадсе, куда относительно ценный транспорт или боевой корабль если и заходили, то лишь случайно, подвергался налетам 20 раз, но по нему было выполнено 483 самолето-вылета, О том, какое место реально занимал Вадсе в приоритетах немецкого командования, красноречивее всего говорит то, что на 14 марта 1944 г. вся его противовоздушная оборона состояла из одного 20-мм зенитного автомата. Если же обратиться к данным по тоннажу сброшенных на эти порты авиабомб, то результат будет еще удивительнее. На Петсамо было сброшено 119,8 т, на Варде – 96,1 т, зато на Вадсе целых 139,1 т! Закономерно, что по тому же официальному отчету наша авиация в Петсамо за всю войну потопила только один мотобот, а повредила 2 крупных транспорта и 2 каботажных парохода. Первые бомбы упали на Петсамо с началом боевых действий против Финляндии – 25 июня 1941 г. В тот день пара бомбардировщиков СБ атаковала в порту «транспорты и скопление автомашин». До конца года авиаторы-североморцы неоднократно совершали налеты небольшими группами самолетов на суда, стоявшие у причалов. По советским данным, наиболее удачным считается удар 4 июля, когда 5 СБ под прикрытием пяти И-153 предположительно повредили 2 транспорта. По немецким документам, безрезультатной атаке подвергся сторожевой корабль «Kiautschau». 5* Подробно касаться действий ударной авиации СФ по аэродрому Луостари мы но будем, поскольку готовим отдельную статью по этой теме. Гидросамолеты Не 115 сыграли важную роль в проводке конвоев в Петсамо в рамках операции «Иоланта Аванпорт Петсамо-Лиинахамари Первый результативный налет советской авиации противник зафиксировал 27 июня. В тот день гидросамолет ГСТ из 118-го ОРАП уничтожил радиостанцию финского маяка на мысе Нурменсетти. Через 2 дня несколько ударов нашей авиации по Петсамо привели лишь к незначительным разрушениям и ранению одного военнослужащего. 21 июля в 09.30 эту же цель бомбил одиночный советский самолет. В результате разрыва бомб погиб 1 и были ранены 3 человека. Немецкие документы отметили и ряд других атак, которые значатся как безрезультатные (например, неоднократные удары по хорошо заметным с воздуха топливным бакам). Более удачным оказался удар пятерки Пе-2 по береговой батарее на мысе Нурменсетти 23 сентября. Наши летчики наблюдали разрывы бомб на огневых позициях, а затем и начавшийся пожар. Поданным противника, бомбы легли рядом с одним из орудий, ранение получил один артиллерист. Эти весьма скромные успехи носили в известной мере случайный характер и не решали главной задачи: уничтожения транспортных судов и портовой инфраструктуры Петсамо. С наступлением полярной ночи постоянными «гостями» Петсамо-фьорда стали гидросамолеты МБР-2. Надо сказать, что в первые дни войны делались попытки использовать тихоходные «амбарчики» в качестве дневных бомбардировщиков. Практика быстро показала, что появляться этим летающим лодкам в пределах досягаемости немецких истребителей днем более чем рискованно. Так, 29 июня звено МБР попыталось нанести удар по судам в Лиинахамари. Появившийся Мессершмитт» последовательно сбил все 3 машины. Эффект же от ночных налетов МБР-2 не ограничивался только лишением немцев нормального сна. Именно на счету летающих лодок единственный удачный удар советских самолетов по судам в Петсамо-фьорде в 1941 г. В ночь с 5 на 6 декабря МБР-2 совершили 20 боевых вылетов на бомбардировку разных целей, в том числе и судов в Лиинахамари. По данным немцев, 5 декабря в 23.10 бомба попала в борт стоявшего у причала транспорта «Antje Fritzen»(4330 брт). Были разрушены каюты экипажа и повреждено рулевое управление, 2 члена экипажа погибли, 1 получил тяжелое и 1 легкое ранения. Кроме того, были убит 1 и ранены трое военнослужащих кригсмарине. С началом нового года Лиинахамари продолжал оставаться в числе постоянных целей советской морской авиации. Только за первое полугодие 1942 г. самолеты ВВС СФ 17 раз появлялись над портом. Однако выделяемый наряд сил продолжал оставаться небольшим, ночные налеты производились исключительно одиночными самолетами, поэтому их результаты оказались невысокими. В первые 2 месяца года немцы зафиксировали минимальные потери. 9 января бомба попала в склад. 4 февраля после прямого попадания в причал осколки бомб повредили ближайший склад. Кроме того, разлетевшиеся от бомбовых разрывов обломки скал продырявили дымовую трубу и люковые закрытия трюмов парохода «Boltenhagen». 28 февраля бомба уничтожила дом в поселке. Среди троих погибших оказался матрос с транспорта «Ш-landshorn». Интересно, что вскоре и само судно погибло на советских минах. Судьба! Отблеск удачи, наконец, осветил действия нашей авиации только в апреле 1942 г. 3 числа один Пе-2 и два Пе-3 вылетели на вооруженную разведку в Варангер-фьорд. Плохая видимость не позволила им выполнить основную задачу. Зато повезло при ударе по запасной цели – Лиинахамари. В результате налета был уничтожен рыболовный катер и нанесены разрушения на берегу. 15 апреля в 13.15 осколки от бомб повредили нефтяную цистерну, содержимое которой (180 кубометров горючего) вытекло через пробоины. В тот день Пе-3 из 95-го ИАП трижды вылетали на бомбардировку Лиинахамари, совершив 11 самолето-вылетов. Следующего эффективного налета пришлось ждать очень долго. Да и само число ударов по портам Петсамо-фьорда было невелико. Только, как говорится, «под елочку» летчикам-североморцам удалось добиться очередного успеха. Днем 31 декабря 1942 г. девятка Пе-2 атаковала суда в Лиинахамари (сброшено 18 ФАБ-100). Экипажи доложили о потоплении транспорта. В донесении немецкого XIX-го горнострелкового корпуса результаты налета отражены следующим образом. «В 09.00 вторичными каменными осколками поврежден барак. В 12.45 налет шести бомбардировщиков. Разрушен солдатский клуб. Прямое попадание в корму транспорта, стоящего у Главной пристани. Потери среди военнослужащих: двое убитых и 11 раненых. Кроме того, пострадали несколько местных жителей-финнов». Документы кригсмарине уточняют, что бомба упала в двух метрах от кормы парохода «Напаи» (5892 брт). В результате в корпусе судна появилась течь, которую ликвидировали силами экипажа. Немецкие катера-тральщики типа «R» входили в состав охранения петсамских конвоев Ил-4 дальней авиации тоже работали по целям в Петсамо Дважды в 1942 г. по судам в Петсамо-фьорде ВВС СФ применяли высотные торпеды. 18 января одиночный ДБ-Зф из 72-го смешанного авиационного полка (САП) вылетел для удара по Киркенесу. Так как цель оказалась закрыта облачностью, самолет сбросил торпеду на гавань Лиинахамари. По докладу экипажа, наблюдался взрыв и «большой пожар». Противник зафиксировал сброс целых трех парашютных торпед, одна из которых взорвалась на берегу. Немцы нашли элементы парашютной системы, а калибр торпеды определили в 53 см. Вторично высотные торпеды использовались 29 марта. С высоты 3500 м три ДБ-Зф нанесли удар по транспортам у причалов Лиинахамари. По донесению летчиков, разрывы наблюдались на центральной пристани, одна торпеда попала в транспорт. Немцы отметили падение и взрыв двух торпед в воде. Третья взорвалась на берегу. Каких-либо разрушений не было. Следующий, 1943 г., для авиаторов Северного флота оказался, без преувеличения, самым неудачным за всю войну. Не удалось похвастаться успехами и при налетах на Петсамо-фьорд. Немецкие документы сохранили упоминания лишь о нескольких атаках советской авиации, имевших какие-либо результаты. 15 января, Лиинахамари. Дневной налет восьмерки Пе-3 в сопровождении 17 истребителей. Было сброшено 16 ФАБ-250. Незначительно повреждены причал и суда. Вечером эстафету подхватили «МБРы». Они «выгрузили» на портовые сооружения восемь ФАБ-100, две ЗАБ-50 и 30 мелких осколочных авиабомб. Несмотря на незначительность материальных успехов, в немецком «Дневнике коменданта морской обороны Киркенеса» зафиксированы жалобы на помехи работам в порту со стороны советской авиации в течение всего дня. В ночь на 25 января в Лиинахамари легко поврежден барак. Это работа двух МБР-2. вылетевших на бомбежку Киркенеса, но атаковавших запасную цель. Ночью на 20 февраля опять бомбежка Лиинахамари, и опять незначительные материальные потери. Скорее всего, это тоже действия «амбарчиков». В ночь на 5 апреля Лиинахамари бомбил одиночный МБР-2. Документы противника сообщают о незначительных разрушениях. Такая не очень внушительная результативность налетов вполне закономерна. Например, за первую половину 1943 г. Петсамо и Лиинахамари становились целями налетов 9 раз. В большинстве случаев в них участвовали по нескольку МБР-2. Во второй половине года ситуация только ухудшилась Всего в район Петсамо-фьорда наши самолеты вылетали лишь трижды. При этом 5 августа на причалы Лиинахамари четыре «Харрикейна» сбросили 8 осколочных АО-25, на следующий день шесть Пе-2 несколько увеличили объем сброшенной бомбовой нагрузки: 35 ФАБ-100 и 12 ФАБ-50. Почти столько же бомб сбросили 24 декабря «Илы» из 36-й дивизии АДД. На порт упали 49 фугасных и 10 зажигательных «соток». К сожалению, во всех трех случаях немецкие документы не содержат упоминания о сколько-нибудь существенных потерях. 1944 г. стал годом долгожданного качественного скачка в боевой деятельности североморской авиации. При этом основной упор делался на комбинированные удары по конвоям на подступах к Петсамо-фьорду, а интенсивные налеты на береговые объекты, расположенные в районе Петсамо-фьорда, пришлись на сентябрь. Это было связано с тем, что по плану «Вест» Петсамо предстояло захватить десантом с моря. Авиационно-артиллерийские удары выполнялись для «размягчения» противодесантной обороны противника. Немецкие документы отмечают результативные удары 8 и 17 сентября, когда понес потери личный состав батарей «Петсамо» и «Зензенхауер». По 150-мм береговой батарее «Зензенхауер» 16 сентября хорошо отработали шесть Ил-2 из 46-го ШАП во взаимодействии с «Киттихауками» из 78-го ИАП. Высыпав на позицию батареи около 40 фугасных «соток», летчики наблюдали 4 взрыва, в том числе 1 – большой силы. По немецким данным, в результате налета был убит 1 артиллерист на огневой позиции, на командном пункте тяжело ранен другой, уничтожена 37-мм зенитная пушка. Весьма удачным был налет 25 сентября. При этом его успех оказался довольно случайным. Впрочем, на войне часто бывает, что наводят оружие на одну цель, а попадают совсем в другую! Итак, в 18.15 шесть «Киттихауков» 78-го ИАП нанесли удар по батарее противника в районе Лиинахамари, которая обстреливала наш аэродром Пум-манки на п-ве Рыбачий. Упала хоть одна бомба на огневые позиции этой батареи или нет, сейчас сказать трудно. Зато в порту 12 ФАБ-100 полностью разрушили одну пристань, уничтожили жилой дом и перегрузочный склад кригсмарине. Боевая деятельность и советской, и немецкой авиации на подступах к Петсамо-фьорду, в районе западнее п-ва Рыбачий, так или иначе была связана с судоходством. Только одним нужно было обеспечить бесперебойное движение судов во фьорде, другие же пытались этому воспрепятствовать. Так как основной помехой немецким конвоям были орудия 113-го отдельного артиллерийского дивизиона (сначала только 221-я батарея), то операции по их проводке неизменно включали удары самолетов люфтваффе по советским береговым батареям. Первая попытка «вывести из игры» 221 -ю батарею на п-ве Среднем силами люфтваффе отмечена в германских архивных документах 12 июля 1941 г. Немцы признают, что конвой в Петсамо в составе транспорта «Donau» и сопровождавших его четырех малых тральщиков прошел без потерь, но привести к молчанию» 221-ю батарею не удалось. Советская сторона не смогла организовать в 1941-42 гг. комбинированные авиационно-артиллерийские удары по судам, прорывавшимся в Петсамо. Впрочем это не избавляло немцев от разного рода неизбежных на войне случайностей. Так, 23 августа налет трех Пе-2 чуть было не привел к первой потере противника в этом районе. Недалеко от входа в залив под их удар попал малый тральщик R-155, буксировавший пустой лихтер. От сброшенных с большой высоты бомб тральщик уклонился резким маневром, оборвав буксирный трос и отдав лихтер на волю волн. Примерно через час R-155 «поймал» свою потерю и наконец-то привел ее к причалу. Следующий военный год принес существенные изменения в борьбу за контроль над Петсамо-фьордом. Численно увеличился состав советской артиллерийской группировки, блокировавшей вход во фьорд. К знаменитой 221-й батарее добавились еще две со 100- и 130-мм орудиями. Немцы стали нести серьезные потери от огня батарей Среднего. 26 мая попал под обстрел и был потоплен транспорт «Vardoe» (860 брт). В ответ противник стал выделять для обеспечения проводки конвоев в Петсамо весьма солидный наряд сил авиации. Например, вот как происходила 21 июля проводка транспортов «Millrock», «Kvitingen», «Leonhard III» в сопровождении малых тральщиков R-63 и R-55. В течение этого дня 221-я батарея и прикрывавшая ее 222-я зенитная батарея трижды подвергались налетам немецкой авиации. По германским документам, в них участвовали 46 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 под прикрытием 25 Bf 109. По советским данным, на огневые позиции упало до 80 фугасных бомб калибром 250-500 кг. Все орудия получили повреждения. 3 из них отремонтировали уже на следующий день, но одно требовало замены ствола. На 221-й батарее было убито 5 и ранено 3 человека. В результате столь мощного воздействия конвой, проходивший в 17.10 через зону огня батареи, обстрелу не подвергался. Этот успех стоил немцам всего двух «штук», поврежденных зенитным огнем. Вечером 21 июля командующий Северным оборонительным районом (СОР) доложил в штаб флота, что без усиления прикрытия передовых батарей с воздуха они «не могут мешать намерениям противника». «Киттихауки» Северного флота использовались над Петсамо в качестве истребителей-бомбардировщиков и топмачтовиков Основными оппонентами советской авиации в районе Петсамо были «Мессершмитты» из эскадры JG5 Надо сказать, что выводы из произошедшего советское командование сделало, и ПВО береговых батарей СОР постепенно усиливали. Как результат, когда 13 августа немцы обеспечивали проводку очередного конвоя, зенитным огнем был сбит Ju 87 (w/n 6176) из 1./StG5. Экипаж спасся на парашютах. Кампания 1943 г. ознаменовалась существенным уменьшением группировки ударной авиации 5-го воздушного флота люфтваффе в Заполярье. Советские же летчики стали все чаще наносить удары по конвоям на подходах к Петсамо-фьорду, хотя, надо признать, в не достаточных масштабах. Немецкое командование для проводки конвоев в Петсамо организовало операцию «Иоланта» с участием разнородных сил. Малые тральщики осуществляли противоминную оборону на переходе, истребители охраняли конвой от возможных атак с воздуха, пикировщики и артиллерия наносили удары по огневым позициям советских батарей, а гидросамолеты, в основном Не 115, ставили дымовые завесы. Впрочем с дымзавесами не все сразу вышло гладко. Только 20 мая в «Дневнике коменданта морской обороны Киркинеса» появилась запись: «Впервые, после ряда неудачных попыток, удалось прикрыть дымовой завесой петсамский конвой с самолета». Всего в ходе операции «Иоланта» гидросамолеты совершили 87 вылетов для постановки дымовых завес. О том, каких масштабов достигали бои при проводке конвоев, можно судить на примере событий 19 июня 1943 г. В тот день, в 00.40[6*], наблюдательные посты СОР обнаружили движение вражеского конвоя в Петсамо-фьорд. Он состоял из 4 транспортов, пяти малых тральщиков типа «R> и одной быстроходной десантной баржи. При подходе к зоне действия орудий 113-го артдивизиона четверка Не 115 прикрыла ордер дымовой завесой. Одновременно восемь Ju 87 и шесть Bf 110 нанесли удар по огневым позициям наших батарей. Материальная часть орудий не пострадала, но были ранены 3 краснофлотца. В свою очередь, у мыса Нурменсетти конвой атаковала четверка Ил-2 под прикрытием 22 истребителей. Из-за плотной дымовой завесы результаты огня артиллерии и авиационного удара не наблюдались. Согласно немецким документам, корабли и суда конвоя не получили боевых повреждений, но в дыму один из транспортов таранил тральщик R-53 и отрезал ему нос. От зенитного огня получил повреждения Ил-2, совершивший благополучную посадку в Пумманки. В завязавшемся воздушном бою были сбиты 5 «Харрикейнов». Двоих пилотов спас торпедный катер № 13. Наши летчики доложили о 16 сбитых немцах, но данные противника эти потери не подтверждают. Военное счастье не всегда было на стороне немцев. Снова сражение на подходах к Петсамо разгорелось 16 июля, при проводке очередного конвоя, состоявшего из каботажных судов «Вид», «Margareta», «Непгу» в охранении четырех малых тральщиков. Конвой подвергся обстрелу береговой артиллерии и удару нашей авиации. В свою очередь, немецкие самолеты бомбили огневые позиции советских батарей, прикрывали с воздуха свои суда и боевые корабли. Наши потери составили 2 сбитых Як-1 из 20-го ИАП. Спасти удалось только одного пилота. В воздушном бою один Bf 109G-6 (w/n 15590) был поврежден, а известному летчику-асу фельдфебелю Хансу Дебриху (65 побед) из II./JG5 пришлось прыгать с парашютом из своего горящего Bf 109G-6 (w/n 20088). Раненого летчика подобрал из воды тральщик R-64. В этот момент корабль сам был атакован двумя советскими истребителями, и 2 члена его экипажа получили ранения. В последний год войны в Заполярье командование СФ наконец-то смогло реализовать на практике идею комбинированного удара по конвоям непосредственно на подходах к Петсамо-фьорду, который несколько раз приводил к успеху. Следует признать, что авиация не смогла сыграть в нем главную роль. Самый результативный бой в устье Петсамо-фьорда состоялся 28 июня 1944 г. Около часа ночи самолет-разведчик обнаружил конвой, идущий из Киркенеса в Петсамо. Он состоял из пяти транспортов с чрезвычайно сильным охранением – 8 малых тральщиков и 3 сторожевых корабля. Немцы очень тщательно готовили эту операцию по доставке в Лиинахамари необходимых частям XIX-го горного корпуса грузов. Достаточно сказать, что прежде чем выйти в море конвой 14 суток ждал подходящей погоды. С воздуха суда прикрывали «густавы» из III./JG5, а пять Не 115 должны были скрыть конвой дымзавесой в наиболее опасной зоне. Тем не менее, артиллеристы СОР смогли потопить транспорт «Vul-kan» (989 брт) и повредить еще более крупный пароход «Transport» (1198 брт). Так как немцы одновременно выводили из залива встречный конвой, то досталось и ему – 3 наших торпедных катера уничтожили транспорт «Nerissa» (992 брт). Попытку немецких истребителей штурмовать торпедные катера на отходе сорвали шесть Як-7 из 20-го ИАП. В разгар боя над фьордом появились 14 «Киттихауков»-топмачтовиков из 27-го ИАП в сопровождении восьми «Аэрокобр» из сафоновского 2-го ГИАП. Хотя 26 бомб ФАБ-100 и не попали в цель, надо думать, что внимание противника летчики отвлекли как раз перед атакой торпедных катеров. Наши истребители заявили о трех сбитых самолетах. По немецким данным, в тот день были потеряны два «Мессершмитта». Как минимум, один из них, Bf 109G-6 (w/n 20509) из 8./JG5, упал в районе Петсамо-вуоно. Пилотировавший его унтер-офицер Эмиль Хайн был взят в плен. 6* Напомним, что дело происходило полярным днем! Подготовка к боевому вылету гидросамолета ГСТ из 118-го ОРАП СФ Это явное поражение (а иначе расценивать потерю двух транспортов и повреждение еще одного из семи проводимых в обоих направлениях нельзя), безусловно, испортило немецкому командованию впечатление от успешной проводки предыдущего конвоя 15 июня. Причем тот успех немцы отнесли в первую очередь за счет «отличного взаимодействия» кригсмарине и люфтваффе. Но если непредвзято разобраться, то и для советской стороны итоги боя 15 июня были отнюдь не безрезультатными. Итак, в 00.35 был обнаружен конвой, идущий из Киркенеса в Петсамо. Наблюдатели насчитали 2 транспорта, 8 боевых кораблей и 4 сторожевых катера. По немецким данным, транспорты «Paloma», «Nerissa» и NW33 сопровождали 3 малых тральщика и 4 артиллерийские баржи типа AF. С воздуха суда прикрывали истребители, а при подходе к устью залива четыре Не 115 начали ставить дымовые завесы, усиливая уже поставленные кораблями. Пять Ju 88 (по нашим данным, только 2) пытались нанести удар по батареям 113-го ОАД, но были отогнаны зенитным огнем. Больше неприятностей принес огонь немецкой контрбатарейной артиллерийской группы. На батарее № 221 было повреждено одно орудие, убито четверо и ранено 5 краснофлотцев. Для удара по конвою в тот день вылетали 2 группы советских самолетов. Первыми в 03.36 над ним появились шесть Ил-2 под прикрытием восьми «Яков» 20-го ИАП. Штурмовики сбросили 18 ФАБ-100, но прямых попаданий не добились. Через 2 минуты 16 «соток» добавила восьмерка «Киттихауков» 78-го полка. Хотя наши летчики попаданий и на этот раз не зафиксировали, по немецким данным, получил повреждения транспорт «Paloma». На отходе от конвоя советские истребители отразили атаку «Мессершмиттов», доложив о трех сбитых. Наша авиация потерь не понесла. То же самое относительно собственного ущерба доложили и немцы, Встав к причалам Лиинахамари, немецкие моряки не долго наслаждались заслуженным отдыхом. В 20.08 над портом появились 12 «Илов» и восемь Р-40 в сопровождении десяти «Кобр» и девяти «Яков». С пикирования самолеты «выгрузили» на транспорты и причалы 18 ФАБ-250 и столько же «соток», а также обстреляли их реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем. Чуть позже по возникшим очагам пожаров открыла огонь и наша береговая артиллерия. Военное счастье переменчиво. Утром оно послужило противнику, а вечером переметнулось на нашу сторону. Комбинированный удар летчиков и артиллеристов оказался весьма эффективным. На береговой батарее «Лиинахамари» вышли из строя два орудия. Осколки повредили пароход «Nenssa», буксирный пароход «Lemwerden» и рейдовый катер. Большие разрушения вызвала детонация взрывчатки, складированной на случай оставления порта и подрыва причалов. Сгорело несколько бараков и складов. Потери в людях были относительно невелики: 1 военнослужащий погиб и 7 получили ранения. Завершающий эпизод борьбы на подступах к Петсамо-фьорду относится к 11 октября 1944 г., т.е. уже после начала Петса-мо-Киркенесской операции Красной Армии. В 09.10 семнадцать Ил-2 под прикрытием 32 истребителей нанесли удар по последнему немецкому конвою, покинувшему Петсамо. С пологого пикирования и при топмачтовом бомбометании штурмовики достигли нескольких прямых попаданий в транспорт «Olsa» (4016 брт). Пароход с грузом обмундирования и продовольствия остался на плаву, был уведен на буксире в Киркенес и уже там сел на грунт. Подведем некоторые итоги. Во-первых, несмотря на всю значимость порта Петсамо, внимания этой цели уделялось явно недостаточно. Ни Петсамо, ни Лиинахамари ни разу не стали объектами мощных массированных ударов, подобно тем, что привели к большим потерям противника в соседнем Киркенесе. При этом сам город и порт были настолько близки к линии фронта, что по ним могли работать даже ночные бомбардировщики По-2! Во-вторых, несмотря на исключительно благоприятные возможности для организации комбинированных ударов разнородными силами (авиация, береговая артиллерия, торпедные катера), такие операции на подходах к Петсамо-фьорду стали по-настоящему организовывать только в середине 1944 г Однако ни их масштабы, ни частота не соответствовали важности этой задачи. В-третьих, в результате всех допущенных промахов и недоработок потери противника в Петсамо-фьорде от действий нашей морской авиации оказались весьма небольшие. Причем, что интересно, фактические потери почти полностью совпали с данными официальных послевоенных отчетных документов, которые приведены в начале статьи. Согласно нашим же подсчетам (без учета потерь на подходах к заливу), в Петсамо-фьорде погиб только один рыболовный катер, а были повреждены 3 транспорта, буксирный пароход и рейдовый катер. Правда, следует оговориться, что в документах по боевым действиям октября 1944 г. имеются пробелы. Так что вполне возможно, что фактические потери противника даже несколько выше, чем считается до сих пор. Примечания:БОМБЫ НА ПЕТСАМО Александр Заблотский/ Таганрог, Роман Ларинцев/ Северодвинск «Амбарчики» авиации СФ были нередкими «гостями» в небе над Петсамо и Лиинахамари Мы продолжаем рассказ о действиях авиации Северного флота (СФ) против портов и военно-морских баз кригсмарине в Заполярье, начатый статьей «Цель – Киркенес» в «АиВ», № 6'2007. В ней мы уже упоминали, что наряду с Киркенесом для снабжения немецкой группировки на Крайнем Севере активно использовался финский порт Петсамо. Вот о деятельности авиации СФ по срыву перевозок в Петсамо-фьорде, в том числе и о налетах на конвои, прорывавшиеся во фьорд, и пойдет речь в данной статье. Итак, Петсамо – это, собственно, бывшая и настоящая старинная русская Печенга, которая в результате драматических событий начала XX века оказалась под юрисдикцией Финляндии. В 1940 г., в ходе «зимней войны» город был занят частями Красной Армии, однако снова возвращен Суоми. В отличие от норвежского Киркенеса, вся портовая инфраструктура Петсамо и его аванпорта Лиинахамари практически ограничивалась одними причалами. К лету 1941 г в Лиинахамари насчитывалось 8 действующих причалов (один железобетонный) общей протяженностью 570 м, через которые можно было пропустить порядка 4000 т грузов в сутки. Вообще вся финская область Петсамо накануне войны насчитывала чуть более трех тысяч жителей, из которых 1200 человек жили в поселке при никелевых рудниках Колосьйки. Естественно, что порту, расположенному в удобном глубоководном фьорде, рядом с советской границей, а следовательно, близко к театру военных действий, придавалось большое значение германским Верховным командованием. Финны имели в области Петсамо весьма ограниченные силы и минимально участвовали в боевых действиях, переложив все на плечи своих немецких «камрадов по оружию». Очень скоро рядом с городом был введен в строй аэродром Луостари. впоследствии игравший важную роль как в советских, так и в германских планах[5*]. Советское командование также считало Петсамо важнейшим пунктом снабжения противника. Трудно сказать, действительно ли существовало мнение, что через этот порт вывозится стратегическое сырье – никелевый концентрат. На самом деле львиная доля руды вывозилась из Колосьйки по автомобильной дороге через Рованиеми, меньшая – через Киркенес, так или иначе минуя Петсамо. Но в любом случае значение порта в Петсамо-фьорде трудно переоценить. В перевозках немцы активно задействовали крупнотоннажные транспорты. Хотя периодически, после очередного нашего успеха, германское командование запрещало использовать на линии Киркенес-Петсамо суда большого водоизмещения, но вскоре вновь само и разрешало. Логично предположить, что ВВС СФ уделяли достойное внимание столь «лакомой» цели. Однако из анализа хранящегося в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА) послевоенного официального отчета вырисовывается весьма любопытная картина. По Киркенесу североморская авиация выполнила в общей сложности 1411 боевых вылетов днем и 262 ночью. По Петсамо – 473 днем и 70 ночью (в том числе с 15 декабря 1942 г. 120 вылетов на Лиинахамари). Здесь в чем-либо упрекнуть командование СФ трудно – безусловно, Киркенес был важнейшей целью в пределах Варангер-фьорда. Идем далее. Поселок Варде советские летчики «навестили» за годы войны 324 раза днем и 7 раз ночью. Этот пункт теоретически мог иметь какое-то существенное значение, хотя назвать его крупной военно-морской базой или портом было бы чересчур сильным преувеличением. Соседний Вадсе, куда относительно ценный транспорт или боевой корабль если и заходили, то лишь случайно, подвергался налетам 20 раз, но по нему было выполнено 483 самолето-вылета, О том, какое место реально занимал Вадсе в приоритетах немецкого командования, красноречивее всего говорит то, что на 14 марта 1944 г. вся его противовоздушная оборона состояла из одного 20-мм зенитного автомата. Если же обратиться к данным по тоннажу сброшенных на эти порты авиабомб, то результат будет еще удивительнее. На Петсамо было сброшено 119,8 т, на Варде – 96,1 т, зато на Вадсе целых 139,1 т! Закономерно, что по тому же официальному отчету наша авиация в Петсамо за всю войну потопила только один мотобот, а повредила 2 крупных транспорта и 2 каботажных парохода. Первые бомбы упали на Петсамо с началом боевых действий против Финляндии – 25 июня 1941 г. В тот день пара бомбардировщиков СБ атаковала в порту «транспорты и скопление автомашин». До конца года авиаторы-североморцы неоднократно совершали налеты небольшими группами самолетов на суда, стоявшие у причалов. По советским данным, наиболее удачным считается удар 4 июля, когда 5 СБ под прикрытием пяти И-153 предположительно повредили 2 транспорта. По немецким документам, безрезультатной атаке подвергся сторожевой корабль «Kiautschau». 5* Подробно касаться действий ударной авиации СФ по аэродрому Луостари мы но будем, поскольку готовим отдельную статью по этой теме. Гидросамолеты Не 115 сыграли важную роль в проводке конвоев в Петсамо в рамках операции «Иоланта Аванпорт Петсамо-Лиинахамари Первый результативный налет советской авиации противник зафиксировал 27 июня. В тот день гидросамолет ГСТ из 118-го ОРАП уничтожил радиостанцию финского маяка на мысе Нурменсетти. Через 2 дня несколько ударов нашей авиации по Петсамо привели лишь к незначительным разрушениям и ранению одного военнослужащего. 21 июля в 09.30 эту же цель бомбил одиночный советский самолет. В результате разрыва бомб погиб 1 и были ранены 3 человека. Немецкие документы отметили и ряд других атак, которые значатся как безрезультатные (например, неоднократные удары по хорошо заметным с воздуха топливным бакам). Более удачным оказался удар пятерки Пе-2 по береговой батарее на мысе Нурменсетти 23 сентября. Наши летчики наблюдали разрывы бомб на огневых позициях, а затем и начавшийся пожар. Поданным противника, бомбы легли рядом с одним из орудий, ранение получил один артиллерист. Эти весьма скромные успехи носили в известной мере случайный характер и не решали главной задачи: уничтожения транспортных судов и портовой инфраструктуры Петсамо. С наступлением полярной ночи постоянными «гостями» Петсамо-фьорда стали гидросамолеты МБР-2. Надо сказать, что в первые дни войны делались попытки использовать тихоходные «амбарчики» в качестве дневных бомбардировщиков. Практика быстро показала, что появляться этим летающим лодкам в пределах досягаемости немецких истребителей днем более чем рискованно. Так, 29 июня звено МБР попыталось нанести удар по судам в Лиинахамари. Появившийся Мессершмитт» последовательно сбил все 3 машины. Эффект же от ночных налетов МБР-2 не ограничивался только лишением немцев нормального сна. Именно на счету летающих лодок единственный удачный удар советских самолетов по судам в Петсамо-фьорде в 1941 г. В ночь с 5 на 6 декабря МБР-2 совершили 20 боевых вылетов на бомбардировку разных целей, в том числе и судов в Лиинахамари. По данным немцев, 5 декабря в 23.10 бомба попала в борт стоявшего у причала транспорта «Antje Fritzen»(4330 брт). Были разрушены каюты экипажа и повреждено рулевое управление, 2 члена экипажа погибли, 1 получил тяжелое и 1 легкое ранения. Кроме того, были убит 1 и ранены трое военнослужащих кригсмарине. С началом нового года Лиинахамари продолжал оставаться в числе постоянных целей советской морской авиации. Только за первое полугодие 1942 г. самолеты ВВС СФ 17 раз появлялись над портом. Однако выделяемый наряд сил продолжал оставаться небольшим, ночные налеты производились исключительно одиночными самолетами, поэтому их результаты оказались невысокими. В первые 2 месяца года немцы зафиксировали минимальные потери. 9 января бомба попала в склад. 4 февраля после прямого попадания в причал осколки бомб повредили ближайший склад. Кроме того, разлетевшиеся от бомбовых разрывов обломки скал продырявили дымовую трубу и люковые закрытия трюмов парохода «Boltenhagen». 28 февраля бомба уничтожила дом в поселке. Среди троих погибших оказался матрос с транспорта «Ш-landshorn». Интересно, что вскоре и само судно погибло на советских минах. Судьба! Отблеск удачи, наконец, осветил действия нашей авиации только в апреле 1942 г. 3 числа один Пе-2 и два Пе-3 вылетели на вооруженную разведку в Варангер-фьорд. Плохая видимость не позволила им выполнить основную задачу. Зато повезло при ударе по запасной цели – Лиинахамари. В результате налета был уничтожен рыболовный катер и нанесены разрушения на берегу. 15 апреля в 13.15 осколки от бомб повредили нефтяную цистерну, содержимое которой (180 кубометров горючего) вытекло через пробоины. В тот день Пе-3 из 95-го ИАП трижды вылетали на бомбардировку Лиинахамари, совершив 11 самолето-вылетов. Следующего эффективного налета пришлось ждать очень долго. Да и само число ударов по портам Петсамо-фьорда было невелико. Только, как говорится, «под елочку» летчикам-североморцам удалось добиться очередного успеха. Днем 31 декабря 1942 г. девятка Пе-2 атаковала суда в Лиинахамари (сброшено 18 ФАБ-100). Экипажи доложили о потоплении транспорта. В донесении немецкого XIX-го горнострелкового корпуса результаты налета отражены следующим образом. «В 09.00 вторичными каменными осколками поврежден барак. В 12.45 налет шести бомбардировщиков. Разрушен солдатский клуб. Прямое попадание в корму транспорта, стоящего у Главной пристани. Потери среди военнослужащих: двое убитых и 11 раненых. Кроме того, пострадали несколько местных жителей-финнов». Документы кригсмарине уточняют, что бомба упала в двух метрах от кормы парохода «Напаи» (5892 брт). В результате в корпусе судна появилась течь, которую ликвидировали силами экипажа. Немецкие катера-тральщики типа «R» входили в состав охранения петсамских конвоев Ил-4 дальней авиации тоже работали по целям в Петсамо Дважды в 1942 г. по судам в Петсамо-фьорде ВВС СФ применяли высотные торпеды. 18 января одиночный ДБ-Зф из 72-го смешанного авиационного полка (САП) вылетел для удара по Киркенесу. Так как цель оказалась закрыта облачностью, самолет сбросил торпеду на гавань Лиинахамари. По докладу экипажа, наблюдался взрыв и «большой пожар». Противник зафиксировал сброс целых трех парашютных торпед, одна из которых взорвалась на берегу. Немцы нашли элементы парашютной системы, а калибр торпеды определили в 53 см. Вторично высотные торпеды использовались 29 марта. С высоты 3500 м три ДБ-Зф нанесли удар по транспортам у причалов Лиинахамари. По донесению летчиков, разрывы наблюдались на центральной пристани, одна торпеда попала в транспорт. Немцы отметили падение и взрыв двух торпед в воде. Третья взорвалась на берегу. Каких-либо разрушений не было. Следующий, 1943 г., для авиаторов Северного флота оказался, без преувеличения, самым неудачным за всю войну. Не удалось похвастаться успехами и при налетах на Петсамо-фьорд. Немецкие документы сохранили упоминания лишь о нескольких атаках советской авиации, имевших какие-либо результаты. 15 января, Лиинахамари. Дневной налет восьмерки Пе-3 в сопровождении 17 истребителей. Было сброшено 16 ФАБ-250. Незначительно повреждены причал и суда. Вечером эстафету подхватили «МБРы». Они «выгрузили» на портовые сооружения восемь ФАБ-100, две ЗАБ-50 и 30 мелких осколочных авиабомб. Несмотря на незначительность материальных успехов, в немецком «Дневнике коменданта морской обороны Киркенеса» зафиксированы жалобы на помехи работам в порту со стороны советской авиации в течение всего дня. В ночь на 25 января в Лиинахамари легко поврежден барак. Это работа двух МБР-2. вылетевших на бомбежку Киркенеса, но атаковавших запасную цель. Ночью на 20 февраля опять бомбежка Лиинахамари, и опять незначительные материальные потери. Скорее всего, это тоже действия «амбарчиков». В ночь на 5 апреля Лиинахамари бомбил одиночный МБР-2. Документы противника сообщают о незначительных разрушениях. Такая не очень внушительная результативность налетов вполне закономерна. Например, за первую половину 1943 г. Петсамо и Лиинахамари становились целями налетов 9 раз. В большинстве случаев в них участвовали по нескольку МБР-2. Во второй половине года ситуация только ухудшилась Всего в район Петсамо-фьорда наши самолеты вылетали лишь трижды. При этом 5 августа на причалы Лиинахамари четыре «Харрикейна» сбросили 8 осколочных АО-25, на следующий день шесть Пе-2 несколько увеличили объем сброшенной бомбовой нагрузки: 35 ФАБ-100 и 12 ФАБ-50. Почти столько же бомб сбросили 24 декабря «Илы» из 36-й дивизии АДД. На порт упали 49 фугасных и 10 зажигательных «соток». К сожалению, во всех трех случаях немецкие документы не содержат упоминания о сколько-нибудь существенных потерях. 1944 г. стал годом долгожданного качественного скачка в боевой деятельности североморской авиации. При этом основной упор делался на комбинированные удары по конвоям на подступах к Петсамо-фьорду, а интенсивные налеты на береговые объекты, расположенные в районе Петсамо-фьорда, пришлись на сентябрь. Это было связано с тем, что по плану «Вест» Петсамо предстояло захватить десантом с моря. Авиационно-артиллерийские удары выполнялись для «размягчения» противодесантной обороны противника. Немецкие документы отмечают результативные удары 8 и 17 сентября, когда понес потери личный состав батарей «Петсамо» и «Зензенхауер». По 150-мм береговой батарее «Зензенхауер» 16 сентября хорошо отработали шесть Ил-2 из 46-го ШАП во взаимодействии с «Киттихауками» из 78-го ИАП. Высыпав на позицию батареи около 40 фугасных «соток», летчики наблюдали 4 взрыва, в том числе 1 – большой силы. По немецким данным, в результате налета был убит 1 артиллерист на огневой позиции, на командном пункте тяжело ранен другой, уничтожена 37-мм зенитная пушка. Весьма удачным был налет 25 сентября. При этом его успех оказался довольно случайным. Впрочем, на войне часто бывает, что наводят оружие на одну цель, а попадают совсем в другую! Итак, в 18.15 шесть «Киттихауков» 78-го ИАП нанесли удар по батарее противника в районе Лиинахамари, которая обстреливала наш аэродром Пум-манки на п-ве Рыбачий. Упала хоть одна бомба на огневые позиции этой батареи или нет, сейчас сказать трудно. Зато в порту 12 ФАБ-100 полностью разрушили одну пристань, уничтожили жилой дом и перегрузочный склад кригсмарине. Боевая деятельность и советской, и немецкой авиации на подступах к Петсамо-фьорду, в районе западнее п-ва Рыбачий, так или иначе была связана с судоходством. Только одним нужно было обеспечить бесперебойное движение судов во фьорде, другие же пытались этому воспрепятствовать. Так как основной помехой немецким конвоям были орудия 113-го отдельного артиллерийского дивизиона (сначала только 221-я батарея), то операции по их проводке неизменно включали удары самолетов люфтваффе по советским береговым батареям. Первая попытка «вывести из игры» 221 -ю батарею на п-ве Среднем силами люфтваффе отмечена в германских архивных документах 12 июля 1941 г. Немцы признают, что конвой в Петсамо в составе транспорта «Donau» и сопровождавших его четырех малых тральщиков прошел без потерь, но привести к молчанию» 221-ю батарею не удалось. Советская сторона не смогла организовать в 1941-42 гг. комбинированные авиационно-артиллерийские удары по судам, прорывавшимся в Петсамо. Впрочем это не избавляло немцев от разного рода неизбежных на войне случайностей. Так, 23 августа налет трех Пе-2 чуть было не привел к первой потере противника в этом районе. Недалеко от входа в залив под их удар попал малый тральщик R-155, буксировавший пустой лихтер. От сброшенных с большой высоты бомб тральщик уклонился резким маневром, оборвав буксирный трос и отдав лихтер на волю волн. Примерно через час R-155 «поймал» свою потерю и наконец-то привел ее к причалу. Следующий военный год принес существенные изменения в борьбу за контроль над Петсамо-фьордом. Численно увеличился состав советской артиллерийской группировки, блокировавшей вход во фьорд. К знаменитой 221-й батарее добавились еще две со 100- и 130-мм орудиями. Немцы стали нести серьезные потери от огня батарей Среднего. 26 мая попал под обстрел и был потоплен транспорт «Vardoe» (860 брт). В ответ противник стал выделять для обеспечения проводки конвоев в Петсамо весьма солидный наряд сил авиации. Например, вот как происходила 21 июля проводка транспортов «Millrock», «Kvitingen», «Leonhard III» в сопровождении малых тральщиков R-63 и R-55. В течение этого дня 221-я батарея и прикрывавшая ее 222-я зенитная батарея трижды подвергались налетам немецкой авиации. По германским документам, в них участвовали 46 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 под прикрытием 25 Bf 109. По советским данным, на огневые позиции упало до 80 фугасных бомб калибром 250-500 кг. Все орудия получили повреждения. 3 из них отремонтировали уже на следующий день, но одно требовало замены ствола. На 221-й батарее было убито 5 и ранено 3 человека. В результате столь мощного воздействия конвой, проходивший в 17.10 через зону огня батареи, обстрелу не подвергался. Этот успех стоил немцам всего двух «штук», поврежденных зенитным огнем. Вечером 21 июля командующий Северным оборонительным районом (СОР) доложил в штаб флота, что без усиления прикрытия передовых батарей с воздуха они «не могут мешать намерениям противника». «Киттихауки» Северного флота использовались над Петсамо в качестве истребителей-бомбардировщиков и топмачтовиков Основными оппонентами советской авиации в районе Петсамо были «Мессершмитты» из эскадры JG5 Надо сказать, что выводы из произошедшего советское командование сделало, и ПВО береговых батарей СОР постепенно усиливали. Как результат, когда 13 августа немцы обеспечивали проводку очередного конвоя, зенитным огнем был сбит Ju 87 (w/n 6176) из 1./StG5. Экипаж спасся на парашютах. Кампания 1943 г. ознаменовалась существенным уменьшением группировки ударной авиации 5-го воздушного флота люфтваффе в Заполярье. Советские же летчики стали все чаще наносить удары по конвоям на подходах к Петсамо-фьорду, хотя, надо признать, в не достаточных масштабах. Немецкое командование для проводки конвоев в Петсамо организовало операцию «Иоланта» с участием разнородных сил. Малые тральщики осуществляли противоминную оборону на переходе, истребители охраняли конвой от возможных атак с воздуха, пикировщики и артиллерия наносили удары по огневым позициям советских батарей, а гидросамолеты, в основном Не 115, ставили дымовые завесы. Впрочем с дымзавесами не все сразу вышло гладко. Только 20 мая в «Дневнике коменданта морской обороны Киркинеса» появилась запись: «Впервые, после ряда неудачных попыток, удалось прикрыть дымовой завесой петсамский конвой с самолета». Всего в ходе операции «Иоланта» гидросамолеты совершили 87 вылетов для постановки дымовых завес. О том, каких масштабов достигали бои при проводке конвоев, можно судить на примере событий 19 июня 1943 г. В тот день, в 00.40[6*], наблюдательные посты СОР обнаружили движение вражеского конвоя в Петсамо-фьорд. Он состоял из 4 транспортов, пяти малых тральщиков типа «R> и одной быстроходной десантной баржи. При подходе к зоне действия орудий 113-го артдивизиона четверка Не 115 прикрыла ордер дымовой завесой. Одновременно восемь Ju 87 и шесть Bf 110 нанесли удар по огневым позициям наших батарей. Материальная часть орудий не пострадала, но были ранены 3 краснофлотца. В свою очередь, у мыса Нурменсетти конвой атаковала четверка Ил-2 под прикрытием 22 истребителей. Из-за плотной дымовой завесы результаты огня артиллерии и авиационного удара не наблюдались. Согласно немецким документам, корабли и суда конвоя не получили боевых повреждений, но в дыму один из транспортов таранил тральщик R-53 и отрезал ему нос. От зенитного огня получил повреждения Ил-2, совершивший благополучную посадку в Пумманки. В завязавшемся воздушном бою были сбиты 5 «Харрикейнов». Двоих пилотов спас торпедный катер № 13. Наши летчики доложили о 16 сбитых немцах, но данные противника эти потери не подтверждают. Военное счастье не всегда было на стороне немцев. Снова сражение на подходах к Петсамо разгорелось 16 июля, при проводке очередного конвоя, состоявшего из каботажных судов «Вид», «Margareta», «Непгу» в охранении четырех малых тральщиков. Конвой подвергся обстрелу береговой артиллерии и удару нашей авиации. В свою очередь, немецкие самолеты бомбили огневые позиции советских батарей, прикрывали с воздуха свои суда и боевые корабли. Наши потери составили 2 сбитых Як-1 из 20-го ИАП. Спасти удалось только одного пилота. В воздушном бою один Bf 109G-6 (w/n 15590) был поврежден, а известному летчику-асу фельдфебелю Хансу Дебриху (65 побед) из II./JG5 пришлось прыгать с парашютом из своего горящего Bf 109G-6 (w/n 20088). Раненого летчика подобрал из воды тральщик R-64. В этот момент корабль сам был атакован двумя советскими истребителями, и 2 члена его экипажа получили ранения. В последний год войны в Заполярье командование СФ наконец-то смогло реализовать на практике идею комбинированного удара по конвоям непосредственно на подходах к Петсамо-фьорду, который несколько раз приводил к успеху. Следует признать, что авиация не смогла сыграть в нем главную роль. Самый результативный бой в устье Петсамо-фьорда состоялся 28 июня 1944 г. Около часа ночи самолет-разведчик обнаружил конвой, идущий из Киркенеса в Петсамо. Он состоял из пяти транспортов с чрезвычайно сильным охранением – 8 малых тральщиков и 3 сторожевых корабля. Немцы очень тщательно готовили эту операцию по доставке в Лиинахамари необходимых частям XIX-го горного корпуса грузов. Достаточно сказать, что прежде чем выйти в море конвой 14 суток ждал подходящей погоды. С воздуха суда прикрывали «густавы» из III./JG5, а пять Не 115 должны были скрыть конвой дымзавесой в наиболее опасной зоне. Тем не менее, артиллеристы СОР смогли потопить транспорт «Vul-kan» (989 брт) и повредить еще более крупный пароход «Transport» (1198 брт). Так как немцы одновременно выводили из залива встречный конвой, то досталось и ему – 3 наших торпедных катера уничтожили транспорт «Nerissa» (992 брт). Попытку немецких истребителей штурмовать торпедные катера на отходе сорвали шесть Як-7 из 20-го ИАП. В разгар боя над фьордом появились 14 «Киттихауков»-топмачтовиков из 27-го ИАП в сопровождении восьми «Аэрокобр» из сафоновского 2-го ГИАП. Хотя 26 бомб ФАБ-100 и не попали в цель, надо думать, что внимание противника летчики отвлекли как раз перед атакой торпедных катеров. Наши истребители заявили о трех сбитых самолетах. По немецким данным, в тот день были потеряны два «Мессершмитта». Как минимум, один из них, Bf 109G-6 (w/n 20509) из 8./JG5, упал в районе Петсамо-вуоно. Пилотировавший его унтер-офицер Эмиль Хайн был взят в плен. 6* Напомним, что дело происходило полярным днем! Подготовка к боевому вылету гидросамолета ГСТ из 118-го ОРАП СФ Это явное поражение (а иначе расценивать потерю двух транспортов и повреждение еще одного из семи проводимых в обоих направлениях нельзя), безусловно, испортило немецкому командованию впечатление от успешной проводки предыдущего конвоя 15 июня. Причем тот успех немцы отнесли в первую очередь за счет «отличного взаимодействия» кригсмарине и люфтваффе. Но если непредвзято разобраться, то и для советской стороны итоги боя 15 июня были отнюдь не безрезультатными. Итак, в 00.35 был обнаружен конвой, идущий из Киркенеса в Петсамо. Наблюдатели насчитали 2 транспорта, 8 боевых кораблей и 4 сторожевых катера. По немецким данным, транспорты «Paloma», «Nerissa» и NW33 сопровождали 3 малых тральщика и 4 артиллерийские баржи типа AF. С воздуха суда прикрывали истребители, а при подходе к устью залива четыре Не 115 начали ставить дымовые завесы, усиливая уже поставленные кораблями. Пять Ju 88 (по нашим данным, только 2) пытались нанести удар по батареям 113-го ОАД, но были отогнаны зенитным огнем. Больше неприятностей принес огонь немецкой контрбатарейной артиллерийской группы. На батарее № 221 было повреждено одно орудие, убито четверо и ранено 5 краснофлотцев. Для удара по конвою в тот день вылетали 2 группы советских самолетов. Первыми в 03.36 над ним появились шесть Ил-2 под прикрытием восьми «Яков» 20-го ИАП. Штурмовики сбросили 18 ФАБ-100, но прямых попаданий не добились. Через 2 минуты 16 «соток» добавила восьмерка «Киттихауков» 78-го полка. Хотя наши летчики попаданий и на этот раз не зафиксировали, по немецким данным, получил повреждения транспорт «Paloma». На отходе от конвоя советские истребители отразили атаку «Мессершмиттов», доложив о трех сбитых. Наша авиация потерь не понесла. То же самое относительно собственного ущерба доложили и немцы, Встав к причалам Лиинахамари, немецкие моряки не долго наслаждались заслуженным отдыхом. В 20.08 над портом появились 12 «Илов» и восемь Р-40 в сопровождении десяти «Кобр» и девяти «Яков». С пикирования самолеты «выгрузили» на транспорты и причалы 18 ФАБ-250 и столько же «соток», а также обстреляли их реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем. Чуть позже по возникшим очагам пожаров открыла огонь и наша береговая артиллерия. Военное счастье переменчиво. Утром оно послужило противнику, а вечером переметнулось на нашу сторону. Комбинированный удар летчиков и артиллеристов оказался весьма эффективным. На береговой батарее «Лиинахамари» вышли из строя два орудия. Осколки повредили пароход «Nenssa», буксирный пароход «Lemwerden» и рейдовый катер. Большие разрушения вызвала детонация взрывчатки, складированной на случай оставления порта и подрыва причалов. Сгорело несколько бараков и складов. Потери в людях были относительно невелики: 1 военнослужащий погиб и 7 получили ранения. Завершающий эпизод борьбы на подступах к Петсамо-фьорду относится к 11 октября 1944 г., т.е. уже после начала Петса-мо-Киркенесской операции Красной Армии. В 09.10 семнадцать Ил-2 под прикрытием 32 истребителей нанесли удар по последнему немецкому конвою, покинувшему Петсамо. С пологого пикирования и при топмачтовом бомбометании штурмовики достигли нескольких прямых попаданий в транспорт «Olsa» (4016 брт). Пароход с грузом обмундирования и продовольствия остался на плаву, был уведен на буксире в Киркенес и уже там сел на грунт. Подведем некоторые итоги. Во-первых, несмотря на всю значимость порта Петсамо, внимания этой цели уделялось явно недостаточно. Ни Петсамо, ни Лиинахамари ни разу не стали объектами мощных массированных ударов, подобно тем, что привели к большим потерям противника в соседнем Киркенесе. При этом сам город и порт были настолько близки к линии фронта, что по ним могли работать даже ночные бомбардировщики По-2! Во-вторых, несмотря на исключительно благоприятные возможности для организации комбинированных ударов разнородными силами (авиация, береговая артиллерия, торпедные катера), такие операции на подходах к Петсамо-фьорду стали по-настоящему организовывать только в середине 1944 г Однако ни их масштабы, ни частота не соответствовали важности этой задачи. В-третьих, в результате всех допущенных промахов и недоработок потери противника в Петсамо-фьорде от действий нашей морской авиации оказались весьма небольшие. Причем, что интересно, фактические потери почти полностью совпали с данными официальных послевоенных отчетных документов, которые приведены в начале статьи. Согласно нашим же подсчетам (без учета потерь на подходах к заливу), в Петсамо-фьорде погиб только один рыболовный катер, а были повреждены 3 транспорта, буксирный пароход и рейдовый катер. Правда, следует оговориться, что в документах по боевым действиям октября 1944 г. имеются пробелы. Так что вполне возможно, что фактические потери противника даже несколько выше, чем считается до сих пор. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|