"ШАЙТАН-АРБА" ПОД ОГНЕМ

Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане


Окончание. Начало в «АиВ», №№ 5, 62006

Станислав Артамонов/Москва, Михаил Жирохов/г. Комсомольское, александр Котлобовский/Киев


Малокалиберная зенитная артиллерия

Значительную угрозу для авиации 40-й армии представляла малокалиберная зенитная артиллерия (M3A, с помощью которой противнику удалось сбить 18 Ми-24. Главным образом, душманы применяли несколько систем. В первую очередь – разработанные в СССР ЗУ-23-2, доставшиеся им как трофеи либо поставленные из КНР, Египта. Ирана. Среди западных систем выделялись швейцарские Hispano-Suisa HSS-820 и OerLicon GAI-B01, а также американские M142IL Кроме того, изредка использовались более мощные орудия: 57-мм советские С-60 (очевидно, тоже трофейные либо поставленные из Китая) или знаменитые шведские 40-мм Bofors L70

Вероятно, в первый раз "двадцатьчетверка" натолкнулась на ЗУ-23-2 в июле 1983 г Экипаж Ми-24Д обнаружил позицию зенитки с расстояния 2 км и начал доворачивать на нее, намереваясь произвести пуск ПТУР. Однако расчет моджахедов был начеку и незамедлительно открыл меткий огонь, добившись нескольких попаданий в вертолет. Осколочно-фугасно-зажигателыю-трассирующий снаряд угодил в лобовое бронестекло оператора, взорвался, но не пробил его, хотя "лоб" покрылся мелкой сетью трещин. Другой снаряд разорвался, ударившись о бронестекло летчика, и лишь сделал в нем 8-мм выбоину. Еще несколько снарядов задели по касательной бортовую броню кабины экипажа. Как минимум, один из них взорвался, и 39-граммовый осколок пробил защиту, но большего вреда не нанес. Таким образом, Ми-24 особых повреждений не получил, что позволило экипажу уничтожить цель и благополучно вернуться на базу.

31 мая 1987 г около н.п. Катгай (49 км от Джелалабада) обстрелу с дистанции 600 м подверглась шедшая на высоте 30 м пара ст. л-та ВВ. Лукьяненко из 335-го ОБВП. Ведущий Ми-24В получил серию попаданий, от него стали отлетать различные фрагменты, а через несколько секунд машина взорвалась в воздухе. Экипаж погиб[12*]. Зенитную установку подавил ведомый.

30 октября того же года в районе Суруби под обстрел попал Ми-24П ст. л-та А.А. Аксенова из 50-го ОСАП. Один снаряд прошил вертолет снизу, угодил в двигатель и вывел его из строя. Начался пожар. Машина совершила вынужденную посадку, и экипаж вступил в свой последний бой. В ходе перестрелки погибли командир, оператор л-т И, Кравцов, а также находившиеся на борту прапорщик А. Беккерат и старший техник по вооружению вертолетов ст. л-т А. Попов. После этого противник из гранатомета добил так и не сгоревший вертолет.

12* Версии воспроизведена по воспоминаниям очевидцев. По официальным данным, вертолет был сбит зенитной ракетой.



В сентябре 1988 г. «зэушка» из засады с расстояния 400 м обстреляла Ми-24. Машина получила множественные повреждения, но вернулась на базу.

Работая с самыми разнообразными источниками, нам удалось собрать еще ряд эпизодов, даты которых, увы, пока остаются неизвестными. Например, в одном из вылетов Ми-24 пусками «Штурма» и НАР уничтожил две ЗУ-23-2, но попал под огонь третьей. Снаряды пробили броню и вывели из строя редуктор. Рухнувший на землю вертолет взорвался. Экипаж погиб. Роковой оказалась встреча с ЗУ-23-2 и для Ми-24Д, у которого снаряд перебил вал трансмиссии хвостового винта. Никому из находившихся на борту выжить не удалось. Еще один экипаж погиб при вынужденной посадке, после того как у «двад-цатьчетверки» 23-мм снаряды вывели из строя редуктор и повредили двигатель. В другом случае Ми-24В был обстрелян из задней полусферы с дистанции 900 м. В результате нескольких прямых и осколочных попаданий образовалась течь в топливных баках и возник пожар, был выведен из строя один двигатель и поврежден редуктор. Тем не менее, экипажу на вертолете с разбитым двигателем, бьющим редуктором и горящей кормой удалось благополучно добраться до базы.

«Швейцарцы» также причинили немало бед. В августе 1986 г. снаряд «Эрликона» угодил в подвешенную под крылом «двадцать-четверки» бомбу ФАБ-250, Произошел взрыв. Экипаж погиб. В ноябре 1987 г. после попадания снарядов «Эрликона» в корму вертолета начался пожар. Когда стали перегорать тяги управления, экипаж покинул гибнущую машину и спасся на парашютах. 24 июня 1987 г. под обстрел «Испано-Сюизы» попал Ми-24В к-на Г.Г. Чекашина из 181-го ОВП, Сначала были пробиты топливные баки, и начался пожар. Затем оказался разбитым и загорелся один двигатель, после чего пламя охватило всю машину. При попытке совершить вынужденную посадку вертолет разбился, пилот и летчик-оператор погибли. От огня «Испано-Сюизы» был потерян еще один Ми-24, после того, как осколок 20-мм снаряда убил летчика (дата неизвестна).

Однако далеко не всегда огонь швейцарских зениток был столь губительным. Так, в ноябре 1985 г. летчики Ми-24П, обнаружив «Эрликон», открыли по нему огонь из ГШ-30К с безопасной дистанции 2,5 км. Противник начал отвечать, и несколько снарядов разорвались, зацепив броню кабины, однако вреда не причинили. Душманская позиция была уничтожена. 21 сентября 1988 г. экипаж м-ра С, Мостового в ходе боевого вылета пусками ПТУР и НАР уничтожил ЗУ-23-2 и несколько позиций ПЗРК, но и сам попал под огонь «Эрликона». Снаряды выбили левый двигатель, сделали три сквозные пробоины, а осколки попали в область редуктора, который стал «кряхтеть», но работал. Мостовой решил не испытывать более судьбу и вернулся на базу. Вертолет был отремонтирован в Союзе и возвращен в строй. В январе 1988 г. «Испано-Сюиза» обстреляла Ми-24П с дистанции 1300 м. На сей раз броня надежно защитила вертолет, который практически не получил повреждений.

А вот машине к-на А. Селиванина из 335-го ОБВП досталось. В ноябре того же года вертолетчики атаковали автоколонну моджахедов, уничтожили 7 машин, но попали под огонь зенитного орудия, установленного в кузове грузовика. Вскоре днище Ми-24П Селиванина было пробито и началась утечка топлива из поврежденных баков. Пытавшийся развернуться вертолет получил еще несколько попаданий. При этом командир экипажа едва не погиб – от верной смерти его спасла бронеспинка. «Уничтожь ты эту треклятую зенитку!>- – приказал капитан своему ведомому Тот незамедлительно расстрелял орудие, после чего пара довершила разгром каравана и вернулась на базу.



Подвеска ПТУР «Вихрь» на вертолет 50-го ОСАП, Кабул, 1986 г. Такие ракеты периодически применялись против ПВО моджахедов

Моджахеды нередко использовали ЗУ-23-2, установленные в кузовах грузовиков

Хватило вреда и от американской M-142IL. Два случая произошли в октябре I984 г. В первом из них были выведены из строя редуктор и один двигатель Ми-24Д. Вертолет совершил вынужденную посадку, экипаж сумел спастись, хотя душманы обстреливали машину, пока та не загорелась и не взорвалась. В другой раз моджахеды всадили несколько снарядов в ведущий Ми-24В одной из пар. Оказалась пробитой бронезащита двигателя и редуктора, однако силовая установка продолжала работать. Ведомый «Штурмом» уничтожил ЗУ, и оба вертолета вернулись на базу. В ноябре того же года под обстрел попал ведомый Ми-24В другой пары. Огонь велся с весьма значительного расстояния в 1600 м, и в результате снаряд, попавший в броню, не пробил ее, однако, угодив в незащищенную корму, вызвал пожар. Не удалось «воинам Аллаха» добить поврежденную «вертушку» и выпущенной вдогон «Стрелой». Ведущий подавил огневую точку, сбросив две ФАБ-100, после чего вертолеты без дальнейших приключений добрались до своего аэродрома. Из случаев, даты которых остались неизвестными, приведем два. В одном из вылетов попадание 25-мм снаряда в блок Б-8В20 вызвало взрыв НАР в результате которого погиб Ми-24П с экипажем. В другом эпизоде огнем М142 был выведен из строя правый двигатель Ми-24В, а затем начался пожар. Вертолет совершил вынужденную посадку и сгорел. Экипаж уцелел На счет расчета американской зенитки обычно относят и случай 16 февраля 1988 г, когда во время прикрытия группы спецназа был сбит Ми-24В из 205-й отдельной вертолетной эскадрильи (ОВЭ), В обломках вертолета погиб опытный экипаж s составе к-на А. Беляева и м-ра М. Хабибулина.

Известен всего один случай поражения боевого вертолета из 57-мм орудия, В мае 1985 г. Ми-24П получил прямое попадание, Снаряд массой 2,85 кг влетел в аккумуляторный отсек и взорвался, от чего пострадал расположенный рядом топливный бак. Тут же по вертолету были выпущены несколько ракет ПЗРК, которые прошли мимо. Зенитка не прекращала обстрел, и в результате в фюзеляже появилось несколько пробоин от близких разрывов. Вертолет благополучно вернулся на базу, а затем был отправлен в Союз на ремонт


Крупнокалиберные пулеметы и другое стрелковое оружие

Несмотря на достаточную насыщенность отрядов оппозиции различными образцами ПЗРК и МЗА, основу их ПВО составляли крупнокалиберные пулеметы, В первую очередь, речь идет о знаменитом 12,7-мм ДШК, точнее, о его модернизированном варианте ДШКМ. Противник располагал некоторым количеством трофейных стволов, но основную массу, порядка 80%, составляли лицензионные пулеметы китайского производства, т.н. «тип 54», Встречались и пакистанские образцы, выпущенные уже по китайской лицензии. По утверждению западных журналистов, посещавших отряды афганской оппозиции, такие пулеметы входили в число любимых видов оружия моджахедов, которые, как заметил один из ведущих специалистов поданной тематике Оливье Рой, «стали настоящими асами в обращении с ДШК…». Количество данных пулеметов росло из года в год, Так, если в начале 1987 г их насчитывалось 2700 единиц, то через год уже 3410, а к концу 1988 г. – 4050. Характерные вспышки выстрелов на дульном срезе советские летчики называли «сваркой» и относились к этим пулеметам очень уважительно.

Другой популярной системой был, опять-таки, советский 14.5-мм крупнокалиберный пулемет КПВ, Источники поставок те же, что и у его «старшего брата». В Афганистане пулеметы применялись на различных лафетах. Наиболее распространенными были одноствольные зенитные горные установки ЗГУ-1. Они больше всего фигурируют в советских документах, правда, не исключено, что в ряде случаев так называли различные системы МЗА. В сравнении с ДШК 14,5-мм пулеметов было намного меньше: в 1985 – 180, в начале 1987 г – 360. в начале 1988 г. – 591, в конце – 770.

В малых количествах в Афганистане нашел применение американский 12,7-мм пулемет Браунинг М2, принятый на вооружение еще в 1933 г.

За время боевых действий войска 40-й армии уничтожили 5189 ДШК и ЗГУ, а также 2066 захватили. В свою очередь, на счету душ-майских пулеметчиков – 11 сбитых Ми-24, в т.ч. 5 машин были уничтожены попаданиями в боеприпасы, подвешенные на внешних узлах. Так, 6 июня 1984 г. Ми-24 к-на В. Скобликова из 50-го ОСАП в паре с ведомым выполнял удар по указаниям авианаводчика в р-не н.п. Гардез. На выходе из атаки произошла детонация боекомплекта на борту, вероятно, из-за поражения огнем крупнокалиберных пулеметов После взрыва летчик-оператор ст. л-т В. Путь успел выпрыгнуть с высоты 150 м, парашют раскрылся у самой земли и спас ему жизнь. Ни командир, ни борттехник ст. л-т А. Чумак спастись не успели. 3 июня 1986 г. на маршруте Кабул-Гардез Ми-24 В к-на А В. Паксюаткина прикрывал наземную колонну. В 45 км от афганской столицы она подверглась нападению моджахедов, и вертолетчики незамедлительно атаковали обнаруженные огневые точки противника. При выходе из атаки 14.5-мм пуля попала в блок Б-8В20 Произошедший взрыв уничтожил вертолет. Экипаж погиб.

А первое серьезное повреждение Ми-24 от огня крупнокалиберных пулеметов отмечено в Афганистане 21 января 1980 г, Осуществляя воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущелье, вертолет подвергся обстрелу из ДШКМ. Экипаж сумел привести вертолет на базу получивший ранения борттехник ст. л-т А.Н. Сапрыкин был госпитализирован, но на третий день скончался. Не прошло и месяца, как советские войска потеряли в Афганистане первую «двадцатьчетверку». 13 февраля вертолет к-на СН. Хрулева из 292чю ОВП, осуществляя разведку местности в 25 км к юго-западу от Джелалабада, попал под огонь крупнокалиберных пулеметов и получил значительные повреждения. Хрулев попытался дотянуть до базы, но сделать это не удалось. Вертолет разбился, экипаж погиб. Не менее трагично развивались события 5 июня 1984 г. Тогда при заходе в атаку на цель у кишлака Пишгор был обстрелян вертолет к-на Е. Сухова, в результате чего летчик-оператор получил ранение. Уже на отходе от объекта по двадцатьчетверке» открыли огонь ДШКМ и ЗГУ, которые сбили машину. Экипаж погиб.

Было отмечено несколько случаев поражения огнем крупнокалиберных пулеметов проводки управления и лопастей хвостового винта. Например, 17 августа 1980 г. около Джелалабада в результате обстрела из ДШКМ у вертолета м-ра Козового была отбита одна лопасть хвостового винта, затем разрушилась хвостовая балка, и потерявшая управление машина разбилась. Погибли командир вертолета, борттехник ст. л-т К.Г Краснухин и занявший место оператора комэск из 181 – го ОВП Герой Советского Союза м-р В.К. Гайнутдииов.

В марте 1987 г. пара Ми-24П к-на С. Николаева из 262-й ОВЭ прикрывала группу Ми-8, осуществлявших смену постов в Панджшерском ущелье. Заметив моджахедов, открывших интенсивный огонь по прикрываемым вертолетам, «двадцатьчетверки» пошли е атаку, на выходе из которой машину ведущего поразил огонь ДШКМ, Пули повредили управление хвостовым винтом, тем не менее, летчику удалось довести машину до Баграма. Посадку пришлось осуществить сходу, на повышенной скорости. Миновав ряд препятствий, машина столкнулась с ангаром и получила значительные повреждения, Экипаж не пострадал, а вертолет довольно быстро вернули в строй.



Ставшая советским трофеем установка ЗГУ-1

ДШКМ – любимое оружие моджахедов

30 октября 1987 г. у одного Ми-24В из 50-го ОСАП огнем ДШКМ была отбита лопасть хвостового винта. Вертолет рухнул, экипаж погиб, В другом случае огнем «Браунинга» на Ми-24Д была перебита одна тяга управления хвостовым винтом, а другая повреждена. Экипаж совершил вынужденную посадку па минное поле, затем его эвакуировали другим вертолетом, а брошенную машину уничтожили. Необходимо отметить, чю еще, как минимум, одну «двадцатьчетверку» пришлось добить своим после посадки на минное поле и спасения экипажа. В этом случае пойти на «вынужденную» заставило поражение топливопроводов вертолета огнем ЗГУ.

В целом ряде случаев Ми-24 проявили выдающуюся устойчивость к огню крупнокалиберных пулеметов. Например, в марте 1985 г Ми-24В получил несколько попаданий из ЗГУ Две 14,5-мм пули угодили в область выхлопного отверстия правого двигателя {ЭВУ отсутствовали), что вызвало пожар и течь жидкости из гидросистемы. Тем не менее, на одном двигателе, плохо управляемый вертолет сумел приземлиться на промежуточном аэродроме и был отправлен на ремонт в Союз. В сентябре 1988 г. четыре ДШКМ обстреляли Ми-24П с расстояния около 200 м, но, кроме течи баков, других результатов огневого воздействия не было. Экипаж вертолета самостоятельно подавил огневые точки и благополучно вернулся на базу. В ноябре того же года Ми-24П получил попадания 14,5-мм пуль в автомат перекоса, три тяги которого пострадали, но перебиты не были. Машина благополучно вернулась на базу. Известно также немало примеров попаданий крупнокалиберных пуль в лобовые бронестекла кабины экипажа, однако за все время войны не отмечено ни одного случая их прострела и потери вертолета по этой причине.

В некоторых случаях крупнокалиберные пулеметы применялись совместно с МЗА и ПЗРК. Именно с таким противодействием пришлось столкнуться вертолетчикам 335-го ОБВП 4 июня 1987 г в 30 км к юго-западу от Джелалабада при обнаружении каравана автомобилей. Поначалу ситуация развивалась спокойно. Была высажена досмотровая группа, которую прикрывала пара Ми-24, караванщики остановились и не предпринимали никаких ответных действий, но затем внезапно открыли сильный огонь, добившись поражения обеих барражировавших машин. Один вертолет пилотировал ст, л-т А. Шит-ков, которому удалось совершить вынужденную посадку, и его«двадцатый етверку» позже вернули в строй. А вот в Ми-24 к-на Г Сеч ко вдобавок к пулеметным попаданиям угодила ЗУР. Вертолет упал и сгорел. Погибли командир экипажа и оператор ст. л-т И.В. Ермолов.

Несколько слов о применении стрелкового оружия калибром 5,54-7,7 мм. Моджахеды обстреливали «вертушки» из всего, что было под рукой, включая винтовки, автоматы, ручные и станковые пулеметы. Среди душманов было немало отменных стрелков, поскольку у пуштунов, да и у таджиков война и разбой считались занятием, достойным настоящего мужчины, а умение метко стрелять входило в число лучших достоинств. Как правило, от такого огня у Ми-24 оставались лишь следы на броне или пробоины в незащищенных частях. Ни один боевой вертолет по этой причине потерян не был, но погибли несколько членов экипажей. Так, 2 апреля 1984 г. машина к-на В. Легкова из 335-го ОБВП попала под интенсивный обстрел из стрелкового оружия. Получивший смертельное ранение командир смог посадить машину, однако скончался в госпитале. Ранее Легков уже приводил подбитый Ми-24 на свой аэродром. Тогда все обошлось,..

В заключение этой главы отметим, что во время войны в Индокитае среди американских вертолетов АН-1 зафиксированы существенные потери от огня легкого стрелкового оружия. Все дело в том, что сверху кабину «Кобры» закрывал значительно больший, чем у Ми-24, фонарь, обеспечивавший прекрасный обзор, но изготовленный из обычного оргстекла, которое, конечно же, не могло защитит экипаж.


Гранатометы

Специфика горной местности позволяла в ряде случаев использовать против вертолетов гранатометы. Надо сказать, что подобные средства применялись для борьбы с авиацией и раньше, например, в Индокитае и Родезии, К моджахедам попадали гранатометы самых разных систем: автоматические швейцарские «Фальконет», западногерманские «Лянце-2», американские М72, французские «Сарпак», израильские «Пикет». Однако подавляющую массу составляли советские РПГ-7. частично трофейные, но. главным образом, поставленные из Египта, Ирана и КНР. где они выпускались серийно. Как показала практика, по летящему вертолету эффективен огонь лишь из задней или передней полусфер на расстоянии до 100 м, хотя прицельная дальность стрельбы составляла 500 м. Кроме того, велась и стрельба на дальность срабатывания самоликвидатора – 700-800 м, в расчете на поражение осколками и фугасным воздействием. Надкалиберная (до 85-мм) кумулятивная граната РПГ-7 была способна при прямом попадании пробить броню толщиной до 250 мм. Значительным разрушительным воздействием обладали и ее осколочно-фугасные модификации, которые выпускались за пределами СССР Однако в советских документах не зафиксирован ни один случай сбития Ми-24 из РПГ. Зато в боевых донесениях за 1980 г. отмечена потеря трех Ми-24 и пяти членов экипажей в результате применения противником зенитных ракет. Как нам известно, моджахеды ПЗРК в тот период не использовали, поэтому можно утверждать, что гибель машин и людей – результат стрельбы из РПГ-7, тем более, что нередко в полете граната воспринималась за ракету.

Достоверно известны несколько случаев попаданий в вертолеты, не приведших к потерям. Например, в июле 1983 г Ми-24В получил две гранаты; в десантную кабину и область главного редуктора. Вертолет благополучно вернулся на базу. В декабре того же года осколочно-фугасная граната поразила ЭВУ и область главного редуктора Ми-24Д. Весь ремонт ограничился заменой ЭВУ 23 августа 1985 п граната попала в кормовую часть Ми-24П л-та Сергеева. Загорелся топливный бак. Однако летчик успешно добрался до базы, где и посадил машину, Вертолет был отремонтирован.



Ми-24В из 205-й ОВЭ, сбитый 16 февраля 1988 г.

Нашел применение в боях и такой раритет, как американский станковый автоматический 40-мм гранатомет Mk9, часто именуемый у нас ЗГС (зенитная горная система). Осколочно-фугасными и кумулятивными боеприпасами из него можно было вести эффективный огонь на расстояние до 1600 м. На счету таких систем 6 сбитых Ми-24 и несколько поврежденных. Например, дважды гранаты попадали в подвешенные боеприпасы (ФАБ-100 и Б-8В20), что привело к гибели обоих вертолетов вместе с экипажами. В ноябре 1983 г. был поражен главный редуктор Ми-24, и при вынужденной посадке погиб оператор. Однажды кумулятивная струя 40-мм гранаты, пробив броню, смертельно ранила летчика, но тот из последних сил сумел посадить «вертушку» и спас своего напарника Вертолет восстановлению не подлежал. Похожий случай произошел в апреле 1986 г., когда в вертолет угодили сразу несколько гранат Машина получила различные повреждения, а летчик-оператор погиб. Однако командир экипажа уцелел и смог дотянуть до базы, где совершил благополучную посадку. В феврале 1986 г. были выведены из строя двигатель и главный редуктор «двадцатьчетверки». Экипаж посадил машину на авторотации, и через некоторое время ее удалось вернуть в строй. 6 июня 1987 г. в результате попадания гранаты произошел пожар топливных баков. Экипаж совершил экстренную посадку и спасся, а вертолет сгорел.


Разные причины

Ми-24 несли потери не только в воздухе, но и в результате обстрелов аэродромов базирования. По этой причине погибли, по крайней мере, 3 машины. Одна была уничтожена прямым попаданием 160-мм мины, другую накрыл залп легкой РСЗО, а третью поразила НАР С-24. слетевшая с пускового устройства взорвавшегося после минометного попадания Су-25. Кроме того, на аэродроме потеряли еще один боевой вертолет, протараненный потерявшим управление Су- 17.

Целый ряд потерь был связан не столько с огнем моджахедов, сколько с общими негативными факторами войны. Так, 4 апреля 1987 г. при бомбометании с высоты 50 м пострадал Ми-24 ст. л-та П.П. Винника из 335-го ОБВП. Причиной послужило то, что ФАБ-100 взорвалась не с 40-секундным замедлением, а сразу после сброса, прямо под фюзеляжем, Пораженный множеством осколков своей же бомбы вертолет загорелся, но система управления и двигатели продолжали работать, экипаж ранен не был, и летчик решил тянуть до своего аэродрома. Однако разгоравшийся пожар вынудил Винника посадить машину в 12 км от Джелалабада. После приземления дверь его кабины заклинило, и сбросить ее не удалось. Успевший выбраться из машины оператор попытался прийти на помощь командиру, но тут начали рваться боеприпасы. В результате машина сгорела, а Винник погиб,

Немало вертолетов было потеряно в летных происшествиях, случившихся во время боевых вылетов, причем часто такие утраты записывали в разряд боевых, что было недалеко от истины. Например. 18 октября 1980 г. на машине к-на А.Е. Шпанберга из 292-го ОВП огнем с земли был поврежден правый двигатель. При аварийном заходе на посадку вертолет врезался в гору. Летчики погибли. 17 января 1986 г. в Кандагаре во время взлета ночью на Ми-24 к-на ВЛ. Михайлова из 280-го ОВП отказало управление. Вертолет столкнулся с землей и взорвался, Экипаж погиб. 19 октября 1987 г., когда Ми-24П из 335-го ОБВП во время атаки противника в насыщенном зенитными средствами районе, уклоняясь от очереди ЗГУ, снизился до сверхмалых высот, вертолет задел землю и разрушился. Экипаж в составе командира к-на Иванова и оператора ст. л-та Гринкевича чудом выжил.

Столкновение с горой стало причиной потери и последнего, 333-го, советского вертолета в Афганистане. 2 февраля 1989 г. при прокладке маршрута Кабул-Мары и разведке погоды, на 25-й минуте полета в районе Пули-Хумри разбился Ми-24 командира 50-го ОСАП п-ка А.С. Голованова, вместе с которым погиб оператор ст. л-т. С,В, Пешеходько, Место падения обнаружили после трехдневных поискав в 8 км от перевала Саланг При расследовании происшествия высказывались версии, что причиной трагедии стали плохая видимость, повреждение вертолета огнем с земли или оба этих фактора.

В целом война в Афганистане показала, что Ми-24 обладает весьма высокой боевой живучестью. Нередко машины возвращались на базы или совершали успешные вынужденные посадки со значительными повреждениями, и многие вертолетчики остались благодарными создателям «двадцатьчетверки» за аппарат, сохранивший их жизни.

Авторы выражают благодарность Я. Виктору, Д. Волкову, Е. Воронину, А. Заблотскому, В. Зинченко, С. Кожуховскому, В. Лисову и И. Сейдовуза оказанное содействие при работе над статьей.

P.S. редакции. Авторы этой статьи проделали огромную работу. Используя имевшиеся в их распоряжении источники, они обобщили и систематизировали данные о потерях и боевых повреждениях Ми-24 в Афганистане. Однако в представленной работе осталась некоторая недосказанность. Например, приведенный фактаж – далеко не полный, а многие эпизоды остались не привязаны к месту и времени. Поэтому мы надеемся, что затронутую тему продолжат непосредственные участники тех событий, а также исследователи, которым удалось поработать с архивными материалами.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх