Пылающий Индостан


Часть IV Год кровавых перемен

Продолжение. Начало и «АиВ», №№3-5'2002. 3-6 2003, 4, 5 2004.


Блицкриг на Востоке

В ночь на 5 декабря индийские "Канберры" бомбили аэродромы Курмитола и Тезгаом. а утром восемь МиГ-21 отработали по ВПП этих авиабаз советскими 500-кг бомбами и местными 1000-фунтовыми. Во время налетов на стоянках удалось уничтожить три "Пилатуса". Днем IAF прилагали значительные усилия для непосредственной поддержки наземных войск, выполнив с этой целью 105 вылетов. ВВС Пакистана располагали на Востоке очень ограниченными силами и вели себя на этом театре пассивно и целом, а в тот день вообще не летали.

6 декабря индийская разведка обнаружила замаскированный аэродром в районе Барисала. по которому тут же нанесли авиаудар, уничтожив ВПП и ангар. Но львиная доля вылетов выполнялась для поддержки успешно наступавших сухопутных частей. Например, "Канберры" после полудни в пяти вылетах сбросили на пакистанские позиции до 15 т бомб. "Оттер" и "Алуэтт" звена "Мухти Бахини" атаковали автоколонну и подожгли несколько грузовиков. IAF потеряли МиГ-21 скуидрон-лидера Рао из 4-й эскадрильи. Самолет повредили зенитки, топливо стало вытекать из пробитых баков, и летчику пришлось катапультировался, недотянув 16 км до базы.

В тот день пакистанские истребители провели последний бой на Востоке В 9. 00 четверка "Сейбров" из 14-и эскадрильи атаковала звено "Хантеров" в 32 км к северо-востоку от Дакки, и флаинг- офицер Шамшад записал на свой счет одну победу. Едва пакистанцы приземлились в Теэтаоне. как по аэродрому нанесли удар четыре МиГ-21, которые сбросили 8 бомб, повредивших ВПП Ночью полосу отремонти{ювали, и в 5. 00 утра комэск скуадрон-лидер Дилавар на своем "Сейбре" собрался отправиться на патрулирование. Он уже начал разбег, когда внезапно появившаяся "Канберра" очень аккуратно уложила бомбы в центр ВПП, и Дилнвару при шлось экстренно тормозить. чтобы не влететь о воронки На этом ВВС Пакистана прекратили боевую деятельность в Восточной Бенгалии, что позволило противнику переключить всю истребительную авиацию на оказание непосредственной поддержки наземным войскам, а позднее перебросить часть ее на Запад.

Многочисленные реки и речушки Восточного Пакистана существенно замедляли продвижение индийских частей, и, чтобы ускорить темп наступления, было решено применить вертолетные десанты. Для этого удалось наскрести всего 12 Ми-4. с помощью которых собрались форсировать реку Мегхна и захватить г. Силхет с его важным мостом. Переброска десантников-гуркхов началась 6 декабря в 15. 00 и осуществлялась под прикрытием нескольких «Алуэттов». вооруженных 20-мм пушками. Операция растянулась более чем на сутки, но прошла успешно. В ходе нее Ми-4 выполнили 60 вылетов, перевезли 584 человека, 12, 5 т боеприпасов и др. грузов. Пакистанцы оказали весьма серьезное сопротивление, однако смогли подбить лишь один вертолет, который дотянул до аэродрома Кайлашахар и удачно там приземлился. Успех у Силхета вдохновил индийское командование на дальнейшие аналогичные действия. Например. 11 декабря с помощью Ми-4 началась переброска войск в населенные пункты Нарсингди и Байдии- Базар. В тот же день впервые за кампанию была проведена выброска парашютного десанта. Сперва в окрестностях г. Тангаил с борта "Покета" высадилась группа спецназа. 3aтем два DHC-4 Caribou доставили за 16 км от этого места ложный десант (чучела на парашютах), что дезориентировало противника Только потом у Тангаилэ началась выброска 2-го батальона 50-й парашютно-десантной бригады, в которой приняли участие 6 Ан-12, 20 С-119 и 22 «Дакоты» Всего было выброшено 800 солдат и офицеров. 152. 4 т различных грузов, включая 22 платформы с артиллерией и автомобилями. В общей сложности к моменту прекращения огня только с помощью Ми-4 индийцы перевезли более 3800 десантников и 100 т грузов, включая девять 75-мм пушек.

В ночь на 8 декабря на стороне IAF появились новые "игроки": в качестве ночных бомбардировщиков дебютировали два легких транспортика "Карибу", которые стали совершать вылеты против аэродромов Тезгаон и Курмитола. а также швырять бомбы на объекты в Дакке. Материальный ущерб они причиняли незначительный, однако весьма угнетающе действовали на гарнизон главного города Восточного Пакистана. Днем истребители-бомбардировщики настойчиво атаковали укрепленные позиции противника, его сухопутные и речные коммуникации. Были уничтожены 4 танка М-24, а на реках выведены из строи более сотни моторных лодок, катеров, паромов, пароходов и т. п.

В последующие дни индийская ударная авиация продолжала активно действовать Кроме позиций войск и линий снабжения противника, налетам подвергся ряд важных объектов. Так, 10 декабря МиГ-21 заставили замолчать радиоретранслятор в Дакке. Досталось в тот день и своим. В 11. 35 тройка "Нэтов" появилась в районе порта Кхулна, что на реке Пуссур. обнаружила там три вооруженных судна, над которыми развевались непонятные оранжевые флаги, и незамедлительно их атаковала Как оказалось. «под раздачу» попали индийские сторожевые катера "Падма", "Палаш" и "Панвел", которые прибыли для высадки десанта, а Оранжевые полотнища над ними были вывешены для быстрой идентификации с воздуха, о чем моряки заранее оповестили штаб ВВС, но по нерасторопности офицеров управления, эта информация в боевые эскадрильи попала с большим опозданием… Увернуться от залпов неуправляемых ракет смог только "Панвел". Получившая порцию НАРов «Падма» загорелась и пошла на дно, а "Палашу" пришлось выброситься на берег.

В ночь на 11 декабря три Ан-12 из 44-й эскадрильи разбомбили оружейный завод в Джайдебпуре. В светлое время суток продолжились вылеты на поддержку своих наземных войск, которые, ломая сопротивление противника, неумолимо продвигались к Дакке. Особо следует отметить успех Су-7 из 221-й эскадрильи, которые уничтожили пролет моста у г. Куштин, отрезав пакистанским частям путь к отступлению. К вечеру индийская разведка получила сведения о том. что ближайшей ночью пакистанцы намерены прислать с Запада самолеты для эвакуации из Дакки высших офицеров и чиновников. Чтобы этого не допустить, по расположенным вокруг города аэродромам нанесли ряд ударов. "Канберры" вывели из строя полосу в Читтагонге, атаковали Курмитолу и Тезгаон, при этом впервые за время конфликта использовались 1816-кг ФАБ. Бомбардировщики действовали парами, а я промежутках между их появлением по аэродромам работали «МиГи» и «Карибу», препятствуя восстановлению ВПП. В итоге противник так и не рискнул провести эвакуацию. Когда взошло солнце, истребители 28-й эскадрильи еще раз атаковали Тезгаон и потеряли от зенитного огня один МиГ-21, летчик которого скуадрон-лидер П. С. Джилл катапультировался в расположении партизан.


Индийцы активно использовали Ми-4 для доставки десантников



Транспортники DHC-4 «Карибу» индийцы использовали и как бомбардировщики


13 декабря завершило свою боевую деятельность звено Мукти Бэхини. За всю кампанию "Алуэтт" совершил 77 вылетов, "Оттер" – 12. Хотя они нанесли противнику небольшой ущерб, но сыграли видную роль в поднятии боевого духа бенгальских отрядов.

На следующий день индийские войска подошли вплотную к укреплениям Дакки, и большинство вылетов эскадрилий Восточного командования были направлены на изоляцию столичного гарнизона, а также уничтожение объектов, которые пакистанцы могли использовать в ходе грядущих уличных боев. Кроме того, индийские летчики провели операцию, в значительной степени способствовавшую падению воли противника к сопротивлению Разведке стало известно, что в 12. 00 в Правительственном доме восточнопакистанский губернатор д-р A. M. Малик собирает совещание военных и гражданских чинов. Было решено воспользоваться ситуацией и самыми убедительными аргументами побудить противника к скорейшей капитуляции. В 12. 55, когда совещание было я разгаре, четверка МиГ-21 выпустила по резиденции серию НАРов, которые угодили прямо в конференц- зал. Затем "убеждать" противника продолжили пары МиГов и Хантеров. Правительственный дом был разрушен на треть, хотя сам губернатор не пострадал, но он и весь его кабинет подали в отставку, а единственным представителем правительства Пакистана в Дакке стал генерал Ниязи.

Тем временем на развитие событий все большее влияние оказывала ООН. В преддверии очередного заседания Совета Безопасности индийцы решили «дожать» противника буквально за считанные часы и установить полный контроль над Восточной Бенгалией. Кроме того, на подходе было американское корабельное соединение во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз», и затягивание с окончательным разгромом пакистанских войск могло свести на нет все предыдущие успехи. В этой ситуации СССР однозначно дал понять, что при вмешательстве американцев не останется сторонним наблюдателем. В литературе отмечаются слова советского министра обороны маршала А. А. Гречко, обращенные к индийскому коллеге: «Энтерпрайз» – это наше дело, а вы занимаетесь своим.

Индийцы и занимались. напрягая все силы. 15 декабря авиация выполнила в интересах наземных войск 152 вылета. «Хантеры» и «Нэты», используя бомбы, НАРы и напалмовые баки, обрабатывали последние очаги сопротивления противника. Была уничтожена паромная переправа у Нараянгаджанджа, которой могли воспользоваться некоторые неприятельские подразделения, чтобы покинуть Дакку. «Канберры«» выполнили 12 дневных вылетов по Дакке и ее окрестностям, сбросив 87 454-кг бомб. После полудня генерал Ниязи обратился к индийскому командованию с просьбой о прекращении огня. В 17. 00 боевые действии прекратились. 16 декабря, после почти суточных проволочек, Ниязи. по согласованию с Президентом Яхья Ханом, приказал своим войскам капитулировать.


Морские баталии

В отличие от двух предыдущих индо-пакистанских войн, в 1971 г. велись весьма активные действия на море. Уже 4 декабря действовавшие с береговых баз противолодочные «Ализе» и «Си Кинг» приступили к патрулированию подходов к Бомбею, а «Супер Констеллейшны» из 6-й эскадрильи IAF стали выполнять вылеты над Аравийским морем, помогая флоту осуществлять блокаду Пакистана. Экипаж одного из них обнаружил в 375 милях от Бомбея пакистанское торговое судно «Макбул-Бакш». на перехват которого моряки направили фрегат «Кришна».

У пакистанцев в тот день экипаж мобилизованного «Фоккера» выявил в 150 милях от Карачи шедший в юго-западном направлении индийский конвой в составе двух торговых судов и четырех боевых кораблей. Командир военно-морской базы Карачи обратился с просьбой к главкому ВВС выслать на перехват конвоя группу В-57, но услышал высокопарный ответ: «Пусть фпот сам сражается в своих битвах!».

Около полуночи «Канберры» нанесли самый мощный за время войны удар по военным объектам Карими. Прикрываясь акцией ВВС, индийские ракетные катера произвели пуски ПКР П-15 по кораблям противника и береговым объектам. В результате были потоплены эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз», подожжен нефтерезервуар. Поначалу эти потери пакистанцы отнесли на счет бомбардировщиков, но быстро разобрались, что к чему, и решили поднять самолеты для атаки катеров. Утром с авиабазы Масрур на поиск отправилась пара «Сейбров». Ей повстречался свой стоявший на якоре гидрографический корабль «Зульфикар», в котором летчики заподозрили врага и незамедлительно атаковали его. Пули крупнокалиберных «Браунингов» изрешетили «гидрографа», убили или ранили нескольких членов экипажа. Неприятельские катера случайно обнаружил совсем в другом районе пилот-любитель, который добровольно отправился на патрулирование на своем личном самолете. Получив эту информацию, командование опять послало «по следу» «Сейбры». Поиск велся почти сутки, и. наконец, летчики заметили в море группу, напоминавшую зловредные катера. По сведениям штаба, никаких пакистанских кораблей в этом районе быть не могло, поэтому авиаторы без раздумий пошли в атаку, но под обстрел опять попали свои, правда, в этот раз все моряки остались живы.

А на Востоке, в Бенгальском заливе. 4 декабря состоялось боевое крещение индийской палубной авиации. С находившегося в 200 милях от берега авианосца «Викрант» на задание отправились восемь штурмовиков «Си Хок» из 300-й морской эскадрильи «Белые тигры». Они взяли курс на Кокс-Базар крупнейший аэродром Восточного Пакистана и в 11. 00 появились над целью. Так как самолетов там не оказалось, то бомбы и НАРы были использованы для разрушения ВПП. ангаров и вышки управления полетами, Без потерь вернувшись на авианосец. «Тигры» в 14. 00 направились к Чиггаюнгу – главному порту Восточного Пакистана. Здесь ударам подверглись береговые сооружения, а также корабли в гавани. В результате пошел на дно сторожевой катер «Камилла», было потоплено или повреждено до восьми пакистанских и иностранных торговых судов, подожжена нефтебаза. Пакистанские зенитчики стреляли отчаянно, но целились плохо и смогли лишь повредить один «Си Хок». который благополучно добрался до «Викранта», где его быстро отремонтировали. Палубный «Ализе» из 330-й эскадрильи «Кобра» занимались противолодочным патрулированием, а также поставили мины на подходах к Читтагонгу. на которых до конца войны подорвались 11 судов.


«Ализе» покидает палубу «Викранта»


«Си Хоки» отправляются на очередное задание


Ближе к вечеру пакистанская подлодка «Мангро» заняла выгодную позицию для атаки «Викранта», однако на поверхности моря показалась ев рубка, которую заметили сигнальщики фрегата «Беаз». Моряки тут же открыли огонь из 114-мм орудий, нанесли субмарине повреждения, но она быстро нырнула в пучину. Взлетевшие с авианосца «Ализе» смогли пробомбить только район ее погружения. Командир «Мангро» не решился продолжить поход и взял курс на Карачи. Таким образом, исчезла последняя реальная угроза для авианосца, что позволило перевести его на позицию, находившуюся всего в 50 милях от берега. Теперь «Си Хоки» могли брать максимальную боевую нагрузку: по две 227-кг бомбы и 10 НАР.

5 декабря слабый ветер не позволил действовать «Си Хокам» («Викрант» не имел паровой катапульты, поэтому взлет с его палубы осуществлялся по старинке, против сильного ветра). Летали только «Ализе». экипажи которых потопили глубинными бомбами либерийское судно «Мини Леди», а с помощью НАР подожгли транспорт «Таркиз Мухаммед» и атаковали вооруженное судно ПВО «Ондарда». С наступлением темноты они отправили на дно реки Пуссур сухогруз, канонерки «Саламат» и «Шахбаз».

На следующий день авиагруппа «Викранта» действовала в полном составе. Утром два «Ализе» опять атаковали «Ондарду», на сей раз используя глубинные бомбы. Одна четверка «Си Хоков» повредила ракетами в районе порта Монгла буксир и канонерку, а также 6-7 малых плавсредств. Другое звено подожгло торговое судно и заставило замолчать артиллерию двух канонерок. Замыкающая пара штурмовиков повредила «купца» в водах Пуссура и радиостанцию на берегу. В полдень «Ализе» добили «Ондарду», сбросив на него 227-кг ФАБ «Си Хоки» атаковали несколько торговых судов в водах Бенгальского залива, а также казармы и военно-морскую верфь в Читтагонге. Позже выяснилось, что о тот день они потопили три судно: испанское «Ондвррос»- (9107 брт), пакистанские «Макран» (1280 брт) и «Оушн Энтерпрайз» (5809 брт).

7 декабря командование IAF выделило для свободной охоты нал Аравийским морем одну «Канберру». Но ее экипажу так и не удалось отличиться, т. к. противник, опасаясь авиации и ракетных катеров, спрягал свои корабли в порту Карачи. Пакистанские летчики пытались как-то помешать действиям флота противника. Например, пресса в те дни сообщала, что «Сейбры» обстреляли «индийские канонерки в Аравийском море». Удача улыбнулась экипажу патрульного «Фоккера», вскрывшему группу ракетных катеров, против которых пакистанцы незамедлительно направили шесть самолетов. Обнаружив их, индийцы не решились провести второй ракетный удар по Карачи.

Из событий 8 декабря стоит отметить поиск в Бенгальском заливе индийскими патрульными самолетами норвежского судна «Торонто» и пакистанского «Мадхумати», которые, по данным разведки, шли с грузом оружия в Читтагонг. Найти удалось только «норвежца», на который экипаж «Дакоты» навел Фрегат «Гонга» Со следующего дня в ливийском море началась охота за пакистанским сухогрузом «Пакмер Сипсах», который вез в Карачи из Сингапура китайское оружие. До 13 декабря «Дакоты» и «Супер Констеллейшны» совершили 12 вылетов, но так и не обнаружили судно Индийцы всерьез воспринимали угрозу от подводных лодок противника и привлекали для их обнаружения все больше сил. В частности, с 9 декабря Ил-14 из состава ВВС стали патрулировать примыкавшую к Бомбею зону. Но избежать потерь не удалось: вечером того же дно пакистанская лодка «Хангор» тремя торпедами потопила у побережья Гоа фрегат «Кукри». Получив такую пощечину, индийцы 4 дня без устали искали субмарину. За это время неоднократно обнаруживали подозрительные подводные объекты, по которым самолеты и корабли сбрасывали тонны глубинных бомб. В конце концов было решено, что «Хангор» уничтожена, однако оно благополучно вернулась в базу.

На Востоке продолжала успешно действовать авиагруппа «Викранта» 9 декабря около 2. 00 пара «Ализе» бомбила порт Барисаль, повредив несколько причалов и катеров. Через несколько часов шесть «Си Хоков» вылетели на свободную охоту и потопили в прибрежных водах три баржи. В 14. 00 одиночный «Ализе» потопил у о. Хатья датское судно «Африкан Проктор», а в 15. 27 четверка «Си Хоков» нанесла удар по оружейному заводу и радиостанции в Читтагонге.

10 декабря авиация ВМС Индии понесла единственную потерю за всю войну. У Западного побережья пилотировавший «Старфайтер» – уинг-коммандер Арифа Икбалн сбил ракетами патруль ныи «Ализе» (борт IN203). весь экипаж которого погиб Пакистанцам тот день тоже принес утраты. Во время патрульного вылета пропал со всем экипажем один «Фоккер».

11 декабря индийская разведка доложила, что в восточнопакистанских портах началось формирование конвоя RK 623. Безветрие вновь не позволило поднять «Си Хоки», и работать пришлось исключительно машинам «Кобры» В 6. 00 один «Ализе» отбомбился по порту Раджяпур. где, как предполагалось, находилась «голова» конвоя. В 10. 00 экипаж другого самолета обнаружил крохотный, потихоньку передвигавшийся зеленый островок. Дальнейшее изучение чуда природы показало, что это хорошо замаскированные, идущие в плотном строю сторожевой катер «Джессур», буксир и несколько барж, которые и оказались пресловутым конвоем. Прибывшая пара «Ализе» обработала противника НАРами и глубинными бомбами, заставив суда выброситься на берег. Пакистану вели ответный огонь, и один «Ализе» получил шесть пулевых попаданий, но благополучно вернулся на «Викрант» В 11. 30 отличился экипаж другого самолета, повредивший глубинными бомбами две доу(8*) с подозрительным грузом.

12 декабря погодные условия оказались благоприятными для «Си Хоков», и «Белые тигры» в полной мере воспользовались ситуацией. Совершив 28 вылетов, они потопили четыре пакистанских судна общим водоизмещением 30245 т. еще два повредили, а также окончательно вывели из строя порт и аэродром в Читтагонге. В кабину одного штурмовика угодило пуля, однако летчика она не задела, и он благополучно посадил свой самолет на «Викранте». На следующий день обе авианосные эскадрильи вновь наносили удары по объектам в Читтагонге. Кокс-Базаре и на о. Сендвинд. По возвращении летчики докладывали, что по большому счету там не осталось каких-либо достойных целей. «Белые тигры» попытались взаимодействовать с наступавшими сухопутными войсками. По заявке командования 4-го корпуса они трижды атаковали укрепления противника, однако особыми достижениями похвастать не моги, т. к. наладить устойчивую связь с находившимися на передовой авианаводчиками не удалось. Последние вылеты в той войне авиация ВМС Индии выполнила 14 декабря, когда «Ализе» повредили две радиостанции в районе Кокс-Базарта, а «Си Хоки» разбомбили казармы в Читтагонге.

В целом, боевой дебют индийских палубников следует признать успешным. За время конфликта они выполнили 291 боевой вылет: 123 – на «Си Хоках». 70 на «Ализе». 98 – на «Алуэттах» Были сброшены 151 фугасная бомба калибром 227 кг и 22 глубинные бомбы, а также выпущено 694 НАР. Удалось уничтожить либо серьезно повредить 6 канонерок, вооруженных пароходов или катеров противника, а также 8 торговых океанских судов. 5 «Си Хоков» и один «Ализе» получили различные боевые повреждения, но все были отремонтированы. ВМС Индии по праву заняли почетное место о ряду немногих флотов, которые могут похвастаться опытом применения авианосцев и реальных войнах Однако следует отметить, что морская авиация Индии оказалась не готова к борьбе с современными подводными лодками.

8* Деревянное парусное судно местной постройки


Один из уничтоженных но земле пакистанских «Сейбров»


Пакистанский офицер позирует у обломков индийского Су-7


Краткие итоги

Пакистан потерпел жестокое поражение на суше и на море, потерял свою восточную часть, которая стала независимым и дружественным Индии государством Бангладеш. Зато итоги войны в воздухе по сей день являются предметом ожесточенной информационной войны сторон, каждая из которых приводит свои данные, доказывающие, что именно она взяла верх.

Сначала статистика победителей. На Востоке индийские ВВС совершили 2033 боевых вылета, из них 1384 – на поддержку наземных войск. Было заявлено об уничтожении в воздушных боях 7 «Сейбров», на земле – еще 3, а также "транспортника" и двух легких самолетов. Среди других потерь противника – несколько сот различных плавсредств, от 18 до 24 танков, 67 артпозиций, 182 автомашины. 59 различных складов и т. п. Свои потери – 19 летательных аппаратов: 1 Су-7, 2 МиГ-21, «Канберра», 2 Ми-4. «Дакота» и 12 «Хантеров». Из них – 13 в боях, в т. ч. 2 от действий истребителей, и 6 – в летных происшествиях.

На Западе IAF совершили 2435 боевых вылетов, из них 52% – на поддержку наземных войск. Ими, в частности, были уничтожены 146 танков, 76 эшелонов, сортировочные станции в Лахоре, и Чанга-Манге, Вазирабаде и Бахавалпуре. выведен из строя порт Карачи, парализована нефтеперерабатывающая промышленность. Было заявлено о достоверном уничтожении 44 самолетов противника (8F-104, 1 Mirage, 9 F-6. 16F-86. 4В-57. 2 С-130 и 4 легких машин), а также предположительном – еще 6. В воздушных боях удалось сбить 10 самолетов, 21 -уничтожить на аэродромах и 13 стали добычей зенитчиков, при этом лишь один поразила ракета ЗРК С-75 (всего за время конфликта произведено 7 пусков). Потери составили 54 летательных аппарата: 17 Су-7, 6 МиГ-21 9 «Хантеров», 5 «Мистэров», по 4 «Канберры» и «Марута», 3 «Нэта», 2 «Алуэтта» и по одному «Вампиру», «Кришаку» и «Ализе». Из них 16 сбиты в воздушных боях, 25 зенитным огнем, 2 уничтожены на аэродромах, остальные разбились в лепных происшествиях.

Что касается оценки различных самолетов, то она оказалась достаточно противоречивой. Так, западные СМИ подвергли ожесточенной критике Су-7, понесшие большие потери. Индийцы более лестно отозвались об этих машинах, совершивших порядка 1500 боевых вылетов. Особо отмечались действия 101-й АЭ над сектором Чхамб. на боевом счету которой 69 танков. 25 полевых орудий и 57 автомобилей, Причем большинство танков уничтожено 57-мм НАРами, оказавшимися, на удивление, пристойным противотанковым средством. Чувствительные потери «сушек» объясняют тем, что они часто работали над полем боя как штурмовики. Индийцы приводят примеры высокой живучести самолета. Так, у Су-7 уинг-коммандера Х. С. Мангата в результате близкого взрыва «Сайдуиндера» была отбита половина руля направления, серьезно повреждены стабилизатор, элероны и закрылки Тем не менее. Мангату удалось дотянуть до базы и удачно приземлиться. После посадки но машине насчитали более сотни пробоин. Хорошую репутацию заслужили МиГ-21. Индийцы числят за их летчиками не менее 6 воздушных побед, одержанных как при помощи ракет, гак и пушек (пакистанцы признают только две). Неожиданно для самих индийцев весьма неплохо проявил себя их родной «Марут». Положительную оценку получила работа Ан-12 из 44-й АЭ в качестве бомбардировщиков. Успешные действия стареньких палубных «Си Хоков» объясняются как хорошей подготовкой летчиков, так и отсутствием полноценного противника.

Как ни странно, но индийцы наиболее эффективным самолетом противника посчитали «Старфайтер» с шестиствольной пушкой «Вулкан», которая позволила успешно поражать как воздушные, так и наземные цели. Пакистанцы были не столь высокого мнения о «Звездных бойцах», которые вчистую проиграли бои с МиГ-21 (правда, за ними числятся 5 сбитых машин других типов, из которых индийцы признали только 2). Хорошее реноме в ВВС Пакистана заработали «Миражи», летчики которых претендовали но 9 побед. Из них индийцы признали лишь 2, а сами «Миражи- оценили ниже «Старфайторов», особенно при действиях по наземным целям. Достаточно высокую оценку обеих сторон получили F-6, выполнившие 834 вылета, из них 650 на воздушное прикрытие и 184 на поддержку наземных войск. Их летчики заявили о сбитии 9 самолетов IAF (противник признал только 6). Весьма хорошо показали себя мобилизованные «Фоккеры», работавшие над морем. Неплохо в качестве бомбардировщиков поработали С-130, совершившие, по пакистанским данным, 9 успешных боевых вылетов.

Всего ВВС Пакистана совершили немногим более 3000 боевых вылетов, причем 58% – на выполнение задач ПВО и борьбу с авиацией противника. На поддержку сухопутных войск и флота совершен 951 вылет, т. е. 32%. В этой связи командование PAF подвергалось жесткой критике со стороны своих же авиаторов, заявлявших, что ВВС, в основном, прикрывали самих себя. В принципе, это не совсем справедливо. В отдельных секторах летчики сделали все. что могли. Так. поддерживая 8-ю дивизию, они вывели из строя 56 танков и 114 военных машин, а на южном крыле фронта – 20 танков и 63 автомобиля. Но отсутствие своей авиации о небе над Лонгеоалой и Шакргархом в решающие для этих сражений дни говорит само за себя.

По официальным данным Исламабада, о ходе войны удалось уничтожить 114 индийских самолетов и вертолетов, из них 28 – над Восточным Пакистаном. За воевавшей там 14-й эскадрильей числятся 11 побед: 9 «Хантеров», по одному «Нэту» и Су-7. На Западе было сбито 86 самолетов: 32 Су-7, 18 «Хантеров». 8 МиГ-21, по 6 «Канберр» и «Mapуктов», 5 «Мистэров», 2 «Нэта» и столько же вертолетов, по одному «Ализе» и «Кришаку», а также две машины неустановленных типов Из них на 42 победы претендуют летчики, в т. ч. на 14. летавшие на «Сейбрах». Свои потери – 49 летательных аппаратов: 28 «Сейбров», 5 В-57, 4 F-6, 3 «Старфайера», 2 Т-33, один «Фоккер», 4 самолета других типов и два вертолета. На Востоке потеряны 23 машины (5 – в воздушных боях, 1 – в аварии. 17 – уничтожены на аэродромах или достались противнику), остальные – на Западе (6 – в воздушных боях. 8 – от огня ПВО. в т. ч. и своей, 4 в авариях и катастрофах, 8 – уничтожены на аэродромах). Некоторые иностранные источники полагают, что эти данные неполные. Например, потеряны не 2. а 3 Т-33; летавшие на «свободную охоту» «Хантеры» сбили над территорией противника еще. как минимум, два армейских Cessna О-1 Bird Dog. Кроме того, командировавшие на войну эскадрилью истребителей иорданцы недосчитались грех F-104 Но вряд ли нам суждено узнать когда-либо истинную картину.

Продолжение следует


Примечания:



Пылающий Индостан


Часть IV Год кровавых перемен

Продолжение. Начало и «АиВ», №№3-5'2002. 3-6 2003, 4, 5 2004.


Блицкриг на Востоке

В ночь на 5 декабря индийские "Канберры" бомбили аэродромы Курмитола и Тезгаом. а утром восемь МиГ-21 отработали по ВПП этих авиабаз советскими 500-кг бомбами и местными 1000-фунтовыми. Во время налетов на стоянках удалось уничтожить три "Пилатуса". Днем IAF прилагали значительные усилия для непосредственной поддержки наземных войск, выполнив с этой целью 105 вылетов. ВВС Пакистана располагали на Востоке очень ограниченными силами и вели себя на этом театре пассивно и целом, а в тот день вообще не летали.

6 декабря индийская разведка обнаружила замаскированный аэродром в районе Барисала. по которому тут же нанесли авиаудар, уничтожив ВПП и ангар. Но львиная доля вылетов выполнялась для поддержки успешно наступавших сухопутных частей. Например, "Канберры" после полудни в пяти вылетах сбросили на пакистанские позиции до 15 т бомб. "Оттер" и "Алуэтт" звена "Мухти Бахини" атаковали автоколонну и подожгли несколько грузовиков. IAF потеряли МиГ-21 скуидрон-лидера Рао из 4-й эскадрильи. Самолет повредили зенитки, топливо стало вытекать из пробитых баков, и летчику пришлось катапультировался, недотянув 16 км до базы.

В тот день пакистанские истребители провели последний бой на Востоке В 9. 00 четверка "Сейбров" из 14-и эскадрильи атаковала звено "Хантеров" в 32 км к северо-востоку от Дакки, и флаинг- офицер Шамшад записал на свой счет одну победу. Едва пакистанцы приземлились в Теэтаоне. как по аэродрому нанесли удар четыре МиГ-21, которые сбросили 8 бомб, повредивших ВПП Ночью полосу отремонти{ювали, и в 5. 00 утра комэск скуадрон-лидер Дилавар на своем "Сейбре" собрался отправиться на патрулирование. Он уже начал разбег, когда внезапно появившаяся "Канберра" очень аккуратно уложила бомбы в центр ВПП, и Дилнвару при шлось экстренно тормозить. чтобы не влететь о воронки На этом ВВС Пакистана прекратили боевую деятельность в Восточной Бенгалии, что позволило противнику переключить всю истребительную авиацию на оказание непосредственной поддержки наземным войскам, а позднее перебросить часть ее на Запад.

Многочисленные реки и речушки Восточного Пакистана существенно замедляли продвижение индийских частей, и, чтобы ускорить темп наступления, было решено применить вертолетные десанты. Для этого удалось наскрести всего 12 Ми-4. с помощью которых собрались форсировать реку Мегхна и захватить г. Силхет с его важным мостом. Переброска десантников-гуркхов началась 6 декабря в 15. 00 и осуществлялась под прикрытием нескольких «Алуэттов». вооруженных 20-мм пушками. Операция растянулась более чем на сутки, но прошла успешно. В ходе нее Ми-4 выполнили 60 вылетов, перевезли 584 человека, 12, 5 т боеприпасов и др. грузов. Пакистанцы оказали весьма серьезное сопротивление, однако смогли подбить лишь один вертолет, который дотянул до аэродрома Кайлашахар и удачно там приземлился. Успех у Силхета вдохновил индийское командование на дальнейшие аналогичные действия. Например. 11 декабря с помощью Ми-4 началась переброска войск в населенные пункты Нарсингди и Байдии- Базар. В тот же день впервые за кампанию была проведена выброска парашютного десанта. Сперва в окрестностях г. Тангаил с борта "Покета" высадилась группа спецназа. 3aтем два DHC-4 Caribou доставили за 16 км от этого места ложный десант (чучела на парашютах), что дезориентировало противника Только потом у Тангаилэ началась выброска 2-го батальона 50-й парашютно-десантной бригады, в которой приняли участие 6 Ан-12, 20 С-119 и 22 «Дакоты» Всего было выброшено 800 солдат и офицеров. 152. 4 т различных грузов, включая 22 платформы с артиллерией и автомобилями. В общей сложности к моменту прекращения огня только с помощью Ми-4 индийцы перевезли более 3800 десантников и 100 т грузов, включая девять 75-мм пушек.

В ночь на 8 декабря на стороне IAF появились новые "игроки": в качестве ночных бомбардировщиков дебютировали два легких транспортика "Карибу", которые стали совершать вылеты против аэродромов Тезгаон и Курмитола. а также швырять бомбы на объекты в Дакке. Материальный ущерб они причиняли незначительный, однако весьма угнетающе действовали на гарнизон главного города Восточного Пакистана. Днем истребители-бомбардировщики настойчиво атаковали укрепленные позиции противника, его сухопутные и речные коммуникации. Были уничтожены 4 танка М-24, а на реках выведены из строи более сотни моторных лодок, катеров, паромов, пароходов и т. п.

В последующие дни индийская ударная авиация продолжала активно действовать Кроме позиций войск и линий снабжения противника, налетам подвергся ряд важных объектов. Так, 10 декабря МиГ-21 заставили замолчать радиоретранслятор в Дакке. Досталось в тот день и своим. В 11. 35 тройка "Нэтов" появилась в районе порта Кхулна, что на реке Пуссур. обнаружила там три вооруженных судна, над которыми развевались непонятные оранжевые флаги, и незамедлительно их атаковала Как оказалось. «под раздачу» попали индийские сторожевые катера "Падма", "Палаш" и "Панвел", которые прибыли для высадки десанта, а Оранжевые полотнища над ними были вывешены для быстрой идентификации с воздуха, о чем моряки заранее оповестили штаб ВВС, но по нерасторопности офицеров управления, эта информация в боевые эскадрильи попала с большим опозданием… Увернуться от залпов неуправляемых ракет смог только "Панвел". Получившая порцию НАРов «Падма» загорелась и пошла на дно, а "Палашу" пришлось выброситься на берег.

В ночь на 11 декабря три Ан-12 из 44-й эскадрильи разбомбили оружейный завод в Джайдебпуре. В светлое время суток продолжились вылеты на поддержку своих наземных войск, которые, ломая сопротивление противника, неумолимо продвигались к Дакке. Особо следует отметить успех Су-7 из 221-й эскадрильи, которые уничтожили пролет моста у г. Куштин, отрезав пакистанским частям путь к отступлению. К вечеру индийская разведка получила сведения о том. что ближайшей ночью пакистанцы намерены прислать с Запада самолеты для эвакуации из Дакки высших офицеров и чиновников. Чтобы этого не допустить, по расположенным вокруг города аэродромам нанесли ряд ударов. "Канберры" вывели из строя полосу в Читтагонге, атаковали Курмитолу и Тезгаон, при этом впервые за время конфликта использовались 1816-кг ФАБ. Бомбардировщики действовали парами, а я промежутках между их появлением по аэродромам работали «МиГи» и «Карибу», препятствуя восстановлению ВПП. В итоге противник так и не рискнул провести эвакуацию. Когда взошло солнце, истребители 28-й эскадрильи еще раз атаковали Тезгаон и потеряли от зенитного огня один МиГ-21, летчик которого скуадрон-лидер П. С. Джилл катапультировался в расположении партизан.


Индийцы активно использовали Ми-4 для доставки десантников



Транспортники DHC-4 «Карибу» индийцы использовали и как бомбардировщики


13 декабря завершило свою боевую деятельность звено Мукти Бэхини. За всю кампанию "Алуэтт" совершил 77 вылетов, "Оттер" – 12. Хотя они нанесли противнику небольшой ущерб, но сыграли видную роль в поднятии боевого духа бенгальских отрядов.

На следующий день индийские войска подошли вплотную к укреплениям Дакки, и большинство вылетов эскадрилий Восточного командования были направлены на изоляцию столичного гарнизона, а также уничтожение объектов, которые пакистанцы могли использовать в ходе грядущих уличных боев. Кроме того, индийские летчики провели операцию, в значительной степени способствовавшую падению воли противника к сопротивлению Разведке стало известно, что в 12. 00 в Правительственном доме восточнопакистанский губернатор д-р A. M. Малик собирает совещание военных и гражданских чинов. Было решено воспользоваться ситуацией и самыми убедительными аргументами побудить противника к скорейшей капитуляции. В 12. 55, когда совещание было я разгаре, четверка МиГ-21 выпустила по резиденции серию НАРов, которые угодили прямо в конференц- зал. Затем "убеждать" противника продолжили пары МиГов и Хантеров. Правительственный дом был разрушен на треть, хотя сам губернатор не пострадал, но он и весь его кабинет подали в отставку, а единственным представителем правительства Пакистана в Дакке стал генерал Ниязи.

Тем временем на развитие событий все большее влияние оказывала ООН. В преддверии очередного заседания Совета Безопасности индийцы решили «дожать» противника буквально за считанные часы и установить полный контроль над Восточной Бенгалией. Кроме того, на подходе было американское корабельное соединение во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз», и затягивание с окончательным разгромом пакистанских войск могло свести на нет все предыдущие успехи. В этой ситуации СССР однозначно дал понять, что при вмешательстве американцев не останется сторонним наблюдателем. В литературе отмечаются слова советского министра обороны маршала А. А. Гречко, обращенные к индийскому коллеге: «Энтерпрайз» – это наше дело, а вы занимаетесь своим.

Индийцы и занимались. напрягая все силы. 15 декабря авиация выполнила в интересах наземных войск 152 вылета. «Хантеры» и «Нэты», используя бомбы, НАРы и напалмовые баки, обрабатывали последние очаги сопротивления противника. Была уничтожена паромная переправа у Нараянгаджанджа, которой могли воспользоваться некоторые неприятельские подразделения, чтобы покинуть Дакку. «Канберры«» выполнили 12 дневных вылетов по Дакке и ее окрестностям, сбросив 87 454-кг бомб. После полудня генерал Ниязи обратился к индийскому командованию с просьбой о прекращении огня. В 17. 00 боевые действии прекратились. 16 декабря, после почти суточных проволочек, Ниязи. по согласованию с Президентом Яхья Ханом, приказал своим войскам капитулировать.


Морские баталии

В отличие от двух предыдущих индо-пакистанских войн, в 1971 г. велись весьма активные действия на море. Уже 4 декабря действовавшие с береговых баз противолодочные «Ализе» и «Си Кинг» приступили к патрулированию подходов к Бомбею, а «Супер Констеллейшны» из 6-й эскадрильи IAF стали выполнять вылеты над Аравийским морем, помогая флоту осуществлять блокаду Пакистана. Экипаж одного из них обнаружил в 375 милях от Бомбея пакистанское торговое судно «Макбул-Бакш». на перехват которого моряки направили фрегат «Кришна».

У пакистанцев в тот день экипаж мобилизованного «Фоккера» выявил в 150 милях от Карачи шедший в юго-западном направлении индийский конвой в составе двух торговых судов и четырех боевых кораблей. Командир военно-морской базы Карачи обратился с просьбой к главкому ВВС выслать на перехват конвоя группу В-57, но услышал высокопарный ответ: «Пусть фпот сам сражается в своих битвах!».

Около полуночи «Канберры» нанесли самый мощный за время войны удар по военным объектам Карими. Прикрываясь акцией ВВС, индийские ракетные катера произвели пуски ПКР П-15 по кораблям противника и береговым объектам. В результате были потоплены эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз», подожжен нефтерезервуар. Поначалу эти потери пакистанцы отнесли на счет бомбардировщиков, но быстро разобрались, что к чему, и решили поднять самолеты для атаки катеров. Утром с авиабазы Масрур на поиск отправилась пара «Сейбров». Ей повстречался свой стоявший на якоре гидрографический корабль «Зульфикар», в котором летчики заподозрили врага и незамедлительно атаковали его. Пули крупнокалиберных «Браунингов» изрешетили «гидрографа», убили или ранили нескольких членов экипажа. Неприятельские катера случайно обнаружил совсем в другом районе пилот-любитель, который добровольно отправился на патрулирование на своем личном самолете. Получив эту информацию, командование опять послало «по следу» «Сейбры». Поиск велся почти сутки, и. наконец, летчики заметили в море группу, напоминавшую зловредные катера. По сведениям штаба, никаких пакистанских кораблей в этом районе быть не могло, поэтому авиаторы без раздумий пошли в атаку, но под обстрел опять попали свои, правда, в этот раз все моряки остались живы.

А на Востоке, в Бенгальском заливе. 4 декабря состоялось боевое крещение индийской палубной авиации. С находившегося в 200 милях от берега авианосца «Викрант» на задание отправились восемь штурмовиков «Си Хок» из 300-й морской эскадрильи «Белые тигры». Они взяли курс на Кокс-Базар крупнейший аэродром Восточного Пакистана и в 11. 00 появились над целью. Так как самолетов там не оказалось, то бомбы и НАРы были использованы для разрушения ВПП. ангаров и вышки управления полетами, Без потерь вернувшись на авианосец. «Тигры» в 14. 00 направились к Чиггаюнгу – главному порту Восточного Пакистана. Здесь ударам подверглись береговые сооружения, а также корабли в гавани. В результате пошел на дно сторожевой катер «Камилла», было потоплено или повреждено до восьми пакистанских и иностранных торговых судов, подожжена нефтебаза. Пакистанские зенитчики стреляли отчаянно, но целились плохо и смогли лишь повредить один «Си Хок». который благополучно добрался до «Викранта», где его быстро отремонтировали. Палубный «Ализе» из 330-й эскадрильи «Кобра» занимались противолодочным патрулированием, а также поставили мины на подходах к Читтагонгу. на которых до конца войны подорвались 11 судов.


«Ализе» покидает палубу «Викранта»


«Си Хоки» отправляются на очередное задание


Ближе к вечеру пакистанская подлодка «Мангро» заняла выгодную позицию для атаки «Викранта», однако на поверхности моря показалась ев рубка, которую заметили сигнальщики фрегата «Беаз». Моряки тут же открыли огонь из 114-мм орудий, нанесли субмарине повреждения, но она быстро нырнула в пучину. Взлетевшие с авианосца «Ализе» смогли пробомбить только район ее погружения. Командир «Мангро» не решился продолжить поход и взял курс на Карачи. Таким образом, исчезла последняя реальная угроза для авианосца, что позволило перевести его на позицию, находившуюся всего в 50 милях от берега. Теперь «Си Хоки» могли брать максимальную боевую нагрузку: по две 227-кг бомбы и 10 НАР.

5 декабря слабый ветер не позволил действовать «Си Хокам» («Викрант» не имел паровой катапульты, поэтому взлет с его палубы осуществлялся по старинке, против сильного ветра). Летали только «Ализе». экипажи которых потопили глубинными бомбами либерийское судно «Мини Леди», а с помощью НАР подожгли транспорт «Таркиз Мухаммед» и атаковали вооруженное судно ПВО «Ондарда». С наступлением темноты они отправили на дно реки Пуссур сухогруз, канонерки «Саламат» и «Шахбаз».

На следующий день авиагруппа «Викранта» действовала в полном составе. Утром два «Ализе» опять атаковали «Ондарду», на сей раз используя глубинные бомбы. Одна четверка «Си Хоков» повредила ракетами в районе порта Монгла буксир и канонерку, а также 6-7 малых плавсредств. Другое звено подожгло торговое судно и заставило замолчать артиллерию двух канонерок. Замыкающая пара штурмовиков повредила «купца» в водах Пуссура и радиостанцию на берегу. В полдень «Ализе» добили «Ондарду», сбросив на него 227-кг ФАБ «Си Хоки» атаковали несколько торговых судов в водах Бенгальского залива, а также казармы и военно-морскую верфь в Читтагонге. Позже выяснилось, что о тот день они потопили три судно: испанское «Ондвррос»- (9107 брт), пакистанские «Макран» (1280 брт) и «Оушн Энтерпрайз» (5809 брт).

7 декабря командование IAF выделило для свободной охоты нал Аравийским морем одну «Канберру». Но ее экипажу так и не удалось отличиться, т. к. противник, опасаясь авиации и ракетных катеров, спрягал свои корабли в порту Карачи. Пакистанские летчики пытались как-то помешать действиям флота противника. Например, пресса в те дни сообщала, что «Сейбры» обстреляли «индийские канонерки в Аравийском море». Удача улыбнулась экипажу патрульного «Фоккера», вскрывшему группу ракетных катеров, против которых пакистанцы незамедлительно направили шесть самолетов. Обнаружив их, индийцы не решились провести второй ракетный удар по Карачи.

Из событий 8 декабря стоит отметить поиск в Бенгальском заливе индийскими патрульными самолетами норвежского судна «Торонто» и пакистанского «Мадхумати», которые, по данным разведки, шли с грузом оружия в Читтагонг. Найти удалось только «норвежца», на который экипаж «Дакоты» навел Фрегат «Гонга» Со следующего дня в ливийском море началась охота за пакистанским сухогрузом «Пакмер Сипсах», который вез в Карачи из Сингапура китайское оружие. До 13 декабря «Дакоты» и «Супер Констеллейшны» совершили 12 вылетов, но так и не обнаружили судно Индийцы всерьез воспринимали угрозу от подводных лодок противника и привлекали для их обнаружения все больше сил. В частности, с 9 декабря Ил-14 из состава ВВС стали патрулировать примыкавшую к Бомбею зону. Но избежать потерь не удалось: вечером того же дно пакистанская лодка «Хангор» тремя торпедами потопила у побережья Гоа фрегат «Кукри». Получив такую пощечину, индийцы 4 дня без устали искали субмарину. За это время неоднократно обнаруживали подозрительные подводные объекты, по которым самолеты и корабли сбрасывали тонны глубинных бомб. В конце концов было решено, что «Хангор» уничтожена, однако оно благополучно вернулась в базу.

На Востоке продолжала успешно действовать авиагруппа «Викранта» 9 декабря около 2. 00 пара «Ализе» бомбила порт Барисаль, повредив несколько причалов и катеров. Через несколько часов шесть «Си Хоков» вылетели на свободную охоту и потопили в прибрежных водах три баржи. В 14. 00 одиночный «Ализе» потопил у о. Хатья датское судно «Африкан Проктор», а в 15. 27 четверка «Си Хоков» нанесла удар по оружейному заводу и радиостанции в Читтагонге.

10 декабря авиация ВМС Индии понесла единственную потерю за всю войну. У Западного побережья пилотировавший «Старфайтер» – уинг-коммандер Арифа Икбалн сбил ракетами патруль ныи «Ализе» (борт IN203). весь экипаж которого погиб Пакистанцам тот день тоже принес утраты. Во время патрульного вылета пропал со всем экипажем один «Фоккер».

11 декабря индийская разведка доложила, что в восточнопакистанских портах началось формирование конвоя RK 623. Безветрие вновь не позволило поднять «Си Хоки», и работать пришлось исключительно машинам «Кобры» В 6. 00 один «Ализе» отбомбился по порту Раджяпур. где, как предполагалось, находилась «голова» конвоя. В 10. 00 экипаж другого самолета обнаружил крохотный, потихоньку передвигавшийся зеленый островок. Дальнейшее изучение чуда природы показало, что это хорошо замаскированные, идущие в плотном строю сторожевой катер «Джессур», буксир и несколько барж, которые и оказались пресловутым конвоем. Прибывшая пара «Ализе» обработала противника НАРами и глубинными бомбами, заставив суда выброситься на берег. Пакистану вели ответный огонь, и один «Ализе» получил шесть пулевых попаданий, но благополучно вернулся на «Викрант» В 11. 30 отличился экипаж другого самолета, повредивший глубинными бомбами две доу(8*) с подозрительным грузом.

12 декабря погодные условия оказались благоприятными для «Си Хоков», и «Белые тигры» в полной мере воспользовались ситуацией. Совершив 28 вылетов, они потопили четыре пакистанских судна общим водоизмещением 30245 т. еще два повредили, а также окончательно вывели из строя порт и аэродром в Читтагонге. В кабину одного штурмовика угодило пуля, однако летчика она не задела, и он благополучно посадил свой самолет на «Викранте». На следующий день обе авианосные эскадрильи вновь наносили удары по объектам в Читтагонге. Кокс-Базаре и на о. Сендвинд. По возвращении летчики докладывали, что по большому счету там не осталось каких-либо достойных целей. «Белые тигры» попытались взаимодействовать с наступавшими сухопутными войсками. По заявке командования 4-го корпуса они трижды атаковали укрепления противника, однако особыми достижениями похвастать не моги, т. к. наладить устойчивую связь с находившимися на передовой авианаводчиками не удалось. Последние вылеты в той войне авиация ВМС Индии выполнила 14 декабря, когда «Ализе» повредили две радиостанции в районе Кокс-Базарта, а «Си Хоки» разбомбили казармы в Читтагонге.

В целом, боевой дебют индийских палубников следует признать успешным. За время конфликта они выполнили 291 боевой вылет: 123 – на «Си Хоках». 70 на «Ализе». 98 – на «Алуэттах» Были сброшены 151 фугасная бомба калибром 227 кг и 22 глубинные бомбы, а также выпущено 694 НАР. Удалось уничтожить либо серьезно повредить 6 канонерок, вооруженных пароходов или катеров противника, а также 8 торговых океанских судов. 5 «Си Хоков» и один «Ализе» получили различные боевые повреждения, но все были отремонтированы. ВМС Индии по праву заняли почетное место о ряду немногих флотов, которые могут похвастаться опытом применения авианосцев и реальных войнах Однако следует отметить, что морская авиация Индии оказалась не готова к борьбе с современными подводными лодками.

8* Деревянное парусное судно местной постройки


Один из уничтоженных но земле пакистанских «Сейбров»


Пакистанский офицер позирует у обломков индийского Су-7


Краткие итоги

Пакистан потерпел жестокое поражение на суше и на море, потерял свою восточную часть, которая стала независимым и дружественным Индии государством Бангладеш. Зато итоги войны в воздухе по сей день являются предметом ожесточенной информационной войны сторон, каждая из которых приводит свои данные, доказывающие, что именно она взяла верх.

Сначала статистика победителей. На Востоке индийские ВВС совершили 2033 боевых вылета, из них 1384 – на поддержку наземных войск. Было заявлено об уничтожении в воздушных боях 7 «Сейбров», на земле – еще 3, а также "транспортника" и двух легких самолетов. Среди других потерь противника – несколько сот различных плавсредств, от 18 до 24 танков, 67 артпозиций, 182 автомашины. 59 различных складов и т. п. Свои потери – 19 летательных аппаратов: 1 Су-7, 2 МиГ-21, «Канберра», 2 Ми-4. «Дакота» и 12 «Хантеров». Из них – 13 в боях, в т. ч. 2 от действий истребителей, и 6 – в летных происшествиях.

На Западе IAF совершили 2435 боевых вылетов, из них 52% – на поддержку наземных войск. Ими, в частности, были уничтожены 146 танков, 76 эшелонов, сортировочные станции в Лахоре, и Чанга-Манге, Вазирабаде и Бахавалпуре. выведен из строя порт Карачи, парализована нефтеперерабатывающая промышленность. Было заявлено о достоверном уничтожении 44 самолетов противника (8F-104, 1 Mirage, 9 F-6. 16F-86. 4В-57. 2 С-130 и 4 легких машин), а также предположительном – еще 6. В воздушных боях удалось сбить 10 самолетов, 21 -уничтожить на аэродромах и 13 стали добычей зенитчиков, при этом лишь один поразила ракета ЗРК С-75 (всего за время конфликта произведено 7 пусков). Потери составили 54 летательных аппарата: 17 Су-7, 6 МиГ-21 9 «Хантеров», 5 «Мистэров», по 4 «Канберры» и «Марута», 3 «Нэта», 2 «Алуэтта» и по одному «Вампиру», «Кришаку» и «Ализе». Из них 16 сбиты в воздушных боях, 25 зенитным огнем, 2 уничтожены на аэродромах, остальные разбились в лепных происшествиях.

Что касается оценки различных самолетов, то она оказалась достаточно противоречивой. Так, западные СМИ подвергли ожесточенной критике Су-7, понесшие большие потери. Индийцы более лестно отозвались об этих машинах, совершивших порядка 1500 боевых вылетов. Особо отмечались действия 101-й АЭ над сектором Чхамб. на боевом счету которой 69 танков. 25 полевых орудий и 57 автомобилей, Причем большинство танков уничтожено 57-мм НАРами, оказавшимися, на удивление, пристойным противотанковым средством. Чувствительные потери «сушек» объясняют тем, что они часто работали над полем боя как штурмовики. Индийцы приводят примеры высокой живучести самолета. Так, у Су-7 уинг-коммандера Х. С. Мангата в результате близкого взрыва «Сайдуиндера» была отбита половина руля направления, серьезно повреждены стабилизатор, элероны и закрылки Тем не менее. Мангату удалось дотянуть до базы и удачно приземлиться. После посадки но машине насчитали более сотни пробоин. Хорошую репутацию заслужили МиГ-21. Индийцы числят за их летчиками не менее 6 воздушных побед, одержанных как при помощи ракет, гак и пушек (пакистанцы признают только две). Неожиданно для самих индийцев весьма неплохо проявил себя их родной «Марут». Положительную оценку получила работа Ан-12 из 44-й АЭ в качестве бомбардировщиков. Успешные действия стареньких палубных «Си Хоков» объясняются как хорошей подготовкой летчиков, так и отсутствием полноценного противника.

Как ни странно, но индийцы наиболее эффективным самолетом противника посчитали «Старфайтер» с шестиствольной пушкой «Вулкан», которая позволила успешно поражать как воздушные, так и наземные цели. Пакистанцы были не столь высокого мнения о «Звездных бойцах», которые вчистую проиграли бои с МиГ-21 (правда, за ними числятся 5 сбитых машин других типов, из которых индийцы признали только 2). Хорошее реноме в ВВС Пакистана заработали «Миражи», летчики которых претендовали но 9 побед. Из них индийцы признали лишь 2, а сами «Миражи- оценили ниже «Старфайторов», особенно при действиях по наземным целям. Достаточно высокую оценку обеих сторон получили F-6, выполнившие 834 вылета, из них 650 на воздушное прикрытие и 184 на поддержку наземных войск. Их летчики заявили о сбитии 9 самолетов IAF (противник признал только 6). Весьма хорошо показали себя мобилизованные «Фоккеры», работавшие над морем. Неплохо в качестве бомбардировщиков поработали С-130, совершившие, по пакистанским данным, 9 успешных боевых вылетов.

Всего ВВС Пакистана совершили немногим более 3000 боевых вылетов, причем 58% – на выполнение задач ПВО и борьбу с авиацией противника. На поддержку сухопутных войск и флота совершен 951 вылет, т. е. 32%. В этой связи командование PAF подвергалось жесткой критике со стороны своих же авиаторов, заявлявших, что ВВС, в основном, прикрывали самих себя. В принципе, это не совсем справедливо. В отдельных секторах летчики сделали все. что могли. Так. поддерживая 8-ю дивизию, они вывели из строя 56 танков и 114 военных машин, а на южном крыле фронта – 20 танков и 63 автомобиля. Но отсутствие своей авиации о небе над Лонгеоалой и Шакргархом в решающие для этих сражений дни говорит само за себя.

По официальным данным Исламабада, о ходе войны удалось уничтожить 114 индийских самолетов и вертолетов, из них 28 – над Восточным Пакистаном. За воевавшей там 14-й эскадрильей числятся 11 побед: 9 «Хантеров», по одному «Нэту» и Су-7. На Западе было сбито 86 самолетов: 32 Су-7, 18 «Хантеров». 8 МиГ-21, по 6 «Канберр» и «Mapуктов», 5 «Мистэров», 2 «Нэта» и столько же вертолетов, по одному «Ализе» и «Кришаку», а также две машины неустановленных типов Из них на 42 победы претендуют летчики, в т. ч. на 14. летавшие на «Сейбрах». Свои потери – 49 летательных аппаратов: 28 «Сейбров», 5 В-57, 4 F-6, 3 «Старфайера», 2 Т-33, один «Фоккер», 4 самолета других типов и два вертолета. На Востоке потеряны 23 машины (5 – в воздушных боях, 1 – в аварии. 17 – уничтожены на аэродромах или достались противнику), остальные – на Западе (6 – в воздушных боях. 8 – от огня ПВО. в т. ч. и своей, 4 в авариях и катастрофах, 8 – уничтожены на аэродромах). Некоторые иностранные источники полагают, что эти данные неполные. Например, потеряны не 2. а 3 Т-33; летавшие на «свободную охоту» «Хантеры» сбили над территорией противника еще. как минимум, два армейских Cessna О-1 Bird Dog. Кроме того, командировавшие на войну эскадрилью истребителей иорданцы недосчитались грех F-104 Но вряд ли нам суждено узнать когда-либо истинную картину.

Продолжение следует









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх