|
||||
|
Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944 г Фото из архива Корсунь-Шевченковского государственного историко-культурного заповедника Окончание. Начало и "АиВ", № 5'2004. 8 февраля войска 2-го Украинского взяли большой узел сопротивления – Городище, и советское командование предложило генералу Штеммерману капитулировать. Вымпел с текстом ультиматума сбросил над немецкими позициями Герой Советского Союза М. С Чеченев, при этом его самолет подбили зенитки. Ультиматум немцы отклонили и усилили атаки, пытаясь прорвать кольцо. На следующий день 2-я воздушная армия нанесла два последовательных удара по Винницкому аэродрому. Первый осуществили 12 Ил-2иэ 227-й ШАД под прикрытием 16 истребителей 5-го ИАК Второй – 13 Ил-2 под прикрытием 18 истребителей. В ре зультате удалось вывести из строя 20 транспортных "Юнкерсов" и сбить в воздухе по одному fw 190 и Hs 126. 9 февраля активно действовали истребители 9-ю ИАК ПВО. которые заявили об уничтожении 26 самолетов в воздухе. 9 на земле и повреждении еще 6. Например, в 13. 15 шесть Ла-5 из 907-го ИАП встретили до 12 Ju 52 и девятку Не 111. которую сопровождали 2 «Фокке-Вульфа». В воздушном бою удалось Сбить 6 Ju 52, 4 Не 111 и 1 FW 190. Один советский истребитель получил повреждения и совершил вынужденную посадку. В 16. 30 четверка Як-7Б и Як-9 из 148-го Г ИАП встретила севернее поселка Кош мак заходившую на посадку группу Ju 52. которую прикрывали до 12 Bf 109. Командир звена гв. к-н Глушков. несмотря на численное превосходство противника. повел свои истребители в атаку Вскоре на помощь подошли две пары Як-1 из 586-го ИАП В ходе бон четверка 148-го полка сумела уничтожить 6 -"Юнкерсов", 3 -"Мессершмитта", а летчики 586-го ИАП занесли на свой счет еще i Ju 52 и 2 Bf 109. Последний в этой операции бой истребители 9-го корпуса ПВО провели 11 февраля. Семерка Ла-5 из 907-го полка, ведомая м-ром Ковачовым, атаковала до двенадцати Нe 111, которых прикрывали 18 Bf 109 из IV/JG 51 и 4 FW 190 из II/JG 54. На этот раз исход схватки оказался неудачным для советских пилотов: немецкие истребители смогли защитить бомбардировщики, сбили Ла-5 л-та Черникова (летчик пропал без вести), повредили самолеты л-та Мартына и мл. л-та Безлюднова. после чего первому пришлось совершить вынужденную посадку, а второму едва удалось дотянуть до аэродрома. Летчики 907-го ИАП также заявили О сбитии 4 Bf 109. и, хотя командование сомневалось в достоверности побед, их все-таки засчитали. В целом, действия корпуса под Корсунем сочли успешными, хотя из-за плохой погоды ему не удалось блокировать снабжение окруженной группировки противника по воздуху. Летчикам ПВО пришлось выполнять и несвойственные дли них функции наносить удары по наземным целям Командование соединения даже сетовало, что в боях но приняли участие 826-й и 39 й полки (но путать с 39-м ГИАП того же корпуса), вооруженные "Харрикейнами" ИС. единственным достоинством которых было мощное вооружение из четырех 20-мм пушек и с возможностью подвески до 400 кг бомб. 9-го февраля 1-й ГШАК выполнил 135 боевых вылетов в сложных метеоусловиях, уничтожив 7 танков. ДО 150 автомашин, 13 Ju 52 на земле и в воздухе. Так, группа, которую вел командир 142-го полка гв. подп-к Матиков, в районе Деренконца в результате 20-минутной штурмовки уничтожила 20 автомашин и 2 транспортных самолета. Не оставляла в покое советская авиация немецкие войска и ночью. Например, с 9 на 10 февраля 930-й НЛБАГ1 получил приказ атаковать танки врага в районе с. Капустине. Погодные условия были крайне неблагоприятные, сильный ветер, вьюга, снег, видимость почти нулевая. Несмотря на это. 8 экипажей вышли на цель, сбросили бомбы и ампулы КС. заявив об уничтожении до 5 бронемашин. В те дни истребители 5-й ВА оказались практически не боеспособными из-за раскисших аэродромов Вот как описывает попытку взлететь с аэродрома Красноселье дважды Герой Советского Союза К. Евстигнеев: «Самолет на вязком грунте неузнаваем… Газ уже дан по защелку, на полную мощность мотора, нома- шина и не думает отделяться от земли. Приближаемы граница взлетно-посадочной полосы… Начинаю подбирать ручку управления на себя, чтобы помочь истребителю отделиться oт аэродрома, а его засасывает в грунт, тянет на нос. Наконец "лавочкин" не отходит, а прямо-таки выскакивает из грязи… и повисает в воздухе… Первая радость и первая оценка взлету – пронесло!» Однако посадка прошла не так удачно, и на Ла-5 Евстигнеева пришлось менять винт. 11 февраля центр борьбы переместился с южного участка кольца севернее. 4-я танковая дивизия вермахта нанесла удар из района Ризино на Лысянку, одновременно окруженные части атаковали навстречу. Немецкое командование усилило авиационную группировку на Уманьском направлении. До 12 февраля в Проскуров и Умань были перебазированы группы II и ILL/КС 27, к боевым действиям привлечены подразделения 55-й и. возможно. 3-й бомбардировочных эскадр. В результате количество боевых самолетов под Корсунем удалось довести до 700. Чтобы усилить прикрытие бомбардировщиков, в Умань перебазировали ILL/ JG 52. собрав все истребители в этом секторе. Хотя погода не улучшилась, сосредоточение усилий немецкой авиации ни узком участке фронта оказало определенное влияние на ход боевых действий. 12 февраля 4-я ТД захватила Шендеровку. приблизившись к окруженным на 10-12 км. Советское командование начало переброску дополнительных сил на угрожающее направление. Но сильная оттепель сделала грунтовые дороги почти не проходимыми, что сказалось на темпах подтягивания резервов, а положение наземных войск с горючим и боеприпасами стало просто критическим. Тогда доставку передовым частям необходимых материалов поручили авиации. При отсутствии авиатранспортных подразделений эту задачу возложили на 326-ю НБАД. С 8 по 16 февраля дивизия выполнила 822 вылета и перевезла 49 т горючего. 65 г боеприпасов, что оказалось недостаточно для существенного улучшения положения Например, доставленные 525 реактивных снарядов составили лишь 4 залпа дивизиона боевых машин БМ-13. Однако перевезти больше на легких самолетах в тех условиях оказалось невозможно. В то же время немцы под Корсунем использовали большое количество транспортных самолетов и приспособленных для перевозки грузов бомбардировщиков, которые смогли обеспечить окруженные войска необходимым минимумом боеприпасов для стойкой обороны на протяжении 16 суток и эвакуировать 3000 военнослужащих. Ежедневно советские истребители выводили из строи значительное количество этих машин, однако парализовать работу воздушного моста все же не смогли. Активное участие в борьбе с перевозками принимала и штурмован авиация Например. группа Ил-2 из 155-го ГШАП под командованием г в. ст. л-та Одинцова уничтожила 8 Ju 52 на летной площадке северо-западнее Корсунь-Шевченковского, а всего 9-11 февраля штурмовики 5-и ВА заявили об уничтожении 30 вражеских транспортных самолетов. 14 февраля был взят Корсунь-Шевченковский. Однако противник, сконцентрировавший о направлении Лысянки мощную бронетанковую группировку, не оставлял попыток деблокировать окруженные войска В тот же день в штаб Ватутина по распоряжению Сталина прибыл главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков. Он приказал немедленно ударить всеми имеющимися силами по вражеским танкам, но из-за очень плохой погоды выполнить это распоряжение оказалось невозможным. Посланные на задание штурмовики 291 -й ШАД не смогли пробиться к цели из-за вьюг и и обледенения. На следующий день нa штурмовку отправились 4 Ил-2 с половинным бомбовым грузом. К цели дошли лишь 3 самолета (пара ст. л-та и. д. Павлова и ст. л-т а в. Рыков). а четвертому пришлось сесть на вынужденную. Совершив несколько заходов, они уничтожили незначительное количество танков и автомашин, но остановить продвижение противника, конечно же. не могли. Тогда Новиков нашел нестандартное решение, бросив против танков легкие самолеты 208-й ночной авиадивизии. Каждый По-2 был оборудован кассетами, в которых находилось до 250 противотанковых 1. 5кг бомб. Рано утром 15 февраля танковые дивизии немцев атаковал 91 По-2, который оказался более приспособленным для действий в сложных метеоусловиях. чем Ил-2 Неожиданная атака ошеломила неприятеля, множество танков было выведено из строя. После уточнения результатов удара в 12. 00 налет повторили 63 По-2. В итоге попытка противника прорвать кольцо была сорвана. С борта По-2 из 715-го НЛБАП разбрасываются листовки с предложением к окруженным немцам о сдаче о плен Летчики 140-го ГШАП перед вылетом. В центре командир полка А. А. Девятьяров Оружейники загружают кассеты Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ Однако сражение еще не закончилось, и на следующий день неприятный сюрприз ждал экипажи 326-й НБАД, которые доставляли грузы для наземных войск на площадку возле поселка Старая Буда. Погода как будто не благоприятствовала действиям вражеской авиации: шел снег, плотные облака висели над землей в 100 м. скорость ветра достигала 12 м/с. На рассвете на задание отправились 14 самолетов, которые следовали с большими интервалами. В районе Недвина метеоусловия оказались более благоприятными, и этим не преминули воспользоваться истребители противника. Один из асов 54-й эскадры Гейнц Вернике и его ведомый л-т Дет леф Юнг с первой же атаки сбили 3 и повредили 4 самолета Чтобы избежать такой участи, уцелевшие экипажи начали приземляться. и при этом разбили 4 машины. Около 12. 00 по тому же маршруту вылетели 14 По-2, а в 15. 30 – еще 12. Немцы перехватили и эти группы, в результате л-т Кольхаген из 1 /NAGf 2 и унтер- офицер Иероним Бартош из 10/JG 51 сбили по 3 самолета. В общей сложности 326-я НБАД потеряла 13 человек раненными. 4 пропавшими без вести, 2 погибшими, в т. ч. заместителя командира дивизии подп-ка Крепешкова. В ночь на 17 февраля окруженная группировка пошла на отчаянный прорыв. Остатки шести дивизий и мотобригады СС "Валлония", не считаясь с потерями, двинулись на советские позиции. Помощь оборонявшимся советским войскам оказал 392-й НБАП. 18 экипажей которого добровольно согласились совершить ночной вылет в тяжелых погодных условиях Первым отправился на задание По-2 к-на Заевского, который вышел в район цели и сбросил зажигательные бомбы, вызвавшие несколько пожаров. Ориентируясь по ним, нанесли удар и другие экипажи. Тем не менее. немцы смогли прорвать позиции 180-й стрелковой дивизии, но натолкнулись на оборону 16-го гв. воздушно-десантного полка. Пытаясь отыскать щель в советской обороне, они рассеялись в полосе шириной до 15 км. и выйти из окружения смогли не многие. В результате тяжелейшего поражения под Корсунь-Шевченковским вермахт потерял 55 тыс. человек убитыми и до 18 тыс. пленными, а также практически всю попавшую и котел технику. Так выглядит исход операции с точки зрения советской стороны. В то же время, взявшиеся после войны за перо немецкие военачальники (Манштейн, Типпельскирх и др. ) утверждают, что из окружения вышли около 30 тыс. человек, а красноармейские части были буквально смяты их натиском. Отмахнуться от мнения "битых германцев", конечно, можно, но… В 6-томной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза» (М. 1962) численность окруженных оценивается не в 70-80 тыс. человек, как в более поздних работах, а примерно в 100 тыс. Если из этого количества вычесть то 73 тыс немцев, которых отечественная историография последние лет 25 считает погибшими и плененными под Корсунем, а также около 3 тыс., эвакуированных транспортной авиацией, то получим, что из окружения могли спастись около 24 тыс. Поданным английского историка С. Митчема, в решающий прорыв пошли 54 тыс. солдат и офицеров вермахта, а по советским сведениям, в последние два дня было уничтожено и взято в плен около 24 тыс. немцев, Простым подсчетом мы получаем 30 тыс. Окончательную точку в этой истории могла бы поставить немецкая сторона, опубликовав документы вышедших из окружения частей, но авторитет Манштейна на родине настолько высок, что. похоже, проверять его заявления никто в ближайшее время не собирается. Параллельно с битвой под Корсунь-Шевченковским 1-й Украинский фронт проводил наступательную операцию, в результате которой были освобождены Ровно и Луцк. Из состава 2-й ВА там действовали лишь 525-й ШАП и 728-й ИАП. которым противостояли отдельные подразделения 4-го и 6-го ВФ люфтваффе. На этом направлении погода также не благоприятствовала действиям авиации. Так. у немцев довольно часто истребители и бомбардировщики не могли взлететь с раскисших аэродромов. Чтобы хоть как-то поддержать свои войска, они стали активно применять более неприхотливые устаревшие пикировщики Hs 123 и разведчики FW 189 в качестве штурмовиков. В советских авиаполках было много неопытных пилотов, которых берегли, отправляя лишь на второстепенные задания. Поэтому, например, в 728-м ИАП фактически действовала сборная десятка во главе с к-ном А. В. Ворожейкиным. Интенсивность воздушных боев была относительно невысокой, но иногда они приобретали отчаянный характер. Так, в один вылет Ворожейкин повел шестерку Як-9Д, которой довелось провести бой с большой группой Ju 87 (до 40 машин) и прикрывавшими ее 6-8 FW 190А Приказав парам ст. л-тов Лазарева и Маркова связать боем истребители, Ворожейкин вместе с л-том Хохловым атаковал "Юнкерсы". Так как первая девятка бомбардировщиков уже успела отбомбиться, то советские истребители занялись второй группой, сбили по одному «Юнкерсу» и сорвали атаку. Тем временем Лазарев со своим ведомым сбили 1 "Фокке-Вульф". остальные истребители противника вышли из боя, позволив парам Лазарева и Маркова переключиться на бомбардировщики. Немецкие самолеты начали оттягиваться на свою территорию Преследуя их, шестерка Ворожейкина сбила еще 4 пикировщика. Заправка Ил-2 из 141-го ГШАП горючим Советский самолет-разведчик заснял немецкую колонну, проходящую село Стеблово Советское командование считало успешными действия авиации на участках 1-го и 2-го Украинских фронтов. Многие летчики, авиационные командиры, технические специалисты и др. получили правительственные награды. Крупная победа и почести породили у значительной части советских пилотов самоуспокоенность и самоуверенность, к тому же. после напряженных боев многие попросту расслабились. Поэтому они оказались не готовы к неожиданной активизации немецких истребителей, которые, пользуясь улучшением погоды, перешли с 25 февраля к непрерывному патрулированию над районом Федосеевка-Компанивка-Ингуло-Каменка. До 10-12 "Мессершмиттов" заходили в эту зону на высоте около 6 тыс. м. что на 1, 5-2 тыс. м было больше, чем обычно, и атаковали советские самолеты со стороны солнца Одновременно до 8-10 истребителей блокировали аэродромы. В составе атакующих групп были ведущие асы 52-й эскадры, как говорится, "в бой пошли старики": Г. Ралль, В. Крупински, Э. Хартманн, Ф. Облезер, Г. Бачник. 26 февраля две группы советских истребителей из 7-го ИАК вылетели на сопровождение самолетов-корректировщиков в район Федоровки. 4 "Аэрокобры" из 438-го ИАП. ведомые ст л-том Рыбаковым, осуществляли непосредственное прикрытие корректировщиков. Вместе с четверкой в районе находилась пара "свободных охотников" к-на А. Л. Кожевникова. Погода была ясной, видимость достигала 6-8 км. В районе патрулирования Рыбаков допустил ошибку, рассредоточив свою группу попарно, в результате чего пары потеряли друг друга из вида. Через 15 минут пару Рыбакова неожиданно атаковали сзади-сверху два Bf109. которые сразу же сбили советского ведущего. Оставшийся в одиночестве ведомый вышел из боя и ушел на свой аэродром. Следом немецкие истребители атаковали пару Героя Советского Союза ст. л-та Зинченко и снова добились успеха: с первого же захода они подожгли самолет ведомого л-та Мамина, который выбросился с парашютом. Зинченко не заметил, куда делся напарник, начал искать его, утратил бдительность и был сбит. Раненный осколком снаряда в спину, он сумел выпрыгнуть из горящего самолета, но парашют стал раскрываться еще в кабине, за ценился там за что-то. порвался, и летчик разбился. Предположительно, автором всех трех побед стал Хартманн. Неудачно действовала и пара Кожевникова. В бою с двумя "Мессершмиттами" (предположительно, ведущий Крупински) получил тяжелые повреждения самолет ведомого мл. л-та Матузко. Несколько часов спусти 8 "кобр" из того же полка, которых вел ст. л-т Медведев, прибыли в тот же район для выполнения аналогичной задачи. Непосредственно сопровождала корректировщик Ил-2КР четверка во главе с Медведевым, а четверка ст. л-та Семыкина составляла группу прикрытия и находилась на 300 400 м выше. Неожиданно четверку Семыкина атаковали две пары Bf109. На "Аэрокобре" мл. л-та Водолажского были перебиты тяги управления, и пилоту пришлось выпрыгнуть с парашютом. Во втором заходе одна пара «сто девятых» набросилась на самолет л-та Костриков. Л-т Олейников отбил эту атаку, но тут же попал под огонь второй пары "мессеров". На его Р-39 было выведено из строя управление и пробит маслобак, самолет вошел в штопор, и Олейникову пришлось спасаться на парашюте. (Предположительно. победы одержали Бачник и Ралль). Остальные советские истребители продолжали отбивать атаки противника и отстояли корректировщик. На помощь командование направило 6 "Аэрокобр" из 69-го ГИАП, но они задержались с вылетом, а сам полет выполняли на малой скорости с медленным набором высоты. чем воспользовалась дежурившая в районе аэродрома шестерка FW 190 (предположительно из II/JG54). Немцы провели внезапную атаку со стороны солнца, с ходу подбили самолет командир группы ст. л-та Беляева, которому пришлось выйти из боя под прикрытием ведомого. Оставшаяся четверка сумела достойно провести тяжелый бой с "Фокке-Вульфами", в котором был подбит и совершил вынужденную посадку мл. л-т Васильев и получил незначительные повреждения самолет л-та Шикунова, но тот же Шикунов и к-н Чиж сумели сбить по одному вражескому истребителю. Таким образом, лишь за один день 7-й ИАК потерял 5 самолетов сбитыми и 3 – тяжело поврежденными, уничтожив всего 2 неприятельский машины. Летчикам JG 52 засчитали 17 побед. Впереди всех вновь оказался Хартманн – 12 "Аэрокобр", за ним следовал Ралль – по одному Ил-2 и Р-39 (хотя на самом дело корректировшик не был сбит). Пе-2 записали на счет л-та Блезера, и еще одну "Аэрокобру" – фельдфебелю Бачнику. Немецкие истребители еще раз продемонстрировали свои тактические способности и напомнили советским летчикам, что даже в периоды затишья нельзя терять осмотрительности. Ju 87, сбитый под Корсунь-Шевченковским Немецкий аэродром, разгромленный штурмовиками 5-й ВА На следующий день бдительность и авиачастях 5-й ВА усилили, но немцы смогли провести акцию против кировоградского аэродрома. Днем блокировщики сбили около него очередную "Аэрокобру" 7-го ИАК Уже в сумерках, около 19. 00, над аэродромом прошла шестерка FW 190, которой предстояло разведать ситуацию и в случае необходимости расчистить воздушное пространство. Через несколько минут подошли 20 Не 111 без истребительного прикрытия, ставшие первыми неприятельскими бомбардировщиками, "посетившими" этот аэродром после его занятия советскими войсками. Они уничтожили 4 самолета. 27 февраля погода ухудшилась, и больше немецкая авиация особой активности о этом районе не проявляла. Следует сказать, что для ВВС РККА потеря в один день одной воздушной армией 8 или даже 17 самолетов не играла существенной роли. Для того, чтобы реально противостоять растущей силе советской авиации, немецкие асы должны были бы действовать с неослабевающей настойчивостью и самоотверженностью, а не относиться к войне как к спортивному состязанию, ставками в котором являются боевые счета, награды и воинские звания. В целом, оценивая роль советской авиации в битвах под Корсунь-Шевченковским, Ровно и Луцком, нельзя не заметить, что ей не удалось выполнить поставленные задачи и полном объеме. Но винить в этом командование или личный состав нельзя, т. к. главной причиной стали крайне сложные метеоусловия. Так. над аэродромами базирования 2-й ВА было зарегистрировано лишь две полностью пригодных для полетов ночи и ни одного дня Тем большее уважение вызывает самоотверженное стремление советских авиаторов сделать как можно больше для пехоты и танкистов. 2-я ВА под Корсунь-ШевченковСким. на Винницком и Ровненско-Луцком направлениях выполнила 9513 боевых вылетов, в т. ч 912 ночью, ее экипажи провели 88 воздушных боев. Действовавшая менее напряженно 5-я ВА выполнила 2819 вылетов и провела 81 воздушный бой, Активность люфтваффе сказалась существенно меньшей: советская сторона зафиксировала всего 5906 пролетов вражеских самолетов. У немцев наиболее напряженно работала ударная авиация, которая, в основном, действовала над линией фронта. Так. наблюдатели 5-й ВА зафиксировали 203 пролета Bf 109, на которые приходилось 570 пролетов Ju 87 и 687 пролетов двухмоторных бомбардировщиков. Правда, было зарегистрировано еще 143 пролета FW 190, но значительная их часть была связана со штурмовкой советских войск. Немецкий истребители заявили о более чем 100 воздушных победах, в т. ч на счет II/JG 54 были записаны 31 истребитель, 6 штурмовиков, 2 бомбардировщика и 9 По-2; III/JG 52 – тридцать восемь истребителей, 3 штурмовика и 1 Пе-2; IV/JG 51 четырнадцать истребителей, 8 штурмовиков, по одному Р-5 и По-2 Собственные потери, понесенные от огня советских истребителей и зенитной артиллерии, составили около 160 сбитых и тяжело поврежденных самолетов Кроме того, 62 машины были записаны в небоевые потери, и не лишним будет напомнить, что в этот раздел в люфтваффе заносились самолеты, не только разбившиеся в различных летных происшествиях, но и пропавшие без вести. Два предсерийных истребителя J-10 в совместном полете Андрей Совенко/ «АиВ» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|