|
||||
|
Война в небе Западной Украины. Сентябрь 1939 года Перед войнойКомандование вермахта задолго до войны оценило западно- украинские земли как один из важнейших и стратегическом отношении районов Польши. В частости, аналитики абвера считали, что через эти территории в Польшу будет поступать военно-техническая помощь союзных Великобритании и Франции. В условиях войны с Германией грузы из этих стран гораздо безопаснее доставлять не в балтийские порты, а врумынскую Констанцу, с которой связывали транспортные магистрали, проходившие через западную Украину(6*). Еще одним фактором, который определял пристальное внимание командования вермахта и люфтваффе к галицким и Волынским землям, было то. что здесь размещалась довольно крупная группировка польских войск. К середине августа 1939 г. на территории Львовского, Тарнопольского (тогдашнее название) и Cтаниславовского (ныне Ивано-Франковск) воеводств дислоцировались три полнокровный пехотные дивизии, две кавалерийские бригады и две бригады резерва. К 1 сентября части этой группировки выдвигались на границу с Германией, а войска, которые оставались. составляли важный источник резервов. Главным польским авиационным гарнизоном в Западной Украине была авиабаза Львов-Скнилов Во второй половине августа 1939 г. там дислоцировался 6-й авиаполк, располагавший 110 самолетами, в т. ч 66 боевыми. Значимость этих цифр возрастет, если учесть, что в первой линии польских ВВС насчитывалось всего 404 боевых самолета. После объявления в ночь на 74 августа скрытой мобилизации 6-й авиаполк перешел на организационно-штатную структуру военного времени, а его дивизионы начали рассредоточиваться на полевых аэродромах в районах оперативного предназначения. В частности, III/6 истребительный дивизион (161-я и 167-я эскадрильи, 10 устаревших Р. 7 и 12 чуть более современных P. 11с и Р. 11а) отбыл на полевой аэродром Видзев и пополнил авиационный компонент армии «Лодзь». В состав той же армии прибыл накануне войны I/6 дивизион воздушного наблюдения (63-я и 66-я эскадрильи, каждая по 7 разведчиков-корректировщиков RWD-14). II/6 линейный дивизион (64-я и 65-я бомбардировочные эскадрильи, по 10 самолетов Р. 23В «Карась») отбыл 30 августа на полевой аэродром Носув в состав формирующейся бомбардировочной бригады в качестве ее VI дивизиона. 31-я разведэскадрилья (10 -Карасей») перелетела 30 августа на аэродром Верынн и вошла в состав авиационного компонента армии «Карпаты». В Скнилове к 31 августа остался резерв – около 25 боевых самолетов. Нал южными и юго-восточными районами Польши предстояло действовать 4-му Воздушному флоту люфтваффе, который возглавлял генерал А. Лёр. В его составе насчитывалось 667 боевых самолетов Таким образом, немцы имели подавляющее преимущество, причем не только количественное, но и качественное. Действия польских и немецких ВВС под Западной Украиной Немецко-польская война, которая вспыхнула на рассвете 1 сентября, сразу же втянула западно-украинские земли о трагический водоворот событий. Уже вскоре после начала активных боевых действий Но 111 совершили налет на Скнилов. Чтобы ввести польскую ПВО в заблуждение, 30 бомбардировщиков из группы II/KG 4 предприняли 500-км обходной рейд над Словакией. Им удалось добиться внезапности и нанести полякам чувствительные потери. На аэродроме было уничтожено большинство самолетов, в том числе 7 «Карасей». Запоздавшие с ответным огнем зенитчики все-таки смогли сбить один «Хейнкель» (борт 5J-CN). ставший первой немецкой потерей в небе Западной Украины. Около полудня на задание отправился дальний разведчик Do 17, перед экипажем которого была поставлена задача вскрыть передвижения по железным дорогам Галичины. Наверное, полученные данные оказались достаточно серьезными, так как и первой половине 2 сентября «Хейнкели» снова появились над Львовом. На этот раз ударам подверглись городская радиостанция и железная дорога Львов-Перемышль. Несмотря на активное противодействие ПВО, немцы потерь не понесли. В тот же день началась эвакуация на волынские аэродромы некоторых авиашкол из центральных районов Польши. К вечеру на луцкий аэродром перелетели самолеты Школы подхорунжих авиации и Летной школы в Улемже. При этом один Р. 7 был разбит при посадке. На третий день войны командование люфтваффе посчитало польские ВВС разгромленными, поставило новые задачи перед своими силами, и теперь на Западной Украине основное внимание следовало уделить коммуникациям противника. 4-й флот пополнили 77 бомбардировщиками Не м 1 из 26-й и 55-й эскадр, кроме того, к действиям на Востоке подключили некоторые части 1-го ВФ. 3 и 4 сентября новоприбывшие эскадрильи атаковали железную дорогу Львов-Перемышль-Краков. добились многочисленных попаданий в полотно на перегони Львов-Городок, что привело к срыву железнодорожного сообщения между Западной Украиной и центральной Польшей. Еще одна группа Не 111 нанесла удар по луцкому аэродрому, уничтожив несколько учебных машин. В это время личный состав авиабазы Львов-Скнилов занимался ликвидацией последствий налета 1 сентября, а также усилением, в основном за счет подручных средств, противовоздушной обороны. Уцелевшие самолеты готовили для отправки в строевые части, которые потеряли за 3 первых дня войны до 25% своего состава 6 сентября два P. 11с и семь Р7 уже передали в состав истребительной эскадрильи «Уленж». Дела на Фронте у поляков шли все хуже. В центре авангарды немецких войск приближались к Варшаве На юге 5 сентября был взят Краков, и части вермахта оказались на дальних подступах к западно-украинским землям. Это позволило командованию 4-го ВФ использовать для действий к западу от Львова пикирующие бомбардировщики. На протяжении 6 сентября бомбовым ударам снова подверглись аэродром Луцка, коммуникации, в т. ч. переправы через реку Сан возле Перемышля В тот день Главное командование польских ВВС приняло решение начать постепенную эвакуацию поредевших эскадрилий за Вислу, и, фактически, централизованная воздушная оборона страны перестала существовать. С утра 7 сентября боевые самолеты стали перелетать на полевые аэродромы Волыни. Одним из первых на площадку Гнойно Овадно возле Владимира-Волынского передислоцировался X дивизион бомбардировочной бригады, вооруженный весьма современными самолетами PZL Р. 37 "Лось", обе эскадрильи которого понесли ощутимые потери в ходе ударов по немецким танковым колоннам на западе Польши. 9 сентября на аэродромы Франополь возле Владимира-Волынского, Млынов вблизи Дубно и Острожен возле Луцка были переброшены еще 60 машин. 6* В реальной обстановке Польша была разгромлена так быстро, что отправленные по этому маршруту военные грузы не успели дойти до адресата. В частности, вышедшие из Ливерпуля два морских конвоя с 9 "Харрикейнами" и 36 "Бэттлами" пришлось вернуть назад. Замаскированные истребители 113-й эскадрильи ВВС Польши. Волынь, аэродром Млынов, 14 сентября 1939 г. Польский бомбардировщик PZL Р. 23 «Карась», захваченный немцами на львовском аэродроме Скнилов Перебазирование осуществлялось в условиях возрастания активности в регионе немецкой авиации. Например, 7 сентября Не 111 вновь атаковали переправы через Сан в районе Перемышля и железнодорожные магистрали восточнее Ковеля. После недельного перерыва 20 «Хейнкелей» нанесли мощный удар по Скнилову. разрушив ангары и повредив взлетную полосу. Отражав атаку, польские зенитчики сбили одну машину. На следующий день "Хейнкели" эскадры KG 4 бомбили железнодорожную магистраль Львов-Перемышль, мосты на реках Сан и Буг в районах Дорохуска, Сокаля, Крыстынополя. На рассвете 9 сентября "Хейнкели" из KG 53 бомбили львовский железнодорожный узел. Вторая группа бомбардировщиков нанесла очередной удар по Скнилову. И в этот раз от огня ПВО была потеряна одна машина, экипаж которой выпрыгнул с парашютами и попал в плен. У поляков к тому времени осталось всего 55 боеспособных истребителей, но и они были прикованы к земле из-за недостатка топлива и дезорганизации управлении. Командование ВВС Польши попыталось воссоздать боеспособность собранных на западно-украинских аэродромах частей, но добиться успеха не смогло. 10 сентября на западе Польши возле города Кутно начался контрудар армии "Познань", что вынудило командование люфтваффе сосредоточить действия 1-го ВФ в основном в этом районе, в то же время авангарды вермахта форсировали Сан, и теперь бои шли непосредственно на территории Западной Украины. В связи с выходом на подступы ко Львову перед 4-м ВФ была поставлена задача интенсифицировать удары по коммуникациям и аэродромам противника. Поэтому не удивительно, что 10 сентября нацистская авиация предприняла наиболее интенсивные налеты на города и транспортные артерии Западной Украины. Бомбардировщики разрушили железнодорожные вокзалы Ковеля. Луцка, Львова, Тернополя, Дрогобыча. Отражая эти налеты, зенитчики сбили Do 17. Польские истребители бездействовали, но бомбардировщики попытались воспрепятствовать продвижению немцев ко Львову. Около полудня 3 «Лося» из X дивизиона бомбардировочной бригады нанесли удар по танковой колонне в районе Ярослава. а еще один – по переправе через Буг возле Устилуга. На следующий день группа "Лосей" из того же дивизиона проштурмовала колонну немецких войск западнее Яворова. Появившиеся "Мессершмитты" сбили самолет подпоручика Эдмунда Бжозовского. В том же районе тройка Bf 109 уничтожила Р. 23в "Карась" из 31-й разведывательной эскадрильи. Начиная с утра, бомбардировщики 4-го ВФ атаковали польские войска, оборонявшие Перемышль, а также транспортные коммуникации в районах Львов- Стрый, Ярослав-Рава-Русская, Ковель-Луцк. На сей раз польские истребители, несмотря на катастрофическую ситуацию с топливом и боеприпасами, попытались оказать сопротивление. Пилот 111-й истребительной эскадрильи Александр Врублевский в коротком воздушном бою сбил севернее Перемышля Не 111 из KG 55. Экипаж л-та Хофера погиб. Это была первая воздушная победа польского истребители, одержанная в той войне над Западной Украиной. Отличились и зенитчики, сбившие в районе Львова Do 17 из 77-й эскадры (командир экипажа л-т Каутер). Немецкие дальние разведчики осуществили несколько рейдов к границам с СССР и Румынией. Вернувшись. экипажи докладывали- "… скоординированных, плановых перебросок войск уже нигде не отмечено". Это позволило немецкому командованию сделать вывод, что польские резервы в Западной Украине практически исчерпаны. 12 сентября командование люфтваффе бросило против армии «Познань» 77-ю бомбардировочную эскадру 4-го флота, ослабив таким образом авиационную группировку, действовавшую над Западной Украиной. Однако остальные части генерала Лёра продолжали бомбить объекты на Львовщине и Южной Волыни. Так, "Хейнкели" из KG 26 и KG 55, не встречая противодействия польских истребителей, нанесли удары по Ковелю. Раве-Русской, Самбору, уничтожив 2 железнодорожных эшелона. В тот день началась 10-дневная оборона Львова, а еще утром механизированные полки вермахта заняли авиабазу Скнилов. На следующий день дождливая погода ограничила активность авиации. Тем не менее. "Хейнкели! 55-й эскадры бомбили железную дорогу на участке Дубно-Ровно. Группа "Мессершмиттов" из I/ZG 2 под командованием гауптмана И. Гентцена атаковала четверку "Лосей" X дивизиона, которая возвращалась после налета на немецкую танковую колонну, двигавшуюся по яворосскому шоссе ко Львову. С первого же захода немецкий ведущий точной очередью поджег машину поручика Ф. Купидловского, которая упала в районе Старых Горилян. Экипаж погиб. Утром 14 сентября небо над Западной Украиной было затянуто дождевыми тучами, и этим решили воспользоваться летчики бомбардировочной бригады, которым удалось заполучить немного горючего Четверка "Лосей" XV дивизиона атаковали немецкую колонну в районе Сокаля. Одна машина получила повреждения от огня зенитных пулеметов и разбилась при вынужденной посадке. Удар по артиллерийской колонне в районе Равы-Русской нанесли 6 "Карасей" из 64-й бомбардировочной эскадрильи. При возвращении они встретили еще 8 "Карасей" Демблинского летного училища, которые неопытный курсанты перегоняли в Станислав. В районе Брод эту объединенную группу атаковала шестерка "Мессершмиттов" во главе с уже известным нам Гентценом. В ходе непродолжительного боя немцы сбили 8 бомбардировщиков, 4 из которых записал на свой счет удачливый командир. Вот как описал этот воздушный бой его ведомый Карл фон Штакельберг: "Гауптман внезапно отвернул влево. И действительно – над лесом медленно плывут коричневые тени польских бомбардировщиков. За ними! Командир настигает крайнее польское звено, которое, ка жегся, не замечает нас. От огня пулеметов(7*) польская машина дернулась, Завалилась на крыло и, оставляя дымный след, упала в лес. Командир уже держит на прицеле следующий самолет. Огонь пулеметов сметает с нeбa и эту машину. Кажется, остальные поляки все еще не замечают нас. Командир сбивает третью, а вслед за тем и четвертую машину. Все это длится едва ли больше нескольких минут". (После боя Гентцен признал, что стрелки на большинстве самолетов противника отсутствовали, поэтому поединок был похож на упражнение в тире). Уцелевшие польские бомбардировщики направились к аэродрому Гутники под Бродами, и при подлете к нему были обнаружены вражеским самолетом-разведчиком. Уже через час по этому аэродрому нанесла мощный удар девятка Do 17 из KG 76. уничтожив почти все самолеты, находившиеся там. Приблизительно в то же время поднялись в воздух "Хейнкели" из KG 55, которым предстояло совершить налет на железные дороги Львов-Дубно и Ковель-Сокаль. С ними в бой вступил поручик Генрик Щенсны летчик группы, сформированной накануне из истребителей авиашколы пилотажа в Уленже. На своем Р. 11а он смог подбить один вражеский бомбардировщик, который не дотянул до аэродрома базирования и разбился возле Радома. После полудня поляки решили собрать все оставшийся самолеты на полевых аэродромах Тернополыщины: Лилятин возле Бережан и Петриковцы около Бучача При перебазировании Р. 11с. который пилотировал Б. Домбровский. был сбит в районе Владимира-Волынского звеном "Мессершмиттов". Таким образом, за несколько часов поляки потеряли в воздухе 10 машин. 15 сентября погода не улучшилась, но люфтваффе продолжали наносить избирательные удары по коммуникациям Бомбардировщики 55-й эскадры уничтожили вокзал в Красном, разрушили пути на перегоне Броды-Дубно и совершили еще один налет на аэродром в Гутниках. В общей сложности за два дня там сгорело 26 боевых самолетов. Ценой этих успехов стали два "Хейнкеля". Один из них получил серьезные повреждения от зенитного огня, после чего сел на вынужденную под Золоченом, а его экипаж попал в плен. Второй в тяжелом бою подбил поручик Щенсны, который сам получил серьезное ранение и с трудом приземлился, разбив при этом свой истребитель. Немецкий самолет, которым командовал л-т Фриш, упал в районе Хырова, похоронив под обломками экипаж. 7* Гентцен летал на вооруженном только пулеметами Bf 109D. Бомбардировщики Но 111 и Do 17 сыграли основную роль в разгроме польских аэродромов в Западной Украине Брошенный на аэродроме Понятов истребитель Р. 11с подпоручика Иеронима Дудвала Днем четверка польских истребителей прошла над Льновом, подняв боевой дух его защитников. Летчики разведали обстановку на шоссе Львов-Перемышль и попутно нанесли штурмовой удар по немецкому кавалерийскому полку возле Судовой Вишни. В Ю1 же день и небе Галичины впервые появились транспортные Ju 52. которые стали доставлял, из Рейха различные грузы дли 1-й горно-пехотной дивизии, осаждавшей Львов. В течение 15-16 сентября они перевезли 60 тыс рационов питания и 180 тыс. единиц боеприпасов. Одну из этих машин польские зенитчики сбили утром 18 сентября, когда судьба Львова уже практически были решена хлынувшими в Западную Украину частями Красной Армии. Транспортник упал в болото возле поселка Шкло. и через несколько дней его нашли красноармейцы из 6-го стрелкового корпуса. На протяжении 16 сентября боевая активность авиации над Западной Украиной была минимальной. Выполнялись, и основном, разведывательные полеты в интересах войск, сражавшихся под Львовом Одному экипажу люфтваффе не повезло. В районе Я нова летчик 113-й истребительной эскадрильи Иероним Дудвал сбил легкий разведчик Hs 126. Одержав свою четвертую победу, он оказался последним польским пилотом, которому удалось уничтожить немецкий самолет в кампании 1939 г. Примерно в то же время завершили боевую работу польские бомбардировщики. Пятерка -Лосей- XV дивизиона нанесла удар по бронетанковой колонне вермахта возле Грубешова и возвратилась без потерь на аэродром под Бучачем Следующее утро принесло весть о переходе Красной Армии через реку Збруч, по которой тогда проходила советско-польская граница. Командование польских ВВС решило немедленно перебазировать в Румынию все уцелевшие боевые машины: 46 P. 11 и Р. 7. 27 «Лосей», 19 «Карасей». 28 R-XIII и HWD-14. Люфтваффе практически не препятствовало этой эвакуации. из докладов нацистской разведки было известно, что Румыния начала политический дрейф в сторону Берлина, а значит, польские машины шли на пополнение ВВС будущего союзника Правда, экипаж обер-лейтенанта Рудольфа Штассера из KG 76, который выполнял на Do 17 разведвылет. не знал, что сбивать поляков уже не стоит. Возвращаясь на базу, в районе Золочева он встретил RWD-14 из 63-й наблюдательной эскадрильи (командир подпоручик Ламгер), который перелетал к румынской границе Стрелки "Дорнье" быстро сбили почти беззащитную машину. Буквально через десяток минут под Кременцем в прицелы попал спешивший в Румынию "Лось". После внезапной атаки и эта машина пошла к земле. За весь период боевых действий над Западной Украиной польская истребительная авиация сбила 4 немецких самолета, и еще 8 – зенитчики. Свои потери в воздушных боях составили 16 самолетов. 3 из которых на счету экипажей неприятельских бомбардировщиков. Еще около 70 машин люфтваффе уничтожили на аэродромах Скнилов и Гутники Против ВВС РККА Очень немногим известно, что первые поединки над Запад ной Украиной с летчиками ВВС РККА поляки провели за несколько лет до второй мировой В 1936 г. Корпусу пограничной охраны придали 111-ю истребительную эскадрилью, которая стала базироваться на аэродроме Сарны. В сентябре, спустя несколько дней после прибытия на Волынь, подпоручик Витольд Урбанович в ходе патрульного полета вдоль границы перехватил и сбил одиночный Р-5, потерявший, по-видимому, ориентировку и залетевший в воздушное пространство соседей. Советская сторона не осталась в долгу, уничтожив в воздухе 22 мая 1937 г. самолет Р. 7 (борт 6. 135) пилота 123 й истребительной эскадрильи капрала Мечислава Парафинского, который упал около поселка Богуши. 17 сентябре 1939 г. начался "освободительный поход" Красной Армии на земли Западных Украины и Белоруссии. Остатки польских ВВС не могли оказать сколь-нибудь серьезное сопротивление мощной авиагруппировке Белорусского и Киевского особых военных округов, в которой доминировали истребители И-15бис, И-16 и И-153, а также бомбардировщики СБ. Поляки даже получили приказ не вступать о столкновения с советской авиацией, однако в первый день операции несколько воздушных боев все же состоялось. Согласно польским данным, в этих схватках удалось уничтожить не менее трех неприятельских самолетов, потеряв два своих Подпоручик Тадеуш Коц из 161-й истребительной эскадрильи сбил разведчик Р-5, который упал в районе Делятима. Подпоручик Станислав Заторский из 113-й эскадрильи во время разведывательного полета на Р. 11с подвергся атаке трех И-16, смог повредить два из них, но сам был подбит и разбился в предместье Сарн при вынужденной посадке. В районе Городенки советские истребители сбили легкий разведчик LWS-3 Mewa из 24-й разведэскадрильи (экипаж: подпоручики Соберальский и Раношек). Возможно, именно эту победу описал командир звена Зыканов в своей статье, опубликованной осенью 1939 г. в журнале "Самолет" «Вдруг мы заметили, что с аэродром поднялся какой-то самолет. По опознавательным знакам мы установит, что это польская машина. Эге, думаю, не вовремя, малый, ты поднялся. Когда я подошел к нему метров на 50, он открыл по моему самолету огонь Я дал одну пулеметную очередь, вторую, третью. Польский самолет задымился и быстро пошел к земле Продолжаю стрелять Бомбардировщик противника врезался в землю. При посадке летнаб погиб, а летчик-офицер побежал к лесу. Нет. не уйдешь! Дал по нему очередь и убил его». Польские разведчики-корректировщики R-XIII и RVD-XIV Учебным самолетам PVS-26 пришлось повоевать в сентябре 1939 г. В тот же день три СБ-2 сбросили бомбы на железнодорожную станцию Тарнавица Лесна, что под Станиславом Согласно польским данным, как минимум, два этих бомбардировщика сбил одиночный Р. 11. По крайней мере известно, что 17 сентября один СБ упал в районе городка Оттиня, и на следующий день его экипаж похоронили красноармейцы. О судьбе другой машины докладывали в рапортах местный полицейский Стефан Пелиа и командир 24-й польской пехотной дивизии п-к Творжидл. Согласно этим документам, экипаж покинул с парашютами горящий самолет и попал в плен. Вместе с тем. польским исследователям не удалось установить имени пилота, который добился столь заметного успеха. Существует лишь предположение. что отличиться мог один из летчиков 161-й или 162-й эскадрилий, который после боя не дотянул до румынской границы, сел на вынужденную и попал в советский плен. По польским данным. ВВС РККА во время операции в небе Западной Украины понесли и другие потери. Так. 18 сентября в районе Сарн бомбардировщики СБ атаковали бронепоезд № 51 "Бартош Гловацкий". ПВО которого сбила один самолет. 22 сентября, когда бронепоезд находился в районе Рафаловки, он снова подвергся авианалету Зенитчики и в этот раз не оплошали, записав на свой счет две советские машины. Увы, дать оценку тex событии по советским данным не представляется возможным, т. к. до сих пор исследователям не удалось обнаружить необходимые архивные материалы. Словацкие ВВС и чехословацкие добровольцы в небе Западной Украины Как известно, провозгласившая 14 марта 1439 г. свою независимость Словакия быстро попала в политическую орбиту нацистской Германии. Это позволило люфтваффе разместить в начале сентября 1939 г. на словацких аэродромах, в частности, Спишска Нова Вес и Гуменне, бомбардировщики 4-го ВФ. Удалось привлечь к нападению на Польшу и ВВС Словакии. Реально в боевых действиях приняли участие 20 истребителей Avia В-534 из 37-й и 45-й леток (эскадрилий) и 10 разведчиков S-328 из 16-й летки, причем в первые дни войны они не принимали участия в боевых действиях. 7 сентября 37-я и 45-я легки перебазировались на пограничный аэродром Каменица, откуда с 9 по 14 сентября выполнили 8 боевых вылетов на сопровождение немецких Ju 87 из III. /St2, бомбивших польскую железнодорожную сеть в районе Львова. 9 сентября, возвращаясь с задания. Avia В-534 (борт 332) пилота 37-й летки чатника Виллама Груня был подбит над Стрыем польской зенитной артиллерией и совершил вынужденную посадку около села Ольшаны. Летчик попал в плен, но ближайшей ночью бежал и после преисполненного приключениями трехдневного странствия счастливо достиг позиций своих войск. Это была первая и единственная потеря ВВС Словакии в небе Галичины в сентябре 1939 г. Разведчики 16-й летки за период боев осуществили с аэродрома Три Дуба 7 вылетов в район Перемышля и Стрыя. Перед началом войны в польских ВВС служили 93 пилота бывшей чехословацкой военной авиации, среди которых были как чехи, так и словаки. В сентябри 1939 г. они приняли минимальное участие в боях, поскольку не успели хорошо освоить польские самолеты. 4 сентября была создана Чехословацкая разведывательная эскадрилья, которая со второй декады месяца базировалась на полевых аэродромах возле Радехова, а потом в Киверцах, откуда ее экипажи успели выполнить несколько разведполетов. Несколько летчиков, которые не смогли пробиться к румынской границе, создали авиаотряд под командованием поручика Ооновского и приняли участие в обеспечении отступления частей польской оперативной группы «Полесье». На невооруженных учебных самолетах PWS 26 они совершили с 18 по 22 сентября несколько разведывательных вылетов над Львовщиной. Особо отличились два сержанта: поляк, Звежинсхий и чех Франтишок. 19 сентября при выполнении разведполета в районе Каменки-Струмиловской они атаковали ручными гранатами (!) колонну немецких войск и повредили один бронеавтомобиль. На следующий день Франтишек совершил аналогичный налет на красноармейскую механизированную колонну, которая заняла станцию Красне. Утром 22 сентября, фактически из-под носа советских войск, поляки и чехи смогли успешно взлететь на 6 учебных машинах с маленькой лесной поляны и благополучно прибыли в Румынию, за что впоследствии были отмечены Крестами Храбрых. Позднее Франтишек смог добраться до Британии. поступил в RAF и во время битвы за Англию уничтожил 17 немецких самолетов, став одним из самых результативных асов. В заключение статьи следует отметить, что в защите Тернополя участвовали чехословацкий зенитчики, которые, согласно чешским данным, сбили 2 немецких бомбардировщика. Потерю в том районе, по крайней мере, одного Do 17 подтверждают и архивы люфтваффе. 25 этих зенитчиков и личный состав Чехословацкой разведывательной эскадрильи были интернированы 17 сентября в Тернополе частями Красной Армии. PZL Р. 11с подпоручика Йозефа Дудыла из 113-й AЭ ВВС Польши. Аэродром Понятов, сентябрь 1939г. Накануне боевых действий опознавательные знаки на верхней части крыла были закрашены. Bf 109E-3 из l/JG1 Люфтваффе, район Львова, середина сентября 1939 r. Avia В-534 из 37-й летки ВВС Словакии. Сентябрь 1939 г. PZL P. 73B Кaras bp 64-й АЭ ВВС Польши. Сентябрь 1939 г. Вадим Колечкин/ Кировоград Примечания:Война в небе Западной Украины. Сентябрь 1939 года Перед войнойКомандование вермахта задолго до войны оценило западно- украинские земли как один из важнейших и стратегическом отношении районов Польши. В частости, аналитики абвера считали, что через эти территории в Польшу будет поступать военно-техническая помощь союзных Великобритании и Франции. В условиях войны с Германией грузы из этих стран гораздо безопаснее доставлять не в балтийские порты, а врумынскую Констанцу, с которой связывали транспортные магистрали, проходившие через западную Украину(6*). Еще одним фактором, который определял пристальное внимание командования вермахта и люфтваффе к галицким и Волынским землям, было то. что здесь размещалась довольно крупная группировка польских войск. К середине августа 1939 г. на территории Львовского, Тарнопольского (тогдашнее название) и Cтаниславовского (ныне Ивано-Франковск) воеводств дислоцировались три полнокровный пехотные дивизии, две кавалерийские бригады и две бригады резерва. К 1 сентября части этой группировки выдвигались на границу с Германией, а войска, которые оставались. составляли важный источник резервов. Главным польским авиационным гарнизоном в Западной Украине была авиабаза Львов-Скнилов Во второй половине августа 1939 г. там дислоцировался 6-й авиаполк, располагавший 110 самолетами, в т. ч 66 боевыми. Значимость этих цифр возрастет, если учесть, что в первой линии польских ВВС насчитывалось всего 404 боевых самолета. После объявления в ночь на 74 августа скрытой мобилизации 6-й авиаполк перешел на организационно-штатную структуру военного времени, а его дивизионы начали рассредоточиваться на полевых аэродромах в районах оперативного предназначения. В частности, III/6 истребительный дивизион (161-я и 167-я эскадрильи, 10 устаревших Р. 7 и 12 чуть более современных P. 11с и Р. 11а) отбыл на полевой аэродром Видзев и пополнил авиационный компонент армии «Лодзь». В состав той же армии прибыл накануне войны I/6 дивизион воздушного наблюдения (63-я и 66-я эскадрильи, каждая по 7 разведчиков-корректировщиков RWD-14). II/6 линейный дивизион (64-я и 65-я бомбардировочные эскадрильи, по 10 самолетов Р. 23В «Карась») отбыл 30 августа на полевой аэродром Носув в состав формирующейся бомбардировочной бригады в качестве ее VI дивизиона. 31-я разведэскадрилья (10 -Карасей») перелетела 30 августа на аэродром Верынн и вошла в состав авиационного компонента армии «Карпаты». В Скнилове к 31 августа остался резерв – около 25 боевых самолетов. Нал южными и юго-восточными районами Польши предстояло действовать 4-му Воздушному флоту люфтваффе, который возглавлял генерал А. Лёр. В его составе насчитывалось 667 боевых самолетов Таким образом, немцы имели подавляющее преимущество, причем не только количественное, но и качественное. Действия польских и немецких ВВС под Западной Украиной Немецко-польская война, которая вспыхнула на рассвете 1 сентября, сразу же втянула западно-украинские земли о трагический водоворот событий. Уже вскоре после начала активных боевых действий Но 111 совершили налет на Скнилов. Чтобы ввести польскую ПВО в заблуждение, 30 бомбардировщиков из группы II/KG 4 предприняли 500-км обходной рейд над Словакией. Им удалось добиться внезапности и нанести полякам чувствительные потери. На аэродроме было уничтожено большинство самолетов, в том числе 7 «Карасей». Запоздавшие с ответным огнем зенитчики все-таки смогли сбить один «Хейнкель» (борт 5J-CN). ставший первой немецкой потерей в небе Западной Украины. Около полудня на задание отправился дальний разведчик Do 17, перед экипажем которого была поставлена задача вскрыть передвижения по железным дорогам Галичины. Наверное, полученные данные оказались достаточно серьезными, так как и первой половине 2 сентября «Хейнкели» снова появились над Львовом. На этот раз ударам подверглись городская радиостанция и железная дорога Львов-Перемышль. Несмотря на активное противодействие ПВО, немцы потерь не понесли. В тот же день началась эвакуация на волынские аэродромы некоторых авиашкол из центральных районов Польши. К вечеру на луцкий аэродром перелетели самолеты Школы подхорунжих авиации и Летной школы в Улемже. При этом один Р. 7 был разбит при посадке. На третий день войны командование люфтваффе посчитало польские ВВС разгромленными, поставило новые задачи перед своими силами, и теперь на Западной Украине основное внимание следовало уделить коммуникациям противника. 4-й флот пополнили 77 бомбардировщиками Не м 1 из 26-й и 55-й эскадр, кроме того, к действиям на Востоке подключили некоторые части 1-го ВФ. 3 и 4 сентября новоприбывшие эскадрильи атаковали железную дорогу Львов-Перемышль-Краков. добились многочисленных попаданий в полотно на перегони Львов-Городок, что привело к срыву железнодорожного сообщения между Западной Украиной и центральной Польшей. Еще одна группа Не 111 нанесла удар по луцкому аэродрому, уничтожив несколько учебных машин. В это время личный состав авиабазы Львов-Скнилов занимался ликвидацией последствий налета 1 сентября, а также усилением, в основном за счет подручных средств, противовоздушной обороны. Уцелевшие самолеты готовили для отправки в строевые части, которые потеряли за 3 первых дня войны до 25% своего состава 6 сентября два P. 11с и семь Р7 уже передали в состав истребительной эскадрильи «Уленж». Дела на Фронте у поляков шли все хуже. В центре авангарды немецких войск приближались к Варшаве На юге 5 сентября был взят Краков, и части вермахта оказались на дальних подступах к западно-украинским землям. Это позволило командованию 4-го ВФ использовать для действий к западу от Львова пикирующие бомбардировщики. На протяжении 6 сентября бомбовым ударам снова подверглись аэродром Луцка, коммуникации, в т. ч. переправы через реку Сан возле Перемышля В тот день Главное командование польских ВВС приняло решение начать постепенную эвакуацию поредевших эскадрилий за Вислу, и, фактически, централизованная воздушная оборона страны перестала существовать. С утра 7 сентября боевые самолеты стали перелетать на полевые аэродромы Волыни. Одним из первых на площадку Гнойно Овадно возле Владимира-Волынского передислоцировался X дивизион бомбардировочной бригады, вооруженный весьма современными самолетами PZL Р. 37 "Лось", обе эскадрильи которого понесли ощутимые потери в ходе ударов по немецким танковым колоннам на западе Польши. 9 сентября на аэродромы Франополь возле Владимира-Волынского, Млынов вблизи Дубно и Острожен возле Луцка были переброшены еще 60 машин. 6* В реальной обстановке Польша была разгромлена так быстро, что отправленные по этому маршруту военные грузы не успели дойти до адресата. В частности, вышедшие из Ливерпуля два морских конвоя с 9 "Харрикейнами" и 36 "Бэттлами" пришлось вернуть назад. Замаскированные истребители 113-й эскадрильи ВВС Польши. Волынь, аэродром Млынов, 14 сентября 1939 г. Польский бомбардировщик PZL Р. 23 «Карась», захваченный немцами на львовском аэродроме Скнилов Перебазирование осуществлялось в условиях возрастания активности в регионе немецкой авиации. Например, 7 сентября Не 111 вновь атаковали переправы через Сан в районе Перемышля и железнодорожные магистрали восточнее Ковеля. После недельного перерыва 20 «Хейнкелей» нанесли мощный удар по Скнилову. разрушив ангары и повредив взлетную полосу. Отражав атаку, польские зенитчики сбили одну машину. На следующий день "Хейнкели" эскадры KG 4 бомбили железнодорожную магистраль Львов-Перемышль, мосты на реках Сан и Буг в районах Дорохуска, Сокаля, Крыстынополя. На рассвете 9 сентября "Хейнкели" из KG 53 бомбили львовский железнодорожный узел. Вторая группа бомбардировщиков нанесла очередной удар по Скнилову. И в этот раз от огня ПВО была потеряна одна машина, экипаж которой выпрыгнул с парашютами и попал в плен. У поляков к тому времени осталось всего 55 боеспособных истребителей, но и они были прикованы к земле из-за недостатка топлива и дезорганизации управлении. Командование ВВС Польши попыталось воссоздать боеспособность собранных на западно-украинских аэродромах частей, но добиться успеха не смогло. 10 сентября на западе Польши возле города Кутно начался контрудар армии "Познань", что вынудило командование люфтваффе сосредоточить действия 1-го ВФ в основном в этом районе, в то же время авангарды вермахта форсировали Сан, и теперь бои шли непосредственно на территории Западной Украины. В связи с выходом на подступы ко Львову перед 4-м ВФ была поставлена задача интенсифицировать удары по коммуникациям и аэродромам противника. Поэтому не удивительно, что 10 сентября нацистская авиация предприняла наиболее интенсивные налеты на города и транспортные артерии Западной Украины. Бомбардировщики разрушили железнодорожные вокзалы Ковеля. Луцка, Львова, Тернополя, Дрогобыча. Отражая эти налеты, зенитчики сбили Do 17. Польские истребители бездействовали, но бомбардировщики попытались воспрепятствовать продвижению немцев ко Львову. Около полудня 3 «Лося» из X дивизиона бомбардировочной бригады нанесли удар по танковой колонне в районе Ярослава. а еще один – по переправе через Буг возле Устилуга. На следующий день группа "Лосей" из того же дивизиона проштурмовала колонну немецких войск западнее Яворова. Появившиеся "Мессершмитты" сбили самолет подпоручика Эдмунда Бжозовского. В том же районе тройка Bf 109 уничтожила Р. 23в "Карась" из 31-й разведывательной эскадрильи. Начиная с утра, бомбардировщики 4-го ВФ атаковали польские войска, оборонявшие Перемышль, а также транспортные коммуникации в районах Львов- Стрый, Ярослав-Рава-Русская, Ковель-Луцк. На сей раз польские истребители, несмотря на катастрофическую ситуацию с топливом и боеприпасами, попытались оказать сопротивление. Пилот 111-й истребительной эскадрильи Александр Врублевский в коротком воздушном бою сбил севернее Перемышля Не 111 из KG 55. Экипаж л-та Хофера погиб. Это была первая воздушная победа польского истребители, одержанная в той войне над Западной Украиной. Отличились и зенитчики, сбившие в районе Львова Do 17 из 77-й эскадры (командир экипажа л-т Каутер). Немецкие дальние разведчики осуществили несколько рейдов к границам с СССР и Румынией. Вернувшись. экипажи докладывали- "… скоординированных, плановых перебросок войск уже нигде не отмечено". Это позволило немецкому командованию сделать вывод, что польские резервы в Западной Украине практически исчерпаны. 12 сентября командование люфтваффе бросило против армии «Познань» 77-ю бомбардировочную эскадру 4-го флота, ослабив таким образом авиационную группировку, действовавшую над Западной Украиной. Однако остальные части генерала Лёра продолжали бомбить объекты на Львовщине и Южной Волыни. Так, "Хейнкели" из KG 26 и KG 55, не встречая противодействия польских истребителей, нанесли удары по Ковелю. Раве-Русской, Самбору, уничтожив 2 железнодорожных эшелона. В тот день началась 10-дневная оборона Львова, а еще утром механизированные полки вермахта заняли авиабазу Скнилов. На следующий день дождливая погода ограничила активность авиации. Тем не менее. "Хейнкели! 55-й эскадры бомбили железную дорогу на участке Дубно-Ровно. Группа "Мессершмиттов" из I/ZG 2 под командованием гауптмана И. Гентцена атаковала четверку "Лосей" X дивизиона, которая возвращалась после налета на немецкую танковую колонну, двигавшуюся по яворосскому шоссе ко Львову. С первого же захода немецкий ведущий точной очередью поджег машину поручика Ф. Купидловского, которая упала в районе Старых Горилян. Экипаж погиб. Утром 14 сентября небо над Западной Украиной было затянуто дождевыми тучами, и этим решили воспользоваться летчики бомбардировочной бригады, которым удалось заполучить немного горючего Четверка "Лосей" XV дивизиона атаковали немецкую колонну в районе Сокаля. Одна машина получила повреждения от огня зенитных пулеметов и разбилась при вынужденной посадке. Удар по артиллерийской колонне в районе Равы-Русской нанесли 6 "Карасей" из 64-й бомбардировочной эскадрильи. При возвращении они встретили еще 8 "Карасей" Демблинского летного училища, которые неопытный курсанты перегоняли в Станислав. В районе Брод эту объединенную группу атаковала шестерка "Мессершмиттов" во главе с уже известным нам Гентценом. В ходе непродолжительного боя немцы сбили 8 бомбардировщиков, 4 из которых записал на свой счет удачливый командир. Вот как описал этот воздушный бой его ведомый Карл фон Штакельберг: "Гауптман внезапно отвернул влево. И действительно – над лесом медленно плывут коричневые тени польских бомбардировщиков. За ними! Командир настигает крайнее польское звено, которое, ка жегся, не замечает нас. От огня пулеметов(7*) польская машина дернулась, Завалилась на крыло и, оставляя дымный след, упала в лес. Командир уже держит на прицеле следующий самолет. Огонь пулеметов сметает с нeбa и эту машину. Кажется, остальные поляки все еще не замечают нас. Командир сбивает третью, а вслед за тем и четвертую машину. Все это длится едва ли больше нескольких минут". (После боя Гентцен признал, что стрелки на большинстве самолетов противника отсутствовали, поэтому поединок был похож на упражнение в тире). Уцелевшие польские бомбардировщики направились к аэродрому Гутники под Бродами, и при подлете к нему были обнаружены вражеским самолетом-разведчиком. Уже через час по этому аэродрому нанесла мощный удар девятка Do 17 из KG 76. уничтожив почти все самолеты, находившиеся там. Приблизительно в то же время поднялись в воздух "Хейнкели" из KG 55, которым предстояло совершить налет на железные дороги Львов-Дубно и Ковель-Сокаль. С ними в бой вступил поручик Генрик Щенсны летчик группы, сформированной накануне из истребителей авиашколы пилотажа в Уленже. На своем Р. 11а он смог подбить один вражеский бомбардировщик, который не дотянул до аэродрома базирования и разбился возле Радома. После полудня поляки решили собрать все оставшийся самолеты на полевых аэродромах Тернополыщины: Лилятин возле Бережан и Петриковцы около Бучача При перебазировании Р. 11с. который пилотировал Б. Домбровский. был сбит в районе Владимира-Волынского звеном "Мессершмиттов". Таким образом, за несколько часов поляки потеряли в воздухе 10 машин. 15 сентября погода не улучшилась, но люфтваффе продолжали наносить избирательные удары по коммуникациям Бомбардировщики 55-й эскадры уничтожили вокзал в Красном, разрушили пути на перегоне Броды-Дубно и совершили еще один налет на аэродром в Гутниках. В общей сложности за два дня там сгорело 26 боевых самолетов. Ценой этих успехов стали два "Хейнкеля". Один из них получил серьезные повреждения от зенитного огня, после чего сел на вынужденную под Золоченом, а его экипаж попал в плен. Второй в тяжелом бою подбил поручик Щенсны, который сам получил серьезное ранение и с трудом приземлился, разбив при этом свой истребитель. Немецкий самолет, которым командовал л-т Фриш, упал в районе Хырова, похоронив под обломками экипаж. 7* Гентцен летал на вооруженном только пулеметами Bf 109D. Бомбардировщики Но 111 и Do 17 сыграли основную роль в разгроме польских аэродромов в Западной Украине Брошенный на аэродроме Понятов истребитель Р. 11с подпоручика Иеронима Дудвала Днем четверка польских истребителей прошла над Льновом, подняв боевой дух его защитников. Летчики разведали обстановку на шоссе Львов-Перемышль и попутно нанесли штурмовой удар по немецкому кавалерийскому полку возле Судовой Вишни. В Ю1 же день и небе Галичины впервые появились транспортные Ju 52. которые стали доставлял, из Рейха различные грузы дли 1-й горно-пехотной дивизии, осаждавшей Львов. В течение 15-16 сентября они перевезли 60 тыс рационов питания и 180 тыс. единиц боеприпасов. Одну из этих машин польские зенитчики сбили утром 18 сентября, когда судьба Львова уже практически были решена хлынувшими в Западную Украину частями Красной Армии. Транспортник упал в болото возле поселка Шкло. и через несколько дней его нашли красноармейцы из 6-го стрелкового корпуса. На протяжении 16 сентября боевая активность авиации над Западной Украиной была минимальной. Выполнялись, и основном, разведывательные полеты в интересах войск, сражавшихся под Львовом Одному экипажу люфтваффе не повезло. В районе Я нова летчик 113-й истребительной эскадрильи Иероним Дудвал сбил легкий разведчик Hs 126. Одержав свою четвертую победу, он оказался последним польским пилотом, которому удалось уничтожить немецкий самолет в кампании 1939 г. Примерно в то же время завершили боевую работу польские бомбардировщики. Пятерка -Лосей- XV дивизиона нанесла удар по бронетанковой колонне вермахта возле Грубешова и возвратилась без потерь на аэродром под Бучачем Следующее утро принесло весть о переходе Красной Армии через реку Збруч, по которой тогда проходила советско-польская граница. Командование польских ВВС решило немедленно перебазировать в Румынию все уцелевшие боевые машины: 46 P. 11 и Р. 7. 27 «Лосей», 19 «Карасей». 28 R-XIII и HWD-14. Люфтваффе практически не препятствовало этой эвакуации. из докладов нацистской разведки было известно, что Румыния начала политический дрейф в сторону Берлина, а значит, польские машины шли на пополнение ВВС будущего союзника Правда, экипаж обер-лейтенанта Рудольфа Штассера из KG 76, который выполнял на Do 17 разведвылет. не знал, что сбивать поляков уже не стоит. Возвращаясь на базу, в районе Золочева он встретил RWD-14 из 63-й наблюдательной эскадрильи (командир подпоручик Ламгер), который перелетал к румынской границе Стрелки "Дорнье" быстро сбили почти беззащитную машину. Буквально через десяток минут под Кременцем в прицелы попал спешивший в Румынию "Лось". После внезапной атаки и эта машина пошла к земле. За весь период боевых действий над Западной Украиной польская истребительная авиация сбила 4 немецких самолета, и еще 8 – зенитчики. Свои потери в воздушных боях составили 16 самолетов. 3 из которых на счету экипажей неприятельских бомбардировщиков. Еще около 70 машин люфтваффе уничтожили на аэродромах Скнилов и Гутники Против ВВС РККА Очень немногим известно, что первые поединки над Запад ной Украиной с летчиками ВВС РККА поляки провели за несколько лет до второй мировой В 1936 г. Корпусу пограничной охраны придали 111-ю истребительную эскадрилью, которая стала базироваться на аэродроме Сарны. В сентябре, спустя несколько дней после прибытия на Волынь, подпоручик Витольд Урбанович в ходе патрульного полета вдоль границы перехватил и сбил одиночный Р-5, потерявший, по-видимому, ориентировку и залетевший в воздушное пространство соседей. Советская сторона не осталась в долгу, уничтожив в воздухе 22 мая 1937 г. самолет Р. 7 (борт 6. 135) пилота 123 й истребительной эскадрильи капрала Мечислава Парафинского, который упал около поселка Богуши. 17 сентябре 1939 г. начался "освободительный поход" Красной Армии на земли Западных Украины и Белоруссии. Остатки польских ВВС не могли оказать сколь-нибудь серьезное сопротивление мощной авиагруппировке Белорусского и Киевского особых военных округов, в которой доминировали истребители И-15бис, И-16 и И-153, а также бомбардировщики СБ. Поляки даже получили приказ не вступать о столкновения с советской авиацией, однако в первый день операции несколько воздушных боев все же состоялось. Согласно польским данным, в этих схватках удалось уничтожить не менее трех неприятельских самолетов, потеряв два своих Подпоручик Тадеуш Коц из 161-й истребительной эскадрильи сбил разведчик Р-5, который упал в районе Делятима. Подпоручик Станислав Заторский из 113-й эскадрильи во время разведывательного полета на Р. 11с подвергся атаке трех И-16, смог повредить два из них, но сам был подбит и разбился в предместье Сарн при вынужденной посадке. В районе Городенки советские истребители сбили легкий разведчик LWS-3 Mewa из 24-й разведэскадрильи (экипаж: подпоручики Соберальский и Раношек). Возможно, именно эту победу описал командир звена Зыканов в своей статье, опубликованной осенью 1939 г. в журнале "Самолет" «Вдруг мы заметили, что с аэродром поднялся какой-то самолет. По опознавательным знакам мы установит, что это польская машина. Эге, думаю, не вовремя, малый, ты поднялся. Когда я подошел к нему метров на 50, он открыл по моему самолету огонь Я дал одну пулеметную очередь, вторую, третью. Польский самолет задымился и быстро пошел к земле Продолжаю стрелять Бомбардировщик противника врезался в землю. При посадке летнаб погиб, а летчик-офицер побежал к лесу. Нет. не уйдешь! Дал по нему очередь и убил его». Польские разведчики-корректировщики R-XIII и RVD-XIV Учебным самолетам PVS-26 пришлось повоевать в сентябре 1939 г. В тот же день три СБ-2 сбросили бомбы на железнодорожную станцию Тарнавица Лесна, что под Станиславом Согласно польским данным, как минимум, два этих бомбардировщика сбил одиночный Р. 11. По крайней мере известно, что 17 сентября один СБ упал в районе городка Оттиня, и на следующий день его экипаж похоронили красноармейцы. О судьбе другой машины докладывали в рапортах местный полицейский Стефан Пелиа и командир 24-й польской пехотной дивизии п-к Творжидл. Согласно этим документам, экипаж покинул с парашютами горящий самолет и попал в плен. Вместе с тем. польским исследователям не удалось установить имени пилота, который добился столь заметного успеха. Существует лишь предположение. что отличиться мог один из летчиков 161-й или 162-й эскадрилий, который после боя не дотянул до румынской границы, сел на вынужденную и попал в советский плен. По польским данным. ВВС РККА во время операции в небе Западной Украины понесли и другие потери. Так. 18 сентября в районе Сарн бомбардировщики СБ атаковали бронепоезд № 51 "Бартош Гловацкий". ПВО которого сбила один самолет. 22 сентября, когда бронепоезд находился в районе Рафаловки, он снова подвергся авианалету Зенитчики и в этот раз не оплошали, записав на свой счет две советские машины. Увы, дать оценку тex событии по советским данным не представляется возможным, т. к. до сих пор исследователям не удалось обнаружить необходимые архивные материалы. Словацкие ВВС и чехословацкие добровольцы в небе Западной Украины Как известно, провозгласившая 14 марта 1439 г. свою независимость Словакия быстро попала в политическую орбиту нацистской Германии. Это позволило люфтваффе разместить в начале сентября 1939 г. на словацких аэродромах, в частности, Спишска Нова Вес и Гуменне, бомбардировщики 4-го ВФ. Удалось привлечь к нападению на Польшу и ВВС Словакии. Реально в боевых действиях приняли участие 20 истребителей Avia В-534 из 37-й и 45-й леток (эскадрилий) и 10 разведчиков S-328 из 16-й летки, причем в первые дни войны они не принимали участия в боевых действиях. 7 сентября 37-я и 45-я легки перебазировались на пограничный аэродром Каменица, откуда с 9 по 14 сентября выполнили 8 боевых вылетов на сопровождение немецких Ju 87 из III. /St2, бомбивших польскую железнодорожную сеть в районе Львова. 9 сентября, возвращаясь с задания. Avia В-534 (борт 332) пилота 37-й летки чатника Виллама Груня был подбит над Стрыем польской зенитной артиллерией и совершил вынужденную посадку около села Ольшаны. Летчик попал в плен, но ближайшей ночью бежал и после преисполненного приключениями трехдневного странствия счастливо достиг позиций своих войск. Это была первая и единственная потеря ВВС Словакии в небе Галичины в сентябре 1939 г. Разведчики 16-й летки за период боев осуществили с аэродрома Три Дуба 7 вылетов в район Перемышля и Стрыя. Перед началом войны в польских ВВС служили 93 пилота бывшей чехословацкой военной авиации, среди которых были как чехи, так и словаки. В сентябри 1939 г. они приняли минимальное участие в боях, поскольку не успели хорошо освоить польские самолеты. 4 сентября была создана Чехословацкая разведывательная эскадрилья, которая со второй декады месяца базировалась на полевых аэродромах возле Радехова, а потом в Киверцах, откуда ее экипажи успели выполнить несколько разведполетов. Несколько летчиков, которые не смогли пробиться к румынской границе, создали авиаотряд под командованием поручика Ооновского и приняли участие в обеспечении отступления частей польской оперативной группы «Полесье». На невооруженных учебных самолетах PWS 26 они совершили с 18 по 22 сентября несколько разведывательных вылетов над Львовщиной. Особо отличились два сержанта: поляк, Звежинсхий и чех Франтишок. 19 сентября при выполнении разведполета в районе Каменки-Струмиловской они атаковали ручными гранатами (!) колонну немецких войск и повредили один бронеавтомобиль. На следующий день Франтишек совершил аналогичный налет на красноармейскую механизированную колонну, которая заняла станцию Красне. Утром 22 сентября, фактически из-под носа советских войск, поляки и чехи смогли успешно взлететь на 6 учебных машинах с маленькой лесной поляны и благополучно прибыли в Румынию, за что впоследствии были отмечены Крестами Храбрых. Позднее Франтишек смог добраться до Британии. поступил в RAF и во время битвы за Англию уничтожил 17 немецких самолетов, став одним из самых результативных асов. В заключение статьи следует отметить, что в защите Тернополя участвовали чехословацкий зенитчики, которые, согласно чешским данным, сбили 2 немецких бомбардировщика. Потерю в том районе, по крайней мере, одного Do 17 подтверждают и архивы люфтваффе. 25 этих зенитчиков и личный состав Чехословацкой разведывательной эскадрильи были интернированы 17 сентября в Тернополе частями Красной Армии. PZL Р. 11с подпоручика Йозефа Дудыла из 113-й AЭ ВВС Польши. Аэродром Понятов, сентябрь 1939г. Накануне боевых действий опознавательные знаки на верхней части крыла были закрашены. Bf 109E-3 из l/JG1 Люфтваффе, район Львова, середина сентября 1939 r. Avia В-534 из 37-й летки ВВС Словакии. Сентябрь 1939 г. PZL P. 73B Кaras bp 64-й АЭ ВВС Польши. Сентябрь 1939 г. Вадим Колечкин/ Кировоград |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|