Забытая кампания

Окончание. Начало в «АиВ», №2'04.


Американцы реагируют

Прошло уже более двух суток, как японцы захватили Атту и Кыску, а в США еще никто не ведал о высадке врага на американской территории. 10 июня 1942 г. в очередной патрульный полет к удаленным островам отправился четырехмоторный LB-30. Будучи уверенным, что все «о'кэй», командир экипажа к-н Р.Спир снизился до 60 м и на этой высоте выскочил к гавани Кыски, занятой неизвестными кораблями, которые авиаторы приняли за американский конвой. Утрата бдительности едва не стоила им жизни, т.к. моряки микадо среагировали на появление большого самолета молниеносно, открыв плотный зенитный огонь. Теперь Спиру пришлось продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества: он лихо вывел машину из-под обстрела и скрылся в облаках. Его радист тут же отстучал тревожное шифрованное сообщение. Доразведку обстановки провели две «Каталины», и вскоре все высшие должностные лица США, включая президента Рузвельта, знали, что японцы укрепились в 3000 км от Сиэтла.

В Вашингтоне трезво оценили ситуацию. Теоретически японцы могли разместить на Алеутах дальние бомбардировщики и организовать налеты на города Западного побережья Штатов, но для этого им требовалось доставить за тысячи километров дополнительный личный состав, наземную технику, огромное количество боеприпасов, горючего и других грузов, что в сложившейся обстановке было почти невозможно. И совсем уж фантастически выглядело использование Алеутов в качестве плацдарма для захвата Америки. Однако проигнорировать дерзкую выходку коварного противника администрация Рузвельта не могла, т.к. приходилось считаться и с общественным мнением внутри страны, и с международным резонансом. Поэтому было решено захватчиков с островов прогнать, но сделать это без излишней спешки, проведя воздушную кампанию по изматыванию противника, накопив побольше сил и поудобнее их разместив. Американцы принялись обстоятельно обустраивать ТВД, создавая новые базы, в частности, построили аэродром на о. Амчитка, откуда до Кыски было всего 138 км, а до Атту – 462. Позаботились янки и об оборудовании станций системы радионавигации LORAN, что значительно упростило штурманскую работу в сложных условиях тех мест. Ничего подобного японцы сделать не смогли.

Параллельно американцы сосредотачивали силы, в том числе авиационные. До конца июля расположенную в регионе 11-ю ВА пополнили вооруженные «Аэрокобрами» 42-я, 56-я, 57-я эскадрильи, из которых сформировали 5б-ю ИАГ. Прибыла оснащенная «Лайтнингами» 54-я АЭ. Ее вместе с местными «ветеранами» – 11-й и 18-й эскадрильями свели в 343-ю группу, возглавленную Ченнолтом-младшим. Бомбардировочную авиацию сосредоточили в 28-й смешанной группе. В ней находились Зб-я и 73-я эскадрильи, перевооружившиеся с устаревших В-18 на новенькие В-17 и В-26,77-я эскадрилья на В-25 и 404-я – на В-24. Авиацию флота представляли пять эскадрилий «Каталин» и одна, вооруженная поплавковыми «Кингфишерами», которые могли использовать и с колесного шасси. На восточном фланге действовали авиаподразделения канадцев: 111-я и 118-я ИАЭ на Р-40, а также две патрульные эскадрильи на «Болингброках». В общей сложности союзники располагали на Аляске и Алеутах более чем 260 боевыми самолетами.

Японцам удалось использовать для защиты островов куда менее значительные силы. Авианосное соединение адмирала Какуты, прокрейсировав без толку до 20 июня в 400 милях южнее Атту, отправилось на базу Оминато. Там его пополнили авианосцами «Дзуйкаку» и «Дзуйхо», а также тяжелыми крейсерами, после чего эскадра снова выдвинулась к Алеутам, заняв позицию в 400 милях южнее Кыски. Однако через неделю соединение ушло из этих вод навсегда, и палубные самолеты не приняли участия в противодействии американским флоту и авиации, которые быстро захватили господство в этой зоне Тихого океана, не позволив противнику наладить полноценное снабжение алеутских гарнизонов. В итоге на Атгу и Кыске сухопутные аэродромы японцы построить не смогли. Для истребительного прикрытия пришлось использовать поплавковые A6M2-N Rufe из 452-го кокутая, но и этих машин удалось доставить явно недостаточное количество – всего лишь около 35 единиц. Кроме них, на островах базировались более 20 морских разведчиков различных типов, в т.ч. 6 четырехмоторных летающих лодок Н6К4 Mavis из Токо кокутая. Через год после захвата островов в интересах защитников Атту и Кыски стали действовать более 20 дальних бомбардировщиков G4M1 Betty из 752-го кокутая, которые совершали рейды с курильского о. Парамушир, однако их влияние на развитие боевых действий оказалось мизерным.


Кампания на изматывание

Американцы нанесли первый авиаудар по высадившимся на Алеутах японцам уже 10 июня 1942 г. Как только радиограмма к-на Спира достигла штаба 11-й Воздушной армии, сразу было принято решение отправить на бомбежку группу тяжелых бомбардировщиков. Пять «крепостей» и столько же «Либерейторов» взлетели с аэродрома Колд-Бей на Аляске и после дозаправки на о. Умнак вышли к Кыске. Сброшенные на неприятельские корабли бомбы вреда им не причинили, однако начало кампании было положено.

В течение трех последующих дней наибольшую активность проявили экипажи «Каталин», которые были хорошо подготовлены для действий в суровых местных условиях, да и сами машины подходили для такой войны как нельзя лучше. Морские авиаторы сбросили на стоявшие у Кыски корабли 65 т бомб, однако особыми достижениями похвастаться не могли. Наибольшего успеха удалось добиться 12 июня, когда от близких разрывов у эсминца «Хибаки» разошлись швы в носовой части, и его пришлось отправить для ремонта в Оминато. 14 июня японские комендоры отыгрались. Во время очередного налета зенитным огнем была поражена и взорвалась в воздухе «Каталина» л-та Лилэйда, из экипажа которой никто спастись не смог.

Налеты вражеской авиации стали для японцев неотъемлемой частью боевых будней. Они старались использовать все наличные силы для противодействия настойчивому противнику, в т.ч. поплавковые разведчики. Так, 25 июня такой самолет атаковал «Каталину» л-та ДжЛитси из эскадрильи VP-41, которая вела разведку в районе Кыски. Амфибия смогла уйти, однако один из членов ее экипажа погиб. Американцы посчитали, что пострадали от действий «Руфи», но они ошиблись, так как истребителей этого типа на Алеутах в то время еще не было. В хронике 452-го кокутая первый бой над неприветливыми островами зафиксирован только 8 июля: тогда несколько A6M2-N набросились на одинокий «Либерейтор», но сбить отстреливавшийся из всех стволов бомбардировщик не смогли. Успех пришел лишь 12 июля, когда во время боя с тремя В-17 и семью В-24 удалось сбить один корабль. Причем японцы посчитали, что уничтожили «Либерейтор», а янки признали потерю «крепости».


«Кобры» и «Дакоты» на авиабазе Колд-Бей. Аляска, 1942 г.


В битве за Алеуты японцы потеряли 6 летающих лодок Н6К4 «Мейвис»


Канадские «Болигброки» являлись вариантом английского бомбардировщика «Блейнхейм»


Вскоре этот «Кингфишер» из эскадрильи VS-50 отправится на задание


Летчики микадо пытались контратаковать базы противника, однако ввиду недостатка сил такие вылазки получались весьма вялыми. Например, 3 августа четверка летающих лодок «Мейвис», возглавляемая капитан-лейтенантом Ито Сукемицу, совершила безрезультатный налет на стоявшие в бухте Гарольда (о. Фокс) американские корабли. На следующий день эта группа попыталась повторить атаку, но при подходе к цели наткнулась на неприятельский воздушный патруль, состоявший из нескольких пар «Лайтнингов». На пути летающих лодок оказались истребители, пилотируемые л-тами К.Этиброузом и С.Лонгом. Для японцев это рандеву имело самые печальные последствия. После непродолжительного боя две пылающие «Мейвис» упали в воду, многочисленные пробоины получила командирская машина, однако, проявив незаурядные летное мастерство и волю, Ито смог довести ее до Кыски. Расправившиеся с его группой Этиброуз и Лонг вошли в историю как первые пилоты, одержавшие победы на Р-38. Ликвидацию алеутских «Мейвис» американцы вскоре продолжили, уничтожив во время очередного налета на Кыску три находившиеся на плаву лодки.

8 августа, наконец-то, настоящий успех пришел к экипажам «Каталин». Самолеты из VP-41 и VP-51 провели бомбардировку порта Кыски и пустили на дно транспорт «Кано-Ма- ру». От огня ПВО никто не пострадал, однако жестокий алеутский бог погоды заставил заплатить дань за этот успех. На обратном пути пропала машина из 41-й эскадрильи, и на ее поиски отправили все исправные PBY-5. Во время спасательной операции были потеряны вместе с экипажами две «Каталины»: амфибия л-та ДРейвена пропала бесследно, а машина мл. л-та Фегюса врезалась в гору на о. Уналаска. Самолет, из-за которого начался переполох, все же удалось отыскать. Он болтался на волнах с пустыми бензобаками неподалеку от о. Умнак. Следует отметить, что погода наносила американцам куда больший урон, чем японцы. Например, из 72 самолетов, потерянных с 5 июня до конца октября, только 9 были уничтожены противником, а остальные погибли в сложных метеоусловиях.

До середины сентября американские авиаторы отмечали усиление сопротивления противника. 14 числа состоялся крупнейший воздушный бой за всю алеутскую кампанию, ставший, пожалуй, переломным моментом в борьбе над островами. В тот день впервые в боевой операции использовали новый аэродром на о. Адак, откуда взлетели 12 «Либерейторов» в сопровождении 14 «Лайтнингов» и такого же количества «Аэрокобр» (по другим данным, насчитывалось 25 истребителей). Оказавшись над Кыской, американцы обнаружили, что в гавани стоят несколько транспортов, которые, как потом выяснилось, использовали для переброски части сил с Атту. Кроме того, там находилось до десятка гидросамолетов и три подводные лодки, так что целей хватало. Неприятель оказался готов к отражению налета, т.к. расположившиеся на о. Малая Кыска наблюдатели ПВО своевременно обнаружили надвигавшуюся угрозу. Американские самолеты встретили не только ожесточенный зенитный огонь, но и четыре «Руфи» (в некоторых источниках указано, что на перехват поднялись также два поплавковых разведчика). Однако это не помешало бомбардирам «Либерейторов» выполнить свою работу и утопить два судна, а также последнюю из находившихся на островах «Мейвис».

По целям на Кыске отработала и большая часть истребителей сопровождения. Другая часть отразила атаку вражеских самолетов, летчики которых с самурайской отвагой бросились в бой. Пилотировавшие «Кобры» л-ты ДжАрта и У.Метгьюз довольно легко переманеврировали поплавковые машины японцев и расстреляли две «Руфи». В общей сложности американские истребители заявили о пяти сбитых, в т.ч. одном разведчике Е1 ЗА, и еще пяти машинах, уничтоженных на плаву. Собственные потери оказались немногочисленными, но чувствительными. Атакуя цель на малой высоте, столкнулись два «Лайтнинга», в кабинах которых находились командир 54-й эскадрильи м-р Джексон и л-т ДКроу. Оба летчика погибли. По данным противника, в ходе этого боя унтер-офицер Сазаки сбил три Р-38 и одну «Кобру», а унтер-офицер Миназава Минору – один «Лайтнинг» достоверно и еще один предположительно. Японцы признали потерю двух «Руфей», кроме того, из строя был выведен самолет Сазаки, который получил серьезные повреждения, при посадке набрал воды в поплавок, перевернулся и затонул.

После этого боя в строю остался лишь один A6M2-N, но в ближайшие дни и он был уничтожен во время налета. 25 сентября японцы доставили на Алеуты новую партию истребителей, которые с ходу понесли потери. В тот день американцы провели крупный, по местным меркам, рейд на Кыску, задействовав в нем один В-17, десять В-24, одиннадцать Р-39, тринадцать-четырнадцать своих Р-40 и четыре канадских. Бомбардировщики в очередной раз засыпали бомбами причалы, береговые сооружения и якорные стоянки. Их экипажи объявили о потоплении одного транспорта и предположительном повреждении еще нескольких плавединиц. В акватории порта находился десяток новоприбывших «Руфей», две из которых смогли подняться в воздух, однако ни скорости, ни высоты они набрать не успели. Канадский комэск скуадрон-лидер КБумер быстро сбил один взлетевший истребитель(5*), а со вторым разделался Ченнолт-младший, возглавлявший в том вылете своих «тигров». Почин командиров поддержали их подчиненные, которые атаковали оставшиеся на воде A6M2-N и заявили об уничтожении пяти из них. В некоторых источниках сообщается так-же о «Руфи», сбитой в районе о. Адак летчиком «Кобры» к-ном Д.Джонсоном – будущим асом с двадцатью двумя победами.

В дальнейшем американцы продолжали наносить урон вражеским гидроистребителям. Так, 28 сентября удача улыбнулась к-ну АРайсу из 42-й эскадрильи, который в ходе патрульного вылета встретился с двумя «Руфями». Пулеметы на его «Кобре» отказали, но Райе был метким стрелком и смог добиться успеха, используя только 37-мм пушку. По первому самолету он выпустил четыре снаряда, по второму – два, и хотя японцы получили лишь по одному попаданию, им этого хватило.

5* Эта победа оказалась единственной, одержанной канадскими истребителями за всю войну на Алеутах.


500-фунтовые бомбы под крылом «Каталины»


Л-т С.Лонг садится в свой «Лайтнинг»


В октябре, с приближением полярной зимы, активность авиации стала падать. И все же, 17 числа американские бомбардировщики сумели одержать важную победу. Шесть В-24 (по другим данным, В-26) атаковали группу эсминцев Императорского флота, возвращавшуюся с Кыски после доставки туда партии грузов. Несмотря на сильный зенитный огонь, которым был сбит один самолет, удалось выполнить прицельное бомбометание и добиться прямого попадания в эсминец «Оборо», в результате чего тот разломился и тут же затонул. От близких разрывов разрушились кормовая оконечность и рулевое устройство эсминца «Хицухару», но этот корабль смог своим ходом добраться до порта Какумабэцу. После этого и без того недостаточное снабжение гарнизонов Атгу и Кыски ухудшилось, т.к. японцы стали использовать для этого не конвои, а одиночные транспорты, которые прорывались к островам под прикрытием туманов.

С наступлением ноября суровые погодные условия заставили американцев минимизировать действия авиации. Бомбардировщики стали отправляться на задания эпизодически, а летавшие наиболее интенсивно «Каталины» занимались, в основном, патрулированием и поисково-спасательными операциями. Истребители оказались не готовы к работе во время полярной зимы и практически перестали подниматься в воздух. В общей сложности, до 31 октября они заявили о 32 воздушных победах и еще о 13 самолетах противника, уничтоженных на стоянках.


Против подводной угрозы

Японцы в борьбе за Алеуты использовали значительные силы подводного флота. В 1942-43 гт. у островов и берегов Аляски побывало 35 субмарин, причем некоторые совершили по несколько походов. Помимо того, на Кыску было доставлено 5 сверхмалых подлодок Кроме действий против кораблей противника и ведения разведки, императорские подводники с мая 1943 г. занимались транспортным обеспечением гарнизонов островов. Наученные горьким опытом битвы за Атлантику, американцы хорошо осознавали, сколь серьезную опасность представляют вражеские субмарины, и приложили максимум усилий для борьбы с ними. Задачи ПЛО решали не только авиаподразделения флота СШД но и их канадские коллеги, а также бомбардировщики 11-й ВА

Первую атаку японской подлодки у Алеутов провел экипаж л-та Л Дейвиса 10 июня 1942 г., когда его «Каталина» патрулировала южнее о. Танача. На обнаруженную субмарину были незамедлительно сброшены все имевшиеся на борту бомбы, и авиаторы посчитали, что уничтожили врага. Однако японцы этого не подтвердили.

Через месяц действительного успеха добились канадцы из 8-й эскадрильи. 9 июля экипаж «Болингброка», который возглавлял флайт-сержант Томас, нанес повреждения подводной лодке, обнаруженной у берегов Аляски. Затем ее добили вызванные на подмогу американские корабли. Так погибла Ро-32.

Настоящую охоту на «стальную рыбу» устроили американцы 31 августа, после того как проникнувшая в бухту Назан (о. Атка) Ро-61 торпедировала плавбазу «Кэско» и умудрилась незамеченной выскользнуть в море. Широкий поиск принес свои плоды: экипаж л-та СКоулмена из 42-й эскадрильи засек всплывшую в Беринговом море лодку. «Каталина» пошла в атаку. Противник был обстрелян из пулеметов, а затем на него полетели две 227-кг ФАБ и столько же глубинных бомб. В это время к месту событий подоспела находившаяся неподалеку «Каталина» л-та КЭмма из VP-43, и сброшенные с ее борта бомбы разорвались вблизи начавшей срочное погружение субмарины. На поверхности появилось большое масляное пятно, а вскоре вынырнула и сама беглянка. Точку в ее уничтожении поставил вызванный по радио эсминец «Рейд».

Японцы организовали на Кыске базу подводных лодок, однако смогли создать лишь примитивные, плохо замаскированные укрытия, которые не защищали корабли от налетов американской авиации. Поэтому при объявлении воздушной тревоги подводники старались побыстрее залечь на дно. 28 сентября (по другим данным – 4 ноября) во время такого срочного погружения сильно ударилась о грунт и получила серьезные повреждения Ро-65. Когда вражеские самолеты улетели, она смогла всплыть, но справиться с поступлением воды экипажу не удалось, и через полтора часа субмарина затонула.

Летчики 11-й ВА были причастны к уничтожению еще одной лодки. 14 июля 1943 г. они разбомбили И-7, которая выбросилась на мель после боя с эсминцем «Монэгхэн».

В целом действия авиации стали важным фактором, способствовавшим срыву амбициозных планов адмиралов микадо по организации подводной войны в данном регионе. Хотя японцы и заявили о потоплении 9 кораблей и судов, в действительности им удалось уничтожить лишь один американский транспорт и повредить еще несколько плавединиц.


В 1943 г. на Алеутах стали базироваться патрульные бомбардировщики PV-1 «Вентура»


Наглядное свидетельство свирепого нрава алеутской погоды. Металлические аэродромные полосы скручены ураганом


Туманы часто вынуждали авиацию оставаться на аэродромах


Накануне решающих боев

Приближался новый, 1943 г., которому суждено было стать решающим в борьбе за Алеутские острова. Американцы продолжали наращивать силы в регионе и пользовались самыми незначительными улучшениями погоды для нанесения авиаударов по вражеским гарнизонам. Одним из таких дней небесного «просветления» стало 30 декабря 1942 г., когда состоялся алеутский дебют «Митчеллов»: командир 77-й эскадрильи м-р ДжЛикард повел в рейд на Кыску пятерку B-25D, которую прикрывали четырнадцать «Лайтнингов». Как и положено, первый блин вышел комом. Два бомбардировщика вернулись на базу вскоре после взлета из-за технических причин. В неприятельском порту были обнаружены два транспорта, но поразить их не удалось, причем у первого ведомого Пикарда из-за отказа бомбосбрасывателей часть боевой нагрузки осталась на борту, и ему пришлось возвращаться домой с опасной ношей. От второго ведомого военная удача и вовсе отвернулась – над целью его сбили зенитчики. Истребительный эскорт также не избежал потерь. Внезапно появившиеся «Руфи» сбили два «Лайтнинга». На следующий день 77-я эскадрилья повторила налет на Кыску и снова не добилась успеха. В тот раз на свою базу вернулись все бомбардировщики, хотя без потерь не обошлось. В одном из экипажей погиб кормовой стрелок, а в другом получили ранения оба летчика, причем у одного были прострелены руки, а у второго ноги.

Удача улыбнулась 77-й эскадрилье только 5 января 1943 г. Японцы прозевали атаку трех «Митчеллов», которые потопили в бухте Гольца (о. Атту) транспорт «КотОхиру-Мару» водоизмещением 6500 брт с грузом продовольствия, ГСМ и стройматериалов.

18 января американцы в очередной раз столкнулись с коварством полярной стихии. Утром казалось, что погода благоприятствует для организации налета на Кыску, и в небо поднялись 23 самолета, в т.ч. семь четырехмоторных бомбардировщиков. До цели они добрались без осложнений, но над занятым противником островом всю группу накрыл невесть откуда взявшийся ураган, и шесть машин исчезли без следа. Воистину местные циклоны воевали за японцев, истребители которых не могли похвастать такими успехами. Например, 13 февраля «Руфи» из 452-го коку- тай попытались отразить налет одиннадцати «Митчеллов» и «Либерейторов» на ту же Кыску. В результате предпринятых усилий удалось повредить В-25 л-та КШепарда-младшего, который смог дотянуть на одном двигателе до своего берега, но при посадке разбился.

Поступившие в январе-апреле пополнения не только позволили американцам восполнить потери, но и продолжить накопление сил. Так, в состав 11-й воздушной армии вошла вооруженная «Митчеллами» 40б-я АЭ. 18-я эскадрилья заменила часть своих Р-40 на «Кобры», а 73-я полностью перешла с В-26 на В-25. Морские эскадрильи VP-41 и VP-42 были переформированы в VP-135 и VP-136, которые получили вместо «Каталин» патрульные бомбардировщики PV-1 Ventura. Командование всеми американскими силами на Аляскинско-Алеутском ТВД принял опытный военачальник вице-адмирал Томас К. Кинкейд, принимавший участие в битвах в Коралловом море, у Мидуэя и на Гуадалканале.

В феврале начал действовать аэродром на о. Амчитка, куда перелетели Р-40К из 18-й эскадрильи, приступившие к воздушному патрулированию. Надо сказать, что пока шло обустройство этой базы, японские поплавковые истребители регулярно наведывались сюда и безнаказанно обстреливали стройку. 18 февраля пара «Руфей» снова появилась возле Амчитки, но теперь ей пришлось вступить в схватку с «Киттихоками», которые пилотировали м-р КЛарсон и л-т Э.Стоун. Американцы провели образцово-показательный бой, в котором сбили обоих агрессивных визитеров. Больше японские истребители сюда не залетали.

В марте японцы предприняли последние попытки провести к Алеутам конвои снабжения. Вначале им сопутствовал успех, и 10 числа два транспорта под эскортом крейсеров и эсминцев благополучно достигли бухты Гольца. Однако следующий конвой американские корабли перехватили у Командорских островов и после четырехчасового морского сражения заставили повернуть назад. Авиация в том бою участвовала чисто символически. Американцы попытались направить на разведку «Кингфишер», который доставила гидроавиабаза «Кэско». Однако самолет быстро получил повреждение от огня ПВО противника и вернулся к своему кораблю. У японцев в воздухе также находился лишь один поплавковый разведчик, который принадлежал крейсеру «Нати». Выполнить задание его экипажу тоже не удалось из-за действий неприятельских зенитчиков. Во время артиллерийской дуэли между кораблями на палубах были уничтожены один американский и два японских катапультных самолета.

После этих событий японцам стало ясно, что долго удерживать Any и Кыску они не смогут, тем более, что янки усилили давление на островные гарнизоны. Однако сдаваться воспитанные на древних боевых традициях воины Страны восходящего солнца не собирались и как могли сопротивлялись атакам врага. Так, 30 марта во время налета шести «Митчеллов» на Кыску зенитчики повредили четыре самолета. Кроме того, шедший на сверхмалой высоте В-25 л-та И.Гендриксена едва не погиб от взрывов бомб, сброшенных летевшими впереди бомбардировщиками. У «Митчелла» пострадала левая консоль крыла, створки бомболюка заклинило в открытом положении, а одна 227-кг ОФАБ застряла в отсеке, зацепившись за поврежденный бомбодержатель. Чтобы избавиться от нее, л-ту АГорну пришлось исполнить рискованный трюк лежа на краю бомболюка, он после 15-минутной борьбы с искореженной железякой и врывавшимся воздушным потоком вытолкнул злополучную бомбу.


«Либерейтор», совершивший вынужденную посадку на одном из Алеутских о-вов


У берегов Аляски разведчик «Кингфишер» с крейсера «Солт-Лейк-Сити» перегружают на гидроавиабазу «Кэско». Самолет получил повреждения во время морского боя у Командорских островов в марте 1943 г.


Штурм Атту

Американцы решили начать освободительную миссию с острова Any. Там и гарнизон был послабее (оценивался примерно в 1000 человек, хотя на самом деле оказался в два раза больше), и расположение острова позволяло блокировать Кыску. Начать операцию, получившую название «Песчаный краб», запланировали 5 мая 1943 г. Для участия в ней привлекли 34 корабля, в том числе 3 линкора и эскортный авианосец «Нассау», на борту которого находилось 25 «Уайлдкетов» и «Эвенджеров». 11-я ВА выделила для воздушной поддержки десанта 168 своих самолетов. Высаживаться на берег предстояло частям 7-й механизированной дивизии.

5 мая сухопутные аэродромы американцев оказались затянуты туманом, и на бомбардировку Атту отправились только самолеты «Нассау», которые смогли взлететь с палубы, несмотря на начинавшийся шторм. Они успешно отработали по намеченным целям, избежав потерь от неприятельского огня, однако за время рейда океан разбушевался, и при возвращении на корабль несколько палубников разбилось. На следующий день шторм разошелся вовсю, и моряки не помышляли о ратных подвигах. Зато ветер разогнал туман, позволив подняться в воздух самолетам 11-й ВА, которые принялись обрабатывать Атту.

Лишь 11 мая погода позволила начать высадку, и передовые части 7-й дивизии закрепились на берегу бухты Гольца. Японцы по непонятной причине вели себя крайне пассивно. Однако, когда на следующее утро американцы попытались продвинуться в глубь остова, они натолкнулись на упорное сопротивление противника. Стараясь помочь десанту, «Митчеллы» и «Либерейторы» разбомбили расположенные в районе бухты Гольца артиллерийские позиции. Но авиация успела подавить лишь незначительную часть огневых точек, так как во второй половине дня погода опять испортилась, и ни один самолет не смог появиться над полем боя.

В дальнейшем авиации приходилось действовать эпизодически, пользуясь «окнами» в ненастье. Тем не менее, экипажи бомбардировщиков провели несколько очень эффективных атак, способствуя развитию наступления 7-й дивизии. Например, благодаря авиационной поддержке удалось достаточно быстро прорвать сильные укрепления около бухты Чичагова. Берег в этом районе стал для японского гарнизона местом последнего боя. 28 мая более 800 оставшихся в живых солдат и офицеров во главе со своим командиром п-ком Ямадзаки закрепились у самого океана, намереваясь сражаться до конца. Американцы попытались предложить им сдаться, для чего экипаж л-та О.Гленна разбросал со своей «Каталины» тысячи листовок, но эти прокламации только подстегнули японцев к решительным действиям. Раненые покончили с собой или были добиты товарищами по оружию, а оставшиеся бросились в отчаянную контратаку, которую янки с трудом отбили. Но и после этого побоища выжившие солдаты микадо считали, что не до конца исполнили свой воинский долг. Начались массовые самоубийства. В плен угодили всего 28 человек Американцам захват Атту стоил 550 убитых и 1148 раненых.

А что же японская авиация? На Кыске оставалось полтора десятка «Руфей», но они ни разу не появились над Any. Зато с далекого Параму- шира выполнили несколько налетов двухмоторные «Бегги». Первую попытку они предприняли 12 мая(6*), но из-за плохой погоды не смогли выйти на цель. Утром 22 мая 19 бомбардировщиков появились над бухтой Гольца и сбросили свой груз на корабли противника. Экипажи заявили о потоплении эсминца и повреждении крейсера (по американским данным, корабли получили лишь незначительные повреждения). Один самолет с задания не вернулся. Через сутки к Алеутам приблизились 17 «Бетти», но их перехватила шестерка «Лайтнингов». Бой длился 25 минут, и за это время американцы сбили 5 самолетов, три из которых – на счету л-та Ф.Мура-младшего. Кроме него, по одной победе одержали л-т Г.Хиггинс и подп-к Дж.Уоп. Правда, японцы признали потерю только двух бомбардировщиков. Это оказались последние воздушные победы, одержанные летчиками 11-й ВА над Алеутами.

6* По американскому времени. Японцы датируют события на день позже, т.к. Атту и Кыска находятся в районе линии перемены дат.


Даешь Кыску!

Штаб адмирала Киндейда оценивал гарнизон Кыски примерно в 8000 человек (на самом деле – чуть больше 5000). Учитывая опыт захвата Атту, была разработана весьма крупная операция «Копедж», в которой решили задействовать 34000 американских военнослужащих, 5400 канадских и более сотни кораблей. Важная роль отводилась 11-й

ВА, силы которой возросли до 358 самолетов. Провести высадку запланировали в середине августа, и почти все лето отводилось авиации для широкомасштабного воздушного наступления на остров. Для повышения эффективности бомбометания американцы перебросили на Алеуты эскадрилью VB-135, на вооружении которой находились оснащенные радарами «Вентуры», способные обнаруживать наземные цели в условиях местной погоды. Им предстояло лидировать «Митчеллы» и «Либерейторы» во время рейдов на Кыску. Первый такой вылет состоялся 31 мая.

В июне-июле американцы проводили налеты со все возрастающей интенсивностью. Один из наиболее сильных прошел 22 июля, когда 76 самолетов сбросили на неприятельские позиции 212 т бомб. Японская ПВО оказывала достойное сопротивление, но нанести большой урон врагу была просто не в состоянии. Например, того же 22 июля зенитчикам удалось сбить лишь один В-25, еще 18 машин получили повреждения, из них одна разбилась при посадке. О действиях «Руфей» известные источники вообще не упоминают. Очевидно, поплавковые истребители были выведены из строя во время бомбежек или обстрелов корабельной артиллерии.


На завершающей фазе Алеутской кампании японцы использовали дальние бомбардировщики G4M1 «Бетти»


«Митчеллы» и «Каталины» на стоянках аэродрома острова Амчитка. Лето 1943 г.


Американцы использовали авиацию и для морской блокады Кыски. Наибольшего успеха на этом поприще удалось добиться 10 июля. В тот день экипажи двух патрульных «Каталин» высмотрели в океане по паре транспортов и немедля навели на них В-25 из 73-й эскадрильи. Бомбардиры «Митчеллов» знали свое дело – вскоре два судна пошли на дно. Однако главный сюрприз противника янки прозевали…

Японское командование решило, что гибель со славою – не лучшее применение оставшимся на Кыске силам. Императорская ставка разработала план эвакуации, которую собирались начать в первых числах июля, но по разным причинам отложили почти на месяц. Наконец-то 28 июля эвакуационное соединение в составе двух легких крейсеров и шести эсминцев (по другим данным – одиннадцати эсминцев), прикрываясь туманом, подошло к острову. Там солдаты готовились к отступлению: уничтожали все, что нельзя было забрать с собой, сбрасывали в море тяжелое вооружение, ставили мины-ловушки, а затем собрались на берегу в ожидании посадки. Едва стало светать, как они погрузились на корабли, и через час на Кыске не осталось ни одного японца. 2 августа соединение без потерь прибыло на Парамушир. Так была проведена одна из наиболее образцовых операций по эвакуации войск морем за время Второй мировой.

Американцы еще долго считали, что остров занят врагом, и продолжали нещадно бомбить его и обстреливать. Они даже перебросили на Алеуты дополнительные силы. Например, 73-я эскадрилья пополнилась B-25G, вооруженными 75-мм пушками, которые 12 августа выполнили свой первый боевой вылет, выпустив по предполагаемому противнику 22 снаряда. Между тем, авиаразведка стала докладывать о странных вещах: неприятельские солдаты перестали засыпать воронки от бомб, незаметны какие-либо перемещения по острову, остаются без движения катера и баржи в бухте. Не могло не вызывать удивления и отсутствие зенитного огня. Обсудив полученную информацию, американское командование решило, что японцы спрятались в бункерах и готовятся встретить десант в ближнем бою. Поэтому с высадкой решили не спешить, назначив ее лишь на 15 августа. В тот день корабли обстреляли Кыску 8 раз, а самолеты сбросили на нее 135 т бомб и кипы листовок с призывами к сдаче в плен. Затем по всем правилам военного искусства начался захват плацдармов в двух разных местах. Американские солдаты все прибывали на остров и не встречали врага, а лишь натыкались на оставленные мины. В конце концов, обыскав за 8 дней все пещеры Кыски, янки убедились в отсутствии японцев. Как им удалось исчезнуть, американцы узнали только после войны.

В общей сложности за Алеутскую кампанию 11-я ВА совершила около 4000 боевых вылетов, сбросив на противника 3500 т бомб. Было уничтожено 54 японских самолета, из них 34 – в воздушных боях: 9 на Р-40, 10 на «Кобрах» и 15 на «Лайтнингах». Свои потери составили 214 машин, из них только 40 погибли от воздействия противника, остальные разбились в различных летных происшествиях, большей частью связанных с превратностями погоды. Флот недосчитался 39 «Каталин». С японской стороны известна статистика 452-го кокутая, из которой следует, что за время пребывания на Алеутах эта часть записала на свой счет 15 достоверно сбитых самолетов и 5 предположительно, потеряв от вражеского огня 8 истребителей и 6 летчиков.

После 15 августа японская авиация еще несколько раз появлялась в районе Алеутов. Так, 13 октября девять «Бетги» навестили Атту и сбросили бомбы на недавно построенный американцами аэродром и корабли в заливе Массакр. Наперехват поднялось несколько Р-40К но противник успел уйти. Через неделю повстречались одиночные «Каталина» и «Бетги», экипажи которых устроили пулеметную дуэль. После непродолжительной пальбы самолеты разошлись без видимых повреждений. Больше воздушных боев возле Алеутов не происходило.

А в мае 1944 г. у островов снова появились подводные авианосцы японцев И-19, И-25 и И-26, которым предстояло выполнить разведывательные миссии. С поставленной задачей в полной мере смогла справиться только последняя лодка. 17 мая доставленный ею поплавковый E14Y «Глен» пролетел над Кыской и Амчиткой, 20 мая – над Умнаком и Уналас- кой, а 21 он прошел над Дач-Харбором. Экипажу самолета с субмарины И-25 удалось выполнить лишь один вылет и провести разведку в районе Дач-Харбора. Американцы обнаружили подлодку, что вынудило ее уходить, едва приняв на борт E14Y. Меньше всего повезло И-19. Когда моряки приготовились выпустить «Глен», в воздухе появимся самолет противника, и подводникам пришлось срочно погрузиться, бросив свой гидроплан на поверхности. На этом японцы прекратили попытки использовать авиацию у Алеутов.


Kittyhawk Mk.l из 111-й АЭ Королевских канадских ВВС, декабрь 1942 г.


P-39F из 57-й АЭ 54-й ИАГ ВВС США. Кадьяк, лето 1942 г.


P-38F к-на Джорджа Лейвена из 54-й АЭ ВВС США. Адак, 1943 г.


Р-40Е из 11 -й АЭ «Алеутские тигры» 343-й ИАГ ВВС США, 1942 г.


Каваниси Е-7К «Альф» с легкого крейсера «Абакума», 1942 г.


Виктор Кудрявцев/ Иркутск, Андрей Совенко/ «АиВ»

Фото Aircraft Nuclear Propulsion


Примечания:



Забытая кампания

Окончание. Начало в «АиВ», №2'04.


Американцы реагируют

Прошло уже более двух суток, как японцы захватили Атту и Кыску, а в США еще никто не ведал о высадке врага на американской территории. 10 июня 1942 г. в очередной патрульный полет к удаленным островам отправился четырехмоторный LB-30. Будучи уверенным, что все «о'кэй», командир экипажа к-н Р.Спир снизился до 60 м и на этой высоте выскочил к гавани Кыски, занятой неизвестными кораблями, которые авиаторы приняли за американский конвой. Утрата бдительности едва не стоила им жизни, т.к. моряки микадо среагировали на появление большого самолета молниеносно, открыв плотный зенитный огонь. Теперь Спиру пришлось продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества: он лихо вывел машину из-под обстрела и скрылся в облаках. Его радист тут же отстучал тревожное шифрованное сообщение. Доразведку обстановки провели две «Каталины», и вскоре все высшие должностные лица США, включая президента Рузвельта, знали, что японцы укрепились в 3000 км от Сиэтла.

В Вашингтоне трезво оценили ситуацию. Теоретически японцы могли разместить на Алеутах дальние бомбардировщики и организовать налеты на города Западного побережья Штатов, но для этого им требовалось доставить за тысячи километров дополнительный личный состав, наземную технику, огромное количество боеприпасов, горючего и других грузов, что в сложившейся обстановке было почти невозможно. И совсем уж фантастически выглядело использование Алеутов в качестве плацдарма для захвата Америки. Однако проигнорировать дерзкую выходку коварного противника администрация Рузвельта не могла, т.к. приходилось считаться и с общественным мнением внутри страны, и с международным резонансом. Поэтому было решено захватчиков с островов прогнать, но сделать это без излишней спешки, проведя воздушную кампанию по изматыванию противника, накопив побольше сил и поудобнее их разместив. Американцы принялись обстоятельно обустраивать ТВД, создавая новые базы, в частности, построили аэродром на о. Амчитка, откуда до Кыски было всего 138 км, а до Атту – 462. Позаботились янки и об оборудовании станций системы радионавигации LORAN, что значительно упростило штурманскую работу в сложных условиях тех мест. Ничего подобного японцы сделать не смогли.

Параллельно американцы сосредотачивали силы, в том числе авиационные. До конца июля расположенную в регионе 11-ю ВА пополнили вооруженные «Аэрокобрами» 42-я, 56-я, 57-я эскадрильи, из которых сформировали 5б-ю ИАГ. Прибыла оснащенная «Лайтнингами» 54-я АЭ. Ее вместе с местными «ветеранами» – 11-й и 18-й эскадрильями свели в 343-ю группу, возглавленную Ченнолтом-младшим. Бомбардировочную авиацию сосредоточили в 28-й смешанной группе. В ней находились Зб-я и 73-я эскадрильи, перевооружившиеся с устаревших В-18 на новенькие В-17 и В-26,77-я эскадрилья на В-25 и 404-я – на В-24. Авиацию флота представляли пять эскадрилий «Каталин» и одна, вооруженная поплавковыми «Кингфишерами», которые могли использовать и с колесного шасси. На восточном фланге действовали авиаподразделения канадцев: 111-я и 118-я ИАЭ на Р-40, а также две патрульные эскадрильи на «Болингброках». В общей сложности союзники располагали на Аляске и Алеутах более чем 260 боевыми самолетами.

Японцам удалось использовать для защиты островов куда менее значительные силы. Авианосное соединение адмирала Какуты, прокрейсировав без толку до 20 июня в 400 милях южнее Атту, отправилось на базу Оминато. Там его пополнили авианосцами «Дзуйкаку» и «Дзуйхо», а также тяжелыми крейсерами, после чего эскадра снова выдвинулась к Алеутам, заняв позицию в 400 милях южнее Кыски. Однако через неделю соединение ушло из этих вод навсегда, и палубные самолеты не приняли участия в противодействии американским флоту и авиации, которые быстро захватили господство в этой зоне Тихого океана, не позволив противнику наладить полноценное снабжение алеутских гарнизонов. В итоге на Атгу и Кыске сухопутные аэродромы японцы построить не смогли. Для истребительного прикрытия пришлось использовать поплавковые A6M2-N Rufe из 452-го кокутая, но и этих машин удалось доставить явно недостаточное количество – всего лишь около 35 единиц. Кроме них, на островах базировались более 20 морских разведчиков различных типов, в т.ч. 6 четырехмоторных летающих лодок Н6К4 Mavis из Токо кокутая. Через год после захвата островов в интересах защитников Атту и Кыски стали действовать более 20 дальних бомбардировщиков G4M1 Betty из 752-го кокутая, которые совершали рейды с курильского о. Парамушир, однако их влияние на развитие боевых действий оказалось мизерным.


Кампания на изматывание

Американцы нанесли первый авиаудар по высадившимся на Алеутах японцам уже 10 июня 1942 г. Как только радиограмма к-на Спира достигла штаба 11-й Воздушной армии, сразу было принято решение отправить на бомбежку группу тяжелых бомбардировщиков. Пять «крепостей» и столько же «Либерейторов» взлетели с аэродрома Колд-Бей на Аляске и после дозаправки на о. Умнак вышли к Кыске. Сброшенные на неприятельские корабли бомбы вреда им не причинили, однако начало кампании было положено.

В течение трех последующих дней наибольшую активность проявили экипажи «Каталин», которые были хорошо подготовлены для действий в суровых местных условиях, да и сами машины подходили для такой войны как нельзя лучше. Морские авиаторы сбросили на стоявшие у Кыски корабли 65 т бомб, однако особыми достижениями похвастаться не могли. Наибольшего успеха удалось добиться 12 июня, когда от близких разрывов у эсминца «Хибаки» разошлись швы в носовой части, и его пришлось отправить для ремонта в Оминато. 14 июня японские комендоры отыгрались. Во время очередного налета зенитным огнем была поражена и взорвалась в воздухе «Каталина» л-та Лилэйда, из экипажа которой никто спастись не смог.

Налеты вражеской авиации стали для японцев неотъемлемой частью боевых будней. Они старались использовать все наличные силы для противодействия настойчивому противнику, в т.ч. поплавковые разведчики. Так, 25 июня такой самолет атаковал «Каталину» л-та ДжЛитси из эскадрильи VP-41, которая вела разведку в районе Кыски. Амфибия смогла уйти, однако один из членов ее экипажа погиб. Американцы посчитали, что пострадали от действий «Руфи», но они ошиблись, так как истребителей этого типа на Алеутах в то время еще не было. В хронике 452-го кокутая первый бой над неприветливыми островами зафиксирован только 8 июля: тогда несколько A6M2-N набросились на одинокий «Либерейтор», но сбить отстреливавшийся из всех стволов бомбардировщик не смогли. Успех пришел лишь 12 июля, когда во время боя с тремя В-17 и семью В-24 удалось сбить один корабль. Причем японцы посчитали, что уничтожили «Либерейтор», а янки признали потерю «крепости».


«Кобры» и «Дакоты» на авиабазе Колд-Бей. Аляска, 1942 г.


В битве за Алеуты японцы потеряли 6 летающих лодок Н6К4 «Мейвис»


Канадские «Болигброки» являлись вариантом английского бомбардировщика «Блейнхейм»


Вскоре этот «Кингфишер» из эскадрильи VS-50 отправится на задание


Летчики микадо пытались контратаковать базы противника, однако ввиду недостатка сил такие вылазки получались весьма вялыми. Например, 3 августа четверка летающих лодок «Мейвис», возглавляемая капитан-лейтенантом Ито Сукемицу, совершила безрезультатный налет на стоявшие в бухте Гарольда (о. Фокс) американские корабли. На следующий день эта группа попыталась повторить атаку, но при подходе к цели наткнулась на неприятельский воздушный патруль, состоявший из нескольких пар «Лайтнингов». На пути летающих лодок оказались истребители, пилотируемые л-тами К.Этиброузом и С.Лонгом. Для японцев это рандеву имело самые печальные последствия. После непродолжительного боя две пылающие «Мейвис» упали в воду, многочисленные пробоины получила командирская машина, однако, проявив незаурядные летное мастерство и волю, Ито смог довести ее до Кыски. Расправившиеся с его группой Этиброуз и Лонг вошли в историю как первые пилоты, одержавшие победы на Р-38. Ликвидацию алеутских «Мейвис» американцы вскоре продолжили, уничтожив во время очередного налета на Кыску три находившиеся на плаву лодки.

8 августа, наконец-то, настоящий успех пришел к экипажам «Каталин». Самолеты из VP-41 и VP-51 провели бомбардировку порта Кыски и пустили на дно транспорт «Кано-Ма- ру». От огня ПВО никто не пострадал, однако жестокий алеутский бог погоды заставил заплатить дань за этот успех. На обратном пути пропала машина из 41-й эскадрильи, и на ее поиски отправили все исправные PBY-5. Во время спасательной операции были потеряны вместе с экипажами две «Каталины»: амфибия л-та ДРейвена пропала бесследно, а машина мл. л-та Фегюса врезалась в гору на о. Уналаска. Самолет, из-за которого начался переполох, все же удалось отыскать. Он болтался на волнах с пустыми бензобаками неподалеку от о. Умнак. Следует отметить, что погода наносила американцам куда больший урон, чем японцы. Например, из 72 самолетов, потерянных с 5 июня до конца октября, только 9 были уничтожены противником, а остальные погибли в сложных метеоусловиях.

До середины сентября американские авиаторы отмечали усиление сопротивления противника. 14 числа состоялся крупнейший воздушный бой за всю алеутскую кампанию, ставший, пожалуй, переломным моментом в борьбе над островами. В тот день впервые в боевой операции использовали новый аэродром на о. Адак, откуда взлетели 12 «Либерейторов» в сопровождении 14 «Лайтнингов» и такого же количества «Аэрокобр» (по другим данным, насчитывалось 25 истребителей). Оказавшись над Кыской, американцы обнаружили, что в гавани стоят несколько транспортов, которые, как потом выяснилось, использовали для переброски части сил с Атту. Кроме того, там находилось до десятка гидросамолетов и три подводные лодки, так что целей хватало. Неприятель оказался готов к отражению налета, т.к. расположившиеся на о. Малая Кыска наблюдатели ПВО своевременно обнаружили надвигавшуюся угрозу. Американские самолеты встретили не только ожесточенный зенитный огонь, но и четыре «Руфи» (в некоторых источниках указано, что на перехват поднялись также два поплавковых разведчика). Однако это не помешало бомбардирам «Либерейторов» выполнить свою работу и утопить два судна, а также последнюю из находившихся на островах «Мейвис».

По целям на Кыске отработала и большая часть истребителей сопровождения. Другая часть отразила атаку вражеских самолетов, летчики которых с самурайской отвагой бросились в бой. Пилотировавшие «Кобры» л-ты ДжАрта и У.Метгьюз довольно легко переманеврировали поплавковые машины японцев и расстреляли две «Руфи». В общей сложности американские истребители заявили о пяти сбитых, в т.ч. одном разведчике Е1 ЗА, и еще пяти машинах, уничтоженных на плаву. Собственные потери оказались немногочисленными, но чувствительными. Атакуя цель на малой высоте, столкнулись два «Лайтнинга», в кабинах которых находились командир 54-й эскадрильи м-р Джексон и л-т ДКроу. Оба летчика погибли. По данным противника, в ходе этого боя унтер-офицер Сазаки сбил три Р-38 и одну «Кобру», а унтер-офицер Миназава Минору – один «Лайтнинг» достоверно и еще один предположительно. Японцы признали потерю двух «Руфей», кроме того, из строя был выведен самолет Сазаки, который получил серьезные повреждения, при посадке набрал воды в поплавок, перевернулся и затонул.

После этого боя в строю остался лишь один A6M2-N, но в ближайшие дни и он был уничтожен во время налета. 25 сентября японцы доставили на Алеуты новую партию истребителей, которые с ходу понесли потери. В тот день американцы провели крупный, по местным меркам, рейд на Кыску, задействовав в нем один В-17, десять В-24, одиннадцать Р-39, тринадцать-четырнадцать своих Р-40 и четыре канадских. Бомбардировщики в очередной раз засыпали бомбами причалы, береговые сооружения и якорные стоянки. Их экипажи объявили о потоплении одного транспорта и предположительном повреждении еще нескольких плавединиц. В акватории порта находился десяток новоприбывших «Руфей», две из которых смогли подняться в воздух, однако ни скорости, ни высоты они набрать не успели. Канадский комэск скуадрон-лидер КБумер быстро сбил один взлетевший истребитель(5*), а со вторым разделался Ченнолт-младший, возглавлявший в том вылете своих «тигров». Почин командиров поддержали их подчиненные, которые атаковали оставшиеся на воде A6M2-N и заявили об уничтожении пяти из них. В некоторых источниках сообщается так-же о «Руфи», сбитой в районе о. Адак летчиком «Кобры» к-ном Д.Джонсоном – будущим асом с двадцатью двумя победами.

В дальнейшем американцы продолжали наносить урон вражеским гидроистребителям. Так, 28 сентября удача улыбнулась к-ну АРайсу из 42-й эскадрильи, который в ходе патрульного вылета встретился с двумя «Руфями». Пулеметы на его «Кобре» отказали, но Райе был метким стрелком и смог добиться успеха, используя только 37-мм пушку. По первому самолету он выпустил четыре снаряда, по второму – два, и хотя японцы получили лишь по одному попаданию, им этого хватило.

5* Эта победа оказалась единственной, одержанной канадскими истребителями за всю войну на Алеутах.


500-фунтовые бомбы под крылом «Каталины»


Л-т С.Лонг садится в свой «Лайтнинг»


В октябре, с приближением полярной зимы, активность авиации стала падать. И все же, 17 числа американские бомбардировщики сумели одержать важную победу. Шесть В-24 (по другим данным, В-26) атаковали группу эсминцев Императорского флота, возвращавшуюся с Кыски после доставки туда партии грузов. Несмотря на сильный зенитный огонь, которым был сбит один самолет, удалось выполнить прицельное бомбометание и добиться прямого попадания в эсминец «Оборо», в результате чего тот разломился и тут же затонул. От близких разрывов разрушились кормовая оконечность и рулевое устройство эсминца «Хицухару», но этот корабль смог своим ходом добраться до порта Какумабэцу. После этого и без того недостаточное снабжение гарнизонов Атгу и Кыски ухудшилось, т.к. японцы стали использовать для этого не конвои, а одиночные транспорты, которые прорывались к островам под прикрытием туманов.

С наступлением ноября суровые погодные условия заставили американцев минимизировать действия авиации. Бомбардировщики стали отправляться на задания эпизодически, а летавшие наиболее интенсивно «Каталины» занимались, в основном, патрулированием и поисково-спасательными операциями. Истребители оказались не готовы к работе во время полярной зимы и практически перестали подниматься в воздух. В общей сложности, до 31 октября они заявили о 32 воздушных победах и еще о 13 самолетах противника, уничтоженных на стоянках.


Против подводной угрозы

Японцы в борьбе за Алеуты использовали значительные силы подводного флота. В 1942-43 гт. у островов и берегов Аляски побывало 35 субмарин, причем некоторые совершили по несколько походов. Помимо того, на Кыску было доставлено 5 сверхмалых подлодок Кроме действий против кораблей противника и ведения разведки, императорские подводники с мая 1943 г. занимались транспортным обеспечением гарнизонов островов. Наученные горьким опытом битвы за Атлантику, американцы хорошо осознавали, сколь серьезную опасность представляют вражеские субмарины, и приложили максимум усилий для борьбы с ними. Задачи ПЛО решали не только авиаподразделения флота СШД но и их канадские коллеги, а также бомбардировщики 11-й ВА

Первую атаку японской подлодки у Алеутов провел экипаж л-та Л Дейвиса 10 июня 1942 г., когда его «Каталина» патрулировала южнее о. Танача. На обнаруженную субмарину были незамедлительно сброшены все имевшиеся на борту бомбы, и авиаторы посчитали, что уничтожили врага. Однако японцы этого не подтвердили.

Через месяц действительного успеха добились канадцы из 8-й эскадрильи. 9 июля экипаж «Болингброка», который возглавлял флайт-сержант Томас, нанес повреждения подводной лодке, обнаруженной у берегов Аляски. Затем ее добили вызванные на подмогу американские корабли. Так погибла Ро-32.

Настоящую охоту на «стальную рыбу» устроили американцы 31 августа, после того как проникнувшая в бухту Назан (о. Атка) Ро-61 торпедировала плавбазу «Кэско» и умудрилась незамеченной выскользнуть в море. Широкий поиск принес свои плоды: экипаж л-та СКоулмена из 42-й эскадрильи засек всплывшую в Беринговом море лодку. «Каталина» пошла в атаку. Противник был обстрелян из пулеметов, а затем на него полетели две 227-кг ФАБ и столько же глубинных бомб. В это время к месту событий подоспела находившаяся неподалеку «Каталина» л-та КЭмма из VP-43, и сброшенные с ее борта бомбы разорвались вблизи начавшей срочное погружение субмарины. На поверхности появилось большое масляное пятно, а вскоре вынырнула и сама беглянка. Точку в ее уничтожении поставил вызванный по радио эсминец «Рейд».

Японцы организовали на Кыске базу подводных лодок, однако смогли создать лишь примитивные, плохо замаскированные укрытия, которые не защищали корабли от налетов американской авиации. Поэтому при объявлении воздушной тревоги подводники старались побыстрее залечь на дно. 28 сентября (по другим данным – 4 ноября) во время такого срочного погружения сильно ударилась о грунт и получила серьезные повреждения Ро-65. Когда вражеские самолеты улетели, она смогла всплыть, но справиться с поступлением воды экипажу не удалось, и через полтора часа субмарина затонула.

Летчики 11-й ВА были причастны к уничтожению еще одной лодки. 14 июля 1943 г. они разбомбили И-7, которая выбросилась на мель после боя с эсминцем «Монэгхэн».

В целом действия авиации стали важным фактором, способствовавшим срыву амбициозных планов адмиралов микадо по организации подводной войны в данном регионе. Хотя японцы и заявили о потоплении 9 кораблей и судов, в действительности им удалось уничтожить лишь один американский транспорт и повредить еще несколько плавединиц.


В 1943 г. на Алеутах стали базироваться патрульные бомбардировщики PV-1 «Вентура»


Наглядное свидетельство свирепого нрава алеутской погоды. Металлические аэродромные полосы скручены ураганом


Туманы часто вынуждали авиацию оставаться на аэродромах


Накануне решающих боев

Приближался новый, 1943 г., которому суждено было стать решающим в борьбе за Алеутские острова. Американцы продолжали наращивать силы в регионе и пользовались самыми незначительными улучшениями погоды для нанесения авиаударов по вражеским гарнизонам. Одним из таких дней небесного «просветления» стало 30 декабря 1942 г., когда состоялся алеутский дебют «Митчеллов»: командир 77-й эскадрильи м-р ДжЛикард повел в рейд на Кыску пятерку B-25D, которую прикрывали четырнадцать «Лайтнингов». Как и положено, первый блин вышел комом. Два бомбардировщика вернулись на базу вскоре после взлета из-за технических причин. В неприятельском порту были обнаружены два транспорта, но поразить их не удалось, причем у первого ведомого Пикарда из-за отказа бомбосбрасывателей часть боевой нагрузки осталась на борту, и ему пришлось возвращаться домой с опасной ношей. От второго ведомого военная удача и вовсе отвернулась – над целью его сбили зенитчики. Истребительный эскорт также не избежал потерь. Внезапно появившиеся «Руфи» сбили два «Лайтнинга». На следующий день 77-я эскадрилья повторила налет на Кыску и снова не добилась успеха. В тот раз на свою базу вернулись все бомбардировщики, хотя без потерь не обошлось. В одном из экипажей погиб кормовой стрелок, а в другом получили ранения оба летчика, причем у одного были прострелены руки, а у второго ноги.

Удача улыбнулась 77-й эскадрилье только 5 января 1943 г. Японцы прозевали атаку трех «Митчеллов», которые потопили в бухте Гольца (о. Атту) транспорт «КотОхиру-Мару» водоизмещением 6500 брт с грузом продовольствия, ГСМ и стройматериалов.

18 января американцы в очередной раз столкнулись с коварством полярной стихии. Утром казалось, что погода благоприятствует для организации налета на Кыску, и в небо поднялись 23 самолета, в т.ч. семь четырехмоторных бомбардировщиков. До цели они добрались без осложнений, но над занятым противником островом всю группу накрыл невесть откуда взявшийся ураган, и шесть машин исчезли без следа. Воистину местные циклоны воевали за японцев, истребители которых не могли похвастать такими успехами. Например, 13 февраля «Руфи» из 452-го коку- тай попытались отразить налет одиннадцати «Митчеллов» и «Либерейторов» на ту же Кыску. В результате предпринятых усилий удалось повредить В-25 л-та КШепарда-младшего, который смог дотянуть на одном двигателе до своего берега, но при посадке разбился.

Поступившие в январе-апреле пополнения не только позволили американцам восполнить потери, но и продолжить накопление сил. Так, в состав 11-й воздушной армии вошла вооруженная «Митчеллами» 40б-я АЭ. 18-я эскадрилья заменила часть своих Р-40 на «Кобры», а 73-я полностью перешла с В-26 на В-25. Морские эскадрильи VP-41 и VP-42 были переформированы в VP-135 и VP-136, которые получили вместо «Каталин» патрульные бомбардировщики PV-1 Ventura. Командование всеми американскими силами на Аляскинско-Алеутском ТВД принял опытный военачальник вице-адмирал Томас К. Кинкейд, принимавший участие в битвах в Коралловом море, у Мидуэя и на Гуадалканале.

В феврале начал действовать аэродром на о. Амчитка, куда перелетели Р-40К из 18-й эскадрильи, приступившие к воздушному патрулированию. Надо сказать, что пока шло обустройство этой базы, японские поплавковые истребители регулярно наведывались сюда и безнаказанно обстреливали стройку. 18 февраля пара «Руфей» снова появилась возле Амчитки, но теперь ей пришлось вступить в схватку с «Киттихоками», которые пилотировали м-р КЛарсон и л-т Э.Стоун. Американцы провели образцово-показательный бой, в котором сбили обоих агрессивных визитеров. Больше японские истребители сюда не залетали.

В марте японцы предприняли последние попытки провести к Алеутам конвои снабжения. Вначале им сопутствовал успех, и 10 числа два транспорта под эскортом крейсеров и эсминцев благополучно достигли бухты Гольца. Однако следующий конвой американские корабли перехватили у Командорских островов и после четырехчасового морского сражения заставили повернуть назад. Авиация в том бою участвовала чисто символически. Американцы попытались направить на разведку «Кингфишер», который доставила гидроавиабаза «Кэско». Однако самолет быстро получил повреждение от огня ПВО противника и вернулся к своему кораблю. У японцев в воздухе также находился лишь один поплавковый разведчик, который принадлежал крейсеру «Нати». Выполнить задание его экипажу тоже не удалось из-за действий неприятельских зенитчиков. Во время артиллерийской дуэли между кораблями на палубах были уничтожены один американский и два японских катапультных самолета.

После этих событий японцам стало ясно, что долго удерживать Any и Кыску они не смогут, тем более, что янки усилили давление на островные гарнизоны. Однако сдаваться воспитанные на древних боевых традициях воины Страны восходящего солнца не собирались и как могли сопротивлялись атакам врага. Так, 30 марта во время налета шести «Митчеллов» на Кыску зенитчики повредили четыре самолета. Кроме того, шедший на сверхмалой высоте В-25 л-та И.Гендриксена едва не погиб от взрывов бомб, сброшенных летевшими впереди бомбардировщиками. У «Митчелла» пострадала левая консоль крыла, створки бомболюка заклинило в открытом положении, а одна 227-кг ОФАБ застряла в отсеке, зацепившись за поврежденный бомбодержатель. Чтобы избавиться от нее, л-ту АГорну пришлось исполнить рискованный трюк лежа на краю бомболюка, он после 15-минутной борьбы с искореженной железякой и врывавшимся воздушным потоком вытолкнул злополучную бомбу.


«Либерейтор», совершивший вынужденную посадку на одном из Алеутских о-вов


У берегов Аляски разведчик «Кингфишер» с крейсера «Солт-Лейк-Сити» перегружают на гидроавиабазу «Кэско». Самолет получил повреждения во время морского боя у Командорских островов в марте 1943 г.


Штурм Атту

Американцы решили начать освободительную миссию с острова Any. Там и гарнизон был послабее (оценивался примерно в 1000 человек, хотя на самом деле оказался в два раза больше), и расположение острова позволяло блокировать Кыску. Начать операцию, получившую название «Песчаный краб», запланировали 5 мая 1943 г. Для участия в ней привлекли 34 корабля, в том числе 3 линкора и эскортный авианосец «Нассау», на борту которого находилось 25 «Уайлдкетов» и «Эвенджеров». 11-я ВА выделила для воздушной поддержки десанта 168 своих самолетов. Высаживаться на берег предстояло частям 7-й механизированной дивизии.

5 мая сухопутные аэродромы американцев оказались затянуты туманом, и на бомбардировку Атту отправились только самолеты «Нассау», которые смогли взлететь с палубы, несмотря на начинавшийся шторм. Они успешно отработали по намеченным целям, избежав потерь от неприятельского огня, однако за время рейда океан разбушевался, и при возвращении на корабль несколько палубников разбилось. На следующий день шторм разошелся вовсю, и моряки не помышляли о ратных подвигах. Зато ветер разогнал туман, позволив подняться в воздух самолетам 11-й ВА, которые принялись обрабатывать Атту.

Лишь 11 мая погода позволила начать высадку, и передовые части 7-й дивизии закрепились на берегу бухты Гольца. Японцы по непонятной причине вели себя крайне пассивно. Однако, когда на следующее утро американцы попытались продвинуться в глубь остова, они натолкнулись на упорное сопротивление противника. Стараясь помочь десанту, «Митчеллы» и «Либерейторы» разбомбили расположенные в районе бухты Гольца артиллерийские позиции. Но авиация успела подавить лишь незначительную часть огневых точек, так как во второй половине дня погода опять испортилась, и ни один самолет не смог появиться над полем боя.

В дальнейшем авиации приходилось действовать эпизодически, пользуясь «окнами» в ненастье. Тем не менее, экипажи бомбардировщиков провели несколько очень эффективных атак, способствуя развитию наступления 7-й дивизии. Например, благодаря авиационной поддержке удалось достаточно быстро прорвать сильные укрепления около бухты Чичагова. Берег в этом районе стал для японского гарнизона местом последнего боя. 28 мая более 800 оставшихся в живых солдат и офицеров во главе со своим командиром п-ком Ямадзаки закрепились у самого океана, намереваясь сражаться до конца. Американцы попытались предложить им сдаться, для чего экипаж л-та О.Гленна разбросал со своей «Каталины» тысячи листовок, но эти прокламации только подстегнули японцев к решительным действиям. Раненые покончили с собой или были добиты товарищами по оружию, а оставшиеся бросились в отчаянную контратаку, которую янки с трудом отбили. Но и после этого побоища выжившие солдаты микадо считали, что не до конца исполнили свой воинский долг. Начались массовые самоубийства. В плен угодили всего 28 человек Американцам захват Атту стоил 550 убитых и 1148 раненых.

А что же японская авиация? На Кыске оставалось полтора десятка «Руфей», но они ни разу не появились над Any. Зато с далекого Параму- шира выполнили несколько налетов двухмоторные «Бегги». Первую попытку они предприняли 12 мая(6*), но из-за плохой погоды не смогли выйти на цель. Утром 22 мая 19 бомбардировщиков появились над бухтой Гольца и сбросили свой груз на корабли противника. Экипажи заявили о потоплении эсминца и повреждении крейсера (по американским данным, корабли получили лишь незначительные повреждения). Один самолет с задания не вернулся. Через сутки к Алеутам приблизились 17 «Бетти», но их перехватила шестерка «Лайтнингов». Бой длился 25 минут, и за это время американцы сбили 5 самолетов, три из которых – на счету л-та Ф.Мура-младшего. Кроме него, по одной победе одержали л-т Г.Хиггинс и подп-к Дж.Уоп. Правда, японцы признали потерю только двух бомбардировщиков. Это оказались последние воздушные победы, одержанные летчиками 11-й ВА над Алеутами.

6* По американскому времени. Японцы датируют события на день позже, т.к. Атту и Кыска находятся в районе линии перемены дат.


Даешь Кыску!

Штаб адмирала Киндейда оценивал гарнизон Кыски примерно в 8000 человек (на самом деле – чуть больше 5000). Учитывая опыт захвата Атту, была разработана весьма крупная операция «Копедж», в которой решили задействовать 34000 американских военнослужащих, 5400 канадских и более сотни кораблей. Важная роль отводилась 11-й

ВА, силы которой возросли до 358 самолетов. Провести высадку запланировали в середине августа, и почти все лето отводилось авиации для широкомасштабного воздушного наступления на остров. Для повышения эффективности бомбометания американцы перебросили на Алеуты эскадрилью VB-135, на вооружении которой находились оснащенные радарами «Вентуры», способные обнаруживать наземные цели в условиях местной погоды. Им предстояло лидировать «Митчеллы» и «Либерейторы» во время рейдов на Кыску. Первый такой вылет состоялся 31 мая.

В июне-июле американцы проводили налеты со все возрастающей интенсивностью. Один из наиболее сильных прошел 22 июля, когда 76 самолетов сбросили на неприятельские позиции 212 т бомб. Японская ПВО оказывала достойное сопротивление, но нанести большой урон врагу была просто не в состоянии. Например, того же 22 июля зенитчикам удалось сбить лишь один В-25, еще 18 машин получили повреждения, из них одна разбилась при посадке. О действиях «Руфей» известные источники вообще не упоминают. Очевидно, поплавковые истребители были выведены из строя во время бомбежек или обстрелов корабельной артиллерии.


На завершающей фазе Алеутской кампании японцы использовали дальние бомбардировщики G4M1 «Бетти»


«Митчеллы» и «Каталины» на стоянках аэродрома острова Амчитка. Лето 1943 г.


Американцы использовали авиацию и для морской блокады Кыски. Наибольшего успеха на этом поприще удалось добиться 10 июля. В тот день экипажи двух патрульных «Каталин» высмотрели в океане по паре транспортов и немедля навели на них В-25 из 73-й эскадрильи. Бомбардиры «Митчеллов» знали свое дело – вскоре два судна пошли на дно. Однако главный сюрприз противника янки прозевали…

Японское командование решило, что гибель со славою – не лучшее применение оставшимся на Кыске силам. Императорская ставка разработала план эвакуации, которую собирались начать в первых числах июля, но по разным причинам отложили почти на месяц. Наконец-то 28 июля эвакуационное соединение в составе двух легких крейсеров и шести эсминцев (по другим данным – одиннадцати эсминцев), прикрываясь туманом, подошло к острову. Там солдаты готовились к отступлению: уничтожали все, что нельзя было забрать с собой, сбрасывали в море тяжелое вооружение, ставили мины-ловушки, а затем собрались на берегу в ожидании посадки. Едва стало светать, как они погрузились на корабли, и через час на Кыске не осталось ни одного японца. 2 августа соединение без потерь прибыло на Парамушир. Так была проведена одна из наиболее образцовых операций по эвакуации войск морем за время Второй мировой.

Американцы еще долго считали, что остров занят врагом, и продолжали нещадно бомбить его и обстреливать. Они даже перебросили на Алеуты дополнительные силы. Например, 73-я эскадрилья пополнилась B-25G, вооруженными 75-мм пушками, которые 12 августа выполнили свой первый боевой вылет, выпустив по предполагаемому противнику 22 снаряда. Между тем, авиаразведка стала докладывать о странных вещах: неприятельские солдаты перестали засыпать воронки от бомб, незаметны какие-либо перемещения по острову, остаются без движения катера и баржи в бухте. Не могло не вызывать удивления и отсутствие зенитного огня. Обсудив полученную информацию, американское командование решило, что японцы спрятались в бункерах и готовятся встретить десант в ближнем бою. Поэтому с высадкой решили не спешить, назначив ее лишь на 15 августа. В тот день корабли обстреляли Кыску 8 раз, а самолеты сбросили на нее 135 т бомб и кипы листовок с призывами к сдаче в плен. Затем по всем правилам военного искусства начался захват плацдармов в двух разных местах. Американские солдаты все прибывали на остров и не встречали врага, а лишь натыкались на оставленные мины. В конце концов, обыскав за 8 дней все пещеры Кыски, янки убедились в отсутствии японцев. Как им удалось исчезнуть, американцы узнали только после войны.

В общей сложности за Алеутскую кампанию 11-я ВА совершила около 4000 боевых вылетов, сбросив на противника 3500 т бомб. Было уничтожено 54 японских самолета, из них 34 – в воздушных боях: 9 на Р-40, 10 на «Кобрах» и 15 на «Лайтнингах». Свои потери составили 214 машин, из них только 40 погибли от воздействия противника, остальные разбились в различных летных происшествиях, большей частью связанных с превратностями погоды. Флот недосчитался 39 «Каталин». С японской стороны известна статистика 452-го кокутая, из которой следует, что за время пребывания на Алеутах эта часть записала на свой счет 15 достоверно сбитых самолетов и 5 предположительно, потеряв от вражеского огня 8 истребителей и 6 летчиков.

После 15 августа японская авиация еще несколько раз появлялась в районе Алеутов. Так, 13 октября девять «Бетги» навестили Атту и сбросили бомбы на недавно построенный американцами аэродром и корабли в заливе Массакр. Наперехват поднялось несколько Р-40К но противник успел уйти. Через неделю повстречались одиночные «Каталина» и «Бетги», экипажи которых устроили пулеметную дуэль. После непродолжительной пальбы самолеты разошлись без видимых повреждений. Больше воздушных боев возле Алеутов не происходило.

А в мае 1944 г. у островов снова появились подводные авианосцы японцев И-19, И-25 и И-26, которым предстояло выполнить разведывательные миссии. С поставленной задачей в полной мере смогла справиться только последняя лодка. 17 мая доставленный ею поплавковый E14Y «Глен» пролетел над Кыской и Амчиткой, 20 мая – над Умнаком и Уналас- кой, а 21 он прошел над Дач-Харбором. Экипажу самолета с субмарины И-25 удалось выполнить лишь один вылет и провести разведку в районе Дач-Харбора. Американцы обнаружили подлодку, что вынудило ее уходить, едва приняв на борт E14Y. Меньше всего повезло И-19. Когда моряки приготовились выпустить «Глен», в воздухе появимся самолет противника, и подводникам пришлось срочно погрузиться, бросив свой гидроплан на поверхности. На этом японцы прекратили попытки использовать авиацию у Алеутов.


Kittyhawk Mk.l из 111-й АЭ Королевских канадских ВВС, декабрь 1942 г.


P-39F из 57-й АЭ 54-й ИАГ ВВС США. Кадьяк, лето 1942 г.


P-38F к-на Джорджа Лейвена из 54-й АЭ ВВС США. Адак, 1943 г.


Р-40Е из 11 -й АЭ «Алеутские тигры» 343-й ИАГ ВВС США, 1942 г.


Каваниси Е-7К «Альф» с легкого крейсера «Абакума», 1942 г.


Виктор Кудрявцев/ Иркутск, Андрей Совенко/ «АиВ»

Фото Aircraft Nuclear Propulsion









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх