|
||||
|
ПАНОРАМА Календарь «АиВ»95 лет назад, 25 июля 1909 г., француз Л.Блерио на самолете собственной конструкции «Блерио-XI» первым в мире перелетел пролив Ла-Манш. 90 лет назад, 15-16 июня 1914 г.,экипаж И.И.Сикорского на самолете С-22 «Илья Муромец» выполнил перелет Петербург-Киев с посадками в Орше и Копыси, установив четыре мировых рекорда. 90 лет назад, 30 июня 1914 г.,родился конструктор ракетно-космической техники В.Н.Челомей. 75 лет назад, 12 июля 1929 г.,совершила первый полет летающая лодка Дорнье Do-X (Германия) – самый большой в мире самолет в то время. 70 лет назад, 17 июня 1934 г.,совершил первый полет еще один гигант тех лет – пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький» (экипаж М.М.Громова). 70 лет назад, 18 июля 1934 г.,вступил в строй авиазавод №126, ныне Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). 65 лет назад, 20 июня 1939 г.,впервые в воздух поднялся первый в мире самолет с ЖРД Хейнкель Не 176 (Германия). 65 лет назад, 29 июля 1939 г.,образовано ОКБ П.О.Сухого, ныне – ХГК «Сухой». 50 лет назад, 15 июля 1954 г.,совершил первый полет Boeing 707 (США). 40 лет назад, 27 июля 1964 г.,совершил первый полет самолет вертикального взлета и посадки Як-36 (летчик-испытатель В.Г.Мухин). 25 лет назад, 12 июня 1979 г.,американский велогонщик Б.Аллен на мускулолете «Госсамер Альбатрос» с педальным приводом воздушного винта впервые перелетел пролив Ла-Манш. 10 лет назад, 12 июня 1994 г., совершил первый полет Boeing 777 (США). 10 лет назад, 23 июня 1994 г., совершил первый полет Ан-38-100 (экипаж АКХрустицкого). 26 апреляна ХГАПП состоялась торжественная церемония передачи авиакомпании «Ильич-Авиа» Мариупольского металлургического комбината им. Ильича самолета Ан-140-100 (UR-14007). Ровно через месяц эта машина открыла новый международный маршрут Мариуполь- Афины, а в начале июня она побывала в Стамбуле (Турция) на VI международной авиавыставке AIREX'2004. С 27 апреля по 6 мая прошла пробная эксплуатация в Казахстане Ан-140 (UR- 14006) авиакомпании «Аэромост-Харьков». Самолет выполнил 38 регулярных рейсов под флагом местного перевозчика «Тулпар Авиа Сервис». Было перевезено 693 пассажира, общий налет составил 89 ч, среднесуточный – 10 ч. 18 мая Государственный музей авиации в Киеве пополнился макетом истребителя «Як», предназначавшимся в свое время для съемок знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», но так и не попавшим в кадр. Макет долгие годы находился на киевской киностудии им. А.П.Довженко, после чего специалистам завода №410 гражданской авиации пришлось его восстанавливать. Говорить о соответствии макета оригиналу не приходится, но он вполне позволяет дать представление подрастающему поколению о самолетах, воевавших в небе Великой Отечественной. На торжественной церемонии передачи макета присутствовали ветераны, а также актеры, игравшие в фильме: В.Талашко (л-т Скворцов), А.Федоринский (л-т Алябьев) и В.Пащенко (л-т Воробьев). В маена аэродроме в Чугуеве начались полеты на самолетах L-39 курсантов 4-го курса Харьковского института ВВС им. И.Н.Кожедуба. Им предстоит не только выполнить текущую программу, но и наверстать упущенное в прошлом году, когда не удалось налетать положенное количество часов из-за недопоставки институту топлива. К полетам на L-39 готовятся также курсанты 3-го курса, каждый из которых уже имеет около 20 часов налета на Як-52. 14 апреляна аэродроме «Чайка» под Киевом представителям СМИ был продемонстрирован в полете новый учебный вертолет КТ-112 – первый из семейства легких многоцелевых вертолетов «Ангел», который поднялся в воздух. Машину пилотировал летчик-испытатель 1 класса Юрий Гладкий. Вертолеты проекта «Ангел» разрабатываются киевским КБ «Вертикаль». По словам директора КБ Михаила Луханина, КТ-112 выполнил уже 22 полета общей продолжительностью 10 часов. В США образован консорциум компаний Lockheed Martin, Agusta Westland и Bell Helicopter с целью производства многоцелевого вертолета US101 – лицензионной версии европейского ЕН101. В настоящее время 92 экземпляра ЕН101 летают в Великобритании, Италии, Канаде и Японии, заказано еще 54 вертолета. Предполагается, что этот вертолет будет востребован и на американском рынке, успешно конкурируя с аналогичным по классу S-92 фирмы Sikorsky. 14 мая в Киеве состоялся брифинг Главкома ВВС Украины генерал- лейтенанта Ярослава Скалько, на котором представители СМИ были ознакомлены с некоторыми аспектами современного состояния и перспектив развития украинской военной авиации. В частности, Скалько сказал, что в связи с реформированием отечественных Вооруженных сил будет продолжаться их сокращение. Так, к 2005 г. будет уменьшено количество боевой авиатехники до 400 единиц, включая 50 вертолетов и 24 БПЛА (напомним, что в 1991 г. в Украине насчитывалось 1550 боевых самолетов и 230 вертолетов). Главком также заявил, что сейчас в первую очередь авиатопливом обеспечиваются подразделения из состава Объединенных сил быстрого реагирования, летчики которых постоянно летают. Их средний годовой налет составляет: на Су-27 – 60 ч, а на Су-24 и Су-25 – 40 ч. В другие авиачасти керосин поступает по остаточному принципу. В общей сложности украинские ВВС в 2003 г. были обеспечены топливом на 21,7% от потребностей и на 61,5% от выделенного лимита. По словам Главкома, улучшить ситуацию позволит создание украино-азейбарджанского Центра подготовки летного состава, который будет находиться в Азербайджане, где стоимость топлива в среднем почти в три раза меньше, чем в Украине. По заявлению Я.И.Скалько, для первоначальной подготовки курсантов в Украине планируется применять легкомоторный самолет Як-152. Машина создается с использованием конструктивных решений спортивного Як-54. Ее выпуск предполагается проводить на предприятии МО Украины «Одесавиаремсервис», где также планируется организовать сборку реактивного учебно-боевого самолета Як-130. С разработчиком этих машин ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» достигнута договоренность о создании филиала в Одессе. 28 маяпремьер-министр Украины В.Ф.Янукович в АНТК им. О.К.Антонова провел совещание, посвященное современному состоянию и перспективам авиапромышленности страны. В работе совещания приняли участие министр промполитики А.Л.Неустроев, министр обороны Е.К.Марчук, министр транспорта Г.Н.Кирпа, министр труда и социальной политики М.Н.Папиев, председатель Государственной налоговой администрации Ю.Ф.Кравченко, Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова П.В.Балабуев, Генеральный директор ОАО «Мотор Сич» В.А.Богуслаев, Генеральный директор КиГАЗ «Авиант» О.С.Шевченко, Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» им. АГ.Ивченко Ф.М.Муравченко, Генеральный директор ХГАПП П.О.Науменко и др. Участники совещания не только обсудили накопившиеся проблемы, но и посетили цеха «Авианта» и АНТК, где осмотрели строящиеся для Ливии Ан-32, принадлежащий этой же стране и находящийся на регламентных работах Ан-124-100, проходящий очередные доработки Ан-70 и находящийся на окончательной сборке Ан-148. После завершения совещания состоялась пресс-конференция. Отвечая на вопросы СМИ, Янукович отметил, что, несмотря на формируемое в России негативное отношение к самолету Ан-70, этот проект «не закрыт, он развивается. Авиапромышленность и правительство Украины занимают в этом вопросе активную позицию и будут продолжать работу. Очень важным является тот факт, что государство оказывает финансовую поддержку этой программе». Касаясь финансирования программы Ан-148, премьер сказал, что правительство намерено предложить внести соответствующую статью в госбюджет Украины на 2005 г. В АНТК им. О.К.Антонова полным ходом идут работы по окончательной сборке первого экземпляра Ан-148, который предназначен для летных испытаний. Самолет строится в широкой кооперации украинских и российских предприятий. Так, консоли крыла были выполнены на ХГАПП, и 5 июня их доставили в Киев. Все элементы механизации крыла, а также пилоны навески двигателей изготавливает Воронежское акционерное самолетостроительное общество. Это же предприятие поставило хвостовое оперение, а днепропетровский «Южмаш» – шасси. Выкатить готовый самолет планируется в августе. Кроме того, в АНТК уже изготовлен фюзеляж второго летного экземпляра Ан-148 и ведутся работы над третьим, предназначенным для статмашины. 27 мая Национальный Олимпийский комитет Украины и авиакомпания «АэроСвит» подписали договор, по которому компания получила статус официального авиаперевозчика украинских спортсменов на XXVII игры в Афинах. «АэроСвит» обслуживает воздушную линию Киев-Афины уже почти 10 лет, и ее Boeing 737 совершают по этому маршруту три рейса в неделю. В августе планируется количество рейсов увеличить до семи. 12 мая Boeing 767-300ER этой авиакомпании открыл новый регулярный беспосадочный рейс Киев-Пекин. Расстояние более 7000 км самолет преодолевает за 9-10 ч. До декабря 2003 г. на этом маршруте работали Ту-154М авиакомпании «Авиалинии Украины», совершавшие промежуточную посадку в Новосибирске. Киевские фирмы «Аэрос» и «Аэрола» создали первый в независимой Украине планер. Аппарат, получивший обозначение AL-12, впервые поднялся в воздух в марте, а сейчас проходит испытания. Его конструкция выполнена из углепластика и полиэфирной ткани типа «дакрон». Масса пустого планера – 80 кг, площадь крыла – 13 кв.м, аэродинамическое качество – 27 при скорости полета 60 км/ч, максимальная скорость – 140 км/ч. Планер легко разбирается, а для приведения его в полетное состояния требуется всего 40 минут. По словам пилота и ведущего конструктора планера Н.Кононенко, испытания показали, что аппарат устойчив и удобен в полете, послушно ходит за ручкой. 16 апреля на аэродроме Ивановского авиаремонтного завода МО РФ совершил первый полет учебно- тренировочный самолет Як-52М (летчик-испытатель ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» О.Кононенко). На машине установлен двигатель М-14Х (360 л.с.) с трехлопастным воздушным винтом MTV-9; модернизированное кессонное крыло, внутри которого организованы топливные баки, что дало возможность увеличить дальность полета до 900 км; система аварийного покидания с двумя креслами СКС-94МЯ; обновлено на 50% бортовое оборудование, и теперь на самолете можно выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях. Як-52М создан в соответствии с требованиями МО к самолетам первоначальной летной подготовки. Он может также использоваться для обучения летчиков-спортсменов. До уровня Як-52М можно модернизировать Як-52, что потребует затратить 85 тыс. USD на каждый самолет. 24 апреля в испытательном центре американской авиакомпании Evergreen (шт. Аризона) завершился первый этап испытаний пожарного варианта самолета Boeing-747-200F. В ходе 50 полетов было выполнено 82 сброса воды и огнегасящей жидкости, которые производились с высот от 120 до 3000 м. При этом объем пожарных баков на борту самолета составлял 37900 л. Ввиду полного успеха первого этапа решено увеличить объем баков до 75800 л и продолжить испытания в июле. К осени – пику пожароопасного сезона в США – Evergreen планирует завершить сертификацию этого самого крупного в мире пожарного самолета и переоборудовать в такой вариант в общей сложности 4 подержанных «Боинга». Начиная с 13 мая,на протяжении 32 дней представители испанских ВВС и самолетостроительной фирмы CASA входящей в европейское объединение EADS, на легком ВТС С-295 (грузоподъемность 7,5 т) выполнили презентационные полеты по 10 штатам США Основная цель этой акции заключалась в демонстрации возможностей С-295, интерес к которому стал проявлять Пентагон. Эта машина полностью удовлетворяет американским требованиям по перевозке военнослужащих и грузов, а также их воздушному десантированию. Например, габариты грузовой кабины С-295 почти соответствуют таким же параметрам вертолета СН-47 Chinook, что позволяет быстро перегружать грузы на поддонах из одной машины в другую. Обращает на себя внимание то, что европейцы рассчитывают достигнуть успеха за океаном, несмотря на наличие в США самолета аналогичного класса C-27J, который серийно выпускает концерн Locheed Martin 30 апреля с аэродрома авиазавода «Сокол» (Нижний Новгород) впервые поднялся в воздух серийный учебно-боевой самолет Як-130. Его пилотировал летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Р.Таскаев. С помощью этого самолета планируется решать задачи основного и повышенного этапов подготовки и поддержания профессиональных навыков летчиков боевых частей. Машина оснащена двумя двигателями АИ-222-25, серийное производство которых ведет ОАО «Мотор Сич», цифровым комплексом оборудования с мультиплексными каналами обмена информацией, включая так называемую «стеклянную» кабину. Для проведения испытаний «Сокол» изготавливает три летных и один статэкземпляр Як-130. Отметим, что 26 апреля итальянский аналог Як-130 учебно-тренировочный самолет Aermacchi М346 выполнил скоростные пробежки по ВПП аэродрома в г. Венегоно. 26 маясостоялся первый псяет специального варианта административного самолета Global Express канадской компании Bombardier, предназначенного для разведки поля боя и слежения за перемещениями войск противника. Самолет получил название ASTOR (Airborne Stand-off Radar). Разведоборудование на самолет установила американская компания Raytheon в шт. Техас, где и состоялся первый полет, длившийся 4 ч 24 мин. Заказчиком машины выступают Королевские ВВС Великобритании, объявившие о намерении приобрести 5 «летающих радаров» ASTOR 17 мая состоялся полет летающей лаборатории Airbus А340-300, на которой впервые поднялся в небо двигатель нового поколения Rolls- Royce Trent 900 (тяга 31700 кгс). Он предназначен для самолета-гиганта А380. В маезавершилось первое изучение проблем пилотируемого полета на Марс, проведенное совместно NASA и Европейским космическим агентством. Ученые сравнивали два сценария этой исторической миссии: прямой полет на Красную планету и с организацией промежуточной базы на Луне. Исследование выявило явное преимущество первого варианта-он оказался в 3 раза дешевле. Как утверждается, стоимость такой программы не превысит затрат на проект «Сатурн-Аполлон». Первые люди смогут отправиться к Марсу уже через 8 лет после начала программы. Вышла из печати очередная монография чешского издательства «4+», посвященная первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19. Издание выполнено с традиционным высоким качеством. На 40 страницах помещены рассказ об истории и конструкции самолета, почти полторы сотни фотографий, чертежи. Прилагается впечатляющий постер, на котором изображен истребитель ВВС Пакистана. Однако при всей привлекательности этого издания его цена может отпугнуть любого отечественного читателя, ведь распространяющая продукцию от «4+» чешская компания MARK I просит за него 9,9 английских фунта. Андрей Фомин/ Москва |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|