|
||||
|
Одинокий волк Родольф Числэйн Чарльз де Хемрикурт де Грюнн О добровольцах, сражавшихся во время гражданской войны в Испании в рядах республиканской авиации, известно достаточно много, а вот о волонтерах франкистской авиации неизвестно практически ничего. В этой статье мы бы хотели только коснуться этой темы. В центр нашего внимания попал человек с необычной судьбой – бельгиец, воевавший в Испании плечом к плечу с летчиками люфтваффе, а через два года нашедший свою смерть от их пули над Ла-Маншем. Родольф Числэйн Чарльз де Хемрикурт де Грюнн был четвертым ребенком в семье бельгийского графа Чарльза де Грюнна и француженки Мари де Монталембэ. Он появился на свет 18 ноября 1911 г. в расположенном рядом с Брюсселем городе Тербик. Вскоре после начала первой мировой де Грюнны перебрались в Англию, а затем в Париж, где Родольф пошел в школу. После окончания войны семейство вернулось на родину, облюбовав городишко Аальтер недалеко от Гента. Оттуда в 18 лет отправился юный граф в Испанию изучать сельское хозяйство. Там он в совершенстве овладел испанским языком и проникся духом страны. После окончания обучения молодой агроном вернулся в Бельгию и был призван в армию. Он высказал желание служить в ВВС, но из-за дефекта зрения попал в кавалерию. И все же, в 1935 г. Родольф нашел способ стать летчиком – вдохновленный примером сестры, он записался на гражданские авиакурсы и вскоре получил летную лицензию. Когда в Испании генерал Франко поднял мятеж, ревностный католик де Грюнн посчитал необходимым подключиться к борьбе против заговора «красных». В конце сентября 1936 г. он сел в поезд на брюссельском вокзале и, пропутешествовав больше недели, 7 октября добрался до испанского г. Бургос. Через несколько дней бельгиец вступил в ряды «Центурия Аргентина» (пехотного подразделения, укомплектованного, в основном, волонтерами из Аргентины). Однако уже 23 ноября Родольф получил ранение в ногу и попал в госпиталь в том же Бургосе. По счастливому (или несчастливому?) совпадению в од ной палате с ним оказался раненый летчик… Дальше были рапорт о переводе в авиацию и собеседование с представителями ВВС. Националисты испытывали дефицит пилотов, и молодого дворянина после соблюдения необходимых формальностей зачислили в ряды «орлов Франко». Для переподготовки его направили в летную школу в Севилье, а 1 февраля 1937 г. распределили в группу 3-G-11, которая в то время размещалась в Сарагосе. На вооружении этого подразделения находились немецкие разведчики Не 46, на одном из которых и начал воевать де Грюнн. Мечтавший летать на истребителе, бельгиец стал забрасывать командование рапортами о переводе и, пока эти просьбы нашли отклик у начальников, успел выполнить 16 разведвылетов. В это время за ним закрепились два прозвища-псевдонима, с которыми он прошел всю испанскую войну: Родольфо (от имени) и Харрико (от части фамилии). Добившись своего, де Грюнн был зачислен в истребительную группу 1-G-2, для чего ему потребовалось освоить Не 51, который испанцы называли «Каден». Бельгиец быстро втянулся в боевую работу на Арагонском фронте и с 12 апреля начал принимать участие в боях над Санта Куитерия. Его группа занималась, в основном, штурмовками, однако редкий вылет проходил без встречи с республиканскими истребителями. В этих схватках некоторые сослуживцы Харрико добились успеха, иные были сбиты сами. Родольфо пока не принадлежал ни к тем, ни к другим. В июне 1-G-2 перебросили в район Уэски. Там де Грюнн успел выполнить всего несколько вылетов, пока командование не преподнесло ему неприятный сюрприз, решив перевести под Сарагосу в группу 4-G-12, имевшую на вооружении итальянские разведчики «Ромео» Ro.37. Для неугомонного бельгийского волонтера такой поворот событий стал жестоким разочарованием, и он опять принялся «бомбить» штаб авиации рапортами о переводе в истребительное подразделение. Вскоре его настойчивость снова принесла плоды: пройдя в Севилье курс переподготовки на «Фиат» CR.32, он вернулся в свою стихию. Де Грюнн получил назначение в 2-G-3, под командование знаменитого Гарсия Мора- то. В часть он прибыл зимой, когда шло сражение за Теруэль. В небе над заснеженными горами закипали жестокие воздушные бои. Летчикам приходилось бороться не только с противником, но с погодой: на высоте температура воздуха опускалась до -50° С, а летали в открытых кабинах. Во время одного из патрулирований над линией фронта самолет Харрико был поврежден зенитным огнем и загорелся. Де Грюнн умудрился найти в горах площадку для вынужденной посадки, приземлился и, выскочив из кабины, потушил свою машину. После успеха националистов под Теруэ- лем группа 2-G-3 была переброшена на Арагонский фронт. Там 9 марта 1938 г. франкисты начали наступление, и действовавшая с аэродрома Бельчите 2-G-3 приняла участие в его поддержке. Истребители штурмовали республиканские позиции, транспортные колонны и, конечно же, вели воздушные бои. 12 марта ведомая к-ном Саласом эскадрилья «Фиатов» отправилась эскортировать бомбардировщики Ju 52. После выполнения основного задания командир решил провести «свободную охоту» над линией фронта. В районе Хияр эскадрилья была атакована двенадцатью республиканскими И-15. В завязавшейся схватке Гарсия Пардо вогнал в землю один «чато» (впоследствии кусок обшивки этого самолета использовали в эскадрилье в качестве своеобразного дневника побед). Затем успеха достиг Гуэрреро, а Сальвадор повредил истребитель противника, но добить его не смог – закончились патроны, да и горючее было на исходе. Кроме того, после этого боя на сбитые претендовали Салас, Карлос Серра, Карлос Байо Алессандри и де Грюнн, который наконец-то ощутил радость победы! Однако в список его официальных боевых достижений этот И-15 не вошел, т.к. командование посчитало, что представленных доказательств о сбитии недостаточно. Де Грюнн у своего «Фиата» CR.32 Летчики группы 2-G-3 в перерыве между вылетами На этом «Харрикейне» де Грюнн летал в бельгийских ВВС «Харрикейны» из 32-й эскадрильи RAF готовы вступить в бой Де Грюнн участвовал в сбитии над Англией этого Do 17. 18 августа 1940 г. Группа 2-G-3 продолжала выполнять вылеты на штурмовку, и 4 мая Родольфо едва не погиб, когда во время атаки вражеских войск его самолет получил несколько пробоин от огня с земли. В том же вылете были повреждены машины Карлоса Байо, Мунтадаса и Саласа, которому с пробитыми баками пришлось совершить вынужденную посадку на аэродроме Агуилар. В конце мая и в течение лета де Грюнн трижды заявлял о воздушных победах, но командование по-прежнему их не засчитывало. И вот 14 августа бельгиец сбил И-16, который и открыл список подтвержденных побед. В отчете 2-G-3 этот бой описан так: «Гарча Пардо атаковал несколько «рат», которые пытались сбить Не 111, и сбил одну из них, которая упала возле Мора делъ Эбро… Лейтенант Байо атаковал три «раты» и сбил одну из них, которая упала в горах Бланерас. Позже он атаковал «чато», но повреждения двигателя не позволили ему продолжить бой, и он совершил аварийную посадку на Хорте…Лейтенант де Хемрикурт обстрелял одну «рату» без видимых результатов, позже атаковал несколько «рат», одна из которых упала в лес к северу от Реуса». По данным республиканцев, в тот день 1-я, 3-я и 4-я эскадрильи вели бой с 90 самолетами франкистов, в т.ч. 7 Bf 109 и 27 Не 111. В числе потерь отмечен один И-16. Было заявлено о трех сбитых «Фиатах» и одном Не 111. 1 сентября Гарсия Пардо и де Грюнн перехватили эскадрилью бипланов Grumman FF-1, получивших в Испании прозвище «Дельфин», и посчитали, что сбили по одному самолету. Реально республиканцы потеряли только одну машину. С 20 сентября вся истребительная авиация националистов была вовлечена в тяжелые бои над плацдармом, который создали республиканцы в долине р. Эбро. Личные счета летчиков стали пополняться новыми победами, правда, многие из них оказывались достигнутыми лишь на бумаге. В течение полутора месяцев де Грюнн заявил о 6 сбитых: трех И-16 и трех И-15. 12 ноября произошел последний воздушный бой над Эбро. 18 «Фиатов» из 2-G-3 и шестерка из 3-G-3 под общим командованием Саласа вылетели на эскортирование Ju 52 и Не 70. При подходе к линии фронта они встретили шесть СБ под прикрытием двух групп И-16. Де Грюнн поджег истребитель и участвовал в сбитии одного бомбардировщика (всего было уничтожено пять таких машин). Все «Фиаты» благополучно вернулись домой, но при посадке два столкнулись, получив небольшие повреждения, которые удалось устранить на следующий день. После этого сражения Родольфо и его товарищи получили некоторый отдых. Однако уже 23 декабря началась Каталонская кампания, и для поддержки наступления Франко бросил в бой практически всю наличную авиацию. 3 января 1939 г. тениенте де Грюнн одержал свою последнюю победу в небе Испании, сбив очередной И-15. По официальным данным, это была его десятая победа. В те дни пала Барселона, и Испанской республике оставалось жить считанные месяцы. 31 марта капитулировал Мадрид. Националисты победили. 15 мая де Грюнн был в числе летчиков, которые во время победного парада выстроили в небе свои самолеты в виде надписи «Franko». В июне он возвратился в Бельгию. За годы его отсутствия в семье многое изменилось. Еще в апреле 1937 г. умер отец, причем это печальное известие пришло к молодому добровольцу слишком поздно, и он не смог приехать на похороны. В Бельгии закаленный в боях ас остался не у дел. Он собирался вернуться в Испанию, где продолжить карьеру военного, мечтал де Грюнн и профессии летчика-испытателя, но все планы перечеркнула вторая мировая война. Сразу после вторжения Германии в Польшу Родольфа мобилизовали и послали в пехоту! После настойчивых просьб его все-таки перевели в авиацию, направив в летную школу в Деурне (Антверпен). Там инструкторам понадобилось всего несколько дней, чтобы оценить его квалификацию. Потом де Грюнн был зачислен в группу 2Д/2 «Les Chardons», на вооружении которой находились «Харрикейны» – самые современные истребители бельгийцев. В феврале 1940 г. он получил звание лейтенанта и активно включился в борьбу с многочисленными нарушителями нейтралитета страны. 12 марта Родольф участвовал в перехвате Do 17, но по техническим причинам был вынужден выйти из боя. В апреле в результате автокатастрофы де Грюнн угодил в госпиталь, и когда 10 мая вермахт вторгся в Бельгию, его в полку не оказалось. Прибыв в часть на следующий день, он с разочарованием узнал, что все «Харрикейны>> уничтожены в ходе первого же вражеского налета. Де Грюнн с сослуживцами обсуждают прошедший бой «Спитфайр» Мк.1, на котором погиб де Грюнн Немцы наступали стремительно, и всему личному составу пришлось эвакуироваться в южную Францию – «ждать новые самолеты, закупленные правительством». Техника так и не прибыла, зато авиаторы провели несколько недель, греясь под средиземноморским солнышком. После капитуляции Франции перед бельгийскими летчиками стал выбор: вернуться на родину и признать «новую власть» или отправиться воевать на Британские острова. Родольф вместе с несколькими товарищами выбрал второй путь. 19 июня два автомобиля с семью бельгийцами покинули аэродром Фреджурдэ и направились в Порт-Вендрес. Здесь летчики умудрились проникнуть на борт транспорта «Апапа», и после непростого путешествия 7 июля они прибыли в Ливерпуль. Королевские Воздушные Силы нуждались в подготовленных пилотах, и уже 19 июля де Грюнн был зачислен в RAF. Пройдя курсы в Хавардене, он получил направление в 32-ю эскадрилью, которая дислоцировалась в Биггин Хилле и была вооружена уже знакомыми «Харрикейнами». 16 августа, через две недели после прибытия в это подразделение, граф сбил над Дувром Bf 109Е. Через два дня он участвовал в бою, в ходе которого «приложил руку» к коллективному уничтожению Do 17, но сам был подбит «Мессершмиттами» из III./JG 26, совершил вынужденную посадку и обгорел при этом. Де Грюнн провалялся в госпитале до февраля 1941 г., после чего попал в поле зрения английской разведки. Под предлогом восстановления здоровья его направили в Португалию и в дальнейшем предполагали использовать для проведения секретных операций против франкистов. Однако когда Родольф понял суть предлагаемых ему «возможностей», то наотрез отказался, заявив, что он «летчик, а не шпион» и никогда не будет бороться со своими братьями по оружию. Несостоявшийся агент вернулся в Великобританию. После очередного курса подготовки он с 28 апреля 1941 г. стал летать на «Спитфайре» в 609-й эскадрилье, где уже воевали несколько его товарищей, прибывших на «Апапе». Это подразделение было задействовано в серии операций Circus – налетах небольших групп бомбардировщиков в сопровождении сильного эскорта истребителей на хорошо защищенные объекты противника. 21 мая де Грюнн стал участником «Цирка» №10. Над каналом их группу встретили «мессеры». В ожесточенной схватке Родольф сбил один истребитель, но и его «Спитфайр» (PR-M, Р7436) получил несколько попаданий. Сослуживцы видели, как бельгиец воспользовался парашютом, однако найти его так и не удалось. По немецким данным, победу одержал обер-лейтенант Вилли Штанге из 8./JG 3 (это был двенадцатый и последний самолет в списке боевых достижений немца – он отправился в поход на Восток и погиб в первый же день войны с Советским Союзом). Существует и другая версия гибели де Грюнна. Вот что писал его ведущий Джонн Бисди: «Я думаю, он стал жертвой разрушения крыла. Дело в том, что крыло ранних «Спитфайров» страдало крупными недостатками…>>. Спустя два месяца, 21 июля 1941 г., де Грюнн был посмертно награжден бельгийским Военным Крестом (Croix de Guerre), который вручили его сестре. В том же году о боевых успехах графа-добровольца в небе Пиренеев вспомнил генерал Франко, и уже погибший волонтер стал кавалером испанского Военного Креста (Cruz Militar). Родовой герб Хемрикуртов PWS-10 из Севильской авиашколы, 1937 г. Romeo Ro-37bis из авиагруппы 4-G-12 в нетипичном для части «балеарском» камуфляже. Сарагоса, июль 1937 г. Romeo Ro-44 (Ro-37bis UNO) из авиагруппы 4-G-12. Сарагоса, июль 1937 г. Fiat CR-32 из авиагруппы 2-G-3, на котором Р. де Хемрикурт воевал в 1938-39 гг. Spitfire Mk.l из 609-й АЭ британских ВВС (No. 609 Sqn. RAF), на котором 21 мая 1941 г. погиб Р. де Хемрикурт |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|