«…И ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ»

Снова о Фолклендах

Воздушная война за Фолклендский архипелаг - не только точные удары «Супер Этандаров», лихие атаки «Скайхоков» или смертельные «укусы» «Си Харриеров». На ТВД стороны применяли и летательные аппараты других типов. Рассказом о них мы завершаем цикл статей, посвященный конфликту в Южной Атлантике.

Александр Котлобовский/ Киев, Рубен Уррибаррес/ ГаванаФото предоставлены А. Котлобовским

Авторы благодарят за содействие, оказанное при работе над статьей. В.ВЖарикова и Е.К.Хавило.


Аргентинцы

Аргентинцы как серьезную силу рассматривали свои «Канберры». В 1969 г. у Великобритании были закуплены 10 бывших в употреблении бомбардировщиков Canberra В. Мк.62 и 2 учебно-боевых Canberra Т. Мк.64. Эти самолеты прибыли в 1970-71 гг. и поступили на вооружение I Escuadron de Bom bard его в составе Grupo 2. Их «домом« стала авиабаза Хенераль Уркиса, находившаяся в районе г. Парана. Ко времени аргентинского вторжения на острова 2 машины были потеряны в летных происшествиях.

Когда к Фолклендам приблизились британские экспедиционные силы, аргентинское командование стало сосредотачивать авиацию на южных базах. Не минула чаша сия и 2-ю авиагруппу: в двадцатых числах апреля 1982 г. 7 «Канберр» были переброшены на морской аэродром Альмиранте Зар, у г. Трелев, а еще 3 очутились аж а Рио-Гранде, что на Огненной Земле. Именно эти бомбардировщики могли стать первыми аргентинскими самолетами, применившими оружие в том конфликте. Когда 25 апреля началась британская высадка на Южную Георгию, ее гарнизон запросил срочную помощь. Успеть оказать ее могла только авиация, а из всех аргентинских боевых самолетов добраться до отдаленного архипелага с бомбами на борту были способны лишь «Канберры».

Около полудня 26 апреля из Рио-Гранде поднялась тройка бомбардировщиков, но вскоре одна машина вернулась, поскольку экипажу не удалось сбросить ПТБ после выработки из них топлива. Оставшуюся пару сопровождал Boeing 707, экипаж которого хорошо знал маршрут, а положение британских кораблей у Георгии уточнял ранее высланный туда КС-13ОН. На маршруте погода все время ухудшалась, что в конце концов заставило летчиков «Канберр» повернуть назад. Они благополучно привели свои машины на базу, преодолев более 3500 км. Выполнение задания отложили на следующий день, но капитуляция аргентинского гарнизона сделала эту затею бессмысленной.

Настоящая боевая работа началась, как и в других авиационных частях, 1 мая. Среди прочих сил для нанесения удара по вражеской корабельной группировке были привлечены три пары Канберр», которые взлетели с Альмиранте Зар около 16.00. В отсеках вооружения каждой машины находилось по две ОФАБ: одни самолеты несли американские 454-кг Мк.17, другие - 500-кг бомбы местного производства. При поиске противника экипажи полагались только на свои силы. Первая пара целей не нашла и возвратилась домой. Вторая обнаружила корабли, в т.ч. авианосец «Инвинсибл», однако примерно в 90 км от них была атакована «Си Харриерами» из 801-й АЭ. Выпущенная л-том Кертиссом ракета поразила «Канберру» (борт В-110). Ее летчик к-н Э. де Иба-ньес и штурман пример-теньенте М.Гонсалес сумели катапультироваться, но пропали без следа в холодных водах Южной Атлантики. Британский ведущий л-т-коммандер М.Бродуотерс атаковал третью пару, но в системах самонаведения ракет произошел сбой, и «Сайдвиндеры» пронеслись мимо*. Таким образом, боевой дебют аргентинских «Канберр» оказался весьма плачевным: никакого результата при потере одной машины и ее экипажа.

После такого конфуза командование ВВС Аргентины решило, что старые бомбардировщики на задание лучше посылать ' Существуют и другие версии действий "Канберр» и «Харриеров», но все они сводятся к приведенному здесь результату.

ночью, когда угроза со стороны вражеских истребителей будет минимальной. Однако обстоятельства вынуждали отправлять самолеты на бомбардировку и в светлое время суток, как это было 21 мая при налетах на британские плацдармы у Сан-Кар-лоса или 8 июня в заливе Фицрой.

Почти до самого окончания конфликта 2-я группа больше не имела потерь. Однако последний вылет «Канберр», завершивший действия ВВС в Фолклендской войне, снова принес горечь утрат. 13 июня, в 21.30, пара бомбардировщиков в сопровождении «Миражей» отправилась для нанесения удара по войскам противника в районе Порт-Стэнли. Каждая машина несла по пять Мк.17. Около 23 часов самолеты отработали по позициям неприятеля на холме Маунт-Харриет. Несколько бомб разорвалось недалеко от британского КП, где находились три генерала. Англичане прозевали налет, но отыгрались постфактум, обстреляв «Канберры» на отходе. ЗУР «Си Дарт», выпущенная с эсминца «Экзетер», поразила борт В-108. Летчик к-н РПастран катапультировался, приводнился, на надувном плоту добрался до берега и попал в плен. Штурман к-н Ф.Касадо погиб. Пилоту второй машины удалось уйти из-под обстрела и покинуть «поле боя» до появления «Си Харриеров» с авианосца «Гермес». Когда «Канберра» вернулась на базу, часы показывали 00.05.

В общей сложности за время кампании аргентинские «Канберры» совершили 8 вылетов на разведку, 14 на дневную бомбардировку и 22 - на ночную. Общий налет составил 396 часов. В 25 случаях они вступали в боевой контакт с противником, при этом четырежды наносили удары по кораблям. Всего было сброшено 39 т бомб,

ВМС Аргентины решили послать на архипелаг отряд, включавший 6 учебно-боевых самолетов Т-34С-1 Turbo Mentor. Возглавил подразделение теньенте-де-навио Хосе Мария Перейра-Досо. В мирное время отряд входил в состав 4-й штурмовой военно-морской АЭ (4 Escuadriila Aeronaval de Ataque). В целом она располагала 15 «Турбо Менторами» и базировалась на аэродроме Пунта-Индио под Буэнос-Айресом. Перед отправкой на войну каждый самолет получил зелено-серый камуфляж и вооружение в виде 2-х подвесных контейнеров с 7,62-мм пулеметами и 2-х семиствольных блоков для 70-мм НАР. 10 апреля отряд перебросили в Рио-Гранде, а через две недели первая пара отправилась на Мальвины. 700 км до Порт-Стэнли она преодолела за лидировщиком Beech Queen Air В 80 из 6-й эскадрильи ВМС. Моряки пробыли в фолклендской «столице» всего несколько дней и 29 апреля перебрались на полевой аэродром Кальдерон на о-ве Пеббл. На следующий день сюда же прибыла и вторая пара, а третья осталась в Рио-Гранде как резерв.

1 мая командир авиабазы о-ва Пеббл получил информацию о высадке британского вертолетного десанта в районе пролива Беркли, восточнее Порт-Стэнли. В 15.00 он приказал морякам вылететь к указанному месту и действовать по обстановке. В воздух поднялись три «Турбо Ментора» с полной боевой нагрузкой. Ведущим шел командир отряда, ведомыми - теньенте-де-фрагата М.Уберти и теньенте-де-корбета Д.Манселья. Находясь в 24 км к востоку от Порт-Стэнли, звено получило указание информцентра развернуться на север. Выполнив его, аргентинцы заметили летевший на высоте 300 м одиночный британский вертолет Sеа King. Перейра-Досо приказал перестроиться в боевой порядок, и вся тройка ринулась на неприятеля. Англичане усиленно маневрировали и взывали по радио о помощи. Их призыв был услышан службой наведения, которая своевременно вывела на боевую арену пару «Си Харриеров» из 801 -й АЭ (летчики -л-т-коммандер Н.Уорд и л-т М.Уотсон).



«Лирджеты» (вверху) служили вместе с «Канберрами» в 1-й бомбардировочной АЭ ВВС Аргентины


Архаичный «Нептун» внес важный вклад в уничтожение новейшего британского эсминца «Шеффилд»


Появление опасного противника первым заметил Уберти, бросивший в эфир короткую фразу: «Два волка!». Аргентинцы мгновенно сбросили подвески и пошли врассыпную. Перейра-Досо заложил крутой левый вираж, и тут мимо правого борта его самолета промелькнула трасса снарядов, выпущенная вражеским истребителем. Следом пронесся и сам «Си Харриер», взмывший вверх. Повторить атаку ему не удалось, т.к. аргентинский ведущий скрылся в спасительных облаках. А тем временем самолетом Мансельи занялся другой британец, открывший огонь из пушек с большой дистанции. Стрелял он метко: снаряды попали в фонарь кабины, но взрыватели при столкновении с плексигласом не сработали. Повезло Манселье! Он также быстро ушел в облака, англичанин устремился за ним и едва не столкнулся с Т-34, проскочив буквально в нескольких сантиметрах от его правой плоскости. На том и разошлись.

До 14 мая отряд совершил 20 вылетов на патрулирование, а на следующий день подразделение полностью утратило боеспособность. Британские коммандос совершили рейд на о. Пеббл и уничтожили три самолета (бортовые №№401,408 и 412), а 411 -й повредили. Личный состав оставался на острове до 31 мая, а затем был эвакуирован на материк. После капитуляции аргентинского гарнизона англичане восстановили борт 411 и переправили его в Музей авиации ВМС в Йовилтоне. Находившиеся в Рио-Гранде «Турбо Менторы», так и не приняв участие в боях, вернулись в Пунта-Индио.

Другим представителем ВМС была 1 Es-cuadrilla Aeronaval de Ataque, на вооружении которой состояли 10 учебно-боевых Aermac-chi MB 339А. Эти итальянские машины обладали большим ударным потенциалом, чем Т-34С, т.к. в их арсенал входили две 30-мм пушки в контейнерах и два четырнадцати-ствольных блока для 70-мм НАР. Со своей основной базы Пунта-Индио 6 «Макки» сначала перелетели на Огненную Землю, а 24 апреля -в Порт-Стэнли. Начиная с 1 мая, MB 339 привлекались для воздушного патрулирования, причем уже на третий день одна машина (сер. № 0764) потерпела катастрофу на посадке. Ее летчик погиб.

21 мая теньенте-де-навио Гильермо Оуэн Криппа во время очередного патрульного полета над бухтой Сан-Карлос первым обнаружил английский флот, с которого шла высадка десанта. Летчик действовал решительно и атаковал ближайшую цель - фрегат «Аргонот». Надстройки корабля пострадали от пушечного огня и НАРов, а три моряка получили ранения. Еще более ценным для аргентинцев стал доклад Криппа о его «открытии». В тот же день пара MB 339 приняла участие в ударе по закрепившимся на плацдарме британцам. Урон морским пехотинцам удалось нанести незначительный, а вот те отличились, сбив из ПЗРК «Блоупайп» один самолет.

На этом участие «Макки» в боях завершилось: электрические системы «итальянцев» вышли из строя из-за капризов местной зимы. До капитуляции удалось отремонтировать лишь одну машину, на которой Криппа улетел на материк. После окончания конфликта он, единственный среди морских авиаторов, был удостоен высшей аргентинской военной награды - Ордена за доблесть и храбрость. Оставшиеся на Фолклендах MB 339 попали в руки англичан. Они восстановили одну машину, которая пополнила коллекцию Йовилтона.

Не осталась в стороне от войны патрульно-противолодочная авиация ВМС Аргентины, большую часть авиапарка которой составляли устаревшие поршневые машины. В нее входили военно-морская противолодочная эскадрилья (Escuadrilla Aeronaval Antisubmarina) с шестью боеготовыми S-2E Tracker и тремя учебными S-2A; 2-я вертолетная морская АЭ (2 Escuadrilla Aeronaval de Helicopteros). располагавшая пятью S-61D Sea King, и 1-я АЭ морской разведки (1 Escuadrilla Aeronaval de Exploration), вооруженная тремя SP-2H Neptune. «Треккеры» и «Си Кинги» были приписаны к авианосцу «25 де Майо», а на берегу, как и «Нептуны», базировались на Команданте Эспора.

К началу конфликта считались относительно боеспособными два SP-2H. Действуя с Рио-Гранде, они вели разведку и целеуказание, привлекались для РЭБ и выполнения ряда других задач. Так, 3 мая экипаж «Нептуна» первым обнаружил спасавшихся на плотах моряков с потопленного британской подлодкой крейсера «Хенераль Бельграно». Свой самый знаменитый вылет морские разведчики совершили 4 мая. Борт 2-Р-112 капитана-де-корбета Прони Лестона отправился на задание в 6.00, а в 7.10 аргентинцы вступили в радиолокационный контакт с неприятелем, о чем и доложили командованию ВМС. Затем более трех часов самолет кружил в зоне, пока в 10.35 его экипаж не выдал последнее целеуказание паре «Супер Этандаров», выходивших в победную атаку на «Шеффилд». Однако 15 мая ветхие «Нептуны» пришлось снять с боевой работы.



Поврежденные и брошенные аргентинцами на Фолклендах «Турбо Ментор» и «Макки» MB 339А


После начала войны пару «Треккеров» направили в Порт-Стэнли, где она и находилась некоторое время, а 5 машин погрузили на авианосец. 1 мая взлетевший с его палубы S-2E первым засек британскую эскадру и отслеживал ее продвижение как только позволяли возможности. 5 мая, уже при возвращении авианосца на базу, один из «Треккеров» обнаружил английскую подлодку. В указанный экипажем район с корабля прибыл «Си Кинг» и атаковал «британца» торпедой Мк.46. но цель не поразил. Это был единственный вылет аргентинской авиации с палубы корабля с применением оружия по реальному противнику. Всего экипажи -Треккеров», действуя с «25 де Майо» и береговых аэродромов, выполнили 146 боевых вылетов общей продолжительностью 505 ч. 30 раз они обнаруживали вражеские «плавобъекты», о чем своевременно докладывали командованию. Использовать собственное оружие им так и не удалось, не получилось и взаимодействие с «Супер Этандарами», которое, казалось бы, неплохо было отработано на учениях.

В ходе боевых действий бразильцы одолжили своим соседям пару патрульных самолетов ЕМВ-111 Bandeirante Patrulha. Они пополнили состав 1-й эскадры и с 21 мая выполняли вылеты с аэродрома Пуэрто-Бельграно. Как утверждают аргентинские источники, ничего примечательного с ними не произошло.

Патрулированием, но уже прибрежной зоны самих Фолклендов, занималась пара пограничных Short Skyvan из Префектуры Наваль, базировавшаяся на о. Пеббл. Она также привлекалась к транспортным перевозкам. Боевая карьера этих самолетов оказалась недолгой: в ночь с 3 на 4 мая борт РА-54 получил повреждения при обстреле аэродрома британскими кораблями и затем был добит во время бомбардировок 12 и 13 мая, а через двое суток английские спецназовцы провели очередной ночной рейд и уничтожили РА-50.

Аргентинцы испытывали острый недостаток в самолетах-разведчиках, поэтому были вынуждены использовать в этом качестве военно-транспортные машины и даже гражданские воздушные суда. От ВВС полеты на дальнюю разведку выполняли экипажи обоих Boeing 707 и всех семи С-130, от флота - трех L-188 Elektra и пары КС-130 (по др. данным, заправщики принадлежали ВВС). У авиакомпаний «на защиту интересов родины» мобилизовали такие лайнеры, как Boeing 737 и ВАе «Опе Eleven». (Гражданские самолеты, в т.ч. легкие частные машины привлекались также для «провокационных» вылетов - имитируя взлеты ударных групп, они вызывали ложные тревоги у британской ПВО. Отмечено 123 таких случая).

В общей сложности «Геркулесы» и «707-е» совершили 406 вылетов на поиски вражеских кораблей общей продолжительностью порядка 2200 ч. «Боинги» много работали вне исключительной зоны, отслеживая, в частности, подход второго эшелона британского соединения TF-317. Несколько раз они встречались с «Харриерами», однако над нейтральными водами применение оружия исключалось, и англичане лишь «выталкивали» аргентинские разведчики подальше от своих кораблей. С-130 действовали непосредственно в районе боев, и, чтобы минимизировать риск, экипажи применяли особую тактику. Как правило, одиночный «Геркулес» с выключенной РЛС шел на высоте 15 м в сторону предполагаемого местонахождения английских кораблей. В определенной точке выполнялся «подскок», и на 3-4 минуты включалась станция. После радиолокационного осмотра передней полусферы она снова выключалась, машина снижалась на ПМВ* и уходила на базу.

Аргентинцы не преминули использовать С-130 и в качестве вспомогательных бомбардировщиков для борьбы с судоходством неприятеля. Бомбы брались в грузовой отсек и сбрасывались через хвостовой люк. 29 мая одиночный «Геркулес» атаковал британский танкер «Бритиш Уэй». сбросив восемь 250-кг ОФАБ. По иронии судьбы пять попавших в судно бомб не взорвались, а угодившие в море сработали. 7 июня С-130 обработал своего морского тезку. Зарегистрированный в Либерии супертанкер «Геркулес» водоизмещением 220000 брт выполнял обычный рейс и находился в 500 милях от района боевых действий. Внезапно по радио поступил приказ: «Повернуть на 270' на аргентинский порт. Если не пойдете в аргентинский порт, будете атакованы в течение 15 минут». Капитан сыгнорировал это требование. Как потом объясняли моряки, вскоре появился «большой четырехмоторный самолет с прямым крылом» и сбросил три бомбы. Одна угодила в носовую часть танкера, где не взорвавшись, застряла. Самолет повторил атаку, но вся вторая серия бомб ушла в пучину вод. После этого он улетел. Извлечь бомбу из недр судна не удалось, и судовладельцу пришлось его затопить, т.к. ни один порт не согласился принять «Геркулес» с таким гостинцем. В прессе высказывалось предположение, что судно подверглось бомбардировке ошибочно, будучи принятое за британское. Буэнос-Айрес отрицал сам факт атаки - видимо, хунта не хотела очередных международных осложнений.

Основной задачей С-130 являлось снабжение гарнизонов островов. Выполняя ее, экипажи этих машин осуществили 31 ночной вылет, доставили 435 т различных грузов, эвакуировали 264 раненых. Англичане пытались прервать работу воздушного моста, и 1 июня к северу от о-ва Пеббл им удалось сбить «Геркулес». Удача сопутствовала л-т-коммандеру Н.Уорду из 801 - й АЭ. «Грузовик» оказался крепким орешком: выпущенная ракета повредила крыло (вторая прошла мимо), но он продолжал полет, и чтобы добить машину, британскому летчику потребовалось расстрелять почти весь боезапас пушек - более 200 снарядов.

Ночные рейсы выполняли и транспортники флота: три Loche-ed L-188 Elektra и три Fokker F-28 Fellowship. Всего на их счету 14 вылетов на острова, причем последний раз самолетам пришлось покидать сильно поврежденную полосу аэродрома Порт-Стэнли буквально накануне капитуляции. Среди доставленных «Электрами» грузов были два пусковых контейнера с ПКР «Экзосет ММ38». Обе ракеты аргентинцы применили в ночь с 11 на 12 июня по британским кораблям, обстреливавшим позиции у Порт-Стэнли. Одна из них угодила в вертолетный ангар эсминца УРО «Глеморган» и, хотя не взорвалась, наделала много беды. Был уничтожен находившийся там «Уэссекс», начался пожар, экипаж потерял 13 человек убитыми и 17 ранеными. Морякам удалось справиться с ситуацией, и корабль остался в строю до конца кампании.

Несколько транспортных перевозок на острова выполнили Twin Otter, около десятка которых было во всех видах вооруженных сил Аргентины.

Важную роль сыграли в Фолклендской войне небольшие «Лирджеты». ВВС Аргентины накануне конфликта располагали семью Gates Learjet 35А, которые применялись для перевозки высокопоставленных лиц, калибровки радиолокационных станций, картографирования местности и т.д. Две машины служили совместно с «Канберрами» в 1 -й БАЭ, остальные - в 1 -й аэрофо-тосъемочной эскадрилье (Grupo 1 de Aerofotografico). Накануне аргентинской высадки на Мальвины экипажи «Лирджетов» провели аэрофотосъемку архипелага. С началом полномасштабных военных действий эти машины привлекались для ведения разведки, лидирования групп ударных самолетов, а также использовались в качестве ретрансляторов радиосвязи. Единственной потерей стал борт Т-24, сбитый 7 июня выпущенной с эсминца «Экзетер» ракетой «Си Дарт».

* Предельно милая высота. (Ред.)


Патрулировавшие в районе о. Вознесения «Нимроды» на всякий случай были вооружены

ракетами класса «воздух-воздух»


«Фантом» из 29-й эскадрильи RAF приземлился на о. Вознесения


Захватив острова, аргентинцы «экспроприировали» несколько легких самолетов местной авиалинии, которые попытались использовать в своих интересах. Один из них, Islander, уничтожили британские диверсанты на о. Пеббл. Когда флаг Соединенного Королевства снова был поднят над Фолклендами, уцелевшие машины вернулись к прежним владельцам.

Вертолеты аргентинцы применяли не так широко, как англичане. В основном, они использовались для транспортных перевозок, эвакуации раненых бойцов и сбитых летчиков. Первыми на острова «вертушки» отправили ВВС. Это были по два Bell 212 и Boeing Vertol СН-47С Chinook из состава 7-й вертолетной авиагруппы (Grupo 7 de Helicopteros). Экспедиционное подразделение получило наименование Мальвинская вертолетная АЭ (Escu-adron de Helicopteros Malvinas). Перед отправкой каждый «Чинук» вооружили тремя 12,7-мм пулеметами. На Фолклендах эскадрилья первые 9 дней базировалась в районе Порт-Стэнли, а затем была переброшена в поселок Гуз-Грин. Уже 1 мая один «Белл» принял участие в спасении л-та Пероны после того, как «Си Хар-риер» сбил его «Мираж». Другим спасенным стал пилот «Дагге-ра» пример-теньенте Луна, катапультировавшийся 21 мая. Оба «212-х» аргентинцы потеряли, при этом борт Н-85 оказался британским трофеем и по сей день находится в Англии. «Чинуки» работали до 9 июня, а затем были эвакуированы на материк.

Флотские вертолеты появлялись в районе Мальвин эпизодически. Помимо уже упомянутой атаки британской подлодки, их работа отмечена в ночь на 30 мая, когда пара «Си Кингов» забрала с о. Пеббл остатки местного гарнизона. Очевидно, выполнялись и другие миссии, во всяком случае, в ходе одной из них 2 мая были потеряны Lynx (борт З-Н-42) и Alouette III.

Префектура отправила на Мальвины единственную Aerospatiale Puma, которая базировалась в Порт-Стэнли и применялась для патрульных и поисково-спасательных целей (по др. данным, ее передали в распоряжение командующего мальвинским гарнизоном генерала Менендеса). В ночь с 3 на 4 мая во время артобстрела вертолет получил повреждения. После капитуляции англичане перевезли его в метрополию, где отремонтировали.

Наиболее многочисленный отряд винтокрылых машин откомандировали на Фолкленды Сухопутные войска. Там их представлял 601-й Армейский батальон боевой авиации (Ejercito Batallon de Aviation de Combate 601 - CAB 601). С 7 no 30 апреля на острова морским путем либо своим ходом прибыли 19 «вертушек»: 2 «Чинука», 5 «Пум», 9 UH-1H «Ирокез», 3 А-109 «Хирундо». Последние были вооружены блоками для 68-мм НАР. шестиствольными пулеметами «Миниган», и на них возлагалось вооруженное эскортирование «транспортников» а при случае -атаки британских плавсредств и десантников. Получили по одному 7,62-мм пулемету М 60 и каждый «Ирокез».

«Чинуки» на Мальвинах разместили в Гуз-Грине, совместно с коллегами из ВВС. Остальные силы CAB 601 расположились сначала в военном городке Муди-Брук, ранее принадлежавшем морским пехотинцам Ее Величества. Однако когда английские корабли стали обстреливать это место, аргентинцы перебрались в район северного склона горы Маунт-Кент, куда британские орудия не доставали.

Первую потерю CAB 601 понес 9 мая, когда «Пума» борт АЕ-505 неожиданно оказалась в зоне досягаемости средств ПВО эсминца «Ковентри» и была сбита ЗУР «Си Дарт». В целом активность аргентинских вертолетчиков оставалась в течение всего конфликта довольно низкой. Некоторое оживление отмечалось после 21 мая -дня высадки британского десанта. В тот день группа А-109 атаковала вражеские плавсредства, правда, безрезультатно. Отличился экипаж к-на Хорхе Свенсона, который на своем «Ирокезе» подобрал с воды пилота сбитого «Скайхока». 21 мая батальон потерял «Чинук» борт АЕ-521 и «Пуму» АЕ-501, уничтоженные на земле «Харриерами». Когда на следующий день английские десантники подошли к поселку Порт-Говард, аргентинскому гарнизону на трех «Пумах», сопровождаемых одним А-109, перебросили подкрепление. Неизвестно, что заставило вертолетчиков здесь задержаться, но 23 мая «Си Харрие-ры» совершили несколько налетов, и CAB 601 распрощался с «Хирундо» и двумя «транспортниками».

26 мая корректируемой бомбой, сброшенной британским истребителем, была окончательно уничтожена «Пума» АЕ-501. 28 и 29 мая все уцелевшие вертолеты батальона оказывали поддержку своему гарнизону, оборонявшему Гуз-Грин. 30 мая аргентинцы досаднейшим образом лишились последней «Пумы», действовавшей на островах: ее сбили свои же войска. Погибли шесть находившихся на борту человек.

Работа вертолетчиков продолжалась вплоть до капитуляции Порт-Стэнли 14 июня. В силу сложившихся обстоятельств многим пилотам пришлось летать в ночное время, хотя у большинства из них ранее подобного опыта не было. О достаточно высоком профессионализме летчиков CAB 601 говорит то, что они не понесли ни одной небоевой потери. Когда генерал Менендес подписал акт о сдаче гарнизона, англичанам в руки попали 12 «вертушек» батальона: «Чинук», два А-109 и все «Ирокезы». Не менее восьми машин доставили в Англию, где оба «Хирундо» и, по меньшей мере, один UH-1 передали в эксплуатацию, а «Чинук» и остальные «Ирокезы» отправили на хранение либо выставили в различных экспозициях.

Наземный персонал, как правило, в боях прямого участия не принимал. Однако когда британские десантники приблизились к аэродрому Порт-Стэнли, один из аргентинских унтер-офицеров снял с поврежденной «Пукары» блок НАР, привязал его проволокой к трактору-буксировщику и атаковал англичан. Вскоре тем удалось подбить импровизированную систему залпового огня, но бравый унтер прикрепил той же проволокой свою «пушку» к доске и продолжал вести огонь со склона холма. По окончании боев командир английских десантников поставил в пример своим подчиненным действия храброго аргентинца.


Британцы

Среди британских воздушных сил, до сих пор остававшихся вне поля нашего зрения, прежде всего, надо упомянуть сводную авиагруппу, действовавшую с территории Чили. В ее состав, по разным данным, входили несколько разведчиков Canberra PR.


Для обеспечения действии своей авиации с о. Вознесения англичане использовали 16 заправщиков «Виктор» К. Мк 2


VC 10 - один из «лайнеров» 10-й эскадрильи RAF


Мк9\ два-три «Геркулеса» и несколько «Си Кингов». Как утверждается, группа действовала с южночилийской авиабазы Пунта-Аренас, откуда «Канберры» совершали разведполеты над Фолклендами, Южной Аргентиной и Огненной Землей. В дни конфликта мировая пресса много писала о том, как благодаря американским спутникам англичане узнают буквально о каждом шаге противника. Тогда британцам подобные утверждения были только на руку - зачем привлекать внимание к действиям секретной части! Однако относительно недавно в печати появились публикации со ссылкой на официальные круги в Лондоне, из которых следует, что основная информация об аргентинцах поступала не от «американского космоса», а добывалась своими воздушными разведчиками.

Занимающиеся изучением фолклендского конфликта аналитики полагают, что С-130 «чилийской» авиагруппы привлекались для заброски разведывательно-диверсионных групп в районы южноаргентинских баз, например, Рио-Гальегос. Привлекались к аналогичным операциям и вертолеты, доставлявшие комман-дос на Огненную Землю. При этом над чилийской территорией одна «вертушка» разбилась. Этот факт просочился на страницы печати и стал первым свидетельством деятельности RAF в этой невоюющей стране.

Для обеспечения авиационной группировки, действовавшей с о. Вознесения, британцы активно использовали самолеты-заправщики Victor К. Мк2. Их деятельность в первой фазе конфликта мы уже рассматривали. Поэтому лишь напомним, что для обеспечения дальних рейдов «Вулканов», перелетов «Хар-риеров» и патрулирований «Нимродов» привлекались 16 машин из 55-й и 57-й АЭ Королевских ВВС. Всего в той войне «танкеры» совершили более 500 вылетов общей продолжительностью около 3000 ч. Было проведено около 600 дозаправок и передано 5443 т топлива. В шести случаях происходили серьезные сбои, однако ни разу дело не дошло до тяжелых летных происшествий. Среди самолетов, «пользовавшихся услугами» заправщиков, были С-130 из 24-й эскадрильи, совершившие с о. Вознесения более 40 полетов в зону боевых действий. Они доставляли срочные грузы и людей, которые сбрасывались на парашютах. Маршрут протяженностью 12800 км (туда и обратно) «Геркулесы» проходили с одной дозаправкой. Как правило, для этого требовалось 24-25 ч, однако экипажу флайт-лейтенанта Лока пришлось пробыть в воздухе 28 ч 3 мин, что стало мировым рекордом для самолетов данного типа.

К выполнению транспортных перевозок привлекались также С-130 из 30-й, 47-й, 70-й эскадрилий, Vickers VC 10 из 10-й АЭ, несколько мобилизованных гражданских Short «Belfast» (ранее служивших в ВВС) и «Боингов 707». Они совершили примерно 600 полетов и перебросили на о. Вознесения до 6000 человек и 7000 т различных грузов, в т.ч. более 100 единиц колесной техники и 20 вертолетов. Кроме того, 3 апреля один «Виккерс» доставил в Англию из Монтевидео губернатора Фолк-лендое Рекса Ханта и личный состав гарнизона островов, которых аргентинцы выдворили туда с захваченных Мальвин. По завершении кампании VC 10 выполнили в Уругвай еще несколько санитарных рейсов, которыми перевезли 570 раненых британцев.

В течение всей войны боевое дежурство на о.Вознесения несли три истребителя Phantom из 29-й эскадрильи. Однако неприятных сюрпризов со стороны противника так и не по-с-ледовало.


Эпилог

В истории войн Фолклендский конфликт стоит сразу за второй мировой по масштабам боевых действий между авиацией и флотом. Необходимо отметить, что у Аргентины только воздушные силы оказали сколь-нибудь эффективное противодействие неприятелю. ВВС этой страны с 1 мая по 14 июня совершили 445 боевых и 439 вылетов иного характера общей продолжительностью 12445 ч. На счету авиации ВМС - порядка 50 вылетов**. Аргентинские летчики уничтожили 6 боевых и вспомогательных плавединиц и около 15 повредили. Правда, в воздухе они сумели сбить лишь один вертолет.

По данным британского исследователя Д.Рога, аргентинская авиация потеряла в Южной Атлантике 55 человек и 100 летательных аппаратов. Опубликованные данные позволяют отследить 74 самолета и 24 вертолета. Скорее всего, аргентинцы действительно лишились 98 машин, поскольку это количество хорошо согласовывается со сведениями обеих сторон.

Британцы использовали авиацию значительно интенсивнее. Только боевые самолеты выполнили в зоне конфликта 2023 вылета. Вертолеты налетали еще больше, например, «Си Кинги» -5552 вылета, а «Линксы» - 1728. В воздухе и на земле было уничтожено либо повреждено около 30 ЛА неприятеля. Выведено из строя 6 плавединиц. Собственные безвозвратные потери составили 34 машины: 10 самолетов и 24 вертолета.

Англичане, вернув себе архипелаг, немедленно взялись за расширение аэродрома, а также предприняли срочные меры для усиления гарнизона, в т.ч. и авиагруппировки, перебросив в Порт-Стэнли несколько «Фантомов» и «Бакениров». Несмотря на прекращение боевых действий, вокруг островов сохранили исключительную 200-мильную зону, вход в которую чужим воздушным и морским судам остался закрытым.


* В некоторых источниках упоминаются и другие модификации.

* * Статистика по CAB 60 J отсутствует.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх