|
||||
|
ВВС Израиля, 1948-49 Начало большого пути… Михаил Жирохов/ г. Комсомольское, Дмитрий Шевчук/ г. Рига Фото предоставлены А.В.Котлобовским Окончание. Начало в «АиВ», №№2, 5'2001 Перед решающими боями Утром 19 октября 1948 г. произошел крупнейший в той войне морской бой. Израильская разведка узнала, что египетский танкер под охраной флагмана флота «Амир Фару к» пытается доставить топливо в Мадждал. На перехват вышли корвет «Узджвуд», эскортный корабль «Хагана» и катер «Ногах». Последний храбро атаковал противника и бросился удирать, заманивая врага в ловушку. Бывший корабль рыбоохраны «Амир Фарук», вооруженный всего лишь пушкой и 4 пулеметами, погнался за ним и нарвался на «Уэджвуд». Тотчас эфир наполнился тревожным лис-ком рации с мольбами о помощи. На выручку поспешили египетские истребители. В 12.52 они атаковали «Хагану» и ранили трех израильских моряков. В этот момент над кораблями появился «Бофайтер», пилотируемый Леном Фитчетом. Израильтянина в качестве цели выбрал м-р Абу Заид на своем «Фьюри». Фитчет избавился от бомб, спикировал к поверхности моря и, маневрируя, стал уходить. Во время преследования самолет Абу Заида столкнулся с водой, и летчик, одержавший первую победу в истории ВВС Египта, погиб. В ночь на 20 октября 5 «Норсеменов» из 35-й эскадрильи 9 раз бомбили Беер-Шеву, убив троих и ранив четырех египетских солдат. «Дакоты» 103-й A3 атаковали Эль Ариш и Мадждал, а «примусы» эскадрилий «Негев» и «Тель-Авив» - менее важные цели. Утром «Бофайтер» (борт D-171) вылетел на бомбежку форта И рак-эль-Суве й дан. Во время второго захода на цель зенитный снаряд поразил двигатель, и самолет рухнул на землю. Экипаж погиб. Утром 21 октября Джек Дойл и Руд и Огартен на «Спитфайрах» патрулировали между Беер-Шевой и Эль Аришем. В 9.30 они обнаружили и атаковали четверку египетских истребителей. Каждый израильский пилот заявил об одной воздушной победе. На самом деле в бою был подбит и взорвался, не дотянув до базы, «Спит* файр» к-на Мухтара Махмуда Сайда. В результате боев на юге израильтянам удалось перерезать коммуникации противника, расчленить его фронт и снять блокаду Негеаа. Египтяне оставили Беер-Шеву, Ашдод и Мадждал, Таким образом угроза Тель-Авиву была окончательно ликвидирована. Хель Ха'Авир за время операции произвели 230 самолето-вылетов, включая 34 дневных на В-17, 31 ночной на «бомбардировщиках» С-46 и С-47. Была сброшена 151 т бомб. Кроме уже названного «Бофайтера», были потеряны два S-199 (D-113 и D-114) и «Дакота». Египетские ВВС недосчитались по одному «Фьюри» и «Спитфайру». 28 октября израильтяне начали наступление на севере против полупартизанской «Армии освобождения арабов», которая контролировала часть Галилеи у границ с Ливаном и Сирией. В-17, эскортируемые «Спитфайрами», за 34 вылета сбросили 27 т бомб, часть из которых досталась штабу палестинцев. Разгромив противника, евреи оккупировали ливанские земли вплоть до реки Литани. На этом боевые действия в Галилее закончились, а территория впоследствии использовалась в качестве козыря на переговорах о перемирии, В те же дни пострадал один из самопальных «Спитфайров» (D-131), который пилотировал Дэнни Вильсон. У самолета не вышло шасси, и летчик посадил его на брюхо. По одним данным, машину списали, по другим - впоследствии восстановили. 5 ноября датирован рапорт 101-й эскадрильи, в котором указаны некоторые итоги службы S-199 и перечислены причины 16 летных происшествий, случившихся с самолетами этого типа: - два случая отказа двигателя из-за поломок топливных насосов, которые привели к вынужденным посадкам; - два случая отказа двигателя из-за разрыва швов радиаторов. В результате один истребитель потерпел аварию; - прорыв трубки системы охлаждения привел к ослеплению пилота. Самолет был разбит; - прострел воздушного винта из синхронного пулемета; - два случая отказов во время приземления замков основных опор шасси. В результате одного из них самолет сгорел; - два случая разрушения гнезд крепления стоек шасси. Оба произошли на посадке, став причинами аварии и катастрофы; - отказ тормозов, который привел к капотированию и разрушению истребителя; Знаменитый «Спитфайр» (борт D-130), собранный израильскими умельцами Истребители «Макки» MC.205V и «Спитфайр» Mk.lX ВВС Египта - два случая разрушения барабана левого тормоза на взлете, в результате чего одна машина была разбита; - два случая разрывов шин после приземления. Один самолет получил повреждения; - деформирование фюзеляжа при жесткой посадке. Самолет ремонту не подлежал. Интересно, что в рапорте нет прямых указаний на ошибки пилотов. Но недостаточно освоившие S-199 летчики были отнюдь не столь безгрешны. Например, среди потока ругательств пилота Гидди Лихтмана в адрес чешского истребителя проскальзывает интересное признание: «Пилотируя американские машины, во время приземления вы поворачиваете рукоятку, и закрылки выпускаются. Этот самолет имел штурвальчик, и я должен был крутить его, заходя на посадку. В итоге я никогда не выпускал закрылки полностью и вместо приземления на скорости 105 миль в час приземлялся на 140 милях в час… Того, кто сконструировал эту систему, надо бы повесить за его …» Но вернемся к хронике событий. К середине ноября 101-я эскадрилья перебралась в Хацор. В те дни Руди Огартен на «Спитфайре» около Феллуджи атаковал три аналогичных вражеских истребителя. Записав на свой счет третью за месяц победу, израильский летчик поторопился -его «жертва» вернулась на базу. 17 ноября три В-17 бомбили противника, а вечером два «Норсемена» по ошибке вместо египтян в Феллуджи атаковали своих в Хацоре. Утром 20 ноября «Москито» (VL-625) из 13-й эскадрильи RAF вылетел в обычный разведполет над Палестиной. Но самолет не успел набрать безопасную высоту и был перехвачен «Мустангом» Вей-на Пика. Несмотря на отказ кислородного оборудования, израильтянин стрелял точно - взрыв «деревянного чуда» привел к гибели обоих британцев: Эрика Рей-нольдса и Энгуса Лоува. Вернувшись, Пик доложил об уничтожении … «четырехмоторного бомбардировщика «Галифакс» (вот и верь докладам летчиков!). Израильтяне продолжали активно применять фоторазведчик «Спитфайр» (D-130) своей сборки. Так, 19 ноября Эзер Вейцман на этой машине и Митчелл Флинт на «Мустанге» появились над Сирией и засняли в Дамаске и Шах Эль Шахре две «Дакоты» и два «Харварда», а в Эль Меззе один «Харрикейн» (скорее всего - иракский «Фьюри», севший на вынужденную). К началу декабря египетская армия не только оправилась от поражения, но и начала активно готовиться к наступлению с целью деблокирования Феллуджи. Израильтяне в свою очередь приступили к подготовке новой операции, в ходе которой предстояло окончательно разгромить египтян. В этот период затишья в 35-й эскадрилье «Норсемены» заменили на штурмовики АТ-6 «Харвард». Новые самолеты имели по два пулемета и могли нести восемь 50-кг бомб. Появилось и пополнение в лице двух опытных летчиков - Чалмерса «Слика» Гудлина (испытатель Белл Х-1. служивший в USAF) и Сеймура «Бьюика» Фелдмана (бывший пилот RAF, имевший на счету 9 сбитых «Фау-1»). 101-я эскадрилья перебралась в Хацор, оставив технарям на запчасти списанные борта D-106, -115, -116, -119 и -122. На оставшиеся S-199 нанесли другие номера, к примеру, отремонтированный D-117 стал «1901», а «1907" получил недавно вызволенный из «итальянского плена» D-124. Авиация совершала отдельные боевые вылеты, в частности, 12 декабря пара «Мессеров» (Коэн и Гудлин) сопровождала «Харварды» в налете на Хан Юнис. Потери израильтяне понесли только в летных происшествиях. Из-за аварий были списаны «Тейлоркрафт» (0202) и ВТ-13. Кроме того, амфибия «Виджеон» (В-73) потерпела катастрофу, в которой погибли Ральф Мостар, Оливер Холтон и Элвин Левин. 15 декабря потерпел аварию на взлете очередной S-199, который пилотировал Вейн Пик. Тем временем, в дружественной Чехословакии израильтяне подготовили к перелету вторую партию «Спитфайров». Но тут вдруг возникла политическая проблема - заартачилась Югославия, чей аэродром в Подгорице служил промежуточной базой. 10 машин решили отправить на Ближний Восток по железной дороге и морем, поэтому принять участие в боевых действиях они не успели. Вскоре югославов удалось уломать, и 18 декабря началась операция «Вельвета-2». В 7 утра шестерка «Спитфайров» с опознавательными знаками ВВС армии Тито вылетела из чешских Курновичей. Одну тройку возглавлял Джордж Лихтер, вторую Сэм По-меранц. В первом звене ведомыми шли Джон Макелрой и Моти Фейн, а во втором - Билл Померанц и Кайзер Дангот. Однако плохая погода не позволила добраться до Подгорицы. Оба Померанца потерялись: Сэм разбился, а Билл сел в Югославии на вынужденную, его самолет сгорел, но сам он почти не пострадал. Остальные израильтяне вернулись в Курновичи. На следующий день Лихтер возглавил шестерку «Спитфайров» (добавились Дании Шапиро и Арнольд Рух). которые на сей раз благополучно приземлились в Югославии. Во время подготовки к вылету в Израиль на самолетах изобразили звезды Давида. Две машины по техническим причинам отправить дальше не решились, поэтому в дальний перелет ушли 4 «Спитфайра», пилотируемые Лихтером, Данготом, Шапиро и Фейном. Их эскортировал С-46. Через 5,5 часов самолеты достигли Израиля. 26 декабря С-46 привел из Югославии еще шесть «Спитфайров», а через пару дней двумя «Командо» доставили и оба неисправных истребителя. На всех прибывших «Спит-файрах» отсутствовало вооружение, приведение их в боеспособное состояние заняло несколько дней, поэтому из 12 машин всего 4 успели повоевать. Операция «Хорев» Такое название получило израильское наступление, начавшееся 22 декабря ударом по сектору Газа. В тот день Руди Огартен и Джек Дойл на прибывших ранее «Спитфайрах» подкараулили заходивший на посадку в Эль Арише египетский истребитель. Дойл подбил летевший уже с выпущенным шасси «Макки» MC.205V, и тот свалился на полосу. Его пилот к-н Шалаби Эль Хиннави получил тяжелейшие ранения, но выжил и через 19 лет возглавил ВВС Египта. Существует и другая версия, отраженная практически во всех списках официальных побед ВВС Израиля. Согласно ей обидчиком Эль Хиннави стал Огартен. Базу Эль Ариш атаковали также три В-17 и два «Мустанга», а ночью - три «Дакоты». В ходе этих налетов израильтянам удалось сжечь только один С-47, т.к. большинство египетских самолетов было рассредоточено по небольшим окрестным аэродромам. Кроме того, бомбардировкам подверглись Газа, Рафа и Феллуджи. Для этого евреи использовали «Дакоты», «Командо», «Харварды», «Кэбы» и «Мессеры». Египтяне заявили, что ночью с 22 на 23 декабря сбили над Феллуджи один «Кэб», но в действительности борт 0407 получил лишь повреждения и вернулся на свой аэродром. Утром В-17 пытались бомбить Рафу, но из-за облачности сбросили груз в море. В другом вылете одна «крепость» была повреждена зенитным огнем. В 1948 г. израильтяне успешно использовали АТ-б в качестве штурмовиков Дисциплина в израильских ВВС все еще оставалась понятием абстрактным. Летчик 101-й эскадрильи, в прошлом майор RAF, Гордон Леветт вспоминал об одном из вечеров той «жаркой» зимы. Зная повадки своих дружков, он отправился за ними в бар на окраине Тель-Авива. «Тут они и сидели, вместе с командиром Сидом Коэном. К полуночи мы угнали грузовик и доехали до Кастины. Дело в том, что боеготовность единственной истребительной эскадрильи, сильно зависевшая от своевременного возвращения на базу после пирушек, поддерживалась благодаря угонам автомашин. Полиция перегоняла наши «трофеи» обратно их хозяевам с аэродрома, прозванного «авторынок Сида». 27 декабря два израильских «Спитфай-ра» сошлись в бою с египтянами. Потерь стороны не понесли, но истребитель «Бьюика» Фелдмана привез несколько дырок в крыле и хвостовом оперении. На следующий день Леветт и Коэн вылетели на «Спит-файрах», вооруженных 250-фунтовыми бомбами. В районе Хан Юнис они наткнулись на египетский поезд. Сбросив бомбы, Леветт, по его собственному признанию, «вспахал кучу песка», а вот Коэн едва не добился одного попадания. Затем истребители принялись дырявить паровоз из пулеметов, и Леветт так увлекся, что чуть не таранил состав. После шести-семи атак локомотив сплюнул пар и остановился. Коэн обстрелял вагоны. По свидетельству Ле-ветта, в израильских газетах этот скромный успех был представлен как «уничтожение важного состава с боеприпасами и тяжелый ущерб вражеским войскам». Израильским летчикам приходилось летать на любом боеспособном самолете, и в следующем вылете Леветту достался S-199 (вероятно, последний боевой вылет истребителя этого типа). Вместе с пилотировавшим «Спитфайр» Дойлом они отправились на прикрытие четверки «Харвардов», бомбивших Феллуджи. Когда те выполнили задание и повернули домой, в воздухе появились 6 египетских «Спитфайров» и 2 «Фиата». Леветт вспоминал: «Такому искушению я противостоять не смог и крикнул в микрофон по-немецки: «Ахтунг. Спитфайр!» Мы находились на 1400 метров выше противника, который нас не замечал, к тому же в идеальной позиции - на фоне солнца. Прежде чем египтяне поняли, что происходит, Дойл завалил «Фиат», а я погнался за «Спитфайром». В тщетных попытках египтянина увернуться было что-то трогательное, от его машины вскоре посыпались ошметки и потянулась белая полоса гликоля - свидетельство смертельного повреждения двигателя». Тут Леветт неожиданно сам оказался в роли мишени для другого истребителя. «Я попытался стряхнуть его резким маневром, но он так и остался в моем зеркале. А когда он отбил у меня кусок крыла, я понял, что дурак, если пытаюсь так уйти от «Спитфай-ра». Тогда я вогнал машину в крутое, почти вертикальное пике». Немецкий двигатель с непосредственным впрыском топлива в таких экстремальных условиях работал как часы, а немало полетавший на британских истребителях Леветт знал, что у «Спитфайра» карбюраторный «Роллс-Ройс» в пике начнет глохнуть. Это его и спасло. Дома израильские летчики заявили, что сбили по одному «Фиату» и еще, вероятно, по одному «Спитфайру». Однако Леветта, служившего в 101-й эскадрилье без году неделя, «подвинули в сторону» и победу, в отличие от Дойла, не зачли. В ходе следующего вылета пара «Спитфайров» под командованием Дойла атаковала по ошибке свою механизированную колонну, наступавшую на Эль Ариш. Было повреждено несколько грузовиков, один солдат убит, а другой ранен. Утром 29 декабря три В-17 в сопровождении «Спитфайров» отбомбились по Феллуджи. «Крепости» повернули домой, а Дэнни Вильсон и Арни Рух «навестили» Эль Ариш, над которым кружила пятерка только что взлетевших истребителей. Состоялся безрезультатный воздушный бой, которым обе стороны остались вполне довольны, т. к. Вильсон записал себе два поврежденных истребителя, а египтяне - 3 сбитых. В тот же день 35-я эскадрилья потеряла «Харвард», пилотируемый Гришей Брауном. Во время боевого вылета одна бомба не пожелала покинуть самолет, и летчику пришлось идти на посадку с нею. Когда до земли оставалось несколько метров, бомба вдруг отделилась и взорвалась. Изрешеченные остатки штурмовика довольно удачно приземлились, сохранив пилоту жизнь. Вторгшаяся на территорию Египта израильская бригада «Харель» стремительным рейдом захватила Эль Ариш. Евреям в качестве трофеев достались в нелетном состоянии «Спитфайр» Mk.IX и гражданский «Дрэгон Рэпид». Последний удалось быстро отремонтировать и перегнать в Израиль. «Спитфайр» отправился туда же на прицепе за грузовиком, но дорога стала для самолета тяжким испытанием, и он превратился в набор запчастей. 30 декабря пара египетских «Макки», взлетев с Бир Хамы, штурмовала израильтян, атакующих подступы к аэродрому. В это время на них напала пара израильских «Спитфайров». Джек Дойл сбил ведущего, а Джон Макэлрой - ведомого. Несмотря на то, что египтяне отбили атаки на Феллуджи и полосу Газа, все их коммуникации в Палестине и на севере Синая были перерезаны. Их армия оказалась перед угрозой полного разгрома. Вторжение израильских войск на территорию Египта не могло оставить равнодушной Великобританию, которая издавна ориентировалась на арабский мир. Базирующаяся в зоне Суэцкого канала 205-я авиагруппа начала активные разведполеты, используя для этого «Москито» 13-й эскадрильи и «Спитфайры» FR.XVIII 208-й эскадрильи. Первые полеты прошли 30 декабря в тесном взаимодействии с ВВС Египта, Утром 31 декабря пилотировавшие «Спитфайры» Коэн и Вильсон обнаружили около Бир Хамы заходивший на посадку египетский «Фиат». Вильсон пошел в атаку и, по его словам, сбил противника. Египетские отчеты этого не подтверждают - скорее всего, самолет был только поврежден. Возвращаясь домой, израильтяне наткнулись на транспортный С-46, который под прикрытием «Спитфайра» сбрасывал грузы окруженным солдатам в районе Феллуджи. Хотя у евреев уже закончился боезапас пушек, они решили напасть на противника. По возвращении Вильсон заявил, что огнем из пулеметов подбил «Спитфайр». Вероятно, египетскому пилоту удалось связать боем оба израильских истребителя, потому как транспортник расправы избежал. В ночь на 1 января 1949 г. недобитый флагман египетского флота «Амир Фарук» обстрелял Тель-Авив из своей единственной пушки. Персонал аэродрома Сде Дов с перепугу выключил посадочные огни, что стало причиной аварии «Кэба», на котором летели Аврахам Португали и командующий Южным фронтом Игал Алон. Поутру В-17 настиг «Амира Фарука» и высыпал 1,5 т бомб, нанеся тяжелые потери … обитателям морских глубин. «Темпестам» из 213-й эскадрильи RAF довелось повоевать в Палестине Этот «Фьюри» F.2/43 был продан англичанами Египту Ирак использовал в той войне несколько «Фьюри» Мк.50 В тот же день Израиль получил от англичан ультиматум с требованием вывести свои войска с Синая, иначе Великобритания окажет Египту военную помощь в соответствии с договором 1936 г. К утру 2 января евреи требования выполнили, но это не помешало англичанам «втихую» поддерживать своих арабских друзей. Египтяне стали получать информацию от трех РЛС раннего обнаружения, им позволили занять неиспользовавшийся аэродром Эль Баллах в зоне Суэцкого канала, а также передали несколько заброшенных складов с авиационными боеприпасами и запчастями. Изгнанные из Синая израильтяне решили покончить с египетской армией на территории Палестины. Наступление на Газу началось в ночь с 3 на 4 января. Утром один В-17 сбросил на Эль Ариш десять 250-кг бомб, а тройка «Харвардов» поддержала наступление пехоты. После обеда Рафу бомбила пара «крепостей». С наступлением темноты С-46 сбросил на Газу более двадцати 50-кг бомб. Утром 5 января пара Огартена на «Спитфайрах» сопровождала два «Харварда», которые атаковали поезд около Хан Юниса. Возвращаясь, израильские истребители обнаружили на небольшом аэродроме Бир-Масайд шесть неприятельских самолетов и обстреляли их. Видимо, египтяне здорово повеселились, наблюдая, как евреи старательно дырявят фанерные макеты. Позже другая пара 101-й эскадрильи (Сеньер на «Мустанге» и Фельдман на «Спитфайре») обнаружила тройку «Макки», готовящихся бомбить израильские войска. Фельдман атаковал одного из них и «видел, как он задымил и, спикировав, разбился». Сеньер также записал себе победу. Египтяне эти успехи противника отрицают до сих пор. В тот день ВВС Израиля потеряли два самолета в летных происшествиях на посадке. Сначала в Беер-Шеве разбился «Остер» (0106) эскадрильи «Негев». Затем у пилотируемого Финкелем «Спитфайра» (2004) лопнула покрышка, и самолет перевернулся. Пилот отделался испугом. К вечеру Египет, стоявший перед лицом повторного окружения своих войск в полосе Газы, «созрел» для перемирия. Оно вступало в силу в 16.00 7 января. В тот день с утра англичане отправили на разведку четверку «Спитфайров» FR.XVIII из 208-й эскадрильи. Все, что происходило дальше, стало для британцев цепью кошмарного невезения. За 15 минут до их появления над районом Рафы 5 египетских «Спитфайров» атаковали израильскую колонну и подожгли три грузовика. Английские пилоты Джеф Купер и Фрэнк Клоуз снизились, чтобы сфотографировать растерзанные автомобили. Израильская пехота приняла низко летящие «Спитфайры» за египетские и открыла огонь. Самолет Клоуза загорелся, и летчику пришлось прыгать с парашютом. Получила повреждения и машина Купера. В этот момент над полем боя появилась тройка «Спитфайров» ВВС Израиля во главе с Джоном Макэлройем. Ведущий быстро поразил «Спитфайр» Рона Сойе-ра, самолет упал среди песчаных дюн, похоронив пилота под обломками. После этого израильтянин сбил Тима Мак-Элха-ва, которому удалось воспользоваться парашютом. Купер, хотя и управлял уже поврежденным самолетом, оказался самым трудным противником. Однако Чал-мерс Гудя и н на менее скоростном, но более маневренном «Спитфайре» LF.IX переиграл его и подбил. Куперу тоже пришлось прыгать с парашютом. Его подобрали бедуины и доставили в Эль Ариш. Кло-узу и Мак-Элхаву повезло меньше - они попали в плен к израильтянам. Вскоре Джек Дойл и Борис Сеньер на Р-51, сопровождая четверку «Харвардов», обнаружили 8 «Фиатов». Те спешно сбросили бомбы и рванули домой, но тягаться в скорости с «Мустангами» они не смогли. Дойл посчитал, что уничтожил один самолет и еще один повредил, Сеньер записал себе две победы, хотя, судя по послевоенному египетскому отчету, ни один самолет в том бою арабы не потеряли. Вскоре в дело вступили Вильсон и Рух на «Спитфайрах», но удача от них отвернулась. Вильсон, увлекшись погоней, оказался над Эль Аришем и получил «по зубам» от зениток. Руха подвело отсутствие опыта (ао время второй мировой он летал в разведывательной авиации и ни разу не участвовал в «догфайте»), и он еле удрал от одного «Фиата». Озадаченные пропажей «Спитфайров», англичане развернули целую поисковую операцию, в которой задействовали 4 «Спитфайра» FR.XVIII из 208-й АЭ под руководством м-ра Моргана. Их прикрывали 7 «Темпестов» из 213-й эскадрильи п-ка Андерсона и 8 «Темпестов» из 6-й м-ра Кроу-ли-Миллинга. Недалеко от Рафы шедшие на средней высоте истребители группы Андерсона были атакованы четверкой израильских «Спитфайров». Находившиеся выше «Темпесты» 6-й эскадрильи спикировали и ввязались в бой. Итог этой воздушной схватки оказался не в пользу гордых сынов Туманного Альбиона. Они потеряли один «Темпест» и его пилота Дэвида Тэттерфил-да. Еще два истребителя 213-й эскадрильи и один 6-й получили повреждения. Израильтяне потерь не имели. Израильтяне применяли «Дакоты» и по их прямому назначению, и в качестве бомбардировщиков На борту С-46 доставлен джип для израильской бригады «Негев» Вечером у летчиков 101-й эскадрильи настроение было паршивым - многие сами еще недавно служили в RAR Большинство отправилось напиваться в тель-авивские бары, решив в случае ответного удара англичан по Хацору противодействия не оказывать. Командование эту философию не разделяло, и техники подготовили к вылету все исправные самолеты, а некоторые из оставшихся летчиков чуть ли не ночевали в кабинах. Однако налета не последовало. Британцы ограничились яростными протестами. Израильтяне заявили, что всего в ходе операции «Хорев» совершили 243 самолето-вылета, сбросили 267 т бомб (90 т -на Феллуджи), потеряли от огня противника 1 «Пайпер Кэб», уничтожив 10 египетских «Фиатов», 1 «Спитфайр» LF.IX, а также 4 «Спитфайра» FR.XVIH и 1 «Темпест» F-6 ВВС Великобритании. Один египетский «Спитфайр» и два «Фиата» были «вероятно уничтожены», а еще четыре «Фиата» повреждены. Окончание войны и ее итоги С 6 по 10 марта израильская армия провела операцию «Увда», взяв под свой контроль южную часть Негева. Дальний переход сухопутных войск через пустыню поддерживали «Пайпер Кэбы», три С-47 и три С-46. Истребители 101-й эскадрильи были готовы прикрыть войска, но иорданцы, обладавшие несколькими «Тайгер Мотами», сопротивления не оказали. 10 марта израильтяне вошли в Ум Рашраш (ныне порт Эйлат} и позже построили там взлетную полосу, куда транспортная авиация в сопровождении «Спитфайров» стала доставлять грузы. В ходе операции из-за аварий было потеряно два самолета: «Кэб» (0408) и С-46 (4X-ACG). На этом боевые действия завершились, и в дело вступили дипломаты. 23 марта Израиль заключил перемирие с Ливаном и вывел войска с его территории. 3 апреля было подписано мирное соглашение с Иорданией, которой достался западный берег р.Иордан и восточная часть Иерусалима. 20 июля условия перемирия приняла Сирия. Подводя итоги войны в воздухе, отметим, что из небольшой группы кое-как приспособленных к боям гражданских самолетов ВВС Израиля выросли в значительную для региона силу, насчитывающую примерно 100 машин. Хотя отнюдь не авиация решила исход конфликта, но действовала она агрессивно и довольно успешно. Командование маневрировало силами, быстро перебрасывая их с одного фронта на другой, что позволило свести на нет численное превосходство арабских ВВС. Большую роль сыграла и выучка пилотов - большинство еврейских летчиков были ветеранами второй мировой. Они заявили о 23 сбитых сирийских, египетских и английских самолетах, хотя не все из этих побед нашли реальное подтверждение. Точных сведений о потерях самих израильтян нет. Известно лишь, что из 660 добровольцев (пилотов и техников), сражавшихся в рядах израильских ВВС, погибли 20 человек. В воздушных боях были утрачены буквально считанные машины, куда больше Хель Ха'Авир потеряли в летных происшествиях и от огня с земли \ Общий итог войны таков. Армия еврейского государства в борьбе с превосходящими силами противника не только устояла, но нанесла ему поражение и оккупировала 6700 кв. км из 11100, отведенных арабской Палестине решением ООН. С тех пор прошло более полувека, но Ближний Восток по-прежнему остается одной из наиболее «горячих» точек планеты. Редакция выражает признательность АЖотлобовскому и О.Кучеренко за помощь, оказанную при работе над статьей. * По сведениям чешских исследователей К.Хеллебранда и В.Радины, боевые потери ВВС Израиля составили 12 самолетов. Общие потери летного состава - 33 погибших и 2 пропавших без вести. (Прим. ред.) This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org28.04.2010 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|