ВВС Словакии на второстепенных направлениях (1942-45 гг.)


Александр В. Котлобовский/ Киев

Малые ВВС в большой войне.

– Окончание. Начало в «АиВ», №№1, 2'99.

ВВС Словакии располагали несколькими бомбардировщиками Savoia Marchetti SM-84, которые использовались в качестве транспортных самолетов

Slovakian AF disposed of some Savoia Marchetti SM-84 bomders which were used as transport aircraft

Оккупанты и каратели

Очередное «пришествие» словацких ВВС на Восток связано с несением службы на оккупированной советской территории. Как уже отмечалось, после возвращения на родину Полевого корпуса на базе его частей, оставшихся в Украине, была сформирована Оккупационная дивизия. Задачами соединения являлись охрана железнодорожной сети и борьба с партизанами. Выполнение второй из них затруднялось особенностями лесисто-болотистой местности Полесья, в связи с чем возникла необходимость привлечь авиацию. Для этого в Братиславе решили направить на север Украины авиационную группу, так называемую «Скупину Вздушных Збрани» в составе 1 -й (6 разведчиков S-328) и 11 -й (12 истребителей Avia B-534) леток. Скупина прибыла на житомирский аэродром к концу июня 1942 г Командовал ею м-р А. Дурчанский, которого в августе сменил сотник М. Гулянич.

В то время, как немцы и мадьяры вели настоящую противо-партизанскую войну, активность словаков оставалась минимальной. Но долго так продолжаться не могло. В середине августа в Берлине «топнули ножкой», и Оккупационная дивизия резко активизировала карательные операции. В свете новых веяний скупину рассредоточили для охвата большего района действий. В Белоруссию на полевой аэродром Козенки под Мозырем перебросили тройку «Шмоликов» и четыре «Авиа». Пилоты S-328 занимались поисками партизанских лагерей и отрядов на марше, а также вели разведку в районе железной дороги Пинск-Го-мель. Целых 14 раз «Шмолики» атаковали противника, используя, главным образом, бортовые пулеметы. В ответ партизаны обстреливали карателей из всех видов оружия, и самолеты привозили на базу многочисленные пробоины. Истребители, летавшие, помимо Козенок, с овручского аэродрома, занимались разведкой в Наровлянском и Речицком районах Белоруссии. В случае обнаружения партизан они шли на штурмовку, что также далеко не всегда заканчивалось безнаказанно. Так, 17 сентября звено «Авиа» было встречено сильным зенитным огнем. Ведущий поручик Пушкар получил ранение в руку и ногу, однако сумел дотянуть до Овруча.

20 октября на родину отозвали разведчиков 1-й летки. Им на смену в Овруч прибыли два учебно-тренировочных самолета Praga Е-241, которые, по мнению руководства ВВС, вполне подходили для поиска прятавшегося в лесах противника. Однако и раньше не беспомощные партизаны усилили за счет поставок с «Большой земли» и трофеев свою ПВО, в чем словацкие авиаторы убедились очень быстро. Так, 10 ноября летевшая из Овруча в Козенки «Прага» попала под меткий пулеметный огонь. Летчику с трудом удалось посадить в Наровле свой самолет, на котором был пробит бензобак и разрушен маслопровод. 17 ноября экипаж Е-241 обнаружил сосредоточение партизан в деревне Юревичи. Для штурмовки были подняты два истребителя, пилотируемые чатниками П. Шишкой и Е. Требатицким. В ходе атаки они напоролись на неожиданно сильный ответный огонь. В-534 Требатицкого получил попадания в топливный бак и едва дотянул до Овруча. На истребителе Шишки были повреждены радиатор и шасси, и ему пришлось вынужденно приземлиться у деревни Чилчиха. Технической помощи летчикдождал-ся лишь через два дня.

18 ноября партизаны атаковали Наровлю, и все силы 11 -й летки были направлены на помощь местному гарнизону. Несмотря на плохую погоду, после полудня пара «Авиа» нанесла удар по противнику. Оба самолета получили повреждения, причем у машины чат-ника Телуха был выведен из строя двигатель, и во время вынужденной посадки у села Головича летчик разбил самолет, но сам отделался легким ранением и на следующий день вернулся в часть. Своего рода реванш словаки взяли 23 ноября, когда тройка истребителей, ведомая чатником Р. Мракавой, близ деревни Денисовичи застигла врасплох партизанский отряд и нанесла ему серьезные потери. Полеты продолжались до прихода зимы, когда суровые морозы приковали к земле изношенные «Авиа».

В марте 1943 г. 11-я летка насчитывала всего пять исправных самолетов и семь летчиков, которые начали новый сезон охоты за партизанами. В конце марта из Словакии прибыли три «Шмо-лика», откомандированных из 3-й летки, и с этого момента доведенная до уровня эскадрильи словацкая авиагруппа получила наименование «Комбиновна летка». 14 апреля ее самолеты с большой высоты провели бомбардировку занятого партизанами села Дерновичи. В июне-августе Оккупационная дивизия была переименована во 2-ю и переброшена в район Минска. Туда же перебазировали и самолеты. Интенсивность боевой работы значительно возросла. Так, «Шмоликам» нередко приходилось вылетать на разведку каждые два часа. 9 сентября во время одного из таких заданий S-328 поручика Т. Чая попал в районе деревни Водопой под огонь 20-мм партизанской зенитки. Летнаб десятник Л. Муняк был ранен в ногу, машина получила ряд повреждений, но летчик сумел привести ее на свой аэродром.

18 октября три В-534 отправились в свой последний боевой вылет на Востоке – на следующий день 11-я летка собиралась возвращаться домой. Посему решено было не усердствовать и сбросить бомбы в одно из озер. Однако война внесла в этот план свои коррективы: полет проходил на типовой для разведки высоте 100 м, и самолеты попали под пулеметный огонь с земли. «Авиа» чатника Р. Митошинки поймала пулю в радиатор, после чего летчику пришлось произвести вынужденную посадку. Ведущий группы чатник Бошмански не смог приземлиться на слишком узкую лесную просеку, чтобы эвакуировать товарища, и вернулся в Минск. Там он пересел на «Прагу» и вновь прилетел в тот район, однако опоздал – его ведомый уже попал в плен. На этом боевая деятельность «Комбиновной летки» прекратилась, и 25 октября все самолеты убыли на родину. На советском фронте не осталось ни одного словацкого авиатора.

Последние бои и потери

По состоянию на 30 июля 1943 г. ВВС Словакии включали одну разведывательную (3 летки) и две истребительные (по две летки) перути, а также две отдельные летки, авиашколу и различные вспомогательные части. В 1944 г. 13-ю летку, пилоты которой обладали наибольшим боевым опытом, включили в систему ПВО Братиславы. Летчики этой части и провели первый после 1939 г. воздушный бой в небе Словакии. 13 марта по тревоге в воздух поднялась пара «Мессершмиттов», ведомая ротником Р. Божи-ком, и направилась на перехват летевшего над Дунаем самолета. Им оказался немецкий Bf 110G. Инцидент казался исчерпанным, но тут экипаж «сто десятого» заметил приближающиеся истребители, принял их за американские «Мустанги» и, запаниковав, открыл огонь. Божик долго не раздумывал, обстрелял союзника и сбил его. Самолет упал в Дунай, а экипаж был спасен. По возвращении в Братиславу истребители заявили о бое с американским четырехмоторным самолетом, хотя прекрасно видели, по кому вели огонь. Этот случай лишний раз засвидетельствовал «нежную любовь» словаков к «товарищам по оружию».

В апреле в 13-й летке полностью обновился самолетный парк: вместо 11 Bf 109E, 2 В-534 и 1 Вк-534 поступили 14 более современных Bf 109G. В том же месяце началось широкомасштабное воздушное наступление союзников на объекты, расположенные в Южной Германии, Австрии и на территории союзников рейха. В свете этих событий немцы подчинили в оперативном отношении 13-ю летку командованию 8-й дивизии ПВО люфтваффе в Вене. А тем временем среди части словацкого общества, в т. ч. и в военных кругах, росли антигерманские настроения. В стране началась подготовка к всеобщему восстанию против немцев и режима президента Тисо. Министр обороны страны Чатлош хоть и не участвовал в подготовке этой акции, однако сочувствовал своим подчиненным и по мере возможности способствовал им. Очевидно, зная, что особые надежды заговорщики возлагают на все ту же 13-ю летку, он под предлогом избежания ненужных потерь запретил ее пилотам вступать в бой с американцами в тех случаях, когда налеты союзников не представляли непосредственной угрозы для территории Словакии. Посему летка исправно подымалась в воздух при появлении «крепостей», но в бой не вступала.

Однако все хорошее имеет свойство когда-либо заканчиваться. 26 июня большая группа В-17 и В-24 с сильным истребительным прикрытием появилась над Словакией. Американцы уже прошли над Венгрией, где мадьяры сбили 6 самолетов, и принимать «гостей» наступила очередь словаков. В воздух поднялась восьмерка «Мессершмиттов», ведомая командиром летки надпоручиком Я. Пушкарем. Когда бомбовозы повернули на Братиславу, ведущий решил, что именно там Ьур,ут сброшены бомбы, и дал приказ атаковать. Поначалу сработал фактор внезапности, и словаки добились определенных успехов. Ротник Г. Ланг сбил один В-24, ротник Божик повредил «крепость», а сам Пушкар и ротник Ш. Ямбор сумели повредить по «Либерей-тору». Но тут в дело вступили истребители прикрытия, и вскоре от 13-й летки осталось одно воспоминание. В бою с Р-38 погиб Ланг, а в схватке с Р-51 – Пушкар и Ямбор, причем последний был расстрелян, когда спускался на парашюте. Кроме того, «Мустанги» подбили «Мессершмитты» заставника Й. Штаудера и ротника Ш. Оцвирка, а «Лайтнинги» – истребитель заставника П. Зеленяка, но всем этим летчикам удалось посадить поврежденные машины «на брюхо». Не избежал похожей участи и Божик: стрелки бомбардировщиков подбили его истребитель, и ему также пришлось идти на вынужденную. Таким погромом окончился последний воздушный бой ВВС Словакии. Компенсировать эти потери оказалось абсолютно нечем, и что досадно – американцы тогда и не собирались бомбить Братиславу. Их целью были нефтеперерабатывающие заводы в районе австрийского города Винер-Нойштад.

В тот же период к границам страны все ближе стала подходить линия фронта, и президент Тисо начал переброску всех боеспособных войск в восточные районы. Этой группировке была придана вся оставшаяся авиация. Ее силы свели во вновь воссозданную «Скупину Вздушных Збрани». На 1 августа 1944 г. она включала 4 летки: 1-ю смешанную (10 самолетов, из них 6 FW 189A-2), 2-ю разведывательную (19 машин, из них 12 S-328), 12-ю истребительную (12 самолетов, в т. ч. 4 Bf 109E, а также В-534 и Вк-534) и 3-ю техническую (1 связной Е-39). Скупина базировалась на аэродромах Нижна Ше-бастова, Ишла-у-Прешова, Нижны Храбовец. В качестве резерва на аэродроме Попрад имелись три «Шмолика» и столько же Ju 87D-5. В составе ВВС также числились уже небоеспособные 11-я и 13-я летки, 51-я транспортная летка, переформированная в «Летецку доправну скупину» (авиатранспортную группу), ряд связных, учебных и вспомогательных подразделений. 1-я и 3-я разведывательные летки были расформированы. В таком виде ВВС страны встретили 29 августа 1944 г., когда началось Словацкое Национальное восстание.

Всего, по словацким данным, с марта 1939 г. по июнь 1944 г. пилоты страны сбили примерно 215 венгерских, польских, советских и американских самолетов. Свои потери составили 67 машин (22 В-534, 13 S-328 и 32 Bf 109) и 157 человек.

Вместо эпилога

2 августа 1944 г. в расположение советских войск перелетел Не 111. На его борту сотник Л. Коза доставил шестерых человек, в том числе двух штабных офицеров, которые должны были установить контакт с советским командованием. 20 и 27 августа во Львов перелетели транспортный «Юнкере» W 34 и учебно-тренировочный «Клемм», а 4 сентября м-р М. Лисицкий доставил на Fw 58 в Чертков представителей руководства восстанием. В первые три дня самого восстания на Восток перелетел примерно 31 самолет различных типов. При этом один Е-39 разбился на взлете, а одну «раму» 30 августа по ошибке сбили советские летчики. В словацком восстании приняла активное участие «Комби-новна летка», в состав которой входило 57 самолетов различных типов. С 30 августа по 10 октября ее пилоты выполнили 350 боевых вылетов без собственных потерь, при этом сбили 6 немецких самолетов и уничтожили на земле более 130 различных целей. В боях наиболее отличились ротмистр Р. Божик и штаб-ротмистр Ф. Циприх. Позже на помощь повстанцам пришел 1-й чехословацкий авиаполк. В его рядах сражался перелетевший на советскую сторону в 1943 г. ротмистр Л. Доброводски. На своем Ла-5ФН он сбил один и повредил два самолета противника и уничтожил до 10 целей на земле.

Когда стало ясно, что восстание разгромлено, находившиеся в летном состоянии самолеты были перегнаны на контролируемую советскими войсками территорию. Оставшаяся матчасть попала в руки немцев. Авиация тисовского государства прекратила свое существование, что юридически было оформлено в октябре 1944 г. соответствующей директивой.

После поражения восстания словацкие авиаторы, оказавшиеся по советскую сторону фронта, влились в состав 1-й чехословацкой САД, составив около 70% ее личного состава. Эта дивизия в апреле-мае 1945 г. приняла участие в Моравско-Острав-ской наступательной операции, выполнив 567 боевых вылетов. Подбивший 17 апреля «Мессершмитт» к-н Л. Коза подвел победную черту под участием летчиков бывшей ЧСР в войне, а погибший на Ил-2 28 апреля ротник Я. Гуцман завершил скорбный список их потерь.

И в заключение несколько слов о словаках, воевавших в составе английских ВВС. После краха довоенной Чехословакии во Францию, а затем и в Великобританию эмигрировало большое количество авиаспециалистов бывшей республики. В RAF в 1940-45 гг. таковых служило 3265 человек, из которых примерно 14% – словаки. В большинстве это были наземные специалисты, бортстрелки и радисты. Имелись среди них и летчики, наиболее знаменитый из которых скуадрон-лидер Отто Смик сбил 10 немецких самолетов и три ракеты Фау-1.

На этом Bf 109G-6 9 сентября 1944 г., во время Словацкого Национального восстания, летчик ротник Божик подбил немецкий Ju 88A-4

Pilot Bozik of this Bf 109G-6 shot down German Ju 88A-4 on the 9th September, 1944, during Slovakian National Revolt










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх