|
||||
|
Авиасалон Ее Величества Андрей Ю.Совенко/ "АиВ" Второй в мировом рейтинге международный аэрокосмический салон Farnborough International в этом году состоялся в период 7-13 сентября и собрал 1189 фирм-участников из 31 страны… Вот стандартная фраза, с которой начинается практически каждая статья о любой выставке. Но что стоит за этими цифрами? Что эти все фирмы там, в конце концов, делают? Для чего тратят значительные суммы? Раньше мне казалось, что на подобных мероприятиях они как бы хвастают друг перед другом тем, какие замечательные самолеты создали. Вспомним, сколько восторга было в нашей прессе после первых показов "Антея", "Руслана" или Су-27. Они там действительно хвастают, но не столько техническими характеристиками своих изделий, сколько объемами их продаж и добрым именем покупателей. И еще они очень активно и жестко борются за рынок, ибо завоеванная его доля как раз и определяет статус фирмы, ее финансовое благополучие, да в общем, все, включая и масштабы участия этой фирмы в выставке. Как же все это выглядело на Фарнборо? Огромное количество всемирно известных фирм демонстрировали свое участие во множестве оборонных и коммерческих программ, рассказывали о преимуществах своих изделий и деликатно, неубедительно говорили о недостатках продукции конкурентов. Дух захватывало от умопомрачительного пилотажа перспективных истребителей, невероятных взлетных характеристик транспортных самолетов, грациозного танца в воздухе пассажирских лайнеров и выступлений легендарных старых машин. К каждому полету участники выставки относились с максимальным старанием, ведь выгодно показать товар значит наполовину его продать. Ну, а если уж продажа удавалась (естественно, тщательно подготовленная заранее), то обставлялась она с большой помпой, в присутствии прессы и т.д. Да и, признаться честно, поводы для торжеств были вескими. Например, Airbus Industrie объявил о получении на Фарнборо заказов на 3,4 млрд. USD, Boeing -2,7 млрд. USD, а бразильский Embraer- на 2 млрд. USD.* Так что если говорить о главной теме прошедшей выставки, то это - коммерческие аспекты различных программ. А затронув этот вопрос в применении к конкретным сюжетным линиям салона, вряд ли удастся выделить какую-то одну (все-таки Фарнборо-очень большая выставка). Поэтому обсудим некоторые из них, интересные с нашей точки зрения. Первое, что бросается в глаза, это американское участие в салоне, поражающее своими масштабами, что, впрочем, вполне соответствует доле США в мировой авиапромышленности. Взять хотя бы Boeing. Подчеркивалось, что это крупнейшая в мире авиационная фирма с 235000 сотрудников, проводящая свои операции в 145 странах и имевшая в 1997 г. объем продаж 45,8 млрд. USD. Из коммерческих самолетов этот индустриальный гигант представил один из первых экземпляров В-777-300, который был открыт для доступа всем желающим. Было объявлено о первых полетах Boeing Busines Jet (административная версия В-737-700) и 100-местного самолета В-717-200 (прежнее название - MD-95), поступление которого в эксплуатацию запланировано на середину будущего года. Рыночная ситуация для нового лайнера складывается весьма благоприятно, в том числе по причине провала программ Fokker-100 и Ту-334. В сфере военно-транспортной авиации Boeing прежде всего рекламировал достижения С-17. В настоящее время на вооружении ВВС США находится 41 такой самолет, их общий налет составил более 100000 час. Заказано еще 80 машин, и рассматривается заказ на 15 самолетов в варианте для Командования специальных операций. Указывается, что входе одной миротворческой операции в Боснии 12 самолетов С-17 перевезли более половины всех грузов и 30% пассажиров, при этом вероятность вылета в запланированный срок составила 98%. Корпорация Lockheed Martin главную цель своего пребывания на салоне видела в продвижении C-130J. Самолет много и очень эффектно летал, демонстрируя сверхкороткие взлет и посадку (примерно 200 м против ветра). Это первый экземпляр C-130J, поступивший в RAF, из 25 заказанных. Как уже отмечал "АиВ", произошло это на два года позже запланированного срока. 18 таких машин в начале будущего года должны получить ВВС Италии. Широко распространялась информация о том, что 9 сентября C-130J получил сертификат летной годности FAA. Этому предшествовали испытания 11 машин общим объемом 1700 полетов и 4300 часов. В рекламной кампании самолета акцент был сделан на то, что часть его оборудования и агрегатов изготовлены британскими фирмами, и таким образом, закупая самолет, Англия поддерживает своих собственных производителей. Вообще американцы в Фарнборо старательно подчеркивали связи с авиакосмической промышленностью Англии. Демонстрация столь тесного партнерства многими трактовалась как ответ на действия Германии, которая делает ставку на сотрудничество со странами бывшего восточного блока, в частности, по программе Ан-70. Надо сказать, что проблемы, связанные с потребностью Европы в едином военно-транспортном самолете, широко обсуждались на салоне. Один из известнейших еженедельников в области военной техники Defens News в первый день выставки опубликовал сенсационное сообщение о новом повороте в судьбе евросамолета. К известным претендентам на эту роль, коими являются FLA, Ан-70 и С-130J, газета добавила еще один -боинговский проект Super Frog, который является результатом многолетних исследований по программе ATT (Advanced Tactical Transport). Концепцию этого самолета иначе как революцион ной не назовешь: цельноповоротное обдуваемое потоками от мощных винтов крыло, отсутствие хвостового оперения, в два раза большая грузоподъемность по сравнению с С-130, двухрядная загрузка, потребная длина грунтовой ВПП менее 200 м, малые размеры и т.д. * Вот и бразильцы стали в один ряд с "Боингом" и "Эрбасом". А где могучий авиапром одной шестой части суши?… Во время выставки пресса распространила информацию, что Super Frog скоро станет совместной программой Boeing и British Aerospace, и что британская сторона идет на это из-за "хаоса, который внесло в программу FLA желание Германии сотрудничать с "Антонов". Однако в интервью "АиВ" координатор программ ВТС и заправщиков Boeing Ричард Фуллер (Fuller) опроверг эти сведения. По его мнению, Super Frog еще далек от практической реализации. В настоящее время это не более, чем концепция для изучения всеми заинтересованными сторонами. Никаких европейских партнеров по этой программе у "Боинга" пока нет, и думать о них рано. И все же дыма без огня не бывает: борьба за европейский рынок ВТС обостряется. Претензии США на этот рынок очевидны, и не только в классе среднего транспортного самолета. Американцы наступают широким фронтом. Например, в Фарнборо стало известно, что они (компания Ayres) скупили более 90% акций чешской фирмы LET Kunovice, выпускающей самолеты L-410, L-610. Над этим стоит задуматься: государственная фирма была продана страной, которая не смогла больше ее содержать. Сейчас LET получила работу по проектированию и серийному изготовлению крыла и хвостового оперения самолета LM-200 Loadmaster, который должен взлететь в апреле-мае 1999 г. Будет продолжаться и производство L-410/610, но с американскими двигателями. Ощущая американскую экспансию, Европа все более осознает необходимость в интеграции, а концерн Airbus Industrie сегодня все больше рассматривается как первая, начальная стадия объединения европейской авиапромышленности. Надо идти дальше, но оказывается, что "в товарищах согласья нет". Все за объединение, но у каждого свои национальные интересы, свое понимание, с кем надо сотрудничать, а с кем нет. Ситуация с Ан-70 наглядно показывает, насколько не едина сегодня объединенная Европа при решении даже самых актуальных проблем. Airbus Industrie, сумевший стать главным конкурентом Boeing в сфере коммерческой авиации, использовал салон в Фарнборо прежде всего для масштабной пропаганды своих достижений, уделяя большое внимание работе с прессой и демонстративному подписанию контрактов на поставки своей продукции. Текущий год стал наиболее успешным в истории консорциума: за восемь месяцев получено 322 новых заказа, что составило более 50% всех заказанных в мире пассажирских самолетов вместимостью более 100 мест. Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche был впервые продемонстрирован публике Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche is on public display for the first time Истребитель JSF в вариантах, предлагаемых Lockheed(показан) или Boeing, будет главным товаром на рынке оружия JSF from Lockheed (shown) or Boeing will define market Во время салона подписан контракт на поставку 3000-го лайнера производства Airbus. Наибольшим успехом пользуются самолеты семейства А320, число продаж которых скоро побьет рекорд Boeing-727 (1831 экземпляр). Развивая достигнутый успех, Airbus расширяет это семейство лайнером А318 - укороченным вариантом А319, рассчитанным на 100 пассажиров и оснащенным новыми двигателями PW6000. Решение на запуск программы А318 планируется принять в конце года. Полным ходом идет подготовка к реализации программы АЗХХ, запуск которой намечен на начало будущего года. Интересно, что значительную долю трудоемкости по АЗХХ (до 20%, что составляет 2-2,5 млрд. USD) Airbus готов отдать предприятиям России. При этом сложившуюся кризисную ситуацию в России консорциум, по словам регионального представителя Airbus в СНГ Игоря Бочарова, "не рассматривает как фактор, который может помешать сотрудничеству". Для участия в проекте Россия создала "Авиационный Евророссийский консорциум", куда вошли АНТК им. А.Н.Туполева, "Авиастар", Тидромаш", "Авиаэкспорт". Само участие возможно в двух различных вариантах. Первый - на принципе разделения рисков, предусматривает, что финансирование всех работ российских предприятий по АЗХХ должно проводиться правительством РФ, чтобы потом получать соответствующую долю прибыл и. Второй на принципе подряда, т.е. финансирование проводит Airbus, но о получении прибыли уже речи нет. Из-за правительственного и финансового кризиса в России решение о варианте участия затягивается, в связи с чем Airbus выражает беспокойство. Один из крупнейших участников Airbus, аэрокосмический концерн Daimler-Benz Aerospace (DASA), на салоне подтвердил свою ориентацию на сотрудничество со странами бывшего Восточного блока. Внимание, которое уделяет DASA интеграции этих стран в существующую структуру европейской авиакосмической и оборонной промышленности, беспрецедентно. В частности, по контрактам с DASA поляки и чехи производят отдельные узлы и агрегаты для самолетов Airbus, румыны - для вертолетов Puma и Alouette, они же совместно с Eurocopter строят новый вертолет. Многие страны собираются модернизировать свои МиГ-29 под стандарты NATO также с помощью DASA. В этой связи работа концерна по изучению Ан-70 выглядит как лежащая в русле его стратегических интересов, а потому имеющая хорошие шансы на положительное завершение. Сами представители DASA от официальных комментариев воздерживались, высказывая только личное благоприятное впечатление от работы с "Антонов". Модернизированный израильтянами МиГ-21бис румынских ВВС и его подвесной контейнер с аппаратурой управления огнем Modernized by Israelis МиГ-21 бис of Romanian AFand its ventral container with fire control equipment Результаты изучения Ан-70 будут переданы Министерству обороны ФРГ в начале октября, т.е. после (а не до, как предполагалось ранее) выборов в стране. В январе все заинтересованные в транспортном самолете европейские страны проведут тендер, однако конкретный порядок его проведения и состав тендерной комиссии еще не определены. А тем временем потребность Европы в новых ВТС становится все ощутимее. Минобороны Великобритании объявило тендер на лизинг большого транспортного самолета для своих нужд. Рассчитывая на победу С-17, американцы всячески подчеркивали готовность сотрудничать с англичанами. Сообщалось, что английские летчики уже проходят подготовку на С-17 в США. В Фарнборо прошли переговоры с участием АНТК им. О.К.Антонова о включении в этот тендер Ан-124. Считается, что он имеет шансы на победу в случае, если стоимость лизинга не превысит 60-70% от суммы, запрошенной за С-17. Возможно, это станет толчком к модернизации "Руслана", необходимость в которой чувствуется все острее. Кроме АНТК им. О.К.Антонова, Украину в Фарнборо представляли запорожские "Мотор-Сiч" и ЗМКБ "Прогресс", НИИАТ, НПО им. Артема, ХГАПП. Единственным самолетом, показанным Украиной на салоне, был представленный харьковчанами Ан-74ТК-200 - конвертируемый вариант широко известной "семьдесятчетверки". Но на этот раз акцент делался на потребительские свойства самолета, т.е. представляли его прежде всего как товар. Кстати, на салоне ХГАПП и ЗМКБ "Прогресс" первым в нашей стране были вручены сертификаты качества фирмы "Веритас", наличие которых необходимо, чтобы повысить спрос на товар на международном рынке. Наши российские коллеги также не относились к числу крупнейших участников салона, но внимания к ним проявлено было существенно больше - все СМИ Великобритании рассказывали о страшном кризисе в далекой северной стране, а показ пустых московских прилавков в вечерних выпусках CNN производил на сентиментальных англичан сильное впечатление. С другой стороны -нет худа без добра - такая ситуация несколько облегчала россиянам ответы на разные неприятные вопросы журналистов. Почему, мол, до сих пор не взлетел Ту-334 (Ка-60, 1.42 и т.д.)? - Да вот, понимаете, кризис… Значительным успехом россиян стал показ на салоне доработанной по сравнению с ILA'98 версии МиГ-29СМТ* и учебно-боевого истребителя МиГ-29УБТ. АНПК "МиГ" представлял эти машины совместно с "Росвооружением" и DASA. Хотя по-прежнему ни о каких контрактах на модернизацию существующих вариантов "двадцать девятых" объявлено не было, но представитель "Росвооружения" В.П.Великанов считает, что они не за горами. Среди потенциальных заказчиков назывались: Болгария, Румыния, Польша, Венгрия, Словакия. Сильная сторона российского предложения - модульный принцип модернизации, т.е. заказчик сам может выбрать конкретный вариант доработки своих самолетов в зависимости от потребностей и располагаемой суммы. Г-н Великанов с сожалением отметил, что Украина до сих пор не проявила интереса к данной теме. Конкуренты АНПК "МИГ" тоже зря времени не теряли. Традиционно эффектно выглядел в воздухе Су-27, пилотируемый Анатолием Квочуром. По-прежнему сильно выступали SAAB и British Aerospace со своим "Гриппе-ном"**. Решение о его закупках уже в этом году могут принять Чили и Филиппины, а через пару лет - Чехия и Венгрия. Французы всеми средствами проповедовали достоинства своего "Рафаля", а над этой суетой победно летал "Еврофайтер", уже получивший прочную прописку в Европе. Прозвучали на Фарнборо новости и об истребителях пятого поколения. Сообщалось, например, что оба варианта многофункционального истребителя JSF (Joint Strike Fighter), создаваемые группами фирм, одну из которых возглавляет Boeing, а другую - Lockheed и British Aerospace, находятся в финальной стадии разработки. Считается, что JSF будет обладать достоинствами таких машин, как F-22 и F-23, но при этом будет значительно дешевле. Предусматривается создать как минимум пять вариантов нового истребителя при их конструктивной общности примерно в 70%. *См. "АиВ", №4'98. ** Подробнее о JAS-39 Grippen - в одном из следующих номеров. Ежедневно программу показательных полетов открывал Harrier GR.7 Harrier GR. 7 was the first number in the show off flights program every day Истребитель четвертого поколения "Рафаль" Rafale is the fourth generation fighter В Фарнборо "Еврофайтеру" EF-2000 официально было присвоено наименование "Тайфун" Eurofighter EF-2000 was officially named Typhoon during Farnborough show МиГ-29УБТ и МиГ-29СМТ - главные элементы российской экспозиции МиГ-29УБТапб МиГ-29СМТаге main aircraft of Russian display Польское предприятие PZL Mielec показывало один из вариантов Ан-28 - М-28 Skytruck PZL Mielec Polish enterprise showed the M-28 Skytruck aircraft C-130J демонстрировал впечатляющие взлетно-посадочные характеристики C-130J demonstrated impressing take-olt and landing performances Сборка демонстрационного образца англо-американского варианта, названного Х-35, уже началась, а выкатка его ожидается в следующем году. "Боинг" со своим истребителем Х-32, судя по всему, не собирается уступать пальму первенства конкуренту. Еще бы, ведь общий объем заказа на JSF оценивается в 3000 самолетов, стоимость программы -100 млрд. USD, а серийное производство рассчитывается на 50 лет! Касательно F-22A Raptor на салоне сообщалось, что 29 июня начались испытания второго экземпляра, а первый уже уверенно летает на углах атаки до 26° и в октябре должен впервые достичь сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Особых новостей о перспективном российском самолете С-37 разработки АНПК "Сухой" на салоне не прозвучало, хотя живой интерес к нему ощущался. Западные аналитики высоко оценивают потенциальные возможности этого самолета по решению задач завоевания превосходства в воздухе, но его эффективность в других миссиях ставят под большой вопрос. В этой связи предлагаемый микояновцами проект И-2000 (что-то вроде JSF) кажется на Западе более подходящим для разработки многофункционального истребителя, т.к. сопряжен с меньшим техническим риском и финансовыми затратами при серийном производстве. Определенный резонанс в Фарнборо мог вызвать и впервые появившийся здесь на публике первый в мире вертолет-"стелс" Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche, но не успел - его очень быстро убрали, не дали даже толком рассмотреть. В воздух он тоже не поднимался. Другие вертолетные программы были представлены вполне достойно. В частности, хорошее впечатление произвел модернизированный румынами для ударных задач французский транспортный вертолет Puma. Англия объявила о закупке 67 Boeing AH-64D Apache, оборудованных системой Longbow. Красиво летали машины европейского консорциума Eurocopter. И все же боевая авиация играла на салоне явно второстепенную роль. Уменьшение угрозы войны и сокращение военных бюджетов приводят к видимому снижению интереса европейцев к военным самолетам и вертолетам. Поэтому в завершение обзора вновь вкратце коснемся коммерческих программ. В Фарнборо состоялся дебют 37-местного бразильского реактивного самолета МВЛ Embraer RJ135, созданного на основе 50-местного RJ145, который также был представлен на салоне. Новый лайнер поднялся в небо в июле, а в Англии он уже уверенно летал в паре со своим старшим братом. Канадская корпорация Bombardier впервые представила широкой публике новейший административный самолет сверхбольшой дальности полета Global Express. 12 самолетов находятся в завершающей стадии достройки, объявлено о наличии 80 твердых заказов на эту машину и о близком завершении ее сертификации. За последние полгода Bombardier продала 41 административный самолет, а до конца года планирует поставить 110 машин. После того, как в начале 1998 г. программа Do 328JET стала подавать надежды на успех, американо-германский консорциум Fairchild Dornier выдвинул концепцию нового семейства региональных реактивных самолетов: 70-местного 728JET, 50-местного 528JET и 90-местного 928JET. В настоящее время считается, что появление первого из них можно ожидать в 2001 г. На него уже имеется более 100 опционов от основных европейских авиакомпаний. Яркий пилотаж Ан-74ТК-200 запомнился многим Many people keep in mind the striking flights of the An-74TK-200 aircraft 100-местный самолет Airbus Industrie A318 (проектное изображение) предназначен для того же сектора рынка, что и Boeing-717 100-seat A318 Airbus Industrie aircraft (artist impression) and Boeing- 717 are intendf›ti fnr th amp; same market Много шума на салоне наделали самые тихие лайнеры DASH 8 серии Q The quitest DASH 8Q aircraft attrected many people attention at the show BKC Lockheed Martin X-33 Venture Star должен взлететь в следующем году Lockheed Martin X-33 Venture Star aerospace aircraft has to takeoff next year Всего в Фарнборо'98 приняли участие 169 летательных аппаратов, из них 25 впервые прилетели на этот престижный салон. За неделю в работе выставки приняли участие более 135000 специалистов и около 160000 человек посетили аэродром в выходные дни. Еще один штрих к "портрету" выставки. Кто читал обзор ILA'98 в "АиВ" №3'98, помнит, что между Шенефельдом и Фарнборо разворачивается непримиримая борьба за место под солнцем. Так вот, срок проведения следующего салона в Англии перенесен с сентября 2000г. на начало июня, т.е. практически на период ILA'2000. При этом говорят о частых дождях осенью, которые, заметим, не мешали проводить выставку на протяжении последних 66 лет. Ну, а официальная причина близка и понятна каждому истинному джентльмену в сентябре, как правило, Ее Величество отсутствует в Лондоне… |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|