|
||||
|
490-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления) На основании Директивы Главнокомандующего ВВС от 23 февраля 1989 г. в составе Центральной группы войск, на территории Чехословакии 1 июня 1989 г. был сформирован 490-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления). Полк 4-х эскадрильного состава формировался на базе пяти вертолетных эскадрилий 230-й, 232-й, 246-й, 231-й и 313-й. Вновь сформированный полк вошел в состав 131-й смешанной авиационной дивизии. Базировался он на двух аэродромах. Управление полка, 1 -я и 2-я вертолетные эскадрильи дислоцировались в Оломоуце; 3-я и 4-я вертолетные эскадрильи, а также ТЭЧ – в Зволене. На вооружении состояло более 80 вертолетов Ми-8 и Ми-24 разных модификаций (в том числе Ми-8ВКП и Ми-9, Ми-24К), причем деления на «боевые» и «транспортные» эскадрильи не было: на вооружении одной эскадрильи состояли как Ми-8, так и Ми-24. Примерно 100 летчиков полка прошло Афганистан, 30 человек принимало участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Менее чем через год после формирования количество эскадрилий сократили с четырех до трех. Полк нес боевое дежурство по охране Госграницы ЧССР и обеспечению ПВО во взаимодействии с войсками ПВО Чехословакии, готовился к уничтожению танков, артиллерии, противотанковых средств и других малоразмерных подвижных бронированных целей, живой силы на переднем крае и в тактической глубине, а также к десантированию и поддержке действий сухопутных войск. Общий налет за 1989 г. составил 80% от планового. Вывод 490 го полка из Чехословакии Аэродром Клоково На территории Чехословакии полк оставался недолго: советские войска из Европы выводили ударными темпами, «опережающими» – расхожее словечко периода развитого социализма. Местом новой дислокации выбрали Тулу. Тульский аэродром Клоково относится к числу старейших. Долгое время он являлся аэродромом двойного базирования: с одной стороны ВПП стояли самолеты Аэрофлота, с другой – военные борта. В разное время здесь базировался военно- транспортный авиационный полк, учебный полк высшего военного авиационного училища. В ноябре 1943 мае 1944 гг. на аэродроме Клоково проходило переформирование эскадрильи «Нормандия» в 1 -й истребительный авиационный полк «Нормандия». Ныне штаб 490-го вертолетного полка размещается в здании аэропорта, построенного еще в 1930-е гг., в то время как построенный в 1970-е гг. аэровокзал превращен в торговый центр: гражданская авиация в Туле умерла. С 4 по 14 апреля 1990 г. 490-й отдельный вертолетный полк двумя летными группами и несколькими железнодорожными эшелонами перебазировался в Клоково и вошел в состав ВВС Московского военного округа. Первый вертолет приземлился на новом аэродроме постоянного базирования 11 апреля. В декабре 1990 г. полк переподчинили армейской авиации Сухопутных войск МВО. Налет в 1990 г. упал очень резко – до 40% от планового. Причина вполне объяснима: перебазирование полка из Чехословакии в Россию, отсутствие на новом месте базирования полигона, из-за чего не представлялось возможным выполнять полеты по курсу боевого применения на использование авиационных средств поражения. Настроение личного состава в тот период сложно назвать радужным. Конечно, полк вывели отнюдь не в чистое поле. Можно сказать, повезло. Повезло в плане местоположения на окраине областного центра, но никак не в плане бытовых удобств: жилья для офицеров и их семей не было. Весь личный состав полка, за исключением очень немногих, был отпущен в двухмесячные отпуска, за время которых в срочном порядке возводился десяток фанерных бараков – очень «комфортное» после Словакии жилье. Ветераны Афганистана сравнивали свое новое жилье с военным бытом. Вот цитата журналиста из тульской газеты от 14 марта 1991 г., аккурат после первой «Бури в Пустыни»: – Уходя из штаба полка я пошутил: «У Саддама Хусейна квартиры вертолетчикам сразу бы дали». Со мной согласились, но сказали, что среди летчиков полка желающих лететь к Саддаму нет. Советская армия, не смотря на жилищные условия, продолжает сохранять боеспособность. Советская армия, а ныне Российская армия всегда сохраняла боеспособность за счет рядовых солдат и офицеров, любой ценой… Со временем квартирный вопрос более-менее разрешился, но есть в этой истории (как во многих других аналогичных) ряд «занятных» вопросов. Как принимались решения о местах новой дислокации выводимых из Европы частей и соединений? Почему немцы строили свои чудо-городки в местах, весьма отдаленных? В самом деле, в Андреаполе и Шайковке с жильем, благодаря германским строителям, если не коммунизм, то близко к нему. Только зачем положившему в ящик письменного стола погоны отставному пилоту МиГа-29-го комфортное жилье в Андреаполе, прекрасном своей природой, но экономически совершенно бесперспективным? Бывший министр обороны России П.С. Грачев на праздновании юбилея полка Ми 6 490-го вертолетного полка Ми 26 490-го вертолетного полка Так почему шикарного городка не появилось в том же Клокове? Вопросы без ответов… В Историческом формуляре есть красноречивая запись: – Положительным является то, что все категории военнослужащих стали проявлять большой интерес к политической жизни в стране, научились вести диалог, отстаивать свое мнение, признавать ошибочность своих взглядов под воздействием аргументированных убеждений. В то же время необходимо отметить, что полученные знания не становятся убеждениями слушателей, не в полной мере отражаются на положении дел в подразделениях. Умеющий читать между строк – да прочитает… Боевая учеба на новом месте дислокации пошла с места в карьер. 1 августа 1991 г. полку было вручено Боевое Знамя. Вертолетчики обеспечивали полковые и батальонные учения сухопутных войск на Гороховецком, Алабинском и Тесницком полигонах. По распоряжению командования выполнялись показы авиационной техники и ее боевого применения иностранным военным делегациям и выпускникам высших военных учебных заведений России. Показы иностранцам для строевого полка представляются делом довольно необычным. Дело в том, что полк базировался в Туле, в Туле же стояла воздушно-десантная дивизия, которой некогда командовал ставший министром обороны П.С. Грачев. Грачев любил возить коллег из третьих стран в «свою» дивизию. Работу десантников «дополняла» работа вертолетчиков или – наоборот. Так американской военной делегации продемонстрировали десантирование бойцов с вертолетов, летевших на высоте 1,5-2 м над землей. Летевших, а не зависших! Налет за 1991 г. достиг рекордных показателей, почти вдвое превысив плановый. К сожалению, год был отмечен катастрофой. На учениях в Гороховце столкнулись Ми-8 и Ми-24. Очередная «показуха». Полк в тот день был поднят по тревоге в 4 ч утра. В семь – взлет и перелет к месту показа. В этот же день – тренировка перед показными тактическими учениями 15-го мотострелкового полка 2-й мотострелковой дивизии Московского военного округа. С первого захода условного «противника» экипаж Ми-24 не обнаружил. Вертолет ушел на второй круг, на котором «попал» под транспортный Ми-8, которому предстояло имитировать высадку десанта. Лопасть «крокодила» ударила по топливному баку «восьмерки»… Погибли командир Ми- 8 капитан Г.В. Агафонов, летчик-штурман старший лейтенант В.Ю. Авдеев, борттехник старший лейтенант В.Н. Полторухин, командир Ми-24 старший лейтенант И.А. Кошелев, летчик-оператор лейтенант А.О. Ляхов, борттехник старший лейтенант В.В. Федоров. О причинах катастрофы говорят разное. От ошибки экипажа до неправильной команды руководителя полетов. Официальная причина – нарушение правил полетов. Крайним «назначили» командира полка, которого сняли с должности. В отличие от авиационных полков, катастрофического падения налета в вертолетных полках в 1990-е гг. не произошло. Не в последнюю очередь данный факт объясняется самым широким применением вертолетов в разнообразных «горячих точках», однако учения тоже проводились. Так в 1994 г. было проведено летно-тактическое учение полка ночью в простых метеоусловиях – в ВВС такие учения к этому времени уже стали историей. В том же 1994 г. провели шесть ЛТУ эскадрилий. 15 февраля 1994 г. полк был подвергнут внезапной проверке со стороны командования Московского военного округа, вывод – «ограниченно готов». Такой вывод никого не обрадовал. После проведения «работы над ошибками» очередная внезапная проверка, произведенная 16 августа того же года, дала результат «боеготов». К этому времени летчики и техники полка уже доказывали свою боеготовность в Приднестровье и Таджикистане. Группа вертолетчиков полка в составе 52 человек с 6 августа по 10 октября 1992 г. базировалась на аэродроме Тирасполь, выполняя задания штаба командования Коллективных миротворческих сил в Приднестровье. Огневые задачи в этот период не ставились, было перевезено 98 пассажиров и 15 т грузов; выполнялись полеты на воздушную разведку, обеспечение полетов транспортных вертолетов, поисково-спасательное обеспечение, эвакуация больных и раненых. В ноябре 1992 – январе 1993 гг. группа техников и вертолетчиков принимала участие в ликвидации межнационального конфликта между Ингушетией и Северной Осетией. На период с 24 июля 1993 г. по 20 апреля 1994 г. пришлась первая «командировка» летчиков и техников полка в Таджикистан, на аэродром Гиссар, где базировалась 410-я отдельная вертолетная эскадрилья, находившаяся в оперативном подчинении штаба 201 -й мотострелковой дивизии российской армии. Личный состав эскадрильи фактически являлся переменным – «командированные» из Вязьмы, Тулы… Вертолетчики выполняли типичные миротворческие задания: патрулирование местности, сопровождение транспортных бортов и авто колонн боевыми вертолетами, поисково-спасательное обеспечение, перевозка людей и грузов. Обычно задания выполнялись одиночными экипажами или парами в составе одного транспортного Ми-8 и одного боевого Ми-24. Срок второй командировки в Таджикистан – с 15 ноября 1996 г. по 15 мая 1997 г. Задания на огневое поражение наземных целей в этот период не выполнялись; было перевезено 6524 человека и 95,2 т грузов. 4 января 1997 г. в результате теракта в Душанбе был взорван автомобиль с военнослужащими полка. От полученных ранений старшина эскадрильи старший прапорщик А.М. Сарычев скончался. Начальник продслужбы эскадрильи майор С.М. Акопян получил ранения средней тяжести. С 3 декабря 1994 г. по 15 мая 1995 г. полк составом отдельной вертолетной эскадрильи действовал с аэродрома Беслан в Северной Осетии, принимая участие в контртеррористической операции на территории Чечни. Выполнялись полеты на: – авиационную поддержку сухопутных войск; – обеспечение полетов транспортных вертолетов; – прикрытие с воздуха передвижения своих войск; – воздушную разведку; – обеспечение маневра и действий войск в ходе боя; – высадку и эвакуацию подразделений СпН; – эвакуацию раненых и больных, а также войск после выполнения ими заданий; – обеспечение управления войсками и работа в качестве ретрансляторов радиосигналов; – поисково-спасательное обеспечение; – перевозку людей и грузов. Потерь в личном составе и техники полк не понес, но боевые повреждения от огня с земли из стрелкового оружия матчасть получала неоднократно. В основном попадания приходились на заднюю половину фюзеляжа с повреждением навигационного, связного и другого бортового оборудования. Двигатели и другие жизненноважные системы не поражались, благодаря чему все поврежденные вертолеты смогли вернуться на аэродром базирования или совершить посадки в расположении своих войск. За успешное выполнение поставленных заданий досрочно и на ступень выше занимаемой должности были присвоены воинские звания: – «майор» – 14; – «капитан» – 23; – «старший прапорщик» -12. Награждены правительственными наградами: – орденом Мужества – 8; – орденом За военные заслуги -11; – медалью ордена За заслуги перед Отечеством II степени 2; – медалью За отвагу – 16; – медалью Суворова – 1 ; – медалью Нестерова – 34. С 27 апреля по 12 мая 1995 г. авиационная группа в составе 1 -й вертолетной (доукомплектованной) эскадрильи 490-го полка с аэродромов Беслан и Кизляр выполнила 1325 боевых вылетов с налетом 740 ч. За этот период перевезено 3105 человек личного состава, 312 больных и раненых, 15 т грузов. Прощание с экипажем сбитого Ми-8. Грозный-Северный Экипажами эскадрильи было уничтожено три танка, четыре БТР, три ЗСУ, пять автомобилей установки РСЗО «Град», 21 опорный пункт, 25 огневых точек, пять ДОТов, один склад с боеприпасами. В боевых действиях принимали участие вертолетчики, имевшие афганский опыт. Сравнивать Афган и Чечню многие (не только в Туле) считают некорректным. В Афгане – война, без вмешательства политиков в непосредственный ход боевых действий, отлаженное (пусть не сразу) взаимодействие самолетов, вертолетов и сухопутных войск. В Чечне – политика: сегодня воюем, завтра – выходной. Уроки Афгана большей частью забыты. Наконец, Афган – другое государство, а Чечня, какая- никакая, но своя земля. «Вторая Чечня» для тульского вертолетного полка началась 14 декабря 1999 г. Летчики и техники полка принимали в ней участие до 28 марта 2003 г. Сначала вертолеты полка базировались в Моздоке, затем – в Грозном. 18 февраля 2000 г. при выполнении задания был сбит вертолет Ми-8. Паре «восьмерок» предстояло высадить десант. Противодействия со стороны противника не ожидалось, поэтому прикрытия транспортных Ми-8 боевыми Ми-24 не производилось. В районе десантирования в Аргунском ущелье транспортные вертолеты встретил плотный огонь с земли. Ведущая «восьмерка» получила серьезные повреждения, ведомая была сбита. Погибли все 15 находившихся на борту вертолета человек, в том числе командир экипажа майор И.Н. Скрыпников, летчик- штурман капитан Д.М. Брыкаев, борттехник старший лейтенант ДН. Рычков. И.Д. Скрыпников посмертно удостоен звания Герой России, ДМ. Брыкаев и ДН. Рычков посмертно награждены орденами Мужества. Группа летчиков и техников полка вместе с вертолетами базировалась на аэродроме Грозный-Северный с 12 января 2001 г. по 5 апреля 2004 г. Один экипаж полка работал в Чечне с 19 сентября по 10 декабря 2005 г. С 29 мая по 5 сентября 2006 г. выполняла задания на территории Чеченской республики большая часть полка. С 1 июня по 6 сентября 2007 г. полковая вертолетная группа базировалась в Ханкале. Тульский полк в меньшей степени, чем другие, привлекался к миротворческим операциям за пределами СНГ, тем не менее одна такая командировка имела место быть. Группа личного состава 490-го полка в количестве 78 человек была включена в состав авиационной группы международных миротворческих сил в Косово (КРОР), группа базировалась в Слатине с июля 1999 г. по август 2000 г. Почти на протяжении всей своей недолгой истории 490-й полк отличала уникальная организационно-штатная структура. В конце 1990-х гг. на вооружении полка состояли вертолеты едва ли не всех имевшихся в армейской авиации типов и даже один самолет. В мае 1998 г. в состав полка был введен вертолетный отряд с двумя тяжелыми транспортными вертолетами Ми-6, в ноябре 1998 г. вертолеты Ми-6 были заменены двумя вертолетами Ми-26. В январе 2005 г. количество вертолетов Ми-26 сократили до одного, а в декабре того же года вертолетов Ми-26 не осталось вовсе. В мае 1999 г. полк получил переданный из авиации ВМС самолет Ан-24 с бортовым номером «100». В кабине командир эскадрильи подполковник А.Н.Козлов Командир 490 го вертолетного полка полковник А.Н. Жирнов Слева выпускник Сызранского вертолетного училища Сергей Ильин; справа – штурман звена вертолетов Ми-24 Р.В. Кауров В сентябре 2001 г. в состав полка вошла базировавшаяся ранее в Кубинке вертолетная эскадрилья РЭБ. В ноябре 2002 г. полк в связи с упразднением армейской авиации был передан «из пехоты» Московского военного округа, в авиацию – в 16-ю воздушную армию. Ныне полк включает три эскадрильи: боевых вертолетов, транспортных и вертолетов РЭБ. По итогам 1994, 1995, 1997, 1998 гг. полк признавался лучшим в авиации Сухопутных войск. Материал подготовил Михаил НИКОЛЬСКИЙ Командиры 490-го отдельного вертолетного полка (боевого и управления) год вступления в должность полковник А.Д. Ковалев 1989 подполковник В.К. Арбузов 1990 подполковник Г.Н. Салкин 1991 подполковник Ю.Н. Эпов 1995 полковник В.К. Сорокин 2000 полковник А.Н. Жирное 2004 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|