ВВС ВЕНГРИИ

Венгерские ВВС в годы существования Организации Варшавского Договора оставались в тени военно-воздушных сил ГДР, Польши и Чехословакии. Пика численности венгерские ВВС достигли в 1956 г., но после известных событий венгерским летчикам перестали доверять, и значительная часть парка истребителей МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщиков Ту-2 и штурмовиков Ил-10 была выведена из эксплуатации.

В 1958 г. ВВС Венгрии были одними из самых малочисленных в Европе – три эскадрильи МиГ-15, эскадрилья Як-18, отдельные подразделения транспортных самолетов Ли-2, разведчиков Ил-28Р и вертолетов Ми-4.

В 60-е годы начался быстрый количественный и качественный рост ВВС. На вооружение поступили истребители МиГ-19ПМ, а затем – МиГ-21Ф-13/ПФ, вертолеты Ми-8, реактивные учебно-тренировочные самолеты L-29 «Дельфин», транспортные Ил-14.

В 1990 г. на вооружении ВВС Венгрии состояло 113 самолетов и 96 вертолетов.

ВВС Венгрии эксплуатировали истребители МиГ-21 модификаций «Ф», «ПФ», «ПФМ», «МФ» и «бис», причем МиГ-21Ф-13 летали вплоть до 1978 г.

В начале 60-х годов Советский Союз поставил Венгрии 48 истребителей МиГ-21Ф-13, в 1964 г. на вооружение поступили первые из 24 перехватчиков МиГ-21ПФ. В 1971 г. началась поставка первых из 48 МиГ-21МФ; в 1975-1979 гг. венгры получили 62 истребителя МиГ-21 бис, которые на Западе часто называют «МиГ-21 IV поколения». Помимо одноместных боевых истребителей на вооружение венгерских ВВС поступили спарки МиГ-21 У/УМ.

В 1978 г. на вооружение 1-й эскадрильи 47-го истребительного авиаполка (авиабаза Папа) поступили 12 истребителей МиГ-23МФ и четыре двухместных МиГ-23УБ.

В 1984 г. 3-я эскадрилья 31-го истребительного авиаполка (авиабаза Тацар) получила 12 истребителей-бомбардировщиков Су-22МЗ и три спарки Су-22УМЗ. Венгерские Су-22 комплектовались контейнерами ККР-1 с разведывательной аппаратурой.

В 1960-1970-е гг. подготовка пилотов велась на поршневых самолетах Як-11, реактивных МиГ-15УТИ и L-29 «Дельфин».

Транспортная компонента никогда не была в ВВС Венгрии сколько-нибудь существенной. В 1974 г. вылетавшие ресурс Ли-2 и Ил-14 заменили транспортными самолетами Ан-26, которые позже были дополнены парой Ан-24, предназначенных для VIP-перевозок. Из Чехословакии венгры получили четыре L-410.

Первые четыре вертолета Ми-4 поступили на вооружение ВВС Венгрии в 1957 г., за ними в 1961 г. последовали 25 вертолетов Ми-1М/МУ. Первые вертолеты Ми-8 поступили на вооружение венгерских ВВС в 1968 г. Всего венгры получили три партии «восьмерок» по 15 машин в партии в 1968 г., 1972 и


МиГ-21 УМ



МиГ-29


МиГ-29


Ан-26


1973 г.г. Вертолетам Ми-1 в 1971 г. пришли на смену вертолеты Ка-26 – редчайший случай принятия на вооружение ВВС вертолета Ка-26. Венгрия получила 21 вертолет сосной схемы. Вертолеты Ка-26 эксплуатировались в ВВС Венгрии до 1989 г. Вертолетный парк был увеличен во второй половине 1970-х гг. путем закупки 20 вертолетов Ми-2 польского производства.

В 80-е годы венгры получили три транспортно-боевых вертолета Ми-17 и два постановщика помех Ми-8ППА, а также один ВКП Ми-9.

В 1978-1979 гг. на вооружение двух эскадрилий 87-го вертолетного авиаполка поступило 30 вертолетов Ми-24Д. В 1984-1985 гг. полк получил еще 12 «крокодилов» в варианте Ми-24В.

В 1987-1988 гг. была принята довольно амбициозная программа развития ВВС, которая предусматривала вооружение истребителями-бомбардировщиками Су-22 еще одной эскадрильи, а истребителями МиГ-23 – еще двух, а также принятие на вооружение в 1988- 1989 гг. истребителей МиГ-29. По известным причинам план в жизнь претворен не был. С падением «народной демократии» в странах Восточной Европы началось резкое сокращение вооруженных сил. Венгрия исключением не стала.

Процесс снятия с вооружения истребителей МиГ-21 начался в 1990 г. Последние венгерские 21-е (МиГ-21 бис/УМ) были выведены из эксплуатации в 2000 г. Интерес к покупке находящихся на хранении на авиабазе Папа истребителей МиГ-21 проявляла Россия. Прорабатывался вариант передачи примерно 40 из 62 самолетов России в счет работ по продлению ресурса и закупке новых истребителей МиГ-29. Снятые с вооружения ВВС Венгрии истребители МиГ-21 бис и МиГ-21 УМ относятся к поздним производственным сериям и имеют небольшой налет. От закупок дополнительной партии истребителей МиГ-29 Венгрия отказалась, поэтому вопрос о покупке Россией венгерских МиГ-21 больше не поднимался. Истребители МиГ-23 и истребители-бомбардировщики Су-22 были сняты с вооружения в 1997 г.

Поставки Венгрии из России истребителей МиГ-29 в счет долга Советского Союза (22 истребителя и шесть спарок МиГ-29УБ, сумма сделки 800 млн. долл. США) начались в 1993 г. Истребители МиГ-29 поступили на вооружение 47-го истребительного авиационного полка в Кечкемете.

В 1993-1994 гг. ВВС Венгрии пополнились самолетами из состава бывшей Национальной Народной Армии ГДР – немцы передали венграм 24 учебно-тренировочных самолетов L-39ZO «Альбатрос»; после снятия в 70-х годов с вооружения ВВС УТС L-29 подготовка венгерских пилотов велась в Чехословакии на самолетах L-39. Перед этим в течение трех лет «Альбатросы» находились на хранении на авиабазе Ротен- бург; в летное состояние было приведено 20 УТС.


Ми-24



L-39ZO


В 1995 г. Венгрия закупила в Германии 20 боевых вертолетов Ми-24 (14 Ми-24Д и шесть Ми-24П), которые также ранее состояли на вооружении ННА ГДР.

В Румынии для первоначального обучения летчиков было закуплено 12 новых Як-52. Кроме того, в 2004 г. для первоначальной подготовки пилотов в Швеции база куплена партия из 26 ранее состоявших на вооружении шведских ВВС поршневых самолетов Скоттиш Авиэйшн Sk.61 «Бульдог» Мк. 101. Формально «Бульдоги» не состоят на вооружении ВВС, а являются собственностью гражданской авиакомпании AVIA-Rent Ltd, но на них ведется подготовка военных летчиков.

На Украине был закуплен один транспортный самолет Ан-26.

Вертолетный парк ВВС Венгрии пополнился иракскими «восьмерками». На момент начала первой «Бури в Пустыне» 1990-1991 гг. на авиаремонтном заводе в Тёкёле находилось десять вертолетов Ми-8Т ВВС Ирака; вертолеты были реквизированы. Есть информация, что в состав ВВС было включено несколько гражданских Ми-17, ранее принадлежавших Дунайской авиакомпании.

В 1999 г. Венгрию вместе с Чехией и Польшей приняли в НАТО. Для совместных операций в рамках НАТО подготовленными числились 12 пилотов истребителей МиГ-21 бис и 20 летчиков МиГ-29 венгерских ВВС. Средний налет на пилота в 1999 г. составил 100 ч. В 2000 г. в боевом составе ВВС числилось всего 27 боевых самолетов и 32 вертолета. Из-за проблем с запасными частями боеготовность истребителей МиГ-29 не превышала 66%. Командованием ВВС была поставлена задача добиться 100% боевой готовности парка 29-х, а параллельно изучался вопрос о закупке истребителей на Западе. Министр обороны США во время своего визита в Будапешт весной 2001 г. предложил венграм в лизинг 24 подержанных F-16A/B.

Взамен лизинга американских истребителей Будапешт предпочел заключить 28 декабря 2001 г. соглашение с фирмой Грипен Интернешнл, предусматривающий лизинг 14 снятых с вооружения ВВС Швеции истребителей JAS-39A/B «Грипен» с доработкой их до уровня «С/D». Условия соглашения неоднократно пересматривались, и в конечном итоге ВВС Венгрии взяла в лизинг на 12 лет начиная с 2006 г. 12 вновь построенных боевых JAS-39C и две спарки JAS-39D.

Первый боевой «Грипен» венгерских ВВС выполнил первый полет в начале 2005 г. Первый двухместный JAS-39D, предназначенный для ВВС Венгрии, выполнил первый полет 27 октября 2005 г. Первые пять «Грипенов» (три JAS-39C, два JAS-39D) прибыли на авиабазу Кеч- кемет 21 марта 2006 г. Перегон выполнили четверо пилотов ВВС Венгрии и три пилота ВВС Швеции. Последние из заказанных самолетов ВВС Венгрии должны получить в декабре 2007 г.

На «Грипен» переучиваются пилоты, ранее летавшие на истребителях МИГ-29. Специально для переучивания летчиков-истребителей ВВС Венгрии через гражданскую фирму-посредник Аэротехника М энд Т в 2004 г. взяли в лизинг у чешской фирмы Аэро Водоходы одноместный прототип УТС L-159A и первый серийный двухместный УТС L-159B.

Что касается истребителей МиГ-29, то их эксплуатировать планируется минимум до 2010 г., 13 самолетов данного типа проходят ремонт с целью дефектации и продления ресурса. Ремонт истребителей выполняется под контролем РСК «МиГ».

К 2010 г. планируется закупить четыре-шесть новых транспортных самолетов для замены Ан-26. Вертолеты Ми-8 и Ми-24 намечено снять с вооружения.

Венгерские ВВС в меньшей степени, чем ВВС других стран Восточной Европы принимают участие в международных учениях. В 2004 г. венгерские Ан-26 принимали участие в перевозках солдат венгерского контингента в Ирак, самолеты перед выполнением полетов доработали путем установки снятых с боевых вертолетов Ми-24 блоков АСА

В октябре 2006 г. в совместных учениях с ВВС Италии (авиабаза Червия) принимали участие два истребителя МиГ-29 и одна спарка МиГ-29УБ из 2-й эскадрильи 59-го истребительного авиаполка ВВС Венгрии. Развертывание «МиГов» в Италии обеспечивали два транспортных самолета Ан-26 ВВС Венгрии. Пилоты истребителей МиГ-29 регулярно проходят тренировки в Канаде.


Боевой состав ВВС Венгрии

JAS-39 «Грипен» 14

МиГ-29/МиГ-29УБ 22/6

L-39ZO 20

Ан-26 11

Як-52 12

Ми-24Д 30

Ми-24В 10

Ми-24П 6

Ми-17 7

Ми-8Т 49

Ми-8С (Салон) 7









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх