«Харрикейн» поднимается в небо

В конце 1935 г. дальновидные люди в руководстве британской авиации уже четко осознали, что последует за приходом Гитлера к власти. Королевские ВВС все ускоряющимися темпами приступили к программе расширения и модернизации Им насущно необходимы были новые истребители. Многие трудности, с которыми столкнулись в ходе доводки моноплана Хоукер и при его внедрении в серию, были связаны именно со спешкой.

Так, «сырой» мотор вышел из строя в феврале 1936 г. Были неприятности и с другими узлами и агрегатами.

Все первые полеты выполнял Балмэн, опытный летчик, ветеран Первой мировой, проработавший до «Хоукер» испытателем в исследовательском центре в Фарнборо С 1925 г. через его руки прошли все машины, выпускавшиеся фирмой.

В течение трех месяцев истребитель претерпел ряд изменений. Двигатель перегревался. Для борьбы с этим увеличили площадь радиатора, соответственно укрупнив и его обтекатель. Подкосы стабилизатора сочли излишними и убрали совсем. Зато существенно усилили каркас фонаря кабины, вибрировавший на ветру. Чуть позже сняли центральную секцию посадочных щитков, нарушавшую обтекание радиатора. Убрали кок ненужные нижние секции створок шасси, ранее при посадке отгибавшиеся вбок, перпендикулярно колесу. После всех этих доработок взлетный вес достиг 2577 км/ч.

Балмэн сперва жаловался на тесную кабину и плохой обзор вперед на рулении, но постепенно привык. До расчетной скорости истребитель не дотягивал, но показал но испытаниях 507 км/ч. Это был первый английский истребитель, переваливший за недостижимую ранее отметку 300 миль/час (483 км/ч). Устойчивость и управляемость были в норме. В феврале 1936 г. опытный самолет передали в экспериментальный центр ААЕЕ в Мортлшем-Хис. Летавший там на нем испытатель Д. Амдерсон подтвердил данные заводских полетов и достаточно высоко оценил маневренность и управляемость истребителя, отметив только увеличение нагрузки на рули при больших скоростях.

В марте конструкторы «Хоукер» начали готовить рабочие чертежи на массовую серию. А 3 июня министерство авиации заказало у «Хоукер» сразу 600 истребителей. Неделю спустя чертежи начали поступать в цеха. Это был самый крупный заказ, который королевские ВВС выдавали в мирное время. Но "Хоукер эйркрафт" к этому времени уже была частью огромного концерна "Хоукер-Сидли", объединившего пять крупных фирм, и могла "переварить" и не такое И действительно, позже заказы возросли многократно. Министерство авиации строило все новые планы расширения ВВС; во все их, начиная с "плана F". закладывалось оснащение большого числа эскадрилий новым истребителем «Хоукер», который уже перестал быть безымянным "монопланом-перехватчиком", а получил имя «Харрикейн» ("Ураган").

В июле 1936 г. самолет продемонстрировали но ежегодной авиационной выставке в Хендоне. Истребитель все еще оставался безоружным. Но это длилось недолго. В начале августа в консолях установили полный комплект из 8 пулеметов "Браунинг". 17 августа «Харрикейн» впервые поднялся в воздух с оружием.

К этому времени облик будущего серийного варианта определился окончательно. 20 июля фирма получило задание F. 15/36, описывающее требования к серийному «Харрикейну». Главным отличием от опытного образца являлась замена двигателя. Дело в том, что компания "Роллс-Ройс" не стояла на месте: вслед за "Мерлином" С появилась модель F, а затем G. Последняя стала гораздо надежнее и немного мощнее. В серию тип G запустили под названием «Мерлин» II. Именно им и собирались оснастить первую серийную модификацию истребителя «Харрикейн» I.

Однако смена мотора потребовала соответственно изменить всю мотоустановку. Пришлось переместить расширительный бочок охладительной смеси "Мерлин" охлаждался не водой, а смесью "гликоль" на базе этиленгликоля, имевшей примерно в 1,5 раза большую теплоемкость), переделать верхнюю часть капота, увеличить всасывающий патрубок карбюратора. Попутно смонтировали усовершенствованный стартер и сделали более удобным управление двигателем. Все это несколько затормозило внедрение «Харрикейна» в серию. Первоначально первый истребитель планировали собрать в мае- июне 1937 г., изменение чертежей же отодвинуло все сроки примерно но четыре месяца.


Первый серийный «Харрикейн», октябрь 1937 г.


Первый официальный снимок нового истребителе, опубликованный в прессе


Флайт-лейтенант П.Пукас – летчик-испытатель фирмы "Хоукер"


В сентябре-октябре 1936 г. «Харрикейн» прошел повторные испытания в Мортлшем- Хис, в ноябре – дополнительные испытания но штопор (на заводе), а с начала 1937 г. опять вернулся в Мортлшем, где военные испытатели начали опробывать его боевые качество. Машина вело себя хорошо, если не считать постоянных случаев срыва фонаря кабины в полете. Всего за время испытаний этот самолет потерял пять фонарей!

В июле 1937 г. «Харрикейн» впервые увидели советские специалисты. Это была делегация, отряженная на ежегодную Хендонскую выставку. Комдив Божанов, тогдашний начальник НИИ ВВС, телеграфно записал в своем отчете: "Хоукер Ураган. С Мерлин. В полете не показали. Машина с мотором в 1065 л.с. может дать больше 500 км/ч". Последнее в то время весьма впечатляло.

Тем временем завод «Хоукер» в Кингстоне собрал первые самолеты. Некоторое время они простаивали без двигателей. Первый «Мерлин» II привезли 19 апреля 1937 г. Его тут же начали монтировать. Доводка новой мотоустановки продолжалось около пяти месяцев. В сентябре запакованный в ящики истребитель повезли в Бруклендс. 12 октября заводской испытатель Ф Люкэс поднял эту машину в воздух; через шесть дней за ней последовал второй самолет.

К концу ноября облетали уже семь истребителей. Самолеты полностью изготавливались в Кингстоне, затем разбирались и вновь собирались в Бруклендсе, где осуществлялось окончательная регулировка и облет. Каждая ма- шино совершала по дюжине полетов, выполняя стандартную программу приемо-сдаточных испытаний ВВС.

Надо сказать, что Кэмм, ободренный успехом «Харрикейна», предполагал создать но его базе целое унифицированное семейство самолетов розного назначения, использовавших многие узлы и агрегаты предшественника: крыло, оперение, шасси и т.д. До стадии опытных образцов впоследствии дошли две такие машины – легкий бомбардировщик "Хенли" и "турельный" (все его вооружение устанавливалось но большой турели с гидроприводом) истребитель "Хотспэр". Однако обе они не имели большого успеха. "Хенли" выпускался сравнительно небольшой серией как буксировщик мишеней-рукавов, а "Хотспер" так и остался лишь опытным образцом, уступив "Дифайэнту" фирмы "Боултон-Пол".

На рождество 1937 г. первые четыре «Харрикейна» получила 111-я истребительная эскадрилья, базировавшаяся в Нортхолте. К февралю следующего года она уже имело 16 машин.

Освоением новых истребителей в 111-й эскадрилье руководил ее командир Дж.Гиллэн. «Харрикейн» резко отличался по своим данным от старых бипланов "Гонтлиг", на которых раньше летали пилоты 111-й. Эта привело к ряду аварий. Два самолета были серьезно повреждены, один из летчиков погиб при неудочной посадке.

Тем не менее освоение новой техники продвигалось успешно. Сэм Гиллэн 10 февраля 1938 г. совершил перелет из Нортхолта в Эдинбург и обратно. На обратном пути с помощью сильного попутного ветра ему удалось достичь средней скорости в 657 км/ч!

После выпуска двух десятков истребителей фирма в марте 1938 г. внесла в конструкцию ряд изменений. Хвостовое колесо зафиксировали; теперь его после взлета уже не убирали в фюзеляж. Штопорные характеристики машины улучшили, добавив под хвостом небольшой киль-гребень, в выемке которого, как в обтекателе, теперь находилось хвостовое колесо. Руль направления удлинили вниз, чтобы закрыть образовавшийся при этом уступ.

Такие машины поступили в 3-ю эскадрилью в Кенли и в 56-ю в Норт-Уэлде. К середине 1938 г. завод в Кингстоне выпустил около 80 "Харрикейнов", около 50 из них уже поступили в строевые части. Продолжая совершенствовать истребитель, фирма опробовала на нем новые эжекторные (реактивные) выхлопные патрубки, сконструированные специалистами "Роллс-Ройс", а затем двухшажный металлический винт "Гамильтон". Новые патрубки дали прибавку скорости примерно в 3 км/ч и сразу же были внедрены но серийных машинах. В июне 1938 г. оборудованный ими первый серийный «Харрикейн» но испытаниях в ААЕЕ показал 508 км/ч. Пропеллер "Гамильтон" (выпускавшийся по лицензии компанией "Де Хевилленд") был трехлопастным. с гидравлическим управлением шагом и имел два рабочих положения- взлетное и крейсерское. Он был намного тяжелее (примерно на 135 кг) винта Уотте Z.38. которым «Харрикейны» комплектовались ранее (это был двухлопастной деревянный пропеллер фиксированного шага). Но зато скороподъемность улучшилась разительно. Новые винты стали устанавливать с января 1939 г. Первая серийная машина с винтом изменяемого шага несла номер LI780; ее получила 213-я эскадрилья.


«Харрикейны» 111-й эскадрильи в полете. 1938 г. Самолеты первых серий не имели подфюзеляжного гребня.


Первый «Харрикейн» 11562, оснащенный винтом изменяемого шага и лобовым бронестеклом


С целью повышения боевой живучести «Харрикейна» фирма стола экспериментировать с бронезащитой. Сперва сконструировали защитную перегородку перед пилотской кабиной. Ее внедрили в производство в начале 1939 г. 6 февраля совершил первый полет самолет с бронестеклом, вмонтированным в козырек. Полный комплект, включавший и бронеспинку, впервые установили в апреле. К сентябрю 1939 г. все самолеты стали оснащать такой бронезащитой.

Весной-летом 1939 г. на "Харрикейне" испытали еще множество разных новинок, часть из которых впоследствии оказола большое влияние но серию. Опробовались винты-автоматы "Де Хевилленд" и "Ротол" (последний – с лопастями из магниевого сплава), щелевые закрылки, новая радиостанция TR. 1133 (вместо TR.9). На самолетах, оставленных в распоряжении фирмы, монтировались двигатели «Мерлин» III (отличавшиеся от типа II унифицированным носкам вала, позволявшим одевать разные пропеллеры) «Мерлин» VIII (экспериментальный мотор, работавший на 100-октановом бензине и охлаждавшийся дистилированной водой, о не гликолем) и «Мерлин» XII (тоже на 100-октановом бензине, но со старой системой охлаждения).

Заботясь о возможной эксплуатации истребителей в Африке и на Ближнем Востоке, а также учитывая интерес, продемонстрированный Турцией и Ираном, фирма в феврале 1939 г приступила к проектированию тропического варианта мотоустановки Опыт в этом отношении у «Хоукер» имелся: в тропическом исполнении выпускался ряд самолетов серии "Харт". Противопесчаный фильтр для воздухозаборника карбюратора заказали у компании "Воукс". Ее главный конструктор С. Воукс предложил поставить под носом истребителей большой фильтр "Малти-Ви", закрыв его специально профилированной нижней секцией капота. Ф. Льюкэс взлетел на первом опытном "тропическом" "Харрикейне" 17 мая 1939 г. Позже эту машину отправили на эксплуатационные испытания в Хартум (Судан).

Еще в 1935 г. Кэмм начал проектирование цельнометаллического крыла с работающей дюралевой обшивкой. Оно должно было стать единым для «Харрикейна», "Хенли" и "Хотспэра". Первый опытный комплект таких плоскостей опробовали на опытном "Хенли" 20 августа 1937 г. Но "Харрикейне" их впервые испытали в воздухе значительно позднее, 28 апреля 1939 г.


Заправка «Харрикейна» на авиабазе Нортхолт


Пристрелка пулеметов «Харрикейна»


До лета 1939 г. кустарно изготовили не более дюжины комплектов металлических крыльев, но затем, подготовив соответствующую оснастку, их начали делать во все возрастающем количестве. Первые «Харрикейн» с усиленными крыльями поступили в части ВВС к началу Второй мировой войны.

В конце мая 1936 г. «Харрикейны» продемонстрировали на воздушных праздниках в девяти городах страны. В июле самолеты 111-й эскадрильи прибыли с дружественным визитом в Париж, где приняли участие в воздушном породе. В том же месяце прошли крупные учения ПВО в юго-восточной части Англии. Во время мюнхенского кризиса, когда Германия выступила с территориальными притязаниями к Чехословакии, британские ВВС привели в боевую готовность. Летчики находились поблизости от заправленных и вооруженных истребителей. Немцам удалось снять с пассажирскою самолето "Люфтганзы" ряды «Харрикейнов» на базе Биггин-Хилл.

Когда Чемберлен "умиротворил" Гитлера, отдав ему Судеты, и опасность войны, казалось бы, отодвинулась вдаль, английская авиация вновь перешла на режим мирного времени. В ноябре 1938 г. серийный «Харрикейн», взятый прямо из сборочного цеха в Бруклендсе, выставили на авиационном салоне в Париже. В мае следующего, 1939, года члены британского парламента наблюдали в Нортхолте пролет сразу шести эскадрилий новых истребителей. В июле испытатель «Хоукер» Р. Рейнелл выступил на международной выставке в Брюсселе с каскадом фигур высшего пилотажа. А в августе британские ВВС начали крупнейшие (участвовало более 1300 машин) маневры в воздухе нод Англией и Францией, имитируя отражение десанта на юго-восточное побережье.

Выпуск "Харрикейнов" постоянно возрастал. С конца 1938 г. темпы производства даже несколько превысили запланированные министерством авиации. Готовились к сборке "Харрикейнов" новый завод «Хоукер» в Лэнгли и завод фирмы "Глостер" в Брокуорте. В сентябре 1938 г. новыми истребителями были оснащены пять эскадрилий британских ВВС, в июле 1939 г. – уже двенадцать, и начали перевооружаться но них еще шесть эскадрилий вспомогательных ВВС (резервных). В итоге, к началу Второй мировой войны в строю имелось 18 эскадрилий «Харрикейнов». "Излишки" поступили в строны Британского содружества и частично но экспорт; об этом подробнее будет рассказано далее.

1 сентября 1939 г. части вермахта пересекли границу Польши, немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, железнодорожным узлам и местам сосредоточения польских войск. Два дня спустя Англия и Франция обьявили войну Германии. «Харрикейну» предстояло "крещение огнем".









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх