«Харрикейны» не британской постройки

«Харрикейны» строились не только заводами Великобритании, но также предприятиями в Бельгии, Югославии и Канаде. Первым приобрело лицензию югославское правительство. Это явилось частью соглашения, заключенного в 1938 г. По нему «Хоукер» поставляла 12 "Харрикейнов" I и разрешала их выпуск на заводах "Рогожарский" и "Змой" в Белграде. Первый из купленных самолетов прибыл 15 декабря 1938 г. Это был типичный истребитель первых серий с деревянным винтом и крыльями, обтянутыми полотном. Такие и собирались строить в Югословии.

Освоение производства затянулось, и югословские ВВС купили еще 12 машин в Англии. Они уже имели моторы «Мерлин» IV, винты изменяемого шага и металлическую обшивку крыльев. К моменту нападения немцев но Югославию из 60 заказанных "Змой" успел изготовить 20, а "Рогожарский" из 40 – ни одного. Таким образом, в строю югославских ВВС 6 апреля находилось 38 «Харрикейнов», состоявших на вооружении 51-й, 33-й и 34-й эскадрилий Они действовали в Боснии и в районе Загреба как истребители и штурмовики до 13 апреля, когда последние машины были сожжены самими летчиками при подходе немцев к аэродромам. Один «Харрикейн» захватили итальянцы, которые вывезли его к себе для изучения. В Югославии один «Харрикейн» переоборудовали под немецкий двигатель DB601A Эта машина проходила испытания с начала 1941 г. и, по отзывам летчиков, превосходила стандартные; ее дальнейшая судьба неизвестна.


Канадский «Харрикейн» XII на неубираемом лыжном шасси


«Харрикейн», проходящий испытания с опознавательными знаками Югославии


Бельгийский «Харрикейн» из 2-й эскадрильи 2-го авиаполка, 10 мая 1940 <


Югославский «Харрикейн»с моторам DB60I


Бельгия поступила примерно так же, как Югославия, и в апреле 1939 г. приобрела 20 самолетов и лицензию для фирмы "Авьонс Фэйри". К сентябрю прибыли только 15 машин, остальные в связи с началом войны реквизировали британские ВВС. Купленные истребители передали 2-й эскадрилье 1-й группы 2-го полка. Зимой 1939-40 годов они получили некоторый боевой опыт, перехватывая в воздушном пространстве нейтральной тогда Бельгии немецкие самолеты. В первый же день наступления немцев на западе «Харрикейн» были сожжены самолетами "люфтваффе" на земле или расстреляны в воздухе

"Авьонс Фэйри" успела сдать ВВС около дюжины машин с моторами "Мерлин" III и вооружением из восьми пулеметов. Было начато производство усовершенствованной модификации с четырьмя 12,7-мм пулеметами в крыльях. Завод собрал три таких самолета (из них на одном не было мотора), но они не принимали участия в боевых действиях.

Зато в Канаде был налажен поистине массовый выпуск «Харрикейнов». В 1938 г. канадские ВВС заказали в Англии 20 «Харрикейнов» I. Они прибыли в Канаду в феврале-августе 1939 г Эти машины относились к первым сериям (с деревянным винтом и полотняной обтяжкой крыльев). В июне 1940 г. они вернулись в Англию вместе с 1-й эскадрильей канадских ВВС, отправленной на помощь метрополии. Впоследствии несколько канадских авиачастей сражались на "Харрикейнах" в Европе и на ближнем Востоке до сентября 1942 г.

Еще до начала Второй мировой войны британское правительство начало готовить себе тылы в заморских доминионах. По соглашению с властями Канады оно в феврале 1939 г. разместило заказ на «Харрикейны» у фирмы "Кэнадиэн кар энд фоундри" в Монреале. 2 марта фирме доставили самолет-образец. Первый «Харрикейн» I взлетел в Монреале 10 января 1940 г. Вскоре начались поставки в Англию. Канадские машины имели моторы «Мерлин» III, металлическую обшивку крыльев и трехлопастные винты Де Хевилленд.

После выпуска 166 самолетов монреальский завод перешел на отличавшуюся от исходной английской модификацию X. Она имела двигатель "Мерлин" 28, изготовлявшийся в США фирмой "Паккард", и винт Гамильтон Стандард "Гайдромэгик". Вооружение состояло из 8 пулеметов Почти все "десятки" ушли в Англию; в Канаде их осталось только 25 штук. На одном самолете там установили неубироющиеся лыжи, но в серии лыжное шасси не прижилось.

Затем последовала модификация XI с оборудованием канадского, а не английского образца. Эти машины поставлялись только канадским BBC.

Модель XII соответствовала английскому "Харрикейну" IIВ; она и называлась сначала IIВ (Сап). Мотор был типа «Мерлин» 29 и большая часть самолетов не имела кока винта. Выпускались также истребители "Харрикейн" ХIIА с вооружением по типу А (8 пулеметов). Часть из них была собрана в палубном исполнении как "Си Харрикейн" ХIIА Самолеты модификации XII поставлялись канадским ВВС, а также в СССР.


Румынский «Харрикейн»


Финский «Харрикейн»IA


Ирландские «Харрикейны» IA


Югославский «Харрикейн» IIС. 1945 г.


Один «Харрикейн» XII в Канаде также оснастили лыжами. Это произошло в начале 1943 г. Испытания прошли успешно, если не считать ограничения по максимальной скорости полета. Тем не менее сочли, что современной боевой машине лыжи не нужны, и в серию не внедрили. Выпуск вариантов модификации XII прекратили летом 1943 г.

Всего в Канаде изготовили 1451 «Харрикейн» (по другим данным, 1448 или даже 1598), что внесло существенный вклад в общее производство. Чость этих машин прошла в Англии переоборудование в другие модификации.

Конадские части на канадских "Харрикейнах" не воевали. Однако их привлекали к противолодочному патрулированию восточного побережья страны Ни одной субмарины, правда, они не нашли.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх