НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ

ЕВРОПА Поставка 3000-го магистрального самолета семейства Эрбас А320

18 января 2007 г. фирма «Эрбас» поставила альянсу авиакомпаний «Эйр Эйша Груп» (крупнейшая малобюджетная авиакомпания в Азии] среднема- гистральный самолет А320, оказавшийся 3000-м поставленным самолетом в семействе самолетов А320 (в его состав входят самолеты A318, A319, А320 и А321). Самолет передан авиакомпании в счет первого контракта на 60 самолетов А320, подписанного в марте 2005 г. С учетом недавнего твердого заказа еще на 50 самолетов А320 общее число приобретаемых авиакомпанией самолетов составляет 150, кроме этого, имеется 50 зарезервированных заказов.

Выступая на церемонии передачи самолета, президент фирмы «Эрбас» Луи Галуа (Louis Gallois] сказал: «Поставка 3000-го самолета – важная веха в истории создания семейства самолетов А320. Такое событие реально подтверждает огромную популярность этих самолетов на мировом рынке». По его словам, эксплуатируемые в мире самолеты семейства А320 совершили 30 млн. полетов, налетав 50 млн. ч.

Выло также отмечено, что число невыпопненных заказов но самолеты составляет 1966 единиц, что является свидетельством наличия большого спроса. Для того чтобы справиться с потребностями авиакомпаний, фирма «Эрбас» планирует увеличить ежемесячный выпуск самолетов семейства А320 с 30 до 32 единиц и постепенно довести темп производства до 36 единиц к концу 2008 г. Это позволит выйти на самый высокий уровень постройки магистральных самолетов одного семейства в мировом авиастроении.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Проект демонстрационного БПЛА БАЕ Системз «Таранис»

Фирма «БАЕ Системз» получила от министерства обороны контракт на разработку демонстрационного БПЛА «Таранис» (см. рисунок), предназначенный для отработки технологий, которые планируется использовать на будущем европейском беспилотном боевом самолете (ББС). Фирма «БАЕ Системз» назначена головной в программе создания БПЛА «Таранис»; вместе с ней в работах примут участие фирмы «Роллс-Ройс», «Смит Аэроспейс» и «Кинетик», а также специалисты министерства обороны.

Стоимость программы разработки БПЛА и его летных испытаний 243 млн. долл. Она является частью государственной стратегической программы исследований перспективных БПЛА (SUAVE) и рассчитана но четыре года.

В начале 2009 г. предполагается приступить к наземным испытаниям БПЛА, а в 2010 г. намечен первый полет.

БПЛА «Таранис» выполнен по схеме «летающее крыло» без вертикального оперения. В конструкции БПЛА станут широко применяться технологии «стелс». фирма «БАЕ Системз» пока не представила подробных характеристик летательного аппарата, но заявила, что по размерам он будет сопоставим с учебно-тренировочным самолетом «Хоук» (самолет «Хоук» длиной 12.4 м имеет крыло размахом 10 м. Прим. ред.)


ИНДИЯ Планы перевооружения истребительной авиации

Перспектива крупных поставок Пакистану американских и китайских истребителей Локхид Мартин F-16 и Чен- ду JF-17 заставила главнокомандующего ВВС Индии главного маршала авиации С. Тьяги (S. Tyagi) выразить тревогу и выступить с критикой планов политического руководства страны в части технического обеспечения ее вооруженных сил, в том числе авиации.

В первую очередь С. Тьяги коснулся конкурса на закупку для индийских ВВС 126 истребителей, который обещали объявить в 2002 г., но до сих пор не сделали. По его словам, доже если его объявят 8 ближайшее время, то перевооружение ВВС начнется примерно через 10-15 лет. Поэтому необходимо принимать срочные меры. Главком считает, что для начала следует возобновить переговоры с Катаром о приобретении у него 11 истребителей Дассо Авиасьон «Мираж» 2000-5, но не по той цене, которая считается слишком высокой. Важно, по мнению С. Тьяги, сохранить существующую численность истребительного парка ВВС Индии. В настоящее время в Индии 39 истребительных эскадрилий, из них полностью боеспособными являются 34. В результате намечаемого до 2012 г. снятия с вооружения старых истребителей МиГ-21 и МиГ-23 (т. е. до поступления новых самолетов) в составе парка останется всего 24 – 28 боеспособных эскадрилий.

Большое беспокойство в ВВС вызывает программа разработки легкого многоцелевого истребителя LCA «Теджас». К его созданию приступили в 1980-х годах и планировали принять на вооружение в 1994 – 1995 гг. Различные технические и политические проблемы существенно затруднили его проектирование. К настоящему времени построены четыре опытных истребителя, но в летных испытаниях принимают участие только три (четвертый самолет используется в качестве источника запасных частей). До сих пор не появились двухместный вариант и палубный самолет «Теджас» N.

Кроме осуществляемой программы модернизации 135 истребителей МиГ- 27МЛ, в результате чего их боевые возможности приблизятся к характеристикам самолетов «Мираж» 2000 и Су-30К, выпускавшихся в середине 1990-х годов, ведутся переговоры с российским НПО «Иркут» об обмене 18 истребителей Су-30МКИ старого выпуска на более современные многофункциональные самолеты. В соответствии с ранее заключенными соглашениями, Россия поставила Индии 50 истребителей Су-30К и Су-30МКИ и подписала лицензионное соглашение о постройке в Индии 140 самолетов Су-30МКИ на заводе фирмы HAL.

Индийские ВВС планируют не только закупить новые истребители, но и заменить парк устаревших учебно-тре- нировочных самолетов (УТС). Для решения этой проблемы был подписан контракт с английской фирмой «БАЕ Системз» о закупке 66 двухместных УТС «Хоук» Т1 и Т1А, одна часть из которых будет построена в Великобритании, а другая – в Индии фирмой HAL. Необходимы также средства на приобретение трех усовершенствованных самолетов ДРЛО и шести самолетов- заправщиков. Необходимо также приобрести 80 многоцелевых вертолетов.

Следует учитывать потребности ВМС Индии, стремящихся иметь сильный авианосный флот. Уже имеются контракты на покупку не менее 40 – 50 палубных истребителей МиГ-29К, 30 морских патрульных самолетов и не менее 12 УТС «Хоук». Заключено соглашение с Россией о модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в соответствии с индийскими требованиями.


США Предложения по использованию истребителя Боинг F-15C в системе ПРО

Фирма «Локхид Мартин» получила от Управления по противоракетной обороне (MDA) очередной контракт стоимостью 3 млн. долл. на дальнейшие исследования возможности использования истребителя Боинг F-15C в качестве носителя зенитных ракет Рей- теон РАС-3 «Пэтриот», предназначенных для уничтожения тактических баллистических ракет (БР). Фирма уверена, что в течение двух лет она сможет провести демонстрацию такого авиационного комплекса.

Ранее фирма «Локхид Мартин» получила контракт стоимостью 2 млн. долл., в соответствии с которым она проработала вариант самолета F-15C с двумя подкрыльными контейнерами, где размещаются по две ракеты РАС-3 (см. рисунок). Ракета РАС-3 «Пэтриот» длиной 5 м имеет стартовую массу 320 кг.

Вице-президент фирмы по авиационным и ракетным военным системам Майк Троцкий (Mike Trotsky) заявил, что проработаны два сценария использования авиационной противоракетной системы. Согласно одному сценарию, истребитель F-15C с ракетами РАС-3 находится на боевом дежурстве в районе предполагаемого старта БР и уничтожает ее на активном участке траектории. Второй сценарий связан с обеспечением национальной ПРО. В этом случае могут уничтожаться тактические БР, запускаемые с кораблей или специальных барж, а также крылатые ракеты. По словам М. Троцкого, предложение фирмы «Локхид Мартин» обладает малым техническим риском, так как предусматривает использование хорошо отработанных элементов, даже несмотря на то, что ракета РАС-3 до сих пор не рассматривалась в качестве авиационной.


ЕГИПЕТ Завершение поставок боевых вертолетов Боинг AH-64D «Апач»

В конце декабря 2006 г. фирма «Боинг» передала Египту последние шесть боевых вертолетов AH-64D «Апач» в соответствии с контрактом, предусматривавшим модернизацию полученных ранее 35 вертолетов АН-64А. Переоборудование вертолетов осуществлялось на заводе фирмы «Боинг» в г. Меса (шт. Аризона).

На официальной церемонии, посвященной окончанию поставок, состоявшейся в Каире при участии представителей ВВС Египта, армии США и фирмы «Боинг», вице-президент программы разработки вертолетов «Апач» Эл Уинн (Al Winn) отметил, что фирма «Боинг» и ее подразделение, занимающееся созданием вертолетов семейства «Апач», успешно сотрудничают с Египтом более 20 лет и рассчитывают, что их взаимодействие продлится и в будущем.

Переданные вертолеты AH-64D «Апач» отличаются рядом усовершенствований, включая новое высокоточное вооружение с большей дальностью действия, способное применяться в любую погоду и в ночных условиях, интегрированный комплекс датчиков, сетевую цифровую систему связи для более точного представления о боевой ситуации и систему боевого управления в масштабе реального времени.

Фирма «Боинг» и командование ВВС Египта собираются заключить контракт на техническое обслуживание вертолетов «Апач» и поставку запасных частей. Предусматривается также использование новых технологий, разработанных для вертолетов следующего поколения, что позволит вертолетам «Апач» соответствовать перспективным требованиям.

Фирма сообщила, что к настоящему времени поставлено свыше 1600 боевых вертолетов семейства АН-64 «Апач». Они состоят на вооружении США и еще 10 стран


ИРАН Проекты новых военных вертолетов

'Шахед'278


На международной авиационно-космической выставке, проходившей в декабре 2006 г. на острове Киш, была представлена информация о новых военных вертолетах, разработанных в Иране за последние годы. Вертолетостроение в Иране сосредоточено на фирме IHSRC (Iran Helicopter Support and Renewal Company), обеспечивающей эксплуатацию, ремонт и модернизации полученных ранее зарубежных вертолетов, и в научно-исследо- вательском центре авиационной промышленности SAIRC (Shahed Aviation Industries Research Center).

На выставке был впервые показан легкий вооруженный разведывательный вертолет SAIRC ОН-78 «Шахед», совершивший первый полет в 2005 г. Он является модификацией опытного вертолета «Шахед» 278, созданного в начале 2000-х годов на базе американского легкого вертолета Белл 206 «Джет Рейнджер», выпускавшегося в Иране фирмой IHSRC. Всего было построено три опытных вертолета «Шахед» 278, из которых один был переоборудован в вертолет ОН-78. На выставке было объявлено, что в постройке находятся еще пять вертолетов «Шахед» 278.

Вертолет ОН-78 имеет двухлопастный несущий винт и снабжен одним ГТД Роллс- Ройс 250-С20В. В состав его вооружения входят пулемет калибром 7.62 мм на турельной установке под фюзеляжем и PC калибром 70 мм в двух контейнерах, установленных по бокам фюзеляжа. Вертолет оснащен теплопеленгатором FUR и телевизионным датчиком. По сообщениям представителей НИЦ SAIRC, все вооружение и оборудование изготовлено в Иране,- частично – по лицензии.

В НИЦ SAIRC ведется разработка военного вертолета «Шахед» 478, имеющего четырехлопастный несущий винт диаметром 10.67 м и один двигатель Роллс-Ройс 250-C30R мощностью 650 л.с. Помощь в приобретении двигателя оказывает Канада. Более мощный двигатель (по сравнению с двигателем вертолета «Шахед» 278) и усовершенствованные динамические системы обеспечили увеличение взлетной массы вертолета «Шахед» 478 до 2040 кг и боевой нагрузки до 1000 кг. На выставке демонстрировался рисунок вертолета «Шахед» 478, вооруженного противокорабельными ракетами «Наср». Эти ракеты для Ирана разработаны в Китае, где они известны под обозначением TL-6 (С-704).


КАНАДА Проект регионального реактивного самолета Бомбардье CRJ1000

В середине февраля 2007 г. совет директоров корпорации «Бомбардье» разрешип ее авиационно-космическо- му отделению официально приступить к программе разработки 100-местно- го регионального реактивного самолета CRJ1000 (см. рисунок). Впервые проект такого самолета (под обозначением CRJ900X) стал обсуждаться в начале 2006 г., после того как было принято решение прекратить разработку ближне- и среднемагистральных самолетов «Серия С», рассчитанных на перевозку 110 – 130 пассажиров и предназначенных для замены старых самолетов Макдоннелл-Дуглас DC-9 и MD-80.

Решение приступить к разработке нового самолета было сделано после получения 38 твердых заказов, общая стоимость которых оценивается в 1.2 млрд. долл. Итальянская авиакомпания «Май Уэй» переоформила 15 заказанных ранее самолетов CRJ900 в самолеты CRJ1000. Авиакомпания «Брит Эр» (дочернее предприятие авиакомпании «Эр Франс») объявила о 8 твердых и 8 зарезервированных заказах, а неназванный пока третий покупатель подписал соглашение на 15 самолетов CRJ1000 и еще 15 самолетов зарезервировал.

Самолет CRJ1000 является дальнейшим развитием самолета CRJ900, от личаясь удлиненным почти на 3 м фюзеляжем, в результате чего число мест в салоне возрастет с 86 – 90 до 100 На самолете предполагается использовать усовершенствованное крыло. Силовая установка будет состоять из двух ТРДЦ Дженерал Электрик CF34- 8С5 тягой по 6590 кгс (эти же двигатели используются на самолетах CRJ900). Самолет CRJ1000 имеет максимальную взлетную массу 41.6 т, расчетная дальность полета 3140 км. По сравнению со старыми 100-местными самолетами, все еще находящимися в эксплуатации, у нового самолета будет значительно улучшена топливная эффективность и уменьшена величина ПЭР. Он станет отвечать всем современным и перспективным требованиям по шуму, уровень эмиссии углекислого газа снизится на 30%.

Президент авиационно-космического отделения корпорации «Бомбардье» Пьер Бодуан (Pierre Beaudoin) заявил, что потребность в создании крупного регионального самолета появилась в 1997 г. после начала эксплуатации 70- местного самолета CRJ700. По его словам, многие авиакомпании, покупавшие региональные самолеты семейства CRJ, неоднократно высказывали пожелания приобрести еще более вместительный самолет. На разработку самолета CRJ1000 планируется израсходовать около 300 млн. долл.

Корпорация «Бомбардье» сообщила, что летные испытания самолета CRJ1000 должны начаться летом 2008 г., а к поставкам планируется приступить в четвертом квартале 2009 г.

П. Бодуан сообщил, что разработка регионального самолета CRJ1000 не отразится на планах создания семейства магистральных самолетов «Серия С». В конце марта 2007 г. планируется провести совещание по самолету «Серия С» и наметить график дальнейших работ.

Материал подготовил В.Беляев









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх