182-й Гвардейский Севастопольско Берлинский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк


К моменту формирования полка общее положение на фронтах войны было благоприятным для Красной Армии. В ходе наступательных операций зимой 1942-1943 гг. Красная Армия одержала победу под Сталинградом, на Кавказе, под Воронежом, освободила сотни городов, десятки тысяч сел и деревень. Немецкое командование для летних решающих боев стягивало на Восточный фронт огромные силы. Советское командование производило перегруппировку сил и готовило войска к решающим схваткам. Множились и укреплялись все рода войск, в том числе и Дальняя бомбардировочная авиация. В обстановке усиленной подготовки к новым решающим боям было принято решение о формировании 1 8- го гвардейского бомбардировочного авиационного полка Дальнего Действия.

Полк формировался на базе 3-го гвардейского авиационного полка Дальнего Действия по штату военного времени 1943 года (три эскадрильи). Командиром полка был назначен командир эскадрильи 3-го гвардейского авиаполка гвардии майор Александр Яковлевич Вавилов, его заместителем по политчасти – гвардии майор Петр Иванович Резонов, заместителем по летной части – гвардии майор Алексей Тимофеевич Назаров, начальником штаба – гвардии майор Борис Владимирович Леонидов, инженером полка гвардии майор Евгений Павлович Изотов. Командиром 1-й эскадрильи был назначен гвардии капитан Кондрин, командиром 2-й эскадрильи – гвардии капитан Тихомолов, командиром 3-й эскадрильи – гвардии старший лейтенант Сыроватко.


Первый командир полка А.Я.Вавилов


Дальние бомбардировщики Ил 4


Аэродром Ситонец, г.Замостье, Польша. Второй слева Жеребин, далее – Воробьев и Кузнецов





Полк формировался на аэродроме Остафьево 1012 мая 1943 года. 12 мая 1943 года полку было присвоено наименование «18-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия», он вошел в состав 2-й гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия.

Костяк составили боевые экипажи Вавилова, Назарова, Ткаченко, Тихомолова, Кондрина, Матасова, Сыровактко, Бердникова, Кузьминича, Грудакова, Шашлова, Кочнева из 3-го гвардейского полка. Экипажи прошли хорошую школу, принимали участие в дальних рейдах на Берлин, Кенигсберг, Будапешт, Варшаву. За три полета в 1942 г. на бомбардировку города Берлин гвардии капитан Борис Тихомолов был удостоен звания Герой Советского Союза. Многие экипажи к моменту организации полка имели от 50 до 100 совершенных боевых вылетов. Технический состав имел большой опыт эксплуатации матчасти в различных условиях времени.

К моменту окончания формирования части боевой состав полка включал 16 боевых экипажей, из них – шесть боевых экипажей, способных выполнять боевые задания ночью в сложных метеоусловиях по дальним целям.

С первых же дней организации полк приступил к боевой работе, но сказывалась нехватка самолетов. Первоначальная недоукомплектованность полка как личным составом, так и матчастью устранялась в процессе боевой работы. В полку числилось 25 самолетов Ил-4, но реально на аэродроме находилось 15 машин, остальные пребывали в местах вынужденных посадок и требовали ремонта. Из 15 «физически» имевшихся в полку бомбардировщиков пригодными к полетам было всего девять.

Первый боевой вылет летчики полка выполнили с аэродрома Остафьево 11 мая 1 943 года. Девять экипажей (Назарова, Панферова, Грудакова, Кондрина, Тарасюка, Левашова, Кочнева, Юдина, Сыроватко) нанесли бомбовый удар по железнодорожному узлу Днепропетровск.

12 мая 1943 года та же девятка летала бомбить Варшаву, объект удара – также железнодорожный узел. На следующий день, 13 мая, полк перебазировался на аэродром Дракино, где базировался до 19 июня 1943 года.

Относительное затишье, царившее на фронтах в мае-июне 1943 г., почти не затронуло личный состав 18-го гвардейского авиаполка. В этот период было выполнено 227 боевых вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов: Снежинская, Орел, Гомель, Брянск, Днепропетровск, Полоцк, Красный Бор, Карачев, Новозыбков. Полк также бомбил аэродромы Сеща и Брянск, наносил удары по скоплениям живой силы и техники противника в городах Могилев, Кричев, Ельня, Жиздра.

В 9 часов утра 19 июня 1943 года полк в составе 16 боевых экипажей перелетел на аэродром Малино. Условия боевой работы стали более благоприятными, размеры, состояние и подходы аэродрома полностью обеспечивали интенсивную работу с повышенной бомбовой загрузкой для самолета Ил-4 – в Малино начали летать с загрузкой в 2,5 т бомб, но подходы к аэродрому, размеры и состояние малинской полосы делали такие полеты рискованными. В полк прибыло пополнение – летчики с хорошей подготовкой. В условиях хорошей погоды и наличия новеньких самолетов экипажи быстро вводились в строй – к началу июля боевой состав полка увеличился до 22 экипажей.


Касилов Виктор Тихонович


Справа штурман Соколов


Подготовка к боевому вылету


На войне, кок на война



5 июля 1943 года немецкие войска перешли в генеральное наступление южнее и севернее г.Курск. 18 гвардейский авиаполк с полным напряжением вел боевые действия по ликвидации немецкого наступления и полного разгрома его войск летом 1943 года

На отражение немецкого наступления и разгрома его войск в районе Курска, Орла и Белгорода полк произвел 514 боевых вылетов и сбросил на противника 746 тонн бомб, уничтожив до 50 танков, до 200 автомашин, было взорвано 15 складов с боеприпасами и горючим, уничтожено 10 железнодорожных эшелонов, много живой силы и техники противника. Только по железнодорожному узлу Орел выполнено 1 09 боевых вылетов, сброшена 151 т бомб, на Брянск выполнено 183 боевых вылета и сброшено 227 т бомб. В этой операции отличились экипажи Кон- дина, Шашлова, Матасова, Кочнева, Грудакова, Бердникова, Недбайло, Кузьминича и Левашова, которые выполнили по 30 боевых вылетов. Личное боевое участие в этой операции принимал экипаж командира полка, гвардии полковника Вавилова, неоднократно летавшего бомбить цели в районах Орла, Белгорода, Брянска и других опорных пунктов вражеской обороны.

Как правило, несмотря на сильное противодействие ПВО противника, экипажи с небольших высот производили по 2-3 захода на цель для бомбардирования и по 2-3 захода с малых высот на стрелковые атаки из бортового оружия.

Например, в ночь на 11 июля полк произвел 25 боевых вылетов по скоплению войск и техники противника в деревне Хомяково (район Курска). По данным аэрофотоснимков были отмечены девять больших взрывов и несколько очагов пожаров.



Старейший самолет в полку №12103 – 109 боевых вылетов с налетом 633 часа


Медсанчасть полка


За участие в отражении немецкого наступления южнее Орла и севернее Белгорода всему личному составу полка была объявлена благодарность.

Тактика и характер боевых операций к концу лета 1943 года изменились. Если раньше бомбардировщики в темное время не встречали противодействия со стороны истребителей противника, то в конце июля и особенно в августе полк понес тяжелые потери от ночных истребителей. В ночь на 8 августа 1943 года гвардии полковник Вавилов вылетел на бомбардирование железнодорожной станции Почеп. При подходе к цели его самолет атаковали с близкой дистанции одновременно два истребителя неустановленного типа. С первой же атаки Ил-4 вспыхнул и потерял управление, штурман Антонов был убит. Полковник Вавилов и радист Перекрест выбросились на парашютах. Удалось установить, что противник стал использовать для борьбы с нашими бомбардировщиками оснащенные радиолокаторами ночные истребители Bf.110. В срочном порядке с летным составам провели занятия, посвященные азам радиолокации, ее сильным и слабым сторонам.

Ответом на появление истребителей-ночников стали изменения в организации и тактике боевых вылетов бомбардировщиков, а также проведение мероприятий технического плана:

– полет на малой высоте до линии фронта и на обратном маршруте от линии фронта;

– построение маршрута при полете по территории противника с изломом курса через 10 минут на 10-15 градусов, а в местах наиболее опасных изменение курса до 45 градусов; уход и подход к цели только с противолока- ционным маневром;

– на все самолеты были поставлены пламегасители;

– тщательно были изучены места воздействия ночных истребителей противника и привита тщательная осмотрительность в воздухе;

– организовано изучение силуэтов ночных истребителей врага и методов борьбы с ними.

После проведения этих мероприятий потери снизились. Неоднократно немецкие истребители атаковали бомбардировщики, но – безрезультатно. 27 августа 1943 года экипаж гвардии, лейтенанта Панферова при бомбардировании аэродрома Шаталово был атакован истребителем из задней полусферы снизу слева. Радист Пикалев своевременно открыл ответный огонь, а летчик Панферов стал маневрировать. Истребитель произвел две атаки, в результате пробил масляный бак и легко ранил штурмана Васюшина. Третьей атаки не последовало, возможно, противник получил повреждения от ответного огня стрелка-радиста Пикалева. Экипаж долетел до своего аэродрома и благополучно произвел посадку.

Летом и осенью 1943 года полк, как и другие полки Авиации Дальнего Действия, не ограничивался одним районом нанесения ударов. 7 сентября экипажи выполнили успешный налет на позиции тяжелой артиллерии в районах поселков Володарского и Беззабо- тино под Ленинградом, а 14 сентября 1943 г. бомбили передний край обороны противника под Духовщиной в Смоленской области. На позиции артиллерии, обстреливавшей Ленинград, выполнено в общей сложности 78 боевых вылетов, сброшено на головы врага 98 тонн бомб. Действиями по Беззаботинской артгруппировке было уничтожено четыре осадных орудия, разрушено 3 дота, взорван склад с боеприпасами, уничтожено много солдат и офицеров. Помимо позиций тяжелых пушек на северо-западном участке советско-германского фронта ударам подверглась железнодорожная станция Мга, где был взорван склад с боеприпасами.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, 18 ноября 1943 года полку было вручено Гвардейское знамя.


Штурман звена Деметьев и страницы из его летной книжки




12 декабря 1943 года полк перебазировался на аэродром: Брянск, откуда 15 декабря того же года перелетел на аэродром подскока Луги для действия по столице Финляндии – Хельсинки.

В чрезвычайно сложных метеорологических условиях за январь, февраль и март полк произвел 245 боевых вылетов и сбросил 280 т бомбового груза. Особенно эффективными были налеты на Нарву и порт Таллин. Зарево сплошных пожарищ и огромных взрывов было видно за 150 км. По Хельсинки экипажи полка выполнили 54 боевых вылета, сбросив 59 т бомб, в результате чего возникло до 12 очагов больших пожаров, взорвано 4 склада с боеприпасами и уничтожено три воинских эшелона. В этой операции отличились экипажи: Вавилова, Шашлова и Сычева. Они в одну ночь производили по 2 боевых вылета.

28 марта 1944 года полк перебазировался на аэродром Борисполь, под Киев. К этому времени в боевом составе имелся 21 ночной экипаж. Условия боевой работы были исключительно трудными. Аэродром, кроме взлетной полосы, оказался непригодным к эксплуатации. Задачи полку ставились самого различного характера. В этот период развернулись наступательные операции по изгнанию немцев из Крыма. На цели в районе Севастополя полк произвел более 100 боевых вылетов, было сброшено более 1 1 0 тонн бомб, в результате чего уничтожено много живой силы противника, взорвано 3 склада с боеприпасами и один склад с горючим, разбито много танков и автомашин, потоплена в Камышевой бухте две самоходные баржи и разбиты укрепления немцев юго-восточнее Севастополя. В этой операции отличились экипажи Шашлова, Ткаченко, Кондрина, Бердникова. 14 мая 1944 года за отличное выполнение задания по уничтожению немецких войск в районе Севастополя приказом Верховного Главнокомандующего № 136 полку присвоено наименование "Севастопольский" и объявлена благодарность всему личному составу.

Помимо Севастополя в этот период выполнялись полеты на Констанцу, Раву-Русскую, Минск, Львов, Брест. По Будапешту было произведено 44 боевых вылета, сброшено бомб 43 тонны, в результате чего возникло 1 1 больших очагов пожара, в Цитаделе взорвано 2 склада с боеприпасами и разрушены отдельные укрепления.

Полк в составе 26 экипажей 24 мая 1944 г. перебазировался на аэродром Бровары, откуда летал до 30 сентября того же года. Полк выполнял задачи в интересах командования Белорусских и Украинских фронтов. К числу наиболее приоритетных целей в этот период относились военно-промышленные и железнодорожные узлы Восточной Пруссии. Только на железнодорожный узел Тильзит полк произвел 80 боевых вылетов и сбросил 83 т бомб. В результате бомбардирования возникло более 30 очагов пожара и 7 больших взрывов. Молодой экипаж (летчик Алексеев, штурман Ткаченко) уничтожил мост через реку Неман. Выполнялись также налеты на железнодорожные узлы и военно-промышленные объекты в Венгрии: Сату-Маре, Дебрецен, Будапешт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий по разгрому немецко-фашистских войск 18 гвардейский авиационный полк 19 августа 1944 г. был награжден орденом Красного Знамени.

К концу лета 1944 г. в значительной степени изменилась тактика боевого применения Дальней Авиации. Часто боевые действия производились по лишенным заметных ориентиров целям, что создавало сложности в нахождении и организации подсветки объектов удара. Если до этого времени подсветка цели производилась без всяких расчетов, без учета ориентирности цели и условий полета, то теперь организация подсветки цели была систематизирована. Раньше выделялся для подсветки цели один самолет от полка, как правило, он нес шесть САБ-1 00, которых явно было мало. Теперь на подсветку цели стали снаряжать из расчета: один самолет, полностью загруженный САБ-100 (13 шт), на 8-10 бомбардировщиков. Экипажи самолетов-осветителей отбирались из наиболее опытных летчиков и штурманов. Всем экипажам категорически запретили бомбить раньше сброса САБов. Проведенные мероприятия дали хорошие результаты.

О боевой работе полка в сентябре 1944 г. дают представления записи из летной книжки штурмана гвардии старшего лейтенанта Константина Ивановича Деменьтьева:

– 14 сентября – Будапешт

– 15 сентября – Дебрецен

– 17 сентября – Дебрецен

– 20 сентября – Будапешт

– 21 сентября – Дебрецен



30 сентября 1 944 года полк в составе 28 боевых экипажей перебазировался на аэродром Воронковцы (Староконстанти- нов), откуда производил боевую работу до 29 января 1945 года. Осеннее время, плохие метеорологические условия и чрезвычайно темные ночи требовали еще более организованной подсветки цели. В полку из наиболее опытных экипажей была организована группа осветителей в составе 6 самолетов и одного запасного самолета. Лидером группы осветителей был назначен гвардии капитан Ковбаса.

С аэродрома Воронковцы экипажи полка летали в основном на бомбежку объектов, расположенных в глубоком тылу врага – Бреслау, Будапешт, Данциг. 19 января 1945 года в исключительно сложных метеорологических условиях (облачность 10 баллов, снегопад, высота нижней кромки облаков над целью 700 метров, а по маршруту 300 метров) полк успешно выполнил боевую задачу по уничтожению военных объектов в Моравской Остраве, за что всем экипажам, принимавшим участие в этой операции, была объявлена благодарность от имени маршала Конева. За овладение городом и портом Данциг от имени Верховного Главнокомандующего всему личному составу полка объявлена благодарность.

29 января 1945 года полк в составе 32 боевых экипажей для действия по военно-промышленным объектам Германии перелетел на аэродром подскока – Щепетынь, откуда и производил боевые действия до 8 апреля 1945 года. В основном налеты выполнялись на железнодорожный узел и порт Данциг – 74 боевых вылета. Было сброшено 56 т бомб, в результате чего возникло 20 крупных очагов пожара и до 10 больших взрывов, взорвано 7 складов с боеприпасами, уничтожено 3 воинских эшелона и одна самоходная баржа. Эффективным оказался налет на железнодорожный узел Псков в ночь на 18 февраля 1944 г. Сложные метеоусловия по маршруту, сильный огонь зениток и патрулирование ночных истребителей над целью не смогли остановить боевые экипажи. В эту ночь был разрушен ж.д. узел и депо, разбито до 6 рассредоточенных эшелонов, один эшелон охвачен пожаром, разрушен мост через р. Великая, сожжены пакгаузы и склады, разбита электростанция и многие другие объекты.

О характере боевой работы полка хорошо говорят подлинные документы:


Боевой приказ № 10

24.3.1945 г. 12.00

аэродр. Щепетынь

1. Противник, ведя бой в окружении, имеет большое скопление живой силы и техники на ж.д. узле, порту и гор. Данциг. Цель прикрывалась до трех батарей средне-калиберной зенитной артиллерии, расположенной в юго-восточной, северной и западной части города.

Ожидаемая погода: облачность 56 баллов, средних форм и местами до полных прояснений, ветры северного направления.

2. 18 АП уничтожает живую силу и технику противника на ж.д. узле, порту и гор. Данциг в период 20.00- 21.00с высоты 3300-3500 метров. Минимальная высота бомбометания – 1000 метров. Прицельная точка – объект № 23 – центр города. Запасная цель – город Кенигсберг. Точка прицеливания – центр города. Минимальная высота бомбометания – 1000 метров.

В случае 10 балльной облачности ниже 1000 метров идти на запасную цель, бомбардировать только из- под облаков, т.к. наши войска вплотную подошли к объектам нападения.

В случае 10 балльной облачности ниже 600 метров и на запасной цели то возвращаться, бомбы сбрасывать в крупные озера и на полигон Щепетынь.

3. Я решил в бой готовить всю исправную матчасть и экипажи, имеющие более 10 боевых вылетов. Облеты матчасти произвести в 14.00. Для дачи последних указаний летный состав собрать на КП в 15.00. Готовность № 2 – 16.00. Старшим контролером АП назначаю Сычева, фотоконтролером экипаж Бересенева, цель сфотографировать в 21.00.

4. Командиру 1АЭ выпустить в бой 4 экипажа, поднять в воздух 3 ФАБ- 250.

5. Командиру 2 АЭ выпустить в бой 4 экипажа, поднять в воздух 3 ФАБ250.

6. Командиру 2 АЭ выпустить в бой 4 экипажа, поднять в воздух 3 ФАБ-250.

7. Боезарядка: всем экипажам внешняя подвеска ФАБ-250, внутренняя 50 % ФАБ-100, 50 % ЗАБ-100, минимальная загрузка 1000 кг, максимальная – 1250 кг. Экипажу-фотографу подвесить 4 ФОТАБ-35 и 6 САБ-100.

8. Первой выруливает 3 АЭ, затем 12 и 2 АЭ. Боевой порядок колонны.

9. Связь без ограничений.

10. Я – на КП, мой заместитель в воздухе – Сычев.

Донесения представить на КП через 20 минут после посадки самолетов.

Командир 18 ГБАПСКПВВСКА Гвардии полковник Вавилов

Начальник штаба 18 ГБАПСКП

ВВС КА

Гвардии майор Леонидов



Боевое донесение №10

Штаба 18 гвардейского бомбардировочного Севастопольского Краснознаменного АП ВВС КА

25.3.1945 г. 00.20

аэродр. Щепетынь

1. Планировалось на боевое задание 14 самолетов, произведено 14 самолетовылетов по основной цели. Боевой налет 87 часов 40 минут.

Итого поднято в воздух: ФАБ-250 -8 шт. САБ-100 – 6 шт. ФАБ- 100 – 57 шт. ФОТАБ-35 – 6 шт. ЗАБ-100 – 57 шт.

Общим весом 14140 кг, что составляет среднюю бомбовую нагрузку на один самолет 1080 кг.

2. В ночь на 25.3.1945 г. цель ж.д. узел, порт и гор. Данциг уничтожался

14 самолетами в период 20.29-21.00 с Н=2600-3000м. На цель сброшено 8 ФАБ-250, 57 ФАБ-100, 57 ЗАБ-100, 6 САБ-100, 4 ФОТАБ-35. Общим весом 14140 кг.

В результате бомбардирования наших экипажей над целью возникло 12 очагов пожаров, из них 11 в центре города и один в южной части города, экипаж Кузнецова, штурман Мороз, в 20.30 в результате своего бомбометания создали в центре города взрыв огромной силы, что подтверждается экипажами. По данным контролирующих цель бомбардировалась успешно, весь город объят пламенем, горят целые кварталы. Как в центре города, так и в других частях его. Периодически отмечались большие взрывы в центральной и южной части города, бомбардирование было кучным и чрезвычайно эффективным. В городе возникло более 20 больших очагов пожара и огромное количество мелких очагов пожаров. Особенно подверглась разрушению центральная часть города.

3. Цель прикрывается до 3-х батарейным огнем зенитной артиллерии среднего калибра, расположенной в юго-восточной, западной и северной части города, а также и на побережье Балтийского моря. Огонь заградительный и довольно активный, также ведут огонь отдельные точки МЗА, но не эффективно.

4. Погода по маршруту и над целью ясно, видимость 3 км, периодически встречавшаяся растекавшаяся облачность один-три балла средних форм.

5. Цель фотографировалась экипажем Береснева в 20.50 на Н=3100 на цель сброшено 4 ФОТАБ-35, все ФОТАБ взорвались, фотоаппарат сработал.

6. По докладам экипажей в 22.23 в районе Владава упал и взорвался самолет.

Командир 18 ГБАПСКП ВВС КА

Гвардии полковник Вавилов

Начальник штаба 18 ГБАПСКП

ВВС КА

Гвардии майор Леонидов



Торжественное построение по поводу присвоения полку звания "Берлинского"



Разведдонесение № 10

Штаба 18 гвардейского бомбардировочного Севастопольского Краснознаменного АП ВВС КА

25.3.1945 г. 24.00

аэродр. Щепетынь

Боевыми донесениями и наблюдениями экипажей в ночь на 25.31945 г. установлено:

1. 20.29 – 21.01 Н=2700-3100 бомбардировали скопление войск в городе Данциг. По докладу город весь объят пламенем. Из них: в центральной части города до 13 пожаров, в северо-западной – до 7 пожаров. Много пожаров мелких.

20.30 произошел сильный взрыв южнее центра города, 20.40 в центре города и 20.45 южнее центра города. Бомбометание кучное и эффективное.

2. ПВО цели: одна зенитная батарея юго-восточнее города, одна батарея западнее центра станции в районе Эмуз, одна в районе Лауенталь. С моря стреляла корабельная ЗА. Огонь ЗА интенсивно-заградительный.

3. На линии фронта минометная перестрелка в сторону противника. Войска находятся в 4-х км севернее и западнее города.

4. 20.15 по докладу штурмана Мороза один экипаж отбомбился на линии фронта по нашим войскам.

5. 20.50 Н=3100 экипаж фотограф Береснев, штурман Буров, сфотографировали цель 4-мя ФОТАБА- МИ-35, замедление 24 сек., интервал

18 сек., курс 325 градусов. Аппарат сработал. От всех фотабов получено два маршрутных снимка хорошего качества. Заснята южная часть города – до 15 пожаров и много взрывов от авиабомб. Два снимка других затянуло дымом землю на Н=100 метров.

6. Погода цели и по маршруту – ясно, видимость 3-4 км, над целью много дыма от пожаров и САБов.

Начальник штаба 18 ГБАСКП

ВВС КА

Гвардии майор Леонидов

Помощник начальника штаба

по разведке

Гвардии капитан Швецов



8 апреля 1945 года полк в составе 32 боевых экипажей перелетел на аэродром Колония (Замостье), откуда работал по военно-промышленным объектам в портах Пиллау, Хель и Сви- немюнде, а также – по Берлину. За участие в Берлинской операции, приказом Верховного Главнокомандующего № 111 от 11 июля 1 945 года, полку присвоено наименование "Берлинский".

За время войны личному составу 18 гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольско-Берлинского Краснознаменного полка ВВС КА, кроме указанных выше благодарностей, Верховным Главнокомандующим Сталиным объявлены благодарности: за форсирование реки Проня, за овладение городом Минск, Котовице, Кенигсберг, за разгром Восточно-Прусской группировки юго-западнее Кенигсберга и две благодарности при взятии столицы Германии – Берлина.

За мужество и героизм, проявленные в боях за свободу и независимость Отечества, 8 гвардейцев авиаторов были удостоены звания Героя Советского Союза. 16 гвардейцев награждены орденом Ленина, 48 – орденом Красного Знамени, 48 – орденом Александра Невского, 2 – орденом Отечественной войны I степени, 29 – орденом Отечественной войны II степени, 134 – орденом Красной Звезды, 4 – орденом Славы III степени, 67- медалью "За отвагу". За отличие в боях личному составу полка было объявлено 11 благодарностей от Верховного Главнокомандующего и Командующих фронтами.

По Берлину, Будапешту, Варшаве, Хельсинки и другим военно-промышленным объектам, расположенным в глубоком тылу противника, за два года войны полком произведено 589 боевых вылетов и сброшено 604 т бомб. На разрушение ж.д. узлов выполнено 1230 боевых вылетов и сброшено 1353 т бомб, на уничтожение живой силы и техники противника, а также на разрушение обороны его на переднем крае – 944 боевых вылета и сброшено бомб 1181 тонна, на аэродромы – 337 боевых вылетов, сброшено 405 т бомб. Налеты на порты выполнялись эпизодически – в общей сложности 1 15 боевых вылетов, сброшено 107 т бомб. Особенно эффективным были налеты на бухту Камышевая (Севастопольский порт) и на Данцигский порт. За время боевых действий в Великой Отечественной войне полк уничтожил 57 ж/д эшелонов; 32 склада; разрушил 4 ж/д моста; сбил 4 самолета; сбросил 3650 тонн бомб; произвел 3215 боевых вылетов; 5 боевых вылетов на специальное задание; боевой налет полка составил 13608 часов.

За время Отечественной войны полк в результате боевых действий потерял 66 человек (14 летчиков, 16 штурманов, 19 радистов, 17 воздушных стрелков) личного состава и 36 самолетов Ил-4 (от ночных истребителей противника – 8 самолетов, от огня ЗА – 13 самолетов и 15 самолетов не возвратились с боевого задания по невыясненным причинам). Наиболее тяжелые боевые потери полк понес в июле-августе 1943 года и в мае-августе 1944 года. В июле-августе 1943 года большое количество потерь произошло вследствие активизации немецких ночных истребителей и локаторных установок на основных фронтах Восточного театра военных действий (Курск, Орел, Брянск, Смоленск, Минск, Прибалтика и Восточная Пруссия). За войну в полку случилось две катастрофы и шесть аварий, 17 мелких и средних поломок. Обе катастрофы произошли из-за ошибок летчиков при полете в сложных метеоусловиях.

Согласно директивы Генерального штаба от 15 декабря 1945 г. полк был переименован в 182-й гвардейский бомбардировочный авиационный Се- вастопольско-Берлинский Краснознаменный полк. По состоянию на 1 января 1946 г. в полку числилось 34 бомбардировщика Ил-4, имелся 41 подготовленный экипаж, из них 32 экипажа имели боевой опыт, 13 экипажей освоили курс боевой подготовки в полном объеме, включая полеты на предельную дальность днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. На штат мирного времени полк переведен в августе 1946 г.


Герои Советского Союза 182-го полка

НАЗАРОВ A


ШАШЛОВ Я.А.


ТКАЧЕНКО А.Я.


КОНДРИН С.Ф.


РОМАНОВ В. П.


БУРЛУЦКИИ С.Л.


АЛЕКСЕЕВ НА.


ПРОКОФЬЕВ В. П.


бомбардировщик Ту-16


В 1950 г. началось перевооружение на самолеты Ту-4. В рамках подготовки освоения новой техники в 1949 г. полк получил самолеты В-25, промежуточный тип для переучивания с Ил-4 на Ту-4. В мае-июне 1950 г. командиры кораблей, штурманы-навигаторы и бортинженеры переучивались на Ту-4 в Рязани.

В 1955 году личный состав полка переучился на самолеты Ту-16, теоретическая подготовка проходила на предприятиях МАП. Первый самолет Ту-1 6А был получен полком 16 февраля, и уже к концу апреля все командиры кораблей летали на самолетах Ту-16 самостоятельно в районе аэродрома. В этом году полк на боевых самолетах налетал 2440 часов, из них 142 часа ночью.

16 июня 1961 года, согласно директивы Командующего ДА, полк был перебазирован на новое место дислокации – город Нежин.

В соответствии с Директивой Командующего ДА от 23 июня 1962 года полк был расформирован. Ненадолго – на основании Директивы Генерального штаба от 12 мая 1962 года и Директивы Командующего ДА от 23 июля 1 962 года на аэродроме Моздок был сформирован 182-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный полк ДА. Полк сформирован в составе 28 экипажей и должен был получить самолеты Ту-95. К моменту формирования полк имел подготовленных к действиям днем и ночью с применением системы К-20 девять экипажей. Командиром полка был назначен гвардии подполковник Тумакаев, начальником штаба – гвардии подполковник Троян, заместителем командира полка – гвардии подполковник Кравцов, заместителем командира полка по летной подготовке – гвардии подполковник Григорьев, старшим инженером – гвардии капитан Железняков.

Гвардейское знамя вновь сформированному, а фактически восстановленному, полку было вручено 19 января 1963 года.

«Новый» полк провел первую летную смену в Моздоке 31 августа 1962 г., летали в тот день семь Ту-16. Первый полет «полковой» Ту-95 выполнил с аэродрома Моздок 8 сентября 1962 г. В октябре летало уже три бомбардировщика Ту-95 и пять ракетоносцев Ту-95К.

В 1963 году впервые в полку приступили к дозаправке самолетов Ту-95К в воздухе днем. Первым этот вид летной подготовки освоил заместитель командира полка по летной подготовке гвардии подполковник А.Я. Григорьев. Всего было обучено для выполнения дозаправки в воздухе восемь экипажей. Также в 1963 году полк впервые производил практические пуски ракет X- 20 в полигонных условиях. Пуски выполнили три экипажа: командира эскадрильи гвардии подполковника В.П. Фисученко, заместителя командира эскадрильи гвардии майора В.П. Кузнецова и командира отряда гвардии майора А.П. Меркулова. Первым произвел пуск экипаж гвардии майора А.П. Меркулова. Помимо выполнения задач по плану учебно-боевой подготовки полк успешно выполнял полеты по спецзаданиям.


Ту-95К с ракетой Х-20 в полете


Ту-95 в дальнем полете в район Азорских островов (снимок сделан с американского перехватчика F-102 во время пролета над Датским проливом)


Бортинженер гв. майор Савельев в 30-часовом полете


Поздравление в связи с успешным окончанием дальнего полета Аэродром Моздок, 70-е годы


В 60-е годы полк в среднем ежегодно выполнял 4-7 практических пусков ракет, 8-1 2 раз экипажи летали на разведку и поиск авианосных ударных соединений в Атлантике.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 9 мая 1965 года полк награжден Памятной медалью «В ознаменование 20-летия освобождения Советской Украины от немецко-фашистских захватчиков». В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР от 07.05.1968 года полк был награжден Почетной грамотой за достигнутые успехи в боевой подготовке и в связи с 25-летием со дня формирования.

11 июня 1 969 года впервые в Дальней Авиации был осуществлен сверхдальний полет в количестве девяти экипажей с двумя дозаправками топливом в воздухе. Первая группа, которую возглавлял гвардии майор Шишкарев, выполняла полет в район Азорских островов. Продолжительность полета 31 час. Вторая группа, которую возглавлял гвардии подполковник Фисученко, летала в район Гренландии. Продолжительность полета 30 часов 13 минут.

В 1970 году Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР от 7 апреля 1970 г. полк награжден Ленинской Юбилейной Почетной грамотой за высокие показатели в боевой и политической подготовке и в честь 100- летия со дня рождения В.И. Ленина. Также в 1970 году Президиумом Верховного Совета и Совета Министров УССР, в ознаменование 25-летия освобождения Советской Украины от Немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, полку вручена Памятная медаль.

26 августа 1977 г. в воздухе столкнулись два Ту-95К (командиры кораблей гвардии старшие лейтенанты П.Ф. Попков и А.В. Бибишев), погибло 19 человек.

В 1980 году по итогам боевой и политической подготовки приказом Командующего ВА присвоено звание "Отличный", а приказом Министерства обороны за высокую полевую, воздушную и морскую выучку, боевое мастерство, мужество и отвагу, проявленные при выполнении заданий Советского правительства, полку вручен вымпел "За мужество и воинскую доблесть".

В 1981 году Приказом Военного Совета 37 ВА от 28.10.1981 года полку вручено Переходящее Знамя ЦК ВЛКСМ "За высокие показатели в боевой и политической подготовке и выполнение социалистических обязательств".


С 1981 г. 182 й полк приступил к переучиванию на Ту-95МС


"Главный калибр" в музее полка


Первый штурман на рабочем месте. В центре вверху пульт запуска крылатых ракет (фото из журнала Aviation Week amp; Space Technology)


С 1987 года полк начал переучивание на самолеты Ту-95МС. 30 сентября в Моздок первый Ту-95МС перегнал экипаж командира 1-й эскадрильи гвардии подполковника А.А. Вавилова – сына первого командира полка. В конце года на вооружении полка имелось три Ту-95МС.

С началом в 1992 г. осетино-ингушского конфликта полк временно перебазировали в Энгельс. Перебазирование на фоне шоковой терапии, которой лечили страну сильно ученые люди, привело к тому, что полеты стали выполняться от случая к случаю. В марте 1993 г. полк вернулся в Моздок, но через год началась первая Чечня. Носители ядерного оружия вновь убрали подальше от горячей точки – в ноябре 1994 полк опять оказался в Энгельсе. Моздок же заполонила фронтовая авиация, авиация МВД и МЧС. Наземный состав полка, который остался в Моздоке, помогал обслуживать «чужую» технику.

6 мая 1992 года экипажи: заместителя командира 1-й эскадрильи военного летчика 1 класса гвардии майора А.И. Печатного и командира отряда 1- й эскадрильи военного летчика-снайпера гвардии майора Ю.И. Попелнухи посетили с дружественным визитом авиационную базу Барксдейл САК США. В 1993 г. экипаж гвардии майора B.C. Земнухова принял участие в торжествах Королевских ВВС в Великобритании на авиабазе Фэйфорт. 28 июля 1994 г. экипаж заместителя командира 2-й эскадрильи гвардии майора Земнухова принял участие в международной авиационной выставке в Фарнборо. Гвардии подполковник Земнухов продолжает летать, но уже в 184- м ТБАП в Энгельсе, один из лучших пилотов Дальней Авиации, единственный строевой пилот, имеющий допуск к летным испытаниям Ту-95.

21 августа 1994 г. экипаж гвардии подполковника К.А. Епифановского совершил дружественный визит на авиабазу Барксдейл САК США.

В 1995 году экипаж гвардии майора А.И. Печатного принимал участие в воздушном параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Экипаж награжден грамотой Президента РФ за участие в параде.

В 1997 году были успешно проведены пуски крылатых ракет в рамках проведения командно-стратегических учений "Редут-97" экипажем военного летчика 1 класса гвардии майора B.C. Земнухова.

Согласно директивы заместителя министра обороны РФ от 27 февраля июня 1998 г. 182-й гвардейский ТБАП был перебазирован с аэродрома Моздок в Амурскую область, где базировался 40-й ТБАП. Приказ гласил «переформировать 182-й ТБАП и 40-й ТБАП в 40-й ТБАП с сохранением Боевого Знамени, почетных наименований, орденов и исторического формуляра 182-го ТБАП». Уже в июне (директива от 2 июня) полку вернули прежний номер – 182-й.


Ту-95МС во время визита в США в 1992 г.


Во время визита в Великобританию – пролет вместе с британским "Торнадо" Командир Ту-95МС – Земнухов B.C.


Слева – гв. подполковник В. С.Земнухов. Энгельс, 2004 г.



17 сентября 1999 года экипажи гвардии подполковника СП. Даниленко и гвардии майора А.П. Смурыгина по плану командно-штабных учений "Восток-99", после длительного перерыва, выполнили полет в район Алеутской гряды. 7 сентября 2000 г. после успешно произведенного пуска авиационной крылатой ракеты на северном полигоне экипаж гвардии подполковника Даниленко на самолете №08 "Смоленск" впервые с 1994 года произвел посадку и взлет на аэродроме Мачулищи, республики Беларусь, подтвердив оборонный союз двух дружественных государств.

19 декабря 2000 года самолеты "Смоленск" (командир корабля гвардии подполковник СЕ. Жуков) и "Иркутск" (командир корабля гвардии майор И.В. Бояринцев) впервые после десятилетнего перерыва совершили полет на Северный полюс со взлетом и посадкой на оперативном аэродроме Тикси. 24 апреля 2002 года экипажи гвардии подполковника И.В. Бояринцева и гвардии майора С.А. Овсянникова успешно выполнили поставленную задачу в рамках КШУ ВА, произведя практический пуск АКР на северном полигоне. Впервые с нового места базирования экипажи взлетали для выполнения практического пуска АКР с базового аэродрома. В настоящее время полк продолжает выполнять задачи по защите суверенитета и целостности России на Дальнем Востоке.


Командиры 182-го гвардейского Севастопольско-Берлинского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного авиационного полка:

год вступления в должность

гвардии полковник Вавилов А.Я………………. 1943

гвардии подполковник Шашлов Я.А………………. 1951

гвардии полковник Кожухов Л.Я………………. 1953

гвардии подполковник ЛёщенкоИ.Д………………. 1954

гвардии подполковник Лунев Л.А…………………… 1958

гвардии подполковник Выжевский В .А.*………. 1962

гвардии полковник Тумакаев Ф.Х……………. 1962

гвардии подполковник Толстухин Ю.Н…………… 1971

гвардии подполковник ЛахноА.П……………………… 1973

гвардии подполковник Соловьев А.И………………. 1977

гвардии подполковник Садиков В.А…………………. 1980

гвардии подполковник Герасимов В.А……………. 1984

гвардии полковник Губанов В.К……………….. 1988

гвардии полковник Шумский А.С………………. 1993

гвардии полковник Гончаров А.И……………… 1998

гвардии полковник Логунов О.В………………… 1999

гвардии полковник Мирошниченко И.Г…….. 2002

*временно исполняющий обязанности


В полку имеются два именных самолета:

– 19 мая 1999 года согласно постановлению Военного Совета 37 ВА и Смоленского городского совета народных депутатов, самолету Ту-95МС, бортовой №08 присвоено почетное наименование "СМОЛЕНСК".

– 1 ноября 2000 года согласно постановлению Военного Совета 37 ВА ВГК(СН) и Иркутского городского совета народных депутатов самолету Ту-95МС,бортовой №01 присвоено почетное наименование "ИРКУТСК"


Встреча пускового экипажа знаменем полка и вымпелом министра обороны. апрель 2004 г.


Командир корабля Глушков А.А. после успешного пуска Х-55, апрель 2004 г.


"…штурман уточняет маршрут"


Интервью первому каналу ТВ после пуска


Все фотографии периода Великой Отечественной войны предоставлены штабом 182-й тв. ТБАП. Редакция выражает признательность за помощь в подготовке статьи зам. командира 182-го гв. ТБАП по воспитательной работе гв. майору Игорю Назарову


Командир полка гвардии полковник Мирошниченко И. Г.


Владимир Ригмант









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх