Ил-78

САМОЛЕТ ЗАПРАВЩИК ИЛ-78

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 50.50 м; длина самолета - 46.54 м: высота самолета - 14,76 м; площадь крыла - 300.0 м-'.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Максимальная взлетная - 19000(1 «Ил-78М - 210000), взлетная при эксплуатации с аэродромов II класса - 157000. топлива - 92800 (Ил-78).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре ТРДД Д-30КП-2 (4x12300 кгс).

Имеется газотурбинная ВСУ ТА-12А мощностью 500 л.с. В крыле размещается 90000 кг. в фюзеляжных баках Ил-78 - 28000 кг, а Ил-78М - 36000 кг.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Максимальная скорость - 830 км/ч; крейсерская скорость 750 км/ч; рабочая скорость при выполнении дозаправки - 430-590 км/ч: практический потолок - 11230 м; рабочая высота при выполнении дозаправки - 2000-9000 м: перегоночная дальность - 9500-10000 км; длина разбега с максимальной взлетной массой - 1700 м (Ил-78М - 2080 м).

ОБОРУДОВАНИЕ. В фюзеляже самолета-заправщика Ил-78 установлено два съемных цилиндрических топливных бака, вмещающих по 14000 кг топлива каждый.

Ил-78М имеет три несъемных фюзеляжных бака по 18000 кг топлива каждый. У этой модификации отсутствует и кормовой грузовой люк с рампой, что позволило облегчить конструкцию планера на 5000 кг.

При снятии внутрифюзсляжных топливных баков Ил-78 может использоваться и для решения транспортных задач. Для этого на его борту имеются две грузовые лебедки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, а также тельферное, рольганговое и швартовочно- такелажное оборудование.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В начале 1970-х гг. для замены самолетов-заправщиков 3МС-2 и ЗМН-2 начались работы по созданию нового "танкера" на базе перспективного военно- транспортного самолета Ил-76. В отличие от прежних самолетов-заправщиков, ориентированных, в основном, на "обслуживание" дальней авиации, новая машина должна была взаимодействовать и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО.

В 1981 г. был создан усовершенствованный ВТС Ил-76МД со взлетной массой 190000 кг, который и стал основой

для разработки перспективного самолета-заправщика. В фюзеляже самолета были установлены две дополнительные цилиндрические емкости на 23460 л, включенные в общую топливную систему. Для дозаправки тяжелых самолетов в хвостовой части фюзеляжа с правой стороны разместили подвесной агрегат заправки ПАЗ-1, обладающий высокой топливной производительностью. Для дозаправки легких самолетов под крылом были подвешены два менее мощных унифицированных заправочных агрегата УПАЗ-1 "Сахалин", допускающих одновременную дозаправку двух машин класса "истребитель" или "фронтовой бомбардировщик".

Прототип летающего танкера, переоборудованный из самолета Ил-76МД. совершил первый полет 26 июня 1983 г. (командир корабля - летчик-испытатель Вячеслав Белоусов). Серийный выпуск самолетов-заправщиков, получивших обозначение Ил-78, был организован на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова параллельное ВТС типа Ил-76. В 1987 г. новые машины начали поступать в строевые части ВВС.




Ил-78 предназначен для дозаправки топливом в воздухе самолетов дальней. фронтовой, военно-транспортной и морской авиации. Кроме того, он может применяться в качестве наземного топливозаправщика при срочной переброске топлива на аэродром маневра, а также, после переоборудования, решать задачи военно-транспортного самолета. Ил-78 способен снабжать топливом в полете широкий круг самолетов различных классов и типов: тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту- 160, тактические самолеты МиГ- 29СМТ, МиГ-31 Б, Су-24М, Су-27ИБ, Су-30 и Су-35, противолодочные самолеты Ту-142, самолеты дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50, а также другие существующие и перспективные машины.

Основные задачи, решаемые Ил-78:

- обеспечение потребной досягаемости самолетов дальней, фронтовой, морской и военно-транспортной авиации при выполнении ими задач в удаленных районах;

- повышение мобильности авиационных объединений и соединений при маневрировании между регионами и стратегическими направлениями;

- срочная доставка топлива на передовые аэродромы и аэродромы маневра;

- перевозка грузов и личного состава (при конвертировании в военно-транспортный вариант).

Так как самолеты Ил-78 обеспечивают выполнение задач нанесения ударов по стратегическим объектам или противодействие средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к границам России, они являются неотъемлемым элементом стратегических ударных комплексов, а также комплексов дальнего перехвата.

7 марта 1988 г. совершил первый полет модернизированный самолет-заправщик Ил-78М. Машина имеет усиленное крыло, позволившее довести максимальную взлетную массу до 210000 кг. цилиндрические топливные баки увеличенной емкости и измененное расположение фюзеляжного агрегата заправки. Для Ил-78М в АО "Звезда" создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М. В отличие от Ил-78. на Ил-78М фюзеляжные баки выполнены несъемными, что обеспечило некоторое снижение массы конструкции, однако не позволяет быстро трансформировать Ил-78М в транспортный самолет.

На базе Ил-78М разработана экспортная модификация - Ил-78МК. 27 ноября 1997 г. заключен контракт на поставку Индии двух самолетов этого типа (всего ВВС Индии планируют приобрести шесть Ил-78МК).

До конца 1991 г. выпущено 45 самолетов Ил-78 и ИЛ-78М. К началу 2000- х годов ВВС России располагали более чем 20 самолетами Ил-78 и Ил-78М, входящими в состав Дальней авиации. Самолеты этого типа имеются и в ВВС Украины, где используются в качестве транспортных (в 1995 г. семь украинских Ил-78 были переданы авиакомпании В5Л. Эрлайнс).

Ведутся работы по созданию более совершенного варианта самолета-заправщика, Ил-78В, оснащенного, в частности, новыми агрегатами дозаправки МК- 32В. Предполагается также проведение модернизации имеющихся в строю самолетов Ил-78 и Ил-78М.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх