МиГ-31

ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЕРЕХВАТЧИК МиГ-31

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 13.46 м; длина самолета - 22,69 м; высота самолета - 6,15 м; площадь крыла - 61,60 м».

МАССЫ, кг. Пустого самолета 21820, нормальная взлетная 36800. максимальная взлетная без ПТБ 41000, с двумя ПТБ - 45500, топлива во внутренних баках - 15500. максимальная боевая нагрузка - 3000 (МиГ-31 и МиГ- 31Б).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два

ТРДДФ Д-30Ф-6 (2x9500/15500 кгс).

Внутренний запас топлива - 16350 кг. На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два ПТБ по 2500 л.

Самолеты МиГ-31Б и более поздние модификации оснащаются убирающейся Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 3000 км/ч «М=2.83); максимальная скорость на малой высоте 1500 км/ч; крейсерское число М=2,35; практический потолок - 20600 м: практическая дальность полета с ПТБ - 3020 км; перегоночная дальность с ПТБ без вооружения - 3300 км, боевой радиус действия с четырьмя УР типа Р-33: при N1=2.35 - 720 км, при МИ),85 - 1200 км. при М=0.85 с ПТБ - 1450. при МИ),85. с ПТБ и одной дозаправкой в воздухе - 2200 км; длина разбега - 1200 м; длина пробега - 800 м: максимальная эксплуатационная перегрузка - 5.0.

ОБОРУДОВАНИЕ. Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой "Заслон". 10 целей одновременно принимаются на автоматическое сопровождение, обеспечивается одновременный пуск четырех УР Р-33 (Р-ЗЗС) по различным целям, находящимся на большом удалении одна от другой.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП.

Группа из четырех самолетов МиГ- 31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км.

ВООРУЖЕНИЕ. Основным вариантом вооружения самолета являются четыре ракеты большой дальности Р- ЗЗС, размещаемые конформно под фюзеляжем. Под крылом предусмотрена подвеска ракет средней дальности Р-40ТД (две) или малой дальности Р-60М (четыре).

МиГ-31 БМ может оснащаться УР Р- ЗЗС и Р-37 (четыре под фюзеляжем) и РВВ-АЕ (четыре под крылом), а также перспективными ракетами класса воздух-воздух. Для решения ударных задач модернизированный самолет должен нести до шести пиротиворадиолокационных ракет Х-31П, до шести ПКР X- 31 А, до двух тактических КР Х-59М, до трех КАБ-1500 или до восьми КАБ- 500.

Имеется встроенная пушечная установка с шестиствольной пушкой Г111-6- 23М (23 мм) с боекомплектом 260 патронов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Рекомендации ЦАГИ по модернизированному перехватчику МиГ-25 с комплексом "Заслон" (в состав которого входила БРЛС с фазированной антенной решеткой) были выданы в 1968 г., а в 1972 г. в ОКБ им. А.И.Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. Расширение требований к самолету обусловило увеличение его экипажа до двух человек (был введен штурман-оператор).

16 сентября 1975 г. состоялся первый полет МиГ-25МП. а в 1979 г. в г. Горьком был развернут серийный выпуск перехватчика, получившего новое обозначение - МиГ-31 (машина официально была принята на вооружение в 1981 г.).

В конце 1980-х гг. начался серийный выпуск варианта МиГ-31 ДЗ, оснащенного убираемой штангой топливоп- риемника системы дозаправки в полете и имеющего ряд других усовершенствований (построено более 100 самолетов).

С конца 1990 г. в Нижнем Новгороде приступили к серийному выпуску модернизированного самолета МиГ-31 Б с усовершенствованными комплексами вооружения, навигации и связи. В частности, данные об обнаруженных истребителем целях теперь могли в автоматическом режиме передаваться наземным средствам ПВО для обеспечения стрельбы ЗРК.

Серийный выпуск МиГ-31 Б завершился в 1994 г., построено несколько десятков самолетов этого типа, официально принятых на вооружение российских ВВС 25 октября 1999 г. А всего до 1994 г. выпущено более 500 МиГ-31 различных модификаций.

В составе ВВС России к началу 2000- х годов имелось около 300 истребителей типа МиГ-31. Самолеты МиГ-31 и МиГ- ЗШЗ на авиаремонтных предприятиях ВВС дорабатываются до уровня МиГ- 31 Б (МиГ-31 БС). Еще около 30 МиГ- 31 несут службу в составе ВВС Казахстана.

С 1984 г. ОКБ им. А.И.Микояна вело работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31. Самолет МиГ-31 М оснащен усовершенствованными двигателями Д-30Ф6М (2x16500 кгс) и новым комплексом "Заслон-М", способным одновременно сопровождать до 24 целей и наводить ракеты на шесть из них. Вооружение МиГ-31 М включает шесть УР большой дальности Р-ЗЗС или Р-37 под фюзеляжем, а также четыре ракеты средней дальности РВВ-АЕ под крылом. Первый полет опытного МиГ-31 М состоялся 21 декабря 1985 г. В Горьком (Нижнем Новгороде) построено несколько опытных самолетов этого типа, однако на вооружение МиГ-31М так и не поступил из-за отсутствия необходимого финансирования.

В 1997 г. начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ- 31БМ. имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию МиГ- 31М.



Многоцелевой МиГ-31БМ


Для модернизированного МиГ-31 разработана принципиально новая компоновка кабин летчика и штурмана-оператора с использованием цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов форматом 6x8 дюймов (один в передней и три - в задней кабинах). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ. Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с новым навигационным комплексом, разрабатываемым для истребителя МиГ-29СМТ.

В результате модернизации боевая эффективность самолета при действиях по воздушным целям по сравнению с МиГ-31 возросла в 2.6 раза. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики авиационного комплекса. Самолет получил вооружение, аналогичное использованному на перехватчике МиГ- 31 М. а также управляемые средства поражения класса "воздух-поверхность".

Предполагается, что в вариант МиГ-31 БМ будет доработан весь парк самолетов МиГ-31 ВВС России, что позволит этому перехватчику оставаться на вооружении и в 2010-х годах.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх