МиГ-29

ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ -29

РАЗМЕРЫ. Размер крыла - 11.36 м; длина самолета - 17,23 м; высота самолета - 4.73 м; площадь крыла - 38.10 м 2 .

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Масса пустого самолета - 10900, нормальная взлетная - 15300, максимальная взлетная - 18100, боевая нагрузка - 2000.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Максимальная скорость 2450 км/ч: максимальная скорость у земли 1500 км/ч; максимальная скороподъемность 330 м/с: практическая дальность полета (без ПТБ): у земли - 700 км, на оптимальной высоте 1430 км; перегоночная дальность с одним ПТБ 2100 км; максимальная эксплуатационная перегрузка 9.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два

ТРДДФ РД-33 (2x5040/8340 кгс).

Топливо размещается в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках общей емкостью 4300 л (на самолетах "9-13" и "9-13С" - 4540 л). Под фюзеляжем возможна подвеска ПТБ на 1500 л, а под крылом - двух ПТБ по 1150 л.

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет МиГ-29 оснащен комплексной системой управления вооружением СУВ-29, включающей им- пульсно-доплеровский радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 (НО-19 "Сапфир-29") с цифровым вычислителем серии Ц100, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (C-3I).

На истребителе МиГ-29С установлена СУВ-29М с усовершенствованным РЛПК-29М.

Имеется аппаратура командной радиолинии управления (КРУ), обеспечивающая взаимодействие с наземными автоматизированными системами наведения.

ВООРУЖЕНИЕ. В основании левого корневого наплыва размещена встроенная пушечная установка ТКБ-687 с 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 150 патронов).

Ракетное вооружение МиГ-29 включает две УР класса "воздух-воздух" средней дальности Р-27Р (на экспортных модификациях P-27PI) с радиолокационным полуактивным наведением (две единицы) и УР малой дальности Р-73 (на экспортных самолетах - Р-73Э) или Р-60М с ТГС (до шести единиц).

Комплекс вооружения истребителя МиГ-29С (МиГ-29СЭ, МиГ-29СД) дополнен ракетами средней дальности с активным самонаведением РВВ-АЕ (до шести единиц) и УР Р-27Т с ТГС, а также УР увеличенной дальности типа Р-27РЭ и Р-27ТЭ (две единицы).

Неуправляемое вооружение - блоки НАР С-8 (80 мм, 40 или 80 ракет) или две-четыре НАР С-24Б (240 мм), свободнопадающие бомбы калибром 250 и 500 кг, КМГ-У и другие авиационные средства поражения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. МиГ-29 - один из наиболее распространенных в мире истребителей четвертого поколения и основной легкий истребитель российских ВВС.

Работы по проектированию ПФИ (перспективный фронтовой истребитель, "тема 9") начались в ОКБ им. А.И.Микояна в 1970 г. 15 июля 1974 г. была утверждена окончательная компоновка самолета МиГ-29 с двумя ТРДДФ ОКБ С.П.Изотова РД-33 (ранее в качестве альтернативной рассматривалась и силовая установка с двумя двигателями Р67-300 ОКБ С.П.Туманского). 26 июня 1974 г. вышло партийно-правительственное постановление о создании легкого фронтового истребителя МиГ-29.

В 1975 г. на опытном производстве ММЗ им. А.И.Микояна совместно с МАПО начались работы по постройке первого опытного самолета МиГ-29. а в 1976 г. был изготовлен натурный макет истребителя. Макетная комиссия закончила свою работу в 1977 г. Постройка первого опытного самолета завершилась в августе 1977 г., а 6 октября 1977 г. МиГ-29 совершил свои первый полет. Всего в летных испытаниях приняло участие 14 опытных машин.

Серийное производство истребителей началось в Москве на ММЗ "Знамя труда" в 1982 г., с конца 1983 г. новые "МиГи" стали поступать в строевые части ВВС. Первым из строевых полков истребители МиГ-29 получил базировавшийся в Кубинке 234-й ГИАП. .

4 мая 1984 г. в воздух поднялся истребитель МиГ-29 "9-13", имеющий гаргрот увеличенных размеров. В гарг- роте размещалась встроенная станция постановки активных радиолокационных помех "Гардения". За счет перекомпоновки фюзеляжного топливного бака емкость топливной системы возросла на 240 л.

Для поставок на экспорт в середине 1980-х гг. было разработано два варианта истребителя МиГ-29 "9-12", отличающиеся составом оборудования и вооружения. МиГ-29 "9-12А" предназначался для стран Варшавского договора, а "9-12Б" - для остальных государств.

20 января 1989 г. совершил первый полет самолет МиГ-29С "9-13С", получивший усовершенствованную СУВ. включающую модернизированную БРЛС повышенной помехозащищенности, обеспечивающую возможность одновременной атаки дух целей, и новый цифровой вычислитель. Были оптимизированы возможности стрельбы из пушки по воздушным целям (т.н. "совмещенное управление"). В состав вооружения включили ракеты класса "воздух-воздух" РВВ-АЕ, Р-27Т, Р-27РО и Р-27ТЭ.

К началу 2000-х гг. ВВС России имели около 400 истребителей типа МиГ- 29 (часть из них - на консервации). Около 100 истребителей МиГ-29 после распада СССР достались республике Беларусь (к 2003 г. в составе ВВС.' этой страны имелось 65 самолетов этого типа), 22 - Казахстану, 34 - Молдове (к настоящему времени в строю не осталось ни одного, самолеты проданы в США), 22 - Туркменистану (все в строю), 36 - Узбекистану (все в строю) и 245 - Украине (встрою 190).

Болгария закупила 22 самолета МиГ- 29, Венгрия - 28, ГДР - 24 (в составе "Люфтваффе" осталось 23), Индия - 66, Ирак - 41 (в строю оставалось 15). Иран - 14 (еще 21 самолет МиГ-29 перелетел в Иран в 1991 г. из Ирака), Малайзия - 18, Румыния - 14 (осталось 12), КНДР - 30, Куба - 12. Польша - 12 (в 1987 г. в Чехии было закуплено еше 10, а в 2004 г. ожидается передача польским ВВС 22 самолетов из состава "Люфтваффе"), Сирия - 20, ЧССР - 20, Югославия - 16 (к весне 1999 г. в строю осталось 10-12 истребителей и два УБС).

21 самолет МиГ-29 (из них лишь шесть пригодны для полетов) в 1997 г. США закупили в Молдове. Еще четыре истребителя этого типа в 1992 г. Молдова продала Йемену. После распада ЧССР 10 истребителей достались Чехии и в 1995 г. были предоставлены Польше в обмен на 11 вертолетов W-3 "Сокол", а другие 10 - вошли в состав ВВС Словакии (в дальнейшем Словакия приобрела в России еще пять истребителей МиГ-29). В 1997 г. 12 белорусских МиГ-29 были поставлены Перу, в 1998 г. был заключен контракт на поставку в эту страну еще четырех российских "МиГгов".



МиГ -29СМ


МиГ -29СМТ


МиГ-29М2


МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-29

Хотя ВВС России объявили в 1991 г. о прекращении закупок истребителей типа МиГ-29, в рамках программы модернизации этого самолета в середине 1990-х гг. началась разработка многоцелевого истребителя МиГ-29СМ. являвшегося дальнейшим развитием МиГ-29С ("9-I3C"). а также опытной машины "9- 14". В состав вооружения модернизированного истребителя были включены управляемые ракеты класса воздух-по- верхн«х;ть. Дпя отображения видовой информации от ГСН корректируемых авиабомб и ракет в систему управления вооружением вошел телевизионный канал с автономным вычислителем.

Для отработки применения управляемого оружия с телевизионным самонаведением с борта самолета МиГ-29 в 1995 г. было модернизировано два истребителя МиГ-29. Испытания по программе МиГ-29СМ были успешно завершены в 1996 г. В дальнейшем провели работы по дооснащению МиГ-29СМ противорадиолокационными ракетами X- 31 П. Однако отсутствие у ВВС необходимых средств не позволило приступить к полномасштабной реализации программы: МиГ-29СМ остались лишь в опытных экземплярах.

В начале 1997 г. по инициативе ОКБ им. А.И.Микояна начались работы по созданию модификации "9-17", получившей в дальнейшем обозначение МиГ- 29СМТ. Идеология нового истребителя заключалась в придании МиГ-29 принципиально новых боевых качеств при резком увеличении его боевого радиуса действия.

Самолет получил новое информационно-управляющее поле кабины, усовершенствованные системы навигации и управления вооружением. В августе 1997 г. для отработки конструкции МиГ- 29СМТ началось переоборудование в модернизированный вариант истребителя МиГ-29 "9-12". В дальнейшем к первому прототипу присоединились еще две машины, трансформированные из истребителей МиГ-29С. На одном из них было установлено новое приборное оборудование кабины с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах.

Одним их основных конструкционных отличий МиГ-29СМТ от самолета МиГ- 29С является наличие двух дополнительных накладных фюзеляжных топливных баков на 1400 и 480 л. Кроме того, МиГ-29СМТ может нести подфюзеляжный подвесной топливный бак емкостью 1500 л, а также два подкрыльевых ПТБ по 1150 л. Истребитель оснащается и съемным конформным модулем с убираемой штангой-топливоп- риемником системы дозаправки в полете. В результате дальность полета МиГ- 29СМТ без ПТБ возросла до 2200 км (став соизмеримой с дальностью таких самолетов, как F-15C и F-16C). а с ПТБ и одинарной дозаправкой в воздухе достигла 6500 км. Стало возможным ведение воздушного боя на удалении 1550 км. а поражение наземных целей - на дальности более 1100 км от аэродрома базирования.

Переход на эксплуатацию по состоянию позволит отказаться от дорогостоящих капитальных ремонтов. По оценкам, стоимость одного самолета МиГ-29СМТ будет в 1.25 раза больше стоимости истребителя МиГ-29СМ, в то же время стоимость эксплуатации последнего будет составлять всего 60% от стоимости эксплуатации предшественника. а по критерию "стоимость-эффективность" МиГ-29СМТ превзойдет МиГ-29СМ в 3.3 раза.

29 ноября 1997 г. прототип МиГ- 29СМТ выполнил свой первый полет. Несмотря на то, что работы по модернизации парка самолетов МиГ-29 по ряду объективных и субъективных причин затянулись. ВВС и А ВПК намерены в ближайшее время приступить к доработкам "МиГов".

Исследуются пути дальнейшего совершенствования самолета МиГ-29. В частности. за счет формирования в наплывной части крыла новых топливных баков суммарное количество топлива (без учета ПТБ) может быть доведено до 5600 кг, что позволит достичь практической дальности 2500 км (а при подвеске трех ПТБ - до 3700 км).

В ходе более глубокой модернизации на МиГ-29СМТ возможно применение новой отъемной части крыла, разработанной для самолета МиГ-29М и имеющей четыре, а не три точки внешней подвески. Это позволит довести максимальную боевую нагрузку до 5500 кг.

По требованию заказчика возможно снижение примерно на порядок радиолокационной заметности машины (что достигается за счет нанесения на "светящиеся" участки планера специальных радиопоглощающих покрытий). В результате дальность обнаружения МиГ-29СМТ радиолокационными средствами противника снижается приблизительно в два раза. Разработана технология нанесения радиопоглощающих покрытий в аэродромных условиях.


МиГ -29ОВТ


На московском авиасалоне МАКС- 2001 впервые был продемонстрирован опытный многофункциональный истребитель МиГ-29ОВТ (совершивший первый полет в сентябре 2001 г.). оснащенный двигателями завода им. В.Я.Климова РД-33 с системой отклонения вектора тяги. Управляемое сопло типа КЛИВТ может отклоняться в двух плоскостях на всех режимах (в том числе и на форсажном), что значительно повышает маневренные характеристики самолета. Другой особенностью этой машины является наличие дополнительного

узла внешней подвески, расположенного на законцовке крыла.

В дальнейшем модернизированные самолеты МиГ-29 могут получить более совершенные двигатели ГУП "Завод им. В.Я.Климова" ВК-10 (9300 кгс), а позже ВК-10М (11500-12000 кгс). Предполагается начать испытания МиГ-29 с цифровой системой дистанционного управления, разрабатываемой МПК "Ави- оника" и обеспечивающей управление не только аэродинамическими поверхностями, но и отклоняемыми соплами двигателей.

Радиолокационная станция "Жук-М" может быть доработана в вариант БРЛС "Жук-Ф" за счет замены щелевой антенной решетки на фазированную. Предусмотрены и мероприятия по совершенствованию средств РЭБ (установка системы предупреждения об облучении, имеющая расширенный диапазон, реализация функции целеуказания для противорадиолокационных ракет, внедрение контейнеров с широкодиапазонной станцией постановки активных помех, обладающей повышенной эффективностью, детектора обнаружения атакующих ракет. а также системы отстрела ложных целей, дипольных отражателей и одноразовых станций помех с автоматическим управлением отстрелом СПО). По оценкам РСК "МИГ", истребители типа МиГ-29, проходя поэтапную модернизацию, смогут оставаться в строк» еще в течение 20-25 лет.

Характеристики дальности истребителя могут быть еще более улучшены за счет установки по бокам верхней поверхности фюзеляжа двух накладных топливных баков (работы в аналогичном направлении ведутся также в США, Франции и Швеции применительно к самолетам Р-16, "Рафаль" и "Грипен").










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх