Су-25ТМ

ШТУРМОВИК СУ-25ТМ (СУ-39)

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 14,36 м: длина самолета (со штангой ПВД) - 15.53 м; высота самолета - 5,20 м; площадь крыла - 30.10 м2 .

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Максимальная взлетная - 20500 (Су-25Т - 19500), нормальная взлетная - 16500, максимальная боевая нагрузка - 5000 (C.v-25T - 4400), топлива во внутренних баках 3840.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен двумя ТРД Р-195 (2x4300 кгс). имеющими уменьшенную ИК-за- метность. В перспективе предполагается установка на штурмовик более мощных и экономичных ТРДД.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 950 км/ч; радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг: у земли 400 км. на большой высоте 700 км; перегоночная дальность (с двумя ПТБ по I 150 л и двумя - по 800 л) 2250 км; рабочий потолок 10000 м: посадочная скорость 230 км/ч; длина разбега 650 м: длина пробега 750 м: максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т "Восход", предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т.п.). целеуказания и автоматического наведения УР, а также для обеспечения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входит круглосуточный автоматический прицельный комплекс "Шквал" (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер. радиосистемы ближней и дальней навигации.

Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс "Шквал-М". осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования.

Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений.

Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика Су- 25ТМ, является подвесная радиолокационная станция сантиметрового диапазона "Копье-25", являющаяся вариантом многоцелевой станции "Копье", установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей.

Еще одним вариантом комплектации является контейнер с тепловизионным оборудованием.

Навигационный комплекс самолета Cу-25TM дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах.

Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:

- станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2-1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее;

- малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;

- станция оптико-электронных помех "Сухогруз";

- устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона:

- авиационные ложные цели для вскрытия и и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов.

ВООРУЖЕНИЕ штурмовика Су-39 общей массой до 6000 кг размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и может включать:

- до 16 сверхзвуковых противотанковых ракет "Вихрь" ("Вихрь-М");

- до четырех ракет класса воздух- поверхность Х-25МЛ/МТП/МТ/МП;

- две ракеты Х-29Л/Т/ТЕ, Х-58. X- 31 П/ПД/А/АД или Х-35;

- до восьми ракет С-25Л;

- две ракеты класса воздух-воздух малой дальности Р-73;

- две ракеты воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т или РВВ-АЕ;

- две КАБ-500Л/Кр/Кр-ОД;

- до восьми блоков НАР С-8, С-13, С-24Б/ОФМ. С-250Ф/ОФМ;

- до 32 свободнопадающих авиабомб калибром 100 кг или до восьми - калибром 250 или 500 кг;

- до четырех подвесных пушечных установок СППУ-22-l или СППУ-687.

Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм. боекомплект 200 патронов), размещенной иод фюзеляжем, а также двух-четырех подвесных пушечных установок СППУ- 687 с пушкой ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку).


Штурмовик Су-25Т с фальшивой второй кабиной по образцу Су-25УБ, нарисованной на гарготе


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Работы по созданию модернизированного варианта штурмовика Су-25 начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищен- ными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения), первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК "Радуга", однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК "Вихрь", способном применяться одноместным самолетом.

Работы по устновке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1980 г., рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1982 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г. Государственные испытания самолета, получившего обозначение Су- 25Т, завершены в сентябре 1993 г. Первый серийный самолет Су-25Т, построенный на Тбилисском авиационном заводе, совершил первый полет 26 июля 1990 г.

Хотя CV-25T как летательный аппарат "обрел крылья" довольно быстро (ЛКИ завершились летом 1987 года), доводка его бортового радиоэлектронного комплекса и комплекса вооружения су- шествено затянулась. Однако в течение 1990-1991 гг. на Тбилисском авиационном заводе была закончена сборка установочной партии Су-25Т, включавшей 12 самолетов (все они успели перелететь на территорию России до конца

1991 года). К моменту распада СССР, когда бывшие союзные республики получили полный суверенитет, а завод в Тбилиси приобрел статус "зарубежного", на стапелях "Тбилавиамшени" находилось еще более десятка новых штурмовиков, так и оставшихся в Грузии.

12 машин, полученных из Тбилиси, были задействованы во втором этапе госиспытаний, проводившихся в Ахтубинке и Липецке и завершившихся в сентябре 1993 года. Су-25Т продемонстрировал поистине выдающиеся, недоступные ни одной другой ударной машине мира, противотанковые возможности. Математическое моделирование, полигонные испытания и участия в общевойсковых маневрах показали, что штурмовик способен за один боевой вылет при полной зарядке уничтожить до 12-14 танков противника.

Однако Су-25Т, несмотря на свои уникальные боевые качества, далеко не полностью удовлетворял требованиям военных. В частности, его бортовой комплекс, основанный исключительно на оптических средствах обнаружения и прицеливания, все же не обладал необходимой всепогодностью. Поэтому еще в начале реализации программы Cv-25T просматривалась модернизация штурмовика за счет дооснащения его радиолокационной станцией в подвесном контейнере.

Решение ВПК при СМ СССР о разработке всесуточной и всепогодной модификации самолета - Су-25ТМ (Т8- ТМ) - вышло еще в январе 1986 г. Согласно первоначальным планам, штурмовик должен был нести в подвесном контейнере РЛС миллиметрового диапазона "Кинжал", разрабатываемую НПО "Ленинец" и обеспечивающую сверхвысокое (порядка нескольких десятков сантиметров) разрешение. Альтернативным вариантом комплектования стал контейнер с тепловизионным оборудованием "Ход" (разработчик - ЦКБ "Геофизика"). Однако создание этих систем в виду их высокой технической сложности и новизны, а также недостатка финансирования затянулось. В результате начался поиск других, более доступных решений.

В 1994 г. выбор разработчиков пал на миниатюрную импульсно-доплеровскую сантиметровую РЛС "Копье" ("Фазатрон"-НИИР), созданную для оснащения модернизированных истребителей МиГ-21-93. Хотя сантиметровое "Копье" имело разрешение, гораздо худшее, чем миллиметровый "Кинжал", этот недостаток можно было частично компенсировать введением режима синтезирования апертуры. Кроме того, БРЛС, изначально оптимизированная для работы по воздушным целям, превращала Су-25ТМ в действительно многофункциональный боевой самолет, способный вести не только ближний, но и дальний ракетный бой с использованием мощных ракет класса воздух-воздух РВВ-АЕ, "уравнивающих шансы" штурмовика при встрече с такими серьезными противниками, как истребители поколения "4+". Контейнерный вариант станции, предназначенный для установки на Су-25ТМ, получил название "Копье-25".

В 1995 г. для Су-25ТМ (получившем новое обозначение - Су-39) началась разработка новой цифровой системы управления оружием СУО-39П, имеющей повышенный "интеллектуальный потенциал" и обеспечивающей повышеную гибкость боевого применения самолета и его средств поражения. В состав системы входит усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс "Шквал-М", осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования. Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: междуотдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений.



Оптико-электронный комплекс "Шквал-М" обеспечивает автоматический поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования. В отличие от исходного "Шквала" он сопряжен с РЛС "Копье-25". Точность целеуказания лежит в пределах 60 см на расстоянии до 10 км, что почти на порядок выше, чем на других ударных самолетах.

По сравнению с Cу-25T существенно усовершенствован навигационный комплекс Су-39. В его состав включена радиотехническая система дальней навигации (РСДН). способная работать не только с отечествеными станциями "Чайка", но и зарубежными LORAN-C. При этом точность определения координат повышается до 100 м. Возможен и автономный полет с использованием инер- циальной системы навигации с оптической и радиолокационной коррекцией. Комплекс дополнен блоком спутниковой навигации А-735 (разработчик - МКВ "Компас"), позволяющим работать как с системой спутников ГЛОНАCC (Россия), так и NAVSTAR (США). Спутниковая навигационная аппаратура информационно встроена в бортовые навигационные системы в качестве прецезионного корректора других измерительных систем, что обеспечивается цифровыми связями по каналам РТМ 1495-75 (аналог интерфейса ARINC 419 и ARINC 429). Использование блока А-735 обеспечивает выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от продолжительности полета.

Усовершенствованный комплекс РЭБ, установленный на Су-39, осуществляет радиотехническую разведку и защиту самолета в автоматическом режиме. В его состав входят:

- станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2-1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее;

- малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;

- станция оптико-электронных помех "Сухогруз";

- выстреливаемые вперед авиационные ложные цели, служащие для вскрытия комплексов ПВО, дезориентации наземных РЛС, БРЛС истребителей противника, а также ракет с головками самонаведения всех типов:

- устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона.

По оценке ОКБ. по критерию "эффективность - стоимость" Су-39 в 1.4- 2,2 раза превосходит многофункциональные истребители Локхид Мартин F- 16С, Дассо "Мираж"2000-5 и Saab JAS 39 "Грипен". Таким образом, Су-39 можно рассматривать как простую и дешевую альтернативу самолету Локхид Мартин F-35 (JSF). При экспортной цене в 15-19 млн. долл. он доступен даже относительно небогатым странам, которые сегодня не могут помыслить о покупке не только F-35, но и значительно более дешевых самолетов поколения "4+".

С боевой нагрузкой 2000 кг Су-39 имеет радиус действия 400 км при полете у земли и 900 км - при полете на оптимальной высоте. На земле жертвами Су-25ТМ могут стать практически все цели в тактической глубине обороны противника. Весьма эффективно новый самолет может бороться с такими объектами, как подвижные пусковые установки баллистических ракет, мобильные зенитно-ракетные комплексы, системы залпового огня на автомобильном шасси. А его противотанковый потенциал в настоящее время является сегодня, пожалуй, наиболее высоким в мире среди тактических боевых самолетов. На море он может бороться с широким кругом целей, начиная от патрульного катера и кончая фрегатом. В режиме воздух-воздух Су-25ТМ способен успешно противостоять атакам истребителей противника, а также атаковать такие цели, как "штурмовик", "бомбардировщик", транспортный самолет, "вертолет", "крылатая ракета" и "дистанционно-пилотируемый летательный аппарат".

Подготовка серийной оснастки для сборки самолетов Су-25ТМ (Су-39) на авиазаводе в Улан-Удэ началась в 1993 г., а 15 августа 1995 г. летчик-испытатель ОКБ Сухого О.Г.Цой впервые поднял машину серийной сборки в воздух. В 1998 гг. на летные испытания вышел второй серийный самолет (оснащенный СУО-39 в "штатной" комплектации), а в соответствии с решением, принятым в 1998 г., в Улан-Удэ была заложена партия еще из шести самолетов (к настоящему времени завершена постройка двух из них).

К 2002 г. было выполнено 120 из 600 предусмотренных программой ГСИ полетов. В 2003 г. ожидалось получение предварительного заключения заказчика о годности самолета к серийному производству.

В ОКБ ведутся работы по дальнейшему совершенствованию самолета. В частности, прорабатывается вариант машины с БРЛС "Копье-М", размещенной в носовой части фюзеляжа вместо системы "Шквал-М". Характеристикам станции предполагается существенно улучшить, придав ей возможность распознавать наземные малоразмерные цели. Оптический блок (разработчик - УОМЗ), размещенный в контейнере и обеспечивающий целеуказание ракетам с телевизионной головкой самонаведения, предполагается разместить в подвесном контейнере.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх