НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ

Европа
Оценка возможности создания стратегического бомбардировщика

В начале 2002 г. в Париже прошла 9-я парламентская встреча "Мир и оборона". На ней сопредседатель европейского авиационно-космического концерна EADS Филипп Камю впервые поднял вопрос о перспективах разработки в Европе "бомбардировщика, способного выполнять многие задачи из числа тех, что пришлось решать американским ВВС в Афганистане. Обсуждение, по словам французского министра обороны Алена Ришара, носило достаточно конкретный характер, не смотря на то, что создание бомбардировщика не фигурирует ни в одном из проектов военных программ, подлежащих утверждению парламентом Франции. В генеральном штабе существует понимание необходимости принятия на вооружение такого самолета. Свидетельством чему может служить ответ главкома французских ВВС генерала Жан-Пьера Жоба (Jean-Pierre Job) на вопрос почему французские самолеты не принимали участия в воздушных операциях против талибов: "США использовали в Афганистане стратегические бомбардировщики В-52 и В-1. Франция не располагает аналогичными самолетами, и именно из-за отсутствия стратегических бомбардировщиков мы не смогли принять участия в воздушной операции". С конца 50-х годов, когда Франция отказалась от стратегических бомбардировщиков с обычным вооружением в пользу политики ядерного сдерживания, высшие военные чины не высказывались столь откровенно.

Для Франции проект тяжелого бомбардировщика выходит за пределы обозримого будущего. Уже в следующем проекте бюджета, чтобы в нем фигурировали все желаемые вооружения, придется предусмотреть выделение ассигнование в размере более 20 млрд. евро. Вопреки широко распространенному мнению, сегодня очень трудно увеличивать расходы на разработку обычных вооружений за счет сокращения ассигнований на средства ядерного сдерживания. В области ядерного оружия, по мнению экспертов, остановка некоторых программ обойдется дороже их продолжения.

Создание европейского стратегического бомбардировщика отныне стало темой для дискуссий в Европейском Союзе. Повод для размышлений дала появившаяся программа ЕТАР (European Technology Acquisition Programme), целью которой является объединение усилий европейских стран в создании перспективных авиационных систем, способных конкурировать с американскими. Среди этих систем может быть стратегический бомбардировщик, который был "приговорен к исчезновению" в 1990-х годах, но возрождается в настоящее время.


США
Возможность сокращения закупок самолетов по программе JSF

Планы командования ВМС уменьшить объемы закупок палубных ударных истребителей Локхид Мартин F-35 вызвали недопонимание не только у заказчиков этого самолета в США, но и у иностранных партнеров, принимающих участие в программе JSF. Одновременно, с 548 до 460, предполагается сократить закупки палубных истребителей-бомбардировщиков Боинг F/A-18E/F, предназначенных для ВМС и корпуса морской пехоты. Эти планы являются частью мероприятий министерства обороны по совершенствованию структуры авиации упомянутых выше родов вооруженных сил. Принятие окончательного решения ожидалось в апреле 2002 г.

По словам одного из представителей промышленности, уменьшение закупок самолета F-35 может коснуться в равной степени палубных самолетов с обычными взлетом и посадкой (CTOL) и варианта КВВП (STOVL). Доля самолетов КВВП в общих закупках сравнительно мала(4*), поэтому предлагаемое сокращение приведет к снижению интереса относительно разработки трех модификаций истребителя F-35.

Представители корпуса морской пехоты пытаются найти в конгрессе сторонников, которые могли бы помочь расстроить планы ВМС. Министерство обороны начало изучать реакцию иностранных партнеров. В частности, правительства Нидерландов и Италии планировали в начале апреля 2002 г. принять окончательное решение об участии в программе разра

ботки самолета JSF, но появившиеся предложения по сокращению закупок могут отрицательно сказаться на их решениях. Представитель министерства обороны Нидерландов обратился с письмом в министерство обороны США и руководству американских ВМС, в котором просит разъяснить ситуацию.

Руководитель комитета по закупкам при министерстве обороны США Пит Олдридж в ответ на письмо заявил, что возможные сокращения не отразятся на программе разработки самолета JSF. Он добавил, что цена самолета не будет пересмотрена в сторону дальнейшего увеличения(5*), так как она основана на выпуске самолетов только для вооруженных сил США. Олдридж призвал голландское правительство как можно скорее принять решение о присоединении к программе, так как дальнейшие задержки могут "отрицательно сказаться на тех преимуществах, которые может получить авиационная промышленность Нидерландов". Доля Нидерландов в программе НИОКР по самолету JSF определена в размере 800 млн. долл. Если эта страна будет участвовать с будущем серийном производстве, то это может принести ей дополнительно 8-10 млрд. долл.

Планы ВМС вызвали беспокойство в Великобритании, где до сих пор не прекратились дискуссии относительно целесообразности закупки самолета F- 35 в варианте КВВП. Представители ВМС Великобритании обсуждают возможность приобретения палубного самолета в том варианте, который собираются закупать ВМС США. Дискуссия связана с намерением ВМС Великобритании ввести в перспективе в строй крупный авианесущий корабль, на котором могут базироваться самолеты с катапультным взлетом (вариант CTOL). ВВС Великобритании также собираются покупать самолет JSF в варианте CTOL. Уменьшение закупок варианта КВВП для вооруженных сил США может ослабить позиции сторонников этого варианта в Великобритании.

4* В настоящее время для вооруженных сил США и Великобритании предполагается построить 2852 самолета F-35, из которых более 600 будут изготовлены в варианте КВВП.

5* На начальном этапе программы цена самолета была установлена в пределах 30 – 35 млн. долл., позднее она была увеличена до 40 – 50 млн. долл.


Индия
Программа летных испытаний истребителя LCA

Индия готовится приступить к летным испытаниям второго экземпляра опытного многоцелевого легкого истребителя LCA (испытания первого самолета начались в январе 2001 г.). По словам директора программы Коты Харинараны, самолет №2 должен был совершить первый полет в конце января 2002 г., но из-за технических проблем был отложен. Начало испытаний третьего прототипа истребителя LCA запланировано на июнь – июль 2002 г.

Согласно существующим планам, истребитель LCA должен достичь степени первоначальной боеготовности в конце 2005 г., а полной боеготовности – в 2008 г. Предполагается, что в 2006-2015 гг. индийские ВВС получат 200 самолетов LCA, которые заменят истребители МиГ- 21, не прошедшие модернизацию(6*).

Санкции, введенные США против Индии в мае 1998 г. после проведения ею испытаний ядерного оружия, привели к замораживанию поставок ряда американских изделий для самолета LCA, в частности, ТРДДФ Дженерал Электрик F404, предназначенных для установки на опытных истребителях. Однако в ходе работы международной выставки вооружений, состоявшейся в Индии в феврале 2002 г., стало известно, что США возобновили поставки оставшихся шести двигателей F404F2/ J3 (до введения эмбарго Индия успела получить 11 двигателей из 17 заказанных). Кроме того, фирма Дженерал Электрик предлагает Индии новую партию из 40 ТРДДФ F404, предназначенных для оснащения первых серийных истребителей LCA.

При технической поддержке России в Индии ведется разработка более экономичного двигателя GTRE GTX-35VS "Кавери" тягой 8300 кгс. Однако информация о приобретении дополнительной партии двигателей F404, вероятно, свидетельствует о проблемах с выполнением программы разработки двигателей "Кавери". Этот двигатель в настоящее время проходит испытания, однако, как сообщается, будет готов к серийному производству не ранее 2006 г.

В 2004-2015 гг. состав ВВС пополнится 140 истребителями Су-ЗОМКИ (которые будут строиться в Индии по лицензии), а также 17 истребителями "Мираж" 2000ЕН (также собираемыми в Индии). Кроме того, 25 истребителей МиГ-21 бис будут модернизированы в усовершенствованный вариант МиГ-21-93. Планируется также модернизация 40 истребите- лей-бомбардировщиков МиГ-27МЛ и всех самолетов "Ягуар" IS.

6* В настоящее время индийские ВВС располагают 50 многофункциональными истребителями Су-ЗОК, 68 – МиГ- 29, 35 -ДассоАвиасьон "Мираж"2000Н, 213 – МиГ-21 бис, 15 – МиГ-21М и 40 – МиГ- 21ФЛ, 133 истребителями-бомбардировщиками МиГ-21 МП, 64 – МиГ-23БН, 85 – SEPECAT "Ягуар" IS и 17- "Ягуар" IM, а также четырьмя самолетами- разведчиками МиГ-25Р.


США
50-летие со дня первого полета бомбардировщика Боинг В-52

12 апреля 2002 г. на заводе фирмы Боинг в г. Уичито (шт. Канзас) состоялась церемония, посвященная 50- летию со дня первого полета стратегического бомбардировщика В-52. Первый полет опытный самолет YB- 52 совершил 15 апреля 1952 г. С того времени фирма Боинг построила на заводах в Уичито и Сиэтле 744 самолета В-52 различных модификаций. В настоящее время на вооружении воздушного командования находится 94 самолета В-52Н. Еще один самолет NB- 52 используется в качестве самолета- носителя экспериментальных летательных аппаратов в НИЦ им. Драйдена.

Самолеты В-52 активно применялись в боевых действиях во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и Югославии. Недавно они использовались в антиталибских операциях в Афганистане, где совершили менее 3% боевых вылетов из общего числа вылетов авиации союзников, но при этом доставили к целям почти 35% бомб и ракетного оружия.

В настоящее время самолеты проходят программу модернизации, в результате чего они останутся в эксплуатации до 2040 г. Модернизация заключается в установке более экономичных ТРДД, применении новой авионики и средств обмена информацией, а также использовании перспективного высокоточного оружия класса воздух – поверхность.


ТОЛЬКО ФАКТЫ
Потери и летные происшествия авиации США в Афганистане

19 октября 2001 г.

Вертолет Боинг МН-47Е "Чинук" из 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США

При выполнении полета над Афганистаном в темное время суток вертолет МН-47Е столкнулся с препятствием, в результате чего подломилась передняя опора шасси. Вертолет благополучно вернулся на базу в Пакистан. Экипаж и находившиеся на борту люди не пострадали. Инцидент произошел в районе гор Баба-Сахиб недалеко от Кандагара. Сообщалось, что в этом районе находилась резиденция лидера талибов муллы Мохамеда Омара. Носовая двухколесная стойка шасси 22 октября демонстрировалась по телевидению. Представители движения Талибан представили колеса и стойку в качестве доказательства сбитого ими американского вертолета.

19 октября 2001 г.

Вертолет Сикорский МН-60К "Блэк Хок" из 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США

Вертолет разбился при посадке вечером 19 октября в безлюдном районе провинции Белуджистан, юго-западный Пакистан, недалеко от границы с Афганистаном. Вертолет принимал участие в обеспечении действий отряда американского спецназа в Афганистане. Находившиеся на борту два рэйнджера погибли, члены экипажа и остальные пассажиры получили ранения средней тяжести. Представители движения Талибан заявили, что вертолет был сбит. Пентагон сообщение талибов опроверг. Согласно официальной версии причиной трагедии послужи па потеря видимости в условиях сильной запыленности атмосферы. Для эвакуации разбившегося вертолета были направлены два тяжелых вертолета корпуса морской пехоты США Сикорский СН-53Е "Си Стэллион". При промежуточной посадке для дозаправки на аэродроме Панджгур, провинция Белуджистан, вертолеты подверглись обстрелу из легкого стрелкового оружия. Заправка была прекращена, оба вертолета взлетели и вернулись на базу, не выполнив поставленной задачи. Вторая попытка была предпринята 24 октября после усиления охраны авиабазы Панджгур. Остатки потерпевшего катастрофу вертолета удалось эвакуировать.

2 ноября 2001 г.

Вертолет МН-53

Вертолет МН-53 получил повреждения при посадке в условиях плохой погоды примерно в 23 часа местного времени. Два вертолета МН-53 Сил специальных операций ВВС США выполняли полет над территорией Афганистана. Членов экипажа и находившихся на борту спецназовцев эвакуировал второй вертолет, который приземлился рядом с потерпевшей аварию машиной. Четверо членов экипажа вертолета МН-53 получили ранения. Поврежденный вертолет на месте посадки был уничтожен истребителями-бомбардировщиками F-14 с авианосца "Теодор Рузвельт". Представители движения Талибан заявили об уничтожении вертолета МН-53, сообщив, что в результате его падения погибло 40-50 американских военнослужащих. США не разглашали место, где произошел инцидент, по данным талибов, вертолет разбился ("был сбит") в округе Навур, провинция Газни.

2 ноября

БПЛА RQ-1l "Предэйтор" из 57-го авиакрыла ВВС США

Связь с беспилотным разведчиком RQ-1L "Предэйтор" пропала в 23 ч 45 мин. Согласно официальной версии БПЛА потерял управление из-за обледенения. Попыток эвакуировать остатки беспилотного разведчика не предпринималось.

20 ноября

Вертолет

Примерно в 19 ч 40 минут вертолет совершил "тяжелую" посадку в южной части Афганистана. Четыре члена экипажа получили ранения. Причина катастрофы не известна, но Пентагон категорически отрицает, что вертолет был сбит. Относительно типа, представитель министерства обороны сообщил, что "это был небольшой вертолет". Экипаж эвакуирован в результате поиско- во-спасательной операции, в которой принимали участие вертолеты и самолет С-130.

6 декабря

Вертолет Белл UH-1N подразделения НММ-365 корпуса морской пехоты

Вертолет UH-1N разбился на аэродроме Доланги (база морской пехоты "Рино") в Афганистане, после пожара машина восстановлению не подлежит. Из четырех находившихся на борту человек один получил ранения средней тяжести, трое – не пострадали. Был ранен один находившийся на земле морской пехотинец. Обстрел в качестве причины падения вертолета представители Пентагона отвергают.

12 декабря

Бомбардировщик Боинг В-1В из 28-го авиационного экспедиционного авиакрыла ВВС США

Бомбардировщик В-1В упал в Индийский океан в 30 милях от атолла Диего-Гарсия. Самолет возвращался из боевого вылета в Афганистан. Официальная причина падения – отказ и невозможность запуска одного двигателя, отказ двигателя привел к потери работоспособности ряда бортовых систем, в частности высотомера. Отказ произошел в 100 милях от Диего-Гарсиа. Экипаж в ночном полете потерял пространственную ориентировку, а самолет перешел в пикирование. Члены экипажа катапультировались в 23 ч 10 мин местного времени на высоте 4600 м. При приводнении летчики получили ранения средней тяжести. Место падения было обнаружено самолетом КС- 10А из 79-го авиакрыла самолетов-заправщиков ВВС США. В поисково-спасательной операции принимали участие патрульный самолет Р-ЗС "Орион", два других самолета м эсминец ВМС США "Рассел". Авиация выводила корабль на место приводнения членов экипажа бомбардировщика. Операция завершилась успехом примерно через два часа после падения самолета.

29 декабря

Вертолет Сикорский СН-53Е эскадрильи НММ-365 корпуса морской пехоты США.

Вертолет СН-53 получил повреждения при посадке в районе северо-западнее Кандагара: сломана передняя опора шасси, органы управления, разбита приборная доска. О пострадавших из числа находившихся на борту не сообщалось. Вертолет отремонтирован на месте посадки, после чего 2 января 2002 г перелетел в международный аэропорт Кандагар.


29 декабря 2001г., авария вертолета Сикорский СН-53


30 декабря

Беспилотный разведчик RQ-4A "Глобал Хок"

Связь с одним из принимавших участие в операции "Enduring Freedom" разведчиков потеряна примерно в 13 часов местного времени. Согласно официальной версии причиной потери послужил отказ бортовой системы. О месте падения не сообщалось. Высказывается предположение, что БПЛА упал в районе аэродрома базирования Аль-Джафра в Абу-Даби. Не исключено, что оператор БПЛА не справился с управлением разведчика на посадке.

9 января 2002 г.

Самолет-заправщикKC-130R подразделения VMGR-352

Самолет-заправщик KC-130Rb18 ч 45 мин столкнулся с вершиной в горах Лунди на высоте 1845 м в районе авиабазы Шамси (280 км юго-запад нее Куетты, Пакистан). Все семь членов экипажа погибли. Самолет выполнял обычный полет на дозапаравку в воздухе.

9 января 2002 г.

Палубный самолет ПЛО Локхид S-ЗВ "Викинг"

В 19 ч 44 мин местного времени при посадке на палубу авианосца "Теодор Рузвельт" на самолете S-ЗВ подломилась правая опора шасси. Самолет возвращался после рутинного полета на дозаправку в воздухе. Никто из членов экипажа самолета или команды авианосца не пострадал. Ремонт самолета занял 40 минут.

Середина января 2002 г.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18C "Хорнет" из эскадрильи VFA-147

При контакте истребителя-бомбардировщика F/A-18C "Хорнет" с самоле- том-заправщиком КС-10А над Афганистаном произошел обрыв шланга топливопровода. На приемной штанге ударного самолета осталась воронка и кусок шланга длиной 2-3 м. На высоте 8230 м и при скорости полета 480 км/ч из-за ударов шланга разрушился фонарь кабины. Летчик лейтенант Грег Браун сумел произвести посадку на аэродроме Джакобабад в Пакистане. На самолете был поврежден фонарь кабины и носок крыла, при посадке повреждения получила гидросистема. После замены фонаря и ремонта носка крыла утром следующего дня самолет перелетел на авианосец "Джон С. Стеннис", несмотря на неполную функциональность гидравлики.

20 января 2002 г.

Вертолет Сикорский СН-53Е из эскадрильи НМН-361 корпуса морской пехоты

На вертолете Сикорский СН-53Е эскадрильи НМН-361 корпуса морской пехоты 20 января после взлета с авиабазы Баграм произошел отказ механической системы. Вертолет в 6 ч 30 мин. упал в горах в 60 км южнее Баграма на высоте 2130-2745 м. Экипажу предстоял обычный транспортный полет по снабжению отдаленного поста американских войск. В результате падения вертолета погибли два члена экипажа: специалист по аппаратуре навигации и связи стафф-сержант Уолтер Ф. Кохи и механик вертолета сержант Дуайт Дж. Морган. Пятеро остальных членов экипажа (техник капрал Дэвид Линни, механик капрал Ивэн Монтанец, техник капрал Стефен Салливан, летчик капитан Уильям Коди и летчик капитан Дог- лас Гозгоу) получили ранения средней тяжести. Уцелевшие члены экипажа были эвакуированы с места падения другим вертолетом. Чтобы предотвратить захват остатков машины членами отрядов "Талибан", 23 января по поврежденному вертолету СН-53Е нанесли удар боеприпасами JDAM два истребителя-бомбардировщика F/A-18 палубной авиации ВМС США.

22 января 2002 г.

БПЛА RQ-1 "Предэйтор"

Беспилотный разведчик "Предэйтор" разбился в Пакистане после выполнения разведывательного задания над Афганистаном.

25 января 2002 г.

БПЛА RQ-1 "Предэйтор"

Беспилотный разведчик "Предэйтор" разбился в Пакистане примерно в 13 ч местного времени после выполнения разведывательного задания над Афганистаном.

28 января 2002 г.

Вертолет Боинг CH-47D "Чинук" подразделения 7-101 армейской авиации США

Вечером (примерно в 21 ч) 28 января тяжелые повреждения на посадке в ходе выполнения боевого задания в восточной части Афганистана получил транспортный вертолет Боинг CH-47D "Чинук" подразделения 7-101 армии США. Вертолет перевернулся после того, как попал одной из опор шасси в воронку, которыми изобилует летное поле аэродрома Хост. Летчик не заметил воронку из-за темноты и сильной запыленности. На борту вертолета находились солдаты 187-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии, которых перебрасывали в Хост из Кандагара на смену американской морской пехоты. Из 24 находившихся на борту человек погибло десять (в том числе все шесть членов экипажа).


Середина января 2002 г. Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18C "Хорнет" из эскадрильи VFA-147*


13 февраля 2002 г.

Самолет Локхид МС-130Р 9-й эскадрильи 16-го авиакрыла Сил специальных операций ВВС США

Самолет МС-130Р столкнулся с горой в 2 ч 50 мин местного времени в восточном Афганистане. Семь из восьми членов экипажа получили тяжелые ранения. Удар при посадке сильно смягчил толстый слой снега. С места происшествия члены экипажа эвакуированы вертолетами. Причины инцидента официально не разглашались, за исключением традиционной оговорки о том, что самолет потерян не от обстрела средствами ПВО.

4 марта 2002 г.

Вертолеты Боинг МН-47Е 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США

Два вертолета Боинг МН-47Е из 160-го полка Сил специальных операций, действовавших в районе Гардеза, подверглись обстрелам с земли. Первый вертолет получил прямое попадание гранаты ручного противотанкового гранатомета. Граната не разорвалась, но попадание заставило летчика совершить вынужденную посадку. После осмотра повреждений экипаж вновь поднял машину в воздух. На взлете вертолет был обстрелян из стрелкового оружия. Один из находившихся на борту солдат выпал из вертолета, однако командир экипажа принял трудное решение не заниматься его поисками, чтобы сохранить жизнь остальным.

Несколько позже по времени в результате обстрела в окрестностях населенного пункта Шахи-Кот вынужден

был совершить вынужденную посадку второй вертолет МН-47Е. Экипаж не сумел выполнить управляемую посадку, кроме того, место приземления находилось прямо в расположении противника. Сразу после посадки вертолетчики и находившиеся на борту спецназовцы приняли бой. К моменту эвакуации погибло семь или восемь американских военнослужащих. Еще десять человек получили ранения.


Примечания:



НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ

Европа
Оценка возможности создания стратегического бомбардировщика

В начале 2002 г. в Париже прошла 9-я парламентская встреча "Мир и оборона". На ней сопредседатель европейского авиационно-космического концерна EADS Филипп Камю впервые поднял вопрос о перспективах разработки в Европе "бомбардировщика, способного выполнять многие задачи из числа тех, что пришлось решать американским ВВС в Афганистане. Обсуждение, по словам французского министра обороны Алена Ришара, носило достаточно конкретный характер, не смотря на то, что создание бомбардировщика не фигурирует ни в одном из проектов военных программ, подлежащих утверждению парламентом Франции. В генеральном штабе существует понимание необходимости принятия на вооружение такого самолета. Свидетельством чему может служить ответ главкома французских ВВС генерала Жан-Пьера Жоба (Jean-Pierre Job) на вопрос почему французские самолеты не принимали участия в воздушных операциях против талибов: "США использовали в Афганистане стратегические бомбардировщики В-52 и В-1. Франция не располагает аналогичными самолетами, и именно из-за отсутствия стратегических бомбардировщиков мы не смогли принять участия в воздушной операции". С конца 50-х годов, когда Франция отказалась от стратегических бомбардировщиков с обычным вооружением в пользу политики ядерного сдерживания, высшие военные чины не высказывались столь откровенно.

Для Франции проект тяжелого бомбардировщика выходит за пределы обозримого будущего. Уже в следующем проекте бюджета, чтобы в нем фигурировали все желаемые вооружения, придется предусмотреть выделение ассигнование в размере более 20 млрд. евро. Вопреки широко распространенному мнению, сегодня очень трудно увеличивать расходы на разработку обычных вооружений за счет сокращения ассигнований на средства ядерного сдерживания. В области ядерного оружия, по мнению экспертов, остановка некоторых программ обойдется дороже их продолжения.

Создание европейского стратегического бомбардировщика отныне стало темой для дискуссий в Европейском Союзе. Повод для размышлений дала появившаяся программа ЕТАР (European Technology Acquisition Programme), целью которой является объединение усилий европейских стран в создании перспективных авиационных систем, способных конкурировать с американскими. Среди этих систем может быть стратегический бомбардировщик, который был "приговорен к исчезновению" в 1990-х годах, но возрождается в настоящее время.


США
Возможность сокращения закупок самолетов по программе JSF

Планы командования ВМС уменьшить объемы закупок палубных ударных истребителей Локхид Мартин F-35 вызвали недопонимание не только у заказчиков этого самолета в США, но и у иностранных партнеров, принимающих участие в программе JSF. Одновременно, с 548 до 460, предполагается сократить закупки палубных истребителей-бомбардировщиков Боинг F/A-18E/F, предназначенных для ВМС и корпуса морской пехоты. Эти планы являются частью мероприятий министерства обороны по совершенствованию структуры авиации упомянутых выше родов вооруженных сил. Принятие окончательного решения ожидалось в апреле 2002 г.

По словам одного из представителей промышленности, уменьшение закупок самолета F-35 может коснуться в равной степени палубных самолетов с обычными взлетом и посадкой (CTOL) и варианта КВВП (STOVL). Доля самолетов КВВП в общих закупках сравнительно мала(4*), поэтому предлагаемое сокращение приведет к снижению интереса относительно разработки трех модификаций истребителя F-35.

Представители корпуса морской пехоты пытаются найти в конгрессе сторонников, которые могли бы помочь расстроить планы ВМС. Министерство обороны начало изучать реакцию иностранных партнеров. В частности, правительства Нидерландов и Италии планировали в начале апреля 2002 г. принять окончательное решение об участии в программе разра

ботки самолета JSF, но появившиеся предложения по сокращению закупок могут отрицательно сказаться на их решениях. Представитель министерства обороны Нидерландов обратился с письмом в министерство обороны США и руководству американских ВМС, в котором просит разъяснить ситуацию.

Руководитель комитета по закупкам при министерстве обороны США Пит Олдридж в ответ на письмо заявил, что возможные сокращения не отразятся на программе разработки самолета JSF. Он добавил, что цена самолета не будет пересмотрена в сторону дальнейшего увеличения(5*), так как она основана на выпуске самолетов только для вооруженных сил США. Олдридж призвал голландское правительство как можно скорее принять решение о присоединении к программе, так как дальнейшие задержки могут "отрицательно сказаться на тех преимуществах, которые может получить авиационная промышленность Нидерландов". Доля Нидерландов в программе НИОКР по самолету JSF определена в размере 800 млн. долл. Если эта страна будет участвовать с будущем серийном производстве, то это может принести ей дополнительно 8-10 млрд. долл.

Планы ВМС вызвали беспокойство в Великобритании, где до сих пор не прекратились дискуссии относительно целесообразности закупки самолета F- 35 в варианте КВВП. Представители ВМС Великобритании обсуждают возможность приобретения палубного самолета в том варианте, который собираются закупать ВМС США. Дискуссия связана с намерением ВМС Великобритании ввести в перспективе в строй крупный авианесущий корабль, на котором могут базироваться самолеты с катапультным взлетом (вариант CTOL). ВВС Великобритании также собираются покупать самолет JSF в варианте CTOL. Уменьшение закупок варианта КВВП для вооруженных сил США может ослабить позиции сторонников этого варианта в Великобритании.

4* В настоящее время для вооруженных сил США и Великобритании предполагается построить 2852 самолета F-35, из которых более 600 будут изготовлены в варианте КВВП.

5* На начальном этапе программы цена самолета была установлена в пределах 30 – 35 млн. долл., позднее она была увеличена до 40 – 50 млн. долл.


Индия
Программа летных испытаний истребителя LCA

Индия готовится приступить к летным испытаниям второго экземпляра опытного многоцелевого легкого истребителя LCA (испытания первого самолета начались в январе 2001 г.). По словам директора программы Коты Харинараны, самолет №2 должен был совершить первый полет в конце января 2002 г., но из-за технических проблем был отложен. Начало испытаний третьего прототипа истребителя LCA запланировано на июнь – июль 2002 г.

Согласно существующим планам, истребитель LCA должен достичь степени первоначальной боеготовности в конце 2005 г., а полной боеготовности – в 2008 г. Предполагается, что в 2006-2015 гг. индийские ВВС получат 200 самолетов LCA, которые заменят истребители МиГ- 21, не прошедшие модернизацию(6*).

Санкции, введенные США против Индии в мае 1998 г. после проведения ею испытаний ядерного оружия, привели к замораживанию поставок ряда американских изделий для самолета LCA, в частности, ТРДДФ Дженерал Электрик F404, предназначенных для установки на опытных истребителях. Однако в ходе работы международной выставки вооружений, состоявшейся в Индии в феврале 2002 г., стало известно, что США возобновили поставки оставшихся шести двигателей F404F2/ J3 (до введения эмбарго Индия успела получить 11 двигателей из 17 заказанных). Кроме того, фирма Дженерал Электрик предлагает Индии новую партию из 40 ТРДДФ F404, предназначенных для оснащения первых серийных истребителей LCA.

При технической поддержке России в Индии ведется разработка более экономичного двигателя GTRE GTX-35VS "Кавери" тягой 8300 кгс. Однако информация о приобретении дополнительной партии двигателей F404, вероятно, свидетельствует о проблемах с выполнением программы разработки двигателей "Кавери". Этот двигатель в настоящее время проходит испытания, однако, как сообщается, будет готов к серийному производству не ранее 2006 г.

В 2004-2015 гг. состав ВВС пополнится 140 истребителями Су-ЗОМКИ (которые будут строиться в Индии по лицензии), а также 17 истребителями "Мираж" 2000ЕН (также собираемыми в Индии). Кроме того, 25 истребителей МиГ-21 бис будут модернизированы в усовершенствованный вариант МиГ-21-93. Планируется также модернизация 40 истребите- лей-бомбардировщиков МиГ-27МЛ и всех самолетов "Ягуар" IS.

6* В настоящее время индийские ВВС располагают 50 многофункциональными истребителями Су-ЗОК, 68 – МиГ- 29, 35 -ДассоАвиасьон "Мираж"2000Н, 213 – МиГ-21 бис, 15 – МиГ-21М и 40 – МиГ- 21ФЛ, 133 истребителями-бомбардировщиками МиГ-21 МП, 64 – МиГ-23БН, 85 – SEPECAT "Ягуар" IS и 17- "Ягуар" IM, а также четырьмя самолетами- разведчиками МиГ-25Р.


США
50-летие со дня первого полета бомбардировщика Боинг В-52

12 апреля 2002 г. на заводе фирмы Боинг в г. Уичито (шт. Канзас) состоялась церемония, посвященная 50- летию со дня первого полета стратегического бомбардировщика В-52. Первый полет опытный самолет YB- 52 совершил 15 апреля 1952 г. С того времени фирма Боинг построила на заводах в Уичито и Сиэтле 744 самолета В-52 различных модификаций. В настоящее время на вооружении воздушного командования находится 94 самолета В-52Н. Еще один самолет NB- 52 используется в качестве самолета- носителя экспериментальных летательных аппаратов в НИЦ им. Драйдена.

Самолеты В-52 активно применялись в боевых действиях во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и Югославии. Недавно они использовались в антиталибских операциях в Афганистане, где совершили менее 3% боевых вылетов из общего числа вылетов авиации союзников, но при этом доставили к целям почти 35% бомб и ракетного оружия.

В настоящее время самолеты проходят программу модернизации, в результате чего они останутся в эксплуатации до 2040 г. Модернизация заключается в установке более экономичных ТРДД, применении новой авионики и средств обмена информацией, а также использовании перспективного высокоточного оружия класса воздух – поверхность.


ТОЛЬКО ФАКТЫ
Потери и летные происшествия авиации США в Афганистане

19 октября 2001 г.

Вертолет Боинг МН-47Е "Чинук" из 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США

При выполнении полета над Афганистаном в темное время суток вертолет МН-47Е столкнулся с препятствием, в результате чего подломилась передняя опора шасси. Вертолет благополучно вернулся на базу в Пакистан. Экипаж и находившиеся на борту люди не пострадали. Инцидент произошел в районе гор Баба-Сахиб недалеко от Кандагара. Сообщалось, что в этом районе находилась резиденция лидера талибов муллы Мохамеда Омара. Носовая двухколесная стойка шасси 22 октября демонстрировалась по телевидению. Представители движения Талибан представили колеса и стойку в качестве доказательства сбитого ими американского вертолета.

19 октября 2001 г.

Вертолет Сикорский МН-60К "Блэк Хок" из 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США

Вертолет разбился при посадке вечером 19 октября в безлюдном районе провинции Белуджистан, юго-западный Пакистан, недалеко от границы с Афганистаном. Вертолет принимал участие в обеспечении действий отряда американского спецназа в Афганистане. Находившиеся на борту два рэйнджера погибли, члены экипажа и остальные пассажиры получили ранения средней тяжести. Представители движения Талибан заявили, что вертолет был сбит. Пентагон сообщение талибов опроверг. Согласно официальной версии причиной трагедии послужи па потеря видимости в условиях сильной запыленности атмосферы. Для эвакуации разбившегося вертолета были направлены два тяжелых вертолета корпуса морской пехоты США Сикорский СН-53Е "Си Стэллион". При промежуточной посадке для дозаправки на аэродроме Панджгур, провинция Белуджистан, вертолеты подверглись обстрелу из легкого стрелкового оружия. Заправка была прекращена, оба вертолета взлетели и вернулись на базу, не выполнив поставленной задачи. Вторая попытка была предпринята 24 октября после усиления охраны авиабазы Панджгур. Остатки потерпевшего катастрофу вертолета удалось эвакуировать.

2 ноября 2001 г.

Вертолет МН-53

Вертолет МН-53 получил повреждения при посадке в условиях плохой погоды примерно в 23 часа местного времени. Два вертолета МН-53 Сил специальных операций ВВС США выполняли полет над территорией Афганистана. Членов экипажа и находившихся на борту спецназовцев эвакуировал второй вертолет, который приземлился рядом с потерпевшей аварию машиной. Четверо членов экипажа вертолета МН-53 получили ранения. Поврежденный вертолет на месте посадки был уничтожен истребителями-бомбардировщиками F-14 с авианосца "Теодор Рузвельт". Представители движения Талибан заявили об уничтожении вертолета МН-53, сообщив, что в результате его падения погибло 40-50 американских военнослужащих. США не разглашали место, где произошел инцидент, по данным талибов, вертолет разбился ("был сбит") в округе Навур, провинция Газни.

2 ноября

БПЛА RQ-1l "Предэйтор" из 57-го авиакрыла ВВС США

Связь с беспилотным разведчиком RQ-1L "Предэйтор" пропала в 23 ч 45 мин. Согласно официальной версии БПЛА потерял управление из-за обледенения. Попыток эвакуировать остатки беспилотного разведчика не предпринималось.

20 ноября

Вертолет

Примерно в 19 ч 40 минут вертолет совершил "тяжелую" посадку в южной части Афганистана. Четыре члена экипажа получили ранения. Причина катастрофы не известна, но Пентагон категорически отрицает, что вертолет был сбит. Относительно типа, представитель министерства обороны сообщил, что "это был небольшой вертолет". Экипаж эвакуирован в результате поиско- во-спасательной операции, в которой принимали участие вертолеты и самолет С-130.

6 декабря

Вертолет Белл UH-1N подразделения НММ-365 корпуса морской пехоты

Вертолет UH-1N разбился на аэродроме Доланги (база морской пехоты "Рино") в Афганистане, после пожара машина восстановлению не подлежит. Из четырех находившихся на борту человек один получил ранения средней тяжести, трое – не пострадали. Был ранен один находившийся на земле морской пехотинец. Обстрел в качестве причины падения вертолета представители Пентагона отвергают.

12 декабря

Бомбардировщик Боинг В-1В из 28-го авиационного экспедиционного авиакрыла ВВС США

Бомбардировщик В-1В упал в Индийский океан в 30 милях от атолла Диего-Гарсия. Самолет возвращался из боевого вылета в Афганистан. Официальная причина падения – отказ и невозможность запуска одного двигателя, отказ двигателя привел к потери работоспособности ряда бортовых систем, в частности высотомера. Отказ произошел в 100 милях от Диего-Гарсиа. Экипаж в ночном полете потерял пространственную ориентировку, а самолет перешел в пикирование. Члены экипажа катапультировались в 23 ч 10 мин местного времени на высоте 4600 м. При приводнении летчики получили ранения средней тяжести. Место падения было обнаружено самолетом КС- 10А из 79-го авиакрыла самолетов-заправщиков ВВС США. В поисково-спасательной операции принимали участие патрульный самолет Р-ЗС "Орион", два других самолета м эсминец ВМС США "Рассел". Авиация выводила корабль на место приводнения членов экипажа бомбардировщика. Операция завершилась успехом примерно через два часа после падения самолета.

29 декабря

Вертолет Сикорский СН-53Е эскадрильи НММ-365 корпуса морской пехоты США.

Вертолет СН-53 получил повреждения при посадке в районе северо-западнее Кандагара: сломана передняя опора шасси, органы управления, разбита приборная доска. О пострадавших из числа находившихся на борту не сообщалось. Вертолет отремонтирован на месте посадки, после чего 2 января 2002 г перелетел в международный аэропорт Кандагар.


29 декабря 2001г., авария вертолета Сикорский СН-53


30 декабря

Беспилотный разведчик RQ-4A "Глобал Хок"

Связь с одним из принимавших участие в операции "Enduring Freedom" разведчиков потеряна примерно в 13 часов местного времени. Согласно официальной версии причиной потери послужил отказ бортовой системы. О месте падения не сообщалось. Высказывается предположение, что БПЛА упал в районе аэродрома базирования Аль-Джафра в Абу-Даби. Не исключено, что оператор БПЛА не справился с управлением разведчика на посадке.

9 января 2002 г.

Самолет-заправщикKC-130R подразделения VMGR-352

Самолет-заправщик KC-130Rb18 ч 45 мин столкнулся с вершиной в горах Лунди на высоте 1845 м в районе авиабазы Шамси (280 км юго-запад нее Куетты, Пакистан). Все семь членов экипажа погибли. Самолет выполнял обычный полет на дозапаравку в воздухе.

9 января 2002 г.

Палубный самолет ПЛО Локхид S-ЗВ "Викинг"

В 19 ч 44 мин местного времени при посадке на палубу авианосца "Теодор Рузвельт" на самолете S-ЗВ подломилась правая опора шасси. Самолет возвращался после рутинного полета на дозаправку в воздухе. Никто из членов экипажа самолета или команды авианосца не пострадал. Ремонт самолета занял 40 минут.

Середина января 2002 г.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18C "Хорнет" из эскадрильи VFA-147

При контакте истребителя-бомбардировщика F/A-18C "Хорнет" с самоле- том-заправщиком КС-10А над Афганистаном произошел обрыв шланга топливопровода. На приемной штанге ударного самолета осталась воронка и кусок шланга длиной 2-3 м. На высоте 8230 м и при скорости полета 480 км/ч из-за ударов шланга разрушился фонарь кабины. Летчик лейтенант Грег Браун сумел произвести посадку на аэродроме Джакобабад в Пакистане. На самолете был поврежден фонарь кабины и носок крыла, при посадке повреждения получила гидросистема. После замены фонаря и ремонта носка крыла утром следующего дня самолет перелетел на авианосец "Джон С. Стеннис", несмотря на неполную функциональность гидравлики.

20 января 2002 г.

Вертолет Сикорский СН-53Е из эскадрильи НМН-361 корпуса морской пехоты

На вертолете Сикорский СН-53Е эскадрильи НМН-361 корпуса морской пехоты 20 января после взлета с авиабазы Баграм произошел отказ механической системы. Вертолет в 6 ч 30 мин. упал в горах в 60 км южнее Баграма на высоте 2130-2745 м. Экипажу предстоял обычный транспортный полет по снабжению отдаленного поста американских войск. В результате падения вертолета погибли два члена экипажа: специалист по аппаратуре навигации и связи стафф-сержант Уолтер Ф. Кохи и механик вертолета сержант Дуайт Дж. Морган. Пятеро остальных членов экипажа (техник капрал Дэвид Линни, механик капрал Ивэн Монтанец, техник капрал Стефен Салливан, летчик капитан Уильям Коди и летчик капитан Дог- лас Гозгоу) получили ранения средней тяжести. Уцелевшие члены экипажа были эвакуированы с места падения другим вертолетом. Чтобы предотвратить захват остатков машины членами отрядов "Талибан", 23 января по поврежденному вертолету СН-53Е нанесли удар боеприпасами JDAM два истребителя-бомбардировщика F/A-18 палубной авиации ВМС США.

22 января 2002 г.

БПЛА RQ-1 "Предэйтор"

Беспилотный разведчик "Предэйтор" разбился в Пакистане после выполнения разведывательного задания над Афганистаном.

25 января 2002 г.

БПЛА RQ-1 "Предэйтор"

Беспилотный разведчик "Предэйтор" разбился в Пакистане примерно в 13 ч местного времени после выполнения разведывательного задания над Афганистаном.

28 января 2002 г.

Вертолет Боинг CH-47D "Чинук" подразделения 7-101 армейской авиации США

Вечером (примерно в 21 ч) 28 января тяжелые повреждения на посадке в ходе выполнения боевого задания в восточной части Афганистана получил транспортный вертолет Боинг CH-47D "Чинук" подразделения 7-101 армии США. Вертолет перевернулся после того, как попал одной из опор шасси в воронку, которыми изобилует летное поле аэродрома Хост. Летчик не заметил воронку из-за темноты и сильной запыленности. На борту вертолета находились солдаты 187-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии, которых перебрасывали в Хост из Кандагара на смену американской морской пехоты. Из 24 находившихся на борту человек погибло десять (в том числе все шесть членов экипажа).


Середина января 2002 г. Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18C "Хорнет" из эскадрильи VFA-147*


13 февраля 2002 г.

Самолет Локхид МС-130Р 9-й эскадрильи 16-го авиакрыла Сил специальных операций ВВС США

Самолет МС-130Р столкнулся с горой в 2 ч 50 мин местного времени в восточном Афганистане. Семь из восьми членов экипажа получили тяжелые ранения. Удар при посадке сильно смягчил толстый слой снега. С места происшествия члены экипажа эвакуированы вертолетами. Причины инцидента официально не разглашались, за исключением традиционной оговорки о том, что самолет потерян не от обстрела средствами ПВО.

4 марта 2002 г.

Вертолеты Боинг МН-47Е 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США

Два вертолета Боинг МН-47Е из 160-го полка Сил специальных операций, действовавших в районе Гардеза, подверглись обстрелам с земли. Первый вертолет получил прямое попадание гранаты ручного противотанкового гранатомета. Граната не разорвалась, но попадание заставило летчика совершить вынужденную посадку. После осмотра повреждений экипаж вновь поднял машину в воздух. На взлете вертолет был обстрелян из стрелкового оружия. Один из находившихся на борту солдат выпал из вертолета, однако командир экипажа принял трудное решение не заниматься его поисками, чтобы сохранить жизнь остальным.

Несколько позже по времени в результате обстрела в окрестностях населенного пункта Шахи-Кот вынужден

был совершить вынужденную посадку второй вертолет МН-47Е. Экипаж не сумел выполнить управляемую посадку, кроме того, место приземления находилось прямо в расположении противника. Сразу после посадки вертолетчики и находившиеся на борту спецназовцы приняли бой. К моменту эвакуации погибло семь или восемь американских военнослужащих. Еще десять человек получили ранения.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх