|
||||
|
Знакомтесь – NASM В последнюю декаду января этого года группе российских историков авиации, в том числе и автору этой статьи, представилась возможность побывать в столице США – Вашингтоне. Поводом к поездке стала подготовка и публикация в мартовском номере за 2001 год американского авиационного журнала "AIR amp; SPACE"/ Smithsonian" статьи ведущего сотрудника Национального Авиакосмического Музея (NASM) Вона Хардести "Сделано в СССР". (Журнал был образован в 1985 году и на сегодня имеет среди подобных журналов один из самых больших тиражей в мире – 240000 экз.). Статья посвящена "вечной теме" – "В-29 – Ту-4" и впервые достаточно подробно и вполне объективно знакомит западного читателя с историей появления на свет советской копии – аналога американского бомбардировщика В-29 – Ту-4. Материал для статьи собирался автором несколько лет в США и в России и во многом опирается на российские источники и публикации в России в последние десять лет, в том числе и в нашем журнале. Исходя из последнего, редакция журнала "AIR amp; SPACE", во главе с его учредителем-редактором Джорджем Ларсоном, решила пригласить небольшую группу российских авиационных историков, разрабатывавших эту тему в России, на презентацию статьи в США. Одним из самых ярких впечатлений от этой поездки, наряду с самой презентацией, стало посещение Национального Авиакосмического Музея. В настоящее время музей посещает около 10 миллионов человек в год, как американцев, так и иностранных граждан. Очень много детей, их приводят и привозят в NASM целыми классами не только из школ Вашингтона, но и со всей Америки, из самых дальних ее штатов. Вообще в США, как и во всем западном мире, наблюдается музейный бум. В музеи, как художественные, так и естественные, в том числе и технические, ходят, ими интересуются и, по возможности, помогают, выделяя на них приличные суммы. Эти затраты себя оправдывают. Платя за познание истории, государство вкладывает деньги в свое будущее, будущее гармонично развитых, грамотных и культурных людей. Суммарные фонды музея включают в себя более 300 летательных аппаратов, около 450 авиационных двигателей, более 20 тысяч томов литературы по авиации и космонавтике. Фототека музея насчитывает более 600 тысяч фотографий, более 500 тысяч микрофильмов. Кинофонд музея составляет порядка 300 км документальных кинолент. Строго говоря, музей занимает два помещения: первое на Моллу и второе, под Вашингтоном – так называемые мастерские Пауля Гарбера, где сосредоточены основные запасники музея и реставрационное производство. На второй территории находится основное количество летательных аппаратов, принадлежащих музею, в той или иной степени сохранности. По мере восстановления эти аппараты получают возможность попасть в основную экспозицию. Основная экспозиция на Моллу частично обновляется за счет запасников, на базе запасников разворачиваются те или иные целевые выставки. К 2003 году, к столетию первого полета братьев Райт, музей должен получить новую дополнительную выставочную площадь и помещения на территории международного аэропорта под Вашингтоном, где будет развернута дополнительная большая экспозиция летательных аппаратов. Нам удалось посетить только основную выставочную территорию, затратив на весьма беглый осмотр около семи часов и не успев многое увидеть из этой великолепной экспозиции. Но и то, что удалось, оставило самое благоприятное и запоминающееся впечатление. Прежде всего следует остановиться на самом здании музея. Музей проектировался и строился изначально с учетом размещения специфической экспозиции, насыщенной крупными объектами авиационной и ракетно-космической техники. Внешняя архитектура здания, его внутренняя планировка, на мой взгляд, максимально соответствуют его функциональному назначению. Музей одновременно обладает и величественной монументальностью, и какой-то легкостью и воздушностью, несмотря на внушительные размеры здания. Перемежающиеся плиты розового мрамора и широкие поверхности световых стекол ограничивают внутренний объем и предоставляют посетителям возможность видеть Капитолий, Музеи Молла и родную стихию самолетов и ракет – небо. 23 зала на двух этажах, площадью 18600 м2, составляют прекрасное пространство для размещения уникальной экспозиции музея. Экспозиции размещены по залам по исключительно целевому назначению – каждый зал и помещение с экспонатами или их комбинация, в зависимости от объема и значимости темы, образуют законченную тематическую выставку, как бы мини-музей в большом музее. Каждая экспозиция достаточно сбалансирована: натуральных образцов самолетов или ракет, двигателей, агрегатов самолетного и целевого оборудования, вооружения, а также фотографического и письменного материала ровно столько, сколько необходимо, чтобы после их осмотра у среднего посетителя завязался интерес к теме и еще оставались силы и желание посмотреть экспозиции других разделов с не менее интересными экспонатами, отражающими ту или иную эпоху или направление истории развития американской и, в определенной степени, мировой авиации и ракетостроения. F4U-1U, восстановленный в мастерских Пауля Гарбера Дуглас М-2 Питкэрн РА-5 "Мэилвинг" Пройдемся по залам музея. Начнем, как нормальные люди, которым все интересно, с первого этажа, прямо от входа со стороны Молла. Вход бесплатный, как и во всех национальных художественных, исторических, научно-технических музеях на Моллу. Бодро с непременными "смайлс" минуем будку охранника, огромного афро-американца (упаси господь в США сказать негр, могут быть крупные неприятности, для Штатов это – расизм, а с ним там борются, и весьма круто, прекрасно понимая, что рассовый или конфессиональный взрыв может разнести в клочья любое неоднородное сообщество людей, даже такое более менее благополучное на фоне многих стран нашей планеты, как Штаты; идеи типа: "Один Рейх – один народ" для США явно не подходят из-за расового и конфессионального многообразия и присущего "ами" индивидуализма и стремления каждого гражданина к внешней самоидентификации и свободе). Мы сразу попадаем в большой зал (№ 101), посвященный гражданскому воздушному транспорту. Хронологически желательно начинать осмотр зала с композиции, в которой представлен самолет Дуглас М-2 с манекенами летчика и наземной обслуги. На этом самолете в апреле 1926 года авиакомпания "Уестерн Аэросервис" начала регулярные перевозки пассажиров и почты между Солт Лэйк Сити и Лос-Анжелесом. Под потолком зала, на мощных фермах, подвешены почтовый Питкэрн РА-5 "Мэилвинг", этапный по своим конструктивным и аэродинамическим решениям Нортроп "Альфа", перепев голландских высокопланов трехмоторников -Форд 5-AT "Три Мотор", легендарный DC-3 в серебряной раскраске натурального алюминия, принадлежавший авиакомпании "Истерн Аэролайнс" и его конкурент Боинг 247D с убирающимся шасси и низкорасположенными крыльями. Этот двухмоторный "Боинг" занял второе место в перелете из Лондона в Мельбурн в 1934 году, долетев до этого австралийского города меньше чем за 93 часа. Чтобы выдержать 12-тонный вес самолета "ДС-3", потолок укреплен стальной конструкцией треугольного сечения, напоминающей внутреннюю конструкцию самолетного крыла. Такая система позволяет потолку выдерживать большой вес без поддержки колонн. Потолки музея во всех трех залах выполнены из прочного стекломатериала и имеют форму купола. Так что, глядя на висящий над головой самолет, посетитель видит небо и плывущие по нему облака, отчего еще больше усиливается ощущение воздуха и пространства. На боковой стенке представлено красочное панно с пассажирской летающей лодкой Боинг 314 "Клиппер" в гавани Сан-Франциско. Внизу стоят французский административный "Фолкон-20", принадлежавший "Федерал экспресс", носовая часть фюзеляжа Дугласа ДС-7 "Семь Морей" и стенд с современным ТРДД фирмы "Ролле- Ройс" серии 535, на котором можно с большой пользой изучить работу двигате- Затем, минуя магазин (о нем особый разговор), попадаем в зал (N 100). В нем находятся экспонаты, представляющие основные и самые важные вехи в истории покорения американцами воздушной и космической стихий. Орвилл Райт летит под потолком на своем "Флаере", и это не копия, это подлинный самолет Райтов, повисший на 3,5-метровой высоте над полом. Примерно такой высоты достиг 17 декабря 1903 года Орвилл Райт, первый человек, совершивший полет на аппарате тяжелее воздуха. (Перед полетом братья Орвилл и Уилбер Райт бросили монетку, кому лететь первому.) Рядышком размещен Райн "Дух Сент-Луиса" на котором Чарлз Линдберг в мае 1927 года совершил одиночный беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж. Атлантический океан пересекали и до Линдберга, но именно он оказался первым, кто установил связь с Европой, и его перелет через Атлантику стал предвестником воздушных путешествий, причем на приборном щитке до сих пор висят листки бумаги с отметками карандашом о расходе горючего, которые сделал Линдберг во время полета в Париж. Представлены две экспериментальные ракеты Роберта Годдарда – одного из пионеров ракетной техники (одна из них, та, что поменьше, в 1926 году достигла высоты 12,5 метра, впервые использовав ракетное топливо), самолет Вилли Поста Локхид "Вега", на котором он совершил два кругосветных перелета в 1931 и 1933 годах, причем второй раз в одиночку. Под потолком "несутся со сверхзвуковой скоростью" ракетные самолеты – красный "Белл Х-1", на котором летчик-испытатель Чак Игер преодолел звуковой барьер в октябре 1947 года, и названный в честь его жены "Очаровательная Гленнис", белоснежный D-558-2 "Скайрокет" и черно-матовый Х-15 – во много раз превысивший скорость звука и пославший человека из околоземной атмосферы в дали космического пространства. Этапные моменты покорения космоса американцами иллюстрируются пилотируемыми аппаратами типа "Меркьюри", "Джемени", командным модулем "Аполло 11", с помощью которого Армстронг, Олдрин и Коллинз совершили путешествие на Луну и вернулись на Землю, беспилотные "Викинг" и "Маринер". Зал, посвященный космической гонке между СССР и США (№ 114), был временно закрыт, так что посмотреть его не удалось. Зал этот, один из последних в экспозиции музея, был открыт в 1997 году и отражает на конкретных материалах и экспонатах развитие космического соревнования, а затем и сотрудничества между США и СССР в области покорения космоса. Также оказались закрытыми зал № 103, посвященный развитию вертолетостроения и аппаратов вертикального взлета и посадки, и № 104 – зал специальных выставок. В зале, посвященном ракетным и космическим полетам (№ 113), представлена экспозиция, показывающая развитие познаний человека в этой области начиная с 13 века до наших дней. В зале тренажеров (№ 111) каждый может на некоторое время почувствовать себя пилотом самолета или астронавтом. Нортроп "Альфа" "Дух Сент-Луиса" В зале, посвященном изучению земли с воздуха и из космоса, (№ ПО) представлены технические средства и результаты воздушной и космической разведок начиная с 19 века (например, первые фотографии, выполненные с воздушных шаров). Самолет-разведчик Первой мировой войны DH-4 соседствует с весьма популярным в СССР самолетом-шпионом Локхид U-2. Его собратья по сборочной линии, по крайней мере, три раза сбивались советскими "75-ми" зенитно-ракетными комплексами: под Свердловском, над Китаем и над Кубой. Зал № 109 специально предназначен для детей, причем без ограничения по возрасту, и для их любознательных родителей. В этом зале каждый желающий с помощью большого количества экспонатов и стендов, которые можно и нужно трогать руками, может познать азы полета на аппаратах легче и тяжелее воздуха, войти в сказочный мир авиации, заразившись этой страстью на всю жизнь. Я наблюдал, как маленькая девочка, примерно лет трех-четырех от роду, с сосредоточенным лицом, вытаскивала и бросала обратно в корзину модели воздушного шара груз, каждый раз расплываясь в улыбке, когда шар или поднимался вверх, или опускался вниз. Именно с таких залов начинается подготовка кадров для воздушной мощи страны, главное посеять семена интереса к будущей профессии, а все остальное взрастет из этих семян – и страна получит первоклассных летчиков и талантливых инженеров. Экспозиция зала № 107 рассказывает о первых годах воздухоплавания и авиации (до 1913 года). Представлены модель шара Монгольфье 1783 года, планер Лилиенталя 1894 года, сохранившийся с 1909 года самолет Райт "Милитери Флаер", летающая лодка Эккера, моноплан Блерио XI, совершивший перелет через Ла-Манш в 1909 году, Кертисс "Пушер" 1912 года, большое количество документов и графического материала той давней поры. С основами техники и технологии реактивной авиации, а также с основными вехами ее истории с 1939 по 1979 гг. можно познакомиться в зале реактивной авиации (№ 106). Локхид ХР-80 Мессершмитт Me 262 Локхид U-2 FH-1 "Фантом" В зале стоят серийный немецкий Ме-262А – трофей США во Второй мировой войне, первый опытный Локхид ХР-80 "Шутинг Стар", начавший летать в 1944 году. Перед входом в зал подвешен F-104, принадлежавший НАСА. К сожалению, отсутствовал FH-1 "Фантом", первый палубный реактивный истребитель США, который меня весьма интересовал. Последний экспозиционный зал (№ 105) на первом этаже – это зал, рассказывающий о так называемой "Золотой эпохе полета", относящейся приблизительно к периоду между началом двадцатых и серединой тридцатых годов, когда шла борьба за скорость между многими энтузиастами. Летчики, недавние участники Первой мировой, рискуя своими жизнями творили чудеса в воздухе на своих летательных аппаратах, а сами самолеты постепенно совершенствовались, превращаясь из малоскоростных бипланов в скоростные монопланы с совершенными аэродинамическими формами. В экспозиции представлены, в частности, такие самолеты того периода, как Уитман "Бустер", Бичкрафт "Стагеруинг", Кер-тис Робин J-1 "Оле Мисс", Хьюз Н-1 и Нортроп "Гамма", оставившие свой след в истории авиации. Все машины, несмотря на возраст, в идеальном состоянии, блестят металлическими частями и свежей краской. Поднимаемся на второй этаж. Продолжая свое путешествие по двадцатым-тридцатым годам, начнем с зала № 208, посвященного самолетам и людям, ставшим пионерами покорения воздушной стихии в те годы. Тема представлена самолетом Фоккер Т-2, на котором в 1923 году был совершен первый трансконтинентальный полет через США. В зале стоят прославленный Дуглас "Уорлд Крузер", Локхид "Сириус" Линдберга и Локхид 5В "Вега", на котором в 1932 году Амелия Эрхарт совершила полет через Атлантику. К потолку подвешен рекордный Кертис R3C-2, на котором будущий герой Второй мировой, тогда лейтенант, Джимми Ду-литл, установил в 1925 году рекорд скорости. ХьюзН-1 Кэртис R3C-2 Далее направляемся в зал (№ 206) Великой войны (именно так принято называть на Западе Первую мировую войну). На входе вас встречает манекен запутавшегося в колючей проволоке убитого пехотинца в британской полевой форме времен войны. Это дает мощный предварительный настрой на восприятие экспозиции, посвященной четырехлетней бойне народов на полях Европы. Бок о бок стоят самолеты стран Антанты и Центрального союза: Спад XIII авиации США, а недалеко от него Альбатрос D.VA барона Рихтгофена, на котором легендарный ас сбил 60 самолетов союзников, рядом один из лучших истребителей войны германский Фоккер D.VII, под потолком неспешно летит на разведку Вуазен 8, находящийся в прекрасном состоянии после недавней реставрации. Под ним британские технари готовят к очередному боевому вылету биплан S.E. с толкающим винтом. А со стен смотрят на вас прославленные асы-герои войны: американец Рикенбейкер, немцы Белке и Рихтгоф-фен, французы, англичане – известные и неизвестные участники Великой войны. Некоторые из них успели сделать, прежде чем погибнуть в небе войны, десятки и сотни боевых вылетов, украсив свой боевой счет многими сбитыми вражескими аэропланами, другие успели сделать всего один или несколько боевых вылетов на бомбежку или на разведку, или на воздушный бой, погибнув, не сбив ни одного самолета, третьим выпало пережить первую в их жизни войну и поучаствовать во Второй мировой бойне, которую устроили человечеству на бис через двадцать лет ничуть не поумневшие и не бросившие своих кровожадных привычек политики и генералы. В зале можно посмотреть кинохронику воздушных сражений этой войны, увидеть диораму ночного воздушного боя между британскими ночными истребителями и германским двухмоторным бомбардировщиком Штаакен. Полные впечатлений и грусти по судьбе неспособного учиться на своей глупости человечества, мы идем в зал Второй мировой войны (№ 205) – второй великой бойни, круто изменившей судьбу человечества, давшей ему в руки такие средства взаимо и самоуничтожения, что вскоре после ее окончания встал вопрос о самом его дальнейшим существовании. При входе нас встречает носовая часть бомбардировщика В-26. Над головой летят японский А6М5 "Зеро" – гроза для американских летчиков на Тихом океане в первые годы войны, желто-пятнистый, под Ливийскую пустыню, итальянский Макки С.202. В экспозиции стоит "Спитфайр", достаточно редкой седьмой модификации. Рядом разместились серебристый P-51D "Мустанг" и Мессершмитт Bf-109G. По периметру зала установлены стеклянные витрины с манекенами летчиков в летном снаряжении и повседневной форме основных стран-участниц войны, кроме СССР. На одной из стен во всю ее высоту под стеклом, словно бабочки в гербарии, разместились модели практически всех основных боевых самолетов, воевавших во Второй мировой войне. На другой стене красочное панно изображает налет соединения В-17 8-й Воздушной армии США на Германию. После зала Второй мировой сразу попадаем в зал морской авиации (№ 203). При входе в этот зал под стеклянным колпаком стоит великолепный макет атомного авианосца "Энтерпрайз" в масштабе 1/100 с полным набором современных палубных самолетов США в том же сотом масштабе. "Интрудеры", "Проулеры", "Томкэты" и "Хокаи" со сложенными плоскостями заполняют всю палубу авианосца. Сама экспозиция зала морской авиации весьма оригинальна – это кусок полетной палубы списанного авианосца "Смитцониан" (его номер "76" с рубки красуется над входом в зал). На куске палубы разместились рядом палубный истребитель Второй мировой Грумман FM-1 "Уайлдкэт" и палубный реактивный штурмовик А-4 "Скайхоук" -участник войны во Вьетнаме, под который техсостав подвешивает бомбы и ракеты, готовя машину к очередному удару по "красным". Над ними летит на бомбежку японских кораблей палубный пикировщик Дуглас SBD "Даунтлесс", активный участник боев на Тихом океане, а чуть в стороне, в яркой раскраске, куда-то торопится предвоенный палубный истребитель-биплан Боинг F4B-4. Вся композиция зала воспроизводит обстановку ангарной палубы авианосца. Созданию чувства реальности посещения авианосца служит сохранившийся навигационный мостик одного из американских авианосцев периода Второй мировой войны, установленный в небольшой нише. По стенам зала и в затемненных отсеках с локальной подсветкой представлена масса информации по развитию авиации флота США. Имеется микрокиноотсек, в котором можно посмотреть фильмы по теме. Как раз в момент нашего посещения зала один из посетителей смотрел фильм о действиях американских авианосцев во время войны во Вьетнаме (подобными установками оборудованы практически все залы музея). Следующий зал (№ 213) посвящен исследованиям в области развития авиационной науки и их практическим приложениям. На семи экспозиционных площадках представлены различные аспекты аэродинамических, термодинамических и прочих исследований, проводившихся и проводимых научно-исследовательскими организациями США в области авиации и ракетостроения, в частности в НАСА. Отдельный стенд посвящен технологии "Стэлс". Не так давно в экспозицию был включен "свеженький" экспериментальный самолет Х-29А с крылом обратной стреловидности, его можно видеть под потолком. "Альбатрос" D. VA Макки С.202 "Фольгоре" В зале № 210 размещается отдельная экспозиция, посвященная различным космическим программам, в том числе и лунной, экспонируется кусок лунного грунта (его разрешается трогать руками). Зал № 207 посвящен исследованиям далеких планет, а зал № 209 – гуманитарным и психологическим аспектам исследования космоса и дальнейшим перспективам освоения его необъятных глубин. Этот краткий обзор экспозиции музея дает лишь общее представление о всем том великолепии, которое предстало перед нами на стендах и площадках NASM, то, что удалось увидеть и что осталось в нашей памяти как наиболее интересное и значимое. Естественно, обзор не претендует на полноту, да это и нереально для краткого обзора, который составлен на основе одного посещения с использованием весьма ограниченного печатного материала по музею. Так, прекрасной коллекции ракетно-космичекой техники в кратком обзоре уделено не очень много места (автор все-таки авиационщик), хотя следует признать, что коллекция, состоящая из ФАУ-1, ФАУ-2, боевых и космических ракет США, нашего первого спутника, отсека лунной ракеты "Сатурн-5" и многого другого, требует особого и более детального подхода. Мечтаю, чтобы когда-нибудь нечто подобное образовалось и у нас, в России, и не на заброшенных площадках под дождем и снегом или в вечно протекающих ангарах, а в здании, не уступающем по комфортабельности для его деревянного и металлического населения, зданию NASM. Россия, внесшая огромный вклад в развитие мировой авиации и космонавтики, достойна хотя бы одного авиационного музея не хуже американского. Кстати, в США количество авиационно-космических музеев исчисляется десятками. Часть из них принадлежит государственным ведомствам, часть является частными собраниями. Пополнение коллекций государственных музеев производится в основном за счет бесплатной передачи техники с фирм-изготовителей или из эксплуатации. Бюджеты этих музеев (по американским меркам) весьма ограничены, все, что в США государственное, по определению, небогатое, и этих денег хватает только на поддержание в нормальном состоянии экспозиции, неспешного ремонта и восстановления ограниченного количества летательных аппаратов, содержания небольшого обслуживающего персонала и научных работников, занимающихся исследованиями в области истории авиации и космонавтики. Судя по всему, это одна из причин, почему в NASM очень мало российской авиационной техники и других материалов по России. Их надо покупать и перевозить в Штаты, а это достаточно дорого для госмузея. Капитолий может не утвердить эти затраты, тем более на технику почти недружественной России. В частных музеях сейчас нашей техники предостаточно, особенно современной, которую можно свободно купить в Европе в любых количествах. Однако вернемся снова на Молл. Помимо экспозиционных залов, в музее размещен планетарий Альберта Энш-тейна, снабженный проектором, подаренным США правительством Германии (зал № 201), а также кинотеатр – театр Самуэля П.Лэнгли (зал № 115). Последнее – вещь уникальная. На гигантском экране, высотой в 15,25 и шириной в 23 м, демонстрируются научно-документальные фильмы. Нам удалось посмотреть один из них – "В полет" – цветной широкоформатный фильм о развитии воздухоплавания и авиации начиная с 1800 года. Ощущения при просмотре фантастические. Полный эффект присутствия в полете сначала на воздушном шаре, затем в открытой кабине легкого самолета, выполняющего фигуры высшего пилотажа по полной программе: на зрителя обрушивается каскад воздушных бочек, петель, виражей, почти отвесного пикирования до земли и выход в горизонталь в нескольких метрах от нее, бреющий полет над полями, лесами, реками и озерами Северной Америки. Острые визуальные впечатления дополняются квадрафоническими звуками свиста ветра, рева работающего двигателя и скрипа конструкции. Одним словом, если у вас, господа, слабые нервы и нетренированный на допинге вестибулярный аппарат, лучше закройте глаза, заткните уши и тихо дождитесь конца сеанса, который длится минут 20-25. Затем держась за кресла, аккуратно и не спеша, выползайте из зала, повторяя про себя вечную истину: "Рожденный ползать летать не может". Зал ракетной техники Как я упоминал выше, на первом этаже находится магазин с дополнительным подземным помещением, верхний уровень занимает книжный отдел. В книжном магазине можно найти научно-популярные книги по любым вопросам авиационной и космической тематики, в основном издательств США. Крайне интересны и информативны книги американской серии "WARBIRDTICH", представляющие историко-технические монографии по различным самолетам. Книги этой серии относительно недороги (опять же, по американским понятиям), порядка 14-16 USD, и содержат массу полезной и интересной информации по отдельным типам самолетов, в основном американской разработки. На сегодня вышло уже около 30 выпусков этой серии. Начали выходить книги двух близких к этому циклу серий – посвященные пассажирским самолетам и самолетам, предназначавшимся для рекордных полетов. Книги серии иллюстрированы большим количеством редких фотографий, в том числе и цветными, а также уникальным графическим материалом (схемами, компоновками и т.д.) из реальных техописаний и проектных документов фирм-разработчиков, относящихся к временам, когда эти самолеты проектировались, строились и эксплуатировались. Эта серия мне наиболее близка по духу, поскольку содержание и оформление книг в ней во многом отвечает моим вкусам, о чем могут судить мои, надеюсь, объективные читатели. На стендах стоят многочисленные выпуски "In action", которыми нас уже трудно удивить, по цене около 10 USD. Много различных толстых энциклопедий, красочных, но, на мой взгляд, недостаточно информативных. Стоят толстые монографии по фирмам, самолетам и конструкторам, но все это достаточно дорого (теперь уже по российским меркам). Одним словом, достаточно стандартный роскошный набор западных книжных магазинов, специализирующихся на авиационно-космической тематике. Под занавес получил некоторое удовольствие, увидев на одном из стеллажей свою книгу, посвященную Ту-22 и Ту-22М (в настоящее время я готовлю по просьбе редакции ее улучшенный и расширенный вариант для возможной публикации в нашем журнале). (Продолжение следует) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|