Советские истребители в небе Китая (1937 – начало 1940-х годов)

Продолжение. Начало в "АиК" 9.2000


31 мая японцы совершили новый налет на аэродромы истребителей, прикрывавших столицу. Китайцы пишут, что заранее получили информацию и были к нему готовы. К полудню 36 истребителей и 18 бомбардировщиков налетели на Ухань. 31 самолет советских добровольцев немедленно поднялся в воздух на высоту 1,5 км, став основной ударной силой. В это же время 18 китайских истребителей из 3-й и 4-й авиагрупп поднялись на высоту 2,4 км, создав эшелонированный заслон. Когда японцы появились над Уханем, их уже ждали советские добровольцы, отрезая японцам путь на восток. 50 советских и китайских истребителей преследовали японцев. Те, отступая, вели бой, продолжавшийся около 30 минут. Всего сбили 14 японцев, попытка налета была сорвана. И китайцы, и советские летчики потеряли по одному летчику и по одному самолету. По тайваньским данным, в бою участвовали 6 И-16 21-й эскадрильи, из них был сбит самолет № 2107.

Судя по мемуарам Рытова, стягивать самолеты на аэродроме в Ханькоу начали еще с вечера 30 мая, а завершили рано утром 31 мая. Всего там сосредоточили более 100 истребителей. После объявления тревоги по заранее разработанному плану И-15 заняли эшелон 4000 м, выше летели И-16. Еще до появления бомбардировщиков на одну из групп истребителей с высоты около 6000 м стали пикировать А5М. Но внезапности не получилось и связать боем все истребители не удалось. После появления "бомберов" на них набросилась группа А.Зингаева, с первой атаки сбившая двоих. Оставшиеся бомбаровщики первой группы и две остальные группы не пробились к аэродрому. Гонявшиеся за ними истребители "разожгли" на земле 14 костров. Два китайских самолета были потеряны и несколько основательно повреждено. Рытова беспокоила судьба А. Губенко, наконец тот вернулся на поврежденном самолете и сообщил, что одного японца сбил, а другого таранил.

По воспоминаниям летчика Н.Г. Козлова, встреча с большой группой А5М произошла в 15 – 20 км восточнее аэродрома. Японцы пошли в атаку, оставив одно звено на высоте. Повторяя маневры ведущего, Козлов выпустил очередь по круто уходящему вверх японцу, преследуемому К.Опасовым. В завертевшейся "карусели" этот японец наконец оказался прямо в прицеле "чижа" Козлова, но очередь пришлась в уже загоревшийся самолет. Второй японец продолжал атаковать Козлова. В стороне И-16 вели бой на вертикалях, в отвесном пикировании сваливаясь на японцев и свечой взмывая вверх, открывая огонь в момент, когда японец зависал на моторе в полупетле вверх колесами. Преимущество атаки со стороны солнца японцы быстро утратили, инициатива постепенно перешла к китайцам, бой распался на одиночные схватки и постепенно угас. На его исходе Козлов длинной очередью с дальней дистанции "загнал" японца под огонь двух "чижей", и А5М, вяло переваливаясь с крыла на крыло, перешел в неуправляемое падение.

Японцы пишут, что 35 А5М (11 из 12-го и 24 из 13-го авиаотрядов) сопровождали 18 бомбардировщиков G3M2. Плохая видимость в районе цели привела к тому, что истребители 13-го отряда не обнаружили противника, а вот А5М из 12-го вступили в "героический" бой примерно с 50 истребителями. В схватке был сбит один японский истребитель и якобы 18 китайских, в том числе старенький биплан Белланка 28/90 без вооружения, по- видимому, разведчик. По другим сведениям, в бою участвовали 31 советский летчик и 18 китайских (33 И-15бис и 16 И-16). Погиб один китайский пилот, данных о погибших в тот день наших летчиках нет, а японцы заявили о 12 победах.

5 июня Гоминьдановское правительство в Ухане провело торжественную церемонию памяти всех воздушных героев – Чень Хуайминя и других. На митинге, кроме гоминьдановских властей, присутствовал и возложил венок один из лидеров китайской компартии Чжоу Эньлай.

В мае 1938 г. гоминьдановское правительство вновь обратилось к СССР с просьбой о продаже в кредит новой партии вооружения и авиатехники. 17 мая вышло очередное постановление СМ СССР о продаже Китаю 60 СБ с комплектом запчастей и вооружения, увеличение количества истребителей пока не предусматривалось. Но после того, как в разгар сражения за Ухань китайская делегация на переговорах вновь подняла вопрос о поставках авиатехники, 17 июля приняли решение о продаже Китаю в счет второго кредита 100 истребителей И-15бис. Их доставили в Ланьчжоу к 10 ноября.

К лету 1938 г. истек срок "спецкомандировки" первых групп советских летчиков-добровольцев. Они возвращались в СССР по "южной" трассе, оставив всю авиатехнику китайцам. К сожалению, и здесь не обходилось без потерь. 16 марта 1938 г. в горном ущелье Инпань разбился ТБ-3, пилотируемый Гуо Цзяянем и Чжан Цзюньи, есть данные, что отказал один мотор. На нем летели 25 советских добровольцев, сколько там погибло летчиков-истребителей – неизвестно. В октябре 1938 г. во время эвакуации из Уханя воздухе по неизвестной причине загорелся С-47. Погибли 22 человека, в том числе 19 возвращавшихся в СССР добровольцев, среди них истребитель Соколов. В живых остались только два авиационных техника В.Коротаев и А.Галаган. Позже в горах разбился еще один С-47." Подозревая диверсии, а для этого были все основания, ведь более 50% потерь советских летчиков приходятся на авиакатастрофы, советское руководство категорически запретило нашим добровольцам пользоваться воздушным транспортом без специального разрешения.

Но на смену возвращавшимся летчикам прибывали новые группы: еще с весны 1938 г. стала перенимать боевой опыт группа истребителей И-16 капитана Е.М.Николаенко (73 человека, 26 летчиков). В июне 1938 г. в Китай прибыла группа капитана М.Якушина на 10 И-15бис.

22 июля 1938 г. на встрече советских и китайских делегаций подводились первые итоги участия советских добровольцев в японско-китайской войне. Обсуждая взаимодействие советских и китайских летчиков, наши представители отметили, что в китайских ВВС наряду с отважными и бесстрашными летчиками встречаются и члены летных экипажей, нередко уклоняющиеся от выполнения боевого задания, умышленно выводящие из строя самолеты и т.д. Примером послужили 23 бомбардировщика из последней партии (27 СБ), выведенные из строя вскоре после доставки их в Китай. Гоминьдановцам было выражено глубокое возмущение по этому поводу. Возможно, именно с этого момента началось быстро наступившее "охлаждение" отношений между нашими добровольцами и китайскими властями.

По истребителям таких данных нет, но отмечалась преступная халатность китайской военной администрации: авиация понесла серьезные потери из- за несвоевременного оповещения о приближении японских самолетов. Сигнал тревоги ("тимбо") поступал нередко всего за 5-10 минут до подлета японцев. Летчики за это время не успевали набрать нужную высоту и занять выгодную в тактическом плане позицию. Д.А.Кудымов отмечал, что сигналы на вылет вечно запаздывали, так как служба воздушного наблюдения и оповещения в Нанкине действовала плохо, то и дело приходилось взлетать, когда противник был над городом, а то и над аэродромом. Проблему усугубляла конструкция шасси И-16, для уборки надо было вручную сделать более 40 оборотов барабана, внимательно следя, чтобы не перехлестнулись тросы. В мемуарах Кудымова есть полное драматизма описание такой "процедуры":

"Пока "ястребок" набирал высоту – предстояло еще лечь в горизонтальный полет, чтобы убрать шасси, для этого требовалось 42 раза прокрутить ручку барабана механизма привода, – вражеский истребитель уже приблизился к аэродрому и стал сверху пикировать на мой неуклюжий самолет. Мелькнула мысль – собьет как куропатку на взлете… Бросив возню с барабаном, дал полный газ и направил нос истребителя навстречу японцу. Лоб в лоб! Но враг уже успел дать очередь с дальней дистанции – примерно метров с 300, – и я почувствовал, как вздрогнул мой "ястребок".

Противник круто и стремительно поднырнул под меня и взмыл вверх. Ясно: разворачивается для новой атаки, норовит сесть на хвост… Немедленно перевожу самолет в горизонтальный полет и что есть силы вращаю надоевшую рукоятку. Главное – не суетиться, не нервничать: японец только-только заканчивает разворот, у меня в запасе несколько секунд, прежде чем он ляжет на боевой курс… Чуть не кричу "ура", когда "ястребок", словно конь, освобожденный от пут, срывается с места в карьер. Шасси убраны! Истребитель почти встает "на попа" от резкого прыжка вверх и несется навстречу атакующему противнику…"

Ко всему китайская сторона из-за нераспорядительности затягивала ввод в строй новых площадок, где можно было рассредоточить самолеты или отвести их в тыл на менее уязвимые аэродромы.

К сожалению, подвести цифровые итоги участия наших истребителей на начальном этапе войны и выделить среди них самые результативные группы и отдельных летчиков пока не удалось по ряду причин. Среди них, кроме тривиальных "приписок" сбитых иностранным "волонтерам" по сговору с китайскими авиационными чиновниками (к ним мы еще вернемся), основной является то, что наши и китайские летчики в воздушные бои вступали смешанными группами: вместе сражались, сбивая японцев, вместе и погибали. Архивные данные китайского Авиационного комитета пока мне недоступны. Помимо этого, составы групп советских истребителей постоянно менялись. Это связано, во-первых, с тем, что авиационное командование по данным разведки оперативно маневрировало истребительными группами, перебрасывая их из Ханькоу в Наньчан для усиления и наоборот. Кроме того, по мере развития аэродромной сети, большие группы дробили и рассредотачи- вали звенья по небольшим площадкам (в Наньчане было два аэродрома – большой и маленький, позднее в Чэнду – семь), одновременно усложняя этим задачу японским бомбардировщикам. Неизвестны даже все командиры отдельных мелких групп. Китайцы пишут, что в разные периоды войны число советских истребительных групп менялось от двух до восьми, но большую часть времени их было пять. Среди командиров групп упоминаются В.М.Курдюмов, Г.М.Прокофьев, А.С. Благовещенский, Н.А.Смирнов, А.С. Зингаев, Г.Н.Захаров, Е.М.Николаенко, Ф.Ф.Жеребченко, Г.П.Кравченко, М.Н.Якушин, С.П.Супрун, К.К.Кокки- наки, А.И.Лысункин, С.К.Бдайциев, Н.Г.Козлов, Т.Рахманов, Иванов, Большаков, Баранов и др. Из мемуаров также известно, что уже в Китае во время боев некоторые летчики, среди них Н.Г.Козлов, Е.Владимиров, К.Опасов и др., пересели с "ласточек" на "чижи", это тоже внесло определенную путаницу. Так, в различных источниках можно встретить, что А. Губенко 31 мая совершил свой таран и на И-15, и на И-16.

Летом 1938 г. вместе с добровольцами отозвали в Советский Союз и командовавшего истребительной авиацией П.В. Рычагова, его на этом посту сменил П.Ф. Жигарев, в дальнейшем главным советником по авиации стал П.Н. Анисимов, его заместителями были С.П. Супрун (по истребительной авиации) и В.А. Картаков (по бомбардировочной).

До июня 1938 г. советские добровольцы воевали только на главном направлении, прикрывая с воздуха крупные города Нанкин, Наньчан, Ухань. Но воздушные бои с японцами проходили и на юге Китая – в провинциях Гуандун и Гуанси, и на севере – в провинциях, прилегающих к Маньчжурии. Здесь китайцы наряду с "Новыми Хоуками" использовали и не самые современные самолеты. С началом войны все боеспособные истребители из авиашкол включили в состав действующих авиачастей, объединив инструкторов в 34-ю эскадрилью, около месяца оборонявшую Шанхай и Нанкин. Затем инструкторов вернули в авиашколу в Ханькоу, а три "Старых Хока" передали в 28-ю эскадрилью для участия в боях за Тайюань (провинция Шаньси). Взамен у комэска Чэнь Цигуана отобрали три "Новых Хока" и отправили на юг в Шаогуань (Гуандун) для "обороны и связи" (здесь перед войной на местном авиазаводе собирали "Хоки" III, а с конца 1937 г. занимались копированием И-15). В 5- й авиагруппе все "Старые Хоки" разделили на два авиаотряда, один отправили на юг в Гуандун, а второй на север – в Шаньси.

21 сентября 1937 г. в воздушном бою над Тайюанем Чэнь Цигуан был тяжело ранен и совершил вынужденную посадку, Л ян Динюань ("Хок" № 2810) был сбит. 15 октября три "Хока" III из 28-й и 31-й эскадрилий вылетели на бомбежку японских позиций в Госяне (Шаньси). Преследуемые японцами на обратном пути, они потеряли двух летчиков. Сбитый "Хок" III № 8 из 31-й эскадрильи незадолго до этого тоже "мобилизовали" в одной из авиашкол. После этого боя потерявшую все свои "Старые и Новые Хоки" (кроме одного) 28-ю эскадрилью отправили за английскими Глостер "Гладиаторами" Мк.1, а 31-ю эскадрилью в ноябре, после поражения в Аньяне, направили на переучивание в бомбардировочную школу в Ханькоу, позже ее передислоцировали в Ичан (провинция Хубэй).

Весной 1938 г., сдерживая наступление японских войск, И-15 с китайскими летчиками часто использовали в качестве штурмовиков. 20 мая 17-я эскадрилья на И-15 получила приказ под прикрытием И-16 и "Хоков" III штурмовать японские позиции под Ифэном (провинция Хэнань). Однако И-16 перед вылетом получили информацию о появлении в воздухе японских самолетов, а офицер связи 3-й армии приказал группе И-15 вылететь раньше. В районе цели их перехватили японцы, и завязался воздушный бой. Без прикрытия И-16 группа понесла тяжелые потери. И-15 № 5883 комэс- ка Цэн Цзелю подбили, он повернул назад, четыре И-15 (№№ 5905, 5909, 5903, 5910 – летчики Чжу Цзюнтю, Тан Вэйлянь, Цю Гэ, Чжан Шанжэнь) были сбиты. Еще два И-15 (№№ 5901 и 5899) совершили вынужденную посадку среди японских позиций, но летчикам Ху Цзолуну и Дэн Чжэнси удалось скрыться и вернуться к своим. В тот же день 22-я эскадрилья направила два "Хоука" III (№№ 2201 и 2205) в составе 5-й авиагруппы бомбить Ланьфэн (провинция Хэнань). В воздушном бою над целью оба были сбиты.


Китайский Вэлти V-11, рухнувший на город


Японский палубный пикирующий бомбардировщик Аичи D1A1


Ожесточенные воздушные бои, хотя и в меньших масштабах, шли на юге Китая. Срочно созданную в августе

1937 г. из инструкторов Центральной бомбардировочной авиашколы 32-ю эскадрилью на устаревших Дугласах 0-2МС (аналог нашего Р-5) японцы разгромили 16 августа всего за один налет. Эскадрилью расформировали, инструкторов вернули в авиашколу, а номер передали 2-й эскадрилье, созданной на базе ВВС провинции Гуаньси. На вооружении у них были американские штурмовики Валти V-11, но их почему-то посчитали истребителями и сразу же перебазировали из Лючжоу в Наньнин для противовоздушной обороны столицы провинции. В январе

1938 г. японские самолеты многократно совершали налеты на Наньнин. Однажды пять штурмовиков V-U поднялись на перехват японцев и сбили два самолета, потеряв свой самолет № 507. 32-ю эскадрилью усилили 34-й, воссозданной в декабре 37 г. на базе местной авиашколы и вооруженной устаревшими американскими "Атласами" из ВВС провинции Гуаньси. Хотя в их задачу тоже входила противовоздушная оборона района, но во время налетов летчики в воздухе старались избегать встреч с японцами.

15 сентября 1937 г. в Гуанчжоу (столица провинции Гуандун, в ряде источников город и всю эту местность искаженно называют Кантон) создали штаб ВВС, ему подчинили 28-ю и 29- ю эскадрильи на "Хоках" III, а также 18-ю эскадрилью на Дугласах 0-2МС. Уже 21 сентября во время крупного воздушного налета четырем Дугласам 0-2МС приказали "рассредоточиться" (то есть "смыться") и лететь на севе- ро-запад. Японцы их обнаружили и сразу сбили командира группы Лян Гопэна и подожгли летчика Лю Баошэна, он выпрыгнул. В том бою уцелел только один летчик, остальные погибли. После этого 18-ю эскадрилью отправили на переучивание в бомбардировочную школу в Ичан.

Утром 21 сентября во время массированного налета японцев семь "Хоков" III из 29-й эскадрильи, ведомых комэс- ком Хэ Цзинвэйем, вступили в тяжелый бой и за 30 минут потеряли два самолета (№№ 5239, 5232). Из последнего летчик выпрыгнул с парашютом и погиб. В середине того же дня японцы налет повторили. Пять "Хоуков" вступили в бой, из загоревшегося самолета № 5231 летчик спасся на парашюте.

7 октября 1937 г. группа из 28-й и 29-й эскадрилий сбила двух японцев. "Хок" № 5250 командира группы Чэнь Шуньнаня подожгли, летчик, по-видимому, погиб. В тот же день при отражении массированного налета на железнодорожную станцию вблизи Индэ (провинция Гуандун) был сбит "Хоук" № 2807, один летчик совершил вынужденную посадку в Шасине, другой летчик был ранен и вернулся на аэродром. После этого боя в 28-й эскадрилье боеспособным остался всего лишь один "Хоук" II. Как пишут тайваньцы, "остальные самолеты количественно и качественно уступали японцам, поэтому они стали избегать участия в боях".

В начале 1938 г. 29-ю эскадрилью перевооружили на "Гладиаторы" и перебазировали в Гуанчжоу. Для руководства боевыми действиями 28-й и 29й эскадрилий в феврале 1938 г. туда из Ханькоу передислоцировали штаб 5- й авиагруппы. 29-я эскадрилья понесла тяжелые потери уже во время перелета, столкнувшись с японцами в Наньсюне. 28-ю эскадрилью на Мк.1 отправили на оборону Гуанчжоу 23 февраля 1938 г. Уже на следующий день восемь Мк.1 из 29-й эскадрильи и три из 28-й сбили два гидросамолета. В этом бою сбили Чэнь Цивэя (№ 2806) и подбили Чжоу Линьсюя (№ 2810), самолеты №№ 2902 и 2907 были подбиты при возвращении на аэродром. Неисправный "Гладиатор" № 2909 с пробитым бензобаком был уничтожен на аэродроме.

В апреле 1938 г. в Японии для поддержки операций сухопутных войск на территории Южного Китая сформировали 14-й авиаотряд, вооруженный 12 А5М и 24 палубными бомбардировщиками. Новую авиачасть быстро перебросили на о.Санзао (вблизи Макао). 13 апреля над Гуанчжоу снова произошел воздушный бой. Совместными усилиями 28-я и 29-я эскадрильи сбили 7 японцев. В бою летчик самолета № 2803 погиб. Мк.1 № 2910 был сбит, летчики сбитых самолетов №№ 2810 и 2812 были ранены. Командир 29-й эскадрильи Хуан Синьжуй тоже был ранен и выпрыгнул с парашютом, Мк.1 № 2908 совершил вынужденную посадку.

По японским данным, в том бою участвовали шесть А5М с авианосца "Kara", сопровождавшие группы бомбардировщиков D1A и B4Y. Их перехватили более 20 "Гладиаторов" Мк.1 и "Хоков" IV (они забыли, что единственный экземпляр "Хока" IV достался Аргентине) с аэродрома Тьенхо. Японцы объявили, что А5М без потерь уничтожили 11 китайских истребителей.

В июне 1938 г. налеты японцев из 14-го отряда на Гуанчжоу участились. Одновременно для усиления 14-го отряда японцы создали 15-й отряд, но большие потери А5М привели к тому, что в нем было поровну А5М2 и A4N1. Из-за задержки с формированием 15- й отряд вступил в бой 10 июля под Аньцином, там в него включили А5М с авианосца "Сорю", переведенные на берег еще в апреле. Устаревшие A4N1 заменили на А5М только в сентябре, когда 15-й авиаотряд перебросили в Юань для наступления на Ханькоу.

Летом китайская разведка получила сведения о том, что на южном побережье в районе Гуанчжоу готовится крупная десантная операция. Туда решили направить группу наших добровольцев. Переброску осуществляли мелкими группами, больше не мог вместить промежуточный аэродром – маленький, заболоченный с одной стороны пятачок. Посадка на нем прошла достаточно благополучно, только летчик Андреев, коснувшись колесами грунта далеко от посадочного "T", на повышенной скорости врезался в болото на краю аэродрома, перевернулся и снова встал на шасси. И летчик, и самолет отделались "легким испугом". Но приключения этим не закончились. В Гуанчжоу основная группа приземлилась еще засветло, а замыкающий Благовещенский на И-15бис и А.Г.Рытов с полковником Чжаном на четырехместном легком самолете до наступления темноты не успели. В то время китайцы не выкладывали ночных стартов. Как писал Рытов, "они просто не имели о них представления, потому что летали только днем." Местный летчик с "олимпийским" спокойствием пошел на снижение в темный квадрат среди зарева огней большого города. Избегая столкновения со зданием, он резко развернулся вправо и влетел в канаву. Самолет был разбит, но пассажиры не пострадали. Чуть раньше Благовещенский "кое-как" увидел в темноте посадочную полосу, но в конце пробега задел за что-то колесами и скапотировал. Оказалось, на полосе "на ночь" сложили канализационные трубы.

Агентурная разведка японцев сработала как надо, и они в ту же ночь отбомбились по аэродрому. Потери оказались небольшими – только один поврежденный И-16 и несколько пробоин в обшивке крыла И-15бис Н.Г.Козлова. Подвесив 25-кг бомбы, "чижи" под прикрытием "ласточек" утром полетели бомбить порт Аомынь в Макао, где находилась японская авиабаза. Японцы своевременно вывели свои самолеты из-под удара – аэродром был пуст, группу встретили ожесточенным зенитным огнем. Сбросив на втором заходе все 25-кг бомбы на стоявший неподалеку японский крейсер ("что слону дробина"), летчики без потерь вернулись в Гуанчжоу. Там они "дожидались" японского десанта неделю, но сведения оказались ложными. Оставив часть группы на усиление местной ПВО, остальные вернулись в Наньчан.

Летом 1938 г. началось новое японское наступление на Ухань. После занятия Аньцина 12 июня японцы перебросили туда недавно созданный 15-й отряд и продолжили движение вверх по Янцзы в направлении Учана. Несколько неожиданно для японцев активизировалась китайская авиация, совершив 49 боевых налетов на японские корабли на реке и войска на суше.

В воздушных боях над Аньцином погибли лейтенанты Г.Н.Велигуров (19 – 25 мая) и С.А.Москаль (3 июня). До прибытия 15-го авиаотряда в Аньцин 10 июля несколько имевшихся там А5М не могли обеспечить достаточное прикрытие японских войск с воздуха. Они, в основном, сопровождали группы бомбардировщиков, атаковавшие Учан (12 июля), Ухань (14 июля), Наньчан и аэродром Сяогань (16 июля), где базировались две советские авиагруппы. Еще две наши группы сидели в Ханькоу.

С 14 июня по 28 июля японцам иногда удавалось перехватить лишь некоторые из 49 налетов китайцев. Зачастую японцам невольно помогали сами китайцы. 28 июня 1938 г., когда шесть СБ из 2-й эскадрильи, ведомые комэс- ком Сунь Тунганом, из Наньчана полетели бомбить японские корабли в окрестности крепости Маданяосай, из- за плохой погоды не только потеряли связь с истребителями прикрытия И- 16 (номер эскадрильи неизвестен), но и сам строй бомбардировщиков распался. В итоге до цели дошли только два СБ (№№ 1104 и 1103), их окружили японские истребители. Один СБ (№ 1104) подожгли, с парашютом выпрыгнул только штурман Цянь Чансун, командир и стрелок погибли. 3 июля в районе Аньцина в воздушном бою пропали без вести ст. лейт. А.И.Маткин и мл. ком-р И.С.Бастынчук – экипаж СБ. Кроме них, в 1938 г. без вести пропали еще три экипажа СБ – 17 февраля в районе Бен-пу (ст. лейт. В.Н.Фомин и старшина М.М.Румянцев), 14 марта в районе Уху (лейт. П.В. Муравьев и И.Н. Кущенко, воентехн. 2 р. М.А.Домнин) и 24 мая (ст. лейт. С.А. Мурсюкаев, лейт. И.П.Макаров и мл. ком-р Г.Ф.Лебедев) – район неизвестен. Лишь об одном из них – воентехнике Домнине дошли сведения, что он попал в плен и был расстрелян японцами. Данных о пропавших без вести истребителях нет.

Хотя в течение июля масштабы сопротивления китайской авиации, по утверждению японцев, значительно сократились, в воздухе над Наньчаном и Уханем продолжались ожесточенные воздушные схватки между японскими А5М, сопровождавшими бомбардировщики, и китайскими истребителями. Но японцы пишут, что после 4 июля, когда над Наньчаном китайцы подняли 65 истребителей против 23 А5М и 26 G3M2 и более половины оборонявшихся якобы было уничтожено, китайские перехватчики появлялись редко.

Тайваньцы сообщают, что в том бою семь И-15 из 22-й эскадрильи, ведомые комэском Чжан Вэйхуа, сбили один А5М, летчика взяли в плен. Сам ко мэск был ранен и спасся с парашютом, летчик Чжан Чжичау погиб. Другого летчика, выпрыгнувшего с парашютом, расстреляли в воздухе.

Тяжело складывались июльские воздушные бои и для советских добровольцев. В том месяце погибли 11 летчиков и членов экипажей – более 10% всех боевых потерь 1937 – 1939 гг. По мере наступления наземных войск противник расширял аэродромную сеть, а число китайских постов ВНОС уменьшалось. При этом сокращалось и время от момента оповещения до появления японцев.

По воспоминаниям Н.Г.Козлова, постоянно "летчики были заняты утомительным дежурством, находились в готовности номер один, сидя в самолетах под палящими лучами солнца и прикрывая головы планшетами". 7 июля 1938 г. в первую годовщину начала японско-китайской войны, во второй половине дня над Наньчаном произошел крупный воздушный бой. По тревоге на пересекающихся курсах взлетали все почти одновременно – и "ласточки", и "чижи", и "катюши" (СБ). В том бою японцы применили довольно странную тактику, пустив вперед бомбардировщиков без прикрытия, а истребители компактной группой пришли позднее, напав на уже выходящих из боя с "бомберами" китайских истребителей. В тот день были сбиты четыре японских бомбардировщика и шесть истребителей, один бомбардировщик с первой внезапной атаки уничтожил Б.Бородай на И-16. Всего добровольцы потеряли семь самолетов, а И-15бис А.Губенко и Н.Козлова были сильно повреждены. В бою погиб Сухорукое, с парашютом выпрыгнул Гридин, был ранен и сел на аэродром Ров- нин, а Е.Владимиров скапотировал на рисовом поле на поврежденном И- 15бис. К.Опасов сначала в группе сбил один бомбардировщик, позже выпрыгнул с парашютом, но японцы добили его в воздухе. На третий день тело летчика рыбаки выловили из озера Поянху. Странно, что врач С.Белолипецкий иначе описывает его смерть: "К.Опасов сбил японский самолет и собирался было приземлиться, но у самой земли вдруг вошел в крутое пике и разбился. Следов огнестрельного ранения на теле летчика не нашли, а покрытие на стабилизаторе и руле высоты оказалось простреленным пулеметной очередью. Вероятно, самолет потерял управление в тот момент, когда из-за малой высоты летчик не смог воспользоваться парашютом…" Возможно, речь идет о ком-то другом. (По данным архива МО, ст. лейт. К.Т.Опасов, лейтенанты В.А.Кашкаров, Е.И.Сухорукое и С.А.Хрычиков погибли 4 июля 1938 г. Не исключено, что в мемуарах дата 7 июля ошибочна.)

Стоит упомянуть, что накануне боя на И-15бис Опасова вместе с новым мотором установили крупнокалиберный пулемет "Кольт" в придачу к четырем П В-1. В том бою сбили трех китайских летчиков. После этого группу советских И-15бис перебазировали на запасной аэродром Тэнсу. Через четыре дня Н.Козлова в воздухе подожгли, он выпрыгнул. Вскоре сбили только что прибывшего командира новой группы А.И.Лысункина, 9 сентября он погиб в ночном бою, разбившись на внеаэродромной посадке в районе Хэньяна.

В воздушном бою 16 июля Эр Ши- тун из 32-й эскадрильи, в апреле получившей "Гладиаторы", первым сбил одного японца. Группа потеряла два из пяти взлетевших наперехват Мк.1 (№№ 3204, 3210), из последнего летчик выпрыгнул с парашютом. Через два дня пять И-15 из 8-й эскадрильи из Сяоганя (провинция Хубэй) направили в Наньчан "для раннего предупреждения о вражеских налетах". В воздушном бою первым сбили лейтенанта Хуан Цю, затем японцы окружили и уничтожили всю группу И-15. В налете на Наньчан погиб ведущий шести А5М 15- го отряда М. Нанго.


М.Т.Мачин


Интересно, что в том июле всю китайскую 4-ю истребительную авиагруппу перебазировали именно в Наньчан на "боевое хранение" (в резерв), а затем их перевели в учебный центр ("Главный истребительный отряд") в Ляншань (провинция Сычуань) "на тренировки". 21-ю эскадрилью из 4-й группы отправили туда еще в июле, в сентябре их послали в Ланьчжоу за новыми И-16, а в конце ноября эскадрилью перебазировали в Чэнду (Сычуань).

Японцы утверждают, что китайские истребители в большом количестве еще раз появились над Ханькоу 3 августа, когда бомбардировщиков, шедших в сопровождении 21 А5М, перехватили примерно 50 китайских машин. 27 из них были объявлены сбитыми; сами японцы потеряли три истребителя. По тайваньским данным, в налете всего участвовало 70 японских самолетов. В бою на И-16 погиб командир 26-й эскадрильи Ван Ханьсюнь, успевший сбить один самолет, но и в его кабину попало более 60 пуль. Еще одного японца сбил Лю Линцы (№ 5922). Когда его И-16 подожгли, летчик выпрыгнул. И-16 № 5921 был сбит, № 5920 совершил вынужденную посадку. 26-я эскадрилья получила И-16 в Ланьчжоу в январе 1938 г., в боях под Ханькоу участвовала с конца июля.

12 августа над Уханем произошел крупный воздушный бой, в котором 40 истребителей майора Е.М.Николаенко вступили в бой со 120 японскими самолетами. По нашим данным, советские добровольцы сбили 16 японцев, потеряв пять своих машин. По воспоминаниям, в том бою погиб И.Н.Гуров, с земли видели, как его И-15бис постепенно снижался непрерывными петлями одна за другой. Выход из последней петли совпал с поверхностью земли, сбив шасси и загнув винт, самолет немного прополз на "брюхе". Гуров сидел привязанным к сиденью, правая рука сжимала ручку управления, левая была на секторе газа, ноги на педалях. В его груди обнаружили шесть пуль. (По архивным данным, И.Н.Гуров числится погибшим 3 августа 1938 г. вместе со ст. лейт. П.С.Филипповым. 12 августа в воздушном бою погибли кап. А.П.Тихонов, ст. лейт Х.Х.Чуря- ков, лейт. А.Г.Магляк и мл. командиры А.П.Иванов и П.Г.Попов. Все они, кроме Магляка, числятся похороненными в Наньчане.)

18 августа японцы тремя девятками совершили массированный налет на аэродром в Хэньяне. Наши СБ без потерь переждали налет в воздухе, хотя один "нетерпеливый" чуть не попал под бомбы при заходе на посадку. В воздухе погибли два китайских летчика на "Хоуках", один был тяжело ранен, еще один погиб на земле. 19 августа 27 японских бомбардировщиков, летевших двумя группами на Ханькоу, были встречены двенадцатью китайскими истребителями и зенитным огнем. Два японца были сбиты, а бомбы с высоты 3000 – 4000 м упали на пустой аэродром, так как СБ накануне перелетели на аэродром "подскока" в Цзюанси. Во время налета 21 августа японцы сразу сбили два самолета из 12-го тренировочного отряда. Новый командир 24-й эскадрильи Ли Кэюань со своим ведомым попытались взлететь, но во время набора высоты командира сбили.

После того, как на юге японцы захватили Гуанчжоу, наступление на временную столицу Китая началось и с южного направления. 26 августа по приказу штаба ВВС 2-й армии в Хэнь- ян (провинция Хунань) срочно перебросили 7-ю и 8-ю эскадрильи из 3-й авиагруппы на И-15, а 29 августа в Наньсюн (провинция Гуандун) для защиты от вражеских налетов – 32-ю эскадрилью на Мк.1 под командой командира 3-й группы У Жулю. Японская разведка это обнаружила, и уже на следующий день они совершили налет. Навстречу поднялись девять "Гладиаторов" и сбили четырех японцев. В бою погибли комэск У Жулю и еще один летчик, трое выпрыгнули с парашютами. Командир эскадрильи Чжу Цзясюнь и летчик Ян Юнчжан совершили вынужденные посадки. Из всей эскадрильи на базу вернулись только два самолета. Японцы утверждают, что в том бою А5М с авианосца "Kara" якобы сбили 16 "Гладиаторов", потеряв два самолета.

Понесшую в боях большие потери 3-ю авиагруппу в начале сентября специальным поездом отправили в Хэнь- ян на переформирование. 6 (или 7) сентября в окрестностях Хэньяна произошла железнодорожная катастрофа: спецпоезд с летчиками столкнулся с другим составом (по другим данным, на неохраняемом железнодорожном переезде поезд наскочил на грузовик с летчиками). Двое из 7-й эскадрильи получили тяжелые ранения и умерли, остальные были серьезно травмированы, много убитых и раненых было и в 8-й эскадрилье, всего погибло 12 человек. Поэтому 10 сентября Авиационный комитет направил на переформирование в учебный центр в Ляншань всю 3-ю авиагруппу, усилив летчиками 28-й эскадрильи (позже их перебазировали в Ланьчжоу). Небоевые потери у китайцев происходили и позже. Так 2 января 1939 г. пять пилотов 25- й эскадрильи, возвращаясь из Чунци- на в Чжычзян (провинция Сычуань), погибли в авиакатастрофе. Оставшихся летчиков этой эскадрильи отправили в Ланьчжоу на переучивание, в августе 1939 г. их распределили в 4-ю и 5-ю авиагруппы.

В 1937 – 1938 гг. китайцы попытались использовать в своих ВВС, кроме советских, и других иностранных волонтеров. О 14-й эскадрилье под командованием некоего Винсента Шмидта и ее "участии" в боях достаточно подробно рассказали в мемуарах добровольцы. Китайцы действительно расформировали ее в марте 1938 г. за бездействие. Бомбардировщик М.Г.Мачин упоминает также о группе французских волонтеров, которые якобы базировались в Наньчане и на "Хоуках" воевали с японцами. Отражая один из налетов А5М, по его словам, они потеряли четыре машины, двое летчиков выпрыгнули и спаслись. Через несколько дней японцы сбили еще троих, один летчик погиб. После этого группа перестала существовать. Причину Мачин усматривает в значительном превосходстве А5М над "Хоуком". К сравнительным характеристикам истребителей, воевавших в Китае, мы вернемся позже, а по тайваньским сведениям, в июне 1938 г. в Куньмине (провинция Юн- нань) действительно создали 41-ю эскадрилью, в ней служили французские советники – волонтеры. Но главной своей задачей они считали "сохранение" ввозимых из Франции "Девуатинов" D.510. В то время как японцы постоянно совершали налеты на город, этот отряд практически не участвовал в боях и, как пишут тайваньцы, "не упоминался и никак себя не проявил"". В октябре 1938 г. всех иностранцев уволили, 41-ю эскадрилью расформировали. "Девуатины" D.510 сначала передали в авиашколу, а позже в 17-ю.

( Продолжение следует )










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх