|
||||
|
" 148" (Ту-148) Дальний истребитель-перехватчик, проект Работы по глубокой модернизации авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата на базе самолета Ту-128 и тупиковое положение с проектированием самолета-носителя для нового комплекса Ту-138 потребовали от ОКБ поиска новых неординарных путей в развитии линии дальних тяжелых истребителей-перехватчиков. В частности, практически одновременно с началом проектирования дальнего ракетоносца с крылом изменяемой стреловидности "самолета 145", в ОКБ началось проектирование авиационного комплекса дальнего перехвата, в основе которого должен был лежать тяжелый истребитель- перехватчик с крылом изменяемой стреловидности. Проектирование нового комплекса, получившего по ОКБ обозначение самолет "148" (Ту-148), начались в 1965 году. Осенью 1965 года в ОКБ определились с основными характеристиками комплекса, его назначением и модифи- кационными возможностями с учетом новой конфигурации самолета-носите- ля. Применение крыла изменяемой стреловидности в полете в сочетании с двумя ТРД ВД-19Р2 позволяли решить многие противоречия предыдущих од- норежимных проектов и значительно расширить возможности тактического применения самолета. Ожидалось получить в конфигурациях максимальной и большой стреловидности скорости при полетах на высотах 50-100 м – 1400 км/ ч и на высотах 16000-18000 м – 2500 км/ч и практическую дальность на этой скорости – 2500 км и при полетах на высотах 50-500 м на скоростях 1400 км/ ч – 570 км, на скорости 1000 км/ч – 1850 км. При стреловидности крыла соответствующей крейсерскому полету на дозвуке обеспечивалась дальность 4800 км. В случае применения дозаправки топливом в полете показатели по дальности, в зависимости от режима полета, увеличивались на 30-40%. Взлетно-посадочные характеристики, даже с увеличением взлетной массы Ту- 148 до 55-60 тонн (для Ту-128 – 43 тонны), получались значительно лучше чем у Ту-128: длина разбега 800 м и возможность использования с аэродромов третьего класса и грунтовых ВПП (для Ту-128 – 1350 м и второй класс соответственно). Помимо функций дальнего истребителя-перехватчика Ту-148, мог использовать с учетом соответствующего переоборудования: для обнаружения и нарушения воздушных транспортных перевозок в оперативном тылу противника – самолет-"рейдер"; для обеспечения ПВО надводных кораблей на больших удалениях от их баз; как носитель ракет класса "воздух-земля" различного назначения, в том числе и с пассивными ГСН для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО; разведчика радиотехнических средств; маловысотного и высотного фоторазведчика; тактического бомбардировщика носителя ядерных и обычных бомб, а также штурмовика, вооруженного НУРС и пушками для действий в зонах с относительно слабой ПВО сухопутных войск и против небольших кораблей. Фактически речь шла о создании многоцелевого самолета. Второй "изюминкой" проекта, кроме крыла изменяемой в полете стреловидности, определившем лицо проекта и во многом его компоновочные решения, стало предложение использовать на Ту-148 комбинированную теплорадиолокационную систему управления оружием "Смерч-100", включавшая в себя радиолокационную станцию квазинеприрывного излучения с диаметром зеркала антенны 2,0 м (антенна с фазированной антенной решеткой), аппаратуру теплового канала обнаружения и сопровождения целей, сопряженную с РЛС, цифровую БЦВМ и радиолокационные антенны бокового обзора. Разработчики системы "Смерч- 100" обещали обеспечить дальность обнаружения воздушных целей типа Ту- 16 при атаке из передней полусферы до 300-350 км, дальность обнаружения при боковом поиске до 600 км, дальность обнаружения целей теплопеленгатором на попутных курсах до 100 км. Система "Смерч-100" должна была обеспечивать пуск и управление ракетами в режиме поиска с дальности 250 км при атаке из передней полусферы. По тем временам подобные характеристики смотрелись на грани фантастики и могли бы в случае успешного создания системы на долгие годы решить проблемы с дальними авиационными комплексами перехвата. На первом этапе планировалось оснастить комплекс ракетами К-100 с комбинированной теплорадилокационной ГСН с различными типами боевых частей с дальностью пуска 80 км, в дальнейшем, поскольку возможности системы "Смерч-100" это позволяли, имелась возможность переходить на ракеты "воздух-воздух" с большей дальностью. Система вооружения давала возможность осуществлять перехват и уничтожение целей летящих на высотах от 50 м до 32000-35000 м со скоростями от 500 до 4000 -4500 км/ч. Комплекс бортового оборудования включал самые современные функциональные системы, в том числе: систему траекторного управления; комплекс ПНО, обеспечивающий автономную навигацию; бортовую единую автоматическую систему приема информации о различных типах целей, команд с пунктов управления, наведения и передачи информации другим самолетам; систему низковысотного полета. Все вооружение и целевое оборудование при различных вариантах тактического использования размещалось в фюзеляжном грузоотсеке. Многоцелевое использование Ту-148 предполагало быстрый переход с одного варианта на другой в условиях эксплуатации. Грузоотсек со сменными модулями рассчитывался на следующие варианты загрузки: четыре ракеты К-100; одна Х-22 или две Х-28, или четыре К- 100П; аппаратура радиотехнической разведки "Булат" или "Сабля", или "Вираж"; АФА типа "Алмаз", ПАФА и АФА-42/20 плюс дополнительный топливный бак или АФА-42/20, два АФА- 54 и АФА-45; две тактические ядерные бомбы или контейнеры с НУРС, или с авиационными пушками и боекомплектом. В варианте дальнего барражирующего перехватчика комплекс Ту-148- 100 мог обеспечить на дозвуке рубеж перехвата 2150 км, на скорости 2500 км/ ч – до 1000 км и на комбинированном режиме – до 1700 км; время барражирования на рубеже 1300 км до 2 часов, а на 500 км – до 4 часов, что давало возможность надежно прикрыть сравнительно небольшими силами и средствами северные и восточные районы страны. В случае удачи проекта, ПВО могло получить в высшей степени эффективную систему. Проект имел высшую степень насыщения суперсовременным оборудованием и это было его самым слабым местом, учитывая уровень развития радиоэлектронной промышленности в СССР в 60-е годы. Подобный комплекс реально мог появиться, при самых благоприятных условиях, как минимум лет через десять. Что и подтвердилось на практике: значительно более простой и менее эффективный комплекс на основе системы "Заслон" увидел свет только в 70-е годы. Направление на создание многоцелевой машины, способной выполнять функции и перехватчика, и фронтовой ударной машины, было не в русле основного направления развития отечественных ВВС, которые, в отличие от американских ВВС, стремились всегда иметь на вооружение несколько типов самолетов, узкоцелевого назначения, а не многоцелевую боевую машину. В результате всех этих факторов проект Ту-148, в данной конфигурации, не вызвал интереса у ВВС и не получил развития. Работы по Ту-148 оживились во второй половине 60-х, когда начались работы над новой системой вооружения "Заслон" с ракетами К-33 (дальность обнаружения 110-115 км, дальность пуска 80 -90 км), со структурой построения и функциональностью близкой к системе "Смерч-100", но имевшей значительно более скромные возможности и, соответственно, более реальной. Решено было отказаться от идеи создания для ВВС многоцелевого самолета и полностью сосредоточиться на дальнем комплексе перехвата, оборудованного современным оборудованием, которое могла дать наша промышленность. Работы по Ту-148 рассматривались теперь, как дальнейшая модернизация Ту-128. Расширение боевых возможностей и повышение эффективности комплекса по сравнению с Ту-128С-4 достигалось за счет улучшения летных и тактико- технических характеристик, обеспечивавших снижение минимальной высоты полета перехватываемых целей с 8 км до 0,05 км, обеспечение перехвата маловысотных целей на фоне земли, перехвата малоразмерных целей (ракет воздушного базирования), расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере с 2000 км/ ч до 3500 км/ч и в задней – с 1250 км/ ч до 2300-2400 км/ч, увеличение высоты перехватываемых целей с-21000 м до 26000-28000 м, повышение помехозащищенности комплекса, обеспечение одновременной атаки двух целей, обеспечение групповых действий, увеличение эффективности полуавтономных и автономных действий, увеличение дальности и продолжительности полета, улучшение взлетно-посадочных характеристик, улучшение разгонных характеристик, введение дополнительных элементов автоматизации основных этапов полета. Модификация самолета-носителя должна была идти за счет замены двигателей АЛ-7Ф-2 на более мощные РД-36-41, доработок фюзеляжа, переделки воздухозаборников и их каналов, установки нового крыла с изменяемой в полете стреловидностью с предкрылками и двухщелевыми внутренними закрылками, усиления конструкции шасси и внедрения нового типа колес, введения элеронно-интерцепторного управления и автомата устойчивости пути, внедрение системы траекторного управления и т.д. Предполагалось, что в модифицированном виде самолет сможет эксплуатироваться с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект ОКБ представило командованию авиации ПВО страны. Новый комплекс получил поддержку Главкома авиации ПВО Кадомцева. В ОКБ развернулись работы по проектированию самолета и комплекса. Подготовили полноразмерный макет Ту-148. Макет несколько раз осматривал заказчик. В мае 1968 года в авиационной катастрофе на одном из первых Е-155П гибнет Кадомцев. Новое руководство авиации ПВО делает ставку на модернизацию под систему "Заслон" серийного перехватчика МиГ-25П, начинаются работы по Е-155МП с "Заслоном", прототипа будущего серийного МиГ-31. Формально новое командование авиации ПВО от проекта Ту-148 какое-то время не отказывается, все-таки речь шла о контактах с крупнейшей и авторитетнейшей в стране авиационной фирмой и с ее Генеральным конструктором А.Н.Туполевым, мнение и слово которого много стоили. Поступают несколько иначе: к самолету-носителю выставляются дополнительные требования, которые во многом шли в разрез с основной концепцией самолета и комплекса (одним из таких требований стал пункт по значительному улучшению маневренных характеристик Ту-148 на небольших высотах). Андрей Николаевич лично сам, а также его ближайшие коллеги настойчиво пытались добиться перелома отношения к Ту-148 и принятия официального постановления по комплексу, выделения денег на дальнейшее проектирование, но все было тщетно. В начале 70-х годов работы по комплексу пришлось окончательно свернуть. В дальнейшем ОКБ больше не занималось тематикой специализированных тяжелых самолетов-носителей для дальних комплексов перехвата ПВО. Все работы в ОКБ этом направлении в дальнейшем ограничивались лишь рассмотрением технических предложений по созданию дальних тяжелых истребите- лей-перехватчиков класса "рейдер" на основе Ту-144Д и Ту-22М (проекты комплексов дальнего перехвата ДП-1 и ДП-2), но эти работы не вышли из стадии первоначального обсуждения проектов. Основные проектные данные самолета Ту-148 (2 х РД-36-41) длина самолета,м……….. 32,5 размах крыла при х=20 град, м…………… 26,6 высота самолета, м………. 7,5 площадь крыла, м2 при х=56 град……………….. 100 взлетная масса, кг……. 60000 масса топлива, кг……… 21800 максмальная скорость полета с ракетами, км/ч …. 2500 практический потолок, м 17000 практическая дальность полета на дозвуке, км.. 4600 комбинированный рубеж перехвата (Vkom=1800 км/ч), км .. 1650 длина разбега, м………… 1350 длина пробега, м………… 1200 система вооружения.. "Заслон" + 4хК-33 экипаж, чел………………………. 2 (Продолжение следует) САМОЛЕТЫ ДРЛО E-3D Е-3А Е-2С |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|