АНТ-25 (РД)


Дальний рекордный самолет, серийный


АНТ-25 "Дублер"


АНТ-25 №025-1 экипажа Громова в Сан-Джасинто, США


В августе 1931 г. начальник ВВС РККА Я.И.Алкснис и А.Н. Туполев представили в Реввоенсовет СССР совместную докладную записку с приложенным к ней эскизным проектом самолета для побития рекорда дальности, который мог быть использован и в варианте дальнего бомбардировщика, име-ющиего большой радиус действия и несущего относительно небольшую бомбовую нагрузку.

Согласно предварительным расчетом, проведенным в КБ, при установке двигателя М-34, можно было спроектировать машину со следующими основными данными:

- полетная масса - 10000 кг;

- продолжительность полета - 80 ч;

- дальность полета - 12000 км;

- скорость

в начале полета - 128 км/ч; в конце полета - 188 км/ч;

- экипаж - 3 чел.

7 декабря 1931 г. вышло постановление правительства: "Утвердить предложение РВС СССР об организации летом 1932 г. полета на предельную дальность и о постройке для этой цели самолета конструкции А.Н.Туполева АНТ-25 под мотор М-34 с проектной дальностью 13000 км, при гарантированной ЦАГИ дальности - 9000 км с мотором без редуктора и 10000 км - с редуктором".

Для руководства и координации работ по созданию самолета и проведению предстоящих дальних перелетов при СНК СССР была организована правительственная комиссия во главе с К.Е.Ворошиловым. Комиссия получила название иКомитет по дальним перелетам" или "Комитет РД", при котором был создан "Технический, комитет по РД", который возглавил А.Н.Туполев.

1 июня 1932 г., после детальной проработки конструкции, приступили к выпуску чертежей и постройке машины. Ведущим инженером по АНТ-25 был назначен П.О.Сухой, за отдельные агрегаты отвечали:

- В.М.Петляков, Б.Н.Беляев - крыло;

- Н.С.Некрасов, И.С.Лебедев - консоли крыла;

- Н.С.Некрасов, Д.А.Ромейко-Гурко - оперение;

- Е.И.Погосский, К.В.Минкнер - силовая установка;

- Т.П.Сапрыкин, А.Г.Агладзе, Кожевников - шасси;

- Г.О.Бертош, Н.А.Фомин, Осипов -фюзеляж;

- Протопопов, Зуев - хвостовая часть фюзеляжа;

- А.А.Енгибарян - электро-и навигационное оборудование;

- С.Л.Белкин, А.В.Гришин - винт.

АНТ-25 выполнялся по схеме трехместного цельнометаллического низкоплана с одним двигателем М-34 (М-34Р). Заданная дальность полета самолета обеспечивалась комплексом проектно-конструктор-ских решений, позволявших достичь очень высокого для своего времени аэродинамического и весового совершенства планера и его силовой установки. Главной особенностью аэродинамической схемы АНТ-25 являлось применение на нем крыла с необычно большим удлинением и сужением ( 13,1 и 5,3 соответственно). Первое снижало индуктивное сопротивление в крейсерском полете, второе увеличивало жесткость крыла и сдвигало скорость возникновения флаттера. Снижению массы и увеличению жесткости крыла способствовала трехлонжеронная конструктивно-силовая схема крыла, с использованием образовавшихся меж-лонжеронных отсеков под размещение топливных баков, топливо из которых в полете вырабатывалось по определенному закону. Такое техническое решение позволило разгрузить крыло от воздушных нагрузок и значительно снизить массу конструкции крыла. Передняя часть фюзеляжа была ферменной конструкции и выполнялась за одно целое с центропланом крыла. К ней крепилась моторама с двигателем М-34, отделенная от трехместной кабины экипажа противопожарной перегородкой. Хвостовая часть фюзеляжа представляла собой полумонокок с работающей обшивкой. За кабиной экипажа, располагавшейся в передней и хвостовой частях фюзеляжа, фюзеляж плавно переходил в киль, на котором размещался стабилизатор с изменяемым в полете углом установки. Обшивка фюзеляжа выполнялась гладкой, а стабилизаторов и руля направления - гофрированной. Обшивка носка и части поверхности крыла были запроектированы гофрированными,в дальнейшем гофр крыла был обтянут перкалью. Стойки шасси выполнялись убирающимися в крыло и прикрывались обтекателями. Все эти мероприятия по снижению аэродинамического сопротивления напрямую повлияли на достижение самолетом заданной дальности полета.




АНТ-25 (РД-2)


Общий запас топлива в баках достигал 6100 кг, а масла -350 кг,что должно было обеспечить беспосадочный полет в течение 75 часов,-при максимальной взлетной массе 16500 кг и при крейсерской скорости 165 км/ ч. Условия длительного беспосадочного полета потребовали установки на борту наиболее совершенного по тому времени пилотажно-навигационного оборудования: авиагоризонта, гиромагнитного компаса, радиополукомпаса, секстанта, солнечного указателя курса. Бортовая радиостанция с фиксированными длинами волн обеспечивала дальность передачи до 5000 км и позволяла пеленговать самолет с земли на удалении до 2000 км. В рамках подготовки к полетам на АНТ-25 впервые в СССР на Щелковском аэродроме под Москвой была построена взлетная полоса с твердым покрытием длиной 1800 м и 12-ти метровой горкой в ее начале.

В опытном производстве строились с небольшой разницей по срокам два экземпляра самолета: опытный АНТ-25-1 (РД-1) и его "дублер" - АНТ-25-2 (РД-2). 13 июня 1933 г. был построен РД-1 с безредукторным двигателем М-34, 22 июня М.М Громов впервые поднял его в воздух. 1 сентября 1933 г. была закончена постройка РД-2 с редуктор-ным двигателем М-34Р (нормальная

мощность 800 л.с, при форсировании 900-950 л.с), 10 сентября М.М.Громов совершил на нем первый полет. "Дублер" от первой машины отличался, помимо двигателя, изменным рулем направления. В дальнейшем изменения, сделанные на РД-2, выполнили и на РД-1.

Для проведения испытаний и выполнения дальних перелетов на АНТ-25 в начале 1933 г в НИИ ВВС были сформированы два экипажа: М.М.Громов, А.И.Филин, И.Т.Спирин и А.Б.Юмаше-в,П.М.Стефановский, С.А.Данилин. Для рекордных полетов разрабатывались маршруты, проходившие в южном направлении, например: Москва-Средиземное море-Сахара-Западная Африка-Южная Атлантика-Южная Америка, прорабатывался маршрут полета в Австралию. Ставилась задача побития мирового рекорда дальности беспосадочного полета по прямой, установленного в августе 1933 г. французскими летчиками Кодосом и Росс и на самолете Бле-рио 110, пролетевших 9104 км. В первых полетах на дальность самолеты АНТ-25-1 и АНТ-25-2 показали 7200 км и 10800, решено было для надежного установления рекорда улучшить аэродинамику самолетов и экономичность силовой установки.

Результаты проведенных доработок не замедлили сказаться: 10-12 сентября 1934 г., после серии тренировочных и рекордных полетов на дальность с контрольным грузом, экипаж М.М.Громова на доработанном втором АНТ-25 установил мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту по треугольнику Москва-Рязань-Харьков, самолет пролетел 12411 км за 75 ч. 02 мин.

В начале 1935 г. известный полярный летчик С.А.Леваневский предложил провести на АНТ-25 трансконтинентальные перелеты через Северный полюс в Америку. Для этих полетов был выделен АНТ-25-2 и сформирован экипаж в составе С.А.Леваневского, Г.Ф.Байдукова и В.И.Левченко. Второй экипаж (М.М.Громов, А.Б. Юмашев и С.А.Данилин) на АНТ-25-1 продолжал готовить перелеты в южном направлении. Для полетов через Северный полюс "дублер" дорабатывается еще раз по силовой установке, по системам жизнеобеспечения и аварийного спасения. 3 августа 1935 г. экипаж С.А.Леваневского начал перелет через Северный полюс, который вскоре закончился из-за сбоя в работе маслосистомы двигателя. С.А.Леваневский категорически отказывается от трансарктических перелетов на самолетах типа АНТ-25, ставя под сомнение и репутацию КБ А.Н.Туполева, и дальнейшую судьбу этого уникальною самолета.

Положение спасает летчик-испытатель завода №39 В.П.Чкалов, который взялся возглавить экипаж и выполнить сорванный перелет. Благодаря его настойчивости, а также усилиям А.Н.Туполева, Я.И.Алксниса, а также гражданскому мужеству и профессиональному мастерству Г.Ф.Байдукова, проведшему ряд полетов по установлению причин аварии и отстаивавшего в самых высоких инстанциях машину, работы по АНТ-25 и по подготовке перелетов были продолжены.

Экипажу В.П.Чкалова разрешается выполнить полет на АНТ25-2 в Арктической зоне СССР по так называемому "Сталинскому маршруту": Москва -остров Виктория -Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси -Петропавловск-иа-Камчатке - Николаевск-на-Амуре - Рухлово - Иркутск. Продолжительность сложнейшего пути составляла около 11000 км. Цель полета - проверка надежности машины для трансарктического перелета. 20 июля 1936 г перелет начался. Перелет проходил в исключительно сложных метеорологических условиях и закончился 22 июля посадкой на острове Удд, расположенном в 45 км к северо-востоку от Николаевска-на-Амуре.

Итог полета: 9374 км за 56 ч. 20 мин. Все системы АНТ-25 в этом сложнейшем перелете работали нормально и самолет полностью оправдал, возлагавшиеся на него ожидания. можно было готовиться к перелету через Северный полюс в Амери-ку. На полготовку к трансарктическому перелету начинает готовиться и экипаж М М Громова на АНТ-25-1. В августе 1936 г. "дублер" вернулся в Москву и был отправлен в Париж на авиационный салон, где он с упехом экспонировался вместе с пассажирским АНТ-35 и опытным истребителем Н.Н.Поликарпова И-17.

18 июня 1937 г. экипаж В.П.Чкалова начал на АНТ-25-2 беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США. За 63 ч 16 мин. самолет пролетел более 9130 км по маршруту и по прямой - 8504 км, приземлившись 20 июня в США на аэродроме Ванкувер. Полет проходил в сложнейших метеоусловиях на высотах более 4000 м, при кислородном голодании экипажа, имевшего запас кислорода всего на девять часов полета (предполагалось, что в остальном маршрут будет выполняться на значительно меньших высотах и кислород в таких количествах не потребуется).

Это была победа и туполевского КБ,и чкаловского экипажа. Через месяц 12 июля 1937 г. экипаж М.М.Громова на АНТ-25-1 уходит во второй трансарктический перелет для установления мирового рекорда дальности беспосадочного полета по прямой. Через 62 чЛ7 мин. самолет садиться близ Сан-Джа-синто в США. После посадки в баках оставалось топлива еще на 500-600 км полета, а всего АНТ-25-1 пролетел по маршруту 11500 км и по прямой 10148 км, что было новым мировым рекордом.

Вопрос о серийном производстве самолета АНТ-25 был решен еще в 1933 г, когда шли испытания и доводки первых двух машин. Предполагался выпуск для ВВС на заводе №18 пятидесяти АНТ-25 в варианте РД-ВВ (ВВ-воен-ный вариант), который должен был выполнять функции дальнего бомбардировщика и дальнего разведчика. В 1935-1936 гг на основе АНТ-25 была выпущена небольшая серия дальних бомбардировщиков для ВВС под обозначением по КБ АНТ-36 и по ВВС - ДБ-1 (см.ни-же).

Помимо двух построенных АНТ-25 и военной серии, существовали следующие варианты имевшие или в своей основе конструкцию АНТ-25, или бы-вышие его прямой модификацией:

- РД-Д, АНТ-25 с дизелем. После перелета через Северный полюс В.П.Чкалов обратился в правительство с предложением осуществить перелет на модифицированном АНТ-25 с дизельным двигателем и гермокабиной. Полет должен был проводиться на высотах 8000-10000 м, проектная дальность -

15000-20000 км. Для проведения подобной работы к тому времени имелся некоторый практический задел: в Бюро Особых конструкций (БОК) во второй половине 30-х годов на базе АНТ-25 была построена серия опытных высотных самолетов с гермокабинами и высотными бензиновыми и дизельными двигателями (БОК-1, БОК-7, БОК-11 и БОК-15), авиационные дизеля АН-1 и М-40 испытывались на модифицированном АНТ-36, а затем на БОК-15. С конца 1940 г. началась подготовка к сверхдальним перелетам вокруг Земли на дизельных вариантах АНТ-25 с гермокабинами, лететь должны были два экипажа: М.М.Громова и Г.Ф.Байдукова. Старт намечался на 20 июля 1941 г, были подготовлены машины, тренировались экипажи. Но этим планам не суждено было осуществиться. В Европе разгорался пожар второй мировой войны, 22 июня нацистская Германия напала на СССР, 22 июля, через два дня после намечавшегося даты старта перелета, бомбардировщики Люфтваффе бомбили Москву и было уже не до беспосадочных перелетов вокруг "шарика".

Основные данные самолета АНТ-25-2 (РД-2)

- длина самолета - 13,4 м;

- размах крыла - 34,0 м;

- высота самолета - 5,5 м;

- площадь крыла - 88,2 м2;

- максимальная взлетная масса - 10000 кг;

- максимальная скорость - 246 км/ч;

- практический потолок - 2100 - 7850 м;

- дальность полета - 10800 км;

- экипаж - 3 чел










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх