Трофейные советские самолеты в финских ВВС


Карл-Фредрик ГЕУСТ, перевод В. КОТЕЛЬНИКОВА


Линейка финских СБ-2 из состава 2lLeLv б


Введение

Финские ВВС, по-видимому, в наибольшей степени из всех государств -участников Второй мировой войны использовали трофейную технику, причем не только для изучения и ознакомления с самолетами противника (что, естественно, делали во всех странах), но и применяли ее в боевой обстановке. Некоторые эскадрильи финской авиации практически полностью были оснащены захваченными самолетами на протяжении значительных периодов времени. Имелись как "собственные" машины (захваченные финскими войсками в "зимней" войне 1939-1940 годов или в 1941-44 годах), так и купленные в Германии в 1941-42 годах.

Следует отметить, что Германия не разрешала экспорт в Финляндию боевых самолетов собственного производства (таких как Bf 109 или Ju 88) до весны 1943 г. Исключением являлась только поставка 15 Дорнье Do 17 в январе 1942 г., когда эти машины уже нельзя было считать современными. До тех пор, Финляндия располагала только трофейными самолетами - в дополнение к советским типам это были истребители Моран-Солнье MS406, захваченные во Франции, и Кэртис 75 "Хок", взятые во Франции и Норвегии в 1940 г. и проданные немцами финнам в 1941 г.

Все трофейные машины, независимо от происхождения, до передачи в строевые части проходили ремонт и переборку на заводе "Валтион ленто-конетехдас" (VL, Государственный авиазавод) в Тампере. Поскольку обычно специальный инструмент, запчасти, необходимые материалы и документация (за исключением простейших инструкций по пилотированию, которые иногда захватывали вместе с самолетами) отсутствовали, процесс ремонта был весьма сложен и длителен, требуя анализа состава материалов, изготовления инструмента и деталей, обширных летных испытаний и т. д. Инструкции по пилотированию и эксплуатации писались наспех. Восстановление и обслуживание трофейных самолетов фактически требовали огромных усилий лучших конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей. Сейчас можно обсуждать, было ли это трудоемкое обеспечение эксплуатации горсточки машин целесообразно или оптимальнее было бы направить технические и материальные ресурсы завода VL на другие цели. Создание отечественного истребителя "Мирски" постоянно затягивалось, а когда в июле 1944 г. самолет достиг стадии серийного производства, он благополучно устарел. Но в 1942 г. двадцать "Мирски" были бы куда ценнее, чем то же количество И-153!

С другой стороны, нужно заметить, что некоторые трофейные машины действительно хорошо послужили в финских ВВС. Особенно следует упомянуть о противолодочных СБ из эскадрильи LeLv6, самостоятельно уничтоживших две советских подводных лодки и внесших решающий вклад в потопление третьей, и скоростные Пе-2, которые летом 1944 г. являлись единственным типом разведчика, способным прорваться в воздушное пространство противника и вернуться с бесценной информацией. Пе-2 был очень популярен у финских летчиков. Немногие оставшиеся в живых финские пилоты, воевавшие на Пе-2, рассказывают о своих машинах с явным восхищением.

Следует также указать на гигантские проблемы, с которыми столкнулся и преодолел в ходе текущего ремонта трофейной техники завод VI и технический состав ВВС, проявлявшие и высокую квалификацию, и искусство импровизации. Эти традиции самообеспечения оказались весьма важны для финской авиации в послевоенный период, когда она продолжала свое развитие в условиях весьма скромных ресурсов и жестких бюджетных ограничений. Это способствовало тому, что в последующие десятилетия все более сложные и мощные типы самолетов непрерывной цепью поступали на ее вооружение - Фол-ланд "Нэт", Фуга "Мажистер", МиГ-21Ф, МиГ-21бис, ВАе "Хок", Сааб 35 "Дракен", Макдоннел-Дуглас F-18 "Хорнет". Эти самолеты, за исключением "Нэта" и МиГ-21, в основном собирались в Финляндии, которая обладает возможностями их самостоятельного обслуживания и ремонта.


Летающая лодка Шаврова Ш-2, севшая на территории Финляндии 21

сентября 1937 г


Финская листовка с указанием "цены" за угнанный самолет


Имеющиеся сведения о захвате самолетов вооруженными силами Финляндии. В ходе "зимней" войны и в последующем, в 1941-44 годах, значительное количество советских самолетов приземлилось по финскую сторону фронта из-за потери ориентировки. Многие из них находились в боеспособном состоянии. Другие совершили вынужденные посадки, подбитые в воздушных боях или поврежденные зенитной артиллерией. В "зимнюю" войну финны даже пытались разбрасывать листовки, обещавшие 10000 долларов советскому пилоту, который угонит свой самолет в Финляндию. Однако сомнительно, чтобы эти листовки действительно попали в руки людей, которым они предназначались. Как бы то ни было, ни одного случая преднамеренного угона советского самолета на финскую территорию не известно, все они являлись результатом потери ориентировки, израсходования горючего или боевых повреждений.

До войны несколько советских самолетов случайно попало в Финляндию. Одним из них был санитарный Ш-2 с обозначением GCCP-K8. Фотографии этой машины широко известны. Она села 21 сентября 1937 г. в Суоярви близ советско-финской границы севернее Ладожского озера. Пилот А.Т.Горбачев и механик А.Н. Васильев получили разрешение вернуться в СССР после необходимого расследования, в ходе которого выяснилось, что целью полета было забрать беременную женщину, нуждавшуюся в неотложной медицинской помощи. В финских архивах не удалось найти никаких сведений о том, что случилось с несчастной женщиной и ее будущим ребенком.

Сведения об описанных ниже случаях захвата исправных (или в ремонтопригодном состоянии) самолетов достоверны практически на 100%, так как основываются на данных финских и советских архивов. Автор будет благодарен за любые уточнения и дополнения к списку:

- 19.12.1939 г. один У-2 на лыжах (бортовой №"1", зав. №11429, часть неизвестна) приземлился в Толваяр-ви (экипаж, по-видимому, скрылся). Этот самолет сейчас выставлен в музее финских ВВС в Тиккакоски (аэропорт Ювяскюля).

- 24.12.39 г. И-15бис на лыжах ("173", 2-я аэ 152-го иап, ВВС 9-й армии, ранее 4-я аэ 19-го иап) сел на льду озера Оулунярви. Летчик лейтенант Яков Андреев застрелился, его самолет был захвачен исправным и впоследствии обозначен в финских ВВС VH-11, далее VH-2 и IH-2.

- 14.01.40 г. три И-15бис (зав. №№ 4647, 4672 и 4584 из 7-й аэ 147-го иап, ранее переведенной из 25-го иап) приземлился в Наутси (поблизости от Ивало, на севере Финляндии). Летчики капитан Степан Борщевский, лейтенант Николай Кузнецов и лейтенант Александр Осипов были взяты в плен пять дней спустя. Самолеты, по-видимому, использовались финскими ВВС (с номерами VH-3-VH-5).

- 29.01.40 г. один ДБ-3 (красный "15", зав. №392320 из 53-го дбап ОАГ) сел в Урьяла (близ Тампере) из-за потери ориентировки. Экипаж (капитан Подмазовский и др.) был подобран другим ДБ-3, приземлившимся неподалеку. Этот совершенно исправный самолет впоследствии эксплуатировался финнами как VP-101 и VP-11.

- 3.02.40 г. ДБ-3 ("9", зав. No 391450 из 42-го дбап 27-й аб) совершил посадку в Яаски*. Летчик капитан Федор Скобков и стрелок младший лейтенант Николай Микахлин убиты в перестрелке, штурман капитан Иван Соловьевых взят в плен. Этот исправный самолет впоследствии превратили в VP-12, позднее DB-12.

- 21.02.40 г. ДБ-3 ("11", зав. № 391695 из 5-го обап, ВВС 14-й армии) совершил вынужденную посадку недалеко от Вуотсе в Северной Финляндии, будучи поврежденным в бою с "Гладиатором*' унтер-офицера С.-О.Штенингера (шведского добровольца, эскадрилья F19). Весьма вероятно, что эта машина была отремонтирована и принята финскими ВВС.

- 24.06.41 г. один МБР-2 ("7") совершил посадку вблизи Пеллинге (около Порвоо, на побережье Финского залива). Впоследствии он использовался как VV-181.

* - в районе Ладожского озера


Подбитый в бою 6.04.42 г "Харрикейн" - самолет еще даже не начали ставить на шасси, а красные звезды уже закрашены!


Ремонт финнами МБР-2, севшего на вынужденную


- 25.06.41 г. И-153 ("12" из 153-го иап, ВВС 7-й армии) благополучно сел в Керимяки. Пилотом по-видимому, был лейтенант С.И.Медников, покончивший жизнь самоубийством. Самолет служил как VH-19, позднее IT-19.

- 12.07.41 г. один МиГ-3 ("1", зав. № 2171 з 61-й иаб ВВС КБФ) сел на "живот" недалеко от аэродрома Утти. Лейтенант Николай Эстьен был схвачен два дня спустя. Этот самолет, который, видимо, был одним из первых выпущенных МиГ-3, не восстанавливался. Задняя часть фюзеляжа, двигатель и некоторые другие части этой машины в настоящее время экспонируются в финских музеях.

- 20.07.41 г. МБР-2 был обнаружен дрейфующим в Финском заливе около Хаапасаари. Впоследствии он стал VV-182.

- 6.09.41 г. УТИ-4 был захвачен в Тройтсанконту на р.Свирь. Его использовали как UT-1 (в настоящее время - экспонат музея Авиации Финляндии, аэропорт Хельсинки-Вантаа).

- 3.11.41 г. И-16 ("19" из 13-го иап ВВС КБФ) сел с убранными колесами в Соммаре (под Таммисаари, на берегу Финского залива. Он стал IT-20.

- 10.12.41 г. И-16 ("64") был захвачен в Кексгольме, на Ладожском озере. Этот самолет должен был стать IR-104, но ремонт не закончили.

- 19.01.42 г. два Р-5 на лыжах (из 669-го ап 103-й ад, ВВС Карельского фронта) по ошибке сели на озере Пялляярви (недалеко от Онежского озера) и были захвачены. Командир полка майор П.Г.Пудан и капитан Д.Ф.Кузьменко попали в плен, старший лейтенант В.Г.Медведев и стрелок второго самолета погибли. Один Р-5 был совершенно цел, но его разбили 11.02.42 при перегонке на авиазавод в Тампере.

- 4.02.42 г. ЛаГГ-3 ("29" из 4-го зап) совершил вынужденную посадку на льду Ладожского озера. Старший лейтенант П.Финогенов взят в плен. Этот самолет впоследствии именовался LG-1.

- 16.02.42 г. МБР-2 на лыжах ("6") захватили на р.Свирь (он стал VV-185). В тот же день "Харрикейн"ИА ("42", английский номер Z2585, вероятно, из 760-го иап) сел, не выпуская шасси, у Топозера. Он превратился в НС-465.

- 20.02.42 г. ЛаГГ-3 ("33") был найден брошенным у Ладожского озера недалеко от Видлицы. Эта машина далее именовалась LG-2.

- 5.03.42 г. два У-2 на лыжах приземлились в Келломяки. Один самолет был сильно поврежден, а его экипаж мертв. Второй ("575" из Северной оаг ГВФ) был практически исправен. Летчики С.М.Антонов и К.А.Денисов попали в плен. Этот самолет стал VU-2 (первый с таким обозначением).

- 27.03.42 г. И-16 на лыжном шасси ("15" из 11-го иап ВВС КБФ) сел на лед у Гогланда. Пилот капитан Жарников скрылся. Его самолет обозначили IR-101.

- 6.04.42 г. три "Харрикейна" приземлились на "брюхо" около финского аэродрома Тииксярви (Тиксозеро) после боя с "Брюстерами". Широко известный самолет с бортовым номером "60" (английский ВМ959) с изображением белого волка* на хвосте и надписями "За Сталина - За родину" на фюзеляже принадлежал младшему лейтенанту Николаю Белецкому (609-й иап, ВВС 32-й армии). Машину с номером Z3577 пилотировал младший лейтенант Иван Вавякин из того же полка, a Z5049 - сержант Петр Белоусов из 767-го иап 122-й иад ПВО (ранее он служил в 65-м шап). Всех трех летчиков захватили в плен (Вавякина поймали только через пять дней). Поврежденные машины эвакуировали с места посадки и доставили на завод VL в Тампере. Но восстановление этих самолетов было прервано. Часть деталей использовали для ремонта НС-465 (Z2585).

- 28.08.42 г. два Ш-2 (СССР X-217 и СССР Х-370 из 2-й эскадрильи Северной оаг ГВФ) сели в Сапсаярви в Карелии и были захвачены. Впоследствии их использовали как AV-186 и AV-187. Захват этих машин явился результатом радиоигры финской разведки. Самолеты послали забрать финских офицеров, якобы находящихся в плену у советских партизан, действующих за линией фронта в Карелии. Финская сторона хорошо подготовилась к встрече. Самолеты были захвачены, а их экипажи (Павел Андреев, Федор Мотуз, Петр Чайкин и Петр Шульга) погибли в перестрелке.

- 11.09.42 г. Пе-3 (зав. № 40106* из 121-го ап ОМАГ ВВС СФ) совершил вынужденную посадку в И вал о на севере Финляндии. Летчик старшина В.М.Самарин вернулся в свою часть через несколько недель, а штурман старший лейтенант Шустов погиб. Этот самолет стал РЕ-301.

* - очевидно, это был Пе-Збис № 400106 (прим. перев.)


Р-5, вскоре благополучно разбитый финнами


- 14.09.42 г. ЛаГГ-3 ("57", зав. № 3121357 из 524-го иап, ВВС 7-й армии) сел на "брюхо" в Ала-Седокса (под Олонцом). Летчик бежал, но был убит 3.10.43. Эту машину обозначили LG-3.

- 16.01.43 г. Р-10 ("5" из 73-го ап ВВС КБФ приземлился в Паллаярви (у Онежского озера). Экипаж, состоящий из младшего лейтенанта Бориса Городшова и курсанта Тихона Жукова, попал в плен. Самолет не был поврежден, если не считать сломанного винта, но из-за уникальности и устарелости не делалось никаких попыток использовать его в финских ВВС.

- 9.02.43 г. Як-7Б ("37" из 1-го гв. иап) сел, не выпуская шасси, на лед Ладожского озера. Пилот лейтенант К.С.Марченко попал в плен. Самолет некоторое время хранили, но не восстанавливали.

- 8.03.43 г. "Харрикейн" (ВЕ559 из 760-го иап 259-й над ВВС 7-й армии) совершил вынужденную посадку в Пялкаярви. Летчик лейтенант Николай Синицын захвачен в плен. Восстановление этого самолета также было прервано.

- 8.06.43 г. командир 957-го иап (ВВС 7-й армии) майор С.Ф.Бамшин сел на своем Ил-2 ("15", зав. № 1871555) на "брюхо" в Макря (Оло-нец), будучи подбит зенитчиками. Майор Бамшин и капитан С.Войце-ховский пленены.* . Самолет не восстанавливался.

- 15.08.43 г. два Як-1 (из 3-го гв. иап ВВС КБФ) совершили вынужденную посадку недалеко от Антреа (на Карельском перешейке). Летчики сержант Н.П.Савкин и лейтенант В.ДЛа-заревич были схвачены более чем через две недели. Пилоты заблудились по пути на Лавансаари в густом тумане. Самолеты не ремонтировались.

- 26.09.43 г. У-2ВГ ("61" из 4-го ап ГВФ) приземлился у д.Вознесения у р.Свирь. Младшего лейтенанта В.И. Акимова взяли в плен. Самолет стал VU-2 (вторым с таким обозначением).

- 10.10.43 г. У-2 (из 375-й оаэ связи, ВВС 7-й армии) сел в Тодсаари (под Олонцом). Экипаж - младший лейтенант П.П.Суворов и старший сержант А.Д.Реунов пленены через два дня. Машину обозначили VU-3.

- 27.12.43 г. P-40M-10CU "Китти-хаук" ("23", американский номер 43-5925, из 191-го иап 275-й над, 13-я воздушная армия) приземлился в Вал-кярви (Белоостров). Младший лейтенант Виталий Ревин попал в плен. Самолет использовали как КН-51.

- 2.02.44 г. У-2 (из 716-го нбап, ВВС 7-й армии) сел в Ковкенишах, в Карелии. Лейтенант И.К.Бондаренко и старшина Н.В.Лукьянов пленены на следующий день. Самолет стал VU-4.

- 17.06.44 г. две "Аэрокобры" (Р-39Q, "20" и "25", американские номера 44-3255 и 44-2092, принадлежали предположительно 2-му иак ПВО) совершили посадку на "брюхо" в Ин-керойнене (под Лаппеенрантой). Летчики (капитан и лейтенант) застрелились. Третья "Аэрокобра" (P-39Q, "26", № 44-2664, также захваченная в июне 1944 г.) в настоящее время реставрируется в музее финских ВВС в Тиккакоски и скоро будет выставлена в экспозиции.

- 10.07.44 г. Як-9 ("38" из 197-го иап 324-й и ад ВВС 7-й армии) сел, не выпуская шасси, возле Ниетярви (к северу от Ладожского озера). Пилот, младший лейтенант Н.Ф.Носенко, схвачен неделю спустя. Самолет находился на консервации, но не восстанавливался.

- 30.08.44 г. Як-9 ("18", зав. №

12153-18 из 29-го гв. иап 275-й и ад 13-й воздушной армии) приземлился на "брюхо" у Ховинкюля (под Лаппеенрантой). Лейтенант М.М.Волков и младший лейтенант В.М.Титоренко попали в плен. Целью полета являлась перегонка машины из Масиние-ми (Суулаярви) на Комендантский аэродром. Поэтому одноместный самолет вез пассажира. Машина некоторое время сохранялась, но не ремонтировалась.

Примечания:

1. Практически все документы финской военной разведки были уничтожены осенью 1944 г. В настоящее время в архивах Финляндии лишь отрывочные материалы, касающиеся разведывательной деятельности, в том числе учета трофеев и пленных.

2. К сожалению, практически ничего неизвестно о предыстории и предыдущей принадлежности самолетов, закупленных в Германии.

3. Сперва все трофейные истребители обозначались VH (Vihollishavittaja - "вражеский истребитель"), а бомбардировщики соответственно VP (Vihollispommittaja - "вражеский бомбардировщик"), но с 17.09.41 эта запутывающая система обозначений была заменена кодами, происходящими от первоначальных наименований самолетов - IT, SB, DB и т. п.

4. До 14.02.44 г. эскадрильи финских ВВС обозначались LeLv (Lentola-ivue). После этого добавили префикс назначения части: Н (havittaja - "истребительная"), Р (pommittaja - "бомбардировочная") , Т (tiedustelu - "разведывательная"). Вследствие этого, например, вооруженная СБ эскадрилья LeLv6 превратилась в PLeLv6.

Общий итог трофейных самолетов, которые использовали (или намеревались использовать) финские ВВС Захваченные в "зимней" войне 1939-40 гг.: 5 И-15бис, 8 И-153, 1 И-16, 8 СБ, 5 ДБ-3.

Война 1941-44 гг. - захваченные финскими войсками: 3 И-153, 5 И-16 (только один использовался), 1 УТИ-4, 3 ЛаГГ-3, 3 "Харрикейна" (только один использовался), 1 Р-40М, 1 Пе-3, 5 МБР-2, 2 Ш-2, 1 Р-5 (разбит при перегонке на завод), 4 По-2.

Купленные в Германии в 1941-42 гг.: 11 И-153 (один разбился при перегонке на территории Германии), 16 СБ, 6 ДБ-3, 4 ДБ-ЗФ (Ил-4) (один разбился при перегонке под Ригой), 7 Пе-2 (один поставлен в 1944 г.).

В дополнение к этому 22 МиГ-3 (с номерами от MG-71) были приобретены у Германии 22.12.42. При осмотре в марте 1943 г. финские специалисты отметили, что разобранные МиГ-3 практически новые (налетавшие примерно по 50-55 часов), но без пулеметов и радиостанций. Когда финский летчик-испытатель отправился в Германию, чтобы облетать эти МиГ-3, 13.05.43 поступило сообщение, что самолеты уничтожены при бомбежке (по-видимому, в Штеттине). Вследствие этого они так и не были получены Финляндией.

• - Бамшин впоследствии был вывезен в Германию


Линейка финских И-15бис (И-152)


И-153 с немецкими опознавательными знаками, переданный финнам ия

Гер мании


В Германии также закупались трофейные авиамоторы (М-63, М-87, М-88, М-105 и др.), пулеметы и другое оборудование.

Некоторые советские самолеты, захваченные финскими войсками и в пригодном для ремонта состоянии (три Р-39, три Як-9, несколько Як-1 и Як-7 и Ил-2) сочли невыгодным восстанавливать.

Хотя очень немногие трофейные машины летали до 1.04.45, когда ввели новые финские опознавательные знаки (бело-синие круги, используемые по сей день), на самолетах, находившихся в консервации, их нанесли. Большая часть трофейных машин была списана ко 2.01.50 и пущена на слом в начале 50-х гг.

Интересно, что мирное соглашение, заключенное между СССР и Финляндией 19.09.44, требовало сдачи Советскому Союзу всей германской собственности в стране, но не касалось техники, официально купленной Финляндией. Поэтому некоторое количество немецких самолетов, временно переданных "люфтваффе" финским ВВС, было сдано советским представителям: один Хейнкель Не 115, один Арадо Аг 196, один FW 58 "Вейхе" и два грузовых планера Гота Go 242, брошенных немцами на аэродроме Риссала. Однако, даже не упоминалось о большом количестве трофейной техники у финских вооруженных сил. Очевидно, советское руководство не хотело официально признавать то, что противник обращал советское оружие против его бывших хозяев. Конечно, то, что финские ВВС широко пользовались советскими самолетами, не являлось секретом. Это явствует из документов российских архивов. Тем не менее, этот факт в советское время никогда публично не признавался и лишь иногда пробивал себе путь в публикациях в России.

Использование финскими ВВС во Второй мировой войне трофейных самолетов

И15бис

Пять И - 15бис, захваченных в "зимнюю" войну, использовались для обучения летчиков-истребителей и буксировки мишеней различными авиачастями с 1940 по 1945 г. Два самолета служили в финских ВВС уже в "зимнюю" войну. Все пять машин пережили конец войны и были законсервированы в феврале-марте 1945 г., налетав от 106 до 144 час.

И-153

Во время "зимней" войны финские войска захватили пять И-153, а летом-осенью 1941 г. - еще три. 18.11.42 г. 11 И-153 приобрели у Германии. Эти самолеты перегонялись в Финляндию из Вены финскими летчиками в конце 1942 г. Из-за аварий три истребителя прилетели только в 1943 г., в т. ч. последний 20.09.43. Один из купленных И-153 (зав. № 7096, немецкое обозначение Н4+НА) вообще не прибыл в Финляндию, поскольку разбился на территории Германии. Десять И-153, доставленных на место, имели заводские №№ 6454, 6514, 6627, 7046, 7141, 8161, 8232, 8245 и 8252 (у последнего - германское обозначение Н4+НВ). Таким образом, финские ВВС в общем итоге имели в строю 21 И-153. Сначала самолеты обозначались VH, а с 4.06.42 код изменили на IT.

31.05.41 была сформирована специальная морская эскадрилья LeLv6, задачами которой являлись разведка над морем, поиск подводных лодок и ПВО Финского залива. LeLv6 находилась в оперативном подчинении штаба финского флота, а организационно входила в ВВС (в отличие от многих других стран Финляндия не имела отдельной морской авиации). Основной материальной частью эскадрильи были самолеты типов СБ и И-153. На 21.06.41 LeLv6 базировалась в Турку, имея 3 СБ и 5 И-153.

26.06.41 унтер-офицер Т.Хямеля (самолет VH-14) сбил советский СБ, бомбивший Турку (подтверждения этому в советских архивах не найдено). Затем звено И-153 перевели в Нуммела. 10.07.41 лейтенант В.Кал-лио (тоже на VH-14) был сбит капитаном А.К.Антоненко (из 13-го иап ВВС КБФ) во время боя с советскими И-153 и И-16 к западу от Ханко. 13.01.42 звено И-153 после эвакуации советской военно-морской базы Ханко перебросили в восточную часть Финского залива, где оно летало с ледяной площадки под Хамина. 19.03.42 самолеты расстреляли МБР-2, стоявший на льду вблизи о.Гогланд. По советским данным МБР-2 совершил вынужденную посадку на льду у Лавенсаари 14.03.42 и позднее был уничтожен "бомбардировщиком типа Ю 88".

27-28.03.42 звено участвовало в захвате Гогланда, 23.04.42 его перевели на аэродром Мальми в Хельсинки, а 27.05.42 - в Ромпотти (Карельский перешеек) с задачей обследования восточной части Финского залива. 4.07.42 капитан П.-Е.Ахониус (IT-16) сбил два И-16 у Сенскари (подтверждения не обнаружено), а к востоку от Лавенсаари самолеты потопили советский патрульный катер. На следующий день подожгли другой катер у Шепелевского маяка. В июле 1942 г. два И-153 были разбиты в авариях, один пилот погиб.


И-16 на заводе в Тампере, май 1942 г


ЛаГГ~3 на заводе в Тампере, январь 1943 г


4.10.42 три финских И-153 сражались с пятью советскими И-153 (из 71-го иап ВВС КБФ) близ Лавенсаари. Обе стороны потеряли по одному самолету. Унтер-офицер О.Пуро (IT-18) сбил один И-153 (подтверждения не обнаружено), а старший сержант К.Салминен (IT-17) был сбит сам и погиб. 11.11.42 Пуро (IT-18) сбил Пе-2 у Пенинсаари (подтверждения этому не найдено).

4.11.42 был сформирован специальный полк для морских операций -LeR5. Он состоял из двух эскадрилий: LeLv6 с бомбардировщиками и разведчиками (в основном СБ) и истребительной LeLv30 (использовавшей Фоккер D.21 и И-153, переданные из LeLv6). LeLv30 командовал известный ас-истребитель майор Е.Луукканен (18.06.44 награжденный Крестом Маннергейма). С 27.02.43 по 16.02.44 И-153 были единственным оснащением LeLv30 ("Фоккеры" перевели в LeLvl2). И-153 к этому времени явно устарели и имели мало шансов на благополучный исход боев с истребителями "Як" и "Ла" из полков ВВС КБФ. 24.03.43 IT-13 был подбит И-153 из 71-го иап у Лавенсаари. Сержанта С.Янкаваара отыскал Пуро, севший на своем И-153 поблизости. Совершивший вынужденную посадку IT-13 добили пулеметным огнем два финских И-153 из той же части. 5.08.43 лейтенант М.Харттила (IT-29) не вернулся из района Лавенсаари-Пенинсаари. Пять И-153 были разбиты в авариях, один летчик погиб.

Советское наступление в июне 1944 г. потребовало мобилизации всех имевшихся ресурсов, и несколько оставшихся, уже безнадежно устаревших И-153 опять пустили в ход. Разведывательная эскадрилья TLeLvl2, действовавшая к северу от Ладожского озера, 25-27.06.44 получила девять И-153. Первый боевой вылет совершили 16.07.44, после необходимого освоения "новой" техники. TLeLv 12 летала в основном из Вяр-тсиля. На другой стороне фронта были сосредоточены огромные силы. 7-я воздушная армия обладала "Аэрокобрами", Як-9, Пе-2, "Бостонами" и Ил-2. Однако, когда 29.07.44 пять финских И-153 встретились в районе Лой-мола-Корплярви примерно с двадцатью "Аэрокобрами", сержанту В.Рин-кинева (IT-31) удалось сбить "Кобру". По советским данным, лейтенант И.И.Латышев (773-й иап 257-й сад) действительно не вернулся из района Толваярви.

1.08.44 Вяртсиля бомбили "Бостоны" и Ил-2. Среди поврежденных самолетов оказались два И-153. Последний вылет финские И-153 совершили 31.08.44 - четыре машины встретились над районом Коллаанярви-Толваярви с шестью "Аэрокобрами", но без результатов.

Восемь И-153 пережили войну. Их законсервировали 24.02.45 и списали 2.01.50. Три И-153 по документам налетали более чем по 200 часов каждый. На первом месте стоит IT-11 -274 час. 20 мин.

И-16

Финские ВВС имели два И-16. Первый из них, типа 18, был захвачен в "зимнюю" войну. Этот самолет, VH-21, использовался только для испытаний, налетав 6 час. 20 мин. 15.04.41 машину передали для изучения в Германию, и в Финляндию она не вернулась.

Второй И-16, типа 5, был взят на Гогланде 27-28.03.42 (IR-101). Совершил всего несколько ознакомительных полетов (общей продолжительностью 6 час. 35 мин.) до его консервации в июне 1943 г., когда прекратили ремонт еще четырех других И-16 (для них зарезервировали номера IR-102-105).

УТИ-4

Единственный УТИ-4 захватили 6.09.41 на р.Свирь. В финских ВВС его обозначили UT-1. Его использовали для демонстрации и как учебный (с апреля по сентябрь 1942 г.), всего налетали 43 час. 25 мин. UT-1 впоследствии восстановили и выставили в Финском авиационном музее в аэропорту Вантаа (Хельсинки).

ЛаГГ-3

Три ЛаГГ-3 (LG-1-LG-3) использовались эскадрильей LeLv32 в Нур-мойла (Олонецкое направление) с марта 1943 г., пополнив имевшиеся там истребители Кэртис "Хок". Из-за технических проблем в LeLv32 никогда не было одновременно более одного боеспособного ЛаГГ-3. Унтер-офицер Е.Кискинен одержал одну победу на LG-1 16.02.44, сбив в уникальной дуэли двух одинаковых самолетов советский ЛаГГ-3. Согласно советским документам, в тот день лейтенант И.Т.Сторожко (из 415-го иап) совершил вынужденную посадку в 15 км от Яровщины. Пилот остался цел и невредим. LG-2 был потерян из-за отказа двигателя 19.07.44, налетав 26 час. 35 мин. Всего истребители LG до перемирия осуществили 45 боевых вылетов, после чего два оставшихся ЛаГГ-3 совершили еще несколько испытательных полетов. Суммарное полетное время у LG-1 составило 67 час. 55 мин., последний полет на нем выполнили 23.01.45. У LG-3 последний полет состоялся 29.01.45 при общем налете 79 час 40 мин.


Захваченный финнами Кертис Р-40М


СБ-2 захваченный во время "Зимней войны", весна 1940 г


Экипаж СБ-2 празднует 1000-й боевой вылет в составе эскадрильи LeLv б


Хаукер "Харрикейн"

Только один из пяти "Харрикей-нов" (модификаций НА и НВ), захваченных в пригодном для ремонта состоянии в северной Карелии в 1942-43 годах, был принят на вооружение финских ВВС. 27.04.44, более чем через два года после того как к финнам попал этот самолет, "Харрикейн" НС-465 (бывший Z2585 с мотором "Мерлин"ХХ в 1260 л.с) передали эскадрилье HLeLv 34. Там его использовали до 31.05.44, когда состоялся первый полет. "Харрикейн" служил для демонстрации и буксировки мишеней. Суммарный налет составил всего 18 час. 40 мин.

Во время "зимней" войны Финляндия купила в Англии 12 "Харрикей-нов" I (с моторами "Мерлин" III в 1030 л.с). Немногие из этих самолетов дожили до 1942 г. Последний полет этих "собственных" "Харрикей-нов" состоялся в июле 1943 г., после чего оставшиеся две машины поставили на прикол из-за отсутствия запчастей.

Кертис Р-40М

Единственный Кертис Р-40М "Кит-тихаук" ("23", 43-5925) достался финнам, когда младший лейтенант В.А.Ревин из 191-го иап (275-я иад, 13-я воздушная армия) заблудился на перелете из Смольной в Касимово в ненастную погоду. Он сел по финскую сторону фронта на лед озера Вал-кярви (Белоостров).

Самолет использовался со 2.07.44 для демонстрации эскадрильей LeLv32 в Менсуваара. Эта часть с 1941 г. была вооружена более старыми истребителями Кертис 75 "Хок". Ни одного боевого вылета там Р-40М не соврешил, но большинство летчиков эскадрильи опробовали этот бывший советский истребитель. Последний полет его состоялся 12.02.45, когда он налетал 64 час. 35 мин.

СБ

Восемь СБ были захвачены в "зимней" войне. Обстоятельства этого, к сожалению, неизвестны. Летом 1941 г. еще 16 СБ купили у Германии. Эти самолеты поставлялись разобранными тремя партиями с 5.11.41 по

27.08.42. Финские СБ были разных серий. SB-8 имел моторы М-100, а все остальные - М-103. Различным было и их вооружение - с турелями под сдвижным фонарем и с башенными установками, некоторые машины имели и нижние пулеметы. Отличались и радиаторы. Для того, чтобы облегчить эксплуатацию самолетов, было решено стандартизировать оборудование всех СБ как можно скорее. Поэтому SB-8 1.11.43 получил моторы М-103. В начале 1943 г. завод VL переделал два СБ (SB-8 и SB-6) в учебные самолеты (по типу УСБ), установив второе управление. Все самолеты имели сначала обозначение VP, а с 17.09.41 - SB.


Учебный СБ-2 (SB-6) из T-LLv 17, лето 1943 г


ДБ-Зб (VP-13?)


СБ являлся основным типом само-летоь в морской эскадрилье LeLv6 (см. также раздел о И-153 ранее), имевшей задачу патрулирования Финского залива. Постепенно основной работой финских СБ стала охота за подводными лодками, для чего их оснастили глубинными бомбами.

25.06.41 один СБ был слегка поврежден при налете советских бомбардировщиков на Турку.

25.07.41 VP-8 бомбил советское судно недалеко от Тытярсаари; зафиксированы прямые попадания.

27.03.42 четыре СБ с охранением из финских И-153 из той же эскадрильи бомбили Суурсаари (Гогланд). На следующий день остров был захвачен финскими войсками.

28.05.42 лейтенант Палосуо (SB-1) уничтожил глубинными бомбами к востоку от Гогланда советскую подводную лодку М-95.

24-25.06.42 командир звена капитан Б.Эк (SB-9) атаковал советскую субмарину у Пеллинге, сообщив о ее уничтожении. Это была Щ-406, которая получила серьезные повреждения, но оказалась способна вернуться в Кронштадт, куда пришла 6.08.42.

14.07.42 лейтенант Теряс и финский минный заградитель "Руотсин-сальми" потопили лодку Щ-317 к югу от Пеллинге.

18.08.42 капитан Эк (SB-9) атаковал советскую субмарину между Гогландом и Тытярсаари, отрапортовав о ее потоплении. Щ-407 была повреждена, но вернулась в Кронштадт 28.09.42.

20.09.42 капитан Эк (SB-9) опять бомбил советскую подводную лодку к западу от Гогланда. Были замечены пятна мазута и мусор. Два дня спустя у Пеллинге он атаковал другую лодку совместно с двумя финскими патрульными катерами. В обоих случаях это была одна и та же С-12, которая, невзирая на серьезные повреждения, продолжала выполнять свою задачу, вернувшись в Кронштадт только 15.11.42.

14.10.42 лейтенант Палосуо (SB-I) атаковал и уничтожил Щ-302 в западной части Финского залива.

В марте 1943 г. LeLv6 участвовала в налетах на советские аэродромы к северу от Ленинграда силами до четырех СБ. 18.03. бомбили Касимово и Левашово, а три дня спустя - Левашове, Касимово, Ш у вал о во и Капи-толово. 22.03. атаковали Левашово, Горскую и Углово и, наконец, 25.03. - Углово и Левашово.

В навигацию 1943 г. от финского до эстонского берега поставили противолодочные сети (от Порккала до Найссаари), существенно стеснившие перемещение советских подводных лодок. В связи с этим эскадрилья имела меньше всего работы за всю войну, не обнаружив ни одной субмарины.

17.09.43 эскадрилья пятью СБ участвовала в налете на Лавенсаари.

21.10.43 LeLv6 отметила 1000-й вылет СБ.

Поскольку СБ к 1944 г. уже устарели, LeLv6 не участвовала в тяжелых боях на Карельском перешейке в июне, а продолжала патрулирование над морем. Звено СБ из LeLvo совершило последний вылет 8.08.44.

Ни один СБ не был потерян из-за действий противника, однако семь СБ были уничтожены в авариях; один летчик и два штурмана погибли. На счету части две подводные лодки (М-95 и Щ-302) и участие в потоплении третьей (Щ-317). Однако, советские лодки оказались куда прочнее, чем о них думали - эскадрилья отрапортовала о потоплении восьми (!) субмарин и повреждении еще двух. За успешную борьбу с подводными лодками капитана Биргера Эка 8.03.43 наградили Крестом Маннергейма.

LeLv6 участвовала и в боевых действиях против немцев в 1944-45 годах, осуществляя на СБ разведку в северной части Балтийского моря с 28.10.44 до 22.03.45. Всего совершили 84 безрезультатных вылета.

SB-1 налетал 397 час. 15 мин., еще три СБ - свыше 300 часов, остальные шесть - свыше 200 час. 16 СБ пережили войну, законсервированы 4.04.45 и списаны 2.01.50.

ДБ-3

Пять ДБ-3 стали трофеями "зим-ней" войны, а еще шесть купили в Германии в 1941 г. Их обозначили сначала VP, а с 17.09.41 - DB.

12.05.41 VP-13 был отослан в Германию для испытаний в исследовательском центре в Рехлине. Этот самолет вернулся в Финляндию 12.09.41. ДБ-3 применялись не только как дальние бомбардировщики, но и как фоторазведчики - для картографической съемки обширных районов советской Карелии. Для этих целей по крайней мере на четырех ДБ-3 (DB-13, DB-16, DB-20 и DB-21) установили фотосъемочное оборудование.

Летом 1941 г. четыре исправных ДБ-3 включили в состав эскадрильи LeLv46 (базировавшейся в Луонетяр-ви около Тиккакоски), которая, однако, не использовала их в боевых условиях. В ноябре 1941 г. имевшиеся ДБ-3 перевели в LeLv48.

19.02.43 все эскадрильи полка LeR4 бомбили советский аэродром в Секе-хе (Сегежа); из-за плохой погоды результаты налета невозможно было установить. На обратном пути все четыре привлеченных ДБ-3 заблудились и совершили вынужденные посадки в разных местах. DB-15 разбился, его экипаж погиб. Три других самолета получили лишь легкие повреждения.


ДБ-ЗМ (DB-18) из 2/LeLv 48, август 1942 г


Ил-4 во время перегонки в Финляндию. Чтобы не сбили свои истребите.т. самолет по верх камуфляжа окрашен желтой краской


20.08.43 полк LeR4 бомбил базу советских партизан в Лехто. Участвовал 31 самолет, включая три ДБ-3 и один ДБ-ЗФ; их сопровождали десять истребителей "моран" из LeLvl4.

17.09.43 два ДБ-3 участвовали в налете на Лавенсаари.

Всего эскадрилья LeLv48 совершила 27 вылетов на ДБ-3. Ни один ДБ-3 не был сбит в бою, но три из них потеряли в авариях. При этом погибли семь членов экипажей.

К концу 1943 г. ДБ-3 и ДБ-ЗФ перевели в LeLv46 (оснащенную в основном Dol7), располагавшуюся в Менсуваара. Весной 1944 г. бывшие советские бомбардировщики участвовали в ряде ударов по советским же аэродромам. 30.03.44 Мергино (к югу от р.Свирь) атаковали 33 самолета, в том числе один ДБ-3 и один ДБ-ЗФ. 3.04.44 бомбили Кяху, а 18.05 опять Мергино.

В июне 1944 PLeLv46 (вместе со своими ДБ-3) действовала против неуклонно продвигавшихся вперед советских войск, атаковала дороги и мосты на Карельском перешейке. Цели располагались в районах: Ки-веннапа - Майнила (12.06), Куутер-селка (15-17.06\ Ромпотти (18.06), Хумалйоки (19.06), Хуумола (20.06), Виипури (Выборг) - Тали - Манник-кала (22.06), Виипури (23.06), Тали - Портинхойкка (28.06). В начале июля были атакованы советские суда у Тейкарсаари; зафиксировали два прямых попадания - бомбами в 100 и 250 кг. 6.07.44 эскадрилью перевели в Риссалу и с 8.07 полк ежедневно бомбил советский плацдарм у Вуосал-ни, поднимая в воздух до 30 самолетов. Это продолжалось до 17.07, когда советское наступление в этом направлении прекратилось.

Во второй половине июля эскадрилью передислоцировали к северу от Ладоги. 26.07 она бомбила Колу, затем мосты у Вуонтеле (1.08 один "дор-нье" сбила "Аэрокобра") и Салмияр-ви. Последний вылет состоялся 9.08.44, когда четыре бомбардировщика (два Do 17, два ДБ-3 и один ДБ-ЗФ) атаковали железнодорожную станцию Суоярви.

В составе PLeLv46 ДБ-3 совершили 44 вылета, а ДБ-ЗФ - 28. Ни один самолет не был сбит в бою. Один ДБ-3 списали после катастрофы; его экипаж погиб.

В боевых действиях в Лапландии в 1944-45 годах дальность полета ДБ-3 и ДБ-ЗФ оказалась весьма полезной в операциях против отступавших немецких войск. Финские ВВС использовали удаленные от этого района базы, поскольку немногие аэродромы, располагавшиеся близ линии этого нового фронта, "раскисли" из-за ненастной погоды. Эскадрилья летала из Луонетярви в центральной части Финляндии до 24.10, когда ее перебросили в Кеми. 22.10.44 немецкая зенитная батарея сбила под Оунасйоки DB-16; экипаж не пострадал. За время Лапландской кампании ДБ-3 совершили 31 вылет.

Всего по документам DB-17 налетал 418 час. 10 мин., пять других ДБ-3 - свыше 200 часов.

ДБ-ЗФ

2.10.42 Финляндия закупила четыре ДБ-ЗФ из числа немецких троцЪе-ев. Они имели номера А61-10, А71-8, A65-I2 и А62-12.

Финские экипажи перегоняли самолеты из Брянска. Оттуда они вылетели 12.10.42. Перед полетом машины покрыли ярко-желтой краской со всех сторон, нанесли опознавательные знаки Германии и финские номера, написанные, однако, на немецкий манер (например, DF+22). Все это должно было уберечь самолеты от немецких зенитчиков. Во время перелета DF-22 разбился под Ригой 14.10.42 - у него отказал правый мотор. Пилот и штурман погибли, стрелок и механик получили ранения. Остальные три самолета прибыли в Финляндию 21.10.42.

После ремонта три ДБ-ЗФ передали эскадрилье LeLv48. Она получала их последовательно, один за другим, с 5.06 по 22.09.43. В LeLv48 ДБ-ЗФ совершили три вылета.

15.11.43 ДБ-ЗФ перевели в LeLv46, где они воевали бок о бок со своими "старшими братьями" - бомбардировщиками ДБ-3. В 1943-44 годах три ДБ-ЗФ использовались на всех участках советско-финляндского фронта. Всего они совершили 28 вылетов. Последние два ДБ-ЗФ повоевали и против немцев в 1944-45 годах; на их счету девять вылетов. Все три ДБ-ЗФ списали в результате аварий: DF-24 -

17.06.44, DF-25 - 3.01.45 и DF-23 -

23.02.45. Налет их составлял 51-169 часов.

Пе-2

В 1941 г. Финляндия приобрела у Германии шесть Пе-2. Их отправили в Финляндию морем 19.12.41. На завод VL самолеты прибыли 10.01.42. Планировавшаяся перегонка по воздуху из Пинска сорвалась из-за непригодности техники к полетам. После ремонта машины получили номера от РЕ-211 до РЕ-216 и были переданы эскадрилье LeLv48.


Финский Пе-2 РЕ-212) из 1/LeLv 48, июль 1942 г


Финский Пе-Збис


11.09.42 в северной части Финляндии совершил вынужденную посадку дальний истребитель Пе-3. После ремонта его 19.08.43 тоже сдали LeLv48 (как РЕ-301).

Последний финский Пе-2 перегнали из Оломоуза в Чехословакии. Он нес немецкое обозначение NS+BA, а потом получил финское - PE-2I7. Из Чехословакии самолет улетел 17.01.44, в Финляндию прибыл 29.01.44.

Пе-2 использовались в основном как фоторазведчики. В летние сезоны 1942, 1943 и 1944 годов действовало отдельное разведывательное звено LeLv48, оснащенное специально отобранными "Бленхеймами", Do 17, ДБ-3 и Пе-2.

10.02.43 РЕ-212 не вернулся из разведывательного полета в направлении на Беломорск.

Зимой-весной 1944 г. советские аэродромы к северу от Ленинграда, в направлениях на Свирь и Мааселкя, регулярно фотографировались финскими Пе-2.

Летом 1944 г. быстроходный Пе-2 стал единственным типом самолета, способным снимать сосредоточения советских войск на Карельском перешейке. На практике было доказано, что детальные снимки, сделанные с финских Пе-2, могут вскрыть места будущих атак. Это было проверено в конце мая-начале июня 1944 г. Но эта бесценная информация поступила в соответствующие инстанции слишком поздно, в связи с чем "четвертый сталинский удар'* на Выборг 9.06.44 оказался для финской армии в значительной мере неожиданным.

Во время жестоких сражений на Карельском перешейке один Пе-2 регулярно привозил снимки района боев. Обычно его сопровождали до четырех Bfl09G.

27.06.44 РЕ-217 сбили у Тали советские истребители, пилот ПЛехто-нен спасся на парашюте, штурман и стрелок погибли.

2.07.44 два в то время крайне ценных Пе-2 (РЕ-215 и РЕ-301) были уничтожены бомбами на аэродроме Лаппеенранта. В налете участвовали 16 бомбардировщиков Пе-2 из 276-й бад и 36 Ил-2 из 281-й шад. После этого в строго финских ВВС остался один исправный Пе-2.

27.07.44 РЕ-216 (полученный с завода только днем раньше) разбился к северу от Ладожского озера из-за отказа мотора. Пилот капитан Я.Ранта и штурман унтер-офицер Е.Воланен вернулись к своим через две недели, стрелок пропал без вести. Это был последний вылет финского Пе-2 против Советского Союза.

За три года фото разведывательное звено PLeLv48 отсняло площадь 184000 км2, что примерно равно половине всей территории Финляндии. Доля самолетов разных типов в этой работе неизвестна. Пе-2 совершили в общей сложности 125 вылетов. Три Пе-2 были уничтожены противником, один пропал без вести и два стали жертвами аварий. Погибли восемь членов экипажей.

Во время боевых действий в Лапландии Пе-2 совершил только один вылет. РЕ-211 2.10.44 фотографировал аэродром Кеми и обследовал маршрут Кеми-Торнио-Рованиеми.

РЕ-211 пережил войну, совершив последний полет 4.04.46; к этому времени он налетал 264 час. 55 мин.

МБР-2

Финские ВВС имели в общей сложности пять МБР-2 (VV-181-VV-185). Самолеты представляли собой различные модификации. VV-183 и VV-184 были оснащены моторами М-17, остальные - М-34. Все машины захватили в период с 24.06.41 по 16.02.42. В целом они находились в плохом состоянии. Самолеты использовались эскадрильями LeLv 15 и LeLv6 для разведки в Ботническом и Финском заливах, сброса листовок в районе Ладоги и других задач до 7.10.42, когда состоялся последний полет финского МБР-2.

VV-I83 затонул 8.09.42 при неудачной вынужденной посадке из-за неполадок с двигателем. Летающая лодка села в Ботническом заливе недалеко от Вааса. Экипаж подобрал финский катер. Финские МБР-2 налетали от 8 до 35 часов. Исключением являлся VV-184, который не летал вообще, а был разобран на запчасти.


МБР-2 (VV-I82) из LeLv 15 в бухте Хойтиайнен, 21 сентября 1941


Ш-2 (А-187), весной 1944 г


У-2 (VU-2) в HLeLv 28, май 1944 г


Финск ни сол о a ft i у pU*i0UtttO€O У-л


Ш-2

Два Ш-2 были захвачены 28.08.42, когда оба самолета сели в Сапсаярви, недалеко от Петрозаводска. Машины принадлежали авиагруппе ГВФ, обслуживающей 7-ю армию. Захват амфибий явился результатом дезинформации финской разведки, описанной выше. Оба самолета имели советские гражданские обозначения (СССР X-217 и СССР Х-370). В финских ВВС они получили номера AV-186 и AV-187. AV-186 разбился 3.10.42 при неудачной посадке. AV-187 использовал как связной самолет подполковник Я.Совио, командир 4-го отдельного батальона (Ег.Р4), специальной разведывательной части, подчинявшейся напрямую штабу финской армии. По иронии судьбы, амфибия, захваченная финскими войсками при выполнении специального задания, продолжала далее ту же работу, но с другими опознавательными знаками. Последний полет AV-187 имел место 13.09.44.

У-2

В состав финских ВВС вошли четыре У-2, использовавшихся как связные различными частями.

Первый самолет ("575" из Северной аг ГВФ) был захвачен 5.03.42 у Келлоселькя, на Карельском перешейке. Эта машина, обозначенная VU-2, служила в эскадрильях LeLv30 и LeLv24 с 29.06.42 по 31.05.43, когда ее разбили при вынужденной посадке с остановившимся двигателем. Всего она налетала 489 час. 40 мин.

Второй самолет ("6Г, У-2ВГ с закрытой пассажирской кабиной из 4-го ап ГВФ) взяли в южной части Онежского озера 26.03.43. Его также назвали VU-2 (старый VU-2 к этому времени уже списали) и передали LeLv28. Там он эксплуатировался с 4.02 до 13.07.44, когда и его доконали при вынужденной посадке (опять из-за мотора). Налетал этот самолет 113 час. 10 мин.

Третья машина (У-2ВС из 375-й оаэ связи, ВВС 7-й армии) была захвачена 10.10.43 под Вознесеньем (у р.Свирь). Под обозначением VU-3 самолет с 7.03.44 использовался эскадрильей Т LeLv 12. Последний полет на нем совершили 20.02.45. Общий налет составил 230 час. 20 мин.

Четвертый самолет (У-2ВС из 716-го нбап, ВВС 7-й армии) достался финским войскам 4.02.44 у Олонца. Как VU-4, он с 8.04.44 летал в TLeLvl2, а с 20.06.44 - в HLeLv32. 23.06.44 этот самолет сбили около

Туулоса советские истребители. Пилот старший лейтенант сержант Э.Эмаус смог добраться до финских траншей. VU-4 налетал 68 час. 45 мин.

Замена на самолетах авиамоторов на советские В заключение интересно упомянуть о до сих пор малоизвестном факте -переоснащении различных финских самолетов трофейными советскими двигателями.


На взлете пМерке-Моранп финского аса Ларса Хаттинена (6 побед) -единственного, имевшего победы на самолете этого типа


Моран-Солнье MS.406


Во время "зимней" войны Франция подарила Финляндии 50 истребителей MS.406. Но в феврале 1940 г. только 30 машин прибыли через Швецию, где и собирались эти истребители с номерами MS-301-MS-330. После того как немцы оккупировали Францию, Германия предложила продать Финляндии трофейные ммораны". В 1941-42 годах в общей сложности поставили 57 машин (они получили номера MS-601 - MS-657).

На "моране" стоял мотор Испано-Сюиза 12Y31 (860 л.с), являвшийся также прототипом советской серии двигателей М-100. Лицензия на этот мотор была предоставлена фирмой "Испано-Сюиза" СССР в начале 30-х годов. Далее этот двигатель совершенствовался под руководством выдающегося конструктора В.К.Климова. В 1940 г. в СССР в производство был запущен новый мотор М-105П (1100 л.с). Поскольку габариты практически не изменились, объем переделок под эти мотоустановки на истребителях "моран" был сравнительно невелик. Когда стало ясно, что возможна поставка значительного количества М-105П из Германии, заводы VL 22.10.42 заказали опытный образец модифицированного истребителя. Переделке подвергся MS-63I.

Первый полет 4.02.43 продемонстрировал превосходные характеристики модернизированной машины. Максимальная скорость у земли поднялась с 377 км/ ч до 435 км/ч. Ранее на высоте 5480 м истребитель достигал 449 км/ч, а теперь - 525 км/ч на 4000 м. Крейсерская скорость возросла с 300 до 410 км/ч, а скороподъемность - с 18 до 25 м/сек. Маневренность также существенно улучшилась. Некоторые проблемы с охлаждением были быстро разрешены.

Только два самолета типа "Мерке Моран" ("Моран-призрак"), MSv-617 и MSv-ЗЮ были сданы ВВС до заключения перемирия 4.09.44. Обратите внимание на то, что для модернизированных машин ввели дополнительный индекс - MSv. MSv-617 был сбит 30.07.44 под Толваярви "Аэрокобрами" 773-го иап; сержант Л.Хат-тинен выпрыгнул на парашюте.

Однако, замена двигателей продолжалась. К 21.11.45 имевшийся 41 "моран" оснастили М-105П. И MS.406 в исходном виде, и "Мерке Мораны" участвовали в войне в Лапландии в 1944-45 годах.

20 "Мерке Моранов" служили в финских ВВС после войны. Последний полет такого самолета состоялся 11.09.48.

Брюс тер В.239 и VL "Хуму" Во время "зимней" войны 44 истребителя фирмы "Брюстер" (BW-351-BW-394) были поставлены из США. В 1941-42 годах это был основной тип истребителя финских ВВС. Он превосходил советские И-16 и И-153 и был способен успешно бороться с ранними вариантами истребителей "Як" и "ЛаГГ". Поскольку приобретение запасных частей в США стало невозможным (хотя Америка и Финляндия формально не находились в состоянии войны между собой), приходилось искать альтернативные решения.

На модели В.239 стоял звездообразный мотор Райт R-1820-G5 "Циклон" (950 л.с). Лицензия на "Циклон" тоже была куплена Советским Союзом в начале 30-х и стала основой для разработки двигателей М-25, М-62 и М-63. Летом 1942 г. трофейные М-63 в 1000 л.с. с металлическими винтами АВ-1 испытывались на самолетах BW-363, BW-365 и BW-392. BW-392 стал прототипом "Хуму" -финской копии "брюстера", в максимальной степени использовавшей местные материалы. В частности, крыло было деревянным. BW-392 разбился в испытательном полете 5.06.42; летчик унтер-офицер М.Алхо погиб.

В общей сложности, шесть В.239 оснастили моторами М-63. В 1943 г. переоборудовали также BW-371, BW-374 и BW-379. Зимой 1943 г. BW-363 и BW-365 с М-63 с эскадрильей LeLv24 попали на фронт. Однако, советские моторы показали себя ненадежными, и на трех самолетах вернули назад исходные американские. На BW-371 испытывался также М-62 (850 л.с), но результаты испытаний оказались неудовлетворительны.

После предварительных испытаний BW-392 завод VL получил заказ на четыре "Хуму" и предполагалось приобрести еще 90 самолетов. "Хуму" должны были оснащаться трофейными М-63. Фактически изготовили только один опытный самолет, НМ-671. Его первый, полет состоялся

8.08.44. Испытания "Хуму" прервали

1.01.45, к этому времени налет составил 19 час. 50 мин. НМ-671 позднее реставрировали и включили в экспозицию музея финских ВВС в Тикка-коски.

Дуглас DC-2

Во время "зимней" войны шведский летчик граф Карл фон Розен подарил финским ВВС DC-2. Карл был сыном Эрика фон Розена, 6.03.18 презентовавшего финской армии самый первый самолет - изготовленный на шведском заводе Тулин "Моран-Па-расоль" D. DC-2 ранее принадлежал компании KLM и нес обозначение РН-АКН. Перегонка через Швецию осуществлялась тайком, для чего на машину нанесли шведский код SE-AKE.

В Финляндии машину обозначили DO-1, она получила и собственное имя -"Хансин юкка". Ее переделали в бомбардировщик; в период "зимней" войны она совершила всего один, да и то неудачный, боевой вылет.

Впоследствии с DO-1 сняли все бомбардировочное оборудование. Когда в июне 1941 г. вновь вспыхнула война с Советским Союзом, он служил как транспортный самолет, перевозя горючее, боеприпасы и медикаменты финским войскам, наступавшим в Восточной Карелии, а также доставляя в тыл раненых.

С 15.03.42 DO-1 использовался как служебный штабом ВВС. Он совершил несколько полетов в Германию, в том числе с пилотами, перегонявшими затем закупленные там самолеты.

В ноябре 1942 г. первоначальные моторы Райт SGR-1820-52 (875 л.с.) заменили на трофейные М-62Р (950 л.с.) После замены двигателей DO-1 продолжал перевозить важных пассажиров. Министр иностранных дел Финляндии Рамсей посетил на нем Берлин 25-27.03.43. Интересно, что на DO-1 с советскими двигателями один раз слетал даже финский главнокомандующий, маршал Маннергейм, 9.05.43 возвращаясь домой из Швейцарии, где он провел несколько недель, выздоравливая после тяжелого группа.

Последний полет DO-1 состоялся 1.06.55. Всего на нем налетали 7579 час. 35 мин., в том числе 2508 час. 35 мин. в международных рейсах. Самолет перевез 625 пассажиров и 24 т груза.

"Хансин Юкка" сохранен в музее финских ВВС и после реставрации будет помещен в экспозицию.

Трофейные самолеты в авиационных музеях Финляндии. В Финляндии в настоящее время имеются три трофейные машины. УТИ-4 (UT-1) выставлен в Финском авиационном музее в аэропорту Ван-таа в Хельсинки - это единственный УТИ-4, сохранившийся во всем мире. В музее ВВС в Тиккакоски (в аэропорту Ювяскиля) имеется У-2 ("1"), захваченный в ходе "зимней" войны. Этот самолет не использовался финской авиацией. В настоящее время там же реставрируется P-39Q "Аэрокобра" ("26"). В дополнение к этому в финских музеях демонстрируются двигатели, вооружение и другие части трофейных самолетов.



КОЛЛЕКЦИЯ










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх