|
||||
|
«Темпест» IV Радиус действия позволял «Темпесту» наносить удары непосредственно из Ньючерча. Первые боевые вылеты состоялись за несколько дней до высадки союзников на пляжах Нормандии. 8 июня над районом высадки «Темпесты» без потерь сбили четыре Bf109G и еще два повредили (первый самолет уничтожил Р. Бьюмонт). Но после сравнительно короткого периода применения «Темпестов» у линии фронта их переключают на перехват самолетов-снарядов V-1. «Темпест», самый быстроходный английский истребитель (он летал быстрее реактивного «Метеора»), уничтожал их с наивысшей эффективностью. С июня 1944 г. «Темпесты» начали регулярное патрулирование Ла-Манша. К сентябрю они уничтожили уже 638 «фау» (некоторые источники говорят даже о 800). К этому времени в охоте за летающими бомбами участвовали пять эскадрилий «Темпестов». Одна из них, 501-я, специализировалась на ночном перехвате: на ее счету - 61V-1. Эта эскадрилья единственная, оставшаяся в Англии до начала 1945 г. Все остальные были переброшены на континент, начиная с августа 1944 г. «Тайфун» и «Темпест» продолжительное время строились параллельно и вместе воевали. «Тайфун», в сущности, до конца боевых действий в Европе оставался основным самолетом непосредственной поддержки британских войск. Большую роль сыграли эти машины в боях у Фалезского «мешка». Десять эскадрилий штурмовали колонны немцев, пытавшихся вырваться из окружения. За «Тайфунами» числятся и другие заслуги. 24 октября 1944 г. они разрушили здание штаба 15-й армии немцев в Дордрехте. Под руинами погибли два генерала и свыше 70 офицеров. Правда, и самим «Тайфунам» порой доставалось изрядно. 1 января 1945 г. люфтваффе сделало противнику «новогодний подарок» - массированному удару подверглись все прифронтовые аэродромы. За один день англичане потеряли около 160 «Тайфунов», из них 141 - на аэродроме в Эйндхо-вене, где немцы накрыли все крыло истребителей в момент взлета. Однако к этому моменту у королевских ВВС накопились такие резервы, что все потери были возмещены за два дня. На третий день эскадрильи опять были готовы к бою. В течение 1945 г. «Тайфуны» постепенно сменялись «Темпестами». Однако ко дню Победы над Германией их оставалось еще немало. Под самый занавес, 3 мая 1945 г. они ракетами потопили два крупных немецких судна, «Кап Аркона» и «Дойчланд». К несчастью, их трюмы были забиты заключенными концлагерей, и корабли охранения не спасали, а расстреливали тонущих. В конце войны выпустили серию ближних разведчиков «Тайфун» FRIB. Это была переделка истребителей поздних серий, с которых снимали две пушки, а в правом крыле монтировали перспективную фотокамеру. Таких машин сделали около 60. Они также повоевали в Европе; по нескольку штук их придавалось истребительным эскадрильям. Существовала и опытная модификация с четырьмя пушками и двумя плановыми аппаратами в хвостовой части фюзеляжа. В одном экземпляре изготовили ночной истребитель NFIB с радиолокатором AI Mk.IV. Испытания зимой 1942-1943 гг. показали, что на «Тайфуне» нелегко летать ночью, а если пилот, кроме того, занят работой с радаром, - еще труднее. Кроме того, из-за изменения центровки возникали проблемы с путевой устойчивостью. Недостаточной оказалась и дальность - аппаратуру РЛС разместили в контейнерах на месте подвесных баков. Три машины с измененной системой охлаждения проходили испытания в Абукире, в Египте. Один самолет использовался фирмой «Нэпир» как летающий стенд - на нем отрабатывали двигатель «Сейбр» II, а затем «Сейбр» VI. Еще одна машина опробовалась с кольцевым радиатором. Только в проекте остался палубный вариант «Тайфуна», разрабатывавшийся по заданию N. 11/40 в 1941 г. У него был увеличен размах крыла (за счет центроплана), крыло складывалось, начиная от стоек шасси, а последнее имело увеличенную колею. Фюзеляж тоже был немного длиннее. Последний из 3317 «Тайфунов» ВВС получили в ноябре 1945 г. В войне их применяли только английские (или из стран Содружества) летчики. На экспорт ушел всего один самолет - в СССР. Это была потрепанная машина, служившая ранее в 263-й эскадрилье и прошедшая капитальный ремонт. Ее сдали советским представителям в Тегеране 20 июля 1945 г. Впоследствии ее изучали в ЛИИ, ЦАГИ и НИИ ВВС. Наших специалистов, в основном, интересовал двигатель и отдельные конструктивные решения узлов и агрегатов. «Темпесты» же к концу войны «только входили в полную силу» На фронте они использовались как многоцелевые машины: сопровождали бомбардировщики, бомбили и обстреливали наземные цели (в первую очередь поезда, мелкие речные и морские суда), прикрывали аэродромы, а также участвовали в рейдах по завоеванию превосходства в воздухе. На счету пилотов «Темпестов» числится 11 сбитых реактивных Me 262 (первый уничтожил Р. Коул из 3-й эскадрильи в ноябре 1944 г.). Лейтенант Вэрлей из 22-й эскадрильи в марте 1945 г. подстрелил разведчик Ar 234В. К сожалению, сам Бьюмонт не смог довоевать до конца - 12 октября 1944 г. его самолет получил попадание в радиатор, и он вынужденно сел в немецком тылу. Семь месяцев Бьюмонт просидел в лагере для военнопленных. Утром 1 января 1945 г. «Темпесты» в основном не попали под удар - их подняли раньше и отправили на задание. Количество машин этого типа на фронте постоянно росло. Они активно участвовали в операции по форсированию Рейна, а затем в окончательной «зачистке» неба Германии от самолетов люфтваффе. Два последних Ju88 сбили 3 мая, последний «Темпест» же был сбит немцами на следующий день. «Темпесты» V сохранялись в оккупационных силах в Германии до лета 1946 г. После войны часть излишних «пятерок» переделали в буксировщики мишеней ТТ.5: под левым крылом поставили лебедку. Первый такой самолет «Хоукер» сдала в мае 1947 г., в июне 1948 г. он попал в руки испытателей ВВС. Удовлетворившись результатами испытаний, министерство авиации выдало заказ на модификацию 81 истребителя. Завод в Лэнгли начал эту работу в декабре 1948 г. и закончил в мае 1952 г. Эти самолеты эксплуатировались в школах и на полигонах до июля 1955 г. «Темпест» VI являлся специальной модификацией для эксплуатации в жарком климате. На нем стоял мотор «Сейбр» V в 2340 л. с, увеличенный радиатор и дополнительный фильтр перед всасывающим патрубком карбюратора (заборники перенесли в крыло). В переднюю кромку правого крыла вмонтировали дополнительный маслоради-атор. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 9 мая 1944 г., а с декабря начал проходить испытания в Хартуме (Судан). Была заказана серия из 300 таких машин, фактически построили 142 - война кончилась. После войны эти машины получили пять эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре в Германии. «Темпесты» VI базировались в Ираке, на Кипре, в Адене и Палестине. Они участвовали в нескольких локальных стычках в Ираке, а затем прикрывали вывод британских войск из Огадена (в Эфиопии) и Палестины. В последнем случае имел место воздушный бой между истребителями израильских ВВС и «Темпестами», сопровождавшими английский самолет-разведчик. Один «Темпест» был сбит и три повреждены. Один из этих трех - на счету Эзера Вейцмана, впоследствии израильского президента. Последние «шестерки» сняли с вооружения весной 1950 г. «Темпест» II стал результатом программы по поиску альтернативной мотоустановки. «Центаурус» опробовали еще на «Торнадо». С учетом этого опыта сконструировали «Темпест» с мотором «Центаурус» IV. Его образец впервые взлетел 28 июня 1943 г. (пилотировал Люкэс). Машина получилась довольно удачной, и фирме «Глостер» выдали заказ на 300 истребителей, а потом еще добавили столько же. Но Глостер была перегружена контрактами на «Метеоры» и перепасовала заказ «Бристоль». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|