МиГ снова в центре внимания


Значительный интерес представляет статья Дж. Лейка в журнале "World Air Power Journal", посвященная модернизированным истребителям МиГ-29. В ней автор подробно касается не только новых вариантов известного советского истребителя, но и деятельности создавшего его ОКБ им. А.И.Микояна в современных условиях.

Исходный самолет МиГ-29 является превосходным истребителем ближнего воздушного боя. Он завоевал завидную репутацию, лишь слегка подмоченную ограниченной дальностью и небольшой скоростью обработки данных радиолокатора, недостаточной для одновременной атаки нескольких целей. ОКБ, задавшись целью устранить указанные недостатки, преуспело в этом сверх самых дерзкий ожиданий,\подготовив к выпуску самолет МиГ-29М - лучший за все времена легкий многоцелевой фронтовой истребитель, не получивший по финансовым причинам заказа от российских ВВС. Если исходный самолет МиГ-29 во многом эквивалентен истребителю F-16A, то вариант МиГ-29М с куда более высокими характеристиками, трансформирован, по-существу, в эквивалент самолета F/A-18C "Хорнет", но более дешев, что весьма важно в период после окончания холодной войны и возникновения множества локальных вооруженных конфликтовав свете этого весьма удивительным представляется тот факт, что МиГ-29М, прошедший государственные приемочные испытания, не получил ни финансирования для начала производства, ни заказов, в то время как его конкурент, во многом менее совершенный и вдвое более дорогой истребитель Су-35 уже находится в серийном производстве. Объясняется это рядом причин, среди которых новая российская оборонная концепция с упором на самолеты значительной дальности для распространения своей мощи на большие расстояния и сосредоточения авиации на центральных базах. За рубежом считают это недальновидным: гораздо более необходимыми представляются дешевые, легкие, многоцелевые самолеты для операций местного значения и участия в миротворческих действиях ООН. Немалую роль в решении, принятом в пользу Су-35, играют и причины внутриполитического характера, приведших к возвышению его "вдохновенного, но противоречивого" генерального конструктора М.П.Симонова и возглавляемого им ОКБ им. Сухого. Более острое чутье в области маркетинга и способность воздействия на средства массовой информации не помогли МиГу выиграть борьбу за внутренние заказы, являющиеся основой успеха программы любого самолета. Несмотря на это, генеральный конструктор ОКБ Р.Беляков, которого за рубежом называют "грандом советской авиации", пользуется непререкаемым авторитетом в своем коллективе, который недавно тайным голосованием утвердил его в этой роли, несмотря на то, что соперником выступал один из наиболее талантливых и молодых его заместителей Анатолий Белосвет.

Хотя обстановка "холодной войны" с фирмой Сухого сплотила коллектив ОКБ им. А.И.Микояна, общая ситуация в стране и в авиационной промышленности привела к уходу из него немалого числа хорошо известных сотрудников. Среди них называются знаменитый летчик-испытатель Анатолий Квочур, возглавивший демонстрационную группу высшего пилотажа в ЛИИ им. Громова, широко известный, "полный энтузиазма и добродушия" старший летчик-испытатель ОКБ Валерий Меницкий, выбравший карьеру в банковском бизнесе, и "обладающий высоким чувством юмора" заместитель генерального конструктора, часто называемый "отцом самолета МиГ-29" Михаил Вальденберг, оставшийся лишь в роли консультанта.

Старшим летчиком-испытателем ОКБ стал известный Западу как несравненный мастер высшего пилотажа Роман Таскаев. Место М.Вальденберга занял Валерий Новиков, бывший до этого заместителем генерального конструктора по летным испытаниям.

МиГ-29М был разработан по собственной инициативе ОКБ им. Микояна в предвидении требований советских ВВС о замене истребителей МиГ-29 первого поколения более разносторонним многоцелевым самолетом для собственных ВВС и для экспорта. Хотя общие аэродинамические формы МиГ-29 оказались весьма удачными, в его конструкцию потребовалось внести существенные изменения.

Невзирая на сохранение внешнего облика и обозначения, МиГ-29М представляет собой новый самолет со множеством конструктивных и аэродинамический изменений, а также новыми бортовыми системами и авионикой. Планер самолета существенно усилен, а широкое использование элементов и узлов, сваренных из алюминиево-литиевого сплава без применения заклепок, уплотнений и других обычных соединений, позволило получить дополнительные объемы для топлива и авионики без увеличения массы. Зарубежной печатью приводятся следующие сведения: в конструкции самолета по массе 20% приходится на долю алюминиево-литиевого сплава "1420", 25% - на долю стали, 27% - алюминия, 3% - титана и 8% композиционных материалов. Ресурс планера установлен в 2500 ч налета с перспективой увеличения до 4000 ч. Тяжелая система защитных створок исходного МиГ-29, прикрывающих на земле входы основных воздухозаборников, заменена значительно более легкими решетками типа тех, что установлены на истребителе Су-27, но, в отличие от последних, снабженными системой противообледенения. Ликвидация вспомогательных воздухозаборников верхней поверхности крыла позволила использовать освободившееся пространство для размещения большого топливного топливного бака емкостью 2550 л, сваренного из алюминиево-литиевого сплава. В попытке ввести в заблуждение разведслужбы США, фотографировавшие со спутников самолеты МиГ-29М во время их испытаний, створки упраздненных вспомогательных воздухозаборников ''были просто нарисованы", дабы скрыть эти изменения в конструкции. Общий запас топлива во внутренних баках МиГ-29М увеличен приблизительно на 1500 кг и достигает 6000-6250 л, то есть стал таким же, как у американского самолета F/A-18, и больше, чем у нового французского "Рафаль". Долго звучавшая критика исходного МиГ-29, называвшегося даже за его недостаточную дальность "истребителем завоевания превосходства в воздухе над своим аэродромом" лишилась основания.

В отношении аэродинамических форм МиГ-29М прежде всего отличается заостренными большими наплывами корневых частей крыла, улучшающими образование вихрей на больших углах атаки. Цельноноповоротный стабилизатор значительно увеличенной площади (за счет большей хорды)


В исходнике пропущены 9 и 10 стр.


Максимальная общая масса всех внешних подвесок увеличена до 4500 кг. Оптоэлектронный комплекс системы управления огнем заменен новым агрегатом, объединяющим, как и прежде, функции ИК системы обнаружения и сопровождения целей и лазерного дальномера, но, кроме того, являющимся лазерным целеуказателем и обнаружителем подсвеченных целей. Он также включает в себя телекамеру, Новый ИК датчик имеет улучшенное охлаждение, что существенно повышает дальность его действия и возможность опознавания целей. Нашлемная система прицеливания и целеуказания, согласно сообщениям, переделана таким образом, чтобы увеличить пределы угловых перемещений, уменьшить ее массу и лучше распределить ее по шлему. Лейк отмечает, сто летчики фронтовой авиации США и Великобритании все еще ждут появления хоть какого-нибудь нашлемного прицела.

Радиолокатор НОЮ истребителя МиГ-29М имеет электронное сканирования, что позволило сделать обтекатель его антенны оживальной формы -аэродинамически более совершенной. Дальность действия радиолокатора НОЮ примерно на 25% больше, чем у Н019. Он также имеет режимы воздух-поверхность: следования рельефу и обхода препятствий, масштабного картографирования местности, "замораживания" ее изображения при кратковременном выключении (в целях радиомаскирования), доплеровского измерения скорости.

При действиях в режиме воздух-воздух радиолокатор может работать в режимах верхнего и нижнего обзора и поиска, позволяя одновременное сопровождение нескольких целей. При этом обеспечивается одновременное сопровождение до десяти целей и ведение огня по четырем из них. Указывается, что скорость обработки данных увеличилась сразу на 400%, устранив необходимость управления действиями летчика по перехвату со стороны наземных станций наведения.

В число УР класса воздух-воздух на МиГ-29М будет входить новая ракета ОКБ Вымпел" Р-77 (ранее известная как РВВ-АЕ) с активной радиолокационной ГСН. Ее максимальная дальность - до 100 км на встречных курсах и больших высотах, и 40 км при обычных условиях. Ракета снабжена решетчатыми поворотными килями с малыми хордами и миниатюрными приводами. Автор статьи отмечает, что еще Н.Е.Жуковский говорил о высокой эффективности аэродинамических поверхностей решетчатой формы. В результате ракета, как указывается, способна поражать воздушные цели, маневрирующие с 12-кратными перегрузками.

При выполнении задач воздух-поверхность самолет МиГ-29М не только может нести большую массу НУР и бомб, чем базовый МиГ-29, но и, как подчеркивается, совместим со многими видами высокоточного оружия нового поколения.

Кроме того, МиГ-29М характеризуется как "смертель-ноопасное оружие подавления средств ПВО противника". Он может нести до четырех противорадиолокационных 320 кг Ур Х-25МР, специально предназначенных для нанесения ударов по позициям западных ЗРК "Хок". МиГ-29М может быть также вооружен высокоскоростной УР Х-31Р с пассивной радиолокационной ГСН, эффективной против западных ЗРК, включая известную зенитную систему "Пэтриот". Интересно мнение за рубежом, что она может быть также использована в качестве УР- класса воздух-воздух специально для уничтожения самолетов AWACS.

В кабине истребителя МиГ-29М установлено вполне современное оборудование. Отмечается, что ОКБ им. Микояна очень хотелось бы рассмотреть возможность интегрирования самолета МиГ-29М с западным оборудованием и вооружением.

Самолет прошел государственную приемку после очень успешного и почти безотказного выполнения программы летных испытаний. Военные летчики-испытатели оценили характеристики его управляемости "лучшими из тех, с которыми они до этого встречались". Однако денег на производство самолета выделено не было. Отмечается, что МиГ-29М мог бы вполне устроить Финляндию и Швейцарию в те времена, когда ВВС этих стран, вместо предлагавшихся им тогда истребителей МиГ-29, сделали свой выбор в пользу F/A-18.

Журнал "Flight" сообщает, что правительство России неожиданно, после более чем трехлетнего перерыва, решило возобновить финансирование программы усовершенствованного истребителя МиГ-29М. Это решение подоспело как нельзя вовремя, в критический для ОКБ им. Микояна момент. Оно борется за завершение разработки своего истребителя, завоевания превосходства в воздухе следующего поколения "1-42" без государственного финансирования, рассчитывая лишь на собственные средства, получаемые от продажи самолетов МиГ различных моделей. Появились обнадеживающие сообщения о судьбе самолета "1-42". Журнал "Flight" еще в январе прошлого года поместил заметку, озаглавленную "ОКБ им. Микояна проводит испытательные пробежки нового самолета "1-42" на аэродроме в Жуковском". В ней говорится, что опытный образец этого истребителя воздушного боя следующего ("пятого") поколения начал испытательные пробежки на аэродроме ЛИИ им. Громова уже в конце 1994 г., однако в воздух еще не поднимался. Отмечается, что эти пробежки будто бы показали необходимость внесения небольших изменений в систему управления самолета. Там же сообщалось, что масса истребителя "1-42" находится, предположительно, в классе 35 т. Программа его создания тормозилась как техническими трудностями, так и отсутствием финансирования. Самолет, вопреки ожиданиям, не был показан ни на 41-м Парижском авиасалоне, ни на осеннем московском МАКС-95. Дальнейшая разработка' перспективного истребителя МиГ 1-42 находится под вопросом из-за бюджетных ограничений. А.Белосвет, исполняющий обязанности руководителя ОКБ им. А.И.Микояна, выступая на парламентских слушаниях, посвященных будущему российской авиакосмической промышленности, выразил озабоченность отсутствием должного финансирования этого проекта, а также распылением отпускаемых средств между многочисленными несоизмеримыми по важности программам.

Предположительный вид перспективного самолета на базе МиГ-29М и новейшего истребителя "1-42", приведенные,в зарубежной печати. Их достоверность не уточнялась.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх