|
||||
|
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА КОРОЛЕВСКИХ ВВС В феврале 1944 г. французское Сопротивление переживало труднейший период. Настроенные индивидуалистически группы различного толка: коммунисты, кадровые офицеры французской армии, ура-патриоты, почти никогда не имевшие плана совместных действий, казалось, старались перещеголять друг друга в количестве и размахе терактов против немцев. Не оставаясь в стороне, английская служба спецопераций активно внедряла в Сопротивление своих агентов -координаторов, но эти отважные люди очень часто становились жертвами гестапо в хаосе полулюбительской партизанской войны. Так было провалено несколько подготовленных ими опера ций, в частности, три нападения на эшелоны с оружием на севере Франции, а также атака на тюрьму Сен-Квентин. Платой за провалы явилось уничтожение нескольких групп Сопротивления, а их замена представляла собой труднеразрешимую задачу. В свете подготовки к вторжению в Нормандию военная мощь и моральный дух французского Сопротивления играли далеко не последнюю роль. Командир одной из групп на севере страны, по фамилии Поышарди, чей зять ожидал казни в Амьеннской тюрьме, выдвинул план, как вернуть в ряды Сопротивления часть людей, схваченных гестапо и тем самым поднять боевой дух французов. "Пик" (слева) и его штурман План Броудли перед вылетом в рейд на Амьенн Пожар Амьенснкой тюрьмы План состоял в том, чтобы совершить воздушный налет на Амьеннскую тюрьму, проломить в двух - трех местах окружающую ее стену, выбить взрывом тюремные ворота и попутно уничтожить как можно больше охранников. Командование Королевских ВВС поддержало его и выделило дпя этой операции, названной "Иерихон", три эскадрильи истребителей - бомбардировщиков "Москито" из состава 140-го авиакрыла: 487-я (новозеландская), 464-я (австралийская) и 21-я (британская) Эта комбинация представлялась идеальной с пропагандистской точки зрения. Планировалось совершить напет тремя волнами по 6 самолетов в каждой, а также послать один самолет с киносъемочной аппаратурой для фиксирования результатов налета. В Амьеннской тюрьме на тот момент содержалось 700 человек, из которых 180 были бойцами Сопротивления, 200 - политически неблагонадежными, а остальные - обычными преступниками. На 19 февраля, по данным разведки, гестаповцы планировали казнь бойцов Сопротивления, что потребовало от англичан подготовить операцию в весьма сжатые сроки. 140-е крыло было лучше всех, подготовлено к этой операции: его пилоты прекрасно знали северную Францию и имели богатый опыт действия с малых высот, правда, в ночных условиях. Операцию решил лично возглавить маршал авиации Бэзил Эм-бри, хороший летчик, азартный боец и талантливый стратег, всю войну активно летавший и предпочитавший боевую работу штабным играм. 8 февраля он приехал на Хансдонский аэродром, где базировалось 140-е крыло, и начал подготовку к вылету. Было решено, что 487-я эскадрилья займется тюремной стеной и брандвахтой. Тюрьма после налета 464-я нанесет "хирургический" удар по зданию тюрьмы, а 21-я останется в резерве на случай, если понадобится подкрепление. Для подготовки экипажей Москито" за пару дней был сооружен макет тюрьмы и прилегающей местности: налет должен был состояться, несмотря на прогнозируемое ухудшение погоды, до 19 февраля. 10 февраля случилось непредвиденное: главком союзных ВВС Ли-Мэллори запретил маршалу Эмбри лично участвовать в операции "Иерихон": в случае пленения он был слишком уж лакомым куском для гестапо, да и знал он слишком много. Незадолго до этого Бэзил Эмбри был сбит над Францией и попал в концлагерь, где сумел скрыть свое звание и вскоре бежал, а затем, с помощью бойцов Сопротивления вернулся в Англию. Командование не могло допустить повторения подобной авантюры и вместо Эмбри командиром операции был назначен его заместитель, лучший летчик 140-го крыла Джеймс "Пик" Пикард. Эмбри возражал против его кандидатуры, так как "Пик", по его мнению, имел недостаточный опыт дневных маловысотных операций, на что Эмбри вежливо посоветовали делать то, что ему говорят. Для самого Пикарда это назначение было неожиданностью, впрочем, он сразу принялся за работу в новой должности, не задавая лишних вопросов. Пикарда знали как смелого летчика, действовавшего всегда решительно и хладнокровно. Он начал карьеру в 1940 г., летал на самолетах Фэйри "Бэттл" и Де Хевиленд "Москито" - как бомбардировщиках, гак и истребителях. Он успел принять участие в таких операциях, как уничтожение плотин в Голландии, полеты на разведку и бомбардировку в Норвегию, противолодочное патрулирование Ла-Манша и Ирландского моря, воздушное прикрытие морских конвоев. Пикард никогда не забывал о своих ведомых, в случае опасности приходя к ним на выручку. Однажды над Голландией он прикрыл своим бомбардировщиком истребитель сопровождения "Москито", ведомый неопытным летчиком. Предстоящая операция не вызывала у Пикарда особых опасений, гак как он знал, что ею подопечные хорошо обучены высокоточному бомбометанию с малых высот. Момент атаки (с картины Джеральда Каулсона! С 14 февраля небо обложило, пошел снег. В Амьеннскую группу Сопротивления отправили сообщение, что в один из дней между 15 и 18 числом на тюрьму будет совершен налег. Небольшое улучшение погоды последовало 18 числа, но прогноз оставался плохим - ожидались бураны. Лететь надо было в обязательном порядке, так как на следующий день операция потеряла-бы смысл: тех, для кого она готовилась, на рассвете должны были расстрелять. В 8 утра 18 февраля начался предполетный инструктаж, "Москито" стояли под заправкой. Шел мелкий злой снег, нижняя граница облаков была на высоте около 350 метров. Летчики и штурманы получили последние указания от маршала Эмбри, еще раз внимательно оглядели макет тюрьмы, запоминая точки прицеливания и расположение батарей ПВО. Эмбри и Пикард напомнили всем о необходимости прицельного и точного бомбометания. Около 10.30 Пикард со штурманом А. Броудли заняли места в кабине "Москило'Т.В. Mk. VI, буквенный код EG-F(Фредди) и взлетели. К 11 утра все самолеты были уже в воздухе. У Литгл -Хэмптона к ним пристроились "Тайфуны" эскорта из 198-й эскадрильи. Самолеты сильно трепало, крылья обледенели. Стало ясно, что погода все же слишком плохая для полета, но Рубикон был перейден. Над Ла-Маншем четыре "Москито" и четыре "Тайфуна" потерялись в облачности и вынуждены были вернуться на базу. Остальные пересекли побережье Франции у Дьеппа и на малой высоте пошли вдоль шоссе Амьен - Альбер. В одну минуту пополудни показалось мрачное здание тюрьмы. Еше через две минуты самолет из 487 эскадрильи сбросил первые бомбы. Он промахнулся, но его коллега из 464-й эскадрильи, шедший за ним, точным ударом пробил две бреши в стене. Немцы открыли запоздалый зенитный огонь, им удалось сильно повредить самолет командира 464-й эскадрильи Яна МакРичи, который упал вскоре около Альбера. Но к тому времени стена и здание тюрьмы были сильно повреждены. "Москито" Пикарда шел замыкающим в строю 464-й эскадрильи, чтобы определить уровень разрушений и направить в бой или отозвать самолеты резерва. "Москито F.В.Мк. Vl из состава 487 й эскадрильи "Пик" сбросил бомбы и передал по радио, что 21-я эскадрилья должна отбомбиться: на вид здание было мало повреждено. Но потом он разглядел человеческие фигуры, выбегающие через проломы в стене и бегущие прочь от тюрьмы, и приказал резерву возвращаться в Англию. "Тайфуны" прикрыли отход основной группы от FW-190, приближавшихся со стороны Гли-зи. "Пик" проследил за отходом и решил еще раз облететь окрестности в поисках самолета МакРи-чи. Высота была около 300 м. Внезапно, по свидетельствам наземных наблюдателей, из низкой облачности вывалился FW-190 и расстрелял самолет "Пика". "Москито",потерявший хвостовое оперение, упал и сгорел у деревни СенГратьен. Местные жители вытащили из-под обломков два трупа, в которых едва можно было узнать Пикарда и Броудли. Немцы похоронили их на кладбище Сен-Пьер. Результаты налета стали скорее ударом по Сопротивлению, чем помощью ему. Всего из Амьеннской тюрьмы 18 февраля удалюсь бежать 258 заключенным, из них 179 оказались уголовниками, 29 - политически - неблагонадежными и лишь 50 - бойцами Сопротивления, в том числе и зять автора идеи операции "Иерихон" Поншарди. На терри-товии тюрьмы погибло в тот день 98 человек, из них 50 - приговоренных к смерти за учаспие в Сопротивлении. Массовый побег дал гестапо формальный повод к ужесточению террора против местного населения. План не достиг своей цели, впрочем, храбрость английских пилотов под сомнение не ставилась. После войны французское правительство ходатайствовало перед англичанами о посмертном насаждении Пикарда и Броудли орденом Почетного легиона и Военным крестом. Английское правительство отказалось, сославшись на отсутствие практики награждения британских подданных иностранными наградами. Отснятый во время рейда фильм в пропагандистских целях так и не был использован, радио союзников также хранило молчание о рейде вплоть до конца октября 1944 г., когда Амьенн был уже три месяца, как освобожден от немцев. Королевские ВВС отдали дань уважения участникам операции "Иерихон" лишь в 1950 г,, когда в рамках салона Фарнборо на аэродроме Гэмпшир был сооружен макет тюрьмы и одни из последних оставшихся в строю на тот момент "Москито" разыграли атаку шестилетней давности. This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org28.02.2010 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|