НОВИНКА ОТ КАМОВА


Вертолет Ка-62 является первым вертолетов с несущим и рулевым винтами, разработанными ОКБ им. Н.И.Камова, которое на протяжении 50 лет создавало винтокрылые машины только соосной схемы. С.В.Михеев, генеральный конструктор фирмы Камова, объясняет это тем, что, хотя соосная схема обладает рядом преимуществ, особенно в режиме висения и при выполнении противолодочных и спасательных операций, вертолеты обычной схемы - с несущим и рулевым винтами - имеют меньшее сопротивление в крейсерском полете и обеспечивают более комфортные условия для пассажиров.

Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на Московском авиакосмическом салоне 1995 г. и, по словам С.В.Михеева, в настоящее время готовится к летным испытаниям. Первый полет запланирован на конец 1995 г. Завершается производство второго опытного образца. Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей РКБМ РД-600 Рыбинского завода мощностью 1325 л.с, которые пока еще находятся в разработке.

Как сообщил С.В.Михеев, рассматривается вопрос об установке на вертолет двигателей Дженерал Электрик СТ7.

Вертолет Ка-62, имеющий взлетную массу 6,5 т, сможет перевозить максимальную полезную нагрузку 2770 кг или 14-16 пассажиров на дальность 700 км (при стандартных нагрузке и запасе топлива). С максимальной полезной нагрузкой дальность составит 345 км и 1065 км с дополнительным баком емкостью 390 л. Крейсерская скорость оценивается в 260 км/ч, а статический потолок вне влияния близости земли - в 2100 м.

Фирма Камова рассчитывает завоевать ощутимую долю рынка средних вертолетов в СНГ, полагая, что вертолет Ка-62 возьмет на себя часть задач, выполнявшихся "гораздо более тяжелыми вертолетами Ми-8 во времена, когда стоимость топлива особенно во внимание не принималась". С.В.Михеев полагает, что Ка-62 сможет успешно конкурировать и на международном рынке среди вертолетов в классе Сикорский S-76, будучи при этом более дешевым, чем зарубежные машины.

Фирмы Камова и Миля, убеждая правительство России приобретать свои, а не импортные вертолеты, добились некоторых результатов. Отмечается, что после года оценочных испытаний вертолета Белл 206, проведенных муниципальной милицией, московские власти решили купить для патрульных операций несколько легких многоцелевых вертолетов Ми-34Ф и два Ка-32А1 (противопожарный вариант).

В военной области эти две российские фирмы вовлечены в кажущуюся нескончаемой конкурентную борьбу за поставку российской армии боевого вертолета нового поколения. Оба новых боевых вертолета Ми-28 ("Хэвок") и Ка-50 ("Хоукэм") были разработаны еще в начале 80-х годов. Конкурсные летные испытания окончились в пользу одноместного Ка-50, однако ОКБ им. М.Л.Миля продолжило разработку своего двухместного Ми-28.

Фирма представила опытный образец вертолета Ми-28М на выставке МАКС-95. Генеральный конструктор М.В.Вайнберг признает, что вертолету еще не хватает нескольких сристем, необходимых для обеспечения круглосуточных и всепогодных действий, однако, как сообщает журнал, он ожидает, что к концу года такие системы будут установлены.

Как сообщил журнал "Flight", фирма Миля рассчитывала до конца 1995 года поднять в воздух Ми-28Н - всепогодный вариант своего нового боевого вертолета Ми-28 ("Хэвок"), оснащенный радиолокатором миллиметрового диапазона.

Журнал "Aviation Week and Space Technology" отметил, что одним из главных сомнений при рассмотрении Ка-50 в западных (британских и шведских) военных кругах в качестве потенциального боевого вертолета для своих армий была концепция его одноместности. Возможно, в связи с этим генеральный конструктор С.В.Михеев заявил во время Парижского салона, что в ОКБ осуществляется разработка двухместного варианта, получившего обозначение Ка-52 с расширенной кабиной и размещением летчиков рядом друг с другом. Бюллетень журнала "Aviation Week" сообщил, что в остальном на 85% конструкция планера остается неизменной. Указывается, что уже на МАКС-95 ОКБ им. Н.И.Камова показало макет двухместного варианта Ка-52. Как отмечает журнал, ОКБ подчеркивает, что введение второго члена экипажа вовсе не означает отказ от его концепции одноместного боевого вертолета с высоким уровнем автоматизации доставки оружия к цели. Просто новая концепция предоставляет большие возможности для выполнения отдельных специальных заданий, а некоторые российские эксперты по армейской авиации полагают, что идеальным решением была бы комбинация одно- и двухместных боевых вертолетов (Ка-50/Ка-52).

Рядное расположение членов экипажа в двухместном варианте, по утверждению ОКБ, не увеличило поперечного сечения фюзеляжа, Зато улучшены возможности использования единой приборной доски обоими летчиками, а также обеспечивается их лучшее взаимодействие в боевых условиях. Каждый из летчиков располагает одинаковым комплектом органов управления, что дает возможность использовать Ка-52 в качестве учебно-боевого вертолета. Отмечается, что в двухместном варианте сохранены уникальные возможности вертолета Ка-50 для аварийного покидания его экипажем в воздухе после предварительного отстрела лопастей несущих винтов.

Ссылаясь на слова С.В.Михеева, журнал сообщает, что на заводе в г.Арсеньеве изготовлена первая партия из 12 вертолетов Ка-50. "Однако… дальнейшие заказы исчисляются единицами, а не сотнями, несмотря на то, что завод готов к их массовому производству". Российская армейская авиация не располагает достаточными финансовыми, средствами для заказа дополнительных вертолетов Ка-50. По словам С.В.Михеева, Индия может стать первым зарубежным заказчиком вертолетов Ка-50. Переговоры об этом продолжаются. Фирме Камова придется получить лицензию на экспорт вертолетов Ка-50, так же как и разрешение на их производство на серийных заводах.

Еще одной значительной новинкой, показанной фирмой Камова на выставке МАКС-95, журнал считает палубный вертолет ДРЛО Ка-31, который, как сообщается, недавно прошел государственные приемочные испытания. Вертолет имеет убирающуюся радиолокационную антенну размером 6x1 м. По словам С.В.Михеева, это единственное в своем роде решение для вертолетов такого класса обеспечивает хорошую аэродинамику и высокую крейсерскую скорость полета в зону патрулирования. Ка-31 может базироваться на любом военном корабле*, на котором могут размещаться поисково-спасательные вертолеты Ка-27.

По мнению обозревателя того же журнала, какими бы смелыми не выглядели планы обоих российский вертолетных ОКБ, трудное экономическое положение "крепко привязывает их к земле".

Представляют интерес впечатления британского инженера-летчика-испытателя Р.Коана (журнал "Defence Helicopter"),которому была предоставлена возможность ознакомиться на заводе "Роствертол" с Ми-35П -экспортным вариантом известного боевого вертолета Ми-24 ("Хинд") и даже полетать на нем.

Английский летчик-испытатель обследовал поведение вертолета Ми-35 в различных режимах полета. Полеты в боковых направлениях успешно проводились со скоростью 37 км/ч, назад - со скоростью 28 км/ч. Развороты на месте осуществлялись с ограниченной скоростью, с тем, чтобы по просьбе русского летчика-инструктора не превзойти установленного предела в 20-30 град/с. Вибрация в режиме висения были невелики, но при полете вперед возрастали. Шум в кабине оператора был незначительным и заметно меньшим, чем в кабине десантников, расположенной непосредственно под главным редуктором и выхлопными трубами двигателей. На высоте 150 м машину выровняли, и она легко достигла скорости 320 км/ч. Максимально допустимый угол крена составлял 45°, а при меньших скоростях эта величина увеличена до 55°. Несмотря на такие ограничения, которые, по мнению Р.Коана, в боевых условиях вряд ли будут соблюдаться, он признает, что вертолет произвел на него большое впечатление прежде всего благодаря значительной располагаемой мощности силовой установки. Он нашел также, что пилотировать вертолет с включенным автопилотом "очень приятно".

По мнению английского летчика, создателям Ми-35 удалось преодолеть многие слабые стороны вертолета Ми-24. Прежде всего это относится к запасу мощности силовой установки и характеристикам системы вооружения. По своим боевым возможностям, считает он, вертолет Ми-35 значительно лучше Ми-24 и перспективы его экспортных поставок определятся в первую очередь ценой, которая будет установлена на эту машину.

Признавая достоинства вертолета Ми-35, автор другой статьи Я.Паркер в том же номере журнала "Defence Helicopter" отмечает отсталость его радиоэлектронного оборудования. Поэтому он останавливается на модернизации вертолета, выполненной ОКБ им. М.Л.Миля и заводом "Роствертол" и позволившей, благодаря использованию западной авионики французских фирм Секстант Авионик и Томсон ТТД Оптроник, превратить Ми-35М в боевой вертолет для действий не только днем, но и ночью. Я.Паркер еще раз, достаточно подробно описывает систему вооружения машины, позволяющую ей наносить удары как по наземным, так и по воздушным целям.

Для действий по воздушным целям вертолет может быть вооружен совершенно новой УР "Игла-В" и ИК ГСН, позволяющей использовать принцип "пустил-забыл", а также УР 9А-220 со стержневым боезарядам и дистанционным взрывателем.

Радиолокатор переднего обзора, выдающий информацию на дисплей ТММ-140, обеспечивает возможность действий ночью и в условиях плохой видимости.

Свою статью Я.Паркер заключает фразой: "Ми-35М - идеальный боевой вертолет для стран с ограниченным оборонным бюджетом и потребностью обладать гибкими средствами ведения военных действий. Впрочем, какая страна в наши дни не считает себя именно такой?"


(Цветные снимки всех вышеуказанных вертолетов были опубликованы в журнале "Авиация-космонавтика" выпуск 11).










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх