|
||||
|
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННО ВОЗДУШНЫХ СИЛ РОССИИ И.С.Дейнекин, генерал-полковник авиации, Главнокомандующий ВВС, доктор военных наук, академик АВН Вопросы военной реформы не утрачивают актуальность в нашем обществе Подтверждением этому служит продолжающаяся в средствах массовой информации дискуссия о путях и методах ее проведения. Военно-воздушные силы (ВВС)-вид Вооруженных Сил (ВС) России. Им присущи ряд важных оперативно-стратегических свойств, которые выгодно отличают их от других видов ВС. Это, прежде всего, универсальность, что проявляется, в способности вести эффективные боевые действия днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в различных физических сферах: на земле, на море, в воздушно-космическом пространстве; способности наносить удары с применением высокоточного оружия; вести воздушную разведку и выполнять специальные полеты (десантирование, перевозка войск и боевой техники и др.) на всю глубину оперативного построения войск противника и в его глубоком гылу. Авиационные объединения способны не только поддерживать сухопутные войска в проводимых ими операциях различного масштаба, но и принимать активное участие в операциях других видов ВС. Высокая маневренность, большая боевая мошь ВВС - свойства, при умелом использовании которых главное командование на театре войны (военных действий) может в короткие сроки изменить ход и исход операции. Это подтверждается омытом Великой Отечественной войны: в битве под Москвой и Сталинградом, на Кубани и Курской дуге, в Белорусской наступательной операции, освобождении городов-героев Новороссийск и Севастополь, при штурме Кенигсберга и Берлина. Современные всепогодные самодеты, имея большой радиус действия, обладая способностью дозаправляться топливом в воздухе, могут совершать в короткие сроки маневр с одного театра войны (военных действий) на другой и, как следствие этого. - создавать необходимые авиационные группировки и концентрировать усилия для массированного применения авиации на Мировое общественное мнение об отечественной авиации важнейших стратегических направлениях. Данный вывод подтверждается результатом исследовательского учения "Восход-93". На нем самолеты Су-24 с тремя дозаправками в воздухе от танкеров Ил-78, а самолеты Су-27 с дозаправкой на аэродромах по маршруту полета преодолели расстояние в 7000 км с Запада на Восток в течение 12 часов. Строительство и реформирование российских ВВС происходит в сложных политических, экономических условиях и динамичной военно-стратегической обстановке в мире, особенно в районах Центральной Европы, Ближнего Востока, а также в государствах мусульманского мира, расположенных в средней Азии. Существенной особенностью современной военно-стратегической обстановки в мире является то, что с прекращением "холодной войны", роспуском ОВД, распадом СССР руководство США и НАТО настойчиво проводит целенаправленную политику продвижения НАТО на Восток, несмотря на то, что странам - участницам Североатлантического союза с Востока никто не угрожает. Это создает напряженность в отношениях между Россией и Западом. С развалом ВС бывшего СССР их ВВС потеряли свой прежний облик, а вновь создаваемые российские ВС его еще полностью не приобрели. Все это вместе взятое обуславливает проблемные вопросы строительства и применения ВВС России. Рассмотрим в рамках статьи наиболее важные из них. В условиях сохранения устойчивой военной опасности в мире дает о себе знать тенденция трансформирования ВВС России из единого универсального, дальнобойного, высокоманевренного вида ВС в средство с ограниченными боевыми возможностями. В военное время такое состояние ВВС грозит их поражением в воздухе и, как следствие этого, - поражением общевойсковых группировок на земле. В 1992 году - году образования МО России - самолетный парк его ВВС составил 62% ВВС бывшего СССР (1991 г.). 35% боевых самолетов, в их числе стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС оказались на территориях других стран СНГ. Расчеты показали, что самолетный парк ВВС России к 2000 году может сократиться еще на 25%. Аэродромная сеть ВВС России в сравнении с аэродромной сетью бывшего СССР сократилась на 36…50%. В ведении ВВС России находится более сотни аэродромов с БВПП, из которых 65% расположены в европейской части РФ, а 35% - в азиатской. Аэродромная сеть уменьшилась на Западе по причине распада ОВД и вывода российских войск из зарубежья на территорию России. 30…40% аэродромов требуют капитального ремонта, реконструкции или дооборудования элементов летного поля. Командование ВВС с трудом поддерживает их в эксплуатационном состоянии. Основу самолетного парка ВВС России составляет фронтовая авиация (ФА) - 52%. Согласно военно-экономическим расчетам соотношение между ударной авиацией (УА) и ИА во ФА в 1995 году составляло 1:2,3 в пользу ИА. Это происходит за счет резкого сокращения самолетного парка ИБА и ША. Такое соотношение между УА и ИА во ФА может привести к снижению возможностей авиационных объединений ВВС по решению главной задачи авиационной поддержке Сухопутных войск в бою и операции. Исходя из изложенного, важнейшими проблемными вопросами строительства Военно-воздушных сил России в современных условиях являются: - сохранение самолетного парка ВВС за счет содержания самолетов четвертого поколения в боеспособном состоянии и закупок боевых самолетов пятого поколения И6; - увеличения численного состава ударной авиации в составе ФА за счет перевооружения авиачастей на штурмовики и многоцелевые самолеты (для поражения воздушных и наземных целей); - содержание в боеспособном состоянии действующей аэродромной сети и использования аэродромов других ведомств; Решение изложенных проблемных вопросов требует государственных бюджетных ассигнований. За новые самолеты, ремонт старых, за топливо, эксплуатацию аэродромов надо платить. На содержание личного состава ВВС необходимы значительные финансовые затраты. Расчеты показывают, что для поддержания требуемого облика ВВС, удовлетворяющего интересам национальной безопасности России, удельный вес ассигнований на ВВС требуется увеличить на 5…8%, т.е. поднять в реальном исчислении в 15… 17% до 20…25% (от бюджета МО РФ). Такой рост ассигнований должен сочетаться с внебюджетными ассигнованиями, экономией авиатоплива, ресурсов самолетов и двигателей, широким использованием тренажной аппаратуры, совершенствованием системы подготовки авиационных кадров. Главное командование ВВС осуществляет реальные мероприятия и с целью получения внебюджетных ассигнований. Следует заметить, что если в ВС России с трудом изыскиваются ассигнования на ВВС, то военно-политическое руководство США и НАТО с завидной последовательностью укрепляют свои ВВС, особенно в качественном отношении. Убедительным фактом этому является то, что в США на ВВС приходится 30% бюджета МО; в европейских странах (членах НАТО) на авиацию расходуется в среднем 26-27% военного бюджета. И это не от излишка финансовых средств, а от четкого понимания постоянно возрастающей роли ВВС в обычных войнах (военных конфликтах). Геополитическое положение ВВС России в современной военно-стратегической обстановке неутешительное. В подтверждение сказанному приведем такие данные. Согласно расчетам, количественно-качественное соотношение авиационных группировок (АГ) ОВВС НАТО и российских авиационных группировок на Западе составляет: количественное - 6,7:1, количественно-качественное - 3,9:1 (в пользу ОВВС НАТО); на Востоке - соответственно 7,2:1 и 2,5:1. В составе современных АГ ОВВС НАТО - одна треть новых типов самолетов. Авиационные группировки на Востоке (Япония, США и Южная Корея) включают 17% новых типов самолетов, а на Юге - 31% (ВВС Ирана, Пакистана и ВВС США в Саудовской Аравии). Боевая мощь ВВС во многом определяется уровнем профессионализма летчиков, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от величины годового налета (в часах) и исправности самолетного парка. На сегодня годовой налет летчика ФА, ДА и ВТА составляет 28, 43 и 63 процента от цивилизованных норм, а исправность самолетного парка ниже требуемой из-за отсутствия средств на ремонт и закупки запчастей. Эти проблемные вопросы взаимосвязаны. Их эффективное решение видится в увеличении поставок авиационного топлива и запасных частей, новых двигателей, что, в свою очередь, обуславливается минимально потребным увеличением уровня ассигнований на ВВС России. Одним из важнейших направлений укрепления ВВС и повышения эффективности из оперативного применения является совершенствование организационной структуры Военно-воздушных сил как вида Вооруженных Сил России. Практика и теория строительства Военно-воздушных сил бывшего СССР и молодых Военно-воздушных сил России показывают, что в основу организационной структуры ВВС, как вида ВС, может быть заложен один из двух основополагающих принципов управления авиационными объединениями: а) принцип децентрализованного управления авиационными объединениями, в частности ФА, т.е. когда авиационные объединения непосредственно подчинены командующим военными округами (фронтами); б) принцип централизованного управления авиационными объединениями, т.е. когда авиационные объединения находятся в оперативном подчинении командующих военными округами (фронтами), а в непосредственном подчинении -Главнокомандующего ВВС. Жизнь убедительно показала, что самой неэффективной организационной структурой ВВС, как вида ВС, является оргструктура, в основу которой положен принцип децентрализованного управления авиационными объединениями. Негативные стороны такой оргструктуры особенно ярко проявились в первый год Великой Отечественной войны, когда фронтовая авиация, составлявшая основу ВВС Красной Армии (КА), накануне нападения Германии на СССР была буквально раздроблена на ВВС фронтов, ВВС общевойсковых армий (OA) и армейских корпусов (АК): 40,5%, 43,7%, 2,3% соответственно. Всего в ВВС КА насчитывалось 186 организационных единиц авиации, которые были непосредственно подчинены самым разным (по служебному уровню) лицам. Эффективно осуществлять хотя бы общее руководство таким количеством разрозненных, обособленных на громадном пространстве сил авиации командующий ВВС КА не мог. При такой оргструктуре ВВС лишались своего важнейшего свойства, а именно: возможности сосредоточения в короткое время основных сил ударной и истребительной авиации на наиболее важном стратегическом (операционном) направлении для нанесения противнику решительного поражения с воздуха. Децентрализованная оргструктура не обеспечивала эффективного решения первостепенной стратегической задачи - завоевания господства в воздухе - одного из главных условий ведения решительных военных действий Сухопутными войсками с целью разгрома войск противника. В этой связи в данной статье уместно привести важные научные теоретические выводы русских военных ученых, малоизвестные широкому кругу читателей, в т.ч. авиаторам. Так, ординарный профессор бывшей Императорской Николаевской военной академии (ныне ВАГШ) полковник Н.Головин, бывший в 1916 г. начальником штаба VII русской армии, в своем труде "Авиация в минувшую войну и в будущую", изданном в 1922 г. в Праге, сделал такой вывод:"Таким образом, в начале 1916 года идея борьбы за господство в воздухе предъявляет властно свои требования". Развивая эту мысль, ученый пишет, что основным условием для решения данной задачи является массированное применение авиации, а следовательно, централизованное управление ВВС. Другой русский ученый, комбриг, профессор А.Н.Лапчинский в своей книге "Воздушная армия", изданной в Москве в 1939 г., пришел к важному выводу: "Раз ведется маневренная война, нужно выиграть воздушно-земное сражение, которое завязывается в воздухе и кончается на земле, что требует сосредоточения всех воздушных сил". Автор книги всесторонне обосновал, что распыление сил ФА по военным округам, армиям, корпусам не обеспечивает успешного ведения воздушно-земных сражений. Важнейшим теоретическим выводом комбрига Лапчинского явился следующий: "В конечном итоге, какую бы задачу в отношении земли не выполняла авиация, перед ней всегда стоит вопрос о превосходстве в воздухе". В этом выводе заложен глубокий практический смысл о необходимости борьбы за господство в воздухе во имя успешных действий Сухопутных войск. Какое научное предвидение русских офицеров! Первый из них, общевойсковой командир по образованию и опыту служебной деятельности, твердо понял, что без завоевания господства в воздухе нельзя успешно вести боевые действия на суше. Комбриг Лапчин-ский более детально обосновал эту идею на примере воздушной армии-нового по тому времени авиаобъединения ФА. Оба ученых отстаивали принцип централизованного управления силами авиации и важнейшее положение, что решающее значение в борьбе за господство в воздухе принадлежит ВВС. Высшее военное руководство бывшего СССР на основе обобщения опыта первого года ВОВ весной 1942 года сделало важный вывод, что оргструктура ВВС КА, построенная на принципе децентрализованного управления, не оправдала себя в боях. Это особенно проявилось в Смоленском сражении и в битве под Москвой, т.е. на главном, решающем стратегическом направлении начального периода Великой Отечественной войны. Резкий, обоснованный и крайне необходимый поворот от децентрализованного управления ВВС к строго централизованному, а, следовательно, к коренной перестройке оргструктуры ВВС, был осуществлен в мае 1942 г. приказом НКО СССР. На базе ВВС фронтов (округов)," корпусной и войсковой авиации начали создаваться крупные авиационные объединения -воздушные армии (ВА) фронтовой авиации, непосредственно подчиняющиеся командующему ВВС. В течение 1942 г. были сформированы тринадцать (!) воздушных армий (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16 и 17 ВА). Великая Отечественная война убедительно подтвердила высокую эффективность такой оргструктуры ВВС. В течение 35-ти послевоенных лет рожденная в годы войны структура ВВС постоянно совершенствовалась, получила всестороннюю проверку на учениях. Она явилась основой для разработки в 1992-1993 гг. в Главкомате ВВС предложений о создании в составе ВВС четырех авиационных командований (АК): дальней авиации (ДА); военно-транспортной авиации (ВТА); фронтовой авиации (ФА); резерва и подготовки кадров (РПК). Два первых АК (ДА и ВТА) - традиционные для российских ВВС; два других (ФА и РПК) - новые. В январе 1980 г. в соответствии с приказом МО СССР было осуществлено, по-существу, возвращение к предвоенной оргструктуре ВВС: воздушные армии ФА были преобразованы в ВВС военных округов (ВВС ВО) с их непосредственным подчинением главнокомандующим ВО и только в специальном отношении - ГК ВВС; упразднено командование ДА -основной орган, осуществляющий подготовку и управление АСЯС. Было упразднено такое часто употребляемое понятие, как "вид авиации" (ФА, ДА, ВТА). Вместо этого понятия был введен термин -составная часть ВВС. По-видимому, есть смысл возвратиться к понятию "вид авиации" (наряду с сохранением понятия "род авиации"). Вновь введенная оргструктура ВВС просуществовала только 8 лет. Жизнь показала, что оргструктура ВВС, как вида вооруженных сил, основанная на принципе децентрализованного управления авиационными объединениями, и прежде всего объединениями ФА, не оправдала себя даже в мирное время. Весной 1988 г. в соответствии с решением Совета обороны бывшего СССР организационная структура ВВС опять претерпела коренные изменения. Был осуществлен переход к оргструктуре, основанной на централизованном принципе управления. ВВС ВО были преобразованы в ВА, непосредственно подчиненные ГК ВВС, а оперативно - командующим войсками военных округов, восстановлено командование ДА. Опыт Великой Отечественной войны, послевоенный опыт строительства ВВС бывшего СССР, опыт строительства ВВС РФ, результаты теоретических исследований убедительно свидетельствуют о том, что наиболее эффективной организационной структурой ВВС РФ в современных условиях и на ближайшую перспективу является оргструктура, в основу которой заложен принцип централизованного управления авиационными объединениями Главнокомандующим ВВС через соответствующих командующих авиационными командованиями. В такой оргструктуре наиболее эффективно решаются вопросы: - управления оперативными и оперативно-стратегическими авиационными объединениями со стороны ГК ВВС; - сосредоточения в нужное время сил авиации на основных, наиболее опасных стратегических направлениях; - внедрения автоматизированных средств (комплексов) управления; аэродромного и авиационно-технического обеспечения; - использования высокоточных средств космической навигации; формирования и реализации Программы вооружения, особенно новой AT высокоточного оружия класса "воздух-поверхность" и "воздух-воздух"; - оптимизации системы подготовки авиационных кадров; - поддержания постоянного и эффективного взаимодействия с главкоматами других видов ВС, авиационной промышленностью, конструкторскими бюро, НИУ. Следует привести в качестве дополнения к обоснованию практической целесообразности современной оргструктуры ВВС и такие доводы: - ни в одной развитой стране Запада, в т.ч. и в ОВС НАТО, не нашло признания (тем более реализации) непосредственное подчинение авиационных объединений тактической авиации (ТА), не говоря уже о стратегической авиации, командующим объединениями Сухопутных войск (например, группы армий); им выделяется на операцию (бой) потребный летный ресурс, который используется общевойсковым командующим своим решением; - мероприятия, проведенные по созданию авиагруппировки для действий против дудаевских вооруженных формирований, боевое применение военной авиации в Чечне со всей очевидностью подтвердили необходимость сохранения сложившейся оргструктуры ВВС России; - в локальном военном конфликте в Ираке массированное применение авиации, осуществляемое по единому замыслу и плану, позволило командованию МНС в короткие сроки достичь целей операции практически без участия группировки сухопутных войск: 37 суток ВВС вели воздушную кампанию, после чего сухопутные войска завершили операцию "Буря в пустыне" за 100 часов. В современных условиях существующая оргструктура ВВС в наибольшей мере отвечает требованиям организации и поддержания взаимодействия с ВВС стран СНГ. Его содержание и практическая реализация - новый, сложный и в то же время крайне необходимый в интересах безопасности России, проблемный вопрос. Его положительное решение - одно из важных направлений деятельности Главкомата ВВС. Несмотря на очевидность практической целесообразности существующей оргструктуры, в ВВС России в наше время имеет место мнение о том, чтобы объединения ФА опять непосредственно подчинить командующим войсками ВО. В настоящее время в составе Сухопутных войск имеется достаточно многочисленная (несколько тысяч вертолетов) армейская авиация (АА) - род Сухопутных войск. Ее основное предназначение -авиационная поддержка войск. Умелое сочетание организации и ведения боевых действий частями АА в сочетании с оптимальным распределением усилий ФА в пределах выделенного летного ресурса на операцию (бой) обеспечит наиболее эффективное применение авиации в интересах успешного ведения военных действий Сухопутными войсками. В современном мире "холодная война" окончилась. В "Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" определены существующие и потенциальные источники военной опасности. Среди них: территориальные претензии; существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости российских границ, а теперь и на территории России (Чечня). В современных условиях главную опасность для стабильности и мира представляют локальные войны и вооруженные конфликты. Вероятность их возникновения в отдельных районах мира усиливается. Вооруженные конфликты и локальные войны при определенных условиях могут перерасти в крупномасштабную войну, к которым относятся региональные войны и мировая война. Расширение "буферной зоны" на западных границах России не укрепило стабильность в этом регионе. С вхождением стран Восточной Европы в состав НАТО военная опасность для России возрастет. В этом случае Россия может быть поставлена в еще более худшие геостратегические условия, чем до начала Великой Отечественной войны. Таким образом, для уменьшения вероятности перерастания локальной войны, военного конфликта в крупномасштабную войну следует всеми доступными мерами политического, экономического и военного характера погасить войну (военный конфликт). Не касаясь политической и экономической сторон прекращения войны (конфликта), обратим внимание на военную сторону, а в ней -на возможные варианты применения ВВС. Активное участие ВВС является характерным для всех локальных войн и военных конфликтов, проводимых как в период "холодной войны", так и после ее прекращения (Корея, Вьетнам, Ближний Восток, Афганистан, война в Персидском заливе). В исходнике пропущены 9 и 10 стр. действий в Чечне, важной задачей авиационного объединения является борьба с бандформированиями. Борьбу с бандформированиями в ходе военного конфликта целесообразно вести частью сил АГ, созданной для ведения боевых действий в военном конфликте. Наиболее целесообразно для поражения основных сил бандформирований, их боевой техники, опорных пунктов, складов боеприпасов, пунктов управления применять разведывательно-ударные группы (РУГ). Состав РУГ должен формироваться из самолетов-разведчиков и ударных самолетов (штурмовиков, истребителей-бомбардировщиков, бомбардировщиков). Соотношения самолетов различных родов авиации в РУГ, ее оптимальный состав, тактика действий требуют специальных исследований. При этом необходимо учитывать возможность применения РУГ в светлое и темное время суток, в разных метеоусловиях и в разных географических районах (горных, равнинных, лесных и т.п.). Экипажи самолетов РУГ должны формироваться летным составом высшей квалификации. В предвидении борьбы с бандформированиями целесообразно по возможности осуществлять облеты района ожидаемого расположения бандформирования. Особую трудность представляет нанесение ударов по сосредоточению бандформирований (или террористов) в населенных пунктах. Главным девизом летного состава РУГ должен быть: точное поражение заданных целей и исключение поражения жителей населенных пунктов и жилых построек в них. Для реализации этого девиза должно быть до деталей отлажено взаимодействие между органами (лицами) авиационной, войсковой и агентурной разведок; установлены единые сигналы взаимодействия, обозначения целей различными способами, в т.ч. и с использованием космических систем навигации. Исключительно важное значение в борьбе с бандформированиями имеют организация и осуществление тактического взаимодействия между РУГ и подразделениями армейской авиации. Это новый проблемный вопрос. Он требует глубокой проработки. Изложенные в статье вопросы применения авиации в локальной войне, военных конфликтах, а также в борьбе и бандформированиями представляют личные взгляды автора статьи. Они нуждаются в обсуждении, проведении инициативных и заданных исследований на основе глубокого, всестороннего обобщения и анализа опыта локальных войн, военных конфликтов во всех регионах мира, борьбы с бандформированиями в других странах мира. Это сложная, трудная, но крайне необходимая задача, в решении которой, как я надеюсь, примут активное участие не только ученые ВВС, но и командиры и начальники строевых авиационных частей, соединений и объединений. Особое внимание целесообразно уделить вопросам воздушной разведки, нанесения предельно точных ударов по малоразмерным целям с применением управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения в различное время суток в простых и сложных метеоусловиях, в разных условиях рельефа местности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|