37. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики

Несмотря на прогрессивное развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими учениками не утратила своей актуальности и в настоящее время. В любом учебном коллективе можно найти учеников, не успевающих в учении по тем или иным причинам. Но для устранения и предотвращения неуспеваемости необходимо знать не только ее причины. В глазах учителей все неуспевающие ученика абсолютно одинаковы.

По мнению психолога Н. И. Мурачковского, можно условно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности школьника, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В результате рассмотрения этих аспектов, получилась следующая типология.

Первый тип неуспевающих – ученики, низкое качество мыслительной деятельности которых сочетается с положительным отношением к учебе.

Второй тип – школьники, у которых высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

К третьему типу неуспевающих относятся дети, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

Если учитель ознакомлен с подобной типологией, и может самостоятельно определить, к какому именно типу неуспевающих относятся их ученики, он может оказать помощь каждой из групп неуспевающих учеников, применяя индивидуальный подход к каждой из них. Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это

организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй вышеперечисленных групп, предложив им выполнять одинаковые задания.

Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправдано, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но как же тогда быть с учениками из первой группы? Они всегда добросовестно относятся к выполнению домашнего задания, и нуждаются в другом виде коррекционной работы. А если учитель будет подробно разбирать задания с первой группой, вторая, которая обладает большими способностями, потеряет к этим занятиям интерес. А организация дополнительных занятий с третьей группой после окончания уроков может не только не принести положительных результатов, но и наоборот – ослабить и без того ослабленный организм ребенка, ведь процесс учения дается ему с трудом.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх