50. Основные способы расчетов

Расчетными следует признать правоотношения, возникающие между субъектами хозяйственных обязательств и кредитными организациями, либо между кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Основными способами их осуществления являются расчеты:

– наличными деньгами;

– в безналичном порядке.

Расчеты наличным способом между юридическими лицами по одной сделке проводятся на сумму не более 60 тыс. руб.

Формами безналичного расчета являются:

1) расчеты по платежному поручению;

2) расчеты по аккредитиву;

3) расчеты по чекам;

4) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Расчеты осуществляются с банковских счетов хозяйствующих субъектов на основании требований закона и условий заключенного договора с соблюдением ряда принципов расчетов, основными среди которых являются следующие:

– свобода выбора клиентом формы осуществления безналичных расчетов;

– невмешательство кредитных организаций в договорные отношения контрагентов;

– по общему правилу осуществление списания денежных средств со счета клиента по распоряжению владельца счета;

– при достаточности денежных средств на счете клиента списание денежных средств со счета в порядке календарной очередности. Если денежных средств на счете недостаточно, их списание осуществляется по правилам ст. 855 ч. 2 ГК РФ;

– производство платежей при наличии на счетах плательщика собственных денежных средств или за счет предоставленного банком кредита;

– зачисление средств на счет получателя после списания соответствующих сумм со счета плательщика;

– проведение платежей с использованием расчетных документов, составленных в соответствии с формой, утвержденной ЦБ РФ;

– осуществление расчетов в установленные сроки.

Расчетные операции осуществляются кредитными организациями на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в случаях, установленных нормативными актами, электронного платежного документа:

– распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

– распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

– наименование расчетного документа;

– номер, число, месяц, год выписки расчетного документа;

– вид платежа;

– наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;

– наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;

– наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета (субсчета);

– назначение платежа;

– сумму и очередность платежа;

– вид операции и подписи уполномоченных лиц, оттиск печати.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх