|
||||
|
Цыганки на работе Чтобы я лучше поняла магию цыганских искусниц, Замбила заставила меня несколько раз бродить с толпой цыганок, когда те заговаривают с прохожими. Конечно, я знала, как легко люди попадают во власть к цыганкам и отдают им деньги, но не представляла себе, насколько это серьезно. Мои наблюдения помогли мне многое узнать о том, как нужно разговаривать, чтобы собеседники делали то, что ты от них хочешь. Прежде чем я отправилась «в поле», Замбила заставила меня вспомнить, как со мной говорила золотозубая Роза, и объяснила мне, почему я, сама того не ожидая, послушалась Розу и отправилась с ней неизвестно куда. Роза привлекла мое внимание сразу: – Ой, красивая, а ведь на тебя твоя подруга наговаривает… «Как увидишь, что девушка молодая идет – не торопится, или женщина постарше, – откомментировала первую фразу Розы Замбила, – так лучше всего про наговор сказать – обязательно послушает, и уже никуда не денется. Главное – внимание привлечь, а заклятая подруга у каждой имеется». – Вот, посмотри, видишь вон ту старушку? А ведь она и не старая совсем, ей и сорока нет, хотя выглядит на все семьдесят, и морщины какие у нее, видишь? Я вспомнила, что действительно загляделась на какую-то пожилую женщину, которая ужасно выглядела. Роза тут же резко сказала: – Потому что наговор надо снять. «И правильно, – заметила Замбила. – Это Розка тебе внушила, а ты и повелась. Каждая красивой хочет быть, каждая стареть боится». – Послушай, что я тебе говорю! Вон, слышишь, машина загудела? Слышишь, как шумно здесь, правильно? И ты не можешь меня верно расслышать. На тот момент мне казалось, что шум на улице такой сильный, что расслышать Розу просто невозможно, тем более что цыганка вдруг заговорила очень тихо. Неожиданно для себя я поняла, что она должна мне сказать что-то очень-очень важное, и пошла за ней. «Это Роза тебя заставила прислушаться к ней. Видишь, как ты стала внимательна к ее словам? Заставь человека по сторонам поглядеть, да и заговори с ним так тихо, что ему прислушиваться придется, вот он и сделает, как тебе нужно», – пояснила Замбила. – Этот шум тебе мешает, отойдем в сторонку, где тихо, спокойно; даже пение птиц приятно успокаивает. «А это Розка тебе зубы заговорила и повела за собой, куда ей нужно было», – Замбила довольно усмехнулась. Ей явно нравилось, как «работала» со мной Роза. – Вот когда мы с тобой стоим здесь, ты чувствуешь, как тебе легко становится, согласись, да? Вот я прямо ощущаю, какая тяжесть на тебе лежит. Да ты, девушка, и вдохнуть-то полной грудью не можешь, я чувствую. Ну вдохни, попробуй, ну! Чувствуешь, как тяжело, верно? Тогда я, и правда, ощутила тяжесть в груди. Хотелось на природу, и казалось, что только Роза мне может помочь. – Тяжесть эту снять очень нужно, а то мало тебе осталось чувствовать свою молодость, будешь как та старуха – только боль, только боль. «Ох, здорово же она тебя! – Старая Замбила даже руки потерла от удовольствия. – Ты же и видишь, и слышишь, и чувствуешь, вот и перестала соображать-то». – Вон, посмотри, какая тут зелень, какие деревья красивые, видишь? А вот слева от подъезда кошка бежит, смотри, смотри! Серая кошка, видишь? Никакой кошки я не заметила, но внимательно уставилась туда, куда показала рукой Роза. А Роза между тем не замолкала ни на секунду: – Наговор на тебя серый сделан. Я вижу твой наговор, сама скоро серая станешь! Слушай, слушай, что я тебе говорю! Только тихо, сама не рассказывай никому, а то плохо будет тебе. Ох, подслушают здесь, беда случится! Пошли, где нет никого, в твоем подъезде тихо, правда? Там нас не услышат? Разговоры-наговоры, разговоры-наговоры, шум на улице, шум в ушах. Мешает шум. Мешает, тишина нужна. А ты чувствуешь, как тебе уже легче, чувствуешь? Я так мягко снимаю твою беду, я беду руками разведу… Замбила сказала мне, что человека надо обязательно отвлекать от того, чего ты хочешь от него получить. Заставлять по сторонам смотреть, прислушиваться к разным звукам, чувствовать запахи, а как бы между делом говорить то, что от человека нужно. Открытие мира шувани Прежде чем отпустить «в поле», Замбила учила меня видеть, слышать и чувствовать окружающее пространство именно так, как надо, чтобы овладеть искусством шувани. Обучение состояло из трех последовательных этапов, каждый из которых занял у нас около пяти минут. «Глаз – алмаз» Замбила велела мне остановить свой взгляд на любой точке, смотреть на которую можно безо всякого напряжения. Примерно через минуту я по ее приказанию начала очень медленно перемещать взор по окружающему данную точку пространству, задерживаясь при рассматривании деталей. Оказывается, много можно заметить в режиме медленного просмотра: я увидела, как отличаются свет из окна и свет потолочных ламп… рассмотрела на стенах узор обоев… детали оконной рамы… рисунок линолеума на полу… фактуры поверхности стола… кожи своих рук… и бумаги этой книги… особенности формы листьев домашних растений… подметила много мелочей… и удивилась, как много интересного раньше не замечала… Чуткое ухо ведьмы Замбила заставила меня делать это с закрытыми глазами, чтобы был задействован только слух. Итак, я прислушалась. Мир оказался буквально наполнен всевозможными звуками. Они были сравнительно громкими, как, например, гудки машин за окном… хлопанье дверей на этаже… переругивание соседей за стеной… или же относительно тихими – капанье воды из крана… скрип стула… тиканье часов… шелест переворачиваемой страницы… шаги домашнего животного… дыхание… Тайна чувственного мира Каждый человек способен заметить у себя множество ощущений. Сосредоточившись на них, я, например, почувствовала тяжесть рук на коленях… касание руки другой рукой… ощущение спиной спинки кресла… ногами – обуви… напряжение отдельных мышц при изменении позы… прикосновение одежды… вес своих волос и кольца на руке… Первый день И вот я отправляюсь с пестрой компанией цыганок на ближайший вокзал. Я мало чем от них отличаюсь: яркая широкая юбка, которую мне для этих «прогулок» выдала старая Замбила, малиновое дикло прикрывает светлые волосы, на шее—монисто из множества медных монеток, многочисленные талисманы… Прежде чем отправиться «на работу», я прочитала заклинание для первой встречи с незнакомым человеком и подшила листочек с ним к поясу юбки, кроме этого проделала ритуал, чтобы замок щедрости нашелся сразу же. Вопросы Сначала я только понаблюдала за цыганками «на работе», и сразу же заметила, что они постоянно задают клиенту короткие вопросы, на которые трудно ответить отказом. Более того, цыганки знают, что потерявший бдительность клиент почти наверняка сделает то, что сказано в первой части вопроса. «Ты только послушай меня, хорошо?» – и клиент соглашается только послушать. А когда он порядком наслушался, следует: «А ты бумажную денежку достань, на ладошку положи, ладно?» Я научилась избегать сопротивления собеседника, как цыганки, поместив в конце своей фразы вопросы: «Верно? Да ведь? Хорошо? Ладно?» Вопрос в конце фразы привлекает внимание, позволяя другой, содержательной информации войти в голову клиента. Просто замечательно, если я это сделаю, так ведь? Теперь я поняла, почему Роза все время меня спрашивала о том, в чем я просто не могла с ней не согласиться. Цыганские истории Потом я заметила, что цыганки рассказывают своим собеседникам «сказки» – самые разные истории, подчас не имеющие никакого отношения к происходящему, связанные с окружающим только формально (например: «Видишь, девушка идет? Вот у нас тоже такая была. Сейчас я тебе расскажу…») Вы, конечно, помните: «Она меня заболтала, и я сам не понял, как подписал», не правда ли? Цыганки именно убалтывают своих клиентов. Обстановка вокруг человека создается такая, что своим присутствием цыганка блокирует и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Она встает совсем рядом, буквально загораживая собой небо, – загружает зрение. Ненароком дотрагивается до вас, выщипывает ваш волосок, а порой и вовсе откровенно ощупывает – так задействуется осязание. Все это применяется синхронно – для усиления эффекта. Цыганки постоянно применяют свой знаменитый «метод заговаривания». Внимание клиента может устойчиво удерживаться разными и многими интересными историями, случаями, поучительными байками. Техника заключается в том, что в текст историй, в которых увязает сознание слушателя, все время вплетаются команды. От того, что человек оказывается перегруженным информацией, он начинает воспринимать мир замедленно, «тормозит». Важна и скорость: цыгане, как правило, говорят очень быстро. Как объяснил мне один психолог, люди могут усваивать поступающую информацию только с определенной скоростью, и если эту скорость повысить, то сознание «клиента» не будет успевать обрабатывать новые слова, и они пойдут прямо в подсознание, минуя «цензуру» сознания. Цель цыганки – ни под каким видом не дать клиенту вдуматься в смысл произносимого. Всегда говоря очень быстро и очень тихо, цыганка легко собьет внимание тем, что, повествуя о вашем будущем супруге, намеренно спутает короля с валетом. Пока вы поймете, в чем между ними различие, логика рассуждения уже будет утрачена. В лишенное смысла бормотание плутовка искусно вставляет указания типа «подойди», «открой», «дай». Для усиления воздействия цыганки работают «бригадами»; эффект усиливается, когда одновременно с нескольких сторон начинают что-то громко говорить с близкого расстояния сразу несколько цыганок. Причем не только говорить: они все касаются человека и хватают так, что заметить что-то он не в состоянии. Его зрение перегружено жестикуляцией и перемещениями цыганок, его слух и внимание перегружено словами и звуками, а чувства – сотней прикосновений и хватаний. Когда же он все-таки вырвется от насевших на него цыганок, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что его карманы обчищены полностью, а одна из мошенниц уже исчезла с добычей. В их среде – это один из самых популярных и быстрых способов обворовывания человека. С милицией вещи и деньги искать бесполезно – получите только стресс или сердечный приступ. Шанс что-то вернуть есть только у тех, кто хорошо знаком с цыганским бароном. Рассказывая истории, старайтесь придерживаться таких правил. Во-первых, пусть она будет довольно длинной. Желательно, чтобы внушения органично вписывались в ткань повествования. В истории не следует откровенно, «в лоб» упоминать проблему, которая беспокоит вашего собеседника или то, что вы хотите ему внушить. Также не следует делать вывод в духе «мораль сей басни такова». Желательно следовать канону, по которому сочиняются качественные художественные тексты – предоставлять возможность читателю, в данном случае слушателю, самостоятельно делать выводы и решать дальнейшую судьбу героев. Не делайте героями истории своего клиента или себя. Не обязательно заботиться о сюжете. История может представлять собой свободное повествование. Например, рассказ о путешествии с описанием увиденного. Если вы будете говорить о массаже, принятии ванны, слушании лекции, длительной поездке на автомобиле по загородной трассе или на поезде и т. п., то ваш собеседник может отключиться, даже если вы не ставите перед собой такой задачи. В истории вы как бы невзначай добавляете то, что хотите получить от вашего собеседника. Так как я довольно-таки долго на этот раз жила с цыганами, то имела прекрасную возможность понаблюдать за их бытом. Одна молодая цыганка никак не могла заставить свою маленькую дочку вовремя ложиться спать (несмотря на внешнюю неопрятность, цыганские дети, как правило, очень любимы и окружены заботой). Тогда Замбила поведала юной маме, как надо рассказывать ребенку сказки, чтобы он научился засыпать вовремя без всяких сказок и уговоров. Это как раз метод цыганских историй. Историй этих – три. Обратите внимание на третью историю: она совсем коротенькая, и именно в ней звучит та команда, которую слушатель должен выполнить. Он и не замечает этой короткой истории, но делает так, как ему велели. Важно и то, что истории, не заканчиваясь, переходят одна в другую – человек путается и легко подчиняется рассказчику. (?) В старые годы это было. Кочевал по свету цыганский табор. Вел его по дорогам старый вожак. Был этот вожак мудрым и сильным. Велика была его власть над цыганами, никто не мог ослушаться вожака, потому что за это ждала непокорного скорая расправа. И была у этого вожака жена-красавица да дочь по имени Маричка. Завидовали цыгане силе, мудрости и власти вожака, завидовали, что не им, а ему досталась жена-красавица, но никто виду не подавал. И был в этом таборе один цыган, что не только завидовал вожаку, но и безумно, со всей силой влюбился в его жену. И готов он был на все, на любое преступление. Никто не знал о его любви, скрывал он это, лишь жена вожака догадывалась об этом, но тоже молчала, не желала мужа своего огорчать, а может быть, боялась, что отомстит муж этому молодому цыгану, и не хотела понапрасну кровь проливать. Долго таился молодой цыган, но не смог выдержать… (2) А цыгане – вообще такой народ, загадочный. Старые цыгане рассказывают, что живет на свете цыганская птица Чарана, живет она999лет и в течение своей долгой жизни должна питаться молоком одной и той же цыганской женщины, которая, как и птица Чарана, живет 999 лет. Если бы эта женщина умерла, то погибла бы от голода и птица Чарана. Совсем исчезнуть с лица земли птица Чарана не может. Жизнь ее скрыта в крошечном яйце, а это яйцо находится в черной курице, которая заперта в железном сундуке, а сундук висит на груди самой птицы Чараны. В черной курице не одно яйцо, а несколько, и они ничем не отличаются друг от друга. Если даже достать из сундука черную курицу, убить ее и вынуть из нее все яйца, то и тут, чтоб убить птицу Чарану, нужно еще узнать, которое из яиц заключает в себе жизнь Чараны. А узнать этого не может никто на свете. (3) Мне свой дар передала старая цыганка-шувани. Великая была женщина! Она любила повторять: «Ты всегда должна засыпать вовремя». Она говорила, что в этом – залог моего счастья. Так и повторяла: «Ты всегда должна засыпать вовремя». (2) Но все же, если случится, что птица Чарана почему-либо погибнет, тотчас же раскрывается железный сундук на груди Чараны, и из него вылетает черная курица. С быстротой ветра бежит она по земле и ночью незаметно кладет крошечное яйцо на колени спящей женщины. Через семь дней у этой женщины родится маленькая серенькая птичка. Эта птичка так быстро летает, что и увидать-то ее невозможно. Как молния носится серенькая птичка по горам и всюду ищет волшебную золотую воду, а как найдет ее, так начинает жадно пить и через несколько минут вырастает до чудовищных размеров. Так вновь на свет появляется диковинная птица Чарана. (?) Да. Так настиг тот молодой цыган однажды вожака и из засады всадил ему в сердце длинный цыганский нож. Так бы никто и но увидел этого убийства, если бы в ту раннюю пору Маричка, дочь вожака, не пошла за водой и не бросила случайный взгляд на высокий, раскидистый дуб, под которым над телом ее отца склонился убийца. Никому не сказала Маричка о том, что довелось ей случайно увидеть в то утро, все равно ей никто бы не поверил. А цыган-убийца стал с той поры вожаком табора. Теперь он властвовал над людьми, и первое, что он сделал, это женился на вдове старого вожака… Подросла Маричка и превратилась в красавицу цыганку, на мать свою стала похожа. И таила в душе своей Маричка черную думу о мести. Но с новым вожаком была она веселой и приветливой, так что тот ни о чем не догадывался. А когда однажды почувствовала Маричка на себе его взгляд, то поняла, что час мести настал. Как-то раз позвал новый вожак Маричку в лес на свидание, и та согласилась. Под раскидистым дубом встретились они – Маричка и убийца ее отца. Под тем самым дубом назначили они встречу, где когда-то был убит прежний вожак табора. Протянул цыган руки к девушке, обнял ее и вскрикнул от нестерпимой боли. А Маричка отпрянула назад, оставив в груди цыгана острый нож… Второй день Когда я во второй раз отправилась с цыганками на «промысел», я уже сама принимала участие в окручивании клиентов. Правда, я не цыганка все-таки, поэтому такой способ заработка мне не подходит. Вот я и забавляла пеструю галдящую толпу своих «коллег» тем, что догоняла изумленного человека и отдавала ему его деньги. Цыганки дружно смеялись, а растерянные жертвы ничего не понимали. Цыганский вопрос Цыганка никогда не будет требовать от клиента денег, она задаст ему вопрос, вместе ответа на который клиент сам достанет кошелек. Это будет вопрос-указание. Клиент почувствует непреодолимое желание сделать то, о чем идет речь. Если вас спрашивают: «Не могли бы вы подвинуться?», скорее всего, вы не ответите да или нет, а просто подвинетесь. На вопрос: «Не могли бы вы закрыть дверь?» большинство просто закрывают дверь. Разумеется, мы делаем это, так сказать, из вежливости, форма вопроса для нас – только вежливая форма, позволяющая избежать приказа. Но в нашей голове откладывается именно необходимость действия. Если вы глубоко о чем-то задумались, то на просьбу «Не могли бы вы закрыть дверь», вы ее закроете, даже не услышав слов. На резкий приказ вы бы среагировали иначе, и еще неизвестно, как бы поступили. Приведу несколько примеров таких вопросов, которые удобно применять на практике отнюдь не только цыганкам: Можете ли вы представить себе это? Вы можете увидеть то, что я говорю? Можете ли вы вспомнить, когда вы по-доброму относились к себе? Не правда ли, неплохо почувствовать, как это хорошо? Как вы думаете, насколько легко вы можете это сделать? Как вам кажется, вы готовы подписать контракт? Разве вам не хочется просто войти в это спокойное состояние? Вы не возражаете против того, чтобы записать еще несколько таких вопросов? Выбор по-цыгански «Ты куда положишь бумажную денежку, на монету или под нее?» – спрашивает цыганка клиента, как будто бы предоставляя ему свободу выбора. Да только выбор-то какой! По-видимому, этим приемом в совершенстве овладели родители и вовсю используют его в общении со своими детьми: «Петя, ты когда собираешься делать уроки, до футбола или после?» В таких двойных фразах содержится невысказанное предположение, что ГЛАВНОЕ – РЕЗУЛЬТАТ будет достигнут. Если ваш собеседник уже достаточно заболтан вами, его внимание рассеянно, и вообще он устал, то определенно имеет смысл спросить его, когда он сделает то, что вам так нужно, сейчас или через пятнадцать минут. Вы хотите начать сейчас или позднее? Когда вы будете спать, вы или будете видеть сны, или нет. Вы хотели бы бросить курить сегодня или завтра? Вы бросили пить вчера или бросите сегодня? Используйте столько времени, сколько хотите, чтобы закончить с этим за пятнадцать минут. Вы или сейчас запишете еще одну двойную фразу, или она придет вам в голову через пять минут. Чувства вещей Когда цыганка говорит с клиентом, у нее в речи начинают чувствовать и думать неодушевленные предметы или части тела человека: «А ты посмотри, красавец, посмотри на мой платок! Да он столько повидал, что ты и вообразить не можешь! Такое видел, такое слышал…» А если не по-цыгански: «А ты подумал о своем письменном столе? Сколько он всего повидал, сколько услышал? Если бы он только мог говорить, то сколько всего мы бы узнали…» Человек действительно переключается на предмет, теряя нить разговора, смысл которого откладывается в душе. Если нам говорят, что этот гвоздь поранил мне руку, то мы невольно с интересом смотрим на гвоздь. Вы даже представить не можете, сколько всего видели (слышали, чувствовали) эти стены! Посмотрите (почувствуйте, обратите внимание), какие они дряхлые! Они устали, не правда ли? Цветам нравится, когда их срывают на радость людям. Потому что слова имеют собственную силу. Мой автомобиль любит ехать быстро, если дорога зовет его. Плачут ли деревья, когда теряют листву? Коробка шоколада «Белочка» зовет вас… Ваша рука знает, как писать такие предложения, просто возьмите ручку и бумагу. Неуместные паузы и неполные предложения Ничто так не путает собеседника, как умелое использование цыганками пауз, якобы внеконтекстных. Неуместные паузы наблюдаются тогда, когда вы начинаете… высказывание… и… э… мьмм… ну… не заканчиваете его. Такое высказывание провоцирует чтение мыслей, то есть способствует внушению. Это прекрасно знают дикторы, которые говорят: «Добрый… день». Моя жена оставила меня… э… ждать ее у магазина. Я, кажется, потерял… нить моих рассуждений. Неполные предложения появляются, если вы начинаете высказывание и никогда. Затем вы переходите к следующему высказыванию, выражающему абсолютно другую мысль. Взгляд в одну точку «Смотри на этот изгиб линии на твоей руке, вот на эту черточку: она говорит о том, что у тебя случится серьезное испытание. Вот, видишь, как этот изгиб…» – под такое бормотание клиент с понимающим и удовлетворенным видом изготавливается достать из кармана кошелек. Бедняга уже не живет в реальности – он находится в мире фантазии цыганки. Причем его состояние внешне можно описать так: он в азарте, он сосредоточен на чем-то серьезном, он переживает очень глубокие психологические чувства, и он в здравом уме. Внутренние чувства клиента на этой стадии воздействия: он прикоснулся к чему-то, что было ему всегда интересно, он очарован, он сфокусирован на этом отрезке времени и на этом месте. Шувани продолжает: «Сейчас главное – следить за тем, куда ведет тебя твоя линия жизни… гляди внимательно… и ты решишь все свои проблемы… главное – проблемы, проблемы решить, тяжелые проблемы враз решатся… да, конечно, тяжело нынче жить на свете, тя-же-ло, тя-же-ло, вообще во всем теле такая тяжесть, будто свинцом все тело налито… да и погода такая, что хочется спать, глаза слипаются, дыхание становится глубоким и ровным, спать хочется, прямо за-сы-паю…» – далее следует усиливающий внушение длинный зевок, который заразит клиента желанием это скопировать. Как видите, внешне простыми словами типа «дай ручку, погадаю. Вот смотри: эта линия жизни у тебя…» и т. д., удерживая взгляд и внимание клиента различной болтовней о «надвигающейся опасности» с постоянными командами «вот смотри», «вот видишь этот изгиб» и проч., – цыганка легко добивается от клиента того, чего хочет. Цыганское «НЕТ» В речи цыганки отсутствует частица «не» (если только она специально ее не использует для внушения). От них не услышишь: «Ты не можешь держать глаза открытыми» , зато отработано безадресное и неопределенное: «Сегодня такая странная погода, что глаза сами слипаются и очень хочется спать!» Дело в том, что цыганки загружают нам информацию прямехонько в подсознание. А оно не реагирует на отрицания. В речи отрицания есть, а в воображении, которое моделируется подсознанием, нет. Ну никак не можем мы представить того, чего нет. Если мы скажем: «Ваза не стоит на столе», то нам надо сначала представить, что ваза стоит на столе, а уж потом заставить эту картинку исчезнуть. Ваза в подсознании человека не может «не стоять на столе». Она может стоять где-то в другом месте, может лежать на боку, но «не стоять где-то» не может! Чем в более сложной ситуации находится человек, тем беззащитней он перед своими стереотипами. Если человеку, впервые вставшему на коньки или севшему на велосипед, крикнуть: «Не упади!», – он вполне может потерять равновесие. Нет ничего удивительного в том, что человек, которому вы сказали: «Не расстраивайся!», – в ответ расплачется. Вы ведь этой фразой разбудили его воспоминание о состоянии расстроенности и, таким образом, дали ему команду расстраиваться. Но самое смешное, а может быть, печальное в том, что при помощи частицы «не» люди сами создают себе препятствия в достижении чего-либо. «Не медлить! Не беспокоиться! Я не такой придурок, как Пупкин! Не обращать внимания!», и наконец, классическое: «Я больше не пью!». Строя фразы по этому типу, люди подталкивают себя именно к тому, чтобы медлить, беспокоиться, обращать внимание, делать глупости и быть придурком и пьяницей. Добровольные жертвы постоянных тревог и того, что называется невезением, сами программируют себе эти кошмары, сбывающиеся затем с неизбежностью пророчества. Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели. Чтобы собственные приказы подействовали, их надо формулировать так: «Поторопиться! Быть спокойным и хладнокровным! Хорошо рассчитывать свое время! Быть упорным и последовательным! Быть каждый день трезвым!» А вот несколько примеров, как можно заставить человека слушаться при помощи частицы «не»: Не думай о зеленой обезьяне! (знаменитая шутка). Мы не будем говорить о тотальной дебилизации населения в последние годы, как это делают высокопоставленные врачи-статистики… (фраза из телепередачи). Я ничего не прошу мне предлагать (классическая фраза взяточника). Не читайте это, если за последние десять лет вы не приобрели ни холодильник, ни видеомагнитофон, ни стиральную машину, ни телевизор… (первая фраза листовки политической партии). Третий день В свой третий выход с цыганками я была поражена следующей сценкой: юная цыганка, совсем девочка, разговаривая с клиентом, вдруг резко и громко завизжала, присев на корточки и вцепившись в ногу своего собеседника. Тут же рядом оказались ее подруги и заговорили все одновременно. Позже мне продемонстрировали кошелек, который еще недавно принадлежал клиенту. Его никто не крал – клиент его сам отдал цыганкам. Клиент потрясен Очень часто в самом начале контакта цыганка старается чем-то необычным озадачить клиента и, пользуясь секундной приостановкой его логического мышления, мгновенно перевести человека в сферу воображения, чувств и эмоций. При этом, как правило, в беседу вводится фактор страха – мощный ключ к глубинам души. Шувани очень часто удивляют свою будущую жертву неожиданным заявлением или тупиковым вопросом и сразу же начинают угрожать: не даст «порченые» деньги (кольцо, браслет, цепочку и т. п.) – подурнеет лицом, преждевременно состарится, попадет в аварию, не доедет до дома, случится беда с детьми, матерью, и т. д. Цыгане нередко создают замешательство на вокзалах, где обычно люди находятся в состоянии спокойного ожидания. Внезапно раздается шокирующий всех истошный вопль. Внимание надежно привлечено дракой между двумя цыганками. Пока остолбеневшие зрители наблюдают за баталией, другие цыгане (часто – дети) крадут вещи. Когда люди выйдут из шокового оцепенения и обнаружат пропажу, жуликов уже искать поздно: по сценарию, одна из дерущихся должна удирать, а вторая ее догонять. Похоже цыганки ведут себя, если надо выйти из щекотливых ситуаций, например когда их ловят с поличным на банальном воровстве. Они задирают юбки и истошно вопят. Окружающие застывают в шоке и сожалеют, что вообще с ними связались. Цыганки постоянно таким образом запутывают своих клиентов. Одна цыганка при мне вдруг выдала человеку, позолотившему ей ручку, сдачу с крупной купюры. Потрясенный, – ведь ничего подобного он не ожидал, – несчастный отдал ей намного больше. Теперь переведем цыганский опыт в нашу с вами жизнь, ведь, в самом деле, не визжать же на улице, задрав юбки! Выберите любой жесткий (отработанный до автоматизма) шаблон поведения человека, будь то личная привычка или общественный обычай. Сделайте вид, что поддерживаете или принимаете как должное выполнение человеком этого шаблона, а затем прервите его. Попробуйте протянуть человеку руку для рукопожатия и вдруг резко ее отдернуть. Он растеряется, можете не сомневаться. Рукопожатие – это целый ритуал в человеческом общении. Ритуал – всегда шаблон. У каждого из нас множество таких автоматических программ. Прервите даже такую простую программу на середине – и «компьютер» зависнет. Когда вы протягиваете руку для рукопожатия, человек автоматически протягивает вам свою. А вы вдруг, например, хватаете его за запястье. Или просто отдергиваете свою руку. В этот момент человек не знает, что делать: у него нет программы реакции на это поведение, он не знает, каким должен быть его следующий шаг. Он привык, что у рукопожатия нет середины. Он сбит с толку. Его психика готова воспринять любую подсказку, как выйти из этого тупика. Выходом из невозможного положения может быть и фраза, ведущая к желательным для вас поступкам. Как правило, человек следует внушению. Только осторожнее: не нарвитесь на профессионального спортсмена (схватите вы борца айкидо за запястье, и окажетесь на земле со сломанной рукой) или сексуального маньяка. Возможностей поэкспериментировать с этим приемом огромное количество. Например, длинная очередь в магазине. Попробуйте подойти к продавцу, протянуть деньги и, когда очередь начнет возмущаться, очень искренне сказать: «Простите, пожалуйста, я только сейчас подъехала…» После этого скажите продавщице, что вам надо. Если вы будете вести себя уверенно – сработает! Драгоценные гвозди Я обратила внимание на то, что цыганки часто стимулируют будущую жертву излить душу и в какие-то моменты постукивают человека – например, по колену или плечу. «Это мы так гвоздиками человека к себе прикрепляем, – пояснила мне Замбила. – Рассказывает он о том, как в детстве ему кошмар приснился, а я его по колену слегка стукну. Ему же страшно, если он о страшном вспомнил. Вскоре он забудет об этом, а я ему – про то, что на его золотой браслет порча наведена, да и стукну по колену. Он сразу тот свой детский страх припомнит, и испугается, браслет отдаст мне, как миленький». В качестве таких «гвоздиков» часто используется сочувствующее и доверительное прикосновение на долю секунды своей руки к правой кисти, плечу или даже ноге клиента. Хорошо еще сказать громко любое слово или шумно вздохнуть. Любой «гвоздик» «вбившая» его цыганка проверяет за время беседы по нескольку раз, пока не удостоверится (по эмоциям клиента, движениям глаз, мимике, жестам, дыханию), что он срабатывает безотказно. Затем с помощью проверенного «гвоздика» она строит свое общение с человеком. Надо сказать, что цыганки хорошо знают о том, что сильные эмоции – это, по сути, уже готовое состояние, при котором можно эффективно управлять человеком. Поэтому иногда они просто распаляют до предела эмоции клиента, и тогда у человека автоматически наступает состояние экстаза. «Гвозди» «забиваются», во-первых, многократным повторением, а во-вторых (и это значительно важнее), у человека «гвоздь» может быть «забит» с первого раза, если эмоция является сильной и правильно выбран момент. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными вы оказываетесь, тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию. Большинство ассоциаций становятся началом множества полезных привычек и навыков, без которых мы просто не могли бы действовать. «Гвозди» настолько широко распространены, что мы их практически не замечаем. Согласитесь, стоит нам услышать «Похоронный марш», как тут же возникает чувство грусти и скорби. Еще одним примером «гвоздя» может служить скрип тормозов в опасной близости от нас. Обычно такой звук вызывает страх на протяжении всей жизни. Вот один бытовой пример действия «гвоздя». Одна моя подруга рассказала: «Однажды мой муж пролил горячее масло со сковородки себе на ногу. Боль, шок, крик… Я прибежала на кухню и, пытаясь успокоить, нежненько так обняла его за плечи, затем стала лечить ожог, который действительно оказался довольно-таки сильным. А через несколько дней я подошла к своему, на этот раз совершенно спокойному мужу, точно так же нежненько обняла его за плечи и предложила сходить в театр. И в ответ на это получила, разумеется… совершенно нелепую реакцию ярости: «Да пошел твой театр!..» Объяснение этому простое: сработал «гвоздь». Если бы я не повторила эти свои объятия, то все было бы хорошо, а тут он вспомнил характерное чувство боли, досады, ожесточения». Мораль: думайте, когда и что нужно делать, чтобы самые доброжелательные действия не стали в будущем непроизвольным «гвоздем» для вызывания отрицательных чувств. Допустим, вы считаете, что было бы неплохо закрепить у некоего человека состояние радостного добродушия. Вам известно, что такое состояние обязательно возникнет у него при разговоре о его любимой собаке. Заведите разговор о собаке, и в это же время с каким-то особенным ритмом постукивайте карандашом по столу. Для гарантии повторите. Не исключено, что спустя какое-то время вам нужно будет добиться от этого человека согласия по какому-то вопросу. Тут-то и понадобится пробудить ранее закрепленное состояние. Постучите точно так же карандашом по столу, и нужное вам состояние у вашего собеседника «включится». Вот, например, часто используемый и очень удобный маневр. Дождавшись мгновения, когда муж или сексуальный партнер переживает максимальное возбуждение, наивысшее желание, вы «забиваете» какой-нибудь «гвоздь» для этого переживания (особый взгляд, жест, касание). А когда вам покажется, что мужчина к вам остывает, просто повторите свой жест или прикоснитесь к нему так же, как тогда, – его желание вам гарантировано. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|