|
||||
|
Глава 19. Холодное оружие тай-цзи цюань Передача энергии вооруженным рукам В тай-цзи цюань овладение техникой вооруженной самозащиты нацелено не только на практическое применение полученных навыков, но и на обучение студентов методике передачи энергетического потока на боевые поверхности холодного оружия. Причины редкого использования холодного оружия в искусстве тай-цзиВ отличие от шаолиньского кунг-фу, где как неотъемлемая часть учебной программы широко применяется целый арсенал разнообразного и зачастую экзотического холодного оружия, в традиции тай-цзи цюань такая методика не получила широкого распространения. Кунг-фу Шаолиня намного старше и возникло в те времена, когда ношение и применение холодного оружия считалось само собой разумеющимся, а вооруженные поединки преобладали над искусством рукопашного боя без применения посторонних предметов. Свободное ношение оружия способствовало укоренению традиции вооруженного боя, и, несмотря на то что в настоящее время большинство стран приняли запрещающие законы, тенденция к использованию колюще-рубящих предметов ощущается повсеместно. Таи-цзи цюань возникло в то время, когда ношение оружия на публике уже было запрещено в течение четырех столетий. Техника тай-цзи включает в себя умение им владеть, но не придает холодному оружию такого значения, как шаолиньская школа кунг-фу. Еще до того, как тай-цзи стали практиковать даосские священники с горы Вуданг (духовное развитие) и семья Чень в Жиа Гоу (самооборона), этим искусством преимущественно занимались в оздоровительных целях. Ян Лу Чань, первым представивший свое мастерство на суд общественности, преподавал тай-цзи высокопоставленным чиновникам и членам маньчжурской императорской фамилии, у которых не было ни желания, ни потребности изучать боевые аспекты единоборства. Помимо титулованных особ другие мастера тренировали школяров и богатых торговцев. В отличие от революционеров и борцов за независимость, предпочитавших кунг-фу Шаолиня, эта категория учеников считала холодное оружие варварским. Третья причина лежит в различии методологических подходов к обучению. В шаолиньском кунг-фу оружие используется довольно часто, но на тренировках можно наблюдать прямо противоположную картину: ученики этой школы редко вооружены. Причина одна — тренировка с оружием считается более продвинутой стадией обучения искусству. Вооруженный человек, хорошо исполняющий комплекс, разоружившись, продемонстрирует еще большее мастерство, так как избавится от лишнего веса. Подход в тай-цзи цюань диаметрально противоположен: для наращивания мощи и повышения мастерства необходимо усиление контроля за разумом и энергетическим потоком; в этом случае лишний вес будет скорее обузой. Четвертая причина тесно связана с вышесказанным. Ученики школы кунг-фу, получившие начальные навыки, работают с оружием для повышения своего уровня и наращивают потенциал силы и выносливости за относительно короткий промежуток времени. В классическом тай-цзи цюань тренировка с оружием возможна лишь на углубленных стадиях изучения искусства. Овладение техником вооруженной самозащиты нацелено не только на практическое применение полученных навыков, но и на обучение студентов методике передачи энергетического потока на боевые поверхности холодного оружия. Мастерство такого рода позволяет пользоваться обыкновенной палкой как мечом. Вооружившись, нечего и думать о применении приемов тай-цзи, не обладая способностью направлять энергетический поток в область рук. В наше время слишком мало учеников имеют представление о внутренней силе как таковой, не говоря уже о способности трансформировать ее по собственному желанию и в нужное место. Именно поэтому круг лиц, умеющих осознанно тренироваться с оружием, значительно сократился. Более того, такие занятия требуют значительного времени и изнуряющих усилий. Для большинства учеников искусное владение собственным телом становится непосильной задачей без опытного наставника; тренировка приемов с оружием в руках в принципе невозможна без учета советов учителя. Функциональные особенности тренировки по применению холодного оружияКак бы там ни было, тренировка с оружием в руках находит свое место на самых разных уровнях обучения искусству тай-цзи цюань. Например, на первой ступени обучения танец с мечом может произвести очень приятное впечатление, особенно если будет исполняться с должной грацией и изяществом. Замечу, что танцы в тай-цзи цюань предъявляют к исполнителю меньше требований по сравнению, например, с современными па в стиле диско или классическим индийским танцем, — они не требуют значительной выносливости или предварительной «растяжки». На промежуточном уровне, когда тай-цзи практикуется как боевое искусство, тренировка с оружием служит нескольким важным целям. В частности, некоторые основные понятия становятся более очевидными, чем при обычной тренировке. Прекрасным примером служит тренировка с китайским мечом вуданг[8]. В отличие от шаолиньского кунгфу, неофициальным символом которого стал боевой посох, тай-цзи славится искусством владения мечом. Фигурально шаолиньский посох можно назвать «простым в обращении, но универсальным; жестким, но сострадательным». Трудно найти оружие, которое при своей внешней незамысловатости отличалось бы такой многообразной функциональностью. Так, посох можно использовать как копье, алебарду, булаву, боевой топор, саблю или кинжал. Посох, как и мастер кунг-фу, хорош в любое время года! Несмотря на его твердость, он лишен острых поверхностей, которыми можно искалечить или убить человека. Что же касается китайского меча, техника владения которым популярна как в кунгфу, так и в тай-цзи цюань, то человек, взявший его в руки, должен обладать качествами, присущими именно мастеру тай-цзи — грациозностью и плавностью перехода от одного движения к другому. Китайским мечом не следует с силой отбивать оружие соперника или рубить им наотмашь, — для этого он слишком хрупок. Точно так же, как в обычном поединке, вооружившись мечом, не стоит отражать фронтальные атаки «лоб в лоб». Всегда полезно следовать инерции удара противника, чтобы затем свести атаку на нет и предвосхитить последующие агрессивные действия неожиданной контратакой. Другим способом является «поглощение» атаки и нанесение ответного удара после ее завершения. Эти характерные для тай-цзи цюань тактические приемы показаны на рис. 19.1. Атакующий обрушивает на соперника свой посох (алебарду, саблю и т. д.). Обороняющийся, перемещаясь влево, кистевым приемом заводит меч за посох и опускает его вниз (рис. 19.1, б). Продолжая круговое движение, меч поражает правую кисть атакующего (рис. 19.1, в). На рис. 19.1, г противник атакует, направляя посох в живот обороняющегося. Последний делает небольшой шаг назад стоящей сзади ногой и опускается в низкую стойку (рис. 19.1, д). В момент завершения атаки обороняющийся без промедления выдвигается вперед, поражая соперника в грудь ударом меча. Во избежание серьезных ран обороняющийся может ограничиться ударом по предплечью (рис. 19.1, е). ![]() Рис. 19.1. Китайский меч против боевого посоха Совершенно очевидно, что человек, способный осуществить базовые понятия тай-цзи в вооруженном поединке, сумеет продемонстрировать не меньшее мастерство и в обычном, безоружном бою. На высших уровнях владения искусством мастер вуданг направляет ци в область боевой поверхности оружия, которое как бы становится частью его тела. Меч как нельзя более подходит для применения на продвинутом уровне мастерства. В руках опытного мастера он заряжается энергией и начинает действовать без видимых усилий со стороны исполнителя. Применительно к бою это означает, что меч движется со скоростью, определяемой волей мастера, и будет продолжать движение до тех пор, пока не иссякнет жизненная энергия, то есть практически до бесконечности, поскольку на этом уровне ментальная и жизненная энергии постоянно подпитываются из космоса. Рассматривая этот уровень с точки зрения духовных понятий, можно утверждать, что слившиеся воедино мастер и его оружие становятся неотъемлемой частью космической общности всего сущего. Выражаясь языком даосизма, мастер покоряет три вершины: превращает материю в энергию, энергию — в дух и возвращает дух к Первопричине. С точки зрения адептов школы вуданг, первый уровень мастерства (строго говоря, «первым» он называется весьма условно, поскольку настолько высок, что непосвященным трудно понять его смысл) демонстрирует способность трансформации физического тела и оружия в единое энергетическое целое. На втором этапе этот единый энергетический поток превращается в чистую энергию сознания. И наконец, на высшей ступени мастерства чистое сознание становится вселенским. Это и является конечной целью всех религий и мистических учений, вне зависимости от терминологии и методов обретения Просветления, то есть высшего уровня духовного совершенства. Меч, сабля и посохДавайте спустимся с небес на землю и рассмотрим некоторые технические приемы тай-цзи цюань с применением холодного оружия. На рис. 19.2 показаны три типичных приема владения мечом: «зеленый дракон появляется из пещеры» (рис. 19.2, а), «Я-ша проверяет море» (рис. 19.2, б) и «ласточка возвращается в гнездо» (рис. 19.2, в). ![]() Рис. 19.2. Приемы с мечом Все эти приемы исполнены изящества и красоты, однако не как застывшие, статичные формы, а в динамике, отражающей плавный и «текучий» ритм техники тай-цзи цюань. Заканчивая разговор о китайском мече, привожу четверостишье под названием «Песнь мечу тай-цзи»: Непостижимы радуги чудесной и дракона тайны, В китайской традиции владение ножом или саблей принципиально отличается от техники работы с мечом. Китайский меч обоюдоострый и легкий, в то время как сабля имеет одностороннюю заточку и значительный вес. Цитируя приведенное выше стихотворение, можно сказать, что не следует размахивать («рубить») оружием «налево и направо», если у вас в руках меч, а не сабля. Сабля не пользуется большой популярностью у мастеров тай-цзи, вследствие того что больше подходит для «внешнего» применения силы, свойственного кунг-фу и не характерного для техники внутренних школ. В случае применения этого оружия в тай-цзи цюань особое внимание уделяется утонченным и скоростным приемам. На рис. 19.3 показаны два сабельных приема: «белая обезьяна дарит фрукты» (рис. 19.3, а) и «император Хань убивает змею» (рис. 19.3, б). ![]() Рис. 19.3. Приемы с саблей Техника владения боевым посохом основана на технике работы с копьем тай-цзи цюань, которое, как это ни прискорбно, в настоящее время применяется крайне редко. В отличие от комбинационного изучения техники владения мечом или саблей, тренировки с посохом выделены в особый комплекс упражнений. На рис. 19.4 показаны некоторые типичные приемы, которые основаны на техниках владения копьем и посохом, заимствованных из шаолиньской школы великого генерала Миньской эпохи Чень Зон Доу. При атаке сверху посох отбивается (рис. 19.4, а) и проводится контратака в голову противника (рис. 19.4, б). На рис. 19.4, в атакующий удар направлен в середину корпуса. Обороняющийся делает шаг передней ногой влево, отражает удар, разворачивая корпус и принимая боковую стойку «четыре — шесть», а затем наносит по корпусу противника контрудар (рис. 19.4, г). На рис. 19.4, е атака нацелена на нижнюю часть тела. Обороняющийся отбивает удар и контратакует (рис. 19.4, е). ![]() Рис. 19.4. Применение боевого посоха Сокрушаясь о существенном пробеле в системе обучения тай-цзи, мастера в третьем поколении, Ву Ю Шиань, Хань Кин Шиань, Ли Шень Дуан и Хау Жонь Тиан, составили комплекс специальных упражнений с посохом, аналогичный технике работы с копьем, принятой в шаолиньской школе. На рис. 19.5 показаны три приема из комплекса тай-цзи цюань: «разгребать траву в поисках змеи» (рис. 19.5, а), «пять цветков» (рис. 19.5, б) и «гора Тай на голове» (рис. 19.5, в). ![]() Рис. 19.5. Приемы с боевым посохом Примечания:8 Китайский меч отличается изящностью, небольшими размерами и, в глазах европейца, скорее напоминает шпагу. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|