|
||||
|
Глава 15. Стиль ян Плавные и грациозные движения, приносящие здоровье Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Именно поэтому так мало учеников становятся настоящими мастерами. Самый популярный стиль тай-цзи цюаньБлагодаря всеобщему заблуждению современных людей Запада относительно того, что созданный Ян Лу Чанем (1799–1872) стиль ян является единственной школой тай-цзи цюань, это направление получило наиболее широкое распространение. Мастер тай-цзи во втором поколении Ян Бан Ху сформулировал сущность этого стиля в девяти стихотворениях, объединенных общим названием «Девять секретов тай-цзи цюань». Ниже приводится одно из них, озаглавленное «Тайна инь — ян». Немногие владеют тайною инь — ян. Поскольку перевод стихотворения не только искажает рифму и размер, но и сбивает с толку читателей, не знающих китайского языка и не знакомых со спецификой терминологии тай-цзи цюань, считаю необходимым дать более подробные построчные пояснения. Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Это одна из причин, по которой так мало учеников становятся настоящими мастерами. Концепция инь — ян, применительно к искусству тай-цзи цюань, отражена в дуалистическом единстве следующих понятий: твердое — мягкое, поглощение — извержение, всплытие — погружение, отход — наступление, созидание — управление (созданным), легкое — тяжелое и видимое — сущностное. «Твердость» (жесткость) и «мягкость» применимы к понятиям техники и силы и используется в зависимости от конкретной ситуации. «Поглощение» соответствует отклонению корпуса назад с целью свести на нет инерцию атакующей силы противника, а «извержение» символизирует контратакующее движение вперед. «Всплытие» и «погружение» символизируют отклонение атаки противника вверх или вниз, которое, в свою очередь, в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть «жестким» или «мягким». Выполняя любое движение со стороны или лицом к лицу с противником, следуя за атакующим движением оппонента или проводя собственную контратаку, следует ориентироваться на баланс между инь и ян. В постоянно изменяющейся боевой обстановке состояния покоя и активности также должны чередоваться по принципу инь — ян. Например, выполняя стремительное движение (ян) вы должны быть абсолютно спокойны (инь); и наоборот, физический и духовный покой всегда сопровождается непрерывным движением потока внутренней силы. Во время схватки можно перехватить у соперника инициативу и провести серию приемов, вынуждая его обороняться. Можно поступить иначе: отдать инициативу противнику, перейти к обороне и выжидать наиболее благоприятного момента для неожиданной контратаки. Когда «момент истины» настанет, вне зависимости от ситуации, вы можете осуществить как фронтальную, так и фланговую атаку. Не менее важно осознавать смысл понятий «легкое — тяжелое» и «видимое — сущностное». Например, атака должна быть одновременно «легкой» (то есть стремительной) и «тяжелой» (мощной). Если удар не достиг цели, атака становится «видимой», и вам нет необходимости использовать возвратную силу в момент контакта; и наоборот, в случае удачного выполнения приема следует применить мощь. «Тяжесть» всегда должна сопровождаться «легкостью», то есть сильные руки должны быть ловкими, а стабильность стойки не влиять на свободу движений. Приемы стиля янПредставленный ниже комплекс приемов был составлен мастером в третьем поколении Ян День Фу. Он состоит из 85 приемов, которые я сократил (убрав многочисленные повторы) до 70. 1. Начальный прием тай-цзи. 2. Ухватить воробья за хвост. 3. Кнут. 4. Поднятие рук. 5. Белый журавль хлопает крыльями. 6. Поворот колена с ударом (левый). 7. Игра на лютне. 8. Поворот колена с ударом (левый и правый). 9. Игра на лютне. 10. Поворот колена с ударом (левый). 11. Движение — перехват — удар. 12. Скреплено печатью. 13. Перекрещенные руки. 14. Отвести тигра назад, к горе. 15. Наблюдать из-под локтя. 16. Отражающая обезьяна. 17. Полет по диагонали. 18. Белый журавль хлопает крыльями. 19. Поворот колена с ударом (левый). 20. Иголка на дне морском. 21. Веер появляется из-за спины. 22. Удар кулаком снизу. 23. Движение — перехват — удар. 24. Движение — перехват — удар. 25. Ухватить воробья за хвост. 26. Кнут. 27. Облачные руки. 28. Кнут. 29. Понукание лошади. 30. Маховый удар правой ногой. 31. Маховый удар левой ногой. 32. Удар ногой с разворота. 33. Поворот колена с ударом (левый и правый). 34. Размашистый кулак. 35. Удар кулаком снизу. 36. Движение — перехват — удар. 37. Прямой удар правой ногой. 38. Ударить тигра (левый). 39. Ударить тигра (правый). 40. Удар ногой с разворота. 41. Жужжащие в ушах пчелы. 42. Прямой удар левой ногой. 43. Удар с разворота правой ногой. 44. Движение — перехват — удар. 45. Скреплено печатью. 46. Перекрещенные руки. 47. Отвести тигра назад, к горе. 48. Наклонный кнут. 49. Дикая лошадь распускает гриву. 50. Ухватить воробья за хвост. 51. Кнут. 52. Нефритовая девушка продевает нитку в челнок. 53. Кнут. 54. Облачные руки. 55. Низкая стойка кнута. 56. Одинокий золотой петушок (правый). 57. Одинокий золотой петушок (левый). 58. Понукание лошади. 59. Белая змея выделяет яд. 60. Удар ногой с разворота. 61. Удар в живот. 62. Ухватить воробья за хвост. 63. Кнут. 64. Семь звезд. 65. Развернуть склонившийся лотос. 66. Застрелить тигра. 67. Движение — перехват — удар. 68. Скреплено печатью. 69. Перекрещенные руки. 70. Стойка бесконечного предела. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|