Примечания

1 Д. Туччи пишет, что на стене одного из храмов монастыря, первым настоятелем которого был Шантаракшита, изображена линия преемственности Шантаракшиты в следующей последовательности: Шарипутра, Рахула, Нагарджуна, Бхававивека, Шаригупта, Джнянагарбха и Шантаракшита. (См. журнал «Гаруда» № 1 и 2, 1997 г.)

2 Известно, что незадолго до своей смерти Шантаракшита, видя распространение учения о «мгновенном Пробуждении», оставил наказ вызвать своего лучшего ученика Камалашилу из Индии, чтобы тот смог отстоять воззрения «постепенного пути».

3 Более подробную информацию об этом можно найти в исследовании Д. Туччи «Полемика в монастыре Самье». (См. журнал «Гаруда» № 1 и 2, 1997 г.)

4 Тот самый легендарный Бодхидхарма, от которого ведут свою линию преемственности все патриархи и последователи школы Чань (Дзен).

5 В этих текстах говорится, что постепенный путь ценмин состоит в последовательном преодолении четырех умозрительных понятий: природа, противоядие, абсолютное состояние и достижение, после чего входят в состояние за пределами умственных построений. Здесь применяются трехчленная последовательность медитации на пустоту, отсутствие признаков и отсутствие устремлений, а также медитация безмятежности и прозрения. Не-постепенный путь тонмун состоит в том, что с самого начала, как только зарождается бодхичитта, нужно воспринимать все дхармы в их истинной природе за пределами концептуальных построений ума.

6 Нумерация осуществляется в соответствии с тибетским текстом в сборнике Namdol, Gyaltsen. Bhavanakrama of Acrya Kamalasila (Tibetan Version, Sanskrit Restoration and Hindu Translation). Bibliotheca Indo-Tibetica Series – IX. Sarnath: Central Institute of Higher Tibetan Studies, 1985. Second edition 1997.

7 'Jam dpal gzhon nu (Manjusri Kumarabhuta).

8 Dang po pa (adhikarmika) – новичок, вступивший на путь Махаяны, или путь Бодхисаттвы, обязан придерживаться определенных правил поведения.

9 sgrub pa, pratipatti. В словаре Рериха термин pratipatti раскрывается как третий аспект «Благородной истины пути», или йогическая активность (деятельность). Далее, в той же словарной статье перечисляются четыре вида достижений: а) go chi’i sgrub pa (samanha-pratipatti) – достижение брони Махаяны; б) ‘jug pa’i sgrub pa (prasthana-pratipatti) – достижение вхождения; в) tshogs kyi sgrub pa (sambhara-pratipatti) – достижение накопления (добродетельных составляющих); г) nges ‘gyur sgrub pa (niryana-pratipatti) – достижение окончательного результата Пути. Однако, нужно отметить, что в этом тексте достижение отождествляется с так называемым «аналитическим различением» (so sor rtog pa, pratyaveksa), важной составляющей в развитии ступенчатого пути медитации.

10 'Phags pa chos yang dag par sdud pa (Dharmasamgitisutra).

11 bCom ldan ‘das (Bhagavan) – один из эпитетов Будды. Его можно перевести как «Победоносный».

12 Byang chub sems pa (Bodhisattva) – тот, кто подвязывается на пути просветленного настроя бодхичитты в рамках Великой колесницы.

13 То есть данные ему качества принадлежат.

14 Khor lo bsgyur pa (Cakravartin) – великий царь вселенной, поворачивающий Колесо закона, то есть управляющий и повелевающий миром.

15 'Phags pa blo gros mi zad pas bstan pa (Aksayamatinirdesasutra).

16 Saradvatiputra

17 Имеются в виду накопления (tshogs, sambhara) заслуги (punya) и мудрости (prajna).

18 'Phags pa ga ya mgo'i ri'i mdo (Gayaslrsa-sutra).

19 Lha'i bu, Devaputra

20 'Phags pa dad pa'i stobs skyed pa (Sraddhabaladhana-sutra).

21 Имеются в виду земля и люди, небеса и боги, а также ад и кромешники.

22 Три вида страдания (sdug bsngal gsum, triduhkha) – это 1) страдание страдания (sdug bsngal gyi sdug bsngal, duhkhaduhkhata); 2) страдание изменения (‘gyur ba’i sdug bsngal, viparinamaduhkhata); и 3) всеохватывающее страдание составного (khyab pa ‘du byed kyi sdug bsngal, samskaraduhkhata).

23 Здесь под умственным равновесием подразумевается равное и беспристрастное отношение ко всем существам.

24 Chos mngon pa'i mdo (Abhidharma-sutra).

25 'Phags pa chos bcu pa'i mdo (Dasadharma-sutra).

26 'Phags pa de bzhin gshegs pa'i ye shes kyi phyag rgya'i ting nge 'dzin (Tathagatajnanamudrasamadhi).

27 Byams pa'i rnam par thar pa (Maitreyavimoksa-sutra).

28 Rigs kyi bu (kulaputra). Распространенный эпитет для бодхисаттвы.

29 То есть тех буддистов, которые придерживаются Малой колесницы – шраваков и пратьекабудд.

30 Совершенства, или парамиты – это шесть совершенств щедрости (sbyin pa, dana), дисциплины (tshul khrims, sila), терпения (bzod pa, ksanti), усердия (brtson ‘grus, virya), погружения (bsam gtan, dhyana) и мудрости (shes rab, prajna).

31 'Phags pa rgyal po la gdams pa'i mdo (Aryarajavavadaka-sutra).

32 'Phags pa dpas sbyin gyis zhus (Viradattapariprccha).

33 'Phags pa sdong po bkod pa (Gandavyuha-sutra).

34 По смыслу, это, скорее, наделяющий обетами.

35 'Phags pa ting nge 'dzin rgyal po (Samdhiraja-sutra).

36 gZhon nu (Kumara).

37 dKon mchog sprin (Ratnamegha-sutra).

38 Неизмеримые – это четыре неизмеримых качества истинного бодхисаттвы: неизмеримая любящая доброта (byams pa, maitri), неизмеримое сострадание (snying rje, karuna), неизмеримая радость (dga' ba, mudita) и неизмеримая невозмутимость (btang snyoms, upeksa).

39 Это так называемое «собрание средств привлечения» (bsdu ba'i dngos bo bzhi, catvari samgrahavastu): давать необходимое (mkho ba sbyin pa, dana), приятная речь (sngan par sgra ba, priyavadita), помощь другим (don spyod pa, arthacarya) и согласие слов и дел (don mthun pa, samanarthata).

40 'Phags pa dri ma med par grags pas bstan pa (Vimalakirtinirdesa-sutra).

41 Имеются в виду десять уровней бодхисаттвы.

42 Sa bcu pa'i mdo (Dasabhumika-sutra).

43 rGyal ba'i sras (Jinaputra) – общее имя, или эпитет бодхисаттвы.

44 То есть на восьмом уровне бодхисаттвы.

45 Истинная природа (сущность) всех явлений.

46 Это большое цитирование отсутствует в санскритстком варианте.

47 'Phags pa chos thams cad shin tu rgyas pa bsdus pa (Sarvadharmasamgrahavaipulya-sutra).

48 Ma pham pa (Ajita).

49 Легенда о царе Каши (современный Варанаси) гласит, что Индра, дабы проверить силу сочувствия этого правителя, превратился в ястреба и, схватив голубя в когти на его глазах, предложил выкупить жизнь беззащитной птицы за кусок плоти. Царь согласился, но, когда голубя стали взвешивать, он начал прибавлять в весе и царю приходилось отрезать от своего тела все большие куски. В конце концов, Индра, оценив сострадание этого царя, восхвалил его и заживил все раны.

50 То есть состояние нирваны, которое не сковано в своей активности.

51 То есть речь идет о том, что мудрость и метод находятся в неразрывной взаимосвязи (прим. ред. пер.).

52 rNam par snang mdzad mngon par rdzogs par byang chub pa (Vairocanabhisambodhi-sutra).

53 То есть, достигнув полного просветления, необходимо оставить учения так же, как оставляют плот, когда достигают другого берега реки.

54 'Phagsa pa sangs rgyas bgro ba (Buddhasamgiti).

55 'Phags pa bden pa gnyis rnam par 'byed pa (Satyadvayavibhaga).

56 Shes rab kyi pha rol tu phyin pa (Prajnaparamita-sutra).

57 gLang po'i rtsal (Hastikaksya).

58 Yab dang sras mjal ba (Pitaputrasamagama).

59 Имеется в виду одновременное порождение творцом (Ишварой) всего сущего.

60 Sa lu ljang pa (Salistamba-sutra).

61 'Phags pa lang kar gshes pa (Lankavatara).

62 Здесь речь идет о различных методах медитативных практик, характерных для пути Малой колесницы, благодаря которым достигаются различные уровни сосредоточения и погружения.

63 'Phags pa dgongs pa nges par 'grel pa (Samdhinirmocanasutra).

64 Chos mngon pa (Abhidharma).

65 bdag tu'du shes, atmasamjna.

66 Lhag spyod (Udraka). Один из аскетов, у которого Будда Гаутама учился еще до своего Пробуждения.

67 'Phags pa bden pa gnyis bstan pa (Satyadvayanirdesa-sutra).

68 rNam par mi rtog pa la jug pa'i gzung (Avikalpapravesadha-rani-sutra).

69 Здесь представлен простой логический прием «охватывания», то есть, если все концепции зависят и происходят из концепций существования и несуществования, следовательно, избавившись от последних, так сказать, «корневых концепций», все остальные уже больше не появляются.

70 Три сферы существования – это сфера желания ('dod khams, kamadhatu), сфера формы (gzugs khams, rpadhatu) и сфера отсутствия формы (gzugs med khams, arupyadhatu).

71 Следует обратить внимание, что в тибетском варианте говорится о «высшем отсутствии самости».

72 'Phags pa 'jig rten las 'das pa (Lokottaraparivarta-sutra).

73 Вероятнее всего, здесь имеются в виду последователи виджнянавады.

74 Вероятно, под этим подразумевается воплощение бодхисаттвы в этом мире в том или ином материальном теле.

75 'Phags pa bzang po spyod pa (Bhadracarya).

76 Это, соответственно, lus kyi las (kayakarma), ngag gi las (vakkarma) и yid kyi las (manahkarma).

77 Или это то, что способствует освобожднию.

78 Другой вариант: «если медитируют на отсутствии самости всех дхарм (chos thams cad bdag med par bsgom na, sarvadharmanairatmyam bhavayata)».

79 Имеется в виду запоминание писаний сутр или наставлений учителя.

80 gSang ba'i bdag po (guhyadhipati).

81 Все существа схожи в том, что они подвержены страданиям.

82 Покой в данном случае приравнивается к нирване.

83 Byang chub sems pa'i sde snod (Bodhisattvapitaka).

84 Вероятно, подразумеваются наставления альтернативных, праведных учителей или учений.

85 'Phags pa dkon mchog brtsegs pa (Ratnakuta-sutra).

86 'Phags pa theg pa la dad pa bsgom pa'i mdo (Prasadaprabhavanasutra).

87 'Phags pa yongs su mya ngan las 'das pa chen po'i mdo (Mahaparinirvana-sutra).

88 Здесь, скорее всего, речь идет о масляной лампе, в которой пламя защищено от ветра.

89 zLa ba sgron me'i mdo (Candrapradipasutra).

90 Два вида обетов – это обещание не делать того, что недопустимо с точки зрения естественных человеческих норм, а также того, что не позволяется делать в рамках того или иного монашеского устава.

91 'Phags pa ma skyes dgra'i 'gyod pa bsal ba (Ajatasatrukaukrtyavinoda-sutra).

92 'Phags pa sred med kyi bus zhus pa (Narayanapariprccha).

93 Имеются в виду так называемые позиции «полного лотоса» или «полулотоса».

94… sems gang gis yid la byed pa'i sems de nang du rgyun chags su yid la byed pas yid la byed do.

95 Гибкость ума, это его способность легко сосредотачиваться на благом объекте настолько долго, насколько это необходимо, а также способность избавляться от того, что этом препятствует. Телесная гибкость – это ощущение легкости.

96. ting nge ‘dzin gyi spyod yul gzugs brnyan du so sor rtog pa.

97 Любая реальная вещь, в том числе индивидуальность, может существовать только как нечто самостоятельное или зависимое от другого.

98 'Phagsa pa nam mkha' mdzod (Gaganaganja-sutra) и 'Phags pa gtsug na rin po che (Ratnacuda-sutra).

99 Эти промежутки времени в индийской традиции равны 24 минутам, 90 минутам и 180 минутам соответственно.

100 'Phags pa bzang po spyod (Aryabhadracarya).

101 Это ограниченная нирвана, которой временно достигают практикующие путь Малой колесницы.

102 'Phags pa dpal mchog dang po (Sriparamadya-tantra).

103 bDud btul ba'i le'u (Maradamanaparivarta).

104 'Phags pa chos thams cad yang dag par bsdud pa'i mdo (Sarvadharmasamgraha-sutra).

105 'Phags pa spyod yul yongs su dag pa'i mdo (Gocaraparisuddhi-sutra).

106 Sa bcu pa (Dasabhumika).

107 В санскритской версии вступительное восхваление обращено к Таре (namas tarayai).

108 Lhag mthong gyis ni mun par nyi ma shar ba bzhin du chos kyi de kho na ji lta ba bzhin du rab tu rtogs pas yang dag pa’i shes rab (ye shes) kyi snang ba ‘byung ste/ sgrib pa mtha’ dag spong bar ‘gyur ro (Vipasyanaya yathavad dharmatattvavagamat samyagjnanah samutpadyate/ tatah sakalam avaranam prahiyate/ andhakaravad alokodayat).

109 См. начало главы «Вопросов Майтреи» из «Сутры разъяснения замысла».

110 То есть постижение этого объекта соответствует первому уровню бодхисаттвы.

111 De bzhin gshegs pa ‘i sku’i gzugs brnyan byon pa dang bzhud pa la rtog pa (tathagatavigrahapratibimbakasya agati(gati) nirupana).

112 De bzhin gshegs pa'i gsang ba'i mdo (Tathagataguhya-sutra).

113 'Phags pa de bzhin gshegs pa skye ba 'byung ba'i mdo (Tathagatotpattisambhava-sutra).

114 Таков основной и общий тезис сторонников системы «мгновенного достижения» (cig car ba) в целом, а также Хэшана Махаяны – оппонента Камалашилы – в частности. Далее следует опровержение этого воззрения.

115 'Phags pa ‘jam dpal rnam par rol pa’i mdo (Manjusrikurvita(vikridita)-sutra).

116 mDo kun las btus pa (Sutrasamuccaya).

117 Tshangs pas zhus pa (Brahmapariprccha).

118 dPa’ ba’i sems, Cittasura

119 Имеются в виду монашеские обеты пратимокши (so sor thar pa'i sdom pa, pratimoksasamvara).

120 'Phags pa nye bar 'khor gyis zhus pa (Upalipariprccha).

121 Phung po gsum pa'i yongs su bsngo pa (Punyaskandhaparinamana).

122 Mar me mdzad (Dipankara-avadana).

123 mDo kun (Sutrasamucaya).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх