• ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
  • ПУТЕШЕСТВИЯ
  • Глава 2

    ШАМАНСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

    Шаман (произносимое Ша-маан) — слово из языка тунгусского народа Сибири и широко принято антропологами для ссылки на людей, которые были прежде известны как "ведьма", "знахарь", "лекарь", "колдун", "волшебник". Одно из преимуществ употребления этого названия состоит в том, что в нем нет ни конфликтующих значений, ни высокомерного тона предубеждения, связанных с более привычными языками. Кроме того, не всякого рода лекарь или знахарь — шаман.

    Шаман — это мужчина или женщина, который впадает в измененное состояние по желанию для того, чтобы войти в контакт и использовать обычно скрытую реальность с целью приобрести знание, власть и помочь другим людям. В личном распоряжении шамана бывает по меньшей мере один, а обычно больше духов. Как замечает Элиада, шаман отличается от другого рода волшебников и лекарей тем, что он пользуется состоянием сознания, которое можно назвать "Экстазом". Так Элиад говорит: "Следовательно, не любой экстатический человек может быть назван шаманом; шаман специализируется на трансе, в течение которого его душа считается покидающей его тело и поднимающейся в небеса или спускающейся в подземный мир. " К этому я хотел бы добавить, что в своем трансе он обычно действует, чтобы вылечить пациента, возвращая ему полезную, жизненную силу, или извлекая вредную силу, или для обретения потерянной души.

    "Экстатическое" или измененное состояние сознания и изученная перспектива, которые характеризуют шаманскую деятельность, может быть с полной пользой названы Шаманским состоянием сознания (ШСС). ШСС включает не только транс или трансцендентальное состояние знания, но также и изученное знание шаманских методов и принятие на себя, при прохождении в таком измененном состоянии, ответственности. ШСС контрастирует с ОСС, к которому шаман возвращается после занятий. ШСС является тем условием познания, при котором ощущаешь необыкновенную реальность Карлоса Кастанеды и "необычайные реальности" Роберта Лоуви.

    Ученая составляющая ШСС включает в себя информацию по космической географии необыкновенной реальности, с целью знать, где надо путешествовать, чтобы найти подходящее животное, растение и другие силы. Она включает сведения о том, как ШСС предоставляет доступ к шаманскому Нижнему миру.

    Это знание включает уверенность шамана в том, что пребывая в ШСС, он должен иметь специфическую намеренную миссию. Мы вступаем в необыкновенную реальность не для игры, но с серьезными целями. Шаман — это человек, который должен проделать в ШСС работу и он должен знать основные методы выполнения этой работы. Если, например, он хочет получить обратно из Нижнего мира животное — хранитель силы пациента, он должен знать, как достигнуть Нижнего мира, войти в него, найти силовое животное и благополучно доставить его обратно. Впоследствии, в ОСС он должен знать, какие инструкции дать пациенту.

    Типичные переживания шамана в ШСС — это невыразимая радость по поводу того, что он видит, благоговение перед прекрасными и трансцендентальными мирами, открывающимися перед ним. Его переживания похожи на сны, но сны наяву, которые он чувствует реальными и в которых он может контролировать свои действия и направлять свои приключения. Находясь в ШСС он часто бывает поражен реальностью того, что ему представляется. Он получает доступ в совершенно новое, однако очень древнее мироздание, которое снабжает его глубокой информацией о значении его собственной жизни и смерти, и его месте во всей совокупности существования. В продолжение своих великих приключений он сохраняет сознательный контроль над направлениями своих путешествий, но он не знает, что он откроет. Он является уверенным в себе исследователем великолепного тайного мироздания. В конце концов, он приносит обратно свои открытия для того, чтобы построить свое знание и помочь другим.

    Шаман является совершенным ясновидящим, для которого типично работать в темноте или, по крайне мере, с покрытыми глазами, для того, чтобы ясно видеть. По этой причине, шаманы обычно занимаются своей практикой ночью. Некоторого вида шаманское ясновидение может быть сделано с открытыми глазами, но обычно такого рода перпепция бывает менее глубокой. В темноте, в отличие от обычной реальности, давление на сознание снижается, давая возможность шаману сосредоточиться на аспектах необыкновенной реальности, существенных для его работы. Но для шаманского ясновидения мало одной темноты, ясновидящий должен также войти в ШСС часто при сопровождении барабанного боя, трескотни, пения и танцев.

    Шаманское озарение — это буквальная способность осветить мрак, видеть в этом мраке то, что другие не могут воспринять. Это может в действительности быть самым древним значением корня "озарение". Например, особая способность эскимосских шаманов Иглулик видеть называется "светом" или "просветлением", которая дает им возможность видеть в темноте и буквально, и выражаясь метафорически, ибо они могут теперь даже с закрытыми глазами видеть сквозь мрак и воспринимать вещи и надвигающиеся события, скрытые от других; таким образом они смотрят в будущее и в чужие тайны.

    Ауа, эскимосский шаман Иглулик так описывал свое шаманское просветление.

    — Я пытался стать шаманом с посторонней помощью, но не имел успеха. Я посетил много знаменитых шаманов и давал им великие подарки… Я искал одиночества и тут я стал вскоре очень печальным. Иногда я начинал плакать и чувствовать себя несчастным, неизвестно почему. Затем, безо всякой причины все внезапно менялось и я чувствовал великую необъяснимую радость, радость такую сильную, что я не мог ее сдержать, но должен был разразиться песней, мощной песней с одним только словом: "Радость! Радость! " И мне нужно было применять всю силу моего голоса, и затем посреди такого припадка таинственного и непреодолимого восторга я стал шаманом, не зная сам, как это произошло. Но я был шаманом. Я видел и слышал совершенно иным способом. Я достиг своего озарения, шаманского света в мозгу и теле, и таким образом я мог не только видеть сквозь мрак жизни, но этот свет также излучался, мной невоспринимаемый, человеческими существами, но видимый всеми духами Земли, Неба, Моря, и они теперь пришли ко мне и стали моими духами-помощниками.

    Среди Австралийских Упраджори шаман становится просвещенным после обрызгивания его "священной" могущественной водой, которая считается разжиженным кварцем. Эллиад замечает, что это все равно, что сказать: "становишься шаманом, когда ты набит "затвердевшим светом", т. е. кристалом кварца… " Он предполагает, что они чувствуют соотношение между сверхестественным существом и сверх-изобилием света. (Нимб вокруг головы шамана).

    В то время, когда шаман Хиваро излучает свет, он способен видеть в темноте и даже сквозь обычно непрозрачные материалы. Как я это описал в другом месте: "Он выпил и теперь тихонько пел. Постепенно слабые линии и формы появились в темноте и резкая музыка духов- помощников зазвучала вокруг него. Сила напитка питала их. Сначала анаконда обвила его голову, превратившись в золотую корону. Затем огромная бабочка повисла над его плечом и пела ему своими крыльями. В воздухе над ним плясали змеи, пауки, птицы и летучие мыши. На его руках появилось множество глаз, когда его духи — спутники появились, чтобы обыскать ночь, нет ли в ней врагов.

    Воздух наполнился звуком струящейся воды и, прислушиваясь к его реву, он знал, что он обладает могуществом Тсунги, первого шамана. Теперь он мог видеть".

    Шаманы часто работают в доме, погруженном в полную темноту, или же они разрешают разжечь небольшой костер или лампу, но иногда даже слабый свет может помешать видению шамана. Так среди сибирских чукчей происходит шаманское сборище: "… началось, как обычно, в темноте, но когда шаман перестал бить в барабан, лампа была вновь зажжена и лицо шамана немедленно закрыто куском ткани. Хозяйка дома, которая была женой шамана, подобрала барабан и стала бить в него легкими и медленными ударами. Это длилось все время… "

    Обычно лично я, вступая в ШСС, оставляю где-нибудь на полу горящую свечу, и затем, когда я лежу на полу или падаю на него, я просто закрываю глаза левым предплечьем, чтобы исключить попадание света.

    Когда шаман медленно и внезапно падает на грязный пол дома чукчи, говорят "он погружается", что говорит не только о материальном акте, видимом другим, находящимся в доме, но и о вере в то, что шаман в период экстаза способен посещать другие миры и, особенно, подземный. В повествовательной форме об эскимосском шамане, совершающем путешествие, говорят, как о ком-то, кто падает на дно моря. Он не только падает на пол дома /ОСС/, но и в океанический Нижний мир /ШСС/.

    Шаманское путешествие — одна из самых важных задач, которая должна быть выполнена. Основная форма этого путешествия — это путешествие в Нижний мир. Для того, чтобы это предпринять, шаман обыкновенно имеет особое входное отверстие в Нижний мир. Это Отверстие существует, как в обыкновенной, так и в необыкновенной реальности. Среди индейских шаманов Калифорнии, например, таким входом был источник, особенно горячий. Предполагалось, что шаманы путешествуют сотни миль под землей, входя через один горячий источник и выходя из другого. Подобно этому считалось, что австралийские шаманы из племени Шепара ныряют в землю и выходят наружу, когда хотят. Подобное рассказывал бушменский Кунг шаман в южноафриканской пустыне Калахари:

    "Когда люди пьют, я пляшу. Я вхожу в землю, я вхожу в месте, подобном тому, где люди пьют воду /источник/, я путешествую по долгой дороге, очень далеко. "

    Другим входом, используемым индейцами Калифорнии, было дуплистое дерево. Среди австралийских Аренда дуплистое дерево было входом в Нижний мир. Индейцы Кунибо учили меня следовать за корнями гигантского дерева катахуа вниз в землю, чтобы достичь Нижнего мира. В ШСС корни для меня и для моих друзей Кунибо превращались в черные спины змей, по которым мы соскальзывали, чтобы достичь богатых земель с лесами, озерами и реками, и странных городов, ярких, как день, освещенных солнцем, которое исчезало из обыкновенного мира наверху, ибо эти путешествия совершались ночью.

    Входом в Нижний мир могут быть для других шаманов, пещеры, норы землеройных животных и даже особые дырки в земляных полах домов. Среди индейцев Твана северо- западного берега Северной Америки, например, поверхность земляного пола, как сообщают, часто физически взламывается для спуска.

    Входы в Нижний мир обычно ведут вниз в туннель или трубу, приводящие шамана к выходу на яркие чудесные ландшафты. Отсюда шаман путешествует, куда хочет, в течение минут и даже часов, в конечном счете возвращаясь назад вверх сквозь трубу /отныне называемую Туннелем/, чтобы появиться на поверхности в том месте, где вошел. Прекрасное описание того, как шаман пользуется этим классическим и широко распространенным методом, дан Расмуссеном для эскимосов Иглулик Гудзонского залива:

    "… Для величайших шаманов путь открывается прямо из дома, откуда они заклинают своих духов — помощников, и дорога идет вниз сквозь землю, если они находятся в палатке на берегу, или сквозь море, если это снежная хижина на морском льду; по этой дороге шамана ведут беспрепятственно. Он почти скользит, как-будто проваливаясь сквозь трубу, так пригнанную к его телу, что он может остановить продвижение, нажимая на ее стороны, и не должен падать вниз стремительным движением. Эта труба оберегается открытой для него всеми душами его коллег, пока он не вернется на Землю обратным путем.

    Когда эскимосский шаман возвращается из своего путешествия в Нижний Мир, люди в палатке или углу "могут издалека слышать, что он идет: шум от его прохождения по трубе, сохраняемой для него открытой его духами, и шум очень нарастает, пока, наконец, он не выстреливает вверх на свое место за занавеской".

    Большинство из нас, кто посвятил себя шаманской работе, совсем не находят Туннель стесняющим. Обычно он обширен и обеспечивает достаточно места для движения. Иногда препятствия в Туннеле могут закрыть проход, но всегда бывает можно найти трещину или дырку, чтобы пройти. Проявив терпение, обычно удается пройти через него, не будучи вынужденным отказаться от путешествия и возвратиться домой.

    Иногда, когда шаман опускается через отверстие, он может оказаться поднимающимся или опускающимся по реке, которая может быть или не быть определенной частью Туннеля. Так самоедский шаман Тавги, рассказывая о своем первом путешествии через вход в Нижний мир, сказал:

    "Когда я посмотрел вокруг, я заметил в земле дыру. Дыра становилась все больше. Мы /он и его дух-хранитель/ спустились через нее и прибыли к реке, которая двумя потоками текла в разные стороны.

    — Ну, разгадай, — сказал мой компаньон, — один поток идет из центра к северу, другой — к югу, к солнечной стороне. "

    Выдающиеся шаманы в ШСС не только видят, но и слышат, чувствуют и даже испытывают сообщения или ощущения вне обычных чувств. Так этот самоедский шаман слышал своего духа-хранителя и так женщина-шаман из племени индейцев Помо рассказала мне, как она чувствовала, что под нею двигается гигантское животное-силы, которое было с ней при путешествии сквозь Туннель внутри какой-то горы.

    Среди индейцев Беллакула, северо-западного берега, по сообщениям, каждый дом имел в земляном полу отверстие, которым пользуются как проходом в Нижний Мир:

    "Мир под нами зовется Асинтанем". Описание Нижнего Мира получают главным образом от шаманов, которые считают, что они посетили эту страну во время транса. Согласно утверждению одной старой женщины, которая полагала, что будучи маленькой девочкой она посетила Нижний мир во время Транса, вход туда вел через дыру между порогом и очагом.

    Поразительно сходным образом вход в Нижний Мир указан индейцами Зуни /юго-запад Америки/. В круглых ритуальных хижинах-кивах есть дыра, расположенная на полу, только она находится между очагом и стеной, так как вход в эти хижины через крышу.

    Пуэблоан Хопи в отличие от Зуни не имеют сипапу /дыр в полу/, однако они считают странное скальное образование, имеющее в верхушке дыру и расположенное на некотором расстоянии от них, входом в Нижний Мир.

    Все, что касается техники использования таких приспособлений, то индейцы Хопи хранят это в глубокой тайне. Современный рисунок, сделанный художником Хопи, озаглавленный Се Па По Нах, является наводящим на мысль о мандалоподобном опыте с Туннелем,

    Случайно, концентрические круги мандала, часто походят на ребристый вид, который часто имеет Туннель и размышления с мандала могут привести к переживаниям, подобным входу в Туннель. Как Джоан Вастокас наблюдательно заметила в своем рассуждении о некоторых аспектах шаманского искусства: "… концентрический мотив кажется характерным для зрительного опыта самого по себе и олицетворяет отверстие, через которое шаман Проникает в Нижний Мир или на Небо, при помощи которого он проходит на ту сторону мира".

    С помощью темноты и барабанного боя шаман не сосредотачивается на мандала, но движется прямо в Туннель; а затем по ту сторону.

    ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

    Теперь вы готовы к своему первому экспериментальному упражнению в шаманизме. Это будет простое изыскательное путешествие вниз через Туннель в Нижний Мир. Единственной вашей миссией будет пройти Туннель, может быть, посмотреть, что за ним находится, и затем вернуться. Раньше, чем начать, убедитесь, что вы основательно понимаете эти инструкции.

    Для выполнения этого поручения вам будет нужен барабан /или записи шаманской игры на барабане/ и кто-нибудь, кто бы вам помог, играя на барабане. До того, как предпринять это или какое-нибудь другое шаманское упражнение, подождите, пока не почувствуете себя спокойным и расслабленным. В предыдущие 24 часа избегайте действующих на психику или алкогольных веществ, так, чтобы ваш ум был свободен от смущающих образов. В предыдущие 4 часа ешьте только что-нибудь легкое или не ешьте совсем. Подберите темное и спокойное помещение. Снимите обувь, расстегните одежду и ложитесь удобно на полу без подушки. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. Подождите несколько минут, думая о предстоящей вам миссии. Затем закройте глаза, положите на них руку или предплечье, чтобы не допустить какого-либо света.

    Теперь представьте себе какое-нибудь отверстие в земле, которое вы помните из какого- нибудь периода вашей жизни — вы можете помнить о нем с детства или увидеть его на прошлой неделе, или даже сегодня. Годится любой вход в землю; это может быть нора земляного животного, пещера, дупло дерева, источник или даже болото. Это даже может быть отверстием, сделанным человеком. Подходящее отверстие будет то, которое кажется вам удобным, или такое, которое вы можете себе хорошо представить. Потратьте пару минут на то, чтобы разглядеть его, не заходя в него, отчетливо запомните его детали.

    Теперь проинструктируйте своего компаньона, как начать бить в барабан в сильном, монотонном, постоянном и быстром темпе. Не должно быть контраста в интенсивности ударов или в промежутках между ними. Обычно эффективным для такого путешествия бывает темп около 205 — 220 ударов в минуту. Назначьте себе для путешествия около 10 минут. Скажите своему ассистенту прекратить удары по истечений десяти минут, произведя четыре резких удара, чтобы показать, что пора возвращаться. После этого ваш помощник должен немедленно начать бить в барабан очень быстро в течение полминуты, сопровождая при возвращении, заключая еще четырьмя более резкими ударами, чтобы показать, что путешествие закончено.

    Когда помощник начнет барабанить, представьте себе знакомое отверстие в земле, войдите в него и начинайте путешествие. Опуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Обычно он входит в землю под небольшим углом, но, случается, он спускается круто. В начале он может быть темным и сырым. Иногда он имеет ребра и часто он загибается. Иногда проходишь через Туннель так быстро, что даже не видишь его. Следуя по Туннелю, вы можете наскочить на стену или какое-нибудь другое препятствие. Когда это случится, просто обойдите его или пройдите через щель в нем. Если это не получится, просто пойдите назад, чтобы попытаться снова.

    Ни в коем случае не напрягайтесь слишком сильно во время путешествия. Если вы проделаете его правильно, оно, относительно, не потребует усилий. Успех в путешествии зависит от поведения, которое находится между слишком большим и слишком малым старанием.

    В конце Туннеля вы окажитесь на открытом воздухе. Подробно осмотрите ландшафт, попутешествуйте в нем. Запомните его черты. Исследуйте, пока вас не достигнет сигнал о возвращении, и затем возвращайтесь вверх по Туннелю той же дорогой, какой спускались. Ничего не приносите с собой оттуда. Это только прогулка для осмотра.

    Когда вы вернетесь назад, сядьте и откройте глаза. Не отчаивайтесь, если не имели успеха в первый раз. Попробуйте снова, барабаня медленнее или быстрее. Разным людям требуется разный темп в разных случаях.

    Когда вы закончите упражнения, опишите своему компаньону все то, что вы видели, так, чтобы не забыть подробностей опыта. Вы можете их также записать или продиктовать на кассету. Акт запоминания этих экспериментальных деталей является началом накопления вами знания ШСС.

    Некоторые из тех, кто занимается в моих классах, были настолько добры, что снабдили меня отчетами об их переживаниях во время первого упражнения. Для вас, может быть, поучительно сравнить ваш собственный опыт с их опытом. Здесь несколько их отчетов, которым даны мои комментарии. Вы заметите, что я обычно делаю, когда отзываю участников из путешествия для координации их действий.

    ПУТЕШЕСТВИЯ

    Ниже следуют непосредственные отчеты об опыте людей, предпринявших путешествие в Нижний Мир в первый раз в том виде, как они сообщали об этом впоследствии. Это были главным образом американцы среднего класса разного происхождения. Вы заметите отсутствие в их описаниях каких-либо выражений вроде "я вообразил" или "я фантазировал". Увлекаемые барабанным боем и применяя только что описанный простой метод, они пережили то, что нашли совершенно новым, но реальным, и что они впоследствии описывали, как нечто наиболее глубокое в их жизни. Пользуясь только что описанным простым методом, вы должны были бы иметь сходные переживания.

    Первый отчет дает прекрасное описание часто появляющихся на стенках Туннеля концентрических кругов.

    "Когда барабан начал бить, я мвюленно вспомнил знакомые места, которые могли бы предоставить мне вход, который я искал. Я представил себе несколько мест, которые в прошлом имели для меня значение и которые, как я думал, могли бы подойти, но ни одно из них не казалось мне подходящим. Затем я вспомнил высокую пещеру у озера в Неваде, таинственную и имеющую великолепный вид, но было похоже, что мне придется проделать ужасно длинное путешествие. Наконец, я припомнил еще одну пег щеру из моего детства, которую посещали туристы. Это было где-то на юге, может быть в Джорджии или Северной Каролине.

    Во всяком случае, она была полная сталактитов — настоящая пещера. Я двинулся в нее в темноте, в узкое пространство и нашел, что это не была пещера моего детства с животными и драконами, и всякого рода другим фантастическим зверьем, но пещера нового рода. Концентрические кольца света и темноты открылись вокруг меня и, казалось, несли меня вдоль себя. Это было не столько чувство, что я двигаюсь вдоль Туннеля, сколько, что это он двигается вдоль меня. Сначала кольца были круглыми, но они изменили форму и стали вертикальными эллипсами, всегда концентрическими и всегда движущимися. Переменные узоры темноты и света слабо напоминали свет, заключенный между краями волнистой трубы.

    Время от времени я терял терпение от того, что Туннель, казалось, продолжался и продолжался; для меня было бы интересно узнать, что там за ним, хотя было достаточно испытать, что такое представляет собой Туннель. Вертикальные эллипсы двигались и давали место горизонтальным, которые спустя некоторое время медленно раскрывались вдоль горизонтальной оси и начинали ломаться, давая место серому и скудно освещенному ландшафту — подземному озеру — над которым я долгое время продвигался, наблюдая, как волны поднимаются и уходят прочь подо мной.

    Туннель, который привел меня к этому месту, был слегка наклоненным вниз под углом 15°, но теперь потемневшее небо над этим подземным озером направляло меня в другой Туннель, который немедленно повернул вниз под девяносто градусов и меня опять понесло через него, а его стенами были опять уже знакомые концентрические круги света и тени, почти проталкивающие меня. Вместо чувства падения здесь было чувство сознательного движения.

    Я удивился, когда услышал, что меня зовут назад, и с неохотой я дал себе вернуться, немного разочарованный тем, что я не дошел до Конца Туннеля, и в то же время, я был изумлен пережитым.

    Само возвращение было быстрым и легким. После осталось чувство какого-то открытия и благоговения".

    Второе лицо также испытывало, как сон, свое состояние сознания и использовало входом в землю пещеру.

    "Я выбрал знакомую мне пещеру. Я бывал в ней четыре или пять раз. Она находится в лесу и вход в нее имеет около четырех футов в диаметре. Вы спускаетесь в большое помещение с несколькими входами. Оно продолжается вниз, внутрь горы. Мне нужно было перейти несколько трещин, которые были довольно глубокими и протискиваться через одно место, где вы должны буквально слиться со скалой.

    Я спустился в самую глубокую часть пещеры, где я когда-либо был. Я действительно никогда не был дальше этого места. Но я, как бы пошел дальше, и вышел через другой вход или, в данном случае, другой выход на тропический остров с прекрасным большим берегом, настоящими тропическими птицами и большим количеством тропической растительности. Настоящий рай!

    Затем я вернулся. Это было почти, как — будто я спал, но я знаю себя достаточно хорошо, чтобы знать, когда я сплю, а когда не сплю".

    Следующий случай — другой пример использования пещеры как входа.

    "Начало, казалось, затягивалось. В конечном счете я сосредоточился на пещере, которую я посетил во Франции и в которой жили доисторические люди. Я вошел в нее и продолжал идти и идти. Она нигде не становилась ниже моего роста, поэтому я не должен был ползти. Поэтому я просто щел. Под конец она расширилась в большое отверстие. Я вышел, и там был утес. Я обошел его и влез на гору так, что я оказался сидящим над отверстием! Мне доставил удовольствие вид — глубокий и широкий. Затем я вернулся".

    Лица с необычным шаманским потенциалом могут даже при этом первом опыте не только видеть, но чувствовать, слышать и ощущать запахи. В следующем примере лицо чувствовало, что ползет на руках и ногах. Чувство холода воды имело дополнение к чисто зрительному восприятию.

    "Я начал в маленьком источнике, находящемся в имении, где я теперь живу. Я почувствовал, что становлюсь очень маленьким, когда я пошел под большую скалу. Я вошел в крошечный мокрый канал и некоторое время шел в гору. Я чувствовал, что ползу на четвереньках. Тут было очень темно. Когда я больше не мог видеть отверстия, стало очень темно. Затем начался очень неожиданный спуск и я не знал, куда иду. Я чувствовал, что скольжу по мокрой скале и заканчиваю в очень большом пространстве, где была лужа воды. Вода была очень холодной. По ту сторону воды был крошечный огонек, и я чувствовал, что там должно быть что-нибудь. Я пошел через воду и должен был частично брести и частично плыть. Я вспоминаю, что мне было очень холодно. Затем нужно было карабкаться вверх по маленькому каналу, похожему на пещеру. Я вышел на луг, который был очень зеленым и затемненным огромным дубом. Я сел под дубом и обнаружил, что на мне было платье из кожи, наподобие индейских гетр и индейская рубашка.

    Я чувствовал себя хорошо под этим деревом, но настало время возвращаться. Мне было досадно, что надо возвращаться, но будучи хорошим учеником, я последовал инструкциям и попал в то место, где мне нужно было выбираться из лужи. Я обнаружил, что на мне больше нет гетр, на мне были синие джинсы и мои ботинки для восхождения. Затем я опять вошел в маленький источник. Небо было как бы серым и пасмурным. Я почувствовал себя дома, вернувшимся на свое место".

    В нижеописанном случае путешественник не только чувствовал холодную, сырую почву, но слышал также шелест воды и почувствовал ветер, когда он стоял на верхушке какой-то горы в Нижнем Мире.

    "Вначале у меня была небольшая проблема, потому что, когда вы сказали нам выбрать отверстие, чтобы войти, в моей голове было два образа. Я сначала попробовал один, который был, своего рода, пещерой сбоку горы, вырезанной бульдозером. Я заполз в пещеру и не попал никуда, я не мог открыть ее для себя визуально. Таким образом я пошел к другому месту, которым является ствол дуплистого дерева в одном имении, принадлежащем моему другу. Я залез туда и спустился через небольшое отверстие, едва достаточное для меня. Я пролез на животе. Это не было неприятное чувство, подобно грязи, это была какого-то рода холодная, влажная почва.

    В одном месте я мог слышать журчание воды. В этом имении протекал ручей. Я словно слышал воду, проходя под ней. Я прополз длинное расстояние и затем вышел на верхушке горы.

    Я действительно чувствовал себя хорошо, глядя во всех направлениях. Когда я стоял там, я чувствовал, как ветер дует за моей спиной. Было так, словно ветер наполняет меня приятным чувством. Потом, когда вы приказали мне возвращаться, я лег обратно на землю и начал возвращаться. Я вроде забеспокоился, когда барабан начал убыстрять темп, как будто мое сердце забилось быстрее, я как бы не был уверен, что смогу проделать обратный путь вовремя. Я пытался вернуться, но это было небольшое отверстие. Когда, наконец, вы ударили по барабану в последний раз, я почувствовал вспышку света".

    В следующем примере лицо не только испытало чувство запаха, но нашло под землей новый вход, через который можно было вернуться на поверхность.

    " Я отправился, плавая в океане. Затем я попал в огромный смерч. Он просто вращал меня вниз и вниз. Это продолжалось большую часть путешествия. Я все время думал, как я смогу безопасно попасть на сушу. В конце концов, я прорвался и упал на огромную маргаритку. Она была достаточно велика, чтобы смягчить мое падение. Она очень хорошо пахла. Затем вы сказали: и я нашел пещеру, целую систему пещер и просто пролетел назад вверх через них. "

    Следующий случай иллюстрирует, как человек в ШСС узнает новые способности, такую как "плыть сквозь землю". Так получается опытное накопление шаманского знания о том, как делать вещи, которые были бы невозможны в обычной реальности.

    "Я спустился на дно Туннеля и затем на дне я достиг воды. Я входил сквозь воду, но я должен был повозиться там некоторое время и найти щели в скале. Но потом я догадался, что если протяну наружу члены моего тела и сделаюсь более плоским, я смогу плыть сквозь землю".

    Подобно этому, шаман в ШСС узнает, как переделать себя в другие формы вещества, как это случилось в следующем случае. Заметьте, как этот человек посреди такой радикальной трансформации одновременно сознавал существование обычной реальности. Это обычно в шаманском деле, когда небольшая часть сознания остается в ОСС, чтобы управлять обычной реальностью и тем самым обеспечивать мостик для сравнительно быстрого возврата в ОСС.

    "Я шел по лесной поляне, которую я помню с того времени, когда был очень молод. Проходя я отчетливо сознавал, каким я был маленьким, насколько все было гораздо крупнее меня. Было так, словно я находился в каком-то туннеле. Я отчетливо слышал звуки, чувствовал запах леса и свои малые размеры.

    Я попал в подвал, но он был не слишком глубок. Я, вдруг, неожиданно растворился и стал водой, которая могла проникать в трещины, и просто лежал внизу. Я очень хорошо сознавал и то, что происходило в этой комнате, слышал, как вы били в барабан. Таким образом, я был одновременно в двух реальностях. Затем я вернулся тем же путем. "

    Иногда, проходя по Туннелю, теряешь направление и оказываешься запертым. Это иногда случается даже с опытными шаманами Хиваро. Если вы не можете найти выход, просто отдохните и подождите немного. Вы вернетесь без усилий, если даже и немного задержитесь.

    "Однажды я видел этих* земляных белок, их норы были повсюду кругом. Я опустился сквозь одну из них. Сначала я двигался сквозь эти мелкие маленькие туннели. Затем неожиданно я достиг точки, где один из туннелей шел прямо вниз и я начал двигаться действительно вниз. Я просто не мог остановиться и не знал, куда иду. Все было черно. Я немного потерял ориентацию там. Я не вернулся вверх так быстро, как я двигался вниз, но я случайно поднялся, хотя я вернулся не тем же самым путем".

    Даже опытный шаман может потерпеть неудачу при преодолении препятствия. При спуске здесь просто нечего делать, кроме как вернуться, как сделал этот человек:

    "Я спускался через горячий источник посреди реки. Он выходил из дна. Я опустился и как будто увидел, что это мне совершенно не знакомо. Все кругом было странным. Затем я остановился на каком-то слое лавы. Я не знал, как проникнуть в него, чтобы двигаться в нем. Я просто застрял здесь и не знал, что делать. Затем вы ударили в барабан для возвращения и я вернулся".

    Человек необычайного шаманского потенциала может даже во время первого путешествия встретить животных, растительные и даже человеческие формы. В следующем примере это будет хорошо проиллюстрировано.

    "Я вошел в несколько больших пещер, известных мне. Я вспомнил, что там было пространство, которое мы еще не исследовали, поэтому я опустился в том месте. Долгое время там было очень узко и я должен был действительно сжиматься и толкаться, чтобы пройти. Затем оно внезапно открылось на большое пространство. Я шел долгим путем. Я понял, что мне надо идти далеко, поэтому я просто начал лететь.

    Я двигался очень быстро и вскоре достиг своеобразного центра, где собрались духи природы — воздушные тела. Сначала они просто стояли вокруг, а потом начали плясать под бой барабана. Они все двигались одинаково. Они были разные. Там была лягушка с большими глазами и было очень высокое с виду дерево. Они все двигались под бой барабана. Потом я просто вернулся, когда пришло время".

    В следующем случае животные встретились тоже. Этот человек встретил "птицу птеродактиля" и с присущей шаману уверенностью чувствовал, что ее не надо бояться.

    "Я спускался по шахте заброшенного рудника и, когда я вошел туда, там потемнело. Почему-то я не мог по-настоящему начать путешествие. Затем появилась платформа на колесах и начала увозить меня вниз по шахте. Очень скоро в шахте стало светлее и светлее, свет был очень желтым. Там были индивидуальные маленькие комнаты, в каждой из них было по животному доисторического рода. Каждое из них что-то делало. Я не знаю, что они делали, но они двигались в невероятном волнении.

    Затем платформа начала останавливаться. Шахта все еще была желтой. Когда я повернулся, чтобы посмотреть на животных, из стены вышло что-то, похожее на черно — красную птицу, напоминавшую птеродактиля. Она была в капюшоне и хлопала на меня крыльями. Я не был испуган, она, казалось, скорее играла, чем что-либо другое. Затем вы позвали меня назад. Когда вы позвали меня, я действовал так, будто хотел остаться там. Платформа начала двигаться по направлению к отверстию и я вернулся".

    В нашем последнем примере человек чувствовал, что он принес с собой какую-то полезную или благоприятную сущность. Классическим для работы шамана является то, что человек невольно наткнулся на свой первый опыт в ШСС. Я спросил его, знал ли он уже, что я делаю в своих классах, поскольку это могло бы объяснить его переживание. Он, однако, ответил: "Нет, я пытался узнать что-нибудь, но я никогда ничего не узнал". Можно предположить, что этот человек обладает значительным шаманским потенциалом.

    "Я начал в каком-то источнике и последовал за водой через Туннель. Затем я выбрался в таком месте, где другой источник вытекал на поляну сбоку горы. Я был повернут лицом на северо-запад. Я сел, источник был слева от меня, а лес — справа. Место было прекрасным. Затем я вернулся. Я просто прыгнул в родник и приплыл обратно к отверстию, с которого начал. Странным было то, что, когда я вернулся и вошел, у меня было ясное впечатление, что что-то вернулось со мной. Оно было прямо за мной. Оно было полезным или благоприятным. Оно не было плохим. "









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх