|
||||
|
Глоссарий палийских терминов Анапана — дыхание. Анапанасати — осознание дыхания. Анатта — не сам, без «я», без сущности, без вещества; одно из трех основополагающих свойств всех феноменов, наряду с аничча и дуккха. Аничча — непостоянное, превратное, изменчивое; одно из трех основополагающих свойств всех феноменов, наряду с анатта в дуккха. Анусая — несознающий дух; латентное скрытое обусловливание; дремлющее психическое загрязнение (ткж. анусая-килеса). Арахант (санскр., архат) — освободившийся индивидуум; тот, кто разрушил все психические загрязнения. Ария — благородный, праведный; тот, кто очистил ум настолько, что смог пережить предельную реальность, ниббану. Ария-аттхангика-магта — Благородный Восьмеричный Путь, ведущий к освобождению от страдания; делится на три вида работы над собою, а именно: 1. Шила — добрые нравы, чистота телесных и словесных действий: самма вача — правильные речи. самма камманта — правильные действия. самма аджива — правильный образ жизни. 2. Самадхи — сосредоточение, контроль своего собственного ума: самма ваяма — правильное усилие, самма сати — правильное осознание (памятование, слежение), самма самадхи — правильное сосредоточение. 2. Паньня — мудрость; прозрение, полностью очищающее ум: самма санкаппа — правильная мысль. самма диттхи — правильное понимание. Ария сачча — благородная истина. Будда открыл четыре благородные истины: 1) истина страдания; 2) истина о происхождении страдания; 3) истина о прекращении страдания; 4) истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Будда — просветленная личность; тот, кто открыл путь к просветлению, осуществил его сполна и достиг своими собственными усилиями конечной цели. Бхавана — духовно-душевное развитие, медитация; два раздела бхаваны: развитие спокойствия — саматхабхавана, соответствующее сосредоточению, самадхи, и развитие прозрения — випассана-бхавана, соответствующее мудрости, паньня; развитие саматхи приводит к состояниям духовно-душевной погруженности, а развитие випассаны приводит к освобождению. Бхавана-мая-паньня — мудрость, благодаря пережитому на личном опыте; ср. паньня. Бханга — растворение; важная ступень в практике випассаны: переживание растворения своего тела, кажущегося плотным; оно превращается в тонкие вибрации, которые непрестанно возникают и исчезают. Бхиккху — (буддийский) монах; тот, кто медитирует; форма женского рода — бхиккхуни, т. е. монахиня. Ведана — ощущение, один из четырех духовно-душевных блоков или процессов, вкупе с виньняной, саньней и санкхарами. Будда выделял в ней физический и психический аспекты; поэтому ведана представляет собою средство исследования ума и тела в их целостности. Как изъяснил Будда, в цепи обусловленного возникновения, танха, — т. е. причина страдания, — возникает как реакция на ведану; научившись объективно наблюдать за веданой, можно будет избегать каких бы то ни было новых реакций в виде влечения или отвращения, н пережить непосредственно внутри себя реальность непостоянства (аничча); это переживание существенно важно для развития непривязанности, что ведет к освобождению ума. Ведананупассана — наблюдение ощущений внутри тела (см. сатипаттхана). Виньняна — сознавание, познавание; один из четырех духовно-душевных блоков, или процессов, вкупе с саньней, веданой и санкхарами. Випассана — интроспекция, усмотрение, прозрение, целиком и полностью очищающее ум; в более узком значении — усмотрение в преходящести ума и тела; випассана-бхавана — систематическое развитие прозрения посредством медитативной методы, т. е. наблюдения реальности себя через наблюдение ощущений внутри тела. Готама — родовое имя исторического Будды (санскр. Гаутама). Джхана — состояние духовно-душевной погруженности, т. е. транс; существуют восемь таких состояний, достижимых практикой самадхи, иначе саматха-бхаваной; культивирование их приносит спокойствие и блаженство, но не искореняет наиболее глубоко укоренившиеся духовно-душевные недостатки. Дуккха — страдание, неудовлетворительность; одно из трех основополагающих свойств всех феноменов, наряду с анатта и аничча. Дхамма — феномен; объект сознания; природа чего-то; естественный закон; закон освобождения, т. е. проповедь просветленного (санскр. дхарма). Дхамманупассана — наблюдение за содержаниями ума (см. сатипаттхана). Калапа — мельчайшая неделимая частица материи. Камма — действие; в особенности — действие, совершенное нами, которое будет оказывать воздействие на наше будущее (санскр. карма). Кая — тело; каянупассана — наблюдение за телом (см. сатипаттхана). Махаяна — букв, «большое средство передвижения»; вид буддизма, развившийся в Индии через несколько столетий после Будды и распространившийся на север — в Тибет, в Монголию, в Китай, в Корею, в Японию, а также во Вьетнам. Метта — безличные и бескорыстные любовь и благоволение, одно из качеств чистого ума. Метта-бхавана — систематическое культивирование метты посредством медитативной техники. Ниббана — угасание; свобода от страдания; предельная реальность; необусловленное (санскр. нирвана). Пали — строка, текст; тексты проповедей Будды, а стало быть, и язык этих текстов. Исторические, лингвистические и археологические данные указывают на то, что пали был языком, на котором действительно говорили в сев. Индии во время Будды или около того; позже тексты были переведены на санскрит, бывший исключительно литературным языком. Паньня — мудрость; третий из трех видов работы над собою, подготовки, при помощи которых осваивается Благородный Восьмеричный Путь (см. ария-аттхангика-магга). Есть три вида мудрости: сута-мая-паньня, т. е. «мудрость, обретенная от слушанья других», т. е. переданная мудрость; чинта-мая-паньня, мудрость, обретенная интеллектуальным анализом; и бхавана-мая-паньня, мудрость, развивающаяся из прямого, личного опыта переживания; из этих видов только последний способен полностью очистите ум; такая мудрость культивируется при помощи практики випассана-бхавана. Патичча-самуппада — цепь обусловленного возникновения, причинное происхождение; процесс, начинающийся с неведенья, благодаря которому человек продолжает создавать для себя одну за другой жизни, с их страданиями. Самадхи — сосредоточение, контроль за собственным умом; второй из трех видов работы над собой, при помощи которых осваивается Благородный Восьмеричный Путь (см. ария-аттхангиха-магга); когда самадхи культивируется как самоцель, оно ведет к достижению состояний духовно-душевной погруженности (джхана), но не к полному освобождению ума. Самма-сати — правильное осознание (памятование, слежение) (см. сати). Сампаджаньня — понимание всей целостности феномена человека, т. е. прозрение в его непостоянство на уровне ощущений. Сангха — община, община ариев, т. е. тех, кто пережил ниббану; община буддийских монахов или монахинь; член ария-сангхи, бхиккху-сангхи или бхиккхуни-сангхи. Санкхара — образование (духовно-душевное); волевая деятельность; духовно-душевная реакция; духовно-душевное обусловливание; один из четырех блоков, или процессов, наряду с виньняной, саньней и веданой (санскр. сам-скара). Санкхара-упеккха — букв. невозмутимость по отношению к санкхарам; ступень в практике випассаны, следующая за переживанием бханги, на которой прежние загрязнения, залегавшие в бессознательном, поднимаются на поверхность ума и проявляются в виде физических ощущений; сохраняя невозмутимость (упеккха), по отношению к этим ощущениям, медитирующий не создает новых санкхар и создает возможность для искоренения прежних; процесс, таким образом, ведет к искоренению их всех. Саньня — распознавание; один из четырех духовно-душевных блоков, или процессов, наряду с веданой, виньняной и санкхарами. Обычно обусловлено нашими былыми санкхарами, а потому передает извращенный образ реальности; в ходе практики випассаны саньня претворяется в паньня, т. е. в понимание реальности, как она есть; саньня становится аничча-саньня, дуккха-саньня, аннатта-саньня, асубха-саньня, т. е. распознаванием невечности, страдания, безяйности и кажимости красоты. Сансара — круг новых и новых рождений, мир обусловленного, мир страдания. Сати — осознавание, слежение, памятование; анапана-сати — осознавание дыхания; Самма-сати — правильное осознавание, составная часть Благородного Восьмеричного Пути (см. ария-аттхангика-магга). Сатипаттхана — утверждение осознавания; есть четыре вида, четыре взаимосвязанных аспекта сатипаттханы: наблюдение тела, каянупассана, наблюдение ощущений, возникающих внутри тела, ведананупассана, наблюдение ума, читтанупассана, наблюдение содержимого ума, дхамманупассана; все четыре включены в наблюдение ощущений, поскольку ощущения прямо связаны с телом, и с умом. Сиддхаттха — букв, «завершивший свою задачу», личное имя исторического Будды (санскр. «Сиддхартха»). Сута-мая-паньня — данная мудрость (см. паньня). Сутта — проповедь Будды или одного из его ведущих учеников. Танха — букв, «жажда»; включает как влечение, так и его изнанку — «отвращение»; Будда назвал танху причиной страдания уже в своей первой проповеди — в «Сутте запуска колеса проповеди» (дхамма-чаккаппаваттанэ-сутта); в Цепи Обусловленного Возникновения Будда объяснил, что танха возникает в качестве реакции на ощущение (см. выше гл. 4). Татхагата — букв, «так ушедший» или «так пришедший»; тот, кто идучи путем реальности, достиг предельной цели, — т. е. просветленная личность; выражение, которым Будда часто называл самого себя. Типитака — букв, «три корзины», три свода наставлений Будды, а именно: виная-питака, свод правил монашеского общежития, сутта-питака, свод проповедей, аб-хидхамма-питака, «свод высших поучений», т. е. систематическая философская экзегеза дхаммы (санскр. «трипи-така»). Тхеравада — букв, «учение старцев»; учение Будды в той форме, в какой оно сохранилось в странах Южной Азии — в Бирме, Шри-Ланке, Таиланде, Лаосе, Камбодже; как общепризнано, это — старейшая форма буддийского учения. Хинаяна — букв, «меньшее средство передвижения»; термин, применяемый к буддизму тхеравады сторонниками других школ; пренебрежителен. Чинта-мая-паньня — интеллектуальная мудрость (см. паньня). Читта — дух-душа-ум; читтанупассана — наблюдение за умом (см. сатипаттхана). Сила — мораль, добрые нравы: воздержание от телесных и словесных поступков, могущих повредить другим и себе; первый из трех видов работы над собою, при помощи которых осваивают Благородный Восьмеричный Путь (см. ария-атт-хангика-магта). Ятха-бхута — букв, «как оно есть», реальность. Ятха-бхута-няна-дассана — мудрость, возникающая из виденья истины, как она есть. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|