• Медитация Видеть кожей
  • Выводы Видеть кожей
  • Глава 5

    Видеть кожей

    Развивайте свою чувствительность и интуицию

    Забудь о кисти и туши — лишь тогда ты познаешь красоту пейзажа.

    (Цинь Хао.)

    Чувствительность — одна из главных составляющих тренировок в боевых искусствах. Мой тренер очень любит повторять: «Видеть надо кожей».

    «Чувствительность, — сказал бы он, — это ключ, открывающий множество дверей.

    Как нетрудно заметить, само понятие «чувствительность» связано с чувствами. Его можно истолковать как «способность понимать что-либо достаточно хорошо, чтобы действовать, опираясь на это понимание». Возможно, лучше всего толковать его просто как интуицию.

    Чувствительность — явление совершенно естественное, и она очень важна. В определенном смысле слова, это такой язык. Подумайте хотя бы, как много можно иногда сказать, просто положив человеку руку на плечо. Сколько слов потребовалось бы, чтобы объяснить все, что вы чувствуете и желаете выразить в это мгновение?


    Я помню, как мой наставник во время тренировок впервые познакомил нас с концепцией чувствительности. Мысль о том, что способности чувствовать надо учиться заново, произвела на меня глубокое впечатление.

    — Сосредоточься на своих ногах, — сказал он. — Что ты чувствуешь под ними?

    — Пол, — ответил я.

    — Закрой глаза. Глаза могут вводить в заблуждение, — заявил он. — Тебе придется научиться видеть кожей.

    Я закрыл глаза, на несколько мгновений погрузился в молчание и сообщил:

    — Я чувствую подошвы ступней, воздух вокруг них и кровь, текущую через них.

    — Это хорошо. Теперь заставь себя почувствовать больше. Что еще ты чувствуешь?

    — Кожу и мышцы, — ответил я.

    — А еще?

    — Свои голени, бедра, свой вес, остальное тело — корпус, плечи, кисти рук, руки, голову, свое дыхание, вас — да, я сколько-то чувствую вас, — добавил я. — А еще здание и всякие механизмы в здании, потоки энергии сверху и снизу, и ветерок, влетающий в окно.

    — Вот оно, — сказал наставник.

    Видеть кожей — это значит использовать для наблюдения за окружающими не только глаза. Вы можете чувствовать при помощи более глубокого восприятия и осознания. Используйте все ваши резервы. Чем больше вы сумеете почувствовать, тем лучше вы сможете определить, как и в какой момент стоит отреагировать на действия вашего противника — если на них вообще стоит реагировать. Чувствительность поможет увеличить скорость вашего мышления и развить интуицию.

    Тренер попросил меня встать перед ним. На этот раз он закрыл глаза, положил ладонь мне на грудь и велел ударить его. Я повиновался, и он мгновенно блокировал этот удар. Так он вновь продемонстрировал сверхъестественную способность угадывать мои намерения.

    — Наноси любые удары, какие захочешь, — сказал он.

    И как я ни старался достать его рукой или ногой или поймать на захват, он всегда успевал заблокировать или парировать мой удар.

    — Войдя в контакт с противником, тебе следует чувствовать, каким будет его следующее движение, — подчеркнул тренер.


    Существуют два типа чувствительности, внутренняя и внешняя — инь и ян. Инь (внутренняя) связана с нашей загадочной силой интуиции, в то время как ян (внешняя) связана с силой разума. Инь — это творческая энергия Вселенной, а ян — рациональная.[4]

    Видеть кожей — это, если говорить по сути, перемещение нашего внимания внутрь, где отклик зависит не столько от общей мышечной силы, сколько от глубокой чуткости к ци. Это перемещение внимания существенно увеличивает нашу способность чувствовать движения окружающих. В тот самый миг, когда мы интуитивно воспринимаем движение и действуем, полагаясь на это знание, мы перемещаем внимание от инь к ян, от внутреннего к внешнему — и тем самым создаем гармоничный поток энергии, вкладываем ее в наши действия и в нашу жизнь.

    Заставляя себя осознать это перемещение внимания и регулярно упражняясь в нем, мы можем развивать нашу чувствительность, или интуицию, и вкладывать ее в свои действия. Мы начнем двигаться более плавно. Нам легче станет достигать гармонии с другими людьми и с окружающим нас миром. Мы чаще станем ощущать окружающих. Наш разум станет быстрее, а впечатления — глубже.


    Сперва я думал, что мы оттачиваем чувствительность просто ради того, чтобы улучшить силу и точность ударов. И хотя это и вправду было так — отчасти, — я тогда плохо понимал, что истинная цель этих упражнений — помочь нам выйти за пределы ограничений, свойственных нашему телесному восприятию.

    Одно из самых известных и самых продуктивных упражнений, направленных на развитие чувствительности, которое мы применяли на тренировках, именуется ци сао — “липкие руки”. Для его выполнения нужно было поставить руки перед собой, так, словно держишь примерно в футе[5] от груди небольшой мяч. Затем два человека становились лицом к лицу, в одинаковую стойку, так, чтобы касаться друг друга запястьями. Из этого исходного положения нужно было мягко толкать свой воображаемый мяч к середине груди партнера, при этом то и дело проворачивая его на пол-оборота, вправо-влево. Задача тренирующихся — не размыкать рук и стараться особенно остро ощутить энергию партнера. Нам требовалось направить нашу энергию внутрь, сосредоточиться и пытаться при помощи интуиции ощутить малейшее движение напарника. Нам приказывали искать просвет между руками партнера, возможность пройти между ними, и, обнаружив этот просвет, наносить удар.

    Это упражнение не носит соревновательный характер. Оно скорее нацелено на развитие способности ощущать ци другого человека и интуитивно угадывать, куда она будет направлена. А в результате это ощущение позволяет нам узнать, что наш партнер делает или намеревается сделать. И мы можем блокировать его движение, продолжить его или нанести удар.

    Чувствительность и интуиция требуют мягкости и спокойствия — в противном случае мы, вполне возможно, не достигнем нужного настроя. Нам следует оставаться расслабленными, и в то же время собранными.


    Когда я вспоминаю различных партнеров, с которыми отрабатывал ци сао, первым делом мне всегда приходит на ум один из них. Он весил добрых три сотни фунтов — медведь, да и только. Всем хотелось попробовать: каково это — работать с таким великаном. По иронии судьбы, его прикосновение было настолько легким, что начинало казаться, что достаточно малейшего нажима — и его оборона прорвется. А когда ты пробовал это сделать, его руки вдруг оживали и становились стремительными, словно атакующая змея, изменяли направление твоего движения, заставляли тебя потерять равновесие и мгновенно тебя одолевали. Он никогда не использовал для этого мышечную силу. Его сила шла изнутри.

    Чувствительность и интуиция совершенно естественны. Они заложены в природе вещей. Всем нам случалось не в спортзале, а в обыденной жизни понять что-то до того, как оно на самом деле произойдет. Со многими из нас бывало, что мы подолгу не видели какого-то человека, а стоило лишь подумать о нем, и мы тут же сталкивались с ним нос к носу.

    Есть и другие примеры. Скажем, я довольно долго играл на скрипке, и за это время не раз наблюдал, как кто-нибудь из музыкантов интуитивно чувствовал образовавшуюся в музыке паузу и вклинивался туда с короткой импровизацией, — и всем слушателям оставалось лишь поражаться ее красоте и гармоничности. На самом деле, такая импровизация обычно настолько великолепно сочетается с основной темой, что человеку, не знакомому с этим произведением, трудно поверить, что она не прописана в нотах. Для музыканта же, действующего исключительно на чувствительности и интуиции, это действие кажется абсолютно естественным.

    Подобное же происходит при произнесении речей или просто при разговорах. Часто случается, что оратор, обращаясь к аудитории, решает вдруг сделать паузу, потому что это кажется ему уместным. А иной раз он что-то добавляет к заготовленной речи. Мы понимаем, что так будет правильно, когда у нас устанавливается контакт с другими людьми. Мы каждый день используем эти способности во время разговора, добавляя то, что нам хотелось бы сказать в данной конкретной ситуации, либо наоборот, что-то выбрасывая. Когда контакт установлен, мы это знаем. Мы ощущаем душевный подъем.

    Чувствительность и интуиция помогают нам понять, когда следует сделать какой-то шаг и как привести его в соответствие с нашими намерениями. Они помогают нам избежать манипулирования извне. С нами становится приятнее общаться и работать. Чувствительность и интуиция помогают нам избегать опасностей. Они могут помочь нам достичь наших целей, особенно в моменты замешательства. Более того, они могут привести нас к нашей истинной сущности. Чем больше мы развиваем эти навыки, тем больше на собственном опыте убеждаемся в их пользе, и тем охотнее вводим их в собственную жизнь.


    Иди вглубь, туда, где разум свободен и бесконечен. Учись видеть кожей. Вместо того, чтобы просто думать, учитесь сливаться со своим разумом. Доверяйте своим инстинктам. Пусть ваша жизнь будет безмятежной и чистой. Пусть она будет свободной. Стремитесь к гармонии.

    Медитация

    Видеть кожей

    В зрении есть сила, что превосходит те глаза, что в голове, и простирается далее, чем земля и небо.

    (Мейстер Экхард.)

    Данная медитация основана на упражнении из арсенала кун-фу, известном как ци сао, “липкие руки”. Чтобы отрабатывать его надлежащим образом, вам нужен партнер.

    Сосредоточьтесь. Дышите медленно и ровно. Расслабьте все тело. Направьте дыхание внутрь, перемещая сознание к нижнему дань-тянь. Почувствуйте, как очищающее, благотворное воздействие дыхания ширится с каждым вдохом. Очистите свой разум. Почувствуйте, как с каждым вдохом возрастает энергия вашей ци. Представьте себе зрительно, как ваша сияющая ци истекает наружу, окружая ваше тело защитной, благотворной энергией. (Лично мне нравится представлять ее в виде целительного белого света). Пусть ваше тело будет как можно более расслабленным; избавьтесь от всякого напряжения, которое может помещать вам ощутить энергию партнера.

    Исполнение ци сао одной рукой.

    Первый этап. Вам с партнером следует встать лицом к лицу, на таком расстоянии, чтобы ладонь правой руки одного касалась запястья правой руки другого.

    Проверив дистанцию, опустите руки; пусть они свободно висят вдоль тела.

    Протяните правую руку вперед, согните под углом около девяноста градусов, держа открытую ладонь вертикально. Ваш партнер должен поднять свою левую руку аналогичным образом, так, чтобы она, пересекаясь с вашей, образовала подобие буквы «Х». Внутренняя сторона его предплечья должна соприкасаться с внешней стороной вашего. Расслабьтесь. Встаньте как можно свободнее. Пусть ваши руки будут легкими, словно воздух.

    Второй этап. Начинайте медленно и легко водить рукой вперед-назад в направлении оси тела вашего партнера (воображаемой линии, проходящей через середину его тела сверху вниз), сохраняя при этом контакт рук. Важное замечание: движение при этом направляет плечо; ваше запястье при этом как бы зафиксировано примерно в одном и том же состоянии, как шарнир.

    Оба партнера должны следить, чтобы их запястья оставались гибкими и вращались, повторяя движение другого. При выполнении этого упражнения ваши запястья работают как ролик, плавно скользя по руке партнера взад-вперед.

    Нужно, чтобы внешнее ребро вашей ладони было нацелено в середину груди вашего партнера. Следите, чтобы ваши движения оставались медленными и плавными. Задача вашего партнера — сохранять контакт, следя, чтобы его руки оставались мягкими и легкими, и гармонично двигаться в такт с вашей рукой.

    Суть в том, чтобы движения были плавными и согласованными.

    Продолжайте эти движения, пока не почувствуете, что взаимодействие достигнуто. Вы выработаете общий ритм. Вы почувствуете, как соприкасаются и вращаются запястья, поддерживая друг друга.

    Продолжайте двигаться. Если вам кажется, что вы слишком сильно вытягиваете руку, придвиньтесь поближе к партнеру.

    В ходе этого упражнения вторая ваша рука должна расслабленно висеть вдоль тела.

    Сохраняйте сосредоточенность. Старайтесь почувствовать, как ци движется по рукам, и как можно лучше воспринять энергию вашего партнера.

    Повторите второй этап несколько раз, учась чувствовать энергию партнера и вашу энергию, текущую в одном русле с нею. Используйте все ваши внутренние ресурсы, чтобы присматриваться и прислушиваться друг к другу.


    Теперь вы готовы совершенствовать ваши навыки чувствительности и интуиции.

    Начиная с третьего этапа, один из вас должен атаковать, а другой — защищаться. Лучше всего делать это попеременно, меняясь после каждого попадания. Когда вы привыкнете к этому упражнению, вы сможете выполнять его, уже не договариваясь специально о чередовании атак. Вы сможете просто позволить всему идти естественным путем.

    В идеале, когда это упражнение выполняют два мастера, никому из них не удается задеть другого. Это происходит потому, что оба партнера обладают развитой чувствительностью, интуицией и умением подлаживаться под движения другого. Вот идеал, к которому следует стремиться.

    Третий этап. Продолжайте поступательные движения взад-вперед. Если сейчас ваша очередь атаковать и вы почувствовали подходящий момент, вам следует попытаться коснуться ладонью — очень легко — лба или середины груди вашего партнера.

    Следите за тем, чтобы ваши движения оставались медленными. Ни в коем случае не наращивайте скорость для того, чтобы достать партнера. Сохраняйте тот самый темп, который вы уже выработали во время предыдущих упражнений. Смысл заключается в том, чтобы при помощи чувствительности и интуиции отыскать брешь в движениях вашего партнера и в этот момент нанести удар (если сейчас ваша очередь атаковать), или уловить идущий удар и защитить свои уязвимые места (если сейчас ваш черед обороняться).

    Тому, кто защищается, следует не блокировать первые полдюжины ударов. Пусть ваш партнер нанесет их, чтобы вы оба могли почувствовать, как работает это упражнение.

    Затем, после того, как вы уловите суть, пытайтесь предотвратить наносимые удары; при этом ваша рука должна просто скользить взад-вперед, как на первом этапе. Внимательно следите за тем, чтобы не увлечься и не начать двигаться рывками, ускоряться или делать ответные движения более жесткими.

    Поменяйтесь ролями. Вы обнаружите множество способов отыскать брешь в движениях партнера, равно как и способов защищать уязвимые места, и при этом сохранять гармонию.

    Не забывайте: вам ни в коем случае не следует разрывать контакта рук.


    Усложненный вариант. Можно также попробовать выполнять это упражнение, перемещая руки по кругу (по часовой стрелке), а не просто взад-вперед, также сохраняя при этом постоянный контакт. Не старайтесь передавить друг друга. Сохраняйте мягкость. Стремитесь к гармонии. Затем в порядке усложнения попробуйте двигаться против часовой стрелки.

    Вы также можете попробовать практически распрямить запястье и работать всей рукой по более широкому кругу, сочетая это с меньшими круговыми движениями. Попробуйте опускать руку вниз (или поднимать вверх), а потом оттуда переходить на круговые движения. Вы можете описывать большие круги всей рукой или маленькие запястьем. Каждый вариант несет с собою новые возможности.

    Главное, что вам необходимо — это терпение. Не пытайтесь нанести удар, пока действительно не почувствуете открывшуюся брешь.


    После того, как вы отработаете исполнение ци сао одной рукой, вы можете перестать договариваться, кто когда атакует, а кто защищается. Оба партнера получают право наносить удар, когда чувствуют такую возможность. Я советую вам отрабатывать это упражнение с разными партнерами. Это поможет вам развить чувствительность и интуицию, основанную на изучении того, как проявляют ее другие люди.

    Если вы хотите и дальше развивать свои навыки и углублять чувствительность, попробуйте исполнять ци сао с закрытыми глазами.


    Ци сао показывает, что мы можем полностью выразить себя и в то же время подстроиться к другим — а значит, достичь с ними гармонии, — при помощи чувствительности и интуиции.

    Поразмыслите над способами применения этих навыков в повседневной жизни, для усовершенствования самосознания, доверия, умения общаться, дружеских отношений, непосредственности и многих других сторон вашей жизни. А затем попытайтесь внедрить их в жизнь.

    Выводы

    Видеть кожей

    Сегодня, если я поймаю себя на том, что пытаюсь контролировать происходящее вокруг, я прекращу это делать и вложу в свою интуицию при ведении разговоров столько же энергии, сколько вкладывал в попытки их контролировать.

    Сегодня я буду учиться полагаться на собственную интуицию, позволяя себе понимать и познавать мир изначальным способом.

    Сегодня я буду стараться больше смотреть и слушать, чем говорить, и буду прислушиваться к своим ощущениям, дабы понять, когда стоит заговорить.

    Сегодня я перестану стараться подталкивать события.

    Сегодня я перестану перенапрягаться.

    Сегодня я буду прислушиваться к голосу своего духа и позволю ему вести меня к счастью.

    Сегодня я положусь на силу Абсолюта и позволю ей сообщать мне обо всем происходящем вокруг, как о людях, так и о ситуациях.


    Примечания:



    4

    Автор использует собственную трактовку понятий инь и ян, отличающуюся от классической. (Прим. перев.)



    5

    Фут — 30,48 см.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх