ТЕКСТ 8


tan-nama-rupa-caritadi-sukirtananu-
sm?tyo? krame?a rasana-manasi niyojya
ti??han vraje tad-anuragi-jananugami
kala? nayed akhilam ity upadesa-saram 

tat — Господа Кришны; nama — святое имя; rupa — форма; carita-adi — качества, игры и так далее; su-kirtana — обсуждением или воспеванием; anusm?tyo? — и памятованием; krame?a — постепенно; rasana — язык; manasi — и ум; niyojya — занимая; ti??han — поселившись; vraje — во Врадже; tat — к Господу Кришне; anuragi — привязанные; jana — люди; anugami — следуя; kalam — время; nayet — нужно использовать; akhilam — все; iti — так; upadesa — советов или наставлений; saram — сущность.


ПЕРЕВОД

Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться все время - двадцать четыре часа в сутки - сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже [Голоке Вриндавана-дхаме] и служить Кришне, выполняя указания преданных. Необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые очень привязаны к преданному служению Ему.


КОММЕНТАРИЙ

Ум может быть как нашим другом, так и врагом, поэтому нам нужно с помощью специальной практики сделать ум своим другом. Движение сознания Кришны придает исключительное значение подготовке ума, цель которой - занять его постоянным служением Кришне. Ум хранит сотни тысяч впечатлений не только этой, но и множества предыдущих жизней. Налагаясь друг на друга, эти впечатления порою складываются в противоречивые образы. Вот почему деятельность ума может представлять серьезную опасность для обусловленной души. Тем, кто изучает психологию, известно о различных психологических изменениях в уме. В "Bhagavad-gita (8.6)" сказано:

ya? ya? vapi smaran bhava?
tyajaty ante kalevaram
ta? ta? evaiti kaunteya
sada tad-bhava-bhavita?

“О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, этого состояния он непременно достигнет”.

В момент смерти ум и интеллект живого существа создают тонкую форму определенного типа тела, которое живое существо получает в следующей жизни. Если в этот момент в уме неожиданно всплывет какой-нибудь нелепый образ, в следующей жизни человеку придется родиться в соответствующем теле. Но если в момент смерти человек будет думать о Кришне, он перенесется в духовный мир, на Голоку Вриндавану. Переселение души - очень тонкий процесс; по этому Шрила Рупа Госвами рекомендует преданным подготовить свой ум таким образом, чтобы они всегда помнили о Кришне и только о Нем. Точно так же язык нужно приучить говорить исключительно о Кришне и вкушать только кришна-прасад. Шрила Рупа Госвами далее советует нам: ti??han vraje - поселитесь во Вриндаване или в любом месте Враджабхуми. Враджабхуми - это окрестности Вриндавана площадью в восемьдесят четыре кроши. Одна кроша равна пяти квадратным километрам. Поселившись во Вриндаване, необходимо найти прибежище у стоп продвинутого преданного. Это даст нам возможность все время думать о Кришне и Его играх. Шрила Рупа Госвами подробно разъясняет это в своей книге “Bhakti-rasam?ta-sindhu” (1.2.294):

k???a? smaran jana? casya
pre??ha? nija-samihitam
tat-tat-katha-ratas casau
kuryad vasa? vraje sada

“Преданный должен всегда жить в трансцендентной обители Враджа и заниматься k???a? smaran jana? casya pre??ham, то есть помнить о Шри Кришне и Его возлюбленных спутниках. Следуя по стопам Его спутников и отдав себя под их вечное покровительство, человек проникается неотступным желанием служить Верховной Личности Бога”.

Далее в “Bhakti-rasam?ta-sindhu” (1.2.295) Шрила Рупа Госвами говорит:

seva sadhaka-rupe?a
siddha-rupe?a catra hi
tad-bhava-lipsuna karya
vraja-lokanusarata?

“В трансцендентной обители Враджа [Враджа-дхаме] нужно служить Верховному Господу Шри Кришне с тем же чувством, что Его приближенные, и, приняв непосредственное руководство одного из приближенных Кришны, идти по его стопам. Этим методом пользуются как на стадии sadhana[духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве], так и на стадии sadhya [осознания Бога], когда человек уже является siddha-puru?a - душой, достигшей духовного совершенства”.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур так прокомментировал этот стих: “Тот, в ком еще не проснулся интерес к сознанию Кришны, должен отбросить все материальные желания и укротить ум, следуя регулирующим принципам, благоприятным для духовного развития, то есть повторять имя Кришны, воспевать Его образ, качества, игры и помнить о них. Почувствовав вкус к подобным занятиям, следует поселиться во Вриндаване, где под покровительством и руководством опытного преданного проводить время в постоянных размышлениях об имени, славе, играх и качествах Кришны. В этом суть всех наставлений, касающихся преданного служения.

На начальном этапе необходимо все время слушать k???a-katha. Этот этап называется srava?a-dasa, стадией слушания. Постоянно слушая трансцендентное святое имя Кришны и описания Его трансцендентного облика, качеств и игр, человек достигает стадии признания, называемой vara?a-dasa. На этой ступени у него развивается привязанность к слушанию k???a-katha. Обретя способность в экстазе повторять святые имена, он достигает уровня smara?avastha, памятования. Вспоминание, погруженность в размышления, медитация, постоянное памятование и транс - таковы пять ступеней поступательного развития k???a-smara?a. Вначале памятование о Кришне может временами прерываться, но затем оно становится непрерывным. Непрерывное памятование переходит в сосредоточение, называемое медитацией. Когда медитация углубляется и становится постоянной, ее называют anusm?ti. Непрерывная и непрекращающаяся anusm?ti приводит человека на стадию samadhi, духовного транса. Достигнув совершенства в smara?a-dasa, или samadhi, душа приходит к осознанию своего естественного изначального положения. В этот момент она обретает совершенное и ясное представление о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. Это называется sampatti-dasa, совершенством жизни.

“Чаитанйа-чаритамрита” советует неофитам оставить все корыстные желания и, руководствуясь указаниями писаний, заняться регулируемым преданным служением Господу [sadhana-bhakti]. Таким образом у неофита постепенно разовьется привязанность к имени Кришны, Его славе, образу, качествам и т.д. Развив в себе такую привязанность, он сможет служить лотосным стопам Кришны спонтанно, да же не следуя регулирующим принципам. Эту стадию называют raga-bhakti - преданным служением в спонтанной любви. На этой стадии преданный может следовать по стопам одного из вечных спутников Кришны во Вриндаване. Та кое служение называют raganuga-bhakti. Raganuga-bhakti, спонтанным преданным служением, можно заниматься, находясь в santa-rasa. При этом преданный стремится стать коровой Кришны, Его посохом, флейтой в Его руках или цветами, украшающими Его шею. В dasya-rasa преданный следует по стопам таких слуг Кришны, как Читрака, Патрака или Рактака. В дружеской sakhya-rasa он может стать другом Господа, подобным Баладеве, Шридаме или Судаме.  В vatsalya-rasa, отношениях родительской любви, можно идти по стопам Нанды Махараджа и Йашоды, а в madhurya-rasa, любовной расе, стать подобным Шримати Радхарани, таким Ее подругам, как Лалита, или таким служанкам (manjari), как Рупа и Рати. В этом суть всех наставлений, касающихся преданного служения”.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх