|
||||
|
9 ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации – смена ведущих видов деятельности таких как: 1) ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интерио-ризация мотивов и задач); 2) усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных. Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах: 1) ребенок – «общественный взрослый»; 2) ребенок – «общественный предмет». Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение); 2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение); 3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра); 4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью); 5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе (в этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности); 6) подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы. Если взять процесс развития ребенка в общем, то можно выделить три основных этапа: 1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет); 2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т. е. интервал от 7 до 11 лет); 3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т. е. от 11 до 17 лет). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|