|
||||
|
7 ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы: 1) частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам; 2) общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека. К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста: 1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет); 2) период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии: а) 8—11 лет – конкретные операции; б) 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений. В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни: 1) раннее детство; 2) детство; 3) подростковый возраст. Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), пред-метно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст). Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет. Э. Эриксонописал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты: 1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием; 2) 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью; 3) 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины; 4) 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения; 5) 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли; 6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества; 7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом; 8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|