14 КОГНИТИВНАЯ СХЕМА И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей. Ж. Пиаже ввел такое понятие, как «схемы» – способы адаптации человека к окружающему миру посредством мышления и поведения. Как отдельная единица схема включает в себя элементарные движения и сложные двигательные навыки и умения в сочетании с умственными действиями.

Существуют когнитивные концепции Д. С. Бру-нера и Ж. Пиаже. Согласно концепции Д. С. Бру-нера для познания мира существует два способа – чувственный и двигательный. Ничто не может включиться в мысль, не пройдя в чувства и двигательную активность. Он говорит о сен-сомоторном отображении, которое развивается в течение всей жизни человека, но на первых годах жизни является ведущим. Сначала мир представлен с помощью образов, затем – в виде символов. Образы и символы организуют представления (уровень 5—6-летнего возраста). Мир понятий на основе обобщений доступен подросткам. В этом случае развитие мышления связано с развитием речи.

Наиболее подробная концепция развития ребенка принадлежит Ж. Пиаже. Мышление развивается во взаимодействии со средой, когда ребенок пытается адаптироваться к изменениям.

Поэтому внешнее воздействие или среда изменяют схемы активности ребенка. Существует три механизма, которые позволяют ребенку адаптироваться:

1) ассимиляция (умение ребенка приспосабливаться, проявляющееся на основе уже имеющихся навыков, и умение действовать с новыми, еще не известными предметами);

2) аккомодация (стремление ребенка изменить прежние умения и навыки в тот момент, когда меняются условия);

3) равновесие (в результате механизмов аккомодации вновь устанавливается равновесие между психикой и поведением ребенка, проявляющееся в том, что ребенок имеет определенные умения и навыки и может применять их в данных условиях).

Все познавательные процессы (по Ж. Пиаже) проходят следующие стадии:

1) сенсомоторную (стадию элементарного символического мышления);

2) стадию дооперациональную (с двух до шести-семи лет), на которой происходит формирование образов, представлений, усвоение схожести и различий предметов;

3) стадию конкретных операций (до 12 лет), на которой проявляется манипулирование символами, овладение мыслительными операциями и логическими правилами;

4) стадия формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх