|
||||
|
Глава 9. Проблемы как друзья Рассказывают, что когда-то в Китае жил один бедный старик, у которого был единственный сын и лошадь. В один холодный осенний день лошадь сорвалась с привязи и ускакала в горы. Односельчане пришли к нему и сказали: «О, несчастный, какое горе с тобой приключилось! Мы пришли сказать, что все тебя жалеем». Но старик сказал: «Не жалейте меня. Никогда нельзя сказать наверняка, что произошло с тобой, удача это или неудача». Через некоторое время лошадь старика вернулась, ведя за собой десять великолепных диких коней. Односельчане пришли к нему и сказали: «О, счастливый, какая удача тебе привалила! Мы пришли сказать, что все радуемся за тебя». Но старик сказал: «Не радуйтесь за меня. Никогда нельзя сказать наверняка, что произошло с тобой, удача это или неудача». Сын старика начал приручать диких коней, все шло хорошо, пока однажды одна из диких лошадей не сбросила его, и он сломал ногу. Односельчане пришли к нему и сказали: «О, несчастный, какое горе постигло тебя. Мы пришли сказать, что все жалеем тебя». Но старик сказал: «Не жалейте меня. Никогда нельзя сказать наверняка, что произошло с тобой, удача это или несчастье». Прошло несколько недель, и в Китае разразилась жестокая война. Все молодые люди были призваны на войну, а сын старика не мог пойти на войну, потому что лежал со сломанной ногой… У нас в Финляндии есть поговорка: «Как бы ни было плохо, в этом всегда есть что-то хорошее». Помимо страданий, несчастья и смутные времена имеют и положительные свойства. Даже настоящие трагедии, как например, безвременная смерть ребенка, по прошествии лет может восприниматься как опыт, принесший нечто денное, помогший обостриться чувствительности к страданиям других. Способность увидеть светлую сторону в любой сложной ситуации позволяет легче ее перенести. Когда проблемы видятся в позитивном свете, люди более творчески их разрешают. В случае долговременных проблем часто оказывается, что людям лучше удается достичь прогресса только после того, как они осознают, что кроме боли их испытание дало им и что-то ценное. Предлагая клиентам рассмотреть возможные положительные последствия их ситуации, важно помнить, что не всегда легко это сделать, особенно когда проблемы отличаются остротой. Например, когда предлагают человеку, недавно перенесшему утрату, посмотреть на положительную сторону произошедшего, он может воспринять это как оскорбление. Осознание того, что наши проблемы имеют и более светлые стороны, обычно приходит позже, когда мы оказываемся в состоянии оглянуться и посмотреть на вещи в другом ракурсе. Следующий небольшой рассказ Тапани описывает сессию, проведенную в психиатрической больнице. Клиентке помогают увидеть позитивную сторону ее несчастья, при этом Тапани предлагает ей посмотреть на ее нынешние обстоятельства как бы из далекого будущего. Семейная легенда Я проводил консультативную сессию в подростковом стационарном отделении психиатрической больницы. В группу была приглашена Сиру, 15-летняя девочка, вот уже несколько месяцев лечившаяся на отделении. Я начал сессию с вопроса о прогрессе Сиру и узнал, что она сделала важные шаги к своему выздоровлению. Например, она достигла больших успехов в школе при больнице. В последнее время она также провела первые выходные дома, с матерью, и все Прошло хорошо. Я начал беседу с Сиру, фокусируясь на ее успехах, а не на проблемах. Такой подход показался персоналу недостаточным, и они вежливо указали на то, что мне следует также обратиться и к некоторым ее проблемам. Я пошел навстречу их предложению, и сказал Сиру: — Выясняется, что ты достигла большого прогресса, но как случилось, что ты оказалась здесь? — Я здесь потому, что я сошла с ума, — сказала она деловым тоном. — И что же свело тебя с ума? — продолжал я. — Мой отец убил себя, и я не могла этого перенести. Одна из сестер объяснила, что отец Сиру был алкоголиком много лет и что однажды, когда он был сильно пьян, он покончил с собой. Некоторое время мы говорили о том, что случилось, и как с помощью больницы Сиру в конце концов смогла справиться с этой трагедией. Ближе к концу сессии я сказал: — Ты прошла через очень тяжелый период своей жизни, и то, что случилось, несомненно, было для тебя огромным ударом. Может быть, невозможно предвидеть, какими будут последствия в дальнейшем, но давай представим себе, что мы вдруг очутились в очень далеком будущем, где ты уже бабушка, у тебя есть взрослая дочь и внучка-подросток. Ты рассказала своей дочери о самоубийстве твоего отца и о времени, проведенном в психиатрической больнице. Твоя дочь, в свою очередь, рассказала твою историю своей дочери. Твоя история стала семейной легендой. И в легенде этой заключена мудрость, важная не только для твоей дочери, но и для твоей внучки. Как ты себе представляешь, в чем состоит эта мудрость? Немного помолчав, Сиру сказала: — Во-первых, я поняла, что можно выжить даже после самых ужасных вещей. — Она сделала паузу и продолжала: — Во-вторых, я была таким человеком, который держит свои мысли в себе. Это было нехорошо. Здесь в больнице я поняла, что если поговорить с кем-то, то становится легче. Проблемы учат нас жизни, и они несут в себе возможность личностного роста, но иногда они могут обладать еще и более поразительным качеством: они помогают разрешать другие проблемы. Это очень живо дошло до нашего сознания в связи со случаем с одним молодым человеком, который после попытки самоубийства сумел разрешить проблему, годами мучавшую его. История рассказана Беном. Целительная попытка самоубийства Мне позвонила женщина, которая беспокоилась за своего племянника Микко, и просила принять его для консультации. Она рассказала мне, что Мик-ко — ученик выпускного класса, и все у него шло прекрасно, как вдруг месяц тому назад совершенно неожиданно он совершил попытку самоубийства, приняв большую дозу снотворного. Его срочно отвезли в больницу, продержали там ночь, а на следующий день он был отпущен домой. Суицидная попытка Микко явилась ужасным шоком для всех в его семье. Во время этого телефонного разговора я также узнал, что за несколько месяцев до попытки суицида Микко сказали, что человек, которого он считал своим отцом, в действительности был его отчимом. После того, как Микко получил сведения о своем биологическом отце, он позвонил ему, и они назначили встречу. Встреча была короткой. Микко убедился, что его настоящий отец не заинтересован в поддержании дальнейших контактов. Все эти события, отягощенные большой загруженностью школьными занятиями, послужили, по мнению семьи, толчком к попытке самоубийства. Через несколько дней Микко был в моем офисе. Доверчиво и открыто он рассказал, как сейчас занят учебой, говорил и о своей девушке, с которой постоянно встречается около года. События, которые произошли несколько недель назад, казалось, принадлежали далекому прошлому. Я вкратце изложил Микко свой разговор с его тетей и спросил его о суицидной попытке. Он откровенно рассказал мне подробности той ночи, когда он принял сверхдозу. У меня сложилось впечатление, что он действительно намеревался лишить себя жизни, хотя количество транквилизаторов, которое он проглотил, было недостаточным, чтобы убить его. Он также рассказал мне о недавней встрече и объяснил, что хотя это и правда, что его настоящий отец не проявил интереса к сыну, не это толкнуло его на самоубийство. Мне было интересно услышать собственное объяснение Микко, и я спросил, хочет ли он мне рассказать. Он сказал, что когда он еще учился в начальной школе, у него был хороший друг Елле. Микко и Елле были неразлучны. Однажды, без всякой видимой причины, Елле покинул Микко и стал играть с другими мальчиками. Это происшествие разбило сердце Микко. Он стал думать, что с ним что-то не так, хотя и не мог понять, что именно. Микко никогда ни с кем не говорил о своем несчастье, но втайне стал винить себя и думать о суициде. Воспоминание о том, что он был отвергнут, и мысли о том, чтобы убить себя, преследовали его годами. По его словам, попытка суицида не была ускорена его теперешними обстоятельствами, а была завершением его тайного плана, который он скрывал годами. Когда Микко окончил свою историю, я спросил: — И что же теперь, после твоей попытки самоубийства? Говорил ли ты об этих вещах со своей семьей? — Я больше чем когда-либо, разговаривал со своим отцом. — Так теперь он знает все о Елле и мыслях о самоубийстве, которые ты вынашивал столько лет? — Да. Микко объяснил, что помимо разговоров со своим очимом, он также поговорил с матерью и со своей подругой о тех многих вещах, которые до того держал в себе. Оказалось, что в каком-то смысле его суицидная попытка сыграла роль несколько сакрального обряда, который помог замкнутому молодому человеку открыть свое сердце близким. — Тебе это может показаться странным, Микко, — сказал я, но в каком-то смысле мы можем сказать, что эти события, — твоя пригоршня снотворного и ее последствия — изменили тебя. Раньше ты держал все важные мысли и чувства внутри себя, но твоя суицидная попытка помогла тебе отомкнуть твою способность говорить с миром. После того как ты пришел в себя после отравления, ты рассказал о своих намерениях и сделав это, ты понял, что можешь говорить о чем угодно. Проблема замкнутости, кажется, ушла в небытие, поскольку ты теперь чувствуешь, что в состоянии сказать другим все, что тебе нужно сказать им. Как ты думаешь? Это правильно? — Да, это правда, — сказал Микко. Некоторое время мы говорили о том, как после суицидной попытки Микко во многих отношениях стал более зрелой личностью. Затем я объяснил ему, что я оказался сейчас в очень сложной ситуации: — Твоя семья думает, что ты нуждаешься в психотерапии, а теперь выяснлось, что твоя суицидная попытка в каком-то смысле вылечила тебя. Как будут реагировать твои родители на это открытие? — О, я думаю, они поймут. Мы так много говорили с ними в последнее время. — А твоя тетя? Не подумает ли она, что я воспринимаю случай с тобой недостаточно серьезно. — Я смогу бъяснить ей. Я думаю, она тоже поймет. Я сказал, что в свете того, что обнаружилось во ремя сессии, мне показалось, что в психотерапии нет необходимости. Я поблагодарил Микко за интересную дисскуссию и проводил его до дверей. Когда он уходил, я сказал, что он знает мой номер, если ему когда-нибудь понадобиться моя помощь, он ожет мне позвонить. Я пожелал ему удачи в учебе. Только после сессии у меня начали появляться сомнения. Было ли мое мнение о том, что суицидная попытка Микко принесла самоисцеление, объективнойподозревали о его слабости. Его жена обратилась к знакомому психологу, который встретился с ними обоими, и предложил Курту показаться психиатру. Курт проконсультировался с психиатром, который решил пригласить его на консультацию в наш тренинговый центр. История Курта со всей очевидностью напомнило нам о Микко. Мы вкратце изложили Курту историю Микко, а затем спросили его: — Возможно ли это, чтобы в вашем случае произошло то же самое? Вашапроблема сама начала решаться, когдаыперестали прятать ее от людей? — Да, — сказал он, — именно это произошло, и теперь я понимаю, что разговор об этом мне колоссально помог. Сперва я рассказал о своей тревоге жене и детям, потом психологу, потом психиатру и, наконец, всей этой толпе! Это вызвало волну смеха в группе. — Так что в некотором роде мы могли бы сказать, что ваши недавние страдания не были напрасными. Обострение вашей тревоги помогло вам от нее же и избавиться. — Думаю, это правда! — согласился Курт. — А как вы чувствуете себя сейчас, когда проблема осталась в прошлом? — спросил Тапани с улыбкой. Курт был удивлен этим замечанием, но быстро справился с удивлением, улыбнулся в ответ и сказал: — На самом деле очень хорошо. По мере продолжения сессии Курт все более убеждался в том, что действительно мог преодолеть свою проблему, став в ее отношении более открытым. В конце сессии он застал нас врасплох, произнеся короткую, но впечатляющую речь о том, как проблемы могут быть нам полезны, если только у нас хватает мужества взглянуть им в лицо. В самом конце, когда Курт собирался уходить, он пожелал нам всего наилучшего и пожелал всем нам когда-нибудь в жизни испытать нечто подобное. «Это сделает вас еще лучшими терапевтами» — сказал он. Группа, позабавленная энтузиазмом Курта, пожелала ему самой большой удачи. Впоследствии мы узнали от его психиатра, что Курт одобрительно отзывался о сессии, и дела его шли прекрасно. Исходя из нашего опыта, предложение клиенту идеи о том, что проблема была в какой-то мере полезна или помогла ему, лучше всего делать деликатно, предпочтительно, рассказав историю. Следующий случай, также взятый из нашего тренингового семинара, это еще один пример предложения идеи, что проблемы могут быть решениями с помощью рассказа об опыте бывших клиентов. Обучающая болезнь Исмо, менеджер, в возрасте около 50-ти лет, был приглашен на консультативную сессию врачом общей практики, который посещал наш тренинговый семинар. В течение последних нескольких месяцев Исмо регулярно, раз в две едели, встречался со своим терапевтом. Мы узнали, что Исмо уже более года страдал приступами паники. Очевидно, проблема была обострена тем, что на Исмо возложили ответственность за организацию компании, в которой он работал, — а это процесс, связанный с ольнением нескольких десятков бывших служащих. Проблема Исмо была настолько интенсивна, что он не мог ходить на работу уже более полугода. Его пребывание дома привело к напряженности внутри семьи. Исмо описывал свое состояние как внезапные и непредсказуемые приступы сердцебиения, заставлявшие его думать, что сердце вот-вот остановится совсем. Несколько раз, ведя машину, он сворачивал на обочину и вызывал неоложную помощь. Делались бесчисленные записи ЭКГ, но ни одна из них не оказала каких-либо нарушений. За прошедший год Исмо очень часто посещал отделение неотложной помощи местной больницы. — Можно ли сказать, что в последнее время наблюдается какой-то прогресс? — спросил Тапани. — Что бы сказали вы? — спросил Исмо у своего врача. — Да, произошел большой прогресс, — сказал врач. Он объяснил, что сейчас Исмо опять работает, и вот уже несколько месяцев как не просит снять ему ЭКГ. Сам Исмо добавил, что, набравшись храбрости вести машину в одиночестве на расстояние в 40 километров, направляясь на консультацию, он сделал еще один большой шаг по пути выздоровления. Это действительно было большим достижением, так как до сих пор он избегал водить машину и отваживался отъезжать всего на несколько километров от своего родного города. — Ну, а не думаете ли вы, что проблема миновала? — спросил Тапани. — Теперь намного лучше, но мне очень трудно поверить, что она действительно ушла, — сказал Исмо. — Конечно, не исключена возможность, что у вас в дальнейшем будут приступы, но давайте предположим, что с проблемой покончено раз и навсегда, — сказал Тапани. В этот момент Бен обратился с вопросом к группе: — Знаете ли вы, что означает термин «обучающая болезнь»? <pНикто не знал значения этого загадочного понятия. — Это болезнь, которая учит нас чему-то ценному в восприятии жизни, — объяснил Бен, и чтобы пояснить суть понятия, он вкратце рассказал истории МиккоиКурта. — Предположим, Исмо, — сказал Тапани, — что ваша проблема — это фактически, обучающая болезнь. В таком случае, что бы это могло быть, что поняли благодаря этой проблеме лично вы? Исмо задумался над вопросом, но не смог ответить сразу. Чтобы помочь ему, мы задавали ему более конкретные вопросы, предлагая подумать, заметил ли он какие-либо изменения в своем личностном росте, семейных отношениях, работе, духовной жизни, увлечениях и т. д. Выяснилось, что проблема Исмо вызвала много позитивных последствий. Он стал употреблять меньше алкоголя, улучшил свою диету и занялся спортом. Отношения с женой стали ближе, чем когда-либо, и он стал больше времени играть с ребенком. Стал с большим сочувствовием относиться к людям с аналогичными проблемами. Например, недавно у него был продолжительный разговор с сотрудником, которого беспокоила язва желудка. Исмо также открыл для себя, что обновился духовно. Он начал читать религиозную литературу и вел разговоры с женой и близкими друзьями о духовных и философских вопросах. — Если в самом деле ваша проблема была научающей болезнью, то похоже что она достигла своей цели, — сказал Тапани и продолжил с лукавым блеском в глазах: — Так что же вы чувствуете теперь, когда излечились? Исмо рассмеялся с облегчением и недоверием. После этого мы порекомендовали ему снова встретиться с его коллегой, страдающим язвой желудка, и рассказать ему, как в его собственном случае проблема была обучающей болезнью. Мы посоветовали ему побудить этого служащего исследовать свои обстоятельства и посмотреть, не является ли и его проблема с язвой желудка тоже обучающей болезнью. Исмо с готовностью принял это задание, и мы закрыли сессию. Примерно через месяц после консультации мы узнали от врача Исмо, что его приступы прекратились. Исмо сказал ему: «Думаю, я оставил свою проблему на том семинаре». Чтобы помочь людям конструктивно думать о своих трудностях, часто бывает полезно предложить им сочинить имя или прозвище своим проблемам. Трудно позитивно думать о своей «пограничной личности», но когда проблемы названы более личными именами, становится значительно легче узнавать аготворные последствия, которые уже наступили и воображать те, которые в итоге могут произойти. Следующий пример взят из мастерской, которую мы проводили в Институте Бехтерева в Санкт-Петербурге, где мы предложили клиентам как-нибудь обозвать свою проблему. Затем это имя используется, чтобы помочь ему посмот-ть на свою проблему в положительном свете. Иванушка Леонид, психиатр отделения неврозов, пригласил Игоря и Наташу, моло-пару в возрасте около 30 лет, на демонстрационное интервью. Леонид, решивший записать интервью на видео, рассказал нам, что встречался с Игорем несколько раз, а Наташа была приглашена впервые. Тапани адресовал свой первый вопрос Леониду: — Предположим, что ваш видео фильм «История Игоря и Наташи» будет отснят. Что это будет? Трагедия, комедия или история любви? Или, может быть, это будет учебный фильм? Леонид сказал, что он хотел бы, чтобы его фильм стал учебным видео. Тапани обратил свой следующий вопрос к аудитории: «Мне было бы интересно услышать, имеются ли у вас какие-либо фантазии о том, чему этот фильм мог бы научить. Прежде всего, как вы себе представляете, чем закончится фильм?» Игорь прервал его, чтобы объяснить, что его проблема настолько сложна, что невозможно представить себе какую-то финальную сцену, которая могла бы продемонстрировать, что проблема миновала. Он попросил разрешения объяснить всем нам, в чем его проблема. Затем он встал и сделал пятиминутное описание своей проблемы. Из синхронного перевода мы поняли, что Игорь пережил кризис. Он чувствовал себя одиноким и отгородился от других людей. Он много думал и страдал от чувства, что утратил контакт с собственными мыслями. — Что вы скажете, дал ли ваш муж точное описание своей проблемы? — спросил Бен у Наташи? — Да, он объяснил проблему в точности, как она есть, — сказала Наташа, которая заметно гордилась своим мужем. — Мы бы хотели, чтобы вы оба сейчас придумали имя этой проблеме, так нам будет легче говорить о ней. Нам хотелось бы, чтобы вы придумали приятное имя, потому что проблемы тоже могут иметь имена, совсем как люди. Постарайтесь найти имя вашей проблеме. Игорь и Наташа несколько минут говорили, а затем Игорь сказал, что они хотели бы предложить имя «Иван». Одна пожилая женщина из аудитории предложила этой паре назвать проблему «Иванушкой», что и было с радостью одобрено Игорем и Наташей. — Давайте представим себе, — продолжал Тапани, — что однажды в будущем мы встречаемся где-то, скажем на Маркетплейс в Хельсинки. Мы вместе сидим на солнышке и пьем кофе. Мы разговариваем какое-то время и узнаем, что оба вы очень счастливы. Мы спрашиваем вас об Иванушке. Что говорите вы? — Мы говорим, что не видели его давным-давно, — сказал Игорь. Наташа улыбнулась. — Что вы еще нам расскажете? Быть может, вы гордо представите нас всем своим шестерым детям? — пошутил Тапани. — Боже, нет! — сказала Наташа. — Один, максимум, двое. — А затем мы задаем следующий вопрос, — продолжил Тапани. — Оглядываясь назад, могли бы вы сказать, что Иванушка был, в каком-то смысле, вам полезен? Здесь в дискуссию вступил Леонид и сказал, что он заметил, что перед лицом текущих проблем Игоря, Наташа и Игорь стали ближе друг другу. Они согласились и сказали, что научились лучше друг друга понимать. Они также сказали нам, что за последнее время вели много долгих и углубленных философских дискуссий. Тапани обратился к Игорю и сказал: — Давайте вообразим, что когда-то в будущем вы решите организовать вечеринку, чтобы отметить юбилей давнего ухода Иванушки. Вы пригласите жену, возможно, некоторых друзей. А вы пригласите также Леонида, вашего доктора? — Да, конечно, — сказал Игорь. — А ваш старый друга Иванушка? Подумаете ли вы о том, чтобы пригласить и его? — спросил Тапани и продолжил: — Сейчас вам кажется, что Иванушка — это ваша головная боль, но в будущем вы можете увидеть его по-иному. Иванушка тогда может показаться вам учителем, который пришел в вашу жизнь, чтобы показать вам нечто ценное. Как вы отнесетесь к тому, чтобы пригласить его? — Я не только приглашу его, я посажу его во главе стола, — сказал Игорь. — Не думаете ли вы, что Иванушка фактически был вашим учителем философии? — спросил Бен и пояснил: — Не тот учитель, который учит вас тому, что написано в книгах, а практический учитель философии, который проводит вас через испытания и учит на опыте. Практические учителя часто очень раздражают, но мы начинаем испытывать к ним благодарность потом. По-вашему в этом есть смысл? Вы по натуре философ, Игорь? — Я могу ответить на этот вопрос, — сказала Наташа. — Да, Игорь очень даже философ. К нам в дом часто приходят люди обсудить с ним разные вещи. У него это очень хорошо получается. — В таком случае, не было ли так, что Игорь витал обычно в облаках, а пришел Иванушка и научил его стоять ногами на земле? — шутливо спросил Бен. Игорь улыбнулся, а Наташа сказала: — Очень может быть. Затем мы довели сессию до конца, предложив Леониду подумать, не озаглавить ли ему свой видеофильм «Иванушка»* Следующий пример, предоставленный Беном, иллюстрирует использование идеи о проблеме, являющейся другом, в истории с ребенком. Здесь, как и во многих других случаях, трудно знать наверняка, какую роль сыграла наша беседа в последующем выздоровлении, но как волнительно и приятно, когда думаешь, что это помогло! Спящий Еоуни был 10-летним мальчиком с необычной проблемой, мешавшей ему посещать школу. В течение последних трех месяцев он спал весь день и всю ночь. Он просыпался и вставал, чтобы поесть, но после того, как заканчивал, немедленно возвращался в постель. До того, как его стал мучить этот странный недуг, Еоуни страдал от боли в шее, для которой доктора не могли найти адекватного лечения. Несколько натуропатов также пытались помочь ему, но безуспешно. В конце концов родители отвезли Еоуни на прием к остеопату, который, по словам семьи, быстро вылечил боль в шее с помощью всего нескольких поворотов. К сожалению, сразу после избавления от боли, Еоуни погрузился в сон, что продолжалось уже три месяца. Еоуни, производивший впечатление умного мальчика, был бодр и энергичен, когда пришел со своей семьей на консультацию. Всего через четверть часа после начала сессии он начал жаловаться на сонливость и попросил разрешения уснуть. Я позволил ему, и он свернулся калачиком на софе рядом с отцом. Я продолжил разговор с родителями и узнал, что за последние несколько недель успех был ничтожным. Еоуни бодрствовал не более получаса. Я наблюдал Еоуни, лежащего на софе, и у меня сложилось впечатление, что он не спит в физиологическом смысле слова, а всего лишь дремлет. Я поделился этим своим наблюдением с родителями, и они подтвердили, что доктора, регистрировавшие его мозговые волны /ЭЭГ/ в детской психиатрической больнице, сказали то же самое. Поскольку я подозревал, что Еоуни мог слышать нашу дискуссию, я решил продолжать так, как будто и он активно слушает. — А что получается у Еоуни хорошо? — спросил я. — У него хорошо получается рисовать комиксы, — сказал отец. — Он рисует подробные истории в картинках, которые занимают иногда по нескольку страниц. — Это замечательно, — сказал я. — Может быть мы придумаем какой-то способ, как он мог бы использовать свой талант, чтобы помочь себе. Позвольте мне рассказать вам то немногое, что мне известно о североамериканских индейцах. Я слышал, что там есть племена, в которых время от времени человек начинает вести себя необычно. Тогда такой человек уходит в горы и живет там в уединении. Говорят, что такой человек — «искатель видения», и что он проходит болезненный процесс трансформации из рядового члена племени в хилера и обладателя мудрости. Он должен пройти через все невзгоды, и когда он в конце концов возвращается в свое селение, то пользуется уважением как человек, способный помогать другим. Можно ли предположить, что у Еоуни проходит через нечто подобное? — Это очень интересно, — сказала мать. Когда я была подростком, я очень болела. Мои ноги ослабели настолько, что я не могла ходить, и доктора сказали, что у меня прогрессирующее мышечное заболевание. В конце концов хирургическим путем мне удалили вилочковую железу, и после этой операции я быстро выздоровела. — Не думаете ли вы, что ваша болезнь была испытанием, которое каким-то образом помогло вам? — спросил я. — Например, не стали ли вы глубже чувствовать других людей и сострадать их бедам? — Да. В самом деле, многие мои друзья обращаются ко мне за помощью, когда у них что-то не ладится. — Значит, вы можете допустить, что проблема Еоуни, это, возможно, некий обряд перехода, в результате которого произойдет его личностный рост и, может быть, в будущем он сможет помогать другим? После этого я предложил использовать этот подход, чтобы помочь Еоуни. Наш разговор завершился планом, согласно которому отец попросит Еоуни поработать вместе с ним и составить комикс на эту тему. Мы обдумывали несколько примеров, одним из которых была история о космическом воине, утратившем силу под воздействием опасных лучей. Когда же воин исцелился, он обрел дар давать силу другим. Затем мы окончили сессию. Еоуни не просыпался, поэтому отцу пришлось нести его в машину на руках. Через несколько недель после этой сессии мне позвонила мать. Она сказала, что на прошлой неделе произошло излечение. Еоуни был отвезен родителями к терапевту, специализирующемуся вмассаже проективных зон стопы. Терапевт диагносцировала проблему как «пневмония» и сделала соответствующий массаж. Весь-следующий день Еоуни бодрствовал, и с тех пор посещал школу, выполнял свои обязанности по дому, и все опять стало нормально. Я позвонил матери через год, и она сообщила мне, что у них все хорошо по-прежнему. Во всех обществах существуют проблемы, которые считаются постыдными или которые невозможно преодолеть принятым способом. Механизмы, ответственные за закрепление проблем, несомненно, разнородны, но определенно, стыд и страх потерять свое лицо играют ведущую роль в сохранении проблем, а часто и в их усугублении. Когда человек чувствует, что окружающие, и тем более, близкие ему люди, смотрят на него, как на сумасшедшего, это мешает ему открыто посмотреть на проблему и лишает его творческого воображения, которое могло бы помочь найти выход. Видение же проблем как благоприятных возможностей чему-то научиться, духовно вырасти, понять нечто важное, помогает человеку сохранить чувство собственного достоинства. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|